Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
Кафедра специальных дисциплин
«Утверждаю»
Начальник кафедры
специальных дисциплин
полковник полиции
______________Ю.В. Лункашу
«_____» _____________ 2020г.
ЛЕКЦИЯ
По теме № 21.1.35«Полномочия нарядов патрульно-постовой службы полиции по предупреждению и пресечению правонарушений»
Дисциплина (модуль) «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции подразделений (дежурных частей, оперативно-розыскной деятельности, участковых уполномоченных полиции)»
Программа «Профессиональной подготовки лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский»
Объем времени, отводимого на занятие 2 ч.
Вид лекции: классическая
Обсуждена и одобрена Подготовил
на заседании кафедры преподаватель кафедры
специальных дисциплин специальных дисциплин
протокол № 14 __________И. В. Мащенко
от «27» февраля 2020 года
Краснодар 2020
Объем времени, отводимого для изучения темы: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория согласно расписанию.
Методы проведения: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый метод.
Материально-техническое обеспечение занятия:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (15 штук – из библиотеки ФПП).
Основные термины и понятия: Предупреждение правонарушений нарядами патрульно-постовой службы полиции (понятие предупреждения, виды предупреждения, понятие профилактики и ее виды (общая и индивидуальная)).
Значение предупреждения правонарушений как системы мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Значение и сущность метода убеждения в профилактической деятельности нарядов патрульно-постовой службы полиции.
Профилактическая деятельность патрульно-постовой службы полиции (основные формы профилактической деятельности нарядов полиции, применяемые к лицам, склонным к совершению правонарушений, административно-предупредительные меры, которые могут применять в своей деятельности сотрудник полиции, проведение индивидуально-профилактических мероприятий).
Цели занятия:
1. Учебная (образовательная): дать понятие предупреждение правонарушений нарядами патрульно-постовой службы полиции.
2. Методическая: обеспечить формирование прочной системы знаний о назначении, задачах, функциях и правовой основе службы полиции, полномочиях нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений.
3. Развивающая: Развивать навыки работы с первоисточником.
4. Воспитательная: Вырабатывать чувства справедливости и законопослушности, развивать толерантность, политическую и гражданскую позицию.
План лекции
1. Введение
2. Основные вопросы
1) Предупреждение правонарушений нарядами патрульно-постовой службы полиции (понятие предупреждения, виды предупреждения, понятие профилактики и ее виды (общая и индивидуальная)).
2) Значение предупреждения правонарушений как системы мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
3) Значение и сущность метода убеждения в профилактической деятельности нарядов патрульно-постовой службы полиции.
4) Профилактическая деятельность патрульно-постовой службы полиции (основные формы профилактической деятельности нарядов полиции, применяемые к лицам, склонным к совершению правонарушений, административно-предупредительные меры, которые могут применять в своей деятельности сотрудник полиции, проведение индивидуально-профилактических мероприятий).
3. Заключение:
4. Задание для самостоятельной работы
Распределение учебного времени
1.
Введение
5 мин.
2.
Основная часть
первый вопрос
второй вопрос
третий вопрос
четвертый вопрос
пятый вопрос
шестой вопрос
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
10 мин.
10 мин.
3.
Заключение (выводы)
5 мин.
ЛИТЕРАТУРА:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант». http://garant.ru
4. Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
5. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
6. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
7. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
8. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
9. Приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
10. Приказ Росгвардии от 21 сентября 2018 г. N 420 "Об утверждении Наставления по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации"// Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
Основная:
1. Анохина, Н.В. Взаимодействие полиции с государственными органами по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности [Текст]: лекция / Н.В. Анохина. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
2. Патрульно-постовая служба полиции [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост.: В. И. Косяченко, В. Ю. Батурин, С. Н. Титов. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: ВА МВД России, 2019. - Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
3. Профессиональная подготовка полицейских [Текст]: учебник. Ч. 2. Профессиональный цикл / ред. В. Л. Кубышко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ДГСК МВД России, 2017. - 472 с.
4. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел по должности "Полицейский". Правовая подготовка [Текст]: учеб. пособие / ред. Н. В. Щетинина. - М.: ДГСК МВД России, 2016. - 208 с. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
Дополнительная:
1. Тхаровская О.Ю. Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции [Электронный ресурс]: лекция / О.Ю. Тхаровская. – Электрон. текстовые дан. – Новороссийск: Новороссийский филиал КрУ МВД России. - Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
2. Поезжалов, В.Б. Особенности несения службы нарядами полиции при охране общественного порядка [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Б. Поезжалов, И.Н. Черненко, О.В. Газизова.- М.: ДГСК МВД России, 2016. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
Введение
Актуальность темы лекции объясняется тем, что предупреждение административных правонарушений является одной из важнейших задач, стоящих перед государством и, конечно, органами внутренних дел.
Теоретическая значимость и практическая значимость лекции заключаются в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в качестве научной основы для дальнейшего изучения проблемы предупреждения административных правонарушений.
Предметом лекции являются меры правового и организационного характера, применяемые органами внутренних для предупреждения административных правонарушений.
Целью лекции является получение новых знаний о приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений.
Указанные цели обусловили задачи лекции: получение знаний о роли органов внутренних дел в предупреждении административных правонарушений, об основных задачах органов внутренних дел как субъекта специального предупреждения, формулирование понятия предупреждения административных правонарушений органами внутренних дел, анализ норм законодательства, регулирующего деятельность органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений; изучение организационных основ деятельности органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений; изучение мер правового и организационного предупреждения административных правонарушений, применяемых органами внутренних дел; изучение организации взаимодействия органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений. Но прежде необходимо уяснить, что собой представляют предупреждение правонарушений, система, меры, субъекты и объекты предупредительного воздействия.
Вопрос 1. Предупреждение правонарушений нарядами ППСП (понятие предупреждения, виды предупреждения, понятие предупреждение преступлений и правонарушений, понятие профилактики и ее виды (общая и индивидуальная))
Правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность.
Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению.
Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием, т.е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. При юридической оценке важно иметь в виду возможность выбора различных вариантов поведения.
Профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Основными задачами профилактики правонарушений являются:
- формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
- снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
- устранение причин и условий совершения правонарушений;
- недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
Основные направления профилактики правонарушений. Виды профилактики правонарушений.
Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.
Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:
- сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;
- анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;
- прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;
- создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);
- выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
- учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;
- осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;
- изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
- формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;
- обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
- разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;
- привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;
- разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений.
Меры общего предупреждения преступлений рассчитаны на неопределенный круг субъектов (например, относящихся к группе социального риска), а равно воздействие на криминогенные процессы, явления, обстоятельства, ситуации социального, демографического, экономического, психологического, правового, организационного и иного характера. (Мониторинг, правовое воспитание, криминологическая экспертиза, минимальные стандарты безопасности, а также порядок координации деятельности по предупреждению преступности, ее программное и научное обеспечение.)
Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в части 2 статьи 24 Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ а именно:
1) безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;
2) лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;
3) лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;
4) несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;
5) лица без определенного места жительства;
6) другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия. на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений.
Меры индивидуального предупреждения:
-постановка на профилактический учет;
-проведение профилактической беседы;
-официальное предостережение; профилактическая помощь; применение мер гражданско-правового характера, административно-правового, уголовно-правового.
Профилактическая деятельность внутренних дел – это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предупреждению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, и принятию мер к их устранению. В целом профилактическая деятельность складывается из профилактики, предотвращения и пресечения противоправных действий, которые могут совершить неустойчивые в правовом отношении лица.
К числу главных задач, которые призвана решать патрульно-постовая служба, относятся: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; активное участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.
Выполняя эти задачи, патрульно-постовая служба полиции осуществляет следующие функции:
• поддержание порядка в общественных местах;
• профилактику правонарушений; пресечение противоправных действий; участие в раскрытии преступлений;
• борьбу с правонарушениями несовершеннолетних;
• охрану собственности; обеспечение безопасности дорожного движения;
• поддержание связи с населением и взаимодействие с представителями
• общественности, участвующими в охране общественного порядка.
Наряды патрульно-постовой службы обязаны оказывать необходимую помощь гражданам, пострадавшим от правонарушений, находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии, а также принимать соответствующие меры к обеспечению в этих местах общественной безопасности и предупреждению несчастных случаев с людьми.
Важной функцией патрульно-постовой службы полиции является профилактика правонарушений. Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев уже сам факт нахождения в общественном месте работника полиции в установленной форме одежды оказывает сдерживающее воздействие на нарушителей общественного порядка, способствуя предупреждению нарушений, и вселяет в граждан уверенность в безопасности и надежной защите их прав и личного достоинства.
Функция борьбы с правонарушениями осуществляется нарядами, рассматриваемой службы в процессе принятия мер, обеспечивающих пресечение и раскрытие преступлений. Работники патрульно-постовой службы ведут решительную борьбу с мелким хулиганством и другими правонарушениями, принимают меры к изъятию с улиц и других общественным мест лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность.
Получив сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, наряды должны незамедлительно сообщить об этом дежурному по органу внутренних дел, используя для этого средства радио- и телефонной связи. Одновременно принимаются необходимые меры к предотвращению и пересечению преступления, задержанию преступников, оказанию помощи пострадавшим, выявлению свидетелей, к сохранению следов, орудий преступления и других вещественных доказательств.
Осуществляя функцию борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних, наряды патрульно-постовой службы полиции пресекают нарушения общественного порядка и преступления, совершаемые несовершеннолетними; нахождение детей без сопровождения взрослых позднее времени, установленного решением местного органа власти; пресекают продажу несовершеннолетним спиртных напитков, табачных изделий и т.д.; доставляют в инспекцию по делам несовершеннолетних, дежурную часть органа внутренних дел либо передают родителям или опекунам безнадзорных, а также заблудившихся детей.
В процессе выполнения данной функции патрульные и постовые обязаны выявлять не только несовершеннолетних правонарушителей, их группировки с антиобщественной направленностью и места сосредоточения последних, но и лиц из числа взрослых, склоняющих подростков к совершению антиобщественных действий, вовлекающих их в употребление спиртных напитков, азартные игры и т.п.
Осуществляя функцию обеспечения безопасности дорожного движения, патрульные и постовые наряды следят за соблюдением Правил дорожного движения водителями транспортных средств и гражданами, своевременно предупреждают и пресекают нарушения этих правил пешеходами.
Важнейшим условием успешного решения задач, возложенных на патрульно-постовую службу, является поддержание тесной связи с населением и взаимодействие с общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка. С этой целью патрульные и постовые устанавливают деловые контакты с местными жителями, администрацией, должностными лицами которые могут оказать реальную помощь и необходимое содействие в охране общественного порядка. Наряды несут службу в тесном взаимодействии с добровольными народными дружинами.
Данная форма организации охраны общественного порядка на основе объединения усилий различных служб полиции и общественности позволяет заметно повысить эффективность патрульно-постовой службы.
Профилактика – это совокупность мер по выявлению и устранению причин преступлений (общая профилактика), а также работа по оказанию соответствующего воздействия к лицам, которые реально могут совершить преступления (индивидуальная профилактика).
Вывод: Предупреждение и профилактика преступлений, административных правонарушений, являются основными направлениями деятельности органов внутренних дел. От качества проведения предупредительно-профилактических мероприятий во многом зависит решение задач стоящих перед органами внутренних дел.
Вопрос 2. Значение предупреждения правонарушений как системы мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Значение предупреждения преступлений было понятно ещё мыслителям античности и Нового времени. Чезаре Беккариа писал:
«Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни».
По мнению большинства криминологов, предупреждение преступности более эффективно, чем другие методы борьбы с преступностью. Ущерб, наносимый преступностью обществу, огромен. На «чёрном счету» преступности не только материальные потери, но и жизни, отобранные убийцами, искалеченные судьбы. Чем выше уровень преступности, тем выше и связанные с ней косвенные затраты, связанные с обеспечением деятельности правоохранительных органов, выключением значительной части населения из процесса общественного воспроизводства.
Предупреждение преступности имеет своей целью не допустить наступления этого ущерба. Предупредительные меры, осуществляемые на ранних стадиях формирования преступной личности, позволяют «малой кровью» осуществить ресоциализацию (приспособление человека к жизни в новом обществе) потенциального преступника, вернуть его к нормальной жизни в обществе.
Вывод: Предупреждения правонарушений это целая система мероприятий направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Осуществляя деятельность по предупреждению преступлений, органы внутренних дел уменьшают материальный ущерб и спасают жизни людей и их здоровье.
Вопрос 3. Значение и сущность метода убеждения в профилактической деятельности нарядов ППСП.
Сущность убеждения в деятельности органов внутренних дел (полиции) состоит в том, что оно является методом воздействия на общественные отношения, а его содержание включает широкий комплекс различных воспитательных, стимулирующих мер воздействия и пропаганду с целью формирования правомерного поведения как общечеловеческой ценности.
Моральные и материальные стимулы повышения активности населения в борьбе с правонарушениями играют не меньшую роль, чем в других областях деятельности государства. Пределы использования убеждения как средства воздействия на правонарушителей обусловливаются прежде всего природой правонарушения, степенью его общественной опасности, личностью нарушителя. Вместе с тем существует ряд условий, при которых, воздействуя на правонарушителей, можно ограничиться мерами убеждения. Это следующие условия:
• административное правонарушение, в отличие от преступления, нс представляет большой общественной опасности;
• мер убеждения достаточно для предотвращения противоправного поведения и воздействия на сознание потенциального правонарушителя.
Сложный и многоаспектный процесс правового воспитания в деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) находит свое выражение в идеологическом воздействии на сознание обычных граждан и должностных лиц, их психический и моральный облик. Проводя воспитательную работу среди населения, сотрудники полиции выступают с докладами, лекциями на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. Особенно велико значение индивидуальной воспитательной работы сотрудников полиции с несовершеннолетними, не санкционированно оставляющими место своего постоянного жительства, либо по другим основаниям состоящих на профилактическом учете. Выбор и использование перечисленных элементов предполагает инициативный и творческий характер.
Предназначение пропагандистской деятельности состоит в том, чтобы показать гражданам общегосударственную значимость правомерного поведения, убедить в этом лиц, склонных к совершению правонарушений. Осуществляя агитационно-пропагандистскую деятельность, сотрудники полиции содействуют распространению среди населения правовой информации, разъясняют характер и содержание установленных правил поведения, популяризируют действие законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих общественный порядок и безопасность.
Эффект пропагандистской деятельности обеспечивается наличием следующих требований:
• целенаправленность и максимальная конкретность;
• актуальность и объективность;
• ясность, доступность и эмоциональная обусловленность;
• систематичность осуществления.
Информационное воздействие в рамках общественной безопасности и правопорядка может носить инновационный характер. Для этого специальные образовательные программы могут быть реализованы уже на уровне начальной и средней школы. Дополнительные учебно-агитационные блоки могут содержать наглядные фото- и видеоматериалы для формирования у учащихся установки на недопустимость противоправного поведения.
Вывод: Метод убеждения является основным методом при предупреждении преступлений и направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путём использования педагогических и психологических приёмов воздействия.
Вопрос 4. Профилактическая деятельность ППСП (основные формы профилактической деятельности нарядов полиции, применяемые к лицам, склонным к совершению правонарушений, административно-предупредительные меры, которые могут применять в своей деятельности сотрудник полиции, проведение индивидуально-профилактических мероприятий)
Реализация потенциала профилактического воздействия начинается с первых контактов сотрудников органов внутренних дел с населением. Любая форма осуществления полицией охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности заключает в себе часть функции по предупреждению преступлений или правонарушений.
Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в российской федерации» устанавливает следующие формы профилактического воздействия:
1) правовое просвещение и правовое информирование;
2) профилактическая беседа;
3) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;
4) профилактический учет;
5) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
6) профилактический надзор;
7) социальная адаптация;
8) ресоциализация;
9) социальная реабилитация;
10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 2 - 6 части 1 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции вправе осуществлять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.
Вывод: Наряды патрульно-постовой службы полиции непосредственно контактируют с населением. Именно на них ложится основная нагрузка по проведению профилактических мероприятий. От качества их проведения во многом зависит итог правоохранительной деятельности органов внутренних дел.
Заключение
Предупреждение и профилактика правонарушений и преступлений является основополагающей составляющей деятельности ОВД. Нормативно – правовые акты Российской Федерации предоставляют широкий спектр применения профилактических мероприятий. Предупреждение и профилактика правонарушений и преступлений позволяет избежать наиболее тяжких последствий для жизни, здоровья и собственности граждан. Сохранить устои государственности Российской Федерации.
Задание для самостоятельной работы.
1. Предупреждение правонарушений нарядами патрульно-постовой службы полиции (понятие предупреждения, виды предупреждения, понятие профилактики и ее виды (общая и индивидуальная)).
2. Значение предупреждения правонарушений как системы мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
3. Значение и сущность метода убеждения в профилактической деятельности нарядов патрульно-постовой службы полиции.
4. Профилактическая деятельность патрульно-постовой службы полиции (основные формы профилактической деятельности нарядов полиции, применяемые к лицам, склонным к совершению правонарушений, административно-предупредительные меры, которые могут применять в своей деятельности сотрудник полиции, проведение индивидуально-профилактических мероприятий).
Рекомендуемая литература
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 442-ФЗ) [Электронный ресурс] //Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
2. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант»
3. Приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант»
4. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ // Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
5. Капустина Е.Г. Административная деятельность полиции [Текст]: учеб. Пособие: в 4 ч. / Е.Г. Капустина, Е.С. Лимарева. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http:libkrumvd.ru.