Понятие и сущность инноваций в образовании
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Инновационные процессы в системе начального образования
1. Понятие и сущность инноваций в образовании
Инновации – это определенная система упорядоченных элементов, действий и отношений, направленных на обеспечение высокого прогрессивного результата, который находит широкое применение и способен привести к значительным изменениям в жизни общества и государства
Инновационный процесс в образовании – это определенная комплексная деятельность, направленная на создание, освоение, использование и распространение новшеств в системе образования. В настоящее время инновации в образовательном процессе имеют большое значение, так как они в первую очередь направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Разрабатываемые и внедряемые инновации в образование весьма разнообразны.
Характерными чертами инновационных процессов в образовании являются: Направленность на решение наиболее актуальных вопросов образования. Инновации содержат новое видение решения существующих в образовании проблем. Могут быть использованы в широкой образовательной практике. Способствуют обновлению педагогических процессов, получению высоких образовательных результатов. В основе инновационных процессов заложены определенные образовательные новшества.
Новшество – это одна из характерных сторон содержания инноваций.
Новшества в сфере образования представлены:
• открытиями;
• адаптированными, переоформленными или расширенными действиями и идеями;
• решениями проблем, которые опираются не только на постановку цели, но и на реальные окружающие условия.
Инновации в образовании принято классифицировать по ряду признаков:
• В зависимости от предмета, который подлежит изменению.
• В зависимости от предполагаемой глубины преобразований.
• В зависимости от масштаба преобразований.
• В зависимости от ресурсоемкости включенных в него новшеств.
• В зависимости от уровня разработанности и готовности к внедрению.
Этапы инновационного процесса в образовании
Этапы внедрения инноваций в образование:
• Обнаружение потребности в изменениях, на основании проведенного анализа информации из внешней среды.
• Осознание потребности в кардинальных изменениях в сфере образования, принятие того, что действующая система морально устарела и неэффективна в обучении, воспитании и развитии детей.
• Преодоление стереотипов и привычек, осознание выгод от внедрения новшеств.
Инновационные процессы в образовании реализуются на основании ряда законов, разработанных В.А. Сластениным и С.С. Подымовой:
• Закон о необратимости и дистабилизации среды образования.
• Закон о возникновении инноваций вне системы.
• Закон о том, что инновации вызывают изменения по всех составных компонентах образовательного процесса.
• Закон о том, что внедрение инноваций в образовательный процесс требует организованного взаимодействия педагогической теории и практики.
Таким образом, инновационный процесс в образовании представляет собой систему, имеющую все необходимые структурные элементы, которые находятся во взаимосвязи друг с другом.
Инновационный процесс в образовании как система имеет следующие характеристики:
• Наличие деятельной структуры, представляющей собой совокупность ряда компонентов (цель, мотив, задачи, форма, содержание и т.д.).
• Наличие субъективной структуры, которая состоит из совокупности всех субъектов инновационного процесса.
• Наличие уровневой структуры, отражающей взаимосвязь инновационной деятельности субъектов на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный и т.д.).
• Наличие содержательной структур, предполагающей зарождение, разработку, освоение и внедрение инноваций во все сферы образования.
• Наличие структурированного жизненного цикла инноваций, который выражен последовательным прохождением всех этапов.
• Наличие управленческой структуры, которая предусматривает взаимодействие обязательных четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль.
• Наличие организационной структуры, включающей в себя следующие этапы: диагностика – прогноз – обобщение – внедрение.
Внедрение инновационных процессов в систему образования предполагает осуществление инновационной
Инновационная деятельность в образовании осуществляется с соблюдением ряда требований:
• Наличие конкретной новизны.
• Обладание определенным потенциалом, направленным на повышение эффективности процесса образования.
• Обеспечение долговременного полезного эффекта, который полностью будет оправдывать затраты, усилия и средства, потраченные на внедрение новшеств.
• Согласованность с иными новшествами в образовательном процессе.
Педагогические новшества делятся на несколько типов:
• Базовые или радикальные – это новшества, которые внедряют в образовательный процесс принципиально новые методы, средства, технологии и приемы.
• Комбинаторные – это новшества, которые предполагают использование разнообразных сочетаний и конструкций соединения элементов.
• Модифицирующие – направлены на улучшение и дополнение имеющихся исходных принципов, форм и конструкций.
Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих новшеств.
Инновационная деятельность педагогов имеет ряд характерных черт:
• Педагог разрабатывает и внедряет в образовательный процесс модель образования, которая кардинально отличается от общепринятой в образовательном учреждении модели.
• Реализуемая педагогом инновационная деятельность направлена не только на традиционное усвоение знаний, умений и навыков, но и на освоение навыков самопознания, самообразования, саморегуляции, самоопределения.
• Педагог не просто внедряет новшества в реализуемый образовательный процесс, а постоянно находится в поиске новых средств и методов, их апробации на практики.
• Данные методы и средства, направлены не только на учащихся, но и на саморазвитие самого педагога, его профессиональный и личностный рост.
Методы внедрения инноваций Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:
• Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
• Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
• «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.
Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.
Проблемы внедрения инноваций Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.
• Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
• Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
• Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
• Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ
Система инновационной деятельности в школе включает в себя следующие направления:
• отработка механизмов, связанных с обновлением содержания процесса образования (разработка компьютеризированных курсов, программное обеспечение, проблемное обучение, организация исследовательской работы при условии получения новых для учащихся знаний и прочее), а также форм процесса образования (новые методы преподавания, принципиально новые методики организации занятий на уроках, воспитательных мероприятий и прочее);
• отработка новых способов оценивания процесса образования (рейтинговая система, создание портфолио, расширение шкалы баллов и прочее);
• отработка систем, которые основаны на применении новых средств воспитания, в полной мере способствующих социализации школьников;
• отработка новшеств, которые направлены на привлечение общественных представителей к управлению учебным заведением;
• отработка новых способов повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждения образования, ориентированных в первую очередь на обеспечение предельно высокого качества образования (тьюторство, дистанционное обучение, освоение курсов касательно обучения экспертов, менеджеров образования и так далее).
2. Инновационные технологии в начальном образовании
Модернизация начального образования идет по нескольким направлениям:
• изменение целей начального образования, определение в качестве приоритетной – формирование ведущей для младшего школьника деятельности (учебной)
• изменение содержания начального образования
• Переход на новую систему оценивания образовательных достижений
• Вариативность начального образования
• Воспитание как часть образования
• Обновление образовательной среды начальной школы
• Родители как участники образовательной деятельности
• Роль учителя
Актуальность внедрения инноваций в школе определяется следующими факторами:
• новые вызовы общества, потребность в социально и профессионально успешных и конкурентноспособных людях,
• внедрение глобальной сети Интернет и СМИ в жизнь человека и общества,
• распространение цифровых технологий в обществе и образовании,
• необходимость осуществления личностного подхода в обучении и воспитании,
• ребенка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира.
Нововведения в начальных классах направлены, в первую очередь, на повышение качества воспитания и образования младших школьников. Но в разные периоды своего становления эти новообразования обладают различными целями, задачами, содержанием, проявлением.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
1) Коммуникативно-диалоговые технологии.
Цель: развитие коммуникабельности, формирование коммуникативных компетенций основными средствами риторики и эристики.
Основные виды: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.
2) Проблемно-поисковые технологии: виды, характеристика
Цель: развитие логического, креативного мышления; формирование самостоятельности, самоорганизации, умения работать в парах и группе; формирование общенаучных компетенций.
Основные виды: решение проблемных, проектных, исследовательских задач, проблемных ситуаций (иллюстрации, упражнения, оценки, проблемы); кейс-технологии (репродуктивно-творческого, исследовательского, творческого уровня); видео-практикум; презентации и защиты результатов учебного проектирования и исследования; учебный совет, заседание научной лаборатории и др.
3) Имитационно-игровые технологии.
Цель: формирование умений моделирования профессиональной ситуации и обсуждения различных способов ее решения; развития общепрофессиональных компетенций.
Основные виды: организационно-деятельностные, деловые, ситуационно-ролевые, креативные и праксиологические игры.
4) Арт-технологии.
Сущность арт-технологий заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития обучающегося.
Основными формами проведения арт-технологий являются: мини-лекции, кейс-студия, видеообсуждение, концепты, психогимнастические упражнения, библиотерапия.
3. Инновационная деятельность учителя начальных классов
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики.
Под готовностью к инновационной деятельности будем понимать совокупность качеств преподавателя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательного учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Направленность педагога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели.
В ходе осуществления инновационной деятельности педагог реализует следующие этапы:
• анализ состояния собственной образовательной деятельности и деятельности своей образовательной организации;
• поиск и оценка новшеств;
• разработка предложений о внедрении новшеств в образовательную систему учреждения;
• проектирование изменений;
• внедрение новшеств;
• подготовка и проведение экспериментов.
Один из компонентов готовности педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, компетентность в области педагогической инноватики. Педагог, хорошо подготовленный к инновционной деятельности в этом аспекте (в идеальном варианте):
• владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
• понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении;
• знает основные подходы к развитию педагогических систем образовательного учреждения;
• умеет изучать опыт других преподавателей-новаторов;
• умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
• умеет разрабатывать и обосновать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
• умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
• умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
• умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
• умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности образовательного учреждения;
• умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.