Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Мотивация и ресурс ребенка

  • 👀 283 просмотра
  • 📌 198 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Мотивация и ресурс ребенка» docx
Мотивация – это процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки (потребности), которая активизирует поведение или создает побуждение для действия по достижению цели. У ребенка даже в ситуации эмоционального или информационного стресса, разумеется остается потребность высказаться (что-то получить, попросить, в физическом мире и психологической реальности). Важно стимулировать ребенка с помощью вопросов. ВОПРОС – как инструмент (кто, где, зачем, почему)? Можно создавать провоцирующие на общение ситуации и т.п. Но сама потребность ребенка «проявляться» может тормозиться из-за нехватки внутренних ресурсов. РЕСУРС – это любое средство, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояние, мысли, стратегии, переживания, люди, события или материальные ценности. (Ресурсы, как и потребности, бывают трех видов: физические, психические и духовные). Ресурс и ресурсное состояние личности. РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ – это состояние, в котором человек может мыслить и действовать эффективно. Ресурсное состояние – это внешнее проявление наличия здоровья на всех трех планах. Физиологические проявления наличия ресурса: свободное дыхание, легкие движения, живая мимика, теплые руки и ноги, розовое лицо, выразительная речь, расширение сенсорного восприятия, блеск глаз. Психологические проявления наличия ресурса: высокий эмоциональный тон, уверенность в своих силах, высокий уровень самоценности, адекватная самооценка, спокойствие, эффективные стратегии мышления и поведения, творческое состояние сознания. Духовно-нравственные проявления наличия ресурса: включенная интуиция, спонтанное поведение, альтруизм, толерантное мышление и поведение. Отсутствие ресурса («не ресурсное состояние») проявляется так же на трех планах: физиологический план может проявляться в головокружении, легкой тошноте, чувстве слабости во всем теле, поверхностном дыхании, поднятии или падении артериального давления, блуждающим болям, физическом заболевании и т.п.; психологический план выражается в потере интереса, доминировании таких эмоциональных состояний как гнев, страх, вина и т.п., может возникнуть чувство беспомощности во время обучения и т.п. – все вместе ведет к резкому снижению интеллектуального и творческого потенциала личности; духовный план может проявляться в личностной деградации, желании манипулировать другими людьми, отсутствии интуитивных решений, в чувстве глубокого одиночества и т.п. ДАТЬ РЕСУРС – совершить действие (физическое, психическое или духовно-нравственное), ведущее к созданию более энергоемкого состояния сознания личности - в частности и организма человека – в целом. Психолого-педагогические методы и способы в основе своей отталкиваются от идеи восстановления, сохранения и создания дополнительного ресурсоемкого состояния сознания личности и организма в целом, которое необходимо для качественного процесса жизнедеятельности личности. Ресурсы бывают физическими, психическими и духовными. Для того, чтобы ребенок получил дополнительный физический ресурс, хорошо подходят техники «Гимнастики мозга». Упражнения «Гимнастики мозга» собраны в 4 группы: Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами). Эти движения способствуют взаимодействию между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию информации. Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе.  Третья группа представляет собой упражнения, повышающие энергию тела. Они обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками головного мозга.  Четверная группа – это упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т.к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют нервные процессы организма. Психический ресурс хорошо поднимается традиционными способами игровой деятельности и работой со сказкой. Сказка помогает освоению культуры народа. Ниже представлен развернутый вариант работы со сказкой (или любым художественным произведением). Алгоритм работы с текстом художественного произведения. I этап: чтение и анализ. 1. Повышение психофизического ресурса ребенка 2. Выразительное чтение сказки (возможно с иллюстрациями, видеопрезентацией и музыкальным сопровождением). 3. Первичная рефлексия: сказка понравилось – не понравилась? 4. Объясни ПОЧЕМУ? 5. Тема сказки: как вам кажется, о чем эта сказка? (Целенаправленное наблюдение через уточнение фактов: докажи, покажи и т.п.) (Опрос фронтальный, в парах или малых группах). 6. Сравнение с другими сказками. 7. Развитие речи: работа с непонятными словами, художественными средствами, словарем эмоций, словесным рисованием. 8. Что нового вы узнали из сказки (опрос фронтальный, в парах или малых группах). 9. Смысл сказки: как вам кажется, зачем написана сказка? 10. А зачем эта сказка нужна именно тебе? (поиск доминанты - смысла для себя) II этап: игра и драматизация. 1. Повышение психофизического ресурса ребенка. 2. Припоминание сюжета сказки (фронтально, в парах, в малой группе) через короткий пересказ. 3. Распределение ролей (образов сказки). (Расчет детей на первый и второй номер). 4. Проигрывание образов (из первого и второго номеров): а) ответ на вопрос: тебе нравится – не нравится в образе? б) ПОЧЕМУ? в) «А что ты чувствуешь прямо сейчас?» г) «Ты помнишь время, когда у тебя так тоже бывало?» д) «Ты помнишь, с какими людьми у тебя так тоже бывало?» 5. Фиксация искомого (исходя из смысла) ресурсного состояния через постановку «якоря». 6. Рефлексия игры – драматизации: что тебе понравилось – не понравилось в процессе игры и почему? (Опрос фронтальный, в парах или малых группах). III этап: повторное проживание эмоций. 1. Повышение психофизического ресурса ребенка. 2. Припоминание сюжета, темы, смысла сказки (фронтально, в парах, в малой группе) через короткий пересказ. 3. Рисование иллюстраций к прочитанному тексту, выполнение других творческих работ на интегративной основе. 4. Слушание подходящей к сказке музыки (отдельные фрагменты) с учетом места действия и характера действия героев сказки. IV этап: многократное повторение зафиксированного опыта переживания ресурсного эмоционального состояния. «Вспомни время, когда у тебя не получалось – не получалось, а потом взяло и получилось!» (каждый день в течение двух недель повторение активизирующего вопроса для всей группы, а по необходимости для отдельного ребенка). Место применения вопроса: активизация познавательных процессов перед обучением, режимные моменты, в ситуации неуспеха ребенка, для создания дополнительного психоэмоционального потенциала. Сторителлинг – это педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних корпоративных коммуникаций. В настоящее время данная техника активно используется и в образовании. В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы: вступление, развитие события, кульминация, заключение. Рефлексия и саморефлексия плотно связаны с образами внутреннего мира и относятся, как к поднятию психического ресурса, так и духовного. Они позволяют осмыслить информацию и соотнести ее с собой (своими потребностями, желаниями и т.п.). Рефлексия – анализ и оценка внешней информации (сказка, речь, фильм, действия других людей и т.п.). Саморефлексия – анализ и оценка внутренней информации (ощущений, чувств, мыслей, смыслов). Одним из вариантов рефлексии могут быть три базовых вопроса, которые обращены непосредственно к индивидуальности ребенка и его личностному опыту: - Тебе нравится или не нравится информация (сказка, рассказ, фильм, мультфильм и т.п.) - ПОЧЕМУ? (система доказательств активизирует познавательные процессы). - Как ты думаешь, где тебе эта информация может пригодиться? Приведите алгоритм техники «Ромб» Сквозным вариантом рефлексии и саморефлексии может служить техника «Ромб», которая включает в себя четыре вопроса: - Что ощущаешь? - Что чувствуешь? - О чем думаешь? - Что для тебя это значит? Можно считать установленным фактом, что ребенок-билингв имеет развитые познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие, воображение; речь и волю). У него больший объем вербальной памяти по сравнению с ребенком-монолингвом. У него хорошая переключаемость с одного языка на другой. Четкое внимание, развитые восприятие и воображение. Мышление творческое, что позволяет им иметь нужный ресурс для жизни и обучения. Однако, специалистам необходимо понимать, что речь идет об идеальном раскладе: когда в семье поддерживаются два языка, у ребенка легкий характер, когда прошла социолингвистическая адаптация в поликультурном коллективе и т.д. Проблемы социолингвистической адаптации ребенка-дошкольника в поликультурных коллективах: психологический стресс, языковой шок, сложная адаптация и т.п. Проявления стресса Стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы). Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда человек долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки. Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда человека обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки. 1.Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. 2.Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.). Мы рассматриваем проблемы ребенка в концепции ортобиотики, которая опирается на идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного. Изменения в одном аспекте ведут к изменению в других. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – это такое состояние человека, при котором реализуется его идеальная потребность в познании законов строения вселенной; характеризуется наличием у человека таких моральных принципов, которые являются основой социальной жизни человека: речь идет о сознательном отношении к труду, овладении сокровищами человеческой культуры, неприятии нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни граждан. 1. Физические: языковые проблемы выражаются в том, что ребенок не понимает и не может быть понятым. 2. Снижение эмоционального и интеллектуального уровня, неэффективная работа познавательных процессов может проявляться следующим образом. Более расширенный вариант проявления стресса выглядит следующим образом. Происходит это потому, что взрослые (родители) часто сами находятся в стрессе (ипотека, миграция; зарабатывание денег и т.п.) и не могут качественно помочь ребенку. Это задача профессионала. • Нежелание следовать культурным нормам; • отсутствие творческого потенциала; • инфантильность: • отсутствие своего мнения; • отсутствие интереса к жизни; • скука; • не толерантное поведение (агрессивное). 3. Духовно-нравственные проблемы представлены как: • отсутствие альтруизма; • неумение решать проблемы; • наличие негативных пессимистических представлений о себе и мире. • отсутствие желания учиться; • отсутствие интуиции. 1. В работе со стрессом хорошо помогает метод визуализации. Визуализация означает наблюдение за образами внутреннего мира: визуальными, аудиальными, кинестетическими. В стрессе сознание сужается и перекрываются каналы восприятия: он хуже видит (меньше, не воспринимает какие-то объекты внешнего мира), хуже слышит (слова воспринимает не все, смысл не улавливается), пропадает чувствительность (запахи, вкус перестают осознаваться и считываться). Поэтому важно задавать вопросы по тому, что ребенок видит, слышит и чувствует в данный момент. Это позволяет ему прийти в состояние «здесь и сейчас». А затем следует задать вопросы, что ты видишь, слышишь, чувствуешь, когда вспоминаешь сказку (мультфильм, фильм, разговор, историю и т.п.) Это делается в работе с текстом. Визуализация образа плотно связана с пониманием текста, а также конкретных слов. Если какая-то мысль не может быть воспроизведена на экране мысленного взора или хотя бы на рисунке, значит, она не понята. Изучение новых для ребенка слов хорошо сопровождать представлением слова на экране мысленного взора и осуществлять припоминание на следующий день. Сказочный образ волнует ребенка, помогает усвоить морально-нравственные нормы. Проблема формирования здоровья дошкольника через работу с образами сказки. Здоровье мы рассматриваем в концепции ортобиотики, которая рассматривает его как единство трех составляющих: физической, психической и духовной. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность форм, методов и приемов организации деятельности без ущерба для здоровья воспитанников. Ведущим принципом является природосообразность. Принцип может быть реализован через создание специальных условий по реализации базовых потребностей ребенка. Физиологические потребности ребенка могут быть реализованы в случае создания грамотного режима дня. Здоровое питание, сон, гигиенические процедуры, физзарядка и т.п. – это важнейшие этапы дня. Психологические потребности ребенка могут быть реализованы через создание комфортной среды в процессе всего для пребывания в детском саду. Ребенок должен быть уверен в том, что получит эмоциональную и интеллектуальную поддержку взрослого в любом случае: в образовательных и режимных моментах. Духовные потребности, несмотря на небольшой возраст и зависимость от взрослых, ребенок нуждается в возможности иметь свое мнение и отстаивать его. Нужно создавать условия для ребенка таким образом, чтобы он мог проявлять свой творческий потенциал и имел возможность быть самим собой. Это самый сложный для реализации на практике аспект работы воспитателя, потому что воспитание в группе предполагает обезличивание ребенка. Здоровьеформирующие технологии – это совокупность форм, методов и приемов организации деятельности воспитанника по обретению им культуры ЗОЖ. Ведущий принцип – формирование метапредметных компетенций (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных). В общем виде речь идет о техниках: • создания мышечной радости для формирования физического здоровья; • об овладении ребенком техниками рефлексии и саморефлексии для формирования психического здоровья; • о техниках создания и закрепления ценностных ориентаций для формирования духовного здоровья. Применение этих техник оптимально в пространстве работы со сказками и игрой. Игра и сказка являются основой программы «Разноцветная планета». Сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и танцы, традиционные ремесла и т.д. – все это составляет культурный пласт ментальности народа. Их изучение дает возможность прикосновения к многовековой мудрости и овладению духовными и нравственными ценностями. Именно поэтому на протяжении веков каждый народ обращается к изучению своего фольклора, используя его как способ обучения своих детей. Жанр сказки наиболее всего подходит для обучения маленьких детей, так как познавательные процессы и речевые навыки еще недостаточно развиты. Жанр сказки (так же как и сновидения) обращен непосредственно к механизмам бессознательного, поэтому при работе со сказками необходимо различать их виды, чтобы предполагать результат воздействия. Так как именно сказка в раннем возрасте помогает ребенку усвоить морально-нравственные нормы, характерные для какого-либо народа (культуры), то можно предложить ему для знакомства бытовые сказки, воспринимаемые как истории о жизни. Кроме этого для маленьких детей хорошо подходят сказки – басни, проясняющие и закрепляющие некую моральную норму, сказки – загадки (истории о хитрецах) активизирующие познание, сообразительность, развивающие жизнестойкость, а также сказки о животных, воспроизводящие человеческие взаимоотношения. Для детей постарше (5-7 лет) можно предложить волшебные сказки. Волшебные сказки содержат воспоминания о древних ритуалах и вселенских архетипах, переносят героев в потусторонний мир, поэтому так отличаются от бытовых. И, если способы работы с бытовыми сказками достаточно очевидны: игра, рисование, лепка и т.п. А, главное, можно постоянно обращаться к смыслу и образам сказки для закрепления моральных норм, то именно этого не следует делать с волшебной сказкой (герои могут посылать друг друга на смерть, выгонять из дому, съедать и т.п.). Парадоксальность сюжета и образов волшебной сказки вступают в конфликт с ранее привитыми нравственными нормами, что может сказываться на психофизическом состоянии ребенка. Исходя из сказанного, способы работы с волшебной сказкой можно смягчить, проигрывая только какие-то эпизоды. И желательно только те, на которые ребенок соглашается сам. Именно поэтому на момент изучения волшебных сказок можно использовать свободное рисование, вольный пересказ и т.п., то есть задания, по сути, можно жестко не регламентировать. В идеале столкновение со сказочными архетипами помогает ребенку прожить, то есть отпустить свои страхи. Центральным страхом, содержащимся в сказках, является страх смерти. Герой (Дух) отправляется на спасение своей невесты (Душа). По дороге ему приходится потерять коня (физическое тело). Он доходит до Бабы-Яги, символизирующей окончательный переход на другой план и обретение мудрости и т.д. Преодоление сказочных коллизий подготавливает ребенка ко взрослой жизни, к прохождению кризисов, выходу из стресса, преодолению депрессивных состояний. Притчи – это более сложный вид, предполагающий более широкую трактовку, чем назидание и не содержащий прямых ответов, напротив, требующий самостоятельных размышлений. Мифологические сюжеты обращают человека к первичным энергиям, как правило, малоосознаваемым, но подчиняющим себе жизнь человека. Их осмысление через проживание (мистерию) помогает человеку обрести другую личность. Былины – героический эпос народа. Традиционно в игре моделируются различные жизненные процессы, отрабатывается семейное ролевое поведение, профессиональное ролевое поведение. Ребенок «отыгрывает» то, что видит. И у него выстраиваются МАТРИЦЫ для дальнейшей реальной жизни. Кроме этого, в игре накапливается индивидуальный опыт поведения, который можно затем использовать в сходных жизненных ситуациях. Именно сказка в раннем возрасте помогает ребенку усвоить морально-нравственные нормы. Философская глубина сказки заключается в том что, проживая ее образы, ребенок понимает, как именно нужно жить, как выходить из сложных ситуаций. Сказка – это модель для преодоления сложных жизненных коллизий. Современная подача материала через мультфильмы убивает природу сокральности переживаний. Ребенок не получает опыта жизни души. Первоосновой работы с методическим комплексом программы «Разноцветная планета» являются сказки, с которыми ребенка необходимо познакомить. Альбом сказок включает помимо текста, задания, вопросы, разрезные картинки, карточки, кукольный театр и т.п. Подробнее мы остановимся на работе с тетрадью по здоровью и социализации ребенка. Она называется «Живем в радости». Радость – это базовое, эталонное чувство, которое испытывает человек, когда все хорошо. Радоваться можно тихо или громко, открываясь навстречу миру, но в обоих случаях речь идет о внутренней гармонии. Рабочая тетрадь, о которой идет речь, предназначена для взрослого и ребенка. Это могут быть индивидуальные занятия, но возможна и групповая форма, когда воспитатель работает с целой группой детей. Социализация представляет собой процесс включения ребенка в мир людей, в мир прав и обязанностей человека; в овладение духовно-нравственными ценностями; вхождения в культурное пространство и т.п. Без понимания себя и своих потребностей сделать этого нельзя. Поэтому в процессе работы акцент ставится на рефлексию ребенком своих ощущений и эмоций, возникающих в ответ на знакомство с текстом сказки. РЕФЛЕКСИЯ – это анализ и оценка поступающей информации, пропущенной через призму своей личности. Рефлексия помогает проживанию информации и закреплению новых знаний в личностном пространстве, помогает ребенку избавиться от накопившегося напряжения, нейтрализует страхи. Пример работы со сказкой «КОТ, ПЕТУХ и ЛИСА». Мы с детства помним сказку о незадачливом петушке, которого несколько раз уносила из дома лиса, а кот догонял и возвращал названного братца. Петух просил о помощи: «Несет меня лиса, за синие леса…». В правом верхнем углу мы видим информацию для взрослого. Это тема: о спасении сильным (ответственным) слабого (наивного). И смысл: в затруднительной ситуации нужно просить о помощи, и помощь придет. Цель работы: диагностическая (понять, чего боится ребенок, на что гневается, о чем печалится); зафиксировать чувственный опыт прихода помощи. После того, как взрослый прочитает сказку, или попросит ребенка ее припомнить, он задает вопрос, о чем эта сказка? Вопрос «О чем?» - это и есть тема. Но чаще всего от ребенка 3-4 лет в ответ можно услышать или пересказ сказки, или не полный, фрагментарный ответ. Нет такой задачи, добиться от ребенка такого же ответа, как в верхнем правом углу, но нам нужно понимать, что именно усвоил ребенок и насколько далеко он от правильного ответа. Физическое здоровье Далее идет элемент вхождения в игровую, сказочную ситуацию с помощью стихотворных строк и придуманного к ним движения. МЫШЕЧНАЯ РАДОСТЬ – это то, что должно сопутствовать выполнению игрового движения, это то, что должно закрепляться в первой части, посвященной физическому здоровью. Кроме того, здесь срабатывает прием «Как если бы…» Условное наклонение переводит ребенка в сказку, в творческое мышление. Ребенок готов к проживанию сказочного сюжета. Гусли к дому я несу, Чтобы выманить лису. Ей сыграю и спляшу – Петушка освобожу! Итак, физическое здоровье поддерживается игровым моментом. Ребенку или группе детей (если речь идет о деятельности в детском саду) предлагается, оттолкнувшись от текста четверостишия, придумать самостоятельно движения к тексту. Как правило, четверостишия: • помогают активизировать воспоминание о сказке; • задают ритм движению; • содержат призыв к погружению в сказочное действие. Желательно опираться на спонтанность ребенка в выборе движения. Психическое здоровье поддерживается за счет осознания ребенком своих ощущений и эмоций, возникающих в ответ на знакомство с текстом. Мы просим ребенка обвести картинку, где герою страшно – красным цветом, где гневается (сердится) – зеленым, где грустит – синим. Мы узнаем, знакомы ли ему эти чувства. Обращаем внимание на работу тела: а как ты знаешь, что чувствуешь гнев, страх, печаль? Ребенок плохо понимает слова, но он хорошо чувствует телом. Рефлексия (анализ и оценка информации, пропущенная через призму личностного восприятия) осуществляется через беседу с ребенком по предложенным вопросам и рисунок. Ребенок очень легко идентифицируется с героями сказки. И те ощущения и чувства, которые он испытывает вместе с героями, помогают ребенку избавиться от накопившегося напряжения, нейтрализуют страхи. Традиционно духовное здоровье формируется через усвоение морально-нравственных категорий, принципов, установок, которые предлагает сказка. Моральные суждения, предлагаемые сказкой, легко вбираются человеком, если: ему понятен смысл сказанного, доступны переживания героев, не отторгается личность человека, предлагающего информацию и т.п. Мы предлагаем СОЕДИНИТЬ понимание сказки с ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ ребенка, с его сегодняшним днем. Этот элемент присутствует в работе с каждой сказкой. Понятие интериориза́ция (от фр. Intériorisation — переход извне внутрь и лат. Interior — внутренний) в отечественной науке тесно связана с именем Л.С. Выготского. И означает это понятие формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. В рассматриваемой сказке ребенку предлагается проделать работу, связанную с формулированием просьбы. Иногда это бывает сложно обратиться ко взрослому. Разговор об этих личных затруднениях может помочь ребенку осознать их и что-то изменить. «Помогите мне, пожалуйста…» - эту фразу на этом этапе работы ребенок заканчивает сам, развивая лексические возможности и снимая психологические блоки. Далее следует обсудить ЗНАЧЕНИЕ сказки для самого ребенка (снова переведение в личный опыт: мы помогаем ребенку проделать все мыслительные операции, которые нужны для анализа и синтеза информации). Только информация, пропущенная через призму личностного восприятия и оценки, становится своей, формирующей ценностные представления о людях, событиях, ситуациях, сказочных героях и т.п. На следующем этапе работы представляется важным закрепить в теле и сознании ребенка основную идею сказки. Сделать это можно через соединение стихотворных строк с жестом. Называется такое действие ЯКОРЬ. Взрослый читает четверостишие, ребенок повторяет за ним (то же самое происходит с группой детей). И на последних двух строчках ребенок вслед за взрослым выполняет жест, нарисованный художником в нижнем правом углу страницы. РЕЧЕВКА и ЖЕСТ – это залог запоминания информации на 90%. Напомним, что информация, данная просто на слух, запоминается примерно на 20%. Наличие визуального ряда помогает сохранять информацию до 40%. И информация, полученная с помощью включения физического тела – 90%. Унесла меня лиса За далекие леса, Но если помощь попросить, То ее можно получить! Ребенок делает выдох облегчения, руки сжаты в локтях, ладони с расставленными пальцами прижаты к груди. Примерно две недели в этот «якорь» нужно с ребенком или группой детей играть, предлагая его в разных ситуациях проблемных, учебных и т.п. Повторять на фоне активизирующего вопроса: «Вспомни время, когда ты уже не ждал – не ждал помощи, а она взяла и пришла!» И повторение «якоря», и ответ на вопрос, касающийся личного опыта, призваны создать у ребенка состояние РАДОСТИ, открытости чувств, самоприятия. Обобщим вышесказанное. Физическая составляющая здоровья в работе с тетрадью «Живем в радости» поддерживается за счет создания у ребенка мышечной радости (спонтанное проигрывание стихотворных строк). Психологическая составляющая здоровья поддерживается и формируется за счет рефлексии и саморефлексии. (Если позволяют временные рамки, можно сразу подключить лепку, музыку, драматизацию и т.п.). Духовная составляющая здоровья может формироваться через соединение речевки и жеста. Повторение обязательно в этом случае, оно поможет закреплению нового моторного навыка и связанной с ней морально-этической нормой, задаваемой сказкой. Практика психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста является такой системой профессиональной деятельности, которая направлена на создание социально-психологических условий успешного развития ребенка. Индивидуальное сопровождение ребенка нужно для оказания ему помощи в преодолении личных ограничений (языковых, психологических, духовно-нравственных). Специалисту необходимо помнить, что среди билингвов есть дети с хорошо развитыми познавательными процессами. И задачи работы в этом случае сводятся к дополнительному развитию их способностей и талантов. Это требует усилий. Необходимо поддерживать интерес ребенка к познанию. И, напротив, речь может идти о детях, находящихся в сложной адаптационной ситуации. Это другой набор задач, связанных с преодолением стресса, выходом из него. Диагностику понимают иногда как некий карательный инструмент, опрометчиво путая с оценкой. Поэтому нужно кое-что пояснить. Диагностика помогает понять, ГДЕ именно ребенок находится. Это точка отсчета. Это нужно дня того, чтобы понимать ближайшую зону развития ребенка: что он уже может сам, что может с помощью взрослого, как и куда его можно направить, что необходимо скорректировать. Педагогические технологии помогают нам простраивать этот маршрут, но выбор технологии будет зависеть именно от вопроса, ГДЕ он сейчас. Главная идея критериально-ориентированных тестов (далее – КОРТ): Первое, на чем нужно остановиться, это некоторые наблюдаемые критерии, которые отслеживаются на уровне поведения. Плюс такой диагностики заключается в том, что она максимально приближена к естественному процессу наблюдения за ребенком, просто вы как взрослый (воспитатель, психолог, родитель, гувернер) отслеживаете несколько критериев, которые можете удержать в памяти. Минусом такого подхода является его субъективность. Одному воспитателю кажется, что ребенок стал лучше есть, или декламировать стихи, другому так не кажется, а с точностью наоборот. Давайте посмотрим вместе на наблюдаемые критерии. Ниже вы можете видеть таблицы, фиксирующие внешние параметры здоровья – нездоровья. Таблица 1. Внешние параметры здоровья-нездоровья Виды здоровья Формы проявления здоровья человека (ребенка) Формы проявления здоровья человека (ребенка) Физическое здоровье Свободное дыхание, легкие движения, живая мимика, теплые конечности, розовое лицо, выразительная речь, расширение сенсорного восприятия, блеск глаз. Может проявляться в головокружении, легкой тошноте, зевоте, поверхностном дыхании, поднятии или падении артериального давления, блуждающих болях, физическом заболевании. Таблица 2. Внешние параметры здоровья-нездоровья Виды здоров Формы проявления здоровья человека (ребенка) Формы проявления здоровья человека (ребенка) Психическое здоровье Высокий эмоциональный тон, уверенность в своих силах, высокий уровень самоценности, адекватная самооценка, спокойствие, эффективные стратегии мышления и поведения, творческое состояние сознания. Выражается в потере интереса к делу, доминировании таких эмоциональных состояний как гнев, страх, вина и т.п., может возникать чувство беспомощности во время обучения чему-то – все вместе ведет к резкому снижению интеллектуального и творческого потенциала личности. Таблица 3. Внешние параметры здоровья-нездоровья Виды здоровья Формы проявления здоровья человека (ребенка) Формы проявления нездоровья человека (ребенка) Духовное здоровье Включенная интуиция, спонтанное поведение, альтруизм, толерантное мышление и поведение. Может проявляться в личностной деградации, желании манипулировать другими людьми, отсутствии интуитивных решений, в чувстве глубокого одиночества и т.п. Если для отслеживания изменений выбираются КОРТЫ, то они хороши тем, что помогают отслеживать те параметры, которые вы сами назначаете для исследований. Предполагается, что перед началом работы делаются срезы (в бальной системе), затем следует непосредственно какая-то экспериментальная деятельность. Например, воспитатель внедряет методику работы по сказкам («Живем в радости»). Через назначенное время делаются замеры (или проводится наблюдение за поведением ребенка). Например, с подобными параметрами вы познакомитесь в таблице 4-6. Таблица 4. Параметры, назначенные для исследований Виды здоровья Изменения параметров Примечания Физическое здоровье 1. Стал ли у ребенка более спокойным сон? 2. Стал ли ребенок лучше есть? 3. Стал ли ребенок разговаривать тише (меньше кричать) и совершать меньше хаотичных движений? 4. Стал ли ребенок меньше жаловаться на то, что у него что-то болит (живот, голова и т.п.)? 5. Стал ли ребенок более координированным во время выполнения физических упражнений, на занятиях танцами? Таблица 5. Параметры, назначенные для исследований Виды здоровья Изменения параметров Примечания Психическое здоровье 1. Стал ли ребенок лучше понимать, что ему говорят? 2. Стал ли ребенок лучше понимать смысл прочитанной сказки? 3. Стал ли ребенок лучше пересказывать текст (сказки)? 4. Стал ли ребенок быстрее и качественнее выполнять задания на рисование, лепку, танцы, пение и т.п. 5. Стал ли ребенок более спокойным (например, меньше скучать по родителям в детском саду)? Таблица 6. Параметры, назначенные для исследований Виды здоровья Изменения параметров Примечания Духовное здоровье 1. Стал ли ребенок больше альтруистом (может поделиться игрушками, другими вещами)? 2. Стал ли ребенок более толерантным (терпимым к другим детям, режиму дня и т.п.)? 3. Стал ли ребенок менее грустным, а наоборот, более радостным? 4. Стал ли ребенок меньше манипулировать другими людьми? 5. Стал ли ребенок более проактивным (принимающим ответственность на себя)? Если ребенок стал лучше понимать, что ему говорят, это сигнал того, что произошла активизация познавательных процессов: ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВООРАЖЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ; РЕЧИ и ВОЛИ. Понимание смысла прочитанной сказки - это очень важный критерий, показывающий, что операции АНАЛИЗА и СИНТЕЗА информации становятся привычными, что социализирует ребенка, вводит его в мир культуры, человеческих ценностей. Предположим, что мы задаем вопрос: «(Зачем написали сказку про Колобка, что хотели рассказать?» Если мы слышим вдруг, что «Колобок молодец, раз от всех ушел, так и надо делать», «Он же не мог ответить по-другому» или «Надо взрослых слушаться» - то смысл однозначно не понят. Если ребенок говорит об опасности хвастовства – он попадает в цель. Пересказ текста сказки приводит к базовому условию усвоения и понимания любого материала (впоследствии учебного). Взаимодействие с образным рядом сказки помогает ребенку усваивать лексику, впитывать в себя менталитет своей страны, ФИКСИРУЕТ его отношение к морально-нравственной норме. Творческие задания, выполняемые дома или в группе детского сада помогают отрефлексировать полученную информацию и свои эмоции, возникшие при столкновении со сказкой. Когда у ребенка появляется возможность отрефлексировать свои чувства посредством методов искусства, ему становится легче. Тяга к родителям ослабляется, время, проводимое в детском саду, начинает течь иначе. Следующий вид диагностики – стандартизированная методика. Это традиционные способы определения вида темперамента, характера и т.п. В диагностических инструментах программы «Разноцветная планета» есть девять интегративных показателей, которые можно отслеживать в работе с ребенком. Интегративный показатель – это, по сути, готовая компетенция, которая должна сформироваться у ребенка в результате игровой формы обучения и воспитательных мероприятий. 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 2. Любознательный, активный. 3. Эмоционально отзывчивый. 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. Для удобства работы результаты можно зафиксировать на трех уровнях: Д – достаточный уровень (сформирован и наблюдается в деятельности воспитанника); Б – близкий к достаточному (находится в стадии становления); Н – низкий уровень (не проявляется в деятельности воспитанника). К сказке «ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ» Интегративные качества УРОВНИ 1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками «Ты надуйся пузырем, Лапотком потопай. Ты соломинкой прогни Спинку и похлопай». Д Спонтанно совершает необходимые действия, следуя за стихотворным рядом. Б Легко повторяет за взрослым предложенные движения. Н С трудом повторяет за взрослым предложенные движения. 2.Любознательный, активный О ЧЕМ ЭТА СКАЗКА? «Посмотри на картинки и скажи, кто в этой сказке поступает неправильно? Обведи картинку, на которой герои поступают правильно, честно. В пустых клеточках нарисуй тех, кто, как тебе кажется, поступает с тобой нечестно, неправильно. Объясни». Д Имеет ярко выраженный познавательный интерес в момент работы с рабочей тетрадью (уточняет, задает вопросы). Б Легко возвращается к заданиям из рабочей тетради с помощью взрослого. Н С трудом возвращается к заданиям из рабочей тетради с помощью взрослого. 3.Эмоционально отзывчивый Д Выражает чувство эмпатии к герою (соломинке). Б После наводящих вопросов взрослого понимает, кому нужно сопереживать (соломинке). Н С трудом может объяснить взрослому, кто пострадал в сказке. 4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Д Принимает участие в обсуждении текста сказки, высказывает свое мнение. Б Сам не вступает в обсуждение, но отвечает на вопросы взрослого. Н Не отвечает на прямое обращение взрослого (вопрос). 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Д В групповой работе не перебивает другого во время ответа, а старается поднимать руку. Б Перебивает другого во время ответа. Н Не вступает в общение (молчит во время обсуждения). 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту О ЧЕМ ЭТА СКАЗКА? ЛИЧНЫЙ ОПЫТ «Посмотри на картинки и расскажи, что там произошло. Д Активно отвечает на вопросы, связанные с анализом картинок и переводом их в личностный опыт. Б Отвечает на вопросы, связанные с анализом картинок и переводом их в личностный опыт. Н Не отвечает на вопросы, связанные с анализом картинок и переводом их в личностный опыт. 7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе ОСОЗНАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ПРИНЦИПА «Объясни, что значит «поступать честно» или «нечестно». Вспомни случаи, которые произошли с тобой». Д Объясняет понятия «честно» и «нечестно» и приводит примеры из своего опыта. Б С помощью взрослого осознает значение понятия. Н Даже с помощью взрослого не улавливает значение понятия. 8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Д Эмоциональную информацию (отношение к сказке) переводит в разные виды творческой деятельности. Б Эмоциональную информацию (отношение к сказке) переводит в разные виды творческой деятельности с помощью взрослого. Н Даже с помощью взрослого не может перевести эмоциональную информацию (отношение к сказке) в разные виды творческой деятельности. 9.Овладевший необходимыми умениями и навыками ЯКОРЬ «Над другим смеяться стыдно, Другу может быть обидно. Постарайся добрым стать, Чтобы другу помогать!» Д После активизации якоря способен к позитивному социальному взаимодействию (старается помочь другу при необходимости). Б Какое-то время способен к позитивному социальному взаимодействию после активизации якоря. Н Редко проявляет способность к позитивному социальному взаимодействию, либо совсем не проявляет.
«Мотивация и ресурс ребенка» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot