Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и фазы жизненного цикла продукта. Процесс создания нового продукта

  • 👀 3032 просмотра
  • 📌 2975 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие и фазы жизненного цикла продукта. Процесс создания нового продукта
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и фазы жизненного цикла продукта. Процесс создания нового продукта» pdf
Лекция 2. Понятие и фазы жизненного цикла продукта. Процесс создания нового продукта В данной теме рассматриваются вопросы жизненного цикла продукта, процессов создания нового продукта. Главный признак большинства видов продукции состоит в том, что они имеют ограниченный период спроса. Любой продукт проходит в своем развитии различные стадии. Период времени между моментами возникновения и прекращения использования продукта принято называть его жизненным циклом, который состоит из следующих фаз: – создание; – освоение; – рост; – зрелость; – старение. Для большинства продуктов характерна циклическая повторяемость этих фаз, связанная каждый раз, как правило, с освоением новой модификации нововведения. Создание нового продукта чаще всего связано с возникновением новой инновационной идеи: освоение нового рынка, расширение или появление новых способов производства, возникновение новой или расширение имеющейся потребности, появление новых функций продукта и т.п. Жизненный цикл условно можно разделить на инновационный (фазы создания и освоения) и производственный (фазы освоения, роста, зрелости и старения). Фаза создания представляет собой концептуальную стадию развития продукта, на которой инновационная идея оценивается с точки зрения возможности, целесообразности и масштабов ее реализации. Управленческие решения на этой стадии направлены прежде всего на проведение маркетинговых исследований рынка для нового продукта, поиск для него потенциальной ниши на рынке и изучении возможности коммерческого использования инновационной идеи. При положительной оценке идеи организуется проведение необходимых исследований и опытно-конструкторских разработок. На этом этапе решаются следующие задачи: – формирование инновационной идеи; – маркетинговые исследования и подготовка рынка; – патентная (лицензионная) оценка идеи; – проведение исследований и разработок; – оценка инвестиционных потребностей и финансовых возможностей; 1 – планирование подготовки производства и реализации продукции. Фаза освоения предусматривает начало промышленного освоения инновационной идеи и появление нового продукта на рынке. На этой стадии осуществляется комплекс работ по технической подготовке производства: разработка детальной технической документации для производства продукта, технологическая подготовка, организационное проектирование нового производства. Процесс производственного освоения нового продукта – это начальный период нового производства, в течение которого достигаются проектные значения технических, производственных и экономических параметров изделия. Соответственно различают техническое, производственное и экономическое освоение нового продукта. Техническое освоение характеризуется достижением в производственном процессе технических и эксплуатационных параметров качества продукта, заложенных в технической документации. Проектные технические параметры достигаются, как правило, при отработке опытных образцов и первых установочных серий продукта. Производственное освоение сводится к достижению заданных масштабов производства нового продукта и параметров ритмичности, выполнению установленных календарно-плановых нормативов, обеспечивающих эффективную организацию производственных процессов. Экономическое освоение нового продукта характеризуется достижением установленных значений экономических показателей его производства и реализации. Это относится в первую очередь к таким показателям производства как трудоемкость, себестоимость, рентабельность. На этом этапе решаются следующие задачи: − проведение конструкторской подготовки производства; – проведение технологической подготовки производства; − организационное проектирование производства; – организационно-плановая подготовка производства; − начальное производство продукта; − подготовка реализации продукта. Для фазы роста характерно расширение масштабов инновационной деятельности, наращивание производства и объема продаж инновационного продукта, поиск и освоение новых рынков, поиск новых организационных решений и совершенствование менеджмента. Менеджмент на этой фазе сосредоточен на поиске и реализации внутренних резервов повышения эффективности нового продукта, обеспечении гибкости планирования в соответствии с изменяющимся спросом, снижении производственных и 2 товарных запасов, разработке гибкой и динамичной ценовой политики. На этом этапе решаются следующие задачи: – наращивание производственной мощности; – увеличение объема продаж; – освоение новых рынков; – формирование устойчивой сети поставщиков; – совершенствование технологии, организации производства и менеджмента; – увеличение численности работающих и повышение уровня специализации рабочих мест. Фазы зрелости, характеризующейся максимальным объемом производства и реализации, новый продукт достигает в условиях, когда его основные параметры начинают терять перспективы дальнейшего улучшения. Для снижения издержек и максимизации прибыли предприятие стремится к совершенствованию менеджмента и технологии производства, повышению ее эффективности. Главной задачей и заботой предприятия на этой фазе становится поиск новых инновационных идей, модернизация инновационного продукта, его модификация для специфических условий или требований новых рынков. На этом этапе решаются следующие задачи: – стабилизация поставщиков; – модернизация продукта; – поиск новых рынков; – проведение дополнительных исследований и разработок; – поиск новых сфер приложения инновационной идеи; – модернизация предпринимательской концепции продукта. Фаза старения не является органическим следствием зрелости продукта. Она может наступить в любой момент времени под влиянием неблагоприятных внешних и внутренних факторов и возникающей кризисной ситуации. Главным симптомом фазы старения является снижение продаж и ограниченные возможности реализации инновационного продукта на новых рынках. На этом этапе решаются следующие задачи: – модернизация производственной базы; – сокращение производственной инфраструктуры; – сокращение численности работающих; – ликвидация запасов; – продажа собственных лицензий, патентов; – снятие продукта с производства. 3 Процесс создания нового продукта. Стадии инновационного процесса. Создание новых продуктов, обладающих высокими техническими, потребительскими и экономическими параметрами, представляет собой весьма сложный процесс, требующий значительных затрат времени и ресурсов, привлечения большого числа как внешних, так и внутренних исполнителей. Можно выделить три основные фазы процесса создания продукта: – исследовательская фаза или формирование концепции продукта; – проектирование нового продукта; – освоение производства нового продукта и продвижение его на рынок. На первой фазе – фазе формирования концепции продукта проводится комплексный анализ экономической и научно- технической информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуацию на рынках и т.п., т.е. маркетинговое исследование в сочетании с методами научно-технического прогнозирования. На второй фазе осуществляется собственно проектирование нового продукта. Основная задача этой фазы заключается в детальной инженерной проработке нового изделия. Она включает проведение необходимых исследований, выполнение опытноконструкторских разработок, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции и проектирования разработку детальных продукта чертежей закладывается для уровень ее его изготовления. На фазе конкурентоспособности и длительность жизненного цикла. Именно на этой фазе определяются экономические и организационные параметры будущего производства. Третья фаза – фаза освоения нового производства и продвижения нового продукта на рынок заключается в проведении комплекса работ по проектированию нового производства, начиная с его технической подготовки, организационного проектирования производственных процессов и включая наращивание производства, достижения проектной мощности и заданной себестоимости. Инновационный процесс завершают работы по продвижению нового продукта на рынок и связанная с этим дистрибьюторская деятельность предприятия. Процесс создания нового изделия состоит из следующих стадий: 1. Фундаментальные (теоретические) исследования; 2. Поисковые исследования; 3. Прикладные исследования; 4. Опытно-конструкторские разработки; 5. Проектирование новых производств; 6. Конструкторская подготовка производства; 4 7. Технологическая подготовка производства; 8. Организационно-плановая подготовка производства; 9. Освоение производства; 10. Подготовка реализации (сбыта) продукции; 11. Подготовка потребления продукции (сервисное обслуживание). Стадии 1-3 связаны с научно-исследовательскими работами, 4-9 – с производством изделия, 10-11 – с реализацией и потреблением его. Исследовательская стадия проектирования изделия. Развитие современного производства конкурентоспособной ориентированных на продукции долгосрочный период немыслимо научных без масштабных, исследований. Научно- исследовательские работы (НИР) – это целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей создание новой информации об объектах, явлениях или процессах, происходящих в природе, обществе или технике. В зависимости от целей, содержания и характера результатов различают: – фундаментальные исследования; – поисковые исследования; – прикладные исследования. Фундаментальные исследования, как правило, имеют наиболее общий и абстрактный характер. Они направлены на расширение знаний и понимание наиболее общих закономерностей, действующих в природе, технике и обществе, без проникновения в области конкретного применения. На основе результатов фундаментальных исследований определяются научно-технические проблемы поискового и прикладного характера, решение которых способствует созданию новой техники. Поисковые исследования выполняются, как правило, на базе полученных результатов фундаментальных исследований и направлены на создание научного задела в целях его дальнейшего использования в прикладных разработках. Необходимость в поисковых исследованиях возникает при отсутствии ясности в направлении использования полученных данных, возможных способах их трансформации для решения научных и технических проблем. Цели и задачи поисковых исследований формулируются более конкретно, чем в фундаментальных работах. Содержание процесса и ожидаемые результаты отличаются большей направленностью на конечные практические результаты. Прикладные исследования направлены на решение конкретных научно-технических и организационноэкономических проблем, связанных с выполнением последующих проектных разработок. Прикладные исследования включают: 5 – поиск путей улучшения существующих конструкций, технологий или материалов в целях повышения конкурентоспособности продуктов; – определение способов использования новейших достижений науки и техники для создания новой конкурентоспособной продукции; – проведение аналитических работ по обобщению опыта конкурентов и исследованию рыночной конъюнктуры; – выполнение модельных разработок, проведение экспериментальных испытательных работ. Этот вид исследований непосредственно ориентирован на создание определенных образцов продукции или технологий. Конструирование нового изделия. Новое изделие появляется в результате сложного процесса его проектирования, изготовления многочисленных макетов, опытных и экспериментальных образцов, их испытания, корректировки и отработки рабочей документации. Весь этот комплекс разнообразных работ в отечественной практике составляет содержание опытно-конструкторских разработок (ОКР) и конструкторской подготовки производства (КПП) нового продукта. Опытно-конструкторские разработки – это комплекс работ, осуществляемых с целью создания новых видов техники с заданными технико-экономическими параметрами в виде опытного образца, опытной установки и рабочей документации для их промышленного изготовления, и использования. По-своему содержанию ОКР часто являются органическим выполнением прикладных исследовательских работ, подтвердивших техническую возможность и экономическую целесообразность создания нового продукта. Конструирование нового продукта при этом сводится к разработке необходимого комплекса конструкторских документов, к работам по изготовлению, отладке и испытаниям опытного образца. Опытно-конструкторские разработки, выполняемые в определенной области техники, в отличие от научно-исследовательских работ характеризуются достаточно устойчивым составом стадий, этапов и работ. Технология их проведения, приемы инженерных разработок и расчетов регламентируются, как правило, специальными отраслевыми или внутрифирменными нормативными документами, основанными на разработанной в стране системе государственных стандартов, определяющих состав этапов ОКР, порядок их проведения и требования к оформлению документации. Важнейшим из них является ГОСТ 2.103-68 «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД). ОКР состоит из трех стадий: – подготовительная (разработка технического задания); 6 – разработка проектной документации (техническое предложение, эскизный и технический проекты); – разработка рабочей документации. Конструкция нового продукта должна учитывать масштабы и условия его производства и ориентироваться на минимальные производственные затраты. С этой целью осуществляется комплекс работ, который составляет содержание конструкторской подготовки производства. Конструкторская подготовка производства (КПП) – это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих техническую готовность предприятия к выпуску нового продукта в установленные сроки с заданными параметрами качества, объем производства и уровнем затрат. Главная задача конструкторской подготовки заключается в целесообразном и эффективном приспособлении отработанной конструкции продукта к условиям его будущего производства при обязательном сохранении заложенных в конструкцию параметров качества. Конструкторская подготовка производства является органическим продолжением или составной частью базовой опытно-конструкторской разработки продукта. Для условий единичного производства, выполнения индивидуальных заказов или экспериментальных работ подготовка технической документации завершается на стадии опытно-конструкторской разработки. Если предполагается организация повторяющегося (серийного или массового) производства нового продукта, то разработка рабочей документации в соответствии со сложившейся практикой осуществляется поэтапно: сначала – на опытный образец (или опытную партию), затем – на установочную серию нового продукта и, наконец, – на устойчивое, повторяющееся производство. В таком итерационном процессе, составляющем содержание конструкторской подготовки производства, последовательно отрабатываются качественные параметры продукта и решаются две главные задачи: а) повышение уровня унификации и стандартизации конструкции; под унификацией понимается комплекс мер, направленных на устранение необоснованного многообразия типов и конструкций изделий и их узлов, форм и размеров деталей и заготовок, профилей и марок материалов. Основанная на применении в конструировании типовых технических решений, унификация представляет собой одно из эффективных направлений, позволяющих повысить качество изделий, уменьшить трудоемкость и сократить сроки проектирования и освоения производства нового продукта. Стандартизация представляет собой высшую форму унификации. 7 Международная организация по стандартизации (ИСО) приняла следующее определение стандартизации. «Стандартизация – это процесс установления и применения правил с целью упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии, с соблюдением функциональных условий и требований безопасности». Стандарты устанавливают обязательные для выполнения нормы, образцы, типы решений и распространяются не только на конструкцию продукта, но и на все другие факторы производства. Прогрессивной формой конструирования новой продукции на основе унификации стандартизации является агрегирование, позволяющее осуществлять так называемое модульное проектирование изделия. Агрегирование – это система проектирования изделия путем компоновки его из ограниченно числа унифицированных элементов, прежде всего, модулей машин. Использование модульного проектирования резко сокращает сроки проведения и затраты на разработку изделия, позволяет широко применять современные системы автоматизированного конструирования на базе систем CAD/CAM. б) обеспечение технологичности продукта – при его проектировании составляет одну из важнейших задач конструкторской подготовки производства независимо от места проведения базовой конструкторской разработки: внутри фирмы или за ее пределами. Различают производственную и эксплуатационную технологичность. Под производственной технологичностью понимается совокупность характеристик изделия, определяющих технологическим степень соответствия условиям его конструкции производства на изделия организационно- конкретном предприятии. Организационно-технологические условия производства нового изделия характеризуются: − масштабом производства; − его организационным типом; − применяемыми методами организации производственного процесса; − составом производственного оборудования; − квалификационной и профессиональной структурой персонала и другими параметрами, которые должны учитываться разработчиками в процессе конструкторской подготовки. Эксплуатационная технологичность характеризует степень соответствия изделия рациональным условиям его эксплуатации. Для ее оценки используются показатели удельной трудоемкости профилактического обслуживания изделия, надежности 8 конструкции, трудоемкости ремонта, удельные затраты на текущее обслуживание и ремонт и т.п. Технологичность конструкции обеспечивается конструктивными решениями на всех стадиях и этапах проектирования нового изделия. Высоких результатов в этой области можно достичь лишь при координации работы и сотрудничестве всех участников процесса проектирования и освоения производства нового изделия и, прежде всего конструкторов, технологов, производственников и менеджеров. Технологическая подготовка производства нового изделия. Выпуск нового изделия на основе разработанной конструкции возможен лишь при наличии тщательно проработанной технологической документации и с использованием средств технологического оснащения производственных процессов. Организация технологической подготовки производства на предприятиях регламентируется требованиями государственных стандартов Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП). Технологическая подготовка производства (ТПП) – это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к выпуску нового изделия в установленные сроки, с заданными параметрами качества, объемом производства и уровнем затрат. В рамках ТПП решаются следующие задачи: − обеспечение технологичности конструкции изделия; − выбор и разработка технологических процессов по всем стадиям производства и составным элементам нового изделия; − проектирование и изготовление средств технологического оснащения производственных процессов; − управление процессами технологической подготовки нового производства. Решение этих задач может осуществляться как собственными технологическими службами предприятия (внутризаводская подготовка), так внезаводскими специализированными организациями на основе кооперации. В технологическом обеспечении новых производств большое значение имеет учет конкретных организационно-технических условий предприятия, типизация и унификация технологических процессов и средств технологического оснащения. В рамках ТПП предприятия используют различные виды технологических процессов, в зависимости от организационного типа и масштабов производства, метода организации, уровня механизации и автоматизации основных технологических операций. По характеру различают единичные, типовые и групповые технологические процессы. Единичные технологические процессы предназначены для изготовления изделия одного 9 наименования, назначения или типоразмера независимо от количества и типа производства. Типовой технологический процесс применяется для совокупности однородных по технологическим и конструктивным признакам деталей, сборочных единиц или изделий. Он разрабатывается на типового представителя и содержит максимально возможный перечень операций для всей совокупности деталей данного типологического класса. Групповой технологический процесс применяется для изготовления предметов с различными конструктивными, но общими технологическими признаками. Групповой процесс разрабатывается на комплексный предмет, содержащий все конструктивные элементы данной группы предметов. Завершается технологическая подготовка проектированием, изготовлением и отладкой технологической оснастки для реализации разработанных технологических процессов. На предприятии технологическое обеспечение производства осуществляют службы главного технолога. К ним относятся отдел главного технолога, конструкторское бюро по оснастке, инструментальные производства, нормативно-плановые службы. 10
«Понятие и фазы жизненного цикла продукта. Процесс создания нового продукта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot