Полифонические нормы строго письма: общая характеристика. Мелодия строгого письма
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Полифонические нормы строго письма: общая характеристика.
Мелодия строгого письма
План лекции:
1. Полифонические нормы строгого письма: мелодия, ладовая система, метроритм, тематизм.
2. Правила сочинения мелодии строгого письма.
3. Ритмические нормы в мелодии строгого стиля.
Полифонические нормы строгого письма. Принципы стабилизации полифонического письма в XV веке. Соотнесение эпохи полифонии строгого стиля с общеисторическим художественно-культурным периодом Возрождения. Традиция
сочинения мелодий в композиторской практике эпохи Возрождения, для которых
характерны плавность и уравновешенность во всех элементах музыкальной речи.
Сложившиеся нормы мелодического движения в эпоху строгого письма, как естественное следствие акустических закономерностей и специфики вокально-хоровых
жанров, преобладавших в музыкальной культуре того времени.
Ладовая система. Восемь старинных ладов (дорийский, гиподорийский,
фригийский, гипофригийский, лидийский, гиполидийский, миксолидийский, гипомиксолидийский), их модификация в ренессансной полифонии: мелодические формулы, каденционные планы, транспозиции. Двенадцать ладов (к 8 григорианским
ладам прибавляются ионийский, гипоиониский, эолийский, гипоэолийский), описанных в трактате Глареана «Додекахорд»: названия, номерные обозначения, музыкальные образцы. Восприятие каждого из ладов как носителя присущих только
ему выразительных возможностей.
Тематизм. Сохранение традиций предшествующей эпохи (cantus prius factus). Развитие принципов свободной композиции. Интонационные свойства музыкального материала: элементы григорианских хоралов, светских песен, рождение
музыкально-риторических фигур в мадригалах.
Мелодика в музыке строгого письма. Плавность, паряще-волнообразный характер. Чередование подъёмов, приводящих к кульминации, и спадов. В основе мелодии поступенное движение. Внутри мелодической линии чередуются ходы на
широкие интервалы и ходы на узкие, благодаря чему достигается равновесие. Правила хроматических изменений ступеней. Соответствие диапазона мелодий естественным тембрам хоровых голосов (дискант, альт, тенор, бас). Система ключей:
скрипичный, альтовый, теноровый, басовый.
Ритмические свойства полифонии строго письма. Плавность и ровность
напева. Метру и ритму принадлежит роль создания более мягкого и плавного, или
резкого, активного характера мелодии (метр менее активно влияет на характер мелодии). Раздробленность метрических долей, синкопы, паузы придают мелодии
цветистость. Правила употребления звуков разной длительности и ритмического
оформления скачков.
Правила сочинения мелодии строгого стиля [см. примеры мелодий строгого
письма в приложении]:
1
1. Диапазон мелодии не должен превышать дуодецимы. Мелодия нотируется в
диапазоне от первой добавочной линейки снизу до первой добавочной сверху в
соответствующих голосу ключах: дискант — скрипичный, альт — альтовый,
тенор — теноровый, бас — басовый.
2. Мелодия строго диатоническая в любом ладу (кроме лидийского и локрийского). Сочетание разных ладов допускается.
3. Мелодия начинается с одной из опорных ступеней лада: I (финалиса) или V (реперкуссы).
4. Альтерированные ступени возможны: а) при переходе к другому ладу; б) в кадансовых формулах.
5. Ход по хроматизмам запрещён: два полутоновых хода подряд исключается.
Нельзя:
Хроматический звук может быть введён на расстоянии (причем, чем дальше,
тем лучше).
Можно:
6. Рекомендуется сочинять мелодии с преимущественно плавным, поступенным
движением, изредка нарушаемым скачками.
7. Ход в мелодии на увеличенные и уменьшенные интервалы, а также поступенный ход в одном направлении, обрисовывающий тритон исключается.
Нельзя:
Исключение — поступенное движение, обрисовывающее увеличенную кварту
и заканчивающееся полутоновым разрешением в том же направлении на более
сильной доле — допустимо (XVI век).
8. Следует избегать повторения одного и того же звука более 2-х раз (возможность
такого оборота только в начале построения).
Запрещены трелеобразные последовательности.
Нельзя:
2
9. Ход более, чем на секунду является скачком. Скачок не должен превышать
квинты. Исключение: иногда можно на малую сексту вверх и чистую октаву
вверх и вниз.
10. Скачок должен быть уравновешен в противоположном поступенном движении:
до скачка — приготовление, а после скачка — замыкание скачка.
Можно:
Нельзя:
В начале построения, после паузы и при цезуре можно не приготавливать скачок.
Можно:
Квартовый скачок может быть не приготовлен, но замкнут, или наоборот.
Можно:
11. Два скачка подряд в одну сторону нельзя, в разные — допустимы.
Можно:
Движение подряд по звукам трезвучия запрещено, так как возникает функциональность.
Нельзя:
Возможно движение подряд по трезвучию, или сектаккорду только в начале построения, или при цезуре.
Можно:
12. Самый высокий и самый низкий звук мелодии нельзя брать дважды.
13. Избегать ритмических и мелодических секвенций (допускается в качестве редких исключений).
3
14. Алгоритм кадансовой мелодической формулы: 1) задержанная I ступень; 2) отклонение на вводный тон (ход на полтона вниз) на слабом времени; 3) возвращение I ступени на сильном времени.
Ритмические нормы в мелодии строгого стиля:
1. Нормативные размеры: 2/1, 3/1, 4/1, 2/2, 3/2, 4/2, реже 5/2, 6/2.
2. Длительности: бревис, бревис с точкой, целая, целая с точкой, половинка, половинка с точкой, четверть. Исключение: в кадансе возможны восьмые только
по 2 в группах и только в двух фигурах: мелодических проходящих (обычно
вниз) или нижних вспомогательных.
3. Бревис и целая нота в начале такта могут продлеваться неограниченное время
(т. е. образовывать органный пункт). Целая и половинная длительности могут
продлеваться не более чем вдвое. Четвертная длительность (меньше доли) продлению не подлежит.
4. Переход от крупной длительности к мелкой (на слабой доле) должен быть постепенным.
Можно:
5. На сильной доле мелкие длительности — четверти — могут быть:
а) если весь такт заполнен равными короткими длительностями:
б) если сильная доля слигована с предыдущей:
в) если мелкие длительности на сильной доле приводят к синкопе.
6. Следует часто употреблять задержания на сильной или относительно сильной
доле, синкопы.
7. В задержаниях, синкопах нельзя слиговывать короткие ноты с длинными, приходящимися на сильное время.
Нельзя:
Можно слиговывать длинную с короткой на сильном времени.
Можно:
Нельзя слиговывать между собой самые мелкие длительности — четверти.
8. При плавном движении используется весь набор длительностей (от бревиса до
четвертей). При ритмическом оформлении скачков ограничения накладываются на четвертные длительности: запрещены скачки между четвертями и от
четверти к более крупной длительности («короткие скачки»). Как исключение
допускаются скачки на терцию, оформленные четвертями.
9. Общее количество тактов должно быть нечетное — 5, 7, 9, 11 и т.д.
4
10. Паузы употреблять не более 2-х — 3-х раз в мелодии.
Литература
Основная литература
1. Григорьев, С. Учебник полифонии [Текст]: учебное пособие / С. Григорьев,
Т. Мюллер. – Москва: Музыка, 1997. – 309 с.
Дополнительная литература
2. Абдуллина, Г. Полифония. Строгий стиль [Текст]: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов / Г. В. Аблдуллина.
– Санкт-Петербург: «Композитор», 2013. – 60 с.
3. Дубравская, Т. Полифония: Учебник для высшей школы [Текст] / Т. Дубравская. – Москва: Академический проект Альма Матер, 2008. – 360 с.
4. Конюс, Г. Курс полифонии строгого письма [Электронный ресурс]. / Г. Конюс. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/study.htm. – Загл. с экрана.
5. Милка, А. Полифония [Текст]: учебник. Часть I /А.П. Милка С.-Петерб. гос.
консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. – Санкт-Петербург: Композитор, 2016. — 336 c.
6. Мюллер, Т. Полифония [Текст] / Т. Мюллер. – Москва: Музыка,1989. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/2010-06-01-16557. – Загл. с экрана.
7. Осипова, В. Полифония [Текст] / В. Осипова: учебное пособие: в 2 ч. – Ч. 1.
Полифонические приёмы. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 134 с.
8. Ройтерштейн, М. Полифония [Текст]. – Москва: Издательский центр «ВЛАДОС», 2002. – 192 с.
9. Симакова, Н. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика.
Фуга. Книга 1. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и
учебная дисциплина [Текст]: учебное пособие / Н. А. Симакова. – Москва:
Композитор, 2009. – 513 с.
10.Скребков, С. Учебник полифонии [Текст]: издание четвертое / С. Скребков.
– Москва: Музыка,1982. – 268 с.
11.Степанов, А. Полифония [Текст] / А. Степанов, А.Чугаев: Учебное пособие.
– С-Петербург, 2006. – 128 с.
12.Фраенов, В. Учебник полифонии [Текст]: учебное пособие /В.П. Фраенов. –
Москва: Музыка, 2006. – 207 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры мелодий строгого письма
Ж. де Пре
5
Ж. де Пре
Дж. П. Палестрина
Дж. П. Палестрина
Дж. П. Палестрина
Орландо Лассо
А. Вилларт
Ж. де Пре
Я. Обрехт
Т.Л. Витториа
Сочиненные учебные мелодии:
6
ЗАДАНИЕ
Соответственно нормам строго письма сочинить 10 мелодий:
- в разных ключах — скрипичной, альтовом, теноровом, басовом;
- в пяти ладах: фригийском, дорийском, эолийском, ионийском, миксолидийском;
- в размерах 2/1, 3/1, 2/2, 3/2, 4/1;
- объем мелодии – 9-15 тт.
7