Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Подготовка и оформление выпускной квалификационной работы студентами факультета психологии

  • ⌛ 2015 год
  • 👀 455 просмотров
  • 📌 417 загрузок
  • 🏢️ ЛГУ имени А.С.Пушкина
Выбери формат для чтения
Статья: Подготовка и оформление выпускной квалификационной работы студентами факультета психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Подготовка и оформление выпускной квалификационной работы студентами факультета психологии» doc
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. ПУШКИНА» Е.А. Бойко, Е.И. Бережкова, Н.В. Головешкина, Е.Н. Яхудина ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ Методические рекомендации (Направление подготовки: 37.03.01 Психология) Санкт-Петербург 2015 1. Общие положения Согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, итоговая работа выполняется в форме выпускной квалификационной работы. Она представляет собой законченную разработку решения какой-либо профессиональной задачи, включающую результаты эмпирического или экспериментального исследования, или обоснованный проект методической разработки (например, разработка системы профессионального психологического отбора, программы коррекционной, тренинговой работы и т.д.). Выпускная квалификационная работа выполняется на конкретной кафедре. По завершению выпускной квалификационной работы осуществляется ее защита на заседании Государственной экзаменационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная оценка. Выполнение выпускной квалификационной работы и ее защита служит проверкой подготовки бакалавра к самостоятельной практической деятельности по избранному направлению, его способности самостоятельно решать профессиональные задачи на основе анализа результатов экспериментального или эмпирического исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 37.03.01 - «Психология», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г., № 946, при подготовке и защите ВКР выпускник должен продемонстрировать сформированность следующих общекультурных компетенций (ОК): способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); а также такой общепрофессиональной компетенцией (ОПК), как способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1). Кроме того, при подготовке и защите ВКР, выпускник должен продемонстрировать владение следующими профессиональными компетенциями (ПК): практическая деятельность: способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2); способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3); способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4); способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5); научно-исследовательская деятельность: способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6); способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7); способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8). Таким образом, в выпускной квалификационной работе студент должен показать: - прочные теоретические знания по избранной теме, умение анализировать научную литературу и излагать теоретический материал; - умение решать практические задачи, делать предположения и выводы; - навыки обработки полученных данных с учетом стандартных пакетов программного обеспечения. Выполнение выпускной квалификационной работы по направлению -«Психология» включает следующие этапы: 1. Выбор темы выпускной квалификационной работы. На этом этапе студент должен ознакомиться с перечнем примерных тем выпускных квалификационных работ (с направлениями фундаментальных и прикладных исследований кафедры). Выбрать тему ВКР; представить письменное заявление заведующему кафедрой с просьбой об утверждении темы ВКР, с обоснованием целесообразности разработки выбранной темы и назначении научного руководителя (приложение 1). 2. Назначение руководителя выпускной квалификационной работы и выдача задания на выполнение выпускной квалификационной работы. Приказом ректора утверждается тема ВКР и научный руководитель на основе представленного протокола заседания кафедры. После утверждения темы ВКР студент должен ознакомиться с основными требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе. Затем заполнить задание на выполнение ВКР, составить план квалификационной работы с указанием срока окончания работы и согласовать его с научным руководителем (приложение 2). Задание утверждается заведующим кафедрой. Как правило, от момента обсуждения темы выпускной квалификационной работы на заседании выпускающей кафедры до выдачи задания на выполнение работы должно проходить не более 2-х недель. 3. Обоснование актуальности работы, формулировка цели и задач исследования, выбор методологии решения поставленных задач На этом этапе принимается решение о методологических основах научно-практического исследования; определяется научная проблема исследования; дается обоснование актуальности исследования и т.д. 4. Подбор и изучение научной литературы, необходимого для изучения по выбранной проблеме и осуществление анализа литературных источников. Осуществляется подбор и изучение научной литературы и нормативных актов, в том числе законов Российской Федерации по теме выпускной квалификационной работы. Завершается данный этап написанием первой (теоретической) главы выпускной квалификационной работы, посвященной анализу литературных данных. 5. Выбор методов и методик исследования. На этом этапе выбираются психодиагностические и другие методы, которые будут применены в процессе проведения научно-практического исследования. 6. Сбор и анализ эмпирического материала. Осуществляется сбор и анализ эмпирического (экспериментального) материала, в том числе проводится математический, статистический анализ. 7. Подготовка выпускной квалификационной работы к защите (написание и оформление работы). Полученные данные интерпретируются и анализируются. Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы студент периодически отчитывается на заседании кафедры о ходе реализации задания на выполнение ВКР, утвержденного заведующим кафедрой. После подготовки выпускной квалификационной работы студент должен пройти предварительную защиту работы на кафедре в сроки, установленные заведующим кафедрой, а также представить правильно оформленную выпускную квалификационную работу на кафедру не позднее, чем за десять дней до даты защиты работы. После завершения подготовки обучающимся выпускной квалификационной работы руководитель ВКР представляет письменный отзыв о работе обучающегося в период подготовки ВКР (приложение 8). Выпускные квалификационные работы по программам бакалавриата подлежат рецензированию. Для рецензирования данная выпускная квалификационная работа направляется одному или нескольким рецензентам. Рецензент анализирует выпускную квалификационную работу и предоставляет в организацию письменную рецензию на данную работу. Во время подготовки выпускной квалификационной работы студент должен представлять отчет научному руководителю о выполнении отдельных этапов работы. В процессе выполнения работы студент должен обращаться к научному руководителю за рекомендациями, прежде всего, при анализе результатов исследования, оформлении и подготовке к защите выпускной квалификационной работы. Организация обеспечивает ознакомление студента с отзывом и рецензией не позднее, чем за 5 дней до защиты выпускной квалификационной работы. 2. Этапы выполнения выпускной квалификационной работы 2.1 Выбор темы выпускной квалификационной работы Тему выпускной квалификационной работы студент выбирает самостоятельно. На данном этапе существует возможность учесть собственные научно-практические интересы, а также имеющиеся теоретические и практические наработки в виде курсовых работ, рефератов и т.д. При этом следует учесть, что тематика выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам современного развития науки и способствовать решению конкретной профессиональной задачи. Примерные темы выпускных квалификационных работ определяются кафедрой. Студент может предложить свою тему ВКР, может выбрать какую-либо тему из предложенных кафедрой, а может уточнить и скорректировать ее, исходя из собственного научно-практического интереса и опираясь на примерный перечень тем выпускных квалификационных работ по выпускающей кафедре. Одну и ту же тему выпускной квалификационной работы могут выбрать несколько студентов, однако при этом предметы и объекты их исследований, решаемые научные задачи должны быть отличными друг от друга и отражать своеобразие каждой работы. Студент четвертого курса должен представить письменное заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой об утверждении темы выпускной квалификационной работы и назначении научного руководителя (приложение 1). Тема выпускной квалификационной работы должна быть утверждена на заседании кафедры не позднее, чем за 6 месяцев до начала Итоговой государственной аттестации. Закрепление тем, представленных кафедрой, оформляется приказом ректора вуза. 2.2 Назначение руководителя выпускной квалификационной работы и выдача задания на выполнение выпускной квалификационной работы При подготовке выпускной квалификационной работы приказом ректора по представлению кафедры, студенту назначается руководитель выпускной квалификационной работы из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей кафедры. Руководитель выпускной квалификационной работы обязан: 1. Выдать студенту задание на выполнение выпускной квалификационной работы не позднее двух недель после утверждения темы работы на заседании кафедры. 2. Оказывать студенту помощь в составлении плана выпускной квалификационной работы и календарного графика на весь период выполнения квалификационной работы. 3. Рекомендовать студенту необходимую научную литературу, справочные материалы, и т.д. по выбранной теме ВКР. 4. Проводить со студентом консультации по теоретическим вопросам, по количественному и качественному анализу эмпирического или экспериментального материала, и т.д. 5. Проверять выполнение работы (по частям или/и в целом). 6. Оказывать помощь в подготовке к защите ВКР. 7. Представить отзыв научного руководителя о работе студента (представляется на кафедру вместе с выпускной квалификационной работой). Руководители выпускных квалификационных работ проводят консультации, как правило, в учебное время, в дни определенные графиком их работы для проведения подобных консультаций, непосредственно на кафедре или в учебной аудитории. В соответствии с темой выполняемой работы, научный руководитель выдает студенту задание (утвержденное заведующим кафедрой) вместе с календарным планом (приложение 2), где указаны сроки выполнения отдельных этапов квалификационной работы, а также срок представления законченной работы. Таким образом, задание на выполнение ВКР может рассматриваться как план, по которому студент работает самостоятельно, обращаясь, при необходимости, за консультацией к научному руководителю. Образец задания по подготовке выпускной квалификационной работы представлен в приложении 2. Для рационального распределения времени, отведенным на конкретные этапы подготовки выпускной квалификационной работы (подбор и анализ литературы, проведение экспериментальной части исследования и т.д.), задание по подготовке ВКР сопровождается календарным планом работы студента. Соответствие выполнения задания календарному плану позволит научному руководителю эффективно осуществлять контроль за ходом выполнения работы, а также своевременно оказывать необходимую помощь студенту. 2.3 Обоснование актуальности работы, формулировка цели и задач исследования, выбор методологии решения поставленных задач. Основными требованиями, предъявляемыми к научному исследованию, являются: 1. Обоснование научной проблемы, предмета и объекта исследования. 2. Формулировка темы исследования с учетом ее доступности, актуальности, теоретической и практической значимости. 3. Разработка общей структуры работы, ее частей и плана исследования. 4. Определение того, что уже известно по данной проблеме. 5. Составление библиографии и историографии проблемы исследования. 6. Анализ источников, их классификация. 7. Определение понятийно-категориального аппарата. 8. Обобщение совокупности научных фактов. 9. Формулировка общих и частных выводов. 10. Подготовка общего заключения по результатам исследования. Следовательно, в основе выпускной квалификационной работы лежит решение какой-либо научной проблемы или решение профессиональной практической задачи. Проблема исследования – вопрос, стоящий на границе изученного и неизученного, противоречивая ситуация, требующая разрешения. Постановка научной проблемы предполагает • Обнаружение существования дефицита знаний; • Осознание потребности в устранении такого дефицита; • Описание проблемной ситуации на естественном языке; • Формулирование проблемы в научных терминах. Таким образом, постановка проблемы является связующим звеном между эмпирическим и теоретическим уровнем познания. Проблема определяется социально-значимым «заказом» общества или потребностями науки (а возможно, и тем, и другим). Это и определяет актуальность исследования, которую необходимо обосновать. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие: 1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. 2. Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения (в том числе и при решении профессиональных психологических задач). 3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных. 4. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде. Следующим этапом работы является определение цели исследования и постановка задач. Цель исследования – это главный, конечный (желательный) результат исследования, это тот основной вопрос ответу на который посвящена вся работа. Цель исследования формулируется исходя из темы квалификационной работы. В качестве цели работы может выступать: 1. Описание характеристик психического явления. 2. Выявление взаимосвязей психических явлений. 3. Изучение возрастной динамики явления. 4. Обобщение научных представлений, сведений. 5. Разработка классификации. 6. Создание методики. 7. Адаптация психодиагностической методики, например, адаптация иноязычной методики. 8. Решение поставленной в исследовании практической задачи на основе эмпирического исследования. Исходя из цели исследования, формулируются задачи. Задачи исследования – это конкретные направления изучения отдельных аспектов исследуемой проблемы, реализация которых ведет к решению общей цели исследования. Примером формулировки задач исследования могут быть следующие: 1. Выявить психические особенности успешных и неуспешных учащихся младших классов. 2. Изучить личностные характеристики успешных менеджеров по продажам. 3.Сравнить индивидуально-психологические и личностные характеристики студентов-первокурсников факультета психологии и факультета математики. Одной из наиболее частых ошибок в формулировании задач является то, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме; 2) провести эксперимент (обследование); 3) обработать эмпирические данные; 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Это описание этапов научного исследования, а, как известно, этапы исследования являются одинаковыми для каждой научной работы, вне зависимости от темы исследования. После этого необходимо определить, что является объектом и предметом исследования, а также сформулировать гипотезу. Объектом исследования в психологии, как правило, является носители психического (люди, в социальной психологии – большие и малые социальные группы, в зоопсихологии – животные). Предмет исследования психологии – психика и психические явления (психические процессы, психические состояния и психические свойства). Следовательно в качестве объекта исследования ВКР могут быть указаны, например, учащиеся начальной школы, студенты, руководители среднего звена и т.д, а в качестве предмета исследования – темперамент, произвольное внимание, личностные особенности и т.д. Гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Это предположение, которое необходимо доказать в ходе выполнения квалификационной работы. Примерами гипотезы могут служить следующие: 1. Существует взаимосвязь личностных характеристик и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста. 2. Существуют различия в учебной мотивации успешных и неуспешных студентов. На этапе завершения исследования необходимо подвести итоги, т.е. сформулировать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы. В научной новизне должны быть отражены результаты проведенной работы в виде теоретических положений или практических рекомендаций. Примерами научной новизны могут служить следующие: 1. Выделены два этапа процесса адаптации студентов к учебному процессу. 2. Установлены психологические характеристики, которые могут быть использованы в качестве критериев прогноза успешности учебной деятельности курсантов. Теоретическая значимость определяется степенью влияния полученных в ходе работы знаний на имеющиеся психологические теории, концепции, идеи. Примером теоретической значимости может быть следующее: 1. Охарактеризована специфика процесса психологического сопровождения учебной деятельности в школе. Практическая значимость обосновывается внедрением полученных результатов научно-исследовательской работы в деятельность какой-либо организации. Таким образом, обоснование актуальности, формулирование цели и задач исследования, определение предмета и объекта ВКР является очень важным этапом выполнения квалификационной работы, определяющим характер и направление всей работы в целом. Данная часть ВКР представляется во введении. 2.4 Подбор и изучение литературы Первая глава выпускной квалификационной работы представляет собой анализ литературы по проблеме исследования. Фактически, первая глава квалификационной работы – это теоретическое исследование существующих в научной литературе точек зрения на ту или иную проблему, изучение того, что было сделано другими учеными на момент начала собственного исследования. Этот этап – один из наиболее важных в работе студента. Начать работу рекомендуется с установления основных понятий, относящихся к изучаемой теме, используя словари и энциклопедии. Научная литература по теме выпускной квалификационной работы подбирается студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами. В результате составления библиографий можно сделать следующие выводы: • о наиболее часто публикующихся авторах; • количестве публикаций по интересующей теме; • временных рамках публикаций; • наиболее цитируемых авторах. При выполнении выпускной квалификационной работы целесообразно изучать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах: «Психологический журнал», «Вопросы психологии» и других общепсихологических журналах; а также в методических журналах, имеющих отношение к выбранной специализации. Работу с научной литературой следует начинать с изучения учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучаются журнальные статьи. Наряду с указанными видами научных работ могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научных конференций ВУЗов и НИИ. Анализ научной литературы может быть построен либо по хронологическому принципу, либо по структурному (логическому) принципу. Хронологический принцип подразумевает описание этапов исследования данной проблемы отечественными и зарубежными исследователями, сторонниками тех или иных научных школ и направлений, в том хронологическом порядке, в котором они проводились. Структурный принцип опирается на описание отдельных сторон, характеристик и свойств изучаемого явления, что позволяет лучше представить существующую на данный момент структуру изучаемой проблемы, и в определенной мере облегчает проведение собственного исследования. Последовательность изложения материла в первой главе выпускной квалификационной работе, составленной по структурному принципу, может быть примерно следующей: 1. Определение изучаемого явления, описание основных характеристик. 2. Анализ взаимосвязей данного явления с другими психическими явлениями. Описание факторов его обуславливающих и психических феноменов, на которые оно оказывает влияние. 3. Рассмотрение изучаемого явления с опорой на схему, соответствующую избранному подходу: системному, целостному, комплексному, средовому, ситуационному, и т.д. 4. Закономерности, которым подчиняется явление. 5. Значение изучаемого явления для жизни человека, социума. Выбор принципа изложения (хронологический или структурный) рассматриваемого вопроса зависит от его специфики. Но в любом случае в литературном обзоре необходимо дать характеристику изучаемого вопроса, показать степень его изученности и разработанности, выделить малоизученные и не изученные аспекты, обнаруженные противоречия. Следует понимать, что данная работа предполагает не пересказ изученной литературы или набор цитат различных авторов, а именно теоретический анализ исследуемой проблемы, подкрепленный достаточным количеством цитат и ссылок. С помощью приемов теоретического анализа (синтез, сравнение, конкретизация, обобщение и т.д.) можно осмыслить накопленные факты, сравнить их друг с другом, сгруппировать, установить связи между ними и т.д. В результате на основе теоретического анализа собранного материала определяется научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость ВКР. 2.5 Выбор методов и методик исследования Следующим шагом в выполнении квалификационной работы является выбор методов и методик исследования. Данный выбор осуществляется исходя из методологических принципов и цели исследования. Методологические принципы – это те принципы, на которых строится вся работа; они определяют направления для исследования и инструментарий, с помощью которого выполняется работа. Методологические принципы могут быть как общенаучными (например, принцип объективности, принцип детерминированности), так и специфически связанными с темой исследования, например, ключевые понятия, введенные выдающимися ученными в данной научной области. Метод - способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект (эксперимент, наблюдение, анкетирование, интервью, тестирование и т.д.) Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. В психологическом исследовании: формализованные правила сбора, обработки и анализа информации. Понятие «методика» является более узким и видовым по отношению к понятию «метод». Так, например, существует такой метод исследования как тестирование. В этом методе, в свою очередь, можно выделить несколько типов: тесты-достижения, тесты-задания, тесты-опросники. И существуют методики, которые могут быть отнесены к каждой из этих групп. Например, к тестам-заданиям можно отнести интеллектуальный тест Амтхауэра, батарею интеллектуальных тестов КР-3-85, тест Векслера и т.д. Выбирая методики для проведения исследования, необходимо помнить, что они должны быть надежны, валидны, апробированы на аналогичной выборке исследования, кроме того, их количество должно быть достаточным. Минимальное количество методик, которые необходимо провести для выпускного квалификационного исследования – четыре. При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности: данные количественного и качественного характера, субъективные и объективные показатели должны дополнять друг друга. 2.6 Сбор и анализ эмпирического материала Успешный сбор практического материала для выпускной квалификационной работы в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал необходимо получить. Одним из важнейших этапов работы студента является этап определения и подбора выборки исследования. Для выпускной квалификационной работы бакалавров достаточной будет выборка в 40 человек. Важно определить половозрастную характеристику выборки, ее численный состав, исходя из поставленных в исследовании задач. Следует учесть, что уже в ходе первичной обработки данных может выясниться, что некоторое количество протоколов может быть по разным причинам отбраковано. Потому лучше обследовать на 5…10% больше требуемого объема, то есть с запасом. К числу основных материалов, которые необходимы для выполнения выпускной квалификационной работы, относятся: -сведения об организации (учреждении), на базе которого проводятся исследования; - результаты психологического обследования лиц, являющихся объектом исследования; - внешние критерии обследованных лиц (например, возраст, пол, образование и т.д.); - индивидуальные психологические карты и другие отчетные материалы; - другие данные, вытекающие из темы квалификационной работы. Перед началом сбора практического материала для выпускной квалификационной работы студенту рекомендуется составить календарный график проведения обследования и уточнить порядок получения необходимых материалов и их оформления для отчета о проделанной работе. Особое внимание следует обратить на оформление отчетных документов о проведении эксперимента (эмпирического исследования) - протоколов. При необходимости студент должен быть готов предоставить Государственной экзаменационной комиссии протоколы и регистрационные листы с первичными материалами обследования. Полученные в ходе психологического эксперимента данные подвергаются качественной и количественной обработке. Количественная обработка данных подразумевает обработку регистрационных листов и получение «сырых» значений по шкалам методик, перевод этих значений, если необходимо, в стандартные баллы – стены, Т-баллы, процентили, z-показатели и т.д. Затем полученные данные подвергаются статистическому анализу. Для этого могут быть использованы такие статистические показатели как средние величины, стандартные отклонения, средние ошибки, проценты. Исследователь должен помнить о том, что любое психическое явление подчиняется статистическим законам, и он должен доказать, с помощью статистики, что выявленные им закономерности действительно существуют. Для этого он может применять критерии оценки значимости полученных различий между двумя и более выборками исследования, а не ограничиваться описанием полученных данных на уровне средних величин или процентов. Математико-статистический критерий выбирается в зависимости от величины выборки и нормальности распределения полученных результатов. Например, можно применять t-критерий Стьюдента для достаточно больших выборок параметрических показателей, U-критерий Манна-Уитни для малых выборок, φ-критерий Фишера для сравнения данных представленных в процентах и т.д. Кроме того, исследователь может применить и более сложные формы статистического анализа, например, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ и т.д. Следует помнить, что за правильность приведенных в работе данных отвечает лично автор, поэтому если будет установлено, что приведенные данные некорректны или обработаны неверно, что привело к формированию автором ложных выводов, или автор использовал при написании работы результаты эксперимента (эмпирического исследования), проведенного другим человеком, то такая работа не допускается к защите на этапе предзащиты. Качественная обработка данных представляет собой описание выявленных закономерностей, их интерпретацию и объяснение. Именно качественный анализ выступает в качестве основы для третьей главы квалификационной работы. 2.7 Подготовка выпускной квалификационной работы к защите. Завершенная и окончательно оформленная выпускная квалификационная работа (диплом) подписывается автором и представляется на кафедру, не позднее десяти дней до даты защиты. После представления работы на кафедру, руководитель готовит отзыв о работе студента в период подготовки выпускной квалификационной работы (приложение 8). Отзыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального (эмпирического) исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите. Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе выпускной квалификационной работы. Если же заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите квалификационной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и студента. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору вуза. Выпускные квалификационные работы по программам магистратуры и специалитета обязательно подлежат рецензированию. Выпускная квалификационная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, должна быть направлена на рецензию, рецензент назначается решением заведующего кафедрой. Выпускные квалификационные работы по программам магистратуры и специалитета направляются на рецензию к лицам, не являющимся работниками кафедры либо факультета. Рецензент предоставляет письменную рецензию на указанную работу. В рецензии на выпускную квалификационную работу должны быть отражены (приложение 9): • актуальность темы; • полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы; • эффективность применения избранных методов для решения проблемы; • достижение поставленной цели; • практическая ценность и возможность использования полученных результатов; • замечания или пожелания, которые возникли у рецензента. Выпускная квалификационная работа с отзывом (допуском) выпускающей кафедры, отзывом руководителя и рецензией специалиста направляется в ГАК для защиты. Кафедра обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией не позднее, чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы. Студент предоставляет на кафедру печатный и электронный варианты выпускной квалификационной работы. Тексты выпускных квалификационных работ размещаются в электронно-библиотечной системе ВУЗа. По желанию студента выпускного курса в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы, например, документы (отзывы, постановления), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической ценности выпускной квалификационной работы. Подготовив квалификационную работу к защите, студент готовит выступление (доклад), наглядную информацию –схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал для использования во время защиты в ГАК. Графический материал, выносимый на защиту выпускной квалификационной работы, может быть представлен в виде слайдов (презентации подготовленной в программе PowerPoint), демонстрируемых с помощью проектора. Кроме того, каждому члену комиссии необходимо раздать по комплекту иллюстративного материала. 3. Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «выпускная квалификационная работа по направлению «37.03.01 Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического (экспериментального) исследования, или обоснованный проект решения какой-либо профессиональной психологической задачи. В работе должны быть представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская (практическая) работа. Выпускная квалификационная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Ее объем должен быть в пределах 70-85 страниц формата А4. Выпускная квалификационная работа по направлению «37.03.01- Психология» должна: — быть актуальной и соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологии в условиях рыночной экономики; — носить научно-исследовательский характер в области психологии или предлагать решение практической задачи на основе результатов эмпирического исследования; — содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу фактического эмпирического материала, т.е. иметь экспериментально-практическую часть (с аналитическими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.); — характеризовать умение специалиста самостоятельно решать научно-практические проблемы, в том числе, адекватно использовать психологические методы и грамотно интерпретировать результаты психодиагностических исследований; — показать добросовестность студента в использовании данных исследований и опубликованных материалов других авторов. — работа должна содержать в себе ссылки на научную литературу. В том случае, если эти ссылки отсутствуют, то дипломная работа к защите не допускается. В общем виде можно выделить три группы требований к выпускной квалификационной работе: требования к структуре, требования к содержанию, требования к оформлению. 3.1 Структура выпускной квалификационной работы Структура выпускной квалификационной работы определяется выбранной темой и степенью ее сложности. Исходя из темы работы, сформулированных цели и задач студент самостоятельно составляет план работы, который в целом должен соответствовать структуре квалификационной работы. Рекомендуется следующая структура выпускной квалификационной работы: Титульный лист (приложение 3) Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы разрабатываемой проблемы (название главы должно быть содержательным и отражать основные рассматриваемые аспекты) 1.1 Раздел первой главы (указывается наименование раздела) 1.2 Раздел первой главы (указывается наименование раздела) Глава 2. Организация и методы исследования 2.1 Методологические принципы исследования 2.2 Характеристика выборки 2.3 Методики исследования 2.4 Методы статистической обработки Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение (название главы должно быть содержательным и отражать основные рассматриваемые аспекты) 3.1 Раздел третьей главы (с указанием наименования) 3.2 Раздел третьей главы (с указанием наименования) 3.3 Раздел третьей главы (с указанием наименования) Заключение Выводы Список литературы Приложения (если необходимо) Согласно традиционной структуре выпускной квалификационной работы, в каждой главе должно быть, как правило, по 2-3 параграфа, посвященных рассмотрению отдельных вопросов, связанных с исследованием. Вторая глава работы имеет достаточно жесткую структуру (представленную выше), ее название, название ее параграфов остается постоянным вне зависимости от специфики темы исследования. В отдельных случаях, если исследовательская работа выполнялась строго по определенным этапам (например, если в основе квалификационной работы лежит разработка системы профессионального психологического отбора, или какой-либо программы тренинга), или если в основе выпускной квалификационной работы лежат результаты лонгитюдного исследования, то во вторую главу необходимо включить еще один параграф, где будет представлена характеристика организации исследования по этапам. План выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем. В процессе работы план выпускной квалификационной работы может уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы за счет собранного материала, представляющего интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. 3.2 Содержание выпускной квалификационной работы Материал выпускной квалификационной работы следует излагать в соответствии с темой, целью и задачами исследования. Квалификационная работа должна быть логически выдержана, все части в ней должны быть связаны. Логика изложения текста предусматривает увязку содержания отдельных глав между собой и отдельных разделов внутри глав. При этом текст должен быть разделен на абзацы. Каждый абзац должен отражать одну законченную мысль. Однако нельзя слишком дробить текст, отделяя одну фразу от другой, если между ними есть смысловая связь. Разработка каждой составной части имеет свои особенности. Титульный лист. Это обязательная часть выпускной квалификационной работы, которая составляется по утвержденному единому образцу (Приложение 3). На титульном листе следует указывать фамилию имя отчество студента-исследователя полностью. Содержание (оглавление). Содержание включает наименование всех глав и параграфов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала глав и параграфов. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (по центру рабочей строки) с заглавной буквы. Каждая глава и параграф должны иметь номер и название. Наименования, включаемые в содержание, записывают строчными буквами, начиная с заглавной. Все приложения должны быть перечислены в содержании работы с указанием их номеров и заголовков (Приложение 4). Во введении следует, прежде всего, сформулировать, в чем заключается актуальность работы. Затем указывается цель работы, задачи исследования, подлежащие решению для раскрытия темы; указываются объект и предмет исследования, а также гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Основная часть. Выпускная квалификационная работа содержит, традиционно, три главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа. Причем первая глава (теоретическая) и третья (практическая) должны быть примерно равны по своему объему, как правило, объем каждой из этих глав составляет 30 – 35 страниц машинописного текста формата А4. Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок. Вторая глава характеризует методологию исследования. Содержит характеристику обследованных людей, примененных психодиагностических методик, и информацию о том, как велась обработка первичных результатов. В выпускной квалификационной работе бакалавра должно быть обследовано не менее 30 человек. Кроме этого в данной главе дается характеристика проведенного исследования. Третья глава посвящена описанию и анализу результатов собственного исследования. Здесь должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе и отрицательные результаты. В этой главе необходимо привести оценки точности и достоверности полученных данных, сопоставления с теоретическими данными. Необходимо обратить внимание, что, как правило, количество параграфов в третьей главе совпадает с количеством задач, представленных во введении. В тексте работы (в основной части) должны быть приведены следующие сведения об экспериментальной части работы: 1) Полный перечень примененных методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в работе применялись известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик. (2 глава) 2) Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры (размах, средний возраст), социо-демографические характеристики. (2 глава) 3) Описание условий и процедуры исследования.(2 глава) 4) Результаты статистической обработки данных, которые приводятся в виде таблиц или графических рисунков. (3 глава) 5) Описание статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий. (3 глава) В заключении логически последовательно обосновываются на основе результатов проведенного исследования теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате работы. В конце заключения эти выводы приводятся отдельно, в виде четко сформулированных положений. Также в заключении должны быть предложены практические рекомендации, сформулированные на основании проделанной работы. Выводы. Основные выводы должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования. Необходимо обратить особое внимание на следующие особенности: 1) Число выводов должно соответствовать количеству задач представленных во введении. 2) Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. 3) Каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах. Список литературы. Список литературы является обязательным элементом квалификационной работы. Здесь должны быть отображены все публикации по теме работы, с которыми ознакомился студент в процессе подготовки дипломного проекта. Для выпускной квалификационной работы бакалавр должен ознакомиться не менее чем с 40 научными публикациями. В приложении следует представлять вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу могут относиться промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера и другие документы. Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и т.д. Приложения не являются обязательным элементом работы. 3.3 Оформление выпускной квалификационной работы Собрав и проанализировав научную литературу и практический материал, студент приступает к написанию ВКР. Это сложный этап подготовки выпускной квалификационной работы, требующий сосредоточенности и упорного труда. Хотя выпускная квалификационная работа выполняется по одной теме, в процессе ее написания студент использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных при изучении ряда дисциплин. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным. При написании квалификационной работы не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, лучше выбрать основные данные, позволяющие четко и обоснованно осветить особенности изучаемой проблемы. Показатель оригинальности авторского текста в ВКР должен быть не ниже 60%. Излагать материал в выпускной квалификационной работе рекомендуется от третьего лица, в безличной форме своими словами, не допуская дословного переписывания монографий, учебных пособий, статей и т.д. Не допускается также произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты следует тщательно сверить и снабдить их ссылками на научную литературу. Формулы и справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источник. Оформление выпускной квалификационной работы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Ссылки на научную литературу. По контексту рукописи выпускной квалификационной работы студент обязан ссылаться на соответствующую научную литературу. Это делается тогда, когда текст цитируется дословно, или когда студент использует в своей работе мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи выпускной квалификационной работы в квадратных скобках приводится порядковый номер книги (статьи) по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника. Примеры: Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова пишут: «Моторная асимметрия появляется и нарастает в детские годы, достигает предельной интенсивности к зрелому возрасту и в позднем возрасте постепенно нивелируется. Эта асимметрия выглядит как весьма подвижная в онтогенезе. Разные ее проявления можно развить путем тренировок» [4, 52]. Или: По мнению ряда авторов [8; 11; 13; 14; 18 и др.], школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Заключенное в квадратных скобках означает: при ссылке на литературу число до запятой - номер книги (статьи и др.) по списку литературы, который приводится в конце выпускной работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Числа, разделенные точкой с запятой, означают перечисление наименований научной литературы. Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», (таблицы 2), «по данным рисунка 3», (рисунок 4), «в соответствии с приложением А», (приложение Б), «... по формуле (3)». Работа без ссылок на научную литературу не принимается к рассмотрению. Оформление текста выпускной квалификационной работы Текст выпускной квалификационной работы должен быть набран на одной стороне стандартного листа формата А4. Страницы необходимо пронумеровать (номер страницы ставится внизу страницы по середине)и оставить на них с левой стороны поля в 30 мм, сверху 20 мм, справа 10 мм, снизу 20 мм. Все страницы нумеруют. Титульный лист включают в общую нумерацию, однако, номер страницы на нем не ставится. Для нумерации используются арабские цифры. Для оформления дипломной работы должна использоваться стандартная белая бумага. Объем выпускной квалификационной работы (как было указано выше) 70-85 машинописных страниц. Текст работы оформляется на компьютере (в соответствии с требованиями ГОСТ студент должен в процессе обучения овладеть навыками работы на компьютере), как правило, в редакторе MSWord. На каждой странице машинописного текста помещается 30-31 строка через 1,5 интервала, 75 знаков в строке с использованием шрифта TimesNewRoman, размер шрифта – 14. Рисунки, графики, чертежи, таблицы нумеруются. При этом используется сквозная нумерация. (Например, 1, 2, 3 или 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 и т.д.). Таблицы, рисунки, графики должны иметь содержательное название и оформляться в соответствии с общими правилами по оформлению отчетов и квалификационных работ. Если требуется, то таблицы могут иметь примечания. Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) с заглавной буквы, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Как правило, между названием главы и параграфа должно быть расстояние не менее 2 интервалов. Каждая глава, «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список литературы» начинаются с новой страницы. Абзацы начинаются с красной строки, их печатают с отступом, равным 1,27 см. Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. При необходимости, отдельные слова, формулы, условные знаки разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом только черным цветом (чернилами, тушью, пастой). Написанный текст рекомендуется тщательно проверить, чтобы в работе отсутствовали орфографические и грамматические ошибки. Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте выпускной квалификационной работы, необходимо исправить. Графический (иллюстративный) материал. Графический материал является обязательной частью выпускной квалификационной работы. Он должен быть органически связан с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения исследования. Необходимое количество, состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется автором квалификационной работы. Иллюстрации в выпускной квалификационной работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. (Приложение 5). Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например, «рисунок 2.2» (второй рисунок второй главы). Все рисунки сопровождаются подрисуночной подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) ставится точка. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут. Таблицы. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. В качестве такого цифрового материала, целесообразно указывать средние значения показателей сравниваемых групп и величины разброса (либо стандартное отклонение, либо среднюю ошибку). Кроме того, в таблице можно указывать значение статистического критерия (например, значение t-критерия Стьюдента, критерия U-Манна-Уитни и т.д.). (Приложение 6). Таблицы следует располагать непосредственно после первого упоминания о них в тексте ВКР или на следующей странице. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, и не имеют первостепенное значение, то их можно располагать в приложении. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать почасовой стрелке. Все таблицы должны иметь содержательный заголовок, который располагается над таблицей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например: «См. табл. 2.3», таким образом автор дает ссылку на 3 второй главы». В случае если на одной странице таблица не размещается, продолжают ее на следующей странице, В этом случае на этой (т.е. следующей) странице над таблицей справа производится запись: «Продолжение таблицы 2.3». Пример оформления одной из таблиц показан в приложении 6. При переносе таблицы первые строки таблицы, содержащие название колонок, следует повторить или пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается. При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста). После таблицы может идти примечание. Примечания следует помещать непосредственно после таблицы, к которой относятся эти примечания. После слова «Примечание» ставится двоеточие, и примечание печатается с заглавной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. Формулы и уравнения. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Формулы и уравнения выписываются аккуратно, черным цветом. Их нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Напр., «2.3» (третья формула второй главы). При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, напр.: «В формуле (2.3) ...». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова «где». Например: где: Cn - индекс групповой сплоченности; Σb.b. - сумма взаимных выборов, сделанных членами данной группы; Σmax - максимально возможное число выборов в данной группе. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют. Список литературы. (Приложение 7). Описание научной литературы, включенной в список, выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическое ссылка. Общие требования и правила составления». Оформление списка литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавите авторов и заглавий). Нумерация всей использованной литературы сплошная: от первого до последнего источника. Общий порядок описания источника может быть представлен следующей схемой: • фамилия и инициалы автора; если книга или статья написана двумя, или тремя авторами, то приводятся фамилии и инициалы всех авторов (в то же порядке, что и на титульном листе, через запятую); если авторов более трех, и их фамилии указаны на титульном листе, то приводятся фамилии трех авторов, а далее указывается и др.; если книга написана коллективом авторов, чьи фамилии не указаны на титульном листе, то их фамилии не указываются; • основное заглавие, подзаголовочные данные, дополнительные сведения, относящиеся к заглавию; • сведения об издании, напр.: 2-е изд., доп.; • место издания, издательство или организация, дата издания (в отечественных изданиях приняты сокращения Москва - М., Санкт-Петербург - СПб., Ленинград - Л.); • год издания. Кроме вышеперечисленной информации необходимо указать количество страниц в источнике или дать ссылку на конкретные страницы. Приложения к выпускной квалификационной работе оформляются как продолжение научной работы и размещаются в конце работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначение с помощью заглавных букв русского алфавита. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в работе имеются несколько приложений, то они нумеруются, напр.: «Приложение А». Рисунки, таблицы, формулы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, напр.: «Рисунок 2.2» - второй рисунок второго приложения. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинают с новой страницы. Титульный лист оформляется (как было сказано выше) согласно утвержденного образца (Приложение 3). Приложение 1 Образец заявления студента на имя заведующего кафедрой с просьбой об утверждении темы выпускной квалификационной работы и назначении научного руководителя Заведующему кафедрой общей и прикладной психологии Маклакову А.Г. студентки 4 курса 711 группы (бюджет) Ивановой Марины Ивановны ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу утвердить на заседании кафедры общей и прикладной психологии тему моей выпускной квалификационной работы «Особенности мотивов и потребностей студентов психологического факультета на этапе профессионализации в вузе» по направлению «37.03.01 - Психология». Прошу назначить научным руководителем кандидата психологических наук, доцента Гайворонскую И.Б. =М. Лукашина= 06.12.2013г. Согласовано: = И.Б. Гайворонская= Приложение 3 Образец оформления титульного листа для выпускной квалификационной работы КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Факультет психологии Кафедра общей и прикладной психологии ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ НА СТАРШИХ КУРСАХ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Студентки СЫЗДЫКОВОЙ КСЕНИИ МИХАЙЛОВНЫ Направление “37.03.01 - Психология” Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Головешкина Н.В. К защите допускаю: Зав. кафедрой общей и прикладной психологии Маклаков А.Г. «______»___________2015г. Санкт - Петербург 2015 год Приложение 4 Образец оформления содержания выпускной квалификационной работы Содержание Введение ........................................................................................................................... Стр. 3 Глава 1. Теоретические основы изучения социально-пси­хологической адаптации человека…………………………………………… 1.1 Проблема адаптации в трудах отечественных и зарубежных психологов………….………..…………………………………… 1.2 Развитие адаптационных способностей в студенческом возрасте……………………………………................................................................. 1.3 Медико-психологические обследования студентов…............ 5 7 15 25 Глава 2. Организация и методы исследования ………………………... 2.1 Методологические принципы исследования…………………… 2.2 Характеристика выборки исследования………………………….. 2.3 Методы и методики исследования…………………………………… 2.4 Методы математико-статистической обработки……………... 31 31 32 33 39 Глава 3. Адаптационные особенности студентов различного профиля обучения………………………………...................................................... 3.1 Особенности развития личностных характеристик студентов гуманитарного профиля обучения……………………….. 3.2 Особенности развития личностных характеристик студентов естественнонаучного профиля обучения……………. 3.3 Взаимосвязь успешности обучения студентов в вузе и уровня развития адаптационных способностей …………………… 40 41 50 60 Заключение .................................................................................................…………… 70 Выводы …………………………………………………………………………………………. 73 Список литературы .................................................................................................... 74 Приложение…………………………………………………….…………………………….. 77 Приложение 5 Образец оформления рисунка Рисунок 3.2.1 - Сравнение стратегий стресс-преодолевающего поведения у сотрудников ГПС и представителей коммуникативных профессий Приложение 6 Образцы оформления таблицы Таблица 3.1.1 – Способности к восприятию сложных зрительных пространственных образов юношей призывного возраста с разным уровнем образования Название методики Школа ПТУ Техникум «S-ТЕСТ» 5,28 ± 0,27 6,1 ± 0,32 5,1 ± 0,30* Примечания: 1) Значения в таблице представлены в виде X±m, где X— среднее значение по выборке; m — средняя ошибка 2) Достоверность различий в таблице показана относительно юношей, обучающиеся в ПТУ 3) Условные обозначения уровней достоверности: p<0,05 - * p<0,01 - ** p<0,001 - *** Таблица 3 – Различия по степени выраженности показателей нервно-психической устойчивости и личностного адаптационного потенциала у успешных и неуспешных инспекторов (значения показателей приведены в стенах) Название показателя Группа успешных Инспекторов Группа неуспешных инспекторов Нервно-психическая устойчивость 5,53±0,46 3,55±0,45** Личностный адаптационный потенциал 5,33±0,42 4,06±0,43* Примечания: 1) Значения в таблице представлены в виде x ± m, где x – среднее значение по группе, а m – средняя ошибка по группе. 2) Условные обозначения уровней достоверности: * - p<0,05 ** - p<0,01 *** - p<0,001 Таблица 4 - Особенности развития психических познавательных процессов у правшей и левшей Наименование показателя Правши Левши t-критерий p< Восприятие пространственных отношений 5,93±0,17 6,5±0,202,14 2,14 0,05 Образное мышление 3,64±0,12 4±03,04 3,04 0,01 Воображение оценка родителей 10,4±0,32 12±0,413,09 3,09 0,01 Воображение оценка педагогов 9,79±0,38 12±0,702,77 2,77 0,01 Примечание: Значения в таблице представлены в виде X±m, где X-среднее значение показателя по группе, а m-средняя ошибка Таблица 3.2.5 - Мотиваторы социально-психологической активности эмигрантов из России, проживающих в Финляндии Название Показателя Лица 20-30 лет Лица 30-40 лет Значение t-критерия Стьюдента Достижение Успеха 20,15 2,96 18,7 3,42 1,36 Стремление к власти 15,65 3,27 13,6 2,96 * 2,19 Тенденция к аффилиации 17,95 2,19 15,55 2,96 * 2,56 Примечания: 1) Значения в таблице представлены в виде x ± M, где x – среднее значение по группе, а M – стандартное отклонение по группе 2) Условные обозначения уровней достоверности: * - p<0,05 ** - p<0,01 *** - p<0,001 Приложение 7 Образец оформления списка литературы Список литературы 1. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. 464 с. 2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. 328 с. 3. Григорьева М. В. Психология труда. М.: Высшее образование, 2006. 192 с. 4. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала / пер. с франц. под ред. И.В. Андреевой. СПб.: издат. дом «Нева», 2003. 96 с. 5. Кабаченко Т.С. Психология управления: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003. 384 с. 6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с. 7. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. 512 с. 8. Красникова Е.А. Этика и профессиональная деятельность. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. 208 с. 9. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей кадровых служб и менеджеров. М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1999. 160 с. 10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с. 11. Носкова О.Г. Психология труда / под ред. Климова Е.А. М.: Издат.центр «Академия», 2004. 384 с. 12. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов психологического ВУЗа: дифференциально-психологиченский аспект // Психологический журнал 1994. Т.15. № 1. С.81- 86. 13. Разумникова О. М., Шемелина О. С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. 1999. №5. 14. Ратанова Т. А., Щляхта Н. Ф. Психодиагностические методы личности: учеб.пособие. Изд. 3-е. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003.
«Подготовка и оформление выпускной квалификационной работы студентами факультета психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot