Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 1. Организационно – правовые вопросы защиты РФ
Тема 3. Правонарушения и юридическая ответственность
военнослужащих
Лекция № 6. Понятие и виды
юридической ответственности военнослужащих
Обсуждено на заседании
кафедры
«__ »__________ 20__ года
Протокол №
– 20__
СОДЕРЖАНИЕ:
Цели занятия:
1) Дать систематизированные основы научных знаний о различных видах юридической ответственности военнослужащих, раскрывать состояние и перспективы развития правовой отрасли, профессиональной служебной деятельности, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
2) Формирование теоретической базы общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.
Данная лекция служит формированию у обучаемых следующих компетенций (в соответствии с рабочими программами специальностей по учебной дисциплине «Правоведение»):
Специальность 140801 – ОК-4.
Специальность 161101 02 – ОК-1, ОК-2.
Специальность 161101 03 – ОК-1.
Специальность 190109 –ВПК-26, ВПК-27, ВПК-28.
Специальность 200106 – ПК-1, ПК-3.
Специальность 210602 01 – ОК-1.
Специальность 210602 07 - ОК-1.
Специальность 210701 – ОК-1.
Специальность 230106 – ОК-2.
ВРЕМЯ: 2 часа
УЧЕБНО – МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: СИО-6
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие правонарушения и юридической ответственности. Юридическая ответственность военнослужащих.
2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих.
3. Административная и гражданско-правовая ответственность военнослужащих.
4. Материальная ответственность военнослужащих, ее виды и порядок привлечения к ней.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ФЗ «О статусе военнослужащих».
2. ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
4. Дисциплинарный Устав ВС РФ.
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Понятие юридической ответственности
Понятие ответственности тесно связано с жизнью общества, так как является одним из основных определений взаимоотношений между его индивидами. Именно ответственность придает общественным отношениям присущую им упорядоченность и предсказуемость. Суть ответственности состоит в том, что принятые в обществе правила поведения человека или групп людей должны восприниматься ими как необходимое условие существования, как залог осуществления естественных прав и свобод. В данном контексте ответственность обычно называют социальной. Социальная ответственность рассматривается, с одной стороны, как осознанная необходимость действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами, а с другой - как возможность негативной реакции общества на поведение лица, нарушающего эти нормы. Чаще всего термин «социальная ответственность» применяется во втором смысле. Различают следующие виды социальной ответственности — моральную, юридическую, ответственность перед общественными организациями.
Юридическая ответственность отличается от остальных видов социальной ответственности тем, что,
- во-первых, наступает в случае нарушения лицом установленных государством правил поведения (правовых норм);
- во-вторых, сама юридическая ответственность регулируется правовыми нормами;
- в-третьих, негативная реакция на нарушение норм права заключается в применении к правонарушителю установленных мер принуждения со стороны государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции и в этом смысле является результатом их деятельности.
В теории права под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера. В данном смысле юридическая ответственность, с одной стороны, выступает как средство наказания, кары виновного, а с другой стороны, несет воспитательную нагрузку, стимулируя дальнейшее правомерное поведение как самого правонарушителя, так и других лиц.
Для наступления юридической ответственности необходимо наличие двух оснований - нормативного и фактического.
Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются правовые нормы, предусматривающие ее наступление в том или ином случае. Фактическим основанием юридической ответственности является конкретное виновное противоправное поведение (правонарушение). Иными словами, юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.
Как следует из вышеизложенного, одной из основных категорий, определяющих юридическую ответственность и служащих основанием для ее наступления, является правонарушение. Правонарушение характеризуется как общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), за совершение которого наступает юридическая ответственность.
Правонарушения, обладающие большей общественной опасностью, влекут более строгие меры воздействия. Под противоправностью понимается направленность действия (бездействия) на нарушение нормы права. Виновность характеризует правонарушение с точки зрения наличия в противоправном деянии вины правонарушителя, которая выступает в форме умысла или неосторожности. Наказуемость характеризует правонарушение с точки зрения последствий его совершения, а именно — наличие предусмотренных государством соответствующих мер взыскания. Если применение взыскания за совершение того или иного деяния не предусмотрено, то правонарушением оно не является.
Состав правонарушения.
Для того чтобы точно определить вид конкретного правонарушения и соответствующее степени его общественной опасности наказание, используется особая теоретическая конструкция, называемая составом правонарушения. Под составом правонарушения понимается система его юридически значимых признаков. В составе правонарушения указанные признаки объединяются в четыре группы (стороны): объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения и субъективная сторона.
Объект правонарушения указывает на общественные отношения, охраняемые правом, на которые посягает правонарушитель. Этот признак служит критерием для классификации правонарушений. Так, различают правонарушения в сфере личных прав граждан, экономики, государственного управления. Указанный критерий также помогает определить, какой вид юридической ответственности подлежит применению в конкретном случае.
В объективную сторону правонарушения входят признаки, характеризующие его внешнее выражение — способ действия или бездействия, которым осуществляется противоправное посягательство, вредные последствия и причинная связь между ними.
Способ противоправного действия или бездействия в составе конкретного вида правонарушения может быть указан весьма подробно (что характерно для составов преступлений) либо не указан вовсе (характерно для большинства дисциплинарных проступков). В последнем случае способ противоправного поведения не влияет на отнесение конкретного правонарушения к тому или иному виду, однако может служить отягчающим или смягчающим фактором, влияющим на вид и размер наказания.
Вредные последствия — вредоносный результат противоправного действия, который может быть выражен в причинении материального ущерба, физических или моральных страданий и т. п. Целый ряд составов правонарушений не содержит данного признака.
Причинная связь между совершенным правонарушением и наступившим вредом является необходимым признаком состава правонарушения, если состав содержит обязательное условие наличия вреда.Причинная связь характеризуется:
во-первых, тем, что между явлением - причиной и явлением-следствием всегда существует временная зависимость (причина всегда предшествует следствию во времени возникновения;)
во-вторых, тем, что она является необходимой и достаточной: причина всегда с неизбежностью должна порождать следствие.
Сторону субъекта правонарушения составляют признаки, характеризую личность правонарушителя, такие как возраст, гражданство, состояние психического здоровья, а в ряде случаев и принадлежность к отдельным социальным группам (должностные лица, военнослужащие и т. п.).
Субъективную сторону образует признак, характеризующий внутреннее отношение правонарушителя к совершаемому деянию, - вина.
Под виной понимается психическое отношение лица к своему противопоа ному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Она означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вытекающих из этого поведения результатов. Вина является необходимым условием всех видов юридической ответственности, а форма вины, как правило, оказывает существенное влияние на меру наказания. Вина выражается форме умысла или неосторожности, которые различаются степенью наличия воли и разума правонарушителя в совершенном им противоправном действии или бездействии.
Правонарушение считается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный характер своего деяния, предвидело возможность его общественно опасных последствий и желало (прямой умысел) или сознательно допускало их наступление или относилась к ним безразлично (косвенный умысел).
Неосторожным считается правонарушение в том случае, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований рассчитывало предотвратить их наступление (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Признаки состава правонарушения формируют абстрактные модели различных видов противоправных деяний, давая четкое представление о том, какое именно поведение является юридически наказуемым и какому именно юридическому взысканию подлежит правонарушение, соответствующее конкретному составу. При этом юридически наказуемым будет являться только такое поведение, которое имеет все признаки состава правонарушения, предусмотренные правом.
Деяния, не подлежащие юридической ответственности.
В ряде установленных законодательством случаев деяние, имеющее все признаки состава правонарушения, тем не менее не считается противоправным и наказуемым.
К таким случаям относятся:
1. необходимая оборона;
2. причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;
3. крайняя необходимость физическое или психическое принуждение;
4. обоснованный риск;
5. исполнение приказа или распоряжения.
Не является правонарушением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т. е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Исключается юридическая ответственность и при причинении вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления орган власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и не было допущено превышения необходимых для этого мер.
Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, является их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам деяния, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, пои которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный.
Исключает юридическую ответственность при причинении вреда охраняемым законом интересам физическое принуждение, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).
Не является правонарушением и причинение вреда охраняемым законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.
Не является правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает ответственность. Приказ должен быть законным, уставным, отдаваться только в интересах службы и быть выполнен доступными и дозволенными способами. Приказ, отданный с нарушениями этих требований, является противоправным, и за его отдачу и выполнение несет ответственность тот, кто его отдал. Следовательно, подчиненный, выполнивший приказ начальника, не сознавая его незаконного характера, не может нести ответственности за свои действия и их последствия. В случае выполнения подчиненным заведомо незаконного приказа при полном осознании противоправности своих действий он подлежит ответственности вместе с начальником, отдавшим такой приказ.
Существуют следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, уголовная, материальная, административная, и гражданско-правовая. Различия между ними весьма многообразны, однако можно выделить основные. Так, уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, т. е. правонарушений, имеющих высокую степень общественной опасности. В этой связи уголовные наказания носят наиболее строгий характер (например, лишение свободы на длительные роки; высокие штрафы и т. д.). При этом уголовная ответственность охраняет от преступных посягательств все виды правоотношений, вне зависимости от отраслевой принадлежности последних. Указанному виду ответственности будет посвящена отдельная (следующая лекция №9).
Остальные виды юридической ответственности соответствуют основным отраслям права. Административная ответственность предназначена для защиты общественных отношений, регулируемых административными правовыми актами и применяется за совершение административных правонарушений. Гражданско-правовая ответственность действует в сфере правоотношений имущественного характера и наступает за нарушение договорных обязательств или причинение имущественного вреда вне этих обязательств.
Дисциплинарная и материальная ответственность применяется в сфере общественных отношений, складывающихся по поводу выполнения граждан ми трудовых функций в организациях, учреждениях и на предприятиях а также по поводу исполнения военнослужащими обязанностей военной службу При этом дисциплинарная ответственность применяется в случае нарушения гражданами своих трудовых обязанностей (обязанностей военной службы), материальная — если такое нарушение повлекло за собой причинение материального ущерба имуществу организации (воинской части).
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации допускает применение нескольких видов юридической ответственности к одному правонарушению. Так, одновременно с уголовной, административной и дисциплинарной ответственностью может применяться гражданско-правовая или материальная ответственность, если правонарушением причинен имущественный ущерб.
Все перечисленные виды юридической ответственности распространяются и на военнослужащих. Однако юридическая ответственность, применяемая к военнослужащим, имеет ряд особенностей, состоящих в следующем:
1. юридическая ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими, как правило, в сфере военно-служебных отношений;
2. в силу большего числа юридических ограничений, накладываемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность военнослужащих отличается большим кругом составов правонарушений;
3. в отношении военнослужащих применяется более строгая, по сравнению с другими гражданами, юридическая ответственность за совершение аналогичных правонарушений, отличающаяся специфическими мерами;
4. законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.
2. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Условием высокой организованности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск воинских формирований Российской Федерации является воинская дисциплина, правила которой строго соблюдаются всеми военнослужащими. Служить одним из важнейших активных средств укрепления воинской дисциплины призвана дисциплинарная ответственность военнослужащих.
Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки). Как следует из определения, дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбы с их нарушениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.
Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужащих являются:
• во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих (правовое основание),
• во-вторых, совершение воинского дисциплинарного проступка, т. е. виновного противоправного деяния (фактическое основание).
Дисциплинарная ответственность военнослужащих обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности в целом, но имеет ряд особенностей, свойственных только этому виду ответственности. Такими особенностями являются следующие:
Дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ являются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка.
Дисциплинарный проступок, в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 203 ФЗ - есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка, т. е. порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Следует заметить, что под законами, соблюдения которых требует от военнослужащих воинская дисциплина, понимаются только те из них, которые регулируют военно-служебные отношения. Законы, регулирующие, например порядок заключения и исполнения имущественных договоров, брачно-семейные отношения и т. п., не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является.Исключением из данного правила являются нарушения правил поведения военнослужащих в общественных местах, в том числе и во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест). Хотя эти правила распространяются как на военнослужащих, так и на всех остальных граждан, однако в соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ являются для военнослужащих требованием воинской дисциплины. За нарушение этих правил военнослужащие также привлекаются к дисциплинарной ответственности. Субъектом воинского дисциплинарного проступка являются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, служб и воинских формирований, в которых организуется военная служба. Помимо этого, правила воинской дисциплины распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, — при ношении ими этой формы.
Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка ДУ ВС РФ четко не определяется. По этой причине для вынесения решения о привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности не имеет значения, каким способом или в какой форме (действием или бездействием) им совершен указанный проступок.
Субъективная сторона сводится к требованию наличия вины в деянии военнослужащего. При этом вина может быть представлена в форме как умысла, так и неосторожности.
Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. В случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге.
Дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.
При назначении дисциплинарного взыскания командир (начальник или судья военного суда) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых в ходе предварительного разбирательства. В ходе разбирательства командиру (начальнику или судье военного суда) надлежит установить:
• действительно ли имел место проступок;
• где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;
• в чем он выразился;
• наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
• каковы последствия проступка;
• обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного
• причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.
Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.
При наложении дисциплинарного взыскания командиру (начальнику) запрещено унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.
Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.
Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях он при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток, после чего принимается решение о его ответственности.
Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.
Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника). Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Однако он имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.
Перечень дисциплинарных взысканий, а также перечень грубых дисциплинарных проступков с 4 декабря 2006 года определяются ФЗ «О статусе военнослужащих»
По своему характеру грубыми являются следующие дисциплинарные проступки:
• нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
• самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров), или гражданином, призванным на военные сборы;
• неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;
• отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;
• уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
• нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);
• нарушение правил несения пограничной службы;
• нарушение уставных правил караульной службы;
• нарушение уставных правил несения внутренней службы;
• нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;
• нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
• умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;
• уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;
• нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;
• нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;
• нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;
• исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
• непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной настоящим Федеральным законом дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;
За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
• выговор;
• строгий выговор;
• лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
• лишение нагрудного знака отличника;
• предупреждение о неполном служебном соответствии;
• снижение в воинской должности;
• снижение в воинском звании на одну ступень;
• снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
• досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
• отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
• отчисление с военных сборов;
• дисциплинарный арест.
Дисциплинарный арест
Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте.
Дисциплинарный арест применяется ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), а также военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола.
Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. При этом если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток.
Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок производства по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста определяется Федеральным законом №199–ФЗ от 1 декабря 2006 года.
3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Административная ответственность реализуется в форме применения к правонарушителю административных взысканий:
1. предупреждения;
2. административного штрафа;
3. возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. конфискации орудия совершения предмета административного правонарушения;
5. лишения специального права, предоставленного физическому лицу;
6. административного ареста;
7. административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
8. дисквалификации.
Перечисленные виды административных взысканий применяются судом или уполномоченными на то органами исполнительной власти. Право органов исполнительной власти применять административную ответственность предоставляется им в тех отраслях государственного управления, в которых они действуют. Примерами таких органов могут служить органы внутренних дел, таможни, государственные инспекции (автомобильная, охотничья, рыбнадзора и др.), военные комиссариаты и т. д. На указанные органы возлагается обязанность выявления административных правонарушений, оценка их характера, принятие решения о дальнейшем ходе дела, назначение административного наказания и обеспечение его исполнения. В случаях, предусмотренных в законе, административные наказания могут налагаться судом.
Нормы административного права подлежат соблюдению всеми гражданами Российской Федерации, в том числе и военнослужащими. При этом военнослужащие обязаны их исполнять не только во внеслужебное время, но и, как правило, на службе. По этой причине в случае нарушения указанных норм военнослужащие подлежат ответственности юридической (в том числе и административной).
Однако применение к военнослужащим мер юридической ответственности за нарушение норм административного права имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан (особые дисциплинарные требования к поведению военнослужащих, последовательное единоначалие в организации военного управления).
Упомянутые особенности предусмотрены ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения по общему правилу в соответствии с дисциплинарными уставами.
Исключением из этого правила служат совершенные военнослужащими нарушения:
• законодательства о выборах и референдумах;
• в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
• Правил дорожного движения;
• требований пожарной безопасности вне места службы;
• законодательства об охране окружающей природной среды;
• таможенных правил;
• правил режима Государственной границы РФ;
• пограничного режима;
• режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
• а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением того, что к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и в виде административного штрафа.
Гражданско – правовая ответственность военнослужащих
Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к военнослужащим предусмотренных гражданским законодательством мер воздействия, имеющих, как правило, имущественный характер, за совершение гражданского правонарушения (проступка) и представляет собой обязанность виновного лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам и т. п. Данный вид юридической ответственности направлен на охрану имущественных и некоторых видов неимущественных прав граждан (физическое здоровье и психическая неприкосновенность, авторство и др.).
Гражданско-правовой проступок представляет собой противоправное деяние, которое нарушает правопорядок в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, установленный гражданским законодательством.
Гражданско-правовые проступки подразделяются на два вида:
а) договорные проступки, связанные с вредом, причиненным вследствие нарушения договорных обязательств: их неисполнением либо ненадлежащим исполнением;
б) недоговорные проступки, связанные с вредом, причиненным имуществу физического или юридического лица.
Любое лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, например, военнослужащие, причинившие вред не при исполнении обязанностей военной службы деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ, осуществление строительной или иной связанной с ней деятельности и т. п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие неодолимой силы или умысла потерпевшего.
Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служебных обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В случае причинения вреда личности или имуществу граждан или юридических лиц при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы ответственность за вред перед потерпевшим должна нести воинская часть, в которой указанный военнослужащий проходит военную службу.
Военнослужащий, причинивший ущерб, возмещение которого было произведено воинской частью, обязан возместить воинской части произведенные ею расходы на эти цели, т.е. данный военнослужащий подлежит привлечению к материальной ответственности.
К мерам гражданско-правовой ответственности относятся:
1) признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;
2) принудительное исполнение какой-либо обязанности;
3) возмещение убытков;
4) выплата неустойки (штрафа, пени);
5) отобрание имущества, незаконно оказавшегося во владении;
6) устранение препятствий в осуществлении гражданских прав;
7) возмещение упущенной выгоды.
4. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,
ЕЕ ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НЕЙ
Данный вид юридической ответственности военнослужащих предусмотрен п. 4 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и подробно регламентирован Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Материальная ответственность военнослужащих согласно нормам указанных правовых актов распространяется и на граждан, призвании на военные сборы.
Основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности является правонарушение, соответствующее признакам, перечисленным в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». Указанные признаки также принято считать условиями привлечения военнослужащего к материальной ответственности.
К ним относятся:
• противоправное поведение (действие или бездействие) военнослужащего;
• причинение имуществу воинской части реального материального ущерба;
• наличие причинной связи между реальным ущербом и противоправным поведением военнослужащего;
• наличие вины военнослужащего;
• причинение ущерба при исполнении обязанностей военной службы.
Противоправными признаются такие действия, которые выражаются в нарушении конкретных правил, требований и норм, регулирующих порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества. Общим правилом, сформулированным УВС ВС РФ, является обязанность всех военнослужащих беречь военное имущество. Помимо этой нормы, действует широкий круг нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение сохранности военного имущества в отдельных случаях получения, выдачи, хранения и эксплуатации.
Реальный ущерб - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Под утратой имущества понимается его выбывание из владения пользователя или собственника помимо их воли и желания, вследствие непринятия действенных мер по сохранности этого имущества. Утрата налицо, например, при похищении имущества, его потере.
Повреждение имущества означает такое причинение вреда, при котором оно утратило, полностью или частично, свои полезные свойства. От утраты оно отличается тем, что всегда осуществляется самим виновным путем прямого воздействия на предмет (например, разрушением, поджиганием и т. п.).
Помимо стоимости утраченного или поврежденного имущества, реальный ущерб включает в себя также расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества. К таким расходам, например, следует отнести расходы по ремонту поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск (сил). К излишним денежным выплатам относятся штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба по гражданско-правовым договорам, в случае причинения вреда другим лицам и их имуществу.
Причинная связь означает, что реальный ущерб явился непосредственным следствием конкретного действия (бездействия) данного военнослужащего, а не воздействия внешних сил (природных явлений) или действий иных лиц.
Вина военнослужащего в причинении реального ущерба имуществу воинской части может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, признаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их нахождения в расположении своей воинской части либо вне ее, если они находятся в командировке или исполняют служебные задания.
В случаях, когда военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) причинил ущерб имуществу воинской части не при исполнении обязанностей военной службы, он подлежит привлечению к гражданско-правовой, а не материальной ответственности.
Виды материальной ответственности военнослужащих, порядок привлечения
Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» предусмотрено два вида такой ответственности — ограниченная и полная. Различие между этими видами материальной ответственности состоит в максимальном размере денежного взыскания, налагаемого на военнослужащего за один случай причинения им материального ущерба воинской части.
Деление материальной ответственности на виды направлено на решение задачи ее индивидуализации. Непосредственно решение данной задачи осуществляется путем установления за ряд правонарушений повышенного предела причитающегося с военнослужащего возмещения причиненного ущерба (ограниченная материальная ответственность) или устранения каких-либо ограничений возмещения, за исключением размера самого ущерба (полная материальная ответственность).
Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, отвечают в размере такого ущерба, но не более пределов, установленных Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».
Базовой ставкой для исчисления пределов материальной ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, является оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — только оклад месячного денежного содержания).
Применительно к конкретным случаям предел возмещения материального ущерба военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы) устанавливается кратно по отношению к базовой ставке (предусмотрен одно-, двух-или трехкратный размер такой ставки).
К ограниченной материальной ответственности военнослужащие привлекаются за ущерб, причиненный ими по неосторожности, в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и граждан, призванных на военные сборы) либо не более двух окладов месячного денежного содержания (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
Кроме того, к указанному виду материальной ответственности привлекаются:
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простой контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей (в размере не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет;
- командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращений его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба (в размере не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет);
- командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, что повлекло за собой причинение материального ущерба воинской части (в размере не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет).
Полная материальная ответственность военнослужащих предусматривается, прежде всего, тогда, когда меры, предпринимаемые командованием по сохранению военного имущества, оказываются нейтрализованными противоправным поведением самого военнослужащего (умышленным причинением реального ущерба имуществу воинской части, преступной небрежностью или легкомыслием, а также в условиях частичной утраты контроля за своим поведением под действием алкоголя, наркотических или токсических веществ либо умышленными действиями военнослужащего, повлекшими затраты на лечение в военно - медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения пострадавших военнослужащих). Кроме того, полная материальная ответственность наступает в том случае, когда ущерб причинен военнослужащим имуществу воинской части, переданному ему в особом порядке (под отчет).
При определении размера взыскания с военнослужащего размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.
Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.
Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.
Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев умышленного причинения ущерба.
Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20% месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного умышленно, - в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.
Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.