Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 7, 8, 9.
2 курс МГРИ
7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
7.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
В процессе формирования физической культуры личности происходит не
только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и
развитие физических способностей занимающихся.
В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека,
используются термины «физические способности» и «физические качества».
Эти понятия в определенном отношении совпадают, однако не тождественны.
К сожалению, в литературе существуют весьма противоречивые точки зрения
на определение и взаимосвязь данных понятий.
В одном случае, например, физические способности понимают как формы
проявления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в
двигательной деятельности и определяющих ее эффект (Г.Г. Наталов, 1976), в
другом — как свойственные человеку возможности, реализуемые в жизни,
особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его
физические качества (Л.П. Матвеев, 1991); в третьем случае под способностями
подразумевают развитые врожденные задатки, базирующиеся на
психофизиологических и морфологических особенностях организма (Е.П.
Ильин, Б.В. Евстафьев, 1987).
Это далеко не полный перечень разных подходов к определению понятия
«физические способности». Нам представляется, что термин «физические
способности» более правильно использовать для обозначения возможностей
некого психофизиологического потенциала человека, определяющего
успешность выполнения каких-либо физических упражнений. Например, один
ученик в возрасте 7 лет может прыгнуть в длину с
места на 100 см, а другой — на 160 см. В этом же возрасте один может
подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой — 5 раз.
В 6-минутном беге один занимающийся может пробежит 700 м, а другой —
1200 м. В практике, как правило, сравнивая разные двигательные достижения обучаемых в одних и тех же заданиях, обычно говорят: «Этот ребенок
более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на
выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового
характера, чем к упражнениям на координацию».
Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма учеников (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой,
дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет
зависеть характер и степень развития тех или иных физических способностей.
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ — это комплекс морфологических и
психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо
вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее
выполнения.
Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей человека
долгое время употреблялся термин «физические (двигательные) качества».
Сейчас некоторые авторы предлагают исключить его из научного обихода в
связи с «примитивно-формалистическим содержанием категории «физические
качества» и использовать вместо него только термин «физические
способности». Тем не менее и в обыденной речи, и в научно-методической
литературе этот термин является весьма распространенным. Поэтому, очевидно,
есть смысл выяснить сходство и различие этих двух понятий и уточнить
типичные ситуации их применения.
Прежде всего необходимо заметить, что категория «качество» всегда
употребляется применительно к какому-либо предмету и выражает его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не
иным. Так, в частности, говорят о качестве вещи, о качестве сырья, качестве
продуктов питания, качестве жизни, качествах личности, качестве знаний и т.д.
Именно в этом смысле нужно пользоваться данным термином и в области
теории физической культуры. Следовательно, физические качества человека,
как некоторые характеристики его двигательных возможностей следует
рассматривать применительно к тем или иным формам проявления физических
способностей, т.е. о них можно судить на основе уже реализованных
способностей.
Человек обладает разнообразными способностями, которые качественно
отличаются друг от друга даже при наличии какого-нибудь сходства между
ними. Именно это качественное своеобразие различных физических способностей свидетельствует о его физических качествах. В быту, физическом
воспитании и спорте качественные характеристики способностей человека
нашли свое отражение в таких выражениях, как «сильный», «быстрый»,
«выносливый», «ловкий», «гибкий». Критерием для выделения этих качеств
была их жизненная значимость. По существу, физические качества являются
выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их
определенности, своеобразия, значимости.
Возьмем, к примеру, собственно силовые способности человека. Они
проявляются в силовых упражнениях, отличающихся высокой степенью
напряжения мышц при относительно небольшой скорости их сокращения.
Собственно силовые способности характеризуют такие силовые качества, как
«медленная сила», «жимовая сила», «статическая сила». Скоростно-силовые
способности проявляются в упражнениях, которые требуют значительного
напряжения мышц и высокой скорости их сокращения. Отражением развития
скоростно-силовых способностей является прежде всего такое качество, как
«взрывная» сила.
Вышеназванные силовые качества позволяют определять и различать
силовые способности человека в целом. Точно так же можно выразить
качественные отличия и других физических способностей. Между физическими
способностями и качествами существует многозначная связь. Одна и та же
способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные
способности могут характеризовать только одно из них. Скажем, в основе
качества «ловкость» лежит проявление многих способностей —
координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых
способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но и
«быстрота».
Таким образом, физические качества органически связаны с физическими
способностями человека и определяются особенностями их проявления в
разных движениях. На уровень развития и проявления физических
способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы
(социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия,
материальное обеспечение мест занятий, методика их развития и т.п.), а с
другой — наследственные факторы («моторные» задатки), которые
обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия.
В качестве задатков физических способностей выступают анатомические,
физиологические и психические особенности организма человека. В процессе
выполнения какой-либо деятельности «моторные задатки», совершенствуясь на
основе приспособительных изменений организма (адаптации), перерастают в
соответствующие физические способности.
Необходимо отметить, что «моторные задатки» многофункциональны и, в
зависимости от условий мышечной деятельности, могут совершенствоваться в
том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм
физических способностей. По мнению профессора Ю.В. Верхошанского, таких
форм может быть столько, сколько имеется видов двигательной деятельности,
ибо каждому из них присущи специфическая структура и целевая
направленность движений, мышечная координация, режим работы организма и
его энергообеспечение. Поэтому бесполезно искать в организме какие-то
особые механизмы, ответственные за развитие выносливости или быстроты
движений. В основе их совершенствования лежит приспособительный эффект,
целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной
специализации организма человека. Морфофункциональные перестройки
захватывают весь организм в целом. Однако в наибольшей мере и в первую
очередь это касается тех мышечных групп, которые несут основную рабочую
нагрузку, и тех физиологических систем, которые в большей степени
обеспечивают их работоспособность.
В настоящее время принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные и координационные способности, выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.
7.2. Основные закономерности развития физических способностей
Направленному развитию всех физических способностей присущ целый ряд
закономерностей. К их числу относятся:
7.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
В формировании способностей большое значение имеют и врожденные и
средовые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии
физических способностей играет двигательная активность, направленная на
совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему
морфологические и функциональные показатели различных органов и систем,
двигательная подготовленность в целом выше у людей, занимающихся
физическими упражнениями. Значение деятельности, упражнения, как
необходимого фактора функционального и морфологического
совершенствования организма, впервые было показано Жаном Ламарком.
Формулируя свой «Первый закон», «закон упражнения», он писал: «Частое и
неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу
этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с
длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление
органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно
сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение» (Ж.Б.
Ламарк. Собр. соч. Т.1. — М.; Л., 1935. — С.186.). Тем самым Жан Ламарк
отразил один из общих законов развития живой природы. Существенный вклад
в дело дальнейшего изучения этого закона был сделан П.Ф. Лесгафтом, А.А.
Ухтомским, И.П. Павловым] Г.Ф. Фольбортом, Н.Н. Яковлевым и др.
7.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной
деятельности
Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не
только их проявления, но и определенного режима ее выполнения. Под
режимом подразумевается точно установленный порядок чередования работы,
связанной с выполнением каких-либо физически упражнений и интервалов
отдыха между ними в рамках одного занятия или в системе занятий. Важную
роль в построении нужных режимов, прежде всего, играют фазовые колебания
работоспособности человека. В npоцессе выполнения физических упражнений
уровень работоспособности постепенно снижается в связи с расходованием
энергетических и функциональных ресурсов организма. При отдыхе (после
окончания упражнения) происходит восстановление работоспособности.
Организм человека при этом проходит ряд состояний: фазу пониженной
работоспособности; фазу полного восстановления работоспособности и,
наконец, фазу сверх восстановления, т.е. повышенной работоспособности.
Каждая из перечисленных фаз имеет определенную длительность, зависящую
помимо прочих условий от характера, интенсивности и продолжительности
проделанной работы.
В зависимости от того, в какой фазе отдыха повторяется каждое последующее упражнение, можно выделить три основных режима двигательной
активности, которые оказывают различное влияние на развитие физических
способностей:
1-й режим, при котором каждое последующее упражнение в уроке повторяется
через короткие интервалы отдыха, т.е. в фазе не довосстановления
работоспособности. Происходит систематическое снижение всех показателей
работоспособности. Такой режим чередования работы и отдыха соответствует
развитию выносливости.
2-й режим, где каждое последующее упражнение будет повторяться через такие
интервалы отдыха, которые обеспечивают возвращение ряда функциональных
показателей организма к до рабочему уровню, т.е. в фазе полного
восстановления работоспособности. Такой режим характерен для занятий,
направленных на развитие скоростных, силовых и координационных
возможностей.
3-й режим, при котором каждое последующее упражнение повторяется через
более длительные интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной
работоспособности. При таком режиме от повторения к повторению
наблюдается разнонаправленное изменение двигательных возможностей
человека — мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносливость —
снижаться.
7.2.3. Этапность развития физических способностей
В динамике развития физических способностей при многократном, длительном
выполнении одних и тех же нагрузок условно можно выделить три
относительно самостоятельных этапа:
Первый — повышения уровня развития способностей.
Второй — достижения максимальных показателей в развитии способностей.
Третий — снижения показателей развития физических способностей.
На первом этапе в результате применения нагрузки происходят всесторонние приспособительные изменения в организме, которые вызывают
постепенное расширение его функциональных возможностей и поступательный
рост физических способностей, обусловленных спецификой двигательной
деятельности.
На втором этапе, по мере развития приспособительных изменений,
стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие и меньшие функциональные
сдвиги в организме. Это является одним из признаков перехода
приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации.
Возможности органов и систем, лежащих в основе проявления
соответствующих способностей, увеличиваются значительным образом.
Повышается экономичность и взаимосогласованность в их деятельности. Все
это создает условия Для максимального проявления способностей.
На третьем этапе данная нагрузка в связи с возросшими функциональными
возможностями организма перестает вызывать приспособительные сдвиги и не
обеспечивает дальнейший рост способностей, т.е. развивающий эффект ее
снижается или почти полностью исчезает. Для того чтобы происходил
последующий прогресс в развитии способностей, необходимо изменить
характер и содержание применяемых нагрузок (выбрать иные упражнения,
увеличить интенсивность работы, ее длительность или условия выполнения
упражнений), создав тем самым новые повышенные требования к физическим
способностям. Иными словами, следует как бы перевести развитие
способностей на первый этап.
7.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития
способностей
Неравномерность развития означает, что степень прироста показателей
физических способностей на одних этапах может быть более значительной,
чем на других. Это справедливо как для небольших периодов времени (к
примеру, для нескольких недель, месяцев занятий), так и для всего процесса
развития (скажем, для нескольких лет занятий). Как правило, наибольший
прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий
физическими упражнениями. С повышением уровня развития какой-либо
способности темпы ее прироста уменьшаются. Поскольку развитие
физических способностей связано с уменьшением темпов их прироста, то на
каждом последующем этапе развития для достижения необходимых сдвигов
требуется все больше времени.
В динамике показателей развития физических способностей обнаруживается явление гетерохронности. Оно проявляется в несовпадении во
времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста отдельных физических способностей. Специальные исследования и практический опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни
человека имеются благоприятные возможности для воздействия на развитие
способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более
высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют
сенситивными (чувствительными) или критическими, потому что они играют
особую роль в развитии организма.
Установлено, что наибольший эффект физического воспитания в развитии отдельных способностей достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже
отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических
способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные
периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.
На рис. 7.1 приведены периоды интенсивного развития отдельных
физических способностей у детей. Видно, что каждая из них имеет свой
сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и
девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития
большинства способностей девушки обгоняют подростков на 1—2 года.
Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у разных
авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или
иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены
несколькими причинами:
Применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо
способности.
Использованием различных подходов и формул для определения
темпов прироста показателей физических способностей. .(
3. Неоднородностью обследуемой выборки испытуемых (разным числом
обследуемых людей, различиями в уровне их физического развития,
подготовленности, общего режима деятельности и т.д.).
7.2.5. Обратимость показателей развития способностей
Функциональные и структурные изменения, достигаемые в результате
систематических занятий физическими упражнениями, обратимы, они могут
претерпевать обратное развитие. Достаточно относительно небольшого
перерыва в занятиях, как начинается понижение уровня функциональных
возможностей, происходит регресс структурных признаков и в результате
снижаются показатели развития физических способностей.
В первую очередь снижаются скоростные способности, позднее —
силовые, а в последнюю — выносливость к длительной работе.
Наблюдения на спортсменах показали, что прекращение тренировки,
длившейся 5 месяцев, приводит к возвращению исходного уровня
максимального темпа движений через 4—6 месяцев, мышечной силы —
через 18 месяцев, а выносливости — через 2—3 года.
7.2.6. Перенос физических способностей.
Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии
друг с другом. Такое явление, когда направленное изменение в уровне
развития одной способности влечет за собой изменения в уровне развития
другой, получило название «перенос физических способностей».
Перенос может быть положительным и отрицательным. При положительном переносе развитие одной способности содействует совершенствованию другой. Например, увеличение «взрывной» силы — росту
быстроты движений. Отрицательный перенос характеризуется тем, что
развитие одной способности тормозит рост другой или понижает уровень ее
развития.
Перенос бывает однородным и разнородным. При однородном переносе
наблюдается повышение уровня одной и той же способности в применявшихся и не применявшихся упражнениях. Например, повышение уровня
силовой выносливости при сгибании — разгибании рук в висе приводит к
изменению той же способности в сгибании и разгибании рук в упоре лежа.
При разнородном переносе тренировка, направленная на развитие одной
способности, приводит к изменению уровня как этой, так и других физических способностей.
Например, повышение изометрической силы сгибателей рук сопровождается достоверным приростом силовой выносливости при тренировке на
блочном устройстве.
Перенос может быть взаимным (например, если при развитии силовых
способностей совершенствуются скоростные, а при совершенствовании
скоростных — силовые) и односторонним (например, если при развитии
быстроты движений совершенствуется и время реакции, а упражнения,
направленные на улучшение времени реакции, никак не оказывают влияния
на развитие быстроты движений).
Наконец, выделяют прямой и опосредованный перенос. При прямом переносе повышение уровня развития одной способности непосредственно сказывается на развитии другой. Например, повышение уровня скоростно-силовой подготовленности мышц нижних конечностей у бегунов на короткие
дистанции сразу же сопровождается увеличением скорости бега. При опосредованном переносе создаются только предпосылки для совершенствования
какой-либо другой способности. Например, максимальная сила ног спринтера не имеет прямой существенной связи с результатом скоростного бега.
Однако она обнаруживает связь с прыжковыми упражнениями, результаты
которых, в свою очередь, довольно тесно связаны со скоростным бегом.
Поэтому занятия, направленные на развитие максимальной силы ног,
способствуют созданию функциональной базы для развития скоростносиловых способностей, определяющих в конечном счете скорость бега.
Эффект этих видов переноса используется при решении задач специальной и
общей физической подготовки в большинстве видов спорта.
Величина и характер влияния одних способностей на другие во многом
зависят:
От преимущественной направленности и рационального чередования педагогических воздействий при их развитии (например, занятие,
со
стоящее из упражнений, требующих скоростных и силовых
способностей, выносливости, развивает каждую из них лучше, нежели
тренировка в одном из видов, проводимая даже с увеличенной вдвое
нагрузкой).
От уровня физической подготовленности занимающихся (при низ
ком уровне физической подготовленности развитие одной способности
обычно приводит к повышению уровня развития и других, однако в
дальнейшем подобный параллельный рост способностей
прекращается).
«Перенос» физических способностей имеет существенное педагогическое значение. Благодаря этому явлению можно, занимаясь
относительно небольшим кругом физических упражнений, создать
некоторые предпосылки для успешного овладения любым видом
двигательной деятельности. Эта возможность используется в практике
физического воспитания при подготовке людей к трудовой, военной и
спортивной деятельности.
7.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических
способностей
Проявляясь в деятельности, физические способности неотделимы от
двигательных умений и навыков. От того, насколько человек владеет
тем или "иным двигательным действием, в решающей мере зависит
успешная реализация соответствующих физических способностей.
7.3. Принципы развития физических способностей
Процессы обучения движениям и развития физических
способностей подчиняются разным закономерностям, несмотря на то,
что объект воздействия у них один — конкретный человек,
выполняющий физические упражнения.
Специфичность закономерностей требует и соответствующих
педагогических (методических) воздействий их реализации:
для обучения движениям — одни педагогические принципы,
для развития физических способностей — другие.
Кстати, это одна из характерных особенностей педагогического
процесса при освоении двигательных действий.
Человеку, ведущему педагогический процесс в сфере физической
культуры, приходится его строить в соответствии не только с принципами
обучения и воспитания, но и с принципами развития физических
способностей.
При этом следует учитывать, что принципы обучения физическим
упражнениям отражают единые требования:
любой педагогический процесс должен строиться на принципах
сознательности, активности и др.
Однако конкретная реализация этих принципов (т.е. подбор средств и
методов) должна соответствовать решаемым задачам (или задачам обучения,
или задачам развития физических способностей).
Предположим, при обучении двигательному действию принцип
постепенности может реализоваться через построение системы подводящих
упражнений, а при развитии физических способностей — через построение
системы физической нагрузки.
Следовательно, любая методика развития физических способностей
должна предусматривать специфическую реализацию дидактических принципов. Поскольку обучение движениям связано с воздействием физических
нагрузок на обучаемого, то возникает потребность в учете закономерностей
реакции организма на предполагаемые нагрузки. Поэтому и существуют
особые принципы, выражающие главным образом закономерности
взаимосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости от ее
организации во времени.
7.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий
Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека,
поскольку последние развиваются и совершенствуются, прежде всего, в
процессе деятельности, связанной с проявлением данных способностей. В
основе этого принципа лежат закономерности, характеризующие влияние
повторного воздействия движений и действий на организм человека,
чередование работы и отдыха на фоне различных фаз восстановления работоспособности и обратимость развития способностей в случае неоправданно
длительных перерывов между занятиями.
Регулярность воздействий при развитии физических способностей обеспечивается необходимым порядком выполнения тех или иных упражнений в
рамках отдельного занятия, а также правильным чередованием занятий и
интервалов отдыха между ними на протяжении какого-либо времени (недели,
месяца, четверти, года и т.д.). В результате многократного выполнения
двигательных действий в отдельном занятии и повторяемости самих занятий
в организме человека происходят функциональные сдвиги, которые
характеризуют соответствующий эффект.
Изменения, наступившие в организме после выполнения каждого
упражнения или к моменту завершения занятия, обозначают как срочный
(ближний) эффект. Этот эффект не исчезает сразу, а сохраняется некоторое
время. Все изменения в состоянии организма, наблюдаемые после окончания
предыдущего занятия до начала очередного занятия, называют
отставленным, или трансформированным эффектом.
Если между занятиями следует слишком большой перерыв, то данный
эффект может исчезнуть совсем, а это не скажется существенным образом на
развитии физических способностей. Поэтому для прогрессивного изменения
показателей физических способностей или сохранения достигнутого их
уровня недопустимы перерывы, приводящие к утрате положительного
эффекта занятий. Иными словами, педагог должен так строить
педагогический процесс, чтобы «следы» от каждого предыдущего занятия
наслаивались на эффект последующего (прибавлялись к нему). Благодаря
такому сложению возникает кумулятивный (накапливающийся) эффект,
вызывающий глубокие адаптационные перестройки в организме и
позволяющий добиваться перевода органов и структур на качественно новый
функциональный уровень.
Следовательно, при практической реализации принципа регулярности
важно обеспечить перманентность, т.е. постоянство, непрерывность адаптационных перестроек функционального и структурного характера, составляющих биологическую основу развития физических способностей. Это
достигается в первую очередь соблюдением оптимального для совершенствования каждой способности режима двигательной активности, в основе
которого, как известно, лежит тот или иной порядок чередования работы и
отдыха.
7.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной
предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий.
Данный принцип базируется на закономерностях этапности и неравномерности развития физических способностей. Согласно этому принципу,
необходимо сочетать в процессе совершенствования физических способностей две, казалось бы, несовместимые тенденции — постепенность и
предельность нагрузок.
Постепенность означает плавное увеличение нагрузки как в отдельном,
так и в целом ряде занятий, постепенность в их увеличении облегчает
приспособление организма человека к ним, содействует углублению и
закреплению вызванных ими адаптационных перестроек и, тем самым,
способствует созданию предпосылок перехода на новый, повышенный уровень нагрузок. Преждевременные, завышенные требования к органам и
системам организма, не соответствующие их физическим возможностям,
стремление к быстрому росту физических способностей (форсированная
тренировка, «натаскивание») не только не содействуют этому росту, но и
могут быть вредными для здоровья.
Следуют иметь в виду, что под влиянием нагрузки разные органы,
системы и функции организма имеют неодинаковые темпы морфологического совершенствования. Отсюда понятно, что применение в процессе
занятий упражнений различной направленности требует в каждом случае
своей постепенности в повышении нагрузок, т.е. прибавки в уровне нагрузок.
Например, значительных успехов в увеличении подвижности в суставах для
упражнений «шпагат» можно достичь за 3 месяца занятий, а для заметного
увеличения объема лишь нескольких групп мышц двигательного аппарата
требуется не менее 6 месяцев. В то же время для серьезного улучшения
функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем нужно не менее 10—
12 месяцев регулярных занятий.
Говоря о физических способностях, эти различия можно упрощенно
выразить следующим образом:
гибкость прибавляется от дня ко дню;
сила — от недели к неделе;
быстрота — от месяца к месяцу;
выносливость — от года к году.
Постепенность в повышении нагрузок не исключает, а предполагает
применение так называемых предельных (максимальных) нагрузок, которые при определенных условиях могут вызвать наиболее значительные
прогрессивные изменения уровня развития физических способностей.
Предельной нагрузкой считают такую, которая в полной мере
мобилизует функциональные резервы организма человека, но не выходит
за границы его адаптационных возможностей. Она не наносит ущерба
нормальному функционированию организма и не приводит к его
перенапряжению, перетренировке. Понятие «предельная» нагрузка имеет
относительный характер: то, что является предельной нагрузкой при
одном уровне подготовленности перестает быть таковой при другом.
Так, по мере увеличения функциональных возможностей организма в
процессе систематических занятий прежде максимальная нагрузка
может стать самой обычной.
Таким образом, фактические показатели максимальной нагрузки
можно определить лишь относительно данного конкретного физического
состояния человека.
Разумеется, максимальные нагрузки при развитии физических
способностей должны применяться лишь при наличии соответствующей
подготовленности занимающихся, с учетом их возраста, индивидуальных
особенностей, а также специфики самих нагрузок и, конечно, при
соблюдении других принципов.
Величина физической нагрузки характеризуется ее объемом и интенсивностью. В связи с этим повышение нагрузки будет осуществляться за
счет увеличения объема работы или интенсивности ее выполнения либо
одновременного изменения двух показателей. В практике используются
различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая, волнообразная и скачкообразная.
7.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени
педагогических воздействий различного характера.
Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по
величине и преимущественной направленности нагрузок как внутри
отдельного занятия, так и в рамках серии занятий. Для его реализации
важное значение имеет учет закономерностей «переноса» физических
способностей и закономерностей, лежащих в основе чередования работы
и отдыха.
В процессе развития физических способностей могут использоваться
нагрузки преимущественно избирательного и комплексного характера,
различной величины — большие, значительные, средние и малые.
Первые предусматривают преимущественное развитие отдельных
способностей, к примеру, скоростных или силовых,
вторые — обеспечивают последовательное или параллельное
(одновременное) совершенствование разных способностей, скажем,
скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного
характера и т.д.
Доказано, что использование однонаправленных нагрузок при
развитии одной какой-либо способности в отдельном занятии или
серии занятий оказывает на организм человека более глубокое, но
локальное воздействие по сравнению с комплексными нагрузками. В
практике встречаются различные варианты сочетания нагрузок
избирательной направленности. К примеру, для развития аэробной
выносливости лыжника-гонщика на протяжении одного занятия можно
применять передвижение только на лыжероллерах. Однако выполнять
это тренировочное упражнение нужно в режиме различных методов:
вначале следует использовать интервальный метод, а потом —
равномерный или наоборот, можно использовать комплекс различных
однонаправленных средств в структуре одного метода тренировки.
Нагрузка комплексной направленности оказывает более широкое,
но менее глубокое воздействие на организм. При использовании
нагрузок комплексной направленности с последовательным развитием
различных способностей в первую очередь необходимо:
Определить рациональную последовательность, т.е. порядок и
очередность введения в занятие нагрузок, содействующих развитию
разных способностей.
Выбрать рациональное соотношение объема и интенсивности на
грузок.
Доказано, что нагрузки скоростного характера создают
благоприятный физиологический фон для нагрузок, требующих по
преимуществу проявления выносливости. Последние же оставляют за
собой фон, который в течение ряда часов (если возрастание было
значительным) может неблагоприятно сказываться на выполнении
скоростных упражнений. Установлено также, что скоростные нагрузки
хорошо сочетаются с воздействиями силового характера, причем
положительное последействие может иметь место при известных
условиях, как в том случае, когда силовые упражнения предшествуют
скоростным, так и при обратной последовательности.
Поэтому при выборе оптимальной последовательности нагрузки в комплексных занятиях целесообразно придерживаться следующего
порядка применения по их преимущественной направленности:
Это справедливо и для последовательности упражнений внутри
отдельных занятий, и для очередности занятий в недельных или
близких к ним по длительности циклах. Конечно, указанный порядок
не является единственным в практике физического воспитания и
спорта. В зависимости от целого ряда факторов (подготовленности
занимающихся, величины и динамики применяемых нагрузок, общей
направленности занятий и т.д.) может встречаться и иной порядок
сочетания.
Вопрос о соотношении объема или интенсивности нагрузок в
каждом конкретном случае должен решаться с учетом их характера,
направленности и последовательности применения, функционального
состояния, индивидуальных особенностей занимающихся и т.п.
Рис. 7.2. Схемы
комплексно-параллельной (1) и комплексно-последовательной форм
организации нагрузок (2). (ТВ - тренировочные воздействия; А, В, С нагрузки различной преимущественной направленности)
Комплексно-параллельной организации нагрузок присуще
одновременное использование на каком-то этапе подготовки
воздействий нагрузок различной преимущественной направленности.
Подобная система организации, несмотря на повышение
интенсивности или объема работы, создает монотонное валовое
воздействие на организм. При этом дифференцированные
приспособительные реакции организма на специфические компоненты
нагрузки выражены слабо, поскольку его адаптационная перестройка
носит обобщающий характер. В результате, развивающий эффект
нагрузки быстро исчезает, адаптационный процесс замедляется, а
уровень развития физических способностей стабилизируется или даже
снижается.
На рис. 7.2 представлены принципиальные схемы комплексно-последовательной и комплексно-параллельной форм организации нагрузок
различной направленности в рамках длительного периода занятий.
Выбор того или иного варианта сочетания и размещения нагрузок
зависит от поставленных задач, уровня подготовленности и от этапа
занятий.
7.3.4. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности
воздействий.
В основе формирования и совершенствования физических
способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма
человека к условиям двигательной деятельности. Полезность
адаптивных изменений в органах и системах, ответственных за
неуклонное повышение способностей, будет тем выше, чем они
адекватней физической нагрузке. Под влиянием нагрузки происходят
биохимические, морфологические, физиологические и психологические изменения в организме, которые вызывают определенный
развивающий эффект. В результате последовательного суммирования
организмом многих эффектов, создаваемых в процессе физического
воспитания, обеспечивается постепенный и неуклонный рост
способностей.
Однако подобное повышение уровня развития способностей
происходит лишь тогда, когда обеспечивается целенаправленность и
адекватность (сообразно поставленной цели) тренировочных
воздействий. В соответствии с этим при выборе оптимального режима
физической активности при развитии физических способностей
необходимо, прежде всего, правильно определить направленность и
величину физической нагрузки, ее объем и интенсивность; создать
условия для оптимального чередования нагрузок силового,
скоростного, координационного характера с отдыхом как в рамках
одного занятия, так и в системе занятий; предусмотреть соответствующие формы повышения нагрузок на протяжении
определенного времени и порядок их варьирования.
7.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических
воздействий
Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в
соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е.
применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза.
Конечно, это не означает, что следует идти на поводу у закономерно
наступающих с возрастом изменений в различных органах и системах
организма. Речь идет о том, чтобы с учетом этих изменений обеспечить
в ходе многолетних занятий своевременное и избирательное
воздействие на соответствующие психофизиологические функции,
свойства.
В годы возрастного созревания организма, зная критические
периоды в формировании той или иной способности, возможно
направленно и эффективно влиять на уровень их развития и более
полно использовать потенциальные возможности организма. Для
пожилого и старшего возраста характерны инволюционные изменения
в организме. В этом возрастном периоде необходимо стремиться не
столько к поступательному увеличению уровня физической
подготовленности, сколько по возможности противодействовать
регрессивным изменениям в развитии способностей.
7.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических
способностей
Суть его состоит в том, что используемые педагогические воздействия
(средства, методы и формы) соответствовали степени развития этих
способностей у индивида. Но это соответствие не должно быть
абсолютным.
Рис. 7.3.
Зона опережающего воздействия методики
Чтобы постоянно развивать физические способности, внешние
воздействия должны опережать внутреннее развитие конкретной
способности. Если такого соответствия с некоторым опережением внешних
воздействий над внутренними не будет, то в развитии способностей
образуется остановка, застой («плато»). «Плато» в развитии способностей,
как правило, есть результат шаблонной методики, нарушения принципа
опережающего соответствия, отставания использования методических
приемов от развития способностей. Схематично идея опережающего
использования различных методов для постоянного совершенствования
физических способностей представлена на рис. 7.3.
7.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей
Предполагает соблюдение оптимального соотношения
(пропорциональности) в уровне развития способностей у человека на
каждом этапе возрастного развития. Лучшая соразмерность в развитии тех
или иных способностей обеспечивает более высокий уровень результатов в
отдельных упражнениях,
В табл. 7.1 приведены показатели соразмерности в развитии скоростных
возможностей и выносливости у олимпийского чемпиона в беге н коньках
Эрика Хайдена (США) в различных зонах мощности — от субмаксимальной
(бег на 500 м) до зоны большой мощности (бег на 10 000 м) Видно, что хотя и
происходит снижение скорости от дистанции к дистанции, но степень ее
уменьшения не такая значительная на смежных дистанциях. Очевидно, это и
позволило Э. Хайдену выиграть олимпийские медали на всех четырех
дистанциях.
Таблица 7.
Показатели соразмерности скоростных возможностей и выносливости при
беге на коньках Э. Хайдена
Дистанции
500
1500
5000
10 000
Скорость %
Скорость %
Скорость %
Скорость %
м/с
м/с
м/с
м/с
12,4
100 11,7
94,3 10,5
84,6 10,2
82,2
Достигнуть необходимой соразмерности в развитии отдельных cnocoбностей
можно за счет рационального распределения различных среде подготовки в
процессе занятий.
7.3.8. Принцип сопряженного воздействия
Основывается на органическом взаимодействии процессов развития
физических способностей и формирования двигательных навыков и на
возможности его регулирования. Согласно этому принципу тренировочного
воздействия должны соответствовать не только развитию необходимых способностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конкретного упражнения. Это достигается путем подбора специальных упражнений, направленных на одновременное развитие силы, выносливости и
других способностей и на совершенствование отдельных элементов двигательного навыка или навыка в целом. В плавании для развития силы мышц
рук в структуре гребка рекомендуется плавание на руках с буксировкой
партнера или плавание на резиновом шнуре с преодолением его натяжения; в
легкой атлетике — прыжковые упражнения, прыжки в длину и в высоту,
выполняемые с утяжеленным поясом.