Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
3 лекция: Понятие и признаки правоприменительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ:
Вопросы:
1. Понятие правоприменительной деятельности……………………...…2
2. Признаки правоприменительной деятельности ………………..……..3
Задание для самостоятельной работы…………………………….………5
Список литературы и источников………………………………..………..5
1. Понятие правоприменительной деятельности
Применение права - это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и их уполномоченных субъектов. Данное определение указывает на два обстоятельства:
1. субъектами применения права выступают преимущественно государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев объединения граждан (и даже отдельные граждане);
2. применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно - властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы,
3. обеспечиваются принудительной силой. Властность - существенный отличительный признак применения права.
В современном правовом государстве право действует, применяется в интересах всего общества. Поэтому применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. Применение права обеспечивается государственным принуждением, силой государственного аппарата, однако принуждение применяется к дезорганизаторам порядков и общественной дисциплины, к нарушителям законов.
Применение права происходит в случае, когда реализация юридической нормы требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления - юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. При этом применение санкции является исключительной прерогативой государства.
Формой правоприменения может быть принуждение, т.е. основанное на законе насилие над личностью. Например, для предотвращения преступления может непосредственно осуществляться принуждение. При этом соответствующим государственным органом издается правоприменительный акт, в котором и реализуются его властные полномочия.
Властный характер правоприменительных органов следует отличать от властных действий граждан и их объединений: реализации права на выдвижение кандидатов в депутаты, участия в референдуме, совершения гражданами односторонних сделок, реализации ими права на забастовку и др. Властный характер подобных акций граждан является безусловным.
2. Признаки правоприменительной деятельности
Определим отличительные особенности применения права от других видов реализации норм права:
1. применение права носит организующий характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций;
2. является средством индивидуально-правовой регуляции поведения. Властные правоприменительные действия конкретизировано подкрепляют властность юридических норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования. При этом правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определённым субъектом, конкретно определёнными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации. С.С. Алексеев утверждает, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает властную индивидуально-правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно-юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям;
3. применение права служит основанием (юридическим фактом), с которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями граждан и государством. Необходимость в правоприменении появляется всякий раз, когда без организующих действий государственных органов такие правоотношения не могут возникнуть. Без такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и в этом состоит его основное предназначение в механизме действия права;
4. деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела;
5. применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах). Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Однако развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию;
6. применение права имеет четко очерченные законом сферы распространения, т.е. правоприменение может иметь место только в случаях, прямо оговоренных законом. Процедурный порядок правоприменения вводится для того, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в интересах обеспечения прав и свобод граждан. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел - в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства;
7. правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, а потому применять нормы права не могут;
8. применение права имеет под собой соответствующие юридические основания. Например, когда те или иные юридически значимые действия должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их законности, достоверности и правильности, в силу их особой важности (сделки по купле-продаже недвижимости, выделение земельного участка, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов);
9. правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только республиканского, но и местного уровня;
10. применение права отличается стадийностью, т.е. состоит из ряда последовательных стадий.
Задание для самостоятельной работы
Ответить на вопросы:
1.Что такое правоприменительная деятельность?
2. Что может быть формой правоприменения?
3.Что является отличительными особенностями применения права?
4.Кто осуществляет правоприменительную деятельность?
Список литературы и источников
1. 1981. - Т 1. - Гл. 19 ; Т. 2. - Гл. 39-40.
2. Алексеев, С.С. Общая теория права : в 2 т. / С.С. Алексеев. – М.,
3. Алексеев, С.С. Философия права / С.С. Алексеев. – М., 1997.
4. Беляев, В.П. О процессуальной форме юридической деятельности / В.П. Беляев // Юрист. – 2005. – № 8. – С. 47.
5. Лазарев, В.В. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел : учеб. пособие / В.В. Лазарев, Н.П. Левченко. - М., 1989.
6. Минх, Г.В. Некоторые аспекты сущности правоприменения / Г.В. Минх // Актуальные проблемы правоведения в современный период. - Томск, 1991.
Составитель:
Иванов И.И., ученое звание, должность
Учебно-методические материалы для организации и проведения лекционных занятий и самостоятельной подготовки, обучающихся по дисциплине «Теория и практика правоприменения» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Учебно-методические материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры название кафедры 00.00.2022 г.
Протокол №__.
©Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022.