Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие государства: сущность, определение, признаки

  • ⌛ 2021 год
  • 👀 1821 просмотр
  • 📌 1794 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие государства: сущность, определение, признаки» docx
Дисциплина – ПРАВОВЕДЕНИЕ Группа – СВз-19 Преподаватель – Романова Илона Валерьевна Дата проведения занятия (лекции)– 21.01.2021 г. Задание по лекционному материалу: ознакомиться с содержанием лекции, письменно ответить на вопросы для самопроверки и быть готовым к собеседованию по вопросам лекции. Лекция №1 – 2 часа Лекция №1. Теория государства Вопросы: 1.1 Понятие государства: сущность, определение, признаки. 1.2 Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. 1.3 Функции государства. 1.1 Понятие государства: сущность, определение, признаки Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой. Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (выступая основной доход‑ ной частью бюджета любого государства, они необходимы для про‑ ведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт – подданство или гражданство); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); 9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну); 10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ; 11) наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства – его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства – Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. – в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами. В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал. 1.2 Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий было больше предпосылок для федеративного устройства государства. Элементами формы государства являются следующие формы: 1) форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские; 2) форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные; 3) политический (государственный) режим представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы. Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих. 1.3 Функции государства Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Классификация функций государства: 1) в зависимости от продолжительности действия: а) постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая); б) временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); 2) в зависимости от значимости: а) основные (например, функция охраны общественного порядка); б) неосновные (например, функция рассмотрения споров); 3) в зависимости от сферы осуществления: а) внутренние; б) внешние; 4) в зависимости от принципа разделения властей: а) законодательные (правотворческие); б) исполнительные (управленческие); в) судебные. Вопросы для самопроверки к лекции №1: 1. Приведите несколько определений понятия государство. 2. Назовите основные и дополнительные признаки государства. 3. В чем сущность государства? 4. Что такое форма государственного правления, и какие существуют формы государственного правления? 5. Что такое форма государственного устройства, и какие существуют формы государственного устройства? 6. Дайте определение понятия политический режим и назовите его основные виды. 7. Что такое функции государства? 8. В чем суть внешних и внутренних функций государства? Литература для изучения темы Основная литература: Печатные издания: 1. Комкова, Г.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 457 с. Мархгейм, М.В. Правоведение: учебник / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков; под ред. М.Б. Смоленского. – 11-е изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 413 с. Издания из ЭБС: 1. Шумилов, В.М. Правоведение: учебник для бакалавров / В.М. Шумилов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 423 с. 2. Бошно, С.В. Правоведение: основы государства и права: учебник для академического бакалавриата / С.В. Бошно. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 533 с. Шаблова, Е.Г. Правоведение: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Е.Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина; под общ.ред. Е.Г. Шабловой. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 192 с.. Дополнительная литература: Печатные издания: 1. Ходукин, Д.В. Теория государства и права: практикум / Д.В. Ходукин. – Чита: РНиУМЛЗабГУ, 2013. – 218 с. Гражданское право. Практикум: учеб.пособие / под ред. А.Н. Кузбагарова, Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2013. – 319 с. Издания из ЭБС: 1. Правовое регулирование экономической деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.Ф. Ручкина [и др.]; под общ.ред. Г.Ф. Ручкиной, А.П. Альбова. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 315 с. Правоведение: учебник для академическогобакалавриата / В.И. Авдийский [и др.]; под ред. В.И. Авдийского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 333 с. Ответы: Вопросы для самопроверки к лекции №1: 1. Приведите несколько определений понятия государство. Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Государство – это политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. Государство – это результат (продукт) эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, который не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Государство – это система, для которой характерна собственная внутренняя логика развития, четкая структурная организация (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Государство – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой. Государство – это самоорганизованное общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. 2. Назовите основные и дополнительные признаки государства. Основные признаки государства: - публичная власть; - административно-территориальное деление населения; - система налогообложения (податей, займов); - суверенитет государственной власти; - монополия на правотворчетсво (создание законов, право); - аппарат принуждения (монополия на легальное применения силы). Дополнительные признаки государства: - гражданство (подданство); - Язык как средство общения на территории того или иного государства; - Иные правовые связи с населением (национальность); - наличие государственных символов (герб, флаг, гимн); - Единая оборонная и внешняя политика. - Единые транспортная, информационная, энергетическая системы; - различные материальные средства для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта); - столица; - Единое экономическое пространство (общий рынок). 3. В чем сущность государства? Сущность государства как общественного явления представляет собой множество взаимосвязанных внутренних и внешних элементов и отношений, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из ниженазванных аспектов: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Таким образом, сущность государства, как правило, заключается в направленности власти, ее принадлежности. 4. Что такое форма государственного правления, и какие существуют формы государственного правления? Форма государственного правления – элемент формы государства, который определяет порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские. Существуют следующие формы государственного правления: Республика - форма правления, где все органы власти избираются народом, несут ответственность и представляют отчет о своей деятельности перед избирателями и несут юридическую ответственность за свои действия. Виды данной формы правления: - Президентская; - Парламентская; - Парламентско-президентская (смешанная). Монархия - это форма правления, когда вся власть (судебная, законодательная и исполнительная) находится в руках одного человека (монарха): царя, императора, короля, султана и прочих. Виды данной формы правления: - абсолютная (неограниченная); - ограниченная; - теократическая (религиозная); - представительная; -дуалистическая; - конституционная; -парламентская. 5. Что такое форма государственного устройства, и какие существуют формы государственного устройства? Форма государственного устройства - элемент формы государства, который отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные; Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть: - Простым или сложным. (Болгария, Польша / Финляндия, Дания); - Централизованным – (Франция); Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации). Различают: - Договорные и конституционные (США, ОАЭ / Индия Пакистан). Договорно-конституционные (Россия, Югославия, Мексика); - Национальные, территориальные и комплексные федерации. (Югославия / США / Германия). - Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Сенегамбия до 1988 года) - Региональное государство - вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. (Италия, ЮАР, Испания). 6. Дайте определение понятия политический режим и назовите его основные виды. - Политический (государственный) режим представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы. Существуют следующие виды политического режима: Антидемократические: - Тоталитарный - это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих; - авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства; Демократические - демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству. - Либерально-демократический - такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов.  Выделяют еще один вид: - Переходный (чрезвычайный, временный) – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан. 7. Что такое функции государства? Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии. Различают следующие виды функций: в зависимости от продолжительности действия: - постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая); - временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от значимости: - основные (например, функция охраны общественного порядка); - неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от принципа разделения властей: - законодательные (правотворческие); - исполнительные (управленческие); - судебные; в зависимости от сферы осуществления: - внутренние; - внешние;   8. В чем суть внешних и внутренних функций государства? Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. А суть внешних функций государства заключается в реализации государства за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач. К основным внутренним функциям государства относятся: - установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе; - организация экономической жизни, денежного обращения в стране; - осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов) - социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам; - экономическая – выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны; - политическая - необходимость гармонизировать интересы различных социальных групп; - правоохранительная - деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами; - экологическая - четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды К главным внешним функциям государства относятся: - оборонительная - защита границ и оборона страны при нападении извне; - внешнеполитическая ­– деятельность по представлению страны в отношениях с другими странами; - внешнеэкономическая - организация экономических связей с другими странами.
«Понятие государства: сущность, определение, признаки» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot