Понятие и сущность государства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
университет
Кафедра теории и истории государства и права
Учебная дисциплина «Теория государства и права»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ Понятие и сущность государства
Составлены (кем) ФИО
1. Место проведения лекционного занятия
ауд.100
2. Объем учебного времени, отводимого на проведение занятия: 2 ч.
3. Цель лекционного занятия: Формирование системы научных представлений о понятии и сущности государства.
4. Задачи:
- образовательная : обеспечить изучение и усвоение материала по теме
- развивающая: развитие аналитического мышления и познавательных умений
- воспитательная: формирование интереса к изучаемой дисциплине и получаемой профессии
Изучение темы «Понятие и сущность государства» направлено на формирование следующих компетенций:
ОК-1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-3 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования по изучаемой дисциплине
5. Технические средства обучения, используемые при проведении лекционного занятия: интерактивная доска, наглядные пособия
6. Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление. Плюрализм в понимании и определении государства.Понятие и признаки государства. Роль территории в организации государства. Государственный суверенитет. Население государства как материальный фактор государственности. Сущность государства: понятие, методологические подходы к ее выявлению и исследованию. Критическое осмысление классового подхода к характеристике сущности государства. Общесоциальный аспект сущности государства. Типология государств – объективно-необходимый, закономерный ход познания государственно-исторического процесса развития государства. Методологические основания типизации государств. Типология государств, в формационном подходе. Сущность и разновидности рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического типов государств. Цивилизационный подход к типологии государств. Основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Переходные типы государств. Преемственность в развитии государства.
7. Образовательные технологии, в том числе интерактивные, используемые при проведении лекционного занятия**.
Проблемная лекция
8. Этапы работы и примерное распределение учебного времени: алгоритм реализации цели лекции с учетом примерного расчета времени.
№ п/п
Этап работы
Примерное время
(в мин.)
1
Вступительная часть занятия предполагает:
• решение организационных вопросов:
аобъявление темы и цели лекционного занятия; определение места и роли данного занятия в структуре курса, установление ее актуальности, теоретической и практической значимости;
• определение учебных вопросов для рассмотрения на лекции; установление порядка работы; формирование у обучающихся мотивации к службе.
10
2
Основная часть занятия предполагает:
• постановку проблемного вопроса;
• анализ учебных вопросов:
- 1-го вопроса;
- 2-го вопроса;
- 3-го вопроса;
• дискуссия по вопросу, в том числе заслушивание ответов двух-трех курсантов на поставленный ранее проблемный вопрос;
• выступление практического работника на тему …
• и т.д.
60
3
Заключительная часть занятия предполагает:
• вывод по теме, в котором преподаватель обобщает изложенные выше вопросы и возвращается к проблемному вопросу, высказывая свое мнение;
• подведение итогов работы на лекции и результатах достижения поставленной в начале занятия цели;
• обозначение задания для самостоятельной работы и подготовки к проверке знаний на семинарском занятии.
10
9. Конспект лекции (полный, дословный).
10. Задания обучающимся для самостоятельной работы и подготовки
к семинарскому (практическому) занятию.
1. Понятие, основные признаки государства.
2. Сущность государства.
3. Подходы к типологии государства
Подготовка докладов и сообщений
11. Учебно-методическое обеспечение лекции:
- нормативные правовые акты: Конституция РФ;
- основная учебная литература:
Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / под ред. В.А. Томсинова. - "Издательство "Зерцало", 2004 г.
Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. - "ЮНИТИ-ДАНА", 2012 г.
Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. - 2-е изд., исправл. и доп. - "Проспект", 2016 г.
дополнительная учебная литература, в т.ч. периодическая литература:
Макаров О.В. Публичная сфера: необходимость понятия и сущность // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 10. С. 46 - 49.
Фетюков Ф.В. Понятие механизма взаимодействия государства и гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 3. С. 18 - 20.
Бредихин А.Л. Понятие государственного режима и его место в системе смежных понятий // История государства и права. 2014. N 15. С. 42 - 46.