Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5
Планирование НИР: подготовительный этап, разработка рабочей
программы исследования, разработка плана
Планирование научного исследования может содержать следующие
основополагающие части.
1. Программный (подготовительный) этап научного исследования
Научное исследование - это сложный процесс познавательной
деятельности, в процессе которой исследователь последовательно переходит
от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности
исследуемого социального объекта к получению необходимых и
достоверных знаний о нем.
Для успеха и эффективности научного исследования его необходимо
правильно организовать, спланировать и осуществлять в определенной
последовательности. Эта спланированная последовательность, то есть
алгоритм действий, зависит от вида, объекта и целей научного исследования.
Однако, какой бы ни была специфика конкретного исследования, оно всегда
проходит определенные этапы. Как правило, научно-исследовательскую
работу ориентировочно подразделяют на три этапа:
1) программный (подготовительный или установочный);
2) информационно-аналитический (основной, собственно
исследовательский);
3) практический (заключительный).
Каждый этап исследования имеет свои характерные особенности.
Первый (программный, подготовительный) этап состоит из выбора
области сферы исследования, причем этот важный выбор обусловлен как
объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью,
ценностью и т.д.), так и субъективными (опытом исследователя, его научным
и профессиональным интересом, способностями, склонностями, складом ума
и т.д.).
Помимо этого первый этап заключается в разработке базовых вопросов
методологии, методики и техники научного исследования.
Выбор темы исследования
Выбор темы - наиболее трудный и ответственный этап исследования.
Тема - это краткая и четкая формулировка сути проблемы (или ее
части), которую предполагается разрешить в исследовании.
Тема должна быть актуальной, отличаться новизной, направлять
научный поиск в область жизненно важных, еще не разрешенных проблем и
вопросов современной науки и практики.
Актуальность и соответствие научно практическим требованиям серьезный критерий при выборе темы исследования.
1
Искусственные, оторванные от жизни темы исследовательской работы
не оправдывают себя с точки зрения современных запросов научной и
профессиональной деятельности.
Следует учитывать и субъективный фактор при выборе темы
исследования. Личный интерес, имеющийся положительный опыт работы в
избранном тематическом направлении являются мощным стимулом,
мобилизующим энергию исследователя и гарантирующим достижение им
необходимых результатов.
Можно сформулировать определенные требования к выбору и
формулированию темы научного исследования:
- актуальность (новизна, связь с жизнью общества, учет социальных
потребностей в разрешении назревшего противоречия);
- конкретность (реальное существование объекта исследования, его
предметная определенность, ясность, четкость и точность
обозначения);
- проблемность (наличие в теме проблемного аспекта, заключающегося
в необходимости найти способы и механизмы разрешения
противоречия);
- определенность понятий (недопустимость употребления
двусмысленных, многозначных и нечетких дефиниций);
- краткость (лаконичность формулировки темы в сочетании со
смысловой емкостью).
Таким образом, суммируя вышеприведенные требования, подчеркнем:
тема исследования должна отвечать следующим главным условиям:
1) в названии темы должна быть сформулирована проблема;
2) тема должна быть достаточно конкретной;
3) в названии темы должны присутствовать важнейшие категории,
выражающие качественные характеристики проблемы.
2. Разработка программы научного исследования
Осуществление любого научного исследования (после определения его
темы) должно начинаться с разработки его программы, предусматривающей
решение
целого
комплекса
методологических,
методических
и
организационно-технических задач.
С одной стороны, программа представляет собой основной документ
научной работы, по которому можно судить о степени научной
обоснованности исследования, а с другой - это определенная модель
исследования, где фиксируются: проблема, цель и задачи исследования,
способы их решения, основные пути и формы внедрения в практику
ожидаемых результатов, а также плановые показатели выполнения этапов
научной работы.
Правильно разработанная программа четко определяет предмет поиска,
помогает ограничить круг фактов, подлежащих изучению, позволяет вести
2
исследование с наименьшими затратами сил и средств и при этом достигать
наилучших результатов.
Любая программа исследования должна удовлетворять следующим
основным требованиям:
- теоретико-методологической обоснованности;
- структурной полноте, то есть наличию в ней всех структурных
элементов;
- логичности и последовательности ее частей;
- гибкости (не должна сковывать творческие возможности
исследователя);
- ясности, четкости и конкретности.
Программа научного исследования должна содержать два блока:
- методологический и организационно-методический (процедурный).
Методологический раздел программы обеспечивает теоретикометодологическую ориентацию исследователя в научной деятельности.
Данный раздел включает: постановку и обоснование научной проблемы
(проблемной ситуации); определение объекта, предмета, цели, основных
задач и методов исследования; выдвижение и обоснование исходной
гипотезы исследования.
Организационно-методический (процедурный) раздел программы
обосновывает организацию, методику и технику проведения исследования.
Данный раздел включает: разработку методов сбора информации;
изложение основных процедур обработки и анализа первичной информации;
определение направлений практического использования результатов;
разработку стратегического и рабочего планов исследования.
Программа научного исследования должна быть гибкой и обеспечивать
исследователя (исследовательскую группу) четкой стратегией деятельности.
В
каждом пункте указанного алгоритма разработки программы возможны
многообразные варьирования. Поэтому изучение одного и того же процесса
может осуществляться множеством программ. Умение разрабатывать научно
обоснованные программы исследований - важный показатель высокого
уровня научной культуры и подготовки исследователя.
3. Составление плана научного исследования
Выдвижением и обоснованием исходной гипотезы фактически
заканчивается первоначальный - подготовительный (программный) - этап
научного исследования. Основным результатом данного этапа является
собственно разработанная программа исследования.
После разработки программы последним, завершающим штрихом
является составление плана исследования. Он должен в соответствии с
программой наметить основные этапы работы.
3
В плане рассматриваются следующие организационные вопросы: где,
когда, какими силами будет проводиться исследование; распределение
обязанностей и ответственности за каждый вид работы и за исследование в
целом; разработка календарного графика работ.
При выполнении научного исследования в виде курсовой, дипломной,
диссертационной работы план составляется как структура будущего
исследования. План должен содержать перечень основных вопросов,
поставленных перед исследователем при решении выбранной темы, и
включать введение, основную часть и заключение.
При составлении плана следует стремиться, чтобы:
а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за
ее пределы;
б) вопросы темы располагались в логической последовательности;
в) тема была исследована всесторонне.
План не является окончательным и в процессе исследования может
меняться, так как могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и
решения научной задачи. Чтобы упорядочить основные этапы научной
работы в соответствии с программой исследования и календарными сроками,
составляется рабочий план-график выполнения работ.
4