Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и сущность инноваций в образовании

  • 👀 511 просмотров
  • 📌 460 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие и сущность инноваций в образовании
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и сущность инноваций в образовании» docx
Тема: Инновационные процессы в системе начального образования 1. Понятие и сущность инноваций в образовании Инновации – это определенная система упорядоченных элементов, действий и отношений, направленных на обеспечение высокого прогрессивного результата, который находит широкое применение и способен привести к значительным изменениям в жизни общества и государства Инновационный процесс в образовании – это определенная комплексная деятельность, направленная на создание, освоение, использование и распространение новшеств в системе образования. В настоящее время инновации в образовательном процессе имеют большое значение, так как они в первую очередь направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Разрабатываемые и внедряемые инновации в образование весьма разнообразны. Характерными чертами инновационных процессов в образовании являются: Направленность на решение наиболее актуальных вопросов образования. Инновации содержат новое видение решения существующих в образовании проблем. Могут быть использованы в широкой образовательной практике. Способствуют обновлению педагогических процессов, получению высоких образовательных результатов. В основе инновационных процессов заложены определенные образовательные новшества. Новшество – это одна из характерных сторон содержания инноваций. Новшества в сфере образования представлены: • открытиями; • адаптированными, переоформленными или расширенными действиями и идеями; • решениями проблем, которые опираются не только на постановку цели, но и на реальные окружающие условия. Инновации в образовании принято классифицировать по ряду признаков: • В зависимости от предмета, который подлежит изменению. • В зависимости от предполагаемой глубины преобразований. • В зависимости от масштаба преобразований. • В зависимости от ресурсоемкости включенных в него новшеств. • В зависимости от уровня разработанности и готовности к внедрению. Этапы инновационного процесса в образовании Этапы внедрения инноваций в образование: • Обнаружение потребности в изменениях, на основании проведенного анализа информации из внешней среды. • Осознание потребности в кардинальных изменениях в сфере образования, принятие того, что действующая система морально устарела и неэффективна в обучении, воспитании и развитии детей. • Преодоление стереотипов и привычек, осознание выгод от внедрения новшеств. Инновационные процессы в образовании реализуются на основании ряда законов, разработанных В.А. Сластениным и С.С. Подымовой: • Закон о необратимости и дистабилизации среды образования. • Закон о возникновении инноваций вне системы. • Закон о том, что инновации вызывают изменения по всех составных компонентах образовательного процесса. • Закон о том, что внедрение инноваций в образовательный процесс требует организованного взаимодействия педагогической теории и практики. Таким образом, инновационный процесс в образовании представляет собой систему, имеющую все необходимые структурные элементы, которые находятся во взаимосвязи друг с другом. Инновационный процесс в образовании как система имеет следующие характеристики: • Наличие деятельной структуры, представляющей собой совокупность ряда компонентов (цель, мотив, задачи, форма, содержание и т.д.). • Наличие субъективной структуры, которая состоит из совокупности всех субъектов инновационного процесса. • Наличие уровневой структуры, отражающей взаимосвязь инновационной деятельности субъектов на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный и т.д.). • Наличие содержательной структур, предполагающей зарождение, разработку, освоение и внедрение инноваций во все сферы образования. • Наличие структурированного жизненного цикла инноваций, который выражен последовательным прохождением всех этапов. • Наличие управленческой структуры, которая предусматривает взаимодействие обязательных четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. • Наличие организационной структуры, включающей в себя следующие этапы: диагностика – прогноз – обобщение – внедрение. Внедрение инновационных процессов в систему образования предполагает осуществление инновационной Инновационная деятельность в образовании осуществляется с соблюдением ряда требований: • Наличие конкретной новизны. • Обладание определенным потенциалом, направленным на повышение эффективности процесса образования. • Обеспечение долговременного полезного эффекта, который полностью будет оправдывать затраты, усилия и средства, потраченные на внедрение новшеств. • Согласованность с иными новшествами в образовательном процессе. Педагогические новшества делятся на несколько типов: • Базовые или радикальные – это новшества, которые внедряют в образовательный процесс принципиально новые методы, средства, технологии и приемы. • Комбинаторные – это новшества, которые предполагают использование разнообразных сочетаний и конструкций соединения элементов. • Модифицирующие – направлены на улучшение и дополнение имеющихся исходных принципов, форм и конструкций. Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих новшеств. Инновационная деятельность педагогов имеет ряд характерных черт: • Педагог разрабатывает и внедряет в образовательный процесс модель образования, которая кардинально отличается от общепринятой в образовательном учреждении модели. • Реализуемая педагогом инновационная деятельность направлена не только на традиционное усвоение знаний, умений и навыков, но и на освоение навыков самопознания, самообразования, саморегуляции, самоопределения. • Педагог не просто внедряет новшества в реализуемый образовательный процесс, а постоянно находится в поиске новых средств и методов, их апробации на практики. • Данные методы и средства, направлены не только на учащихся, но и на саморазвитие самого педагога, его профессиональный и личностный рост. Методы внедрения инноваций Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают: • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент. • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента. • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка. Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза. Проблемы внедрения инноваций Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам. • Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе. • Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения. • Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ. • Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ Система инновационной деятельности в школе включает в себя следующие направления: • отработка механизмов, связанных с обновлением содержания процесса образования (разработка компьютеризированных курсов, программное обеспечение, проблемное обучение, организация исследовательской работы при условии получения новых для учащихся знаний и прочее), а также форм процесса образования (новые методы преподавания, принципиально новые методики организации занятий на уроках, воспитательных мероприятий и прочее); • отработка новых способов оценивания процесса образования (рейтинговая система, создание портфолио, расширение шкалы баллов и прочее); • отработка систем, которые основаны на применении новых средств воспитания, в полной мере способствующих социализации школьников; • отработка новшеств, которые направлены на привлечение общественных представителей к управлению учебным заведением; • отработка новых способов повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждения образования, ориентированных в первую очередь на обеспечение предельно высокого качества образования (тьюторство, дистанционное обучение, освоение курсов касательно обучения экспертов, менеджеров образования и так далее). 2. Инновационные технологии в начальном образовании Модернизация начального образования идет по нескольким направлениям: • изменение целей начального образования, определение в качестве приоритетной – формирование ведущей для младшего школьника деятельности (учебной) • изменение содержания начального образования • Переход на новую систему оценивания образовательных достижений • Вариативность начального образования • Воспитание как часть образования • Обновление образовательной среды начальной школы • Родители как участники образовательной деятельности • Роль учителя Актуальность внедрения инноваций в школе определяется следующими факторами: • новые вызовы общества, потребность в социально и профессионально успешных и конкурентноспособных людях, • внедрение глобальной сети Интернет и СМИ в жизнь человека и общества, • распространение цифровых технологий в обществе и образовании, • необходимость осуществления личностного подхода в обучении и воспитании, • ребенка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира. Нововведения в начальных классах направлены, в первую очередь, на повышение качества воспитания и образования младших школьников. Но в разные периоды своего становления эти новообразования обладают различными целями, задачами, содержанием, проявлением. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии: 1) Коммуникативно-диалоговые технологии. Цель: развитие коммуникабельности, формирование коммуникативных компетенций основными средствами риторики и эристики. Основные виды: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др. 2) Проблемно-поисковые технологии: виды, характеристика Цель: развитие логического, креативного мышления; формирование самостоятельности, самоорганизации, умения работать в парах и группе; формирование общенаучных компетенций. Основные виды: решение проблемных, проектных, исследовательских задач, проблемных ситуаций (иллюстрации, упражнения, оценки, проблемы); кейс-технологии (репродуктивно-творческого, исследовательского, творческого уровня); видео-практикум; презентации и защиты результатов учебного проектирования и исследования; учебный совет, заседание научной лаборатории и др. 3) Имитационно-игровые технологии. Цель: формирование умений моделирования профессиональной ситуации и обсуждения различных способов ее решения; развития общепрофессиональных компетенций. Основные виды: организационно-деятельностные, деловые, ситуационно-ролевые, креативные и праксиологические игры. 4) Арт-технологии. Сущность арт-технологий заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития обучающегося. Основными формами проведения арт-технологий являются: мини-лекции, кейс-студия, видеообсуждение, концепты, психогимнастические упражнения, библиотерапия. 3. Инновационная деятельность учителя начальных классов В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики. Под готовностью к инновационной деятельности будем понимать совокупность качеств преподавателя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательного учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения. Направленность педагога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели. В ходе осуществления инновационной деятельности педагог реализует следующие этапы: • анализ состояния собственной образовательной деятельности и деятельности своей образовательной организации; • поиск и оценка новшеств; • разработка предложений о внедрении новшеств в образовательную систему учреждения; • проектирование изменений; • внедрение новшеств; • подготовка и проведение экспериментов. Один из компонентов готовности педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, компетентность в области педагогической инноватики. Педагог, хорошо подготовленный к инновционной деятельности в этом аспекте (в идеальном варианте): • владеет комплексом понятий педагогической инноватики; • понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении; • знает основные подходы к развитию педагогических систем образовательного учреждения; • умеет изучать опыт других преподавателей-новаторов; • умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения; • умеет разрабатывать и обосновать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса; • умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств; • умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее; • умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов; • умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности образовательного учреждения; • умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.
«Понятие и сущность инноваций в образовании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot