Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №4
Планирование педагогического процесса в дошкольном образовании
«Когда тратим время на планирование, его становится больше». Это выражение принадлежит индийскому ученому Рустаму. Вряд ли кто-либо из вас с ним не согласится. Действительно, планирование спасает наше время.
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.
Планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания дошкольников.
План позволяет:
• четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
• целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы;
• спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности.
Планирование — процесс творческий, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит в действующую структуру планирования значительные изменения.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю и педагогу необходимо соблюдать при планировании.
Рассмотрим условия, которые необходимо соблюдать при планировании образовательной работы в ДОУ:
• Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
• Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;
• Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, что предстоит сделать для достижения целей и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
• Основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
• Комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• Принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
• Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
ФГОС ДО рекомендует планировать образовательную работу, охватывая следующие образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательно развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое;
• Физическое развитие.
Остановимся подробнее на содержании образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей.
А сейчас предлагаю Вашему вниманию модель календарно-перспективного плана образовательной работы в ДОУ.
Образовательная область
Задачи
Формы организации совместной деятельности педагога с детьми
Дата выполнения
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Дата выполнения
Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Дата выполнения
Темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных событий, праздников, мероприятий.
Работа по взаимодействию с семьей планируется в соответствии с годовым учебным планом, на один месяц.
Содержание образовательной работы распределяется по пяти образовательным областям следующим образом:
Наименование образовательной области
Разделы:
• Задачи
• Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми
• Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
• планирование непосредственно образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие:
В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы бесед (по праздничным датам, временам года и т.д.), темы для проигрывания ситуаций, названия игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.) художественную литературу и другой материал, использующийся при организации совместной деятельности педагога с детьми, индивидуальная работа.
В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые игры, книги, карты, схемы и другой дидактический материал вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей.
В разделе «Планирование непосредственно образовательной деятельности» планируется деятельность по освоению правил речевого этикета и норм поведения принятых в обществе; по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; по формированию основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы наблюдений в природе, темы экскурсий, темы для познавательно-исследовательской деятельности, названия дидактических игр, тематику игровых упражнений, художественную и научную литературу и др., индивидуальная работа.
В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые атрибуты к играм, атрибуты для выполнения трудовых поручений, игры для самостоятельной деятельности, художественная и справочная литература, картины, иллюстрации схемы и другой дидактический материал вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей.
В разделе «Планирование непосредственно образовательной деятельности»
планируется познавательно-исследовательская деятельность; деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.
Художественно-эстетическое развитие:
В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы для продуктивной деятельности, игры, картины, иллюстрации, художественная литература, развлечения, досуги, праздники, индивидуальная работа.
В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые материалы и инструменты для творчества (краски, бумага – разного цвета, формата, фактуры, природный и бросовый материал, кисти), художественная литература, картины, иллюстрации, схемы, игры для самостоятельной деятельности, конструкторы.
В разделе «Планирование непосредственно образовательной деятельности»
планируется деятельность по формированию элементарных представлений о видах искусства (виды и жанры); деятельность по овладению навыков по изобразительной, конструктивно-модельной деятельности и др.
Речевое развитие:
В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы бесед для развития связной речи, игры (драматизации, имитации, театрализации), картины, иллюстрации, художественная литература, темы для книгоиздательства, театрализация, кружковая деятельность, досуги, праздники, индивидуальная работа.
В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые атрибуты для игр, художественная литература, картины, иллюстрации, разнообразные игры, схемы и другой дидактический материал.
В разделе «Планирование непосредственно образовательной деятельности»
планируется работа по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; по формированию звуковой аналитико-синтаксической активности как предпосылки обучения грамоте через чтение художественной литературы, беседы, рассказы взрослого, составление рассказов, пересказ, заучивание стихов и др.
Физическое развитие:
В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы бесед по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, для формирования полезных привычек и др.), темы бесед по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта; подвижные игры, игры-соревнования, игровые упражнения, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, закаливание, досуги, спортивные праздники, индивидуальная работа.
В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указывается вносимое физкультурное оборудование.
В разделе «Планирование непосредственно образовательной деятельности»
планируется работа по формированию двигательной активности детей дошкольного возраста направленной на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, на развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, на выполнение основных движений, на формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; на овладение подвижными играми; на становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; на овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни и др.
Рассмотрим конкретное содержание образовательной работы по областям, взяв по одной задаче в каждой образовательной области.
Берем планирование на февраль, тема: транспорт и профессии, подтема: азбука светофора, День Защитника Отечества.
Социально-коммуникативное развитие:
В разделе задачи пишем задачи на месяц в соответствии с темой месяца, возрастной группой.
Задачи: способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости.
В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми»
Планируем чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа», сюжетно-ролевую игру «Автобус», развивающую игру «Подбери синоним, антоним»
Ситуации «Мы звоним…», 4. Общение «Как звонить в пожарную часть», загадки о вежливых словах, тематическую беседу на тему «Тот герой – кто за Родину горой».
В разделе «организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей планируем внесение дидактической игры «Кому что нужно?», книги С. Михалкова «Дядя Степа», иллюстрации с разными видами труда, карту города Вельска.
В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» указываем темы и литературу: «Добрые слова»; «Кто кем был?»;
«Как вести себя в общественных местах».
Познавательное развитие:
Задачи: продолжать формировать умение пересчитывать и отсчитывать по единице при решении задач и примеров..
В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми» планируем игры на развитие логического мышления: лабиринты, собери квадрат; на «геовизоре» (по схеме нарисуй фигуру), «нетающие льдинки» (выложи транспорт); работа в тетради игровые задачи для дошкольников. В разделе «организация развивающей среды для самостоятельной деятельности» планируем внесение «Геовизора», счетные палочки, схемы для выполнения заданий на «геовизоре».
В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» планируем темы «Работа с «геовизором»; «Решение задач и запись в тетради»; «Сравнение схем сравнения по объему (тетрадь «Раз ступенька..» стр. 34).
Художественно-эстетическое развитие:
Задачи: способствовать освоению техники симметричного, силуэтного, многослойного вырезания. Совершенствовать навыки оформления поздравительных открыток.
В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми» планируем темы для выполнения работ «Самолеты в небе», «Открытка папе»; рассматривание картин и иллюстраций о празднике «День Защитника Отечества»; рисование «по-сырому» - «Праздничный салют»; чтение книги Б.Никольского «Как живет аэродром»; игры «четвертый лишний», «подбери предмет по признаку» (на классификацию видов транспорта); оригами «Лодка», «Парусник», «Машинки».
В разделе «организация развивающей среды для самостоятельной деятельности» планируем внесение бумаги для рисования; иллюстрации с изображением разных видов транспорта; схемы последовательного сгибания бумаги для вырезания деталей транспорта; книгу Б. Никольского «Как живет аэродром»; игры «Лего»: комплекты «Аэропорт», «Автомобильная заправка», «Морской порт».
В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» планируем темы «Пожарная машина спешит на помощь»; «Военная техника» лепка; «Алые паруса» аппликация..
Речевое развитие:
Задачи: развивать связную речь детей, учить придумывать рассказы и сказки на заданную тему по серии сюжетных картинок.
В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми» планируем чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» (хрестоматия, стр. 235); беседа «Хорошие поступки», детское книгоиздательство на тему «Наземный транспорт» заучивание стихотворение «Дуют ветры в феврале», игры «Отгадай загадку – составь отгадку» - транспорт, рода войск; Составь рассказ по картинкам»; «Вещи и их хозяева».
В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» планируем внесение настольного театра для сказки «Каша из топора»; фуражки, бескозырки; иллюстрации с изображением разных родов войск; книги Л.Н.Толстого «Прыжок», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?»; схемы последовательного составления рассказов и сказок.
В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» планируем темы «Придумываем рассказ «Почему люди трудятся вместе»; «Составление загадок о транспорте .
Физическое развитие:
Задачи: формировать умение ходить на лыжах переменным шагом.
В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми» планируем подвижные игры «Снайперы», «Мороз Красный нос», игры-соревнования с санками, лыжами, игровые упражнения «Лыжники», «Скользящий шаг», утреннюю гимнастику с палками, с флажками, физкультминутки, бодрящую гимнастику, закаливание; физкультурный досуг «Мы – защитники!».
В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» планируем внесение санок, лыж, лопат, в группу маты, мячи, кегли.
В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» планируем темы выполнения основных движений «Катание на лыжах переменным шагом».
В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГОС ДО, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.
План должен быть рассмотрен и принят на педагогическом совете ДОУ.
Форма плана может быть и такая:
День недели / дата
Образовательные области
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями / социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобразовательными учреждениями)
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Групповая
Индивидуальная
Планированию воспитательной работы предшествует:
1. ознакомление с государственными документами, определяющими задачи в воспитании на современном этапе;
2. определение цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития детского коллектива, условий воспитания, личностного потенциала воспитателя;
3. ознакомление с программой воспитания, перспективным планом, изучения опыта лучших воспитателей, обсуждение и согласование перспективных дел с другими педагогами;
4. анализ работы за прошедший год, изучение отдельных детей и детского коллектива в целом;
5. привлечение родителей к планированию;
6. изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных дат для воспитания детей.
Для успешной деятельности план должен обладать определенными характеристиками.
• Единство (цели каждой подструктуры ДОУ прочно спаяны вместе).
• Непрерывность (опора как на краткосрочное, так и на долгосрочное предвидение).
• Гибкость (возможность адаптироваться в случае изменения условий).
• Точность (достаточная детализация).
• Прогностичность (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты).
Отметим наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:
• случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;
• вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;
• перегруженность (недогруженность) планов;
• отсутствие дат;
• расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;
• отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);
• пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;
• календарные планы представлены в виде перспективных;
• нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;
• нет сноски на литературу, страницу;
• не прописывается индивидуальная работа с детьми.
По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, какой воспитатель в какую смену, что проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.
Планирование образовательной деятельности в режиме дня
• Утренний отрезок времени.
• Прогулка.
• Вечерняя прогулка.
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.
Перечислим основные «необходимости» каждого дня:
• индивидуальный диалог с каждым ребенком;
• совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
• чтение или рассказывание;
• дидактические упражнения, развивающие игры;
• творческие игры;
• наблюдения (в группе, на воздухе);
• психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
• труд (различные виды);
• художественно-продуктивная деятельность;
• музыка;
• познавательная пятиминутка.
Зная их перечень, педагог,
• во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,
• во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.
При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.
Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.
Планирование утреннего отрезка времени
Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает:
• игровую деятельность,
• беседы с детьми,
• рассматривание предметов и иллюстраций,
• короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.
Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.
Количество видов деятельности в утренние часы:
• в младшей и средней — 3-4 вида,
• в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности
Планирование прогулки
В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.
• Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
• Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и прочее).
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
Виды наблюдений:
1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).
При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.
Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):
1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;
2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;
3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);
4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.
При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:
• спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
• затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
• трудовая деятельность детей.
Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.
Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.
Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.
Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.
Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.
Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:
• Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
• Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.
• Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
• Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.
В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.
Напомню, что выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе.
Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.
Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.
Например, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.
Спортивные игры. Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале.
Баскетбол. Передача и перебрасывание мяча друг другу двумя руками, бросание в корзину двумя руками из-за головы. Освоение игры по упрощенным правилам.
Футбол. Передача мяча друг другу с отбиванием его правой или левой ногой в положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в предметы, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.
Хоккей. Умение кататься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу друг другу, забивание шайбы в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.
Бадминтон. Умение правильно держать ракетку, производить удар по волану, перебрасывать его партнеру без сетки. Освоение игры по упрощенным правилам.
Теннис. Умение держать ракетку, попадать по мячу, перебрасывать его через сетку. Освоение игры в настольный и большой теннис по упрощенным правилам.
Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.
Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.
Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:
• Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
• Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
• Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
• Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
• Игры с водой, с песком.
• Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
• Игры с веревочкой.
Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:
1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.
Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.
Существует четыре вида прогулки:
1. Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
2. Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
4. Спортивная (соревнования, эстафеты).
Планирование второй половины дня
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
• уборку групповой комнаты;
• ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
• стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
• изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:
• кукольный, настольный, теневой театры;
• концерты;
• спортивные, музыкальные и литературные досуги;
• слушание аудиокассет и многое другое.
В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.
Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.
Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.
Рассмотрим их.
Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим):
• Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки).
Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.
• Рифмованные правила поведения безопасности.
• Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.
При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.
• Экскурсии, целевые прогулки.
• Продуктивные виды детской деятельности — изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.
• Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).
• Тренинги (игровые).
В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.
Ознакомление детей с художественной литературой
Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.
Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе.
Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.
В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы).
• Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.
• Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю — месяц.
При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.
В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.
В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения.
В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения
Организация работы по театрализованной деятельности:
• Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.
• Театрализованная деятельность, может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности
• Театрализованная деятельность, может быть запланирована как специальное занятие.
Виды театрализованной деятельности:
• Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.
• Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
• Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
• Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
• Отдельные упражнения по этике.
• Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Частые ошибки при планировании
Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.
Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Прежде всего определимся, что планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.
План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.
План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. Раньше все воспитатели писали план в тетради. На правой стороне тетради писался план, а на левой — учёт проделанной работы. Но менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали схематичные, неконкретные, какие-то размытые. Парой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая. Ему легко заблудиться в море ежедневных проблем и упустить что-то очень важное для ребенка.
Приходя на аттестацию педагога первое, что просишь — это календарный план. Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастные и индивидуальные особенности детей группы. Есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования.
Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.
Планов должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее).
В основе любого планирования лежат следующие принципы:
• учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;
• взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
• регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.
Технология разработки календарных планов
• Общий алгоритм — канва.
• Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
• Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
• Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
• Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).
• Соответствие программно-методическому обеспечению.
• Включать все виды деятельности.
• Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:
• Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
• Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
• Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
• Учтены время года и погодные условия.
• Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
• Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.
• Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
• Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
• Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
• Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
• Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов
• Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
• Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
• В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
• Должна быть прослежена работа с родителями.
План работы с родителями
Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.
Работа может быть расписана в различных формах проведения:
• родительские собрания,
• консультации (индивидуальные, групповые),
• семинары-практикумы,
• тематические выставки,
• эпизодические беседы с родителями,
• клубы по интересам,
• совместные праздники,
• развлечения и досуги,
• анкетирование,
• родительские посиделки,
• экскурсии,
• туристические походы,
• участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.
Планирование гимнастик
Утренняя гимнастика проводится ежедневно.
Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:
• 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,
• 2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,
• 3 часть – заключительная.
Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.
Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.
Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.
Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум — 2 раза в день.
Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.
Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.
Существует также сопряженная гимнастика — театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.
Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут.
Календарное планирование пишется на день или неделю. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность видов детской деятельности.
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) .
2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:
Учитель- логопед - Реализует образовательные программы.
Педагог-психолог - Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.
Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.
1. Титульный лист
2. Содержание:
3. Целевой раздел:
• Пояснительная записка
• Цель и задачи основной образовательной программы
• Принципы и подходы в организации образовательного процесса
• Содержание психолого-педагогической работы
• Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
• Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
• Планируемые результаты освоения Программы.
4. Содержательный раздел:
• Учебный план реализации ООП ДО (например, в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __»). В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности
• Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.
• Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей); способы; методы и приемы; средства)
• Содержание коррекционной работы (Логопункт, психологическая служба; ПМПк ДОУ) .
• Взаимодействие с семьей, социумом.
• Планирование работы с детьми в группе:
- Примерное годовое планирование
- Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
• Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
5. Организационный раздел.
• Оформление предметно-пространственной среды.
• Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.
• Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ) .