Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и структура познания

  • 👀 457 просмотров
  • 📌 374 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и структура познания» pdf
Лекция 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ Понятие и структура познания. Познание представляет собой творческую деятельность субъекта, ориентированную на получение достоверных знаний о мире. Его исходную структуру образует субъектобъектное отношение, центральной темой которого является вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта. В зависимости от решения этого вопроса в теории познания (или гносеологии) выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Познавательный оптимизм представляет собой такую позицию, которая заключается в признании принципиальной познаваемости мира. Что касается скептицизма, то для его сторонников характерно сомнение в возможности истинного и однозначного познания действительности. Корни скептического отношения к познанию можно обнаружить уже в античной философии, представители которой (Пиррон, Секст Эмпирик и др.) видели его относительность, но преувеличивали ее. Наконец, агностицизм как философская позиция является крайней формой скептицизма. Его сторонники, представленные прежде всего К. Юмом и И. Кантом, полностью или частично отрицают возможность познания мира, а также выявления его закономерностей и постижения истины. В качестве универсальной цели познания выступает истина, под которой имеется в виду знание, соответствующее своему предмету. При этом представления как о ней самой, так и о путях ее достижения конкретизировались в истории философии посредством проведения фундаментальных различий между знанием и мнением (Античность), верой и разумом (Средние века), а также знанием и незнанием (Новое время). В современной философии, унаследовавшей многие традиции Нового времени, понятия знания и незнания используются для обозначения различных аспектов познавательного процесса. Первое из нцх обозначает информацию об окружающем мире и самом человеке, а второе — отсутствие ее. При этом знание рассматривается как итог познавательного процесса, откладывающийся в человеческой культуре и создающий основу поведения людей. Оно выражается в символах, образах, суждениях, понятиях, теориях и других формах. Что касается незнания, то оно предстает как некоторая пассивная область, которую предполагается освоить путем перевода ее в знание. Формами существования незнания являются задача, вопрос, проблема, парадокс, противоречие и т. д. Процесс познания представляет собой единство знания и незнания, которые служат соответственно его статичной и динамической характеристиками. При изучении объекта человек сначала сталкивается с непониманием какой-либо его стороны, воплощающимся в незнании, которое затем через попытку донять его переводится в знание. Таким образом, в актах познания можно выделить два относительно самостоятельных процесса, которыми являются непонимание и понимание. Первый из этих процессов имеет своим результатом выработку незнания, а второй — выработку знания. В настоящее время познание изучается не только философией, но и специальными науками: когнитивной психологией, логикой, методологией научного познания, историей науки, науковедением, социологией знания и др. Изучая его, философия опирается на результаты этих наук. Однако сущность познавательного процесса является предметом философского рассмотрения, которое составляет мировоззренческо-методологическую основу осмысления исследовательской деятельности в любой другой области научного познания. Научное и ненаучное познание. Будучи сущностной характеристикой бытия культуры, познание в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания, а также соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Одной из его древнейших форм является обыденное познание, которое возникло на основе повседневной деятельности людей. С научным познанием его объединяет общая цель, которая заключается в том, чтобы получать истинное знание об окружающем мире. Как и наука, обыденное познание опирается на принцип реализма, который принимает в нем форму здравого смысла. Согласно здравому смыслу, окружающий мир существует объективно, т. е. независимо от воли и сознания человека. Именно здравый смысл, отвергающий наличие каких-либо сверхъестественных сил, позволяет отличать реальное от иллюзорного, а действительное — от кажущегося. С другой стороны, обыденное познание обладает такими чертами, которые отличают его от науки. Во-первых, оно носит не систематический, а фрагментарный характер. Обыденное познание имеет дело с суждениями, которые часто не связаны друг с другом, а получаемые в нем выводы, представляющие собой обобщения результатов случайных наблюдений, не объединены в целостную систему. Во-вторых, обыденное познание не связано с выработкой специальных методов, используемых для получения знания. Знание передается в нем от одного поколения к другому, а также получается в результате случайных наблюдений и рассуждений людей по поводу происходящих событий. В-третьих, обыденное познание не требует от людей специальной подготовки, а также соблюдения норм исследовательской этики. В процессе усвоения культуры происходит не только передача знаний от одного поколения к другому, но и развитие навыков, необходимых человеку для осуществления простейших познавательных действий. Не менее древним, чем обыденное, является мифологическое познание, уходящее своими корнями в первобытное общество, средством координации которого был миф. Будучи рассказом о событиях, которые определяли само существование древних людей, миф представлял собой продукт воображения, а не чистой фантазии. Его носителем на раннем этапе человеческой истории было общество в целом, которое осуществляло регуляцию поведения людей посредством запретов и регламентации. Сохраняя свою социальную роль и воспроизводясь в процессе становления психического мира индивида, миф в дальнейшем приобрел и художественную ценность. В его рамках вырабатывались определенные знания о природе, обществе, самих людях, условиях их бытия, формах общения между ними и т. д. Таким образом, мифологическое познание представляет собой фантастическое отражение реальности, т. е. бессознательно-художественную переработку природы и общества посредством народной фантазии. Предпосылками мифологического познания служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды, а также нерасчлененность первобытного мышления, не отделившегося еще от эмоциональной сферы. Развитие этих предпосылок имело своим результатом метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, а также очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическое познание характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д. Объяснение как отдельных вещей, так и мира в целом сводилось в нем к рассказу об их происхождении и творении. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, поскольку оно воплощало коллективный опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил для них предметом веры, а не критики. С мифологическим познанием генетически связано религиозное, представляющее собой эмоциональное отношение людей к тем природным и социальным силам, которые господствуют над ними. Будучи фантастическим отражением действительности, оно имеет своим результатом определенное знание о ней, хотя нередко и превратное. Сокровищницей религиозных знаний является прежде всего священное писание, имеющееся в каждой религии. Согласно вероучению, оно представляет собой религиозные книги, написанные по внушению Бога. Так, в христианстве священным писанием считается Библия, содержание которой формировалось с VIII в. до н. э. в течение тысячи лет. Она включает в себя мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи этических норм, любовную лирику, религиозную поэзию и др. В Библии отражены различные социальные, а также политико-этические воззрения. Главной священной книгой ислама является Коран, включающий в себя религиозно-догматические, мифологические и правовые тексты. Он представляет собой собрание проповедей; заклинаний, ежедневных молитв, назидательных рассказов, притч, а также обрядовых и юридических установлений, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине, которые считаются исламскими святынями. Будучи выдающимся памятником мировой культуры, Коран оказал наиболее сильное влияние на развитие арабо-мусульманского мира. С религиозным познанием ассоциируются такие методы, как откровение и медитация. Откровение представляет собой открытие божеством своей воли или каких-либо истин, которое может осуществляться его явлениями, знамениями, видениями и внушениями. В большинстве религий оно рассматривается как основа приобщения к божественному знанию, которое не может быть приобретено путем логических рассуждений. Согласно религиозным представлениям, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения (Моисей, Христос, Мухаммед и др.). Что касается медитации, то под ней имеется в виду погружение умом в предмет, которое достигается путем сосредоточения на нем одном и устранении всех факторов, рассеивающих внимание. Такие факторы могут быть как внешними (звук, свет и т. д.), так и внутренними (физическое или эмоциональное напряжение). В религиозно-философских учениях Индии и Китая медитация понимается как мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте. В первоначальном христианстве она трактовалась как слияние двух личностей — человеческой и божественной. Интерес к медитации был характерен для Юнга и других представителей психоанализа, которые обращали внимание на ее психотерапевтический эффект. В рамках мифологии возникает не только религиозное, но и художественное познание, которое получает наиболее развитое выражение в искусстве. Оно представляет собой восприятие человеком предметночувственных образов, созданных художником. Поскольку способность к художественному творчеству относится ко всему человечеству, каждый индивид в той или иной степени является художником, который может не только воспринимать, но и создавать прекрасное. Однако художник в собственном смысле должен обладать творческой одаренностью в искусстве (художественным талантом), профессиональным образованием и выучкой (мастерством), а также совокупностью определенных политических, философских и этико-эстетических взглядов, получающих отражение в его мировоззрении. Свое видение мира он воплощает в художественных образах, восприятие которых является процессом сотворчества, развоплощения и образования смысла, т. е. их значения для читателя, зрителя или слушателя. Таким образом, искусство выполняет познавательную функцию. Эта функция заключается в том, что оно способствует пониманию эстетических и других ценностей, а также является особой формой самосознания. Накопленный человечеством опыт обыденного, мифологического, религиозного и художественного познания обобщается в философии, которая возникла в середине I тысячелетия до н. э. как на Востоке (Индия, Китай), так и на Западе (Греция). Философское познание представляет собой целостное познание мира, спецификой которого является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы бытия, а также определить место человека в нем. От обыденного, мифологического, религиозного и художественного познания оно отличается более широким базисом, включающим в себя весь исторический опыт человечества, а также тесной связью с наукой. Субъект философского познания стремится не только понять бытие и место в нем человека, но и показать, какими они должны быть. Иными словами, он стремится создать идеал, содержание которого обусловлено его мировоззренческими установками. Средством философского познания служат категории, представляющие собой формы мышления, которые отражают наиболее общие свойства и отношения реальной действительности, а также человеческого познания. К ним относятся материя, сознание, движение, время, пространство, противоречие, а также качество и количество, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма и др. Будучи отражением реального мира в сознании человека, категории имеют объективный характер, т. е. отражают то, что существует в природе и обществе независимо от него. Все они имеют один и тот же объект, в качестве которого выступает реальный мир. С другой стороны, категории субъективны. Будучи формами мышления, в которых фиксируется знание о реальных предметах, они представляют собой ступени познания мира. Категории образуют целостную систему, элементы которой неразрывно связаны друг с другом. Рассмотренным формам ненаучного познания противопоставляется научное, которое понимается как вид деятельности, направленной на разработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Оно ставит себе целью выявить законы, в соответствии с которыми могут преобразовываться объекты, встречающиеся в человеческой деятельности. Поскольку в этой деятельности могут преобразовываться любые объекты (фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. д.), все они могут стать предметом научного познания. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим собственным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Для науки характерен прежде всего объективный способ рассмотрения мира, который отличает ее от других форм познания. Так, в искусстве отражение действительности представляет собой соединение объективного и субъективного, поскольку любое воспроизведение событий или состояний природы и общества предполагает их эмоциональную оценку. Отдельные объективные знания может давать и обыденное познание, однако оно ограничивается отражением только тех объектов, которые встречаются в повседневной практике людей. Научное познание способно выходить за рамки этой практики, открывая для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах его развития. Отражая мир в его объективности, наука не исчерпывает собой всей культуры. Она составляет лишь одну из сфер человеческой деятельности, которая взаимодействует со всеми другими — моралью, религией, философией и т. д. Из стремления науки к расширению области изучаемых объектов безотносительно к возможности их практического освоения вытекают все остальные признаки, которые отличают ее от других форм познания. Вопервых, научное познание характеризуется системной организацией, обоснованностью и доказанностью знания. Поскольку практика повседневной жизни не может рассматриваться как универсальный критерий истины, для обоснования получаемых в нем утверждений используются эксперимент и логические рассуждения. Во-вторых, научное познание предполагает применение особых средств и методов деятельности. Эти средства, включающие в себя научный язык и специальные приборы, обеспечивают исследование новых объектов, а методы придают ему упорядоченный характер. В-третьих, существуют специфические требования к субъекту научного познания. Эти требования включают в себя умение применять существующие в науке средства и методы, а также усвоение особой системы ценностей, фундаментом которой является установка на постоянное наращивание истинного знания. Уровни и методы научного познания. Научное познание представляет собой развивающуюся систему знания, которая включает в себя два уровня — эмпирический и теоретический. В основе различения этих уровней лежит выделение в нем эмпирического и теоретического исследований, которые тесно связаны друг с другом, хотя и имеют свою специфику. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения, а также эксперимента. Что касается теоретического исследования,, то оно связано с развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание закономерностей объективной реальности. Эмпирическое и теоретическое исследования органически взаимосвязаны, предполагая друг друга в целостной картине научного познания. Выявляя вновь обнаруженные данные наблюдения и эксперимента, первое из них стимулирует развитие второго, а также ставит перед ним новые задачи. С другой стороны, теоретическое исследование открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, а также ориентиру Научный факт включается в теоретическую систему и обладает двумя фундаментальными свойствами: достоверностью и инвариантностью. Его достоверность проявляется в том, что он воспроизводим и может быть получен посредством новых экспериментов, проводимых исследователями в разное время. Инвариантность научного факта заключается в том, что он сохраняет свою достоверность независимо от многообразных интерпретаций. Факты науки становятся основанием теории благодаря их обобщению, простейшими формами которого являются систематизация и классификация. Систематизация представляет собой процедуру сведения в функциональных целях групп однородных предметов к определенному иерархизированному единству на основе существующих между ними связей, а также их связей с внешним миром. Что касается классификации, то под ней имеется в виду разбиение множества объектов на подмножества по определенным признакам. Классификация может быть искусственной или естественной, называемой также систематикой. В основе искусственной классификации лежат несущественные признаки предметов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т. д.), тогда как естественная классификация основывается на их существенных признаках (например, периодическая система элементов Менделеева). Развитие науки связано с переходом от дескриптивных классификаций, упорядочивающих в удобной форме накопленные эмпирические результаты, к структурным, которые позволяют раскрыть сущность классифицируемых объектов. Более сложными формами обобщения фактов являются эмпирические гипотезы и эмпирические законы, которые раскрывают устойчивую повторяемость и связи между количественными характеристиками исследуемых объектов, устанавливаемых с помощью фактов науки. Научные факты, а также эмпирические гипотезы и эмпирические законы дают лишь знание о том, как протекают явления и процессы, но они не отвечают на вопрос, почему те протекают именно в такой форме, а не в другой, т. е. не объясняют их причины. Так, если мы только фиксируем падение жизненного уровня значительной части населения России в связи с проведением в ней в начале 1990-х гг. «шоковой терапии», но не объясняем его, то полученное нами знание является эмпирическим по своей природе. Задача науки заключается в том, чтобы найти причины явлений, т. е. объяснить сущность процессов, лежащих в основе устанавливаемых ею фактов. Она решается в рамках высшей формы научного знания, которой является теория. Под теорией имеется в виду форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теория представляет собой органическую развивающуюся систему истинного знания (включающую в себя и заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории: 1) исходные основания — первичные фундаментальные понятия, принципы, законы, постулаты, аксиомы и т. д.; 2) идеализированные объекты — абстрактные мысленные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, абсолютно твердое тело или идеальный газ); 3) логика теории, содержащая определенные правила вывода и способы доказательств, нацеленные на прояснение ее структуры и развитие знания; 4) совокупность законов и утверждений, выведенных логически из основных положений теории в соответствии с определенными принципами; 5) философско-методологические установки и ценностные факторы. Научная теория выполняет ряд функций, основные из которых представлены следующими: 1) синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, развивающуюся целостную систему; 2) объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, а также законов происхождения и развития; 3) методологическая функция — разработка на базе теории многообразных методов, способов и приемов исследовательской деятельности; 4) предсказательная функция — формулировка представления о наличии неизвестных ранее фактов, объектов и их свойств или о тех из них, существование которых известно, но еще не выявлено; 5) практическая функция — воплощение в практику, т. е. превращение в руководство к действию по изменению окружающей действительности. Каждая наука имеет не только свой предмет, но и метод, обусловленный в конечном счете спецификой самого предмета. Метод представляет собой систему предписаний, принципов и требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, а также достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяя экономить силы и время при движении к цели кратчайшим путем. Основная функция метода заключается в том, чтобы регулировать познавательную и иные формы деятельности. Оценивая роль метода в научном познании, необходимо избегать двух крайностей: во-первых, недооценивать или вовсе отвергать ее («методологический негативизм»); вовторых, абсолютизировать ее («методологическая эйфория»). Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает широкий спектр используемых в ней методов, которые можно классифицировать по различным основаниям. Принимая во внимание сферы общественной жизни, выделяют методы материальной и духовной (в том числе научной) деятельности. Метод научного познания представляет собой систему приемов и правил мышления, а также практических действий, применяемых исследователем для получения нового знания. Мыслители прошлого высоко оценивали его значение, да и современные ученые разделяют их точку зрения. Так, Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он писал, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Английский ученый Бернал отмечал, что до сих пор изучение научного метода идет гораздо медленнее, чем развитие самой науки. В условиях информационного взрыва, который переживает современная цивилизация, значительное внимание должно уделяться методам ориентации в фактическом материале науки, а также его применению. Каждый метод имеет три аспекта: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический. Первый из этих аспектов выражает зависимость метода от предмета познания, второй — от компетентности субъекта, а третий — от его эффективности с точки зрения решения стоящих перед исследователем проблем. Методы научного познания подразделяются на качественные и количественные, содержательные и формальные, исторические и логические и т. д. По степени общности и сфере действия они подразделяются на пять основных групп: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные. К философским относятся диалектический, метафизический, аналитический, интуитивистский, феноменологический, герменевтический и другие методы. Общенаучные методы, получившие широкое распространение в последние десятилетия, образуют промежуточную методологию между философией и фундаментальными принципами специальных наук. К их числу относятся системный, структурно-функциональный и другие методы. Частнонаучные методы включают в себя совокупность исследовательских процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, которая соответствует данной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социальных наук. Дисциплинарные методы представляют собой систему приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, которая входит в какую-нибудь отрасль науки. Наконец, междисциплинарные методы используются для решения проблем, возникающих на стыке научных дисциплин. В современной науке широко используется еще одна классификация методов познания, в основе которой различение его уровней. Иными словами, методы научного познания подразделяются на эмпирические и теоретические. Эмпирические методы научного познания представляют собой методы, основанные на непосредственном взаимодействии с исследуемыми объектами. К ним относятся опросы, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, контент-анализ, наблюдение и другие методы. Что касается теоретических методов научного познания, то они основываются на рассуждениях и используются для преобразования имеющегося знания. Важнейшими из них являются анализ, синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, идеализация, индукция, дедукция, обобщение, совпадение исторического и логического и т. д.
«Понятие и структура познания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot