Справочник от Автор24
История

Конспект лекции
«Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по истории / Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства», текстовый формат

Тема 4. Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства Одним из драматических периодов отечественной истории стал период, когда осуществлялась политика так называемого «большого скачка», основным содержанием которой стало проведение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Этот процесс еще получил название ускоренной модернизации. Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 года. Съезд поставил задачу превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, и на этой основе добиться технико-экономической независимости Советского Союза от капиталистических стран. Индустриализация – это процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства; считается необходимым этапом в становлении современного общества. Начало же политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Среди целей индустриализации в СССР, помимо собственно создания современной промышленной базы, выделяются следующие цели: 1. Обеспечение обороноспособности страны, оснащение Красной Армии современным оружием и боевой техникой, что в условиях действительно вражеского окружения было жизненно важно. 2. Успешная индустриализация должна была оснастить сельское хозяйств современной техникой, что позволило бы перевести его на социалистический путь развития и интенсифицировать труд в земледелии, в достатке обеспечивать страну продовольствием, а перерабатывающую промышленность сырьем. 3. Предполагался также значительный рост рабочего класса, который коммунистическая партия рассматривала своей основной социальной базой и опорой, ведущей силой советского общества, авангардом строительства социализма. Таким образом бы решалась задача дальнейшего укрепления власти ВКП(б). 4. Резонно связывали успех индустриализации и с решением многих социальных проблем: созданием новых рабочих мест, ликвидацией безработицы, улучшением уровня и условий труда и быта широких слоев трудящихся. На осуществление индустриализации были рассчитаны планы двух пятилеток. Первая пятилетка осуществлялась в 1928–1932 годах. Первый пятилетний план был разработан в 2-х вариантах: отправном и оптимальном. Оптимальный вариант превышал отправной в среднем на 20% и был, хотя и более привлекательным, но все-таки трудновыполнимым. В реальности же выбрали именнно его, что привело к неоднократному превышению заданий на пятилетку и, соответственно, постоянной «возгонке» и без того высоких темпов, что, по сути, чуть ли не изначально «надорвало» индустриализацию. Желание, вполне понятное, за короткий срок добиться таких результатов, построить столько, для чего в европейских странах понадобились десятилетия, привело к тому, что постоянно закладывались новые предприятия, в то время, как ранее начатые еще не вошли в строй. Вторая пятилетка осуществлялась в 1933–1937 гг. Её основные планы были утверждены на XVII съезде ВКП(б) в 1934 году. Главной экономической задачей второго пятилетнего плана определялось завершение технической реконструкции экономики на основе овладения новой техникой и повышения производительности труда. Показательно, что учитывались некоторые уроки и опыт первой пятилетки. Например, темпы роста промышленности в целом были запланированы ниже, чем в первой пятилетке. Упор делался на производство товаров группы «Б» (отрасли легкой и пищевой промышленности). Продолжилось строительство новых промышленных объектов, в том числе индустриальных гигантов. Захваченные и завороженные «планов громадье», миллионы людей, особенно молодежь, поверили, что они реально творят историю, что создадут «город–сад» и невиданное ранее общество справедливости и гармонии. Отсюда, многочисленные почины, трудовые порывы и подвиги, работа не за страх, а за совесть, социалистическое соревнование. Партия умело организовывала и направляла этот энтузиазм, поощряя морально, а нередко и материально трудовых героев.  Третья пятилетка (1938–1942 гг.) не была завершена ввиду начала войны. Но за время до ее начала ускоренное развитие получили химическая промышленность, производство спецсталей, развитие оборонной промышленности.   В целом же за предвоенные пятилетки Советский Союз совершил невероятный промышленный рывок. Вместе с тем, объективный анализ итогов модернизации требует назвать и те вопросы, которые не были решены в ходе индустриализации, и выяснить, какими средствами достигались поставленные цели и какова в целом «цена» индустриального рывка.  1. Не были существенным образом решены вопросы улучшения качества жизни трудящихся. Стандарты жизни, уровень потребления, жилищные условия в стране оставались достаточно низкими, поскольку основные средства вкладывались в промышленное производство.  2. Очень медленно росла производительность труда. Связано это было и с отсутствием должной мотивации к производительному труду, и с низким качеством рабочей силы, нехваткой квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Высочайшие достижения в области индустриализации были оплачены большой ценой.  3. Изначально одним из серьезнейших препятствий, стоявших на пути индустриализации, была крайняя ограниченность средств, за счет которых можно было осуществлять грандиозные планы первых пятилеток. Никаких накоплений в стране не было. Нельзя было рассчитывать на иностранные займы. Так откуда же эти средства все-таки взялись?  Как всегда, Россию выручал экспорт сырья: угля, леса, руды, нефти, монополия государства на производство и продажу водки, объемы производств и реализации которой постоянно вырастали. Широко практиковалось добровольно-принудительное изъятие средств населения страны. Для этого постоянно выпускались займы, облигации, на которые население было вынуждено подписываться, дабы не попасть в число противников индустриализации. 4. Не останавливалось советское государство и перед продажей за границу произведений искусства, других ценностей народного достояния. Причем, продавалось все это не по рыночной цене, а намного дешевле того, что стоили эти произведения.  5. Неоднократно проводилась эмиссия денег, что вело к росту цен.  Все это позволяло закупать в массовом масштабе машины и оборудование за границей и вести огромное и дорогостоящее промышленное строительство. Но основным источником поступления средств на индустриализацию стало ограбление деревни. Поэтому индустриализацию в СССР нельзя рассматривать в отрыве от еще одного принципиально важного процесса, имевшего место в 1930-е гг., – коллективизации сельского хозяйства страны.  Понимая, что для задач индустриализации требуется много средств, которые можно будет изъять только из деревни, партия решила так организовать сельскохозяйственное производство, да и всю систему деревенской жизни, чтобы облегчить для себя процесс изъятия. Единоличник, как показала практика, всячески сопротивляется неэквивалентному обмену, а организованными на коллективных основах хозяйствами будет легче управлять, брать налоги и пр. Кроме того, вознамерив построить социализм (общество, в котором нет частной собственности), советская власть так или иначе должна была ликвидировать частника в сельском хозяйстве. Таким образом, процесс коллективизации в тех условиях был неизбежен.   Официально курс на коллективизацию был взят на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 года. В решениях съезда говорилось о развитии всех форм кооперации, а не одной производственной, то есть колхозов. Предполагалось, что переход к коллективной обработке земли будет осуществляться «на основе интенсификации и машинизации земледелия», «на основе новой техники». Съезд не определял жестко какую-то одну, единую форму коллективизации. Предполагалось вытеснение кулаков экономическими методами (налоги, аренда земли, ограничение найма работников и пр.), а не насильственными методами разорения и прямых репрессий.  Но в эти, в общем-то, вполне реалистические планы вмешались так называемые хлебозаготовительные трудности, возникшие в конце 1927 – начале 1928 года. Они были связаны с нежеланием крестьян сдавать государству хлеб по низким твердым ценам. Такой вариант стал рассматриваться как угроза политике индустриализации и планам экспорта зерна с целью получения валюты, остро необходимой для закупок промышленного оборудования. Кроме того, для обеспечения жителей быстро растущих городов в связи с индустриализацией хлебом и другими продуктами, требовался гораздо больший их объем, причем не по рыночным ценам, а по более низким.  Тогдашнее сельское хозяйство с его очень примитивной технической и агрономической базой не могло дать такого количества зерна. В партийно-государственном руководстве назревает мысль об ускорении процесса кооперирования сельского хозяйства, а для того, чтобы обеспечить сдачу хлеба по твердым ценам, были введены чрезвычайные меры.  С подачи Сталина 1929 г. был назван годом «великого перелома» в деревне (так называлась его статья, опубликованная в газете «Правда»), потому, что якобы крестьянство повернуло в сторону колхозов, и поэтому началась массовая коллективизация. В конце 1929 г. был выдвинут лозунг ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации. Местными партийными и советскими органами этот лозунг стал рассматриваться как руководство к действию по ускорению создания колхозов и раскулачиванию. В начале января 1930 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».  Итак, развернулась сплошная коллективизация, осуществляемая без минимально необходимой технической базы, которая хотя бы гипотетически позволяла бы коллективным хозяйствам добиваться заметных производственных результатов: не было ни тракторов, ни комбайнов, ни другой современной техники.  Для обеспечения идеологического, партийного и классового начала при проведении коллективизации в помощь местным властям были направлены более 25 тыс. рабочих-коммунистов. Началось негласное соревнование, в какой местности закончат сплошную коллективизацию ранее всего и отчитаются об этих успехах «наверх». Эта спешка вылилась в волну насилия над крестьянством, которое принуждалось вступать в колхозы под угрозой раскулачивания. Широко применялись термины кулак и подкулачник, которыми клеймились, в первую очередь, наиболее состоятельные и трудолюбивые хозяева, которые не спешили вступать в колхоз. Для ликвидации естественного сопротивления с их стороны безудержно применялись репрессивные меры: конфискация имущества, высылка за пределы данного района, ссылка в отдаленные и необжитые области Урала, Сибири, Казахстана, Дальнего Востока, тюремное заключение, расстрелы и др. Политика раскулачивания охватила свыше 1 млн. крестьянских хозяйств, то есть репрессиям подверглись более 5 млн. человек. Списки по раскулачиванию составлялись местными властями. Судьбу людей решали «тройки» в составе первого секретаря райкома партии, председателя райисполкома и начальника районного управления ОГПУ. Такая вакханалия насилия толкала людей на сопротивление: убийства партийных, советских, комсомольских работников, поджоги и потравы колхозного имущества, массовый забой скота в хозяйствах единоличников, восстания и волнения, что давало лишний повод жестоко расправляться с недовольными.  Результатом всех чрезвычайных, насильственных мер по принудительному изъятию государством хлеба в колхозах для его продажи за рубеж и выполнения заданий по индустриализации, стал страшный голод 1932–1933 годов, охвативший ряд районов Украины, Северного Кавказа, Поволжья, Дона, Южного Урала и Казахстана. Голодало примерно 30 млн. крестьян, по разным оценкам от голода умерло от 3 до 7 млн. крестьян. Власти, как могли, скрывали правду о «голодоморе». Дело в том, что голод не был следствием неурожая, как это обычно случается при сильнейшей засухе. Просто у крестьян изъяли все, что можно было изъять, лишили всяких стимулов к труду, молодые колхозы были неэффективны (да они и всегда оставались таковыми). Все полученное зерно правительство продавало за границу, чтобы можно было приобретать машины и оборудование для промышленных объектов.  В результате всех мер властей к концу второй пятилетки в колхозах находилось 93 % крестьянских хозяйств и колхозам принадлежало 99 % сельскохозяйственных угодий. Крестьянин перестал быть собственником и свободным тружеником. В колхозе его труд мало ценился, но он был практически привязан к нему. В 1932 г., когда происходила паспортизация страны, крестьянам паспорта не выдали, что означало полную потерю свободного выбора места жительства, рода занятий и др. Неслучайно, такую ситуацию сравнивают с крепостным состоянием.  Между тем, партия решила по большому счету те задачи, которые она ставила, начиная коллективизацию: ликвидировала остатки частной собственности и облегчила контроль за большими массами населения. Были, конечно, и какие-то плюсы в коллективизации: на больших колхозных полях можно было эффективнее использовать технику. Но больших прибавок в объемах получаемой из деревни продукции не наблюдалось. Объемы сельскохозяйственного производства за годы коллективизации либо выросли незначительно (по зерну), либо не выросли вообще (по мясу и молоку).  Многими историками разделяется мнение, что именно благодаря индустриализации и коллективизации СССР превратился в мощное государство, экономически независимое, политически абсолютно самостоятельное, в военно-техническом плане самодостаточное, и что этому триумфу мы обязаны руководству ВКП(б) и незаурядным менеджерским способностям И.В. Сталина. А все те издержки, которые встречались в ходе осуществления грандиозных задач, включая многочисленные человеческие потери, – это неизбежная плата за успех модернизации.  Таким образом, конец 1920 – 1930 гг. стали решающими для создания социалистического хозяйства в стране, формирования новой социальной структуры советского общества, бесповоротного закрепления монополии большевистской партии на политическую власть. Социалистический тип хозяйства основан на так называемой общенародной (фактически же государственной) форме собственности, характеризуется полным отсутствием какого-либо частного хозяйственного уклада, полным распоряжением государством всеми средствами производства, жесткоцентрализованным управлением народным хозяйством, осуществляемым на централизованном плановом ведении. Такая экономическая основа предполагает и соответствующую социальную структуру, достаточно простую и неиерархичную по своему содержанию. С ликвидацией всех владельческих социальных групп, формальной ликвидацией статусов и привилегий, советское общество, как считалось, стало состоять в основном из трудящихся: рабочего класса и колхозного крестьянства, а также трудовой интеллигенции. Т.е. был создан действительно новый общественно-политический строй, аналогов которому не было вплоть до 1940–1950-х годов. Тема 5. Становление тоталитарного режима Политическая система, которая сформировалась в СССР к середине 1930-х гг., и политический режим, в рамках которого она функционировала, а стало быть и советское государство, получили в литературе название тоталитарных. Тоталитарным государством (режимом) называется такое, в котором оно (государство) – полностью контролирует жизнедеятельность всего общества и даже жизнь отдельных людей. Советский (большевистско-коммунистический) режим действительно имел все признаки классического тоталитарного режима, так, как они сформулированы в политологических теориях тоталитаризма (Х. Аренд, З. Бжезинский). Да, собственно, и сама теория тоталитаризма была создана на основе изучения советского (сталинского режима), национал-социалистического (гитлеровского) режима в Германии и фашистского режима Б. Муссолинив Италии.  Каковы же основные характеристики советского тоталитарного режима?  1. Верховенство государства, носившее тотальный (полный, всеобщий) характер. Владея всеми средствами производства, всей собственностью (заводы, фабрики, магазины, школы, больницы, вузы, издательства, театры, газеты и пр.) советское государство имело абсолютную возможность регулировать все сферы жизни и не просто вмешивалось в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, а стремилось к их полному подчинению и по сути огосударствляло любые проявления жизни.  2. В свою очередь государство в своих управленческих, регулятивных, контрольных, нормотворческих и прочих функциях полность подменялось партией. Большевисткая партия – это партия-государство, державшая в своих руках все нити общественной жизни. При формальном наличии всех институтов государственной власти – законодательной (Верховный Совет СССР), исполнительной (правительство – СНК, Совет Министров), судебной – все решения в государстве принимались партией. На заводах, в колхозах, в институтах и т.д. партийный секретарь был фактически выше руководителя.   3. Монополия на власть единственной в стране партии. Отсутствие всякой оппозиции партии власти, так как любое ее проявление жестоко наказывалось. Все политические партии, их руководители были уничтожены.   4. Власть принадлежала даже не партии, а олицетворявшему ее лидеру (вождю) И.В. Сталину – безусловно, харизматической личности. Но его харизма базировалась в основном на таких чертах его характера и свойствах личности, как «ненасытная жажда власти», злопамятность, хитрость, интриганство, жесткость и жестокость, которые сами по себе не могут вызывать положительных эмоций. Но власть его была безгранична, вера в него была сродни религиозной, народ безоговорочно приписывал ему все заслуги. В литературе и в обществе до сих пор не утихают споры, кем был Сталин – гением или злодеем? К сожалению, по-прежнему огромное количество людей, включая историков, склоняются к первому: называют его эффективным менеджером. А те многочисленные злодеяния, что он совершил в отношении советского народа, объясняют суровыми условиями времени, считая, что цена его побед превышает тот урон, который его деспотическое правление принесло нашей стране. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.   5. Монопольная идеология. СССР – был идеократическим государством, в котором признавалась и разрешалась только одна система взглядов – марксистско-ленинская. Роль этой идеологии была чрезвычайно велика. Ее внедряли в сознание масс различными приемами. Она становилась единственным вариантом не только общественно-политических, но и буквально всех иных процессов в обществе. Всякое инакомыслие уничтожалось. Отсюда понятна та ненависть, с которой большевистская партия обрушивалась на религии, ее институты и носителей. Постулаты официальной идеология были просты и понятны: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами – тот против нас»; СССР – оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин – это Ленин сегодня». Они простыми и доступными средствами внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП (б)». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан.  6. Существовала строжайшая цензура над всеми средствами массовой информации, издательской и любой творческой деятельностью. Цензоры от партии запрещали печатать, ставить, снимать и показывать все, что хоть как-то могло быть оценено как критика существующей системы. Государство решало, что читать, смотреть, слушать, петь и даже танцевать населению. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами. 7. Для того, чтобы обеспечить монополию власти и идеологии, полное единомыслие тоталитарное государство мощно использовало два рычага: тотальное и перманетное насилие и тотальную «промывку мозгов». Образовательная, воспитательная, пропагандисткая, культурная, досуговая системы советского общества работали на то, чтобы воспитать совершенно нового человека. Была поставлена задача создания особой пролетарской культуры. Отрицались культурные ценности и достижения прошлого. Шел поиск новых образов и идеалов. Формировался революционный авангард в литературе и искусстве. Особое внимание уделялось средствам массовой пропаганды и агитации. Искусство стало целиком политизированным. Проповедовались революционная стойкость и фанатизм, беззаветное мужество, жертвенность во имя светлого будущего, классовая ненависть и безжалостность к врагам. В стране действительно свершилась культурная революция.  8. В тоталитарных государствах чрезвычайно высокую роль играет вся система карательно-ограничительных органов. Насилие – это излюбленный прием власти удержать общество под контролем. Нигде в мире репрессивная машина не работала в таких масштабах, нигде не подвергалось различного рода репрессиям столь большое количество народа. Для обеспечения реперессивного контроля постоянно реорганизовывались органы государственной безопасности с перманетным расширением их властно-карательных полномочий. Сначала была создана ВЧК. В 1922 г. вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возложили борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Общая численность заключенных в лагерях и колониях ГУЛАГа возрастет с 179 тыс. в 1931 г. до 2 млн. в 1941 г. Каждый третий заключенный ГУЛАГа был осужден по политическим мотивам, а остальные в той или иной степени являлись жертвами социальной и экономической политики сталинского режима.  Чтобы оправдать и репрессии, и высочайшую степень мобилизации страны и невысокий уровень жизни в общественное сознание постоянно внедрялись различные мифологемы, создавался образ страны, как осажденной крепости, постоянно формировался образ врага, на которого всегда можно было свалить и трудности жизни, и необходимость тотального контроляи даже физическое уничтожение людей.  Такая ситуация оказывала самое негативное влияние на общественное сознание, формировала дихотомическое сознание, когда все люди делятся на своих и чужих. Любая инаковость – это чужие, это враги, их надо ликвидировать. В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда – в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды.   Происходило изживание индивидуальных начал в обществе. Личность – ничто, коллектив – все. Большая часть заявленных в советских конституциях прав человека были только декларациями. Ярким подтверждением этому являлась Конституция 1936 г., согласно тексту которой, гражданам СССР предоставлялся большой набор демократических прав и свобод. А в это время уже вовсю разворачивался невиданный маховик репрессий, от которого пострадали миллионы ни в чем неповинных людей.   Почему же в СССР смог не просто сложиться такой режим, но и фукционировать достаточно долго, а главное, поддерживаться людьми? В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные. Форсированное экономическое развитие, мобилизационно-рестрибутивный тип экономики, как уже отмечалось, вели к ужесточению политического режима в стране. Результатов плановой, производственной, технической дисциплины в системе, где отсутствовали экономические интересы, можно было добиться, опираясь на полицейский аппарат, принуждение и санкции. В конечном итоге и в общественно-политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения указаниям государства, на которых строилась система хозяйствования. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Гипертрофированная роль государства, его полное доминирование над обществом, подчинение личных интересов общественным, пренебрежительное отношение к закону, праву в сочетании с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием какой-либо демократической традиции – все это не могло облегчить большевистской власти возможности применения по отношению к обществу принудительно-репрессивных мер. Нельзя сбрасывать со счетов и личностные характеристики И. Сталина. Таким образом, можно заключить, что сочетание специфических социо-экономических, политических, культурно-цивилизационных факторов способствовало тому, что в СССР сформировался тоталитарный режим. В результате массовых репрессий закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б). В эволюции сталинского тоталитаризма обычно выделяется четыре этапа.      1. 1923–1934 гг. – процесс становления сталинизма, формирование его основных тенденций.    2. Середина 30-х годов – 1941 год – реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти.   3. Период Великой Отечественной войны, 1941–1945 годы, – частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост националального самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.   4. 1946–1953 годы – апогей сталинизма, перерастающий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции сталинизма.     Во второй половине 50-х годов в ходе реализации решений XX съезда КПСС была осуществлена частичная десталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов. Тема 6. Великая Отечественная война советского народа В июне 1941 г. нападением фашистской Германии без официального сообщения о начале военных действий началось реальное участие СССР во второй мировой войне, которая длилась к этому времени почти два года. Но это стало не просто продолжением мировой войны, а ввиду силы соперника и его страшных замыслов по уничтожению советского Союза, превращения его населения в рабов, стала для советского народа Великой Отечественной войной. При всем том, что СССР долго и небезуспешно готовился к войне, все специалисты отмечают фактор внезапности нападения Германии, чем и объясняют во многом причину временных, но очень трагических неудач Советской Армии в первые месяцы войны. Территориальные, людские потери, потеря военной техники действительно были колоссальными. К 11 июля в плену оказалось около 600 тыс. советских солдат и офицеров. 22 июня было уничтожено 1200 самолетов (800 из них на аэродромах). В течение месяца немецкие войска продвинулись на 350–500 км, выйдя на старую границу, а к зиме 1941 г. фактически подошли к столице советского государства – Москве, захватив 1,5 млн.кв.км с населением 74,5 млн. чел. К 1 декабря 1941 г. убитыми, пропавшими без вести и пленными СССР потерял более 3 млн. чел. Тем не менее, план блицкрига был сорван, а советские солдаты и офицеры с первых часов войны проявили невиданное мужество, оказывая врагу серьезное сопротивление: оборона Брестской крепости, Лиепаи, защита Киева, Одессы, Моонзундских островов, Севастополя, Смоленское сражение и др. Сказывалось также общее суммарное военно-техническое превосходство Германии и ее союзников (Финляндии, Венгриии, Словакии, Румынии, Италии), наличие у них опыта ведения современных военных действий. Непоследнюю роль в неудачах 1941 г. сыграли тактические просчеты и тот урон, который был нанесен Красной Армии предвоенными репрессиями. По плану «Барбаросса» немцы планировали за 10 недель уничтожить основные силы Красной Армии, продвинуть восточные границы рейха до линии Архангельск – Астрахань. Согласно плану «Ост», предусматривалось расчленение СССР, насильственная депортация за Урал 50 млн. человек, геноцид, разрушение ведущих культурных центров, превращение европейской части страны в жизненное пространство для немецких колонистов.  Таким образом, враг был силен, коварен и крайне жесток. Для отпора требовалось невероятное напряжение всех сил и ресурсов. Для руководства обороны страны 30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В.Сталиным. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Главного командования вооруженных сил (с 10 июля – Ставка Верховного Главнокомандования). Сталин 19 июля стал наркомом обороны, а 8 августа 1941 г. – Верховным Главнокомандующим. Еще 6 мая 1941 г. Сталин стал председателем Совнаркома СССР. Таким образом, в руках Сталина соединилась теперь и формально вся партийная, государственная и военная власть. Не случайно до сих пор многие связывают со Сталиным все основные победы Советского Союза в годы войны. Были созданы и другие чрезвычайные органы: Совет по эвакуации, Комитет по учету и распределению рабочей силы и др.  Мобилизационный характер советской экономической и политической системы оказался очень востребованным и продуктивным именно в годы ВОВ. Успешно была проведена мобилизация. Свыше 20 млн. чел. подали заявление о зачислении в Красную Армию добровольцами. Так, огромную роль в обороне Москвы и Ленинграда, других городов сыграло народное ополчение, насчитывавшее около 2 млн. чел. В авангарде сражающегося народа находилась партия коммунистов; в армии к концу войны находилось до 80 % членов ВКП(б). За время войны в партию были приняты почти 3,5 млн. В боях за свободу Родины погибло 3 млн. коммунистов, что составило 3/5 довоенного состава партии. Тем не менее, численность партии выросла с 3,8 до 5,9 млн. В 1941 г. началась вооруженная борьба в тылу врага. В тылу фронтов тоже была проведена колоссальная работа. Под руководством Совета по эвакуации (председатель Н.М. Шверник, зам. Н.А. Косыгин) прошла небывалая в истории переброска промышленных и иных объектов на Восток страны. Туда за короткий срок было вывезено 10 млн. человек, 1523 крупных предприятия, огромные материальные и культурные ценности. Благодаря принятым мерам уже к декабрю 1941 г. было остановлено падение военного производства и с марта 1942 г. начался его рост.  Историю войны обычно делят на три периода: 1. начальный период войны – с 22 июня 1941 г. по 19 ноября 1942 г., 2. период коренного перелома в ходе войны – с 19 ноября 1942 г. до конца 1943 г., 3. период победоносного завершения войны – с начала 1944 г. по 9 мая 1945 г.    Наиболее значимыми в военно-стратегическом отношении оказались следующие битвы и сражения войны.  30 сентября 1941 г. началась битва за Москву. 5–6 декабря советские войска перешли в контрнаступление. К середине января 1942 г. враг был отброшен на 120–400 км. Битва под Москвой стала первым крупным поражением немцев с начала Второй мировой войны. Победа под Москвой значительно укрепила международный авторитет нашей страны и способствовала завершению создания антигитлеровской коалиции. Началом же коренного перелома в ходе войны в пользу Совесткого Союза стали результаты победы Красной Армии в битве под Сталинградом, где с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. советские войска трех фронтов: Сталинградского (командующий А.И. Еременко), Донского (К.К. Рокоссовский) и Юго-Западного (Н.Ф. Ватутин) окружили и уничтожили фашистские войска. С 5 июля по 23 августа 1943 г. проходила Курская битва, которая завершила коренной перелом. С этого времени советские войска удерживали стратегическую инициативу до конца войны. За период с ноября 1942 г. по декабрь 1943 г. были освобождены 50 % оккупированной территории. 27 января 1944 г. была ликвидирована блокада героического Ленинграда, продолжавшаяся 900 дней. В апреле – мае были освобождены Одесса и Крым. С 23 июня по 29 августа состоялась самая крупная летняя наступательная операция советских войск в войне – операция «Багратион», в ходе которой была освобождена Белоруссия, и советские войска вошли в Польшу. Началось победоносное движение Красной Армии по Европе, где она ценой больших усилий освободила от фашиских зазватчиков Болгарию, Югославию, Польшу, Венгрию, Чехословакию. 16 апреля началась Берлинская операция. Войска 1-го и 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов (командующие – маршалы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и И.С. Конев) в течение двух недель разгромили 1-миллионную вражескую группировку и 2 мая овладели столицей фашистской Германии.  Вторая мировая война завершилась на Тихом океане. Советский Союз внес огромный вклад в победу и над Японией. В течение трех недель, с 9 августа по 2 сентября, Советская Армия разгромила самую боеспособную и мощную 1-миллионную Квантунскую армию, освободив Маньчжурию, а также Южный Сахалин, Курильские острова и Северную Корею. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. Вторая мировая война завершилась победой антимилитаристских сил над силами реакции и милитаризма. Решающий вклад в разгром фашизма внес советский народ, как бы сегодня не пытались пересматривать ход и итоги Второй мировой войны.  Факторы победы. Война 1941–1945 гг. оказалась тяжелым испытанием для нашей страны и нашего народа. Победа в ней далась неимоверными усилиями и сопровождалась огромными потерями ресурсов и человеческими жертвами. В этой связи требуется еще раз назвать те факторы, которые стали решающими для победы.  На первое место можно поставить морально-нравственный фактор, который во многом определял ту жертвенность и героизм, которые проявили наши люди. Это война была справедливой для нашей стороны. Мы ни на кого не нападали, а защищали свою страну, свою территорию, свою Родину от врага, который откровенно и цинично заявлял об ее уничтожении, превращении советского народа в людей второго-третьего сорта. Вот эта вера в справедливость дела обусловила все остальные факторы победы.  Массовыми и повсеместным были проявления героизма, мужества, отваги, самопожертвования. Люди защищали свой дом, свои семьи, а для очень многих важным было и то, что они защищади социалистическое отечество.  Можно также отметить результативность действия той самой мобилизационной системы, котрая была создана в предвоенный период. Именно в годы войны это свойство проявилось на благо страны. Государство, сосредоточив в своих руках все ресурсы, имея проверенные рычаги воздействия на общество, сумело быстро отмобилизовать эти ресурсы и направить их в нужное время на наиболее сложные участки. Было обеспечено единство фронта и тыла.  В годы войны Советский Союз выстоял как многонациональное государство. На фронтах и в тылу отличились представители всех народов, населявших СССР. Расчет Гитлера, что Советский Союз развалится как карточный домик, потому что никакой дружбы народов якобы не было, не оправдался совершенно.  Можно говорить и о превосходстве советской военной доктрины. Огромную роль в разработке наступательных операций Красной Армии сыграл полководческий талант Г.К. Жукова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева и др. Надо отметить невиданное ранее партизанское движение. Наибольший размах партизанская борьба приобрела на Северо-Западе, в Белоруссии, ряде областей Украины, в Брянской области. Одновременно действовали многочисленные подпольные организации, занимавшиеся разведкой, диверсиями, информацией населения о положении на фронтах.  Во всех советских учебниках среди причин победы выделялась руководящая роль коммунистической партии в деле организации победы. В ходе войны партия действительно проявила себя как народная. Коммунисты были в первых рядах защитников отечества.   Таким образом, всемирно-историческое значение победы СССР в войне заключается в том, что было разгромлено крайне агрессивное фашистское государство, которое угрожало в целом мировой цивилизации. Советский Союз вышел из войны великой державой.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
История

Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства

Тема 4. Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства Одним из драматических периодов отечественной истори...

История

Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства

Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства Одним из драматических периодов отечественной истории стал п...

История

Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства

Лекция 14 Тема 4. Политика «Большого скачка»: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства Одним из драматических периодов отечествен...

История

Социально-экономическое развитие Казахстана в 20-30 годы

ЛЕКЦИЯ 5 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В 20-30 ГОДЫ 5.1 Казахстан в период НЭПа (1921 – конец 20–х годов) К началу 20-х годов в стране с...

История

Советское государственное строительство, общественно-политическая и культурная жизнь (20-30-е гг.)

ЛЕКЦИЯ 6. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ (20-30-е ГГ.) 6.1 Национально-государственное строитель...

История

Предмет исторической науки. Отечественная история

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ МОСКВА – 201...

История

История

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЙ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБ...

Автор лекции

Е. В. Сотникова

Авторы

Экономика

История экономики и экономических учений

Хрулев М. В. "ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ" Курс лекций. «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ». Лекция 1 «Теоретико-методологические ...

Автор лекции

Хрулев М. В.

Авторы

Управление персоналом

Формирование и развитие кадровой политики в советский период

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ...

Автор лекции

Чернышова А.В.

Авторы

История

Analects: With Selections from Traditional Commentaries (Hackett Classics)

CONFUCIUS Analects CONFUCIUS Analects with selections from traditional commentaries Translated by Edward Slingerland Hackett Publishing Company, Inc. ...

Автор лекции

Confucius

Авторы

Смотреть все