Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Понятие и фазы жизненного цикла продукта. Процесс создания
нового продукта
В данной теме рассматриваются вопросы жизненного цикла продукта, процессов
создания нового продукта.
Главный признак большинства видов продукции состоит в том, что они имеют
ограниченный период спроса. Любой продукт проходит в своем развитии различные
стадии. Период времени между моментами возникновения и прекращения использования
продукта принято называть его жизненным циклом, который состоит из следующих фаз:
– создание;
– освоение;
– рост;
– зрелость;
– старение.
Для большинства продуктов характерна циклическая повторяемость этих фаз,
связанная каждый раз, как правило, с освоением новой модификации нововведения.
Создание нового продукта чаще всего связано с возникновением новой инновационной
идеи: освоение нового рынка, расширение или появление новых способов производства,
возникновение новой или расширение имеющейся потребности, появление новых
функций продукта и т.п.
Жизненный цикл условно можно разделить на инновационный (фазы создания и
освоения) и производственный (фазы освоения, роста, зрелости и старения). Фаза
создания представляет собой концептуальную стадию развития продукта, на которой
инновационная идея оценивается с точки зрения возможности, целесообразности и
масштабов ее реализации. Управленческие решения на этой стадии направлены прежде
всего на проведение маркетинговых исследований рынка для нового продукта, поиск для
него
потенциальной ниши на рынке и
изучении
возможности коммерческого
использования инновационной идеи.
При
положительной
оценке
идеи
организуется
проведение
необходимых
исследований и опытно-конструкторских разработок. На этом этапе решаются следующие
задачи:
– формирование инновационной идеи;
– маркетинговые исследования и подготовка рынка;
– патентная (лицензионная) оценка идеи;
– проведение исследований и разработок;
– оценка инвестиционных потребностей и финансовых возможностей;
1
– планирование подготовки производства и реализации продукции.
Фаза освоения предусматривает начало промышленного освоения инновационной
идеи и появление нового продукта на рынке. На этой стадии осуществляется комплекс
работ по технической подготовке производства: разработка детальной технической
документации для производства продукта, технологическая подготовка, организационное
проектирование нового производства.
Процесс производственного освоения нового продукта – это начальный период
нового производства, в течение которого достигаются проектные значения технических,
производственных и экономических параметров изделия. Соответственно различают
техническое, производственное и экономическое освоение нового продукта. Техническое
освоение характеризуется достижением в производственном процессе технических и
эксплуатационных
параметров
качества
продукта,
заложенных
в
технической
документации.
Проектные технические параметры достигаются, как правило, при отработке
опытных образцов и первых установочных серий продукта. Производственное освоение
сводится к достижению заданных масштабов производства нового продукта и параметров
ритмичности,
выполнению
установленных
календарно-плановых
нормативов,
обеспечивающих эффективную организацию производственных процессов.
Экономическое
освоение
нового
продукта
характеризуется
достижением
установленных значений экономических показателей его производства и реализации. Это
относится в первую очередь к таким показателям производства как трудоемкость,
себестоимость, рентабельность. На этом этапе решаются следующие задачи:
− проведение
конструкторской
подготовки
производства;
–
проведение
технологической подготовки производства;
− организационное проектирование производства; – организационно-плановая
подготовка производства;
− начальное производство продукта;
− подготовка реализации продукта.
Для фазы роста характерно расширение масштабов инновационной деятельности,
наращивание производства и объема продаж инновационного продукта, поиск и освоение
новых
рынков,
поиск
новых
организационных
решений
и
совершенствование
менеджмента. Менеджмент на этой фазе сосредоточен на поиске и реализации внутренних
резервов
повышения
эффективности
нового
продукта,
обеспечении
гибкости
планирования в соответствии с изменяющимся спросом, снижении производственных и
2
товарных запасов, разработке гибкой и динамичной ценовой политики. На этом этапе
решаются следующие задачи:
– наращивание производственной мощности;
– увеличение объема продаж;
– освоение новых рынков;
– формирование устойчивой сети поставщиков;
– совершенствование технологии, организации производства и менеджмента;
– увеличение численности работающих и повышение уровня специализации
рабочих мест.
Фазы зрелости, характеризующейся максимальным объемом производства и
реализации, новый продукт достигает в условиях, когда его основные параметры
начинают терять перспективы дальнейшего улучшения. Для снижения издержек и
максимизации прибыли предприятие стремится к совершенствованию менеджмента и
технологии производства, повышению ее эффективности.
Главной задачей и заботой предприятия на этой фазе становится поиск новых
инновационных идей, модернизация инновационного продукта, его модификация для
специфических условий или требований новых рынков. На этом этапе решаются
следующие задачи:
– стабилизация поставщиков;
– модернизация продукта;
– поиск новых рынков;
– проведение дополнительных исследований и разработок;
– поиск новых сфер приложения инновационной идеи;
– модернизация предпринимательской концепции продукта.
Фаза старения не является органическим следствием зрелости продукта. Она может
наступить в любой момент времени под влиянием неблагоприятных внешних и
внутренних факторов и возникающей кризисной ситуации. Главным симптомом фазы
старения
является
снижение продаж
и
ограниченные
возможности
реализации
инновационного продукта на новых рынках. На этом этапе решаются следующие задачи:
– модернизация производственной базы;
– сокращение производственной инфраструктуры;
– сокращение численности работающих;
– ликвидация запасов;
– продажа собственных лицензий, патентов;
– снятие продукта с производства.
3
Процесс создания нового продукта. Стадии инновационного процесса. Создание
новых
продуктов,
обладающих
высокими
техническими,
потребительскими
и
экономическими параметрами, представляет собой весьма сложный процесс, требующий
значительных затрат времени и ресурсов, привлечения большого числа как внешних, так и
внутренних исполнителей. Можно выделить три основные фазы процесса создания
продукта:
– исследовательская фаза или формирование концепции продукта;
– проектирование нового продукта;
– освоение производства нового продукта и продвижение его на рынок.
На первой фазе – фазе формирования концепции продукта проводится
комплексный анализ экономической и научно- технической информации о возможном
спросе на новую продукцию, ситуацию на рынках и т.п., т.е. маркетинговое исследование
в сочетании с методами научно-технического прогнозирования.
На второй фазе осуществляется собственно проектирование нового продукта.
Основная задача этой фазы заключается в детальной инженерной проработке нового
изделия. Она включает проведение необходимых исследований, выполнение опытноконструкторских разработок, изготовление и испытание опытных образцов новой
продукции
и
проектирования
разработку детальных
продукта
чертежей
закладывается
для
уровень
ее
его
изготовления.
На
фазе
конкурентоспособности
и
длительность жизненного цикла. Именно на этой фазе определяются экономические и
организационные параметры будущего производства.
Третья фаза – фаза освоения нового производства и продвижения нового продукта
на рынок заключается в проведении комплекса работ по проектированию нового
производства, начиная с его технической подготовки, организационного проектирования
производственных процессов и включая наращивание производства, достижения
проектной мощности и заданной себестоимости. Инновационный процесс завершают
работы по продвижению нового продукта на рынок и связанная с этим дистрибьюторская
деятельность предприятия. Процесс создания нового изделия состоит из следующих
стадий:
1. Фундаментальные (теоретические) исследования;
2. Поисковые исследования;
3. Прикладные исследования;
4. Опытно-конструкторские разработки;
5. Проектирование новых производств;
6. Конструкторская подготовка производства;
4
7. Технологическая подготовка производства;
8. Организационно-плановая подготовка производства;
9. Освоение производства;
10. Подготовка реализации (сбыта) продукции;
11. Подготовка потребления продукции (сервисное обслуживание).
Стадии 1-3 связаны с научно-исследовательскими работами, 4-9 – с производством
изделия, 10-11 – с реализацией и потреблением его.
Исследовательская стадия проектирования изделия. Развитие современного
производства
конкурентоспособной
ориентированных
на
продукции
долгосрочный
период
немыслимо
научных
без
масштабных,
исследований.
Научно-
исследовательские работы (НИР) – это целенаправленная деятельность, имеющая своей
задачей создание новой информации об объектах, явлениях или процессах, происходящих
в природе, обществе или технике. В зависимости от целей, содержания и характера
результатов различают:
– фундаментальные исследования;
– поисковые исследования;
– прикладные исследования.
Фундаментальные исследования, как правило, имеют наиболее общий и
абстрактный характер. Они направлены на расширение знаний и понимание наиболее
общих закономерностей, действующих в природе, технике и обществе, без проникновения
в
области
конкретного
применения.
На
основе
результатов
фундаментальных
исследований определяются научно-технические проблемы поискового и прикладного
характера, решение которых способствует созданию новой техники. Поисковые
исследования
выполняются,
как
правило,
на
базе
полученных
результатов
фундаментальных исследований и направлены на создание научного задела в целях его
дальнейшего использования в прикладных разработках. Необходимость в поисковых
исследованиях возникает при отсутствии ясности в направлении использования
полученных данных, возможных способах их трансформации для решения научных и
технических проблем.
Цели и задачи поисковых исследований формулируются более конкретно, чем в
фундаментальных работах. Содержание процесса и ожидаемые результаты отличаются
большей
направленностью
на
конечные
практические
результаты.
Прикладные
исследования направлены на решение конкретных научно-технических и организационноэкономических проблем, связанных с выполнением последующих проектных разработок.
Прикладные исследования включают:
5
– поиск путей улучшения существующих конструкций, технологий или материалов
в целях повышения конкурентоспособности продуктов;
– определение способов использования новейших достижений науки и техники для
создания новой конкурентоспособной продукции;
– проведение аналитических работ по обобщению опыта конкурентов и
исследованию рыночной конъюнктуры;
–
выполнение
модельных
разработок,
проведение
экспериментальных
испытательных работ.
Этот вид исследований непосредственно ориентирован на создание определенных
образцов продукции или технологий.
Конструирование нового изделия. Новое изделие появляется в результате
сложного процесса его проектирования, изготовления многочисленных макетов, опытных
и экспериментальных образцов, их испытания, корректировки и отработки рабочей
документации. Весь этот комплекс разнообразных работ в отечественной практике
составляет содержание опытно-конструкторских разработок (ОКР) и конструкторской
подготовки производства (КПП) нового продукта.
Опытно-конструкторские разработки – это комплекс работ, осуществляемых с
целью создания новых видов техники с заданными технико-экономическими параметрами
в виде опытного образца, опытной установки и рабочей документации для их
промышленного изготовления, и использования. По-своему содержанию ОКР часто
являются
органическим
выполнением
прикладных
исследовательских
работ,
подтвердивших техническую возможность и экономическую целесообразность создания
нового продукта. Конструирование нового продукта при этом сводится к разработке
необходимого комплекса конструкторских документов, к работам по изготовлению,
отладке
и
испытаниям
опытного
образца.
Опытно-конструкторские
разработки,
выполняемые в определенной области техники, в отличие от научно-исследовательских
работ характеризуются достаточно устойчивым составом стадий, этапов и работ.
Технология
их
проведения,
приемы
инженерных
разработок
и
расчетов
регламентируются, как правило, специальными отраслевыми или внутрифирменными
нормативными документами, основанными на разработанной в стране системе
государственных стандартов, определяющих состав этапов ОКР, порядок их проведения и
требования к оформлению документации. Важнейшим из них является ГОСТ 2.103-68
«Единая система конструкторской документации» (ЕСКД).
ОКР состоит из трех стадий:
– подготовительная (разработка технического задания);
6
– разработка проектной документации (техническое предложение, эскизный и
технический проекты);
– разработка рабочей документации.
Конструкция нового продукта должна учитывать масштабы и условия его
производства и ориентироваться на минимальные производственные затраты. С этой
целью осуществляется комплекс работ, который составляет содержание конструкторской
подготовки производства.
Конструкторская
подготовка
производства
(КПП)
–
это
совокупность
взаимосвязанных процессов, обеспечивающих техническую готовность предприятия к
выпуску нового продукта в установленные сроки с заданными параметрами качества,
объем производства и уровнем затрат. Главная задача конструкторской подготовки
заключается
в
целесообразном
и
эффективном
приспособлении
отработанной
конструкции продукта к условиям его будущего производства при обязательном
сохранении заложенных в конструкцию параметров качества.
Конструкторская подготовка производства является органическим продолжением
или составной частью базовой опытно-конструкторской разработки продукта. Для
условий
единичного
производства,
выполнения
индивидуальных
заказов
или
экспериментальных работ подготовка технической документации завершается на стадии
опытно-конструкторской разработки. Если предполагается организация повторяющегося
(серийного или массового) производства нового продукта, то разработка рабочей
документации в соответствии со сложившейся практикой осуществляется поэтапно:
сначала – на опытный образец (или опытную партию), затем – на установочную серию
нового продукта и, наконец, – на устойчивое, повторяющееся производство. В таком
итерационном
процессе,
составляющем
содержание
конструкторской
подготовки
производства, последовательно отрабатываются качественные параметры продукта и
решаются две главные задачи:
а)
повышение
уровня
унификации
и
стандартизации
конструкции;
под
унификацией понимается комплекс мер, направленных на устранение необоснованного
многообразия типов и конструкций изделий и их узлов, форм и размеров деталей и
заготовок, профилей и марок материалов. Основанная на применении в конструировании
типовых технических решений, унификация представляет собой одно из эффективных
направлений, позволяющих повысить качество изделий, уменьшить трудоемкость и
сократить
сроки
проектирования
и
освоения
производства
нового
продукта.
Стандартизация представляет собой высшую форму унификации.
7
Международная организация по стандартизации (ИСО) приняла следующее
определение стандартизации.
«Стандартизация – это процесс установления и применения правил с целью
упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех
заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной
экономии, с соблюдением функциональных условий и требований безопасности».
Стандарты устанавливают обязательные для выполнения нормы, образцы, типы решений
и распространяются не только на конструкцию продукта, но и на все другие факторы
производства. Прогрессивной формой конструирования новой продукции на основе
унификации стандартизации является агрегирование, позволяющее осуществлять так
называемое модульное проектирование изделия.
Агрегирование – это система проектирования изделия путем компоновки его из
ограниченно числа унифицированных элементов, прежде всего, модулей машин.
Использование модульного проектирования резко сокращает сроки проведения и затраты
на
разработку
изделия,
позволяет
широко
применять
современные
системы
автоматизированного конструирования на базе систем CAD/CAM.
б) обеспечение технологичности продукта – при его проектировании составляет
одну из важнейших задач конструкторской подготовки производства независимо от места
проведения базовой конструкторской разработки: внутри фирмы или за ее пределами.
Различают
производственную
и
эксплуатационную
технологичность.
Под
производственной технологичностью понимается совокупность характеристик изделия,
определяющих
технологическим
степень
соответствия
условиям
его
конструкции
производства
на
изделия
организационно-
конкретном
предприятии.
Организационно-технологические условия производства нового изделия характеризуются:
− масштабом производства;
− его организационным типом;
− применяемыми методами организации производственного процесса;
− составом производственного оборудования;
− квалификационной и профессиональной структурой персонала и другими
параметрами, которые должны учитываться разработчиками в процессе конструкторской
подготовки.
Эксплуатационная технологичность характеризует степень соответствия изделия
рациональным условиям его эксплуатации. Для ее оценки используются показатели
удельной
трудоемкости
профилактического
обслуживания
изделия,
надежности
8
конструкции, трудоемкости ремонта, удельные затраты на текущее обслуживание и
ремонт и т.п.
Технологичность конструкции обеспечивается конструктивными решениями на
всех стадиях и этапах проектирования нового изделия. Высоких результатов в этой
области можно достичь лишь при координации работы и сотрудничестве всех участников
процесса проектирования и освоения производства нового изделия и, прежде всего
конструкторов, технологов, производственников и менеджеров.
Технологическая подготовка производства нового изделия. Выпуск нового
изделия на основе разработанной конструкции возможен лишь при наличии тщательно
проработанной
технологической
документации
и
с
использованием
средств
технологического оснащения производственных процессов. Организация технологической
подготовки
производства
на
предприятиях
регламентируется
требованиями
государственных стандартов Единой системы технологической подготовки производства
(ЕСТПП).
Технологическая
подготовка
производства
(ТПП)
–
это
совокупность
взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия
к выпуску нового изделия в установленные сроки, с заданными параметрами качества,
объемом производства и уровнем затрат. В рамках ТПП решаются следующие задачи:
− обеспечение технологичности конструкции изделия;
− выбор и разработка технологических процессов по всем стадиям производства и
составным элементам нового изделия;
− проектирование
и
изготовление
средств
технологического
оснащения
производственных процессов;
− управление процессами технологической подготовки нового производства.
Решение этих задач может осуществляться как собственными технологическими
службами
предприятия
(внутризаводская
подготовка),
так
внезаводскими
специализированными организациями на основе кооперации.
В технологическом обеспечении новых производств большое значение имеет учет
конкретных организационно-технических условий предприятия, типизация и унификация
технологических процессов и средств технологического оснащения.
В рамках ТПП предприятия используют различные виды технологических
процессов, в зависимости от организационного типа и масштабов производства, метода
организации, уровня механизации и автоматизации основных технологических операций.
По характеру различают единичные, типовые и групповые технологические процессы.
Единичные технологические процессы предназначены для изготовления изделия одного
9
наименования, назначения или типоразмера независимо от количества и типа
производства.
Типовой технологический процесс применяется для совокупности однородных по
технологическим и конструктивным признакам деталей, сборочных единиц или изделий.
Он разрабатывается на типового представителя и содержит максимально возможный
перечень операций для всей совокупности деталей данного типологического класса.
Групповой технологический процесс применяется для изготовления предметов с
различными конструктивными, но общими технологическими признаками. Групповой
процесс разрабатывается на комплексный предмет, содержащий все конструктивные
элементы данной группы предметов.
Завершается технологическая подготовка проектированием, изготовлением и
отладкой технологической оснастки для реализации разработанных технологических
процессов. На предприятии технологическое обеспечение производства осуществляют
службы главного технолога. К ним относятся отдел главного технолога, конструкторское
бюро по оснастке, инструментальные производства, нормативно-плановые службы.
10