Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Планирование и прогнозирование в социальной работе

  • 👀 1194 просмотра
  • 📌 1147 загрузок
  • 🏢️ УМЦ Иркутск
Выбери формат для чтения
Статья: Планирование и прогнозирование в социальной работе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Планирование и прогнозирование в социальной работе» pdf
1 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru Дисциплина № 7 Планирование и прогнозирование в социальной работе Лекция 1. Планирование как функция управления учреждением Планирование как функция управления Важнейшей функцией управления считают планирование. Планирование — непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов. Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов), гибкость, экономичность. В зависимости от целей различают стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения. Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Стратегическое планирования, как правило, имеет долгосрочную перспективу, в то время как тактическое планирование представлено среднесрочными организаций. Тактическое и краткосрочными планирование планами неразрывно работы связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании. Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Вопрос планирования в современном обществе и конкретно в организациях играет огромную роль. Планирование подразумевает 2 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru своевременное выявление проблем развития социальной структуры, оценку основных показателей еѐ состояния, сбор информации, определение фактического положения дел, установление приоритетности решения выявленных проблем, т.е. определение целей и задач плана, разработку проекта плана, а также определение ресурсов для его выполнения. Планирование необходимо в каждой организации для эффективного функционирования процессов деятельности организации при достижении целей, ради которых организация создана. Именно поэтому планированию как функции управления организацией отводится основополагающая роль. Сущность социального планирования. Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь. Социальное планирование форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью социального населения. управления, суть Социальное которого планирование – состоит в метод определении и обосновании целей, задач и темпов развития социальных процессов и в разработке основных средств их реализации. Выделяют четыре уровня социального планирования:  общегосударственный уровень;  региональный уровень;  территориальный уровень;  уровень учреждений. На общегосударственном уровне законодательные органы власти, реализуя свои функции, принимают ряд законов, регулирующих социальное планирование: государственных например, социальных Федеральный стандартах» Закон «О от июня 11 минимальных 2003 года, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 3 «Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ Р 52143—2003. На основе действующего законодательства, посредством социального планирования, разрабатываются федеральные программы социального развития. На общегосударственном уровне выбираются формы социального планирования, формулируется ряд задач, исполнение которых делегируется различным государственным и общественным учреждениям. В настоящее время социальное планирование в большей мере сосредоточено на территориальном уровне. Социальное планирование имеет характер социальных прогнозов и ориентировано на решение специфических задач, тесно связанных с территорией социальных и экономических проблем – занятости населения, социальной защиты населения, охраны его здоровья, развития сферы социально-культурного обслуживания, экологии и др. Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого необходимо, когда делать, кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат. История развития и применения технологии социального планирования. Идея планирования по своему происхождению – идея социалистическая. Ее в наиболее полном виде высказали представители утопического социализма – А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а Р. Оуэн даже попытался реализовать ее в жизни. Уже к концу XIX века необходимость планирования все чаще становилась достоянием практики решения экономических проблем. Плановость рассматривалась преимущественно в рамках крупных производственных образований – трестов, концернов, фирм. Сам термин социальное планирование впервые был употреблен в «Новом курсе» Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х годов XX века. В дальнейшем в ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 4 американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения. В отечественной социологии в 60–70-е годы большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В. М.Ельмеев, Д.А. Керимов, Б.Я. Ляшенко, А.С. Пашков, В.Р. Полозов. В 80-е годы интерес к данной проблематике снизился, а в 90-е годы практически исчез в значительной мере потому, что отвержение идей социализма привело к отказу от идей планирования вообще и социального планирования в частности Лекция 2. Методы и виды планирования Методы социального планирования. Социальное планирование включает:  своевременное выявление проблем развития социальной структуры,  оценку основных показателей еѐ состояния,  сбор информации,  определение фактического положения дел,  установление приоритетности решения социальных проблем, т.е определение целей и задач плана,  разработку проекта плана  определение ресурсов для его выполнения. Объектами социального планирования являются:  социальная дифференциация;  социальная структура; ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru  5 качество и уровень жизни населения, качество и уровень потребления;  обеспеченность жильем, его комфортность;  обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;  развитие образования, здравоохранения, культуры;  определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе. Методы социального планирования  социальный эксперимент;  балансовый метод;  программно-целевое планирование;  методы математического моделирования;  нормативный метод;  комплексный метод. Социальный эксперимент – это метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:  внесение изменений в сложившиеся отношения;  контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение ли чности и социальных групп;  анализ и оценку результатов этого влияния. Осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальный эксперимент – это метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru качественном изменении показателей деятельности 6 управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Балансовый метод. Реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Сущность его заключается в увязке потребностей страны, региона, организации в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей использование по всем направлениям их расхода. В настоящее время усиливается роль балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансовобюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций. Система балансов, используемых в планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые. Программно-целевой метод. Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 7 по реализации стратегий. Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование «дерева целей». Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, «деревом целей», составом исполнителей и содержанием программы. Рассмотрим его основные стадии: 1. Формирование общей структурной схемы системы и еѐ главных характеристик (стадия композиции). 2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации). 3. Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации). Методы математического моделирования Математическое моделирование в социологии – это использование математического языка и аппарата для описания и последующего анализа основных свойств социальных явлений и процессов. Математическое моделирование дает возможность заменить непосредственный анализ реальных явлений анализом свойств и характеристик математических объектов. Математическая модель социального объекта представляет собой некоторый набор формальных соотношений между показателями модели, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели обычно отражают внешние условия и слабо меняющиеся характеристики. Переменные модели отражают основные для данного исследования характеристики; анализ изменения их значений представляет главную цель моделирования. Планирование экономических и социальных процессов с 8 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. Использование моделирования математического в социологии практически началось в конце XIX в. и особенно усилилось в середине ХХ в., чему способствовало появление электронно-вычислительной техники и широкое распространение социологических исследований. В настоящее время трудно дать однозначную классификацию математических моделей, используемых в социологических исследованиях. Нормативный метод. Нормативный метод - метод регулирования деятельности производственных и непроизводственных звеньев с помощью норм и нормативов, отражающих общественные требования к затратам и результатам деятельности, их распределению и использованию. Ориентирует трудовые коллективы на выполнение плановых заданий при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Единство процесса общественного воспроизводства, всех его сторон и элементов обеспечивает объективную возможность формирования единой системы взаимосвязанных норм и нормативов. Ее основные принципы:  общность методологического подхода к формированию норм и нормативов независимо от уровней управления и горизонтов планирования;  прогрессивность норм и нормативов, систематическое их обновление в соответствии с изменениями в процессе производства и непроизводственной сферы на базе научно-технического прогресса и других факторов;  сопоставимость норм и нормативов, формируемых на различных уровнях управления ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 9 Комплексный метод Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований:  определение темпов и пропорций развития социального процесса;  статистической и динамической модели  выработка основных показателей плана Планирование деятельности учреждения Планирование работы учреждений социального обслуживания несмотря на достаточную степень исследования данного вопроса научными работниками до сих пор вызывает затруднения у практиков системы социального обслуживания. Это обусловлено рядом причин: 1. Низкое качество подготовки будущих специалистов отрасли в профессиональных учебных заведениях к практической деятельности 2. Постоянные модернизационные процессы, присущие системе социального обслуживания с одной стороны, и низкая мобильность, и неготовность к постоянным изменениям руководителей системы социального обслуживания, с другой стороны. 3. Междисциплинарный характер социальной работы, влияющий на основное содержание плана работы учреждения – потребность в учете существующей практики планирования в здравоохранении, образовании. Объектами планирования в учреждении являются отдельные подразделения и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, т.е. на уровне функциональных подразделений. Координация плановой деятельности выражается в том, что деятельность ни одной части учреждений нельзя планировать эффективно, если такой процесс ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 10 не связан с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня, и всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других. Таким образом, взаимосвязь и одновременность — главные черты координации планирования. Требования к планированию  планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.  каждый план должен составляться с заданной степенью точности, адекватной неопределенности внешней среды. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют условия деятельности учреждения. Виды планирования По содержанию плановых решений  Стратегическое планирование  Тактическое планирование  Оперативно-календарное планирование  Бизнес-планирование По предмету планирования  Целевое планирование  Планирование средств  Программное планирование  Планирование действий По срокам  Перспективное планирование  Долгосрочное планирование  Среднесрочное планирование  Текущее планирование ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru  11 Краткосрочное планирование По сферам функционирования  Планирование производства  Планирование финансов  Планирование персонала и др. Планирование как управленческое решение. Этапы планирования. Мы с планирования вами работы будем рассматривать учреждения сроком процесс на 1 стратегического календарный год. Стратегической целью социальной работы является наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите. Слово стратегия произошло от греческого «искусство генерала». Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Необходимо помнить, что само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха. Это подтверждает то, что все функции управления взаимосвязаны. Стратегическое планирование обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок; дает основу для принятия решения; способствует снижению риска для принятия решения, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий, а также создает единство общей цели внутри организации. Этапы стратегического планирования 1. На первом этапе планирования существенным решением является выбор целей организации. Основная общая цель организации, т.е. четко выраженная причина ее существования, обозначается как ее миссия (ответственное задание, роль, поручение). Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус организации и ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 12 обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должна содержать: 1. задачу организации с точки зрения ее основных услуг, ее основных потребителей, основных технологий – т.е. какой деятельностью занимается организация; 2. факторы внешней среды по отношению к организации; 3. культуру организации – какого типа рабочий климат существует в организации, каких людей привлекает этот климат. Например, миссия управления социальной защиты – удовлетворение социальных потребностей населения. Миссией центра социальной помощи семье и детям является оказание комплексной помощи и поддержки семьи и детей. Некоторые руководители не придают значения выбору миссии. Особенно это относится к руководителям коммерческих организаций. Они считают, что миссия – получение прибыли. 2. Второй этап. Цели (а точнее дерево целей) организаций социальной обслуживания формируются и устанавливаются на основе миссии организации. Цели должны обладать некоторыми характеристиками: 1. конкретные и измеримые цели – например, оказать поддержку многодетным семьям, зарегистрированным в отделе (абсолютное число), например, цель негосударственного вуза – обеспечить подготовку специалистов с меньшими издержками; 2. ориентация во времени – когда должен быть достигнут результат (долгосрочные - 5 лет, среднесрочные 1-5 лет, краткосрочные до года); 3. достижимые цели – чтобы служить повышению эффективности организации цели должны быть достижимыми. Цели должны быть взаимно поддерживающими – т.е. действия и решения, необходимые для достижения ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 13 одной цели, не должны мешать достижению других целей организации. Если это условие не будет выполняться, то в организации может возникнуть конфликт между подразделениями. Задачи организации формируются по каждой из стратегических целей. Схему дерева целей организации можно изобразить следующим образом: Миссия организации: 1. Цель №1  Задача 1  Задача 2  Задача 3 2. Цель №2  Задача 1  Задача 2  Задача 3 3. Цель №3  Задача 1  Задача 2  Задача 3 Выбор стратегических целей организации является наиболее сложной задачей, стоящей перед руководителем учреждения. При определении стратегических целей необходимо руководствоваться объектами планирования деятельности коллектива. А именно объектами планирования при разработке годового плана работы учреждения являются система управления учреждением, работа с персоналом, управление ресурсами и т.д. 3. На третьем этапе процесса стратегического планирования, после установления миссии и целей организации, а также определения приоритетных задач по каждой из целей необходимо определить результат, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 14 который хочет получить учреждение в результате реализации плана работы. Результат должен быть конкретизирован конкретными показателями (кол-во обслуживаемых граждан, количество внедренных технологий и т.д.) 4. На четвертом этапе разработки годового плана работы определяются основные формы, средства, ресурсы для достижения поставленных целей и задач. Это один из самых объемных разделов годового плана работы, который отражает содержание деятельности коллектива учреждения по достижению поставленных целей. Целесообразно привлекать значительную часть коллектива учреждения для разработки данного раздела, так как в данном разделе подразделений необходимо учреждения, отразить деятельность деятельность постоянно структурных созданных объединений, комиссий, а также деятельность по основным общим направлениям (Организационная работа, контроль, руководство, работа с персоналом и т.д.). Содержание данного раздела разнообразно и зависит, как правило, от тех ресурсов, которыми обладает конкретное учреждение. При разработке данного раздела существует две основных противоположных ошибки:  в одних учреждениях этот раздел слишком детализирован  В других учреждениях он слишком мал и не отражает способов достижения поставленных в плане целей Между тем необходимо отметить, что в годовой план работы всего коллектива должны войти наиболее общие и крупные направления работы и конкретные мероприятия, которые будут отражать основной замысел достижения поставленных целей и задач. 5. На пятом этапе, после того как план в основном сформирован (готов проект плана), административная команда учреждения продолжает работу по детализации и уточнению плана. На этом этапе изучается внешняя среда организации. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 15 Оценивают внешнюю среду по трем параметрам:  изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии;  какие факторы представляют угрозу для стратегии;  какие факторы представляют больше возможностей для достижения цели путем корректировки плана. В основном обращают внимание на такие факторы, как социальные, экономические, политические, развитие технологий, состояние рынка рабочей силы, инвестиций. 6. На шестом этапе происходит выбор стратегии. Выбирается стратегическая альтернатива, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации, то есть результат. На выбор влияют факторы: 1. риск – какой уровень риска считается приемлемым. Высокая степень риска может разрушить организацию; 2. знание прошлых стратегий – часто руководство находится под воздействием прошлых стратегий; 3. реакция на владельцев (если акционерное общество) – владельцы акций ограничивают гибкость руководства при выборе альтернативы (коммерческие структуры); 4. фактор времени – решение может способствовать успеху или неудаче организации (реализация хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации). На этом же этапе необходимо оценить выбранную стратегию. Оценка стратегического плана проводится путем сравнения результатов работы с целями. Оценка должна проводиться системно и непрерывно. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на 5 вопросов: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 16 1. является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации? 2. предполагает ли стратегия допустимую степень риска? 3. обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии? 4. учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности? 5. является ли стратегия лучшим способом применения ресурсов организации? Критерии оценки: количественные (рост объема услуг, уровень затрат); качественные (способность привлечь высококвалифицированных руководителей и специалистов, расширение объема услуг клиентам, использование возможностей). 7. Седьмой этап - конкретизация плана по итогам определения рисков и выбора стратегии деятельности коллектива плана. Однако необходимо отметить, что работа над планом не прекращается после его разработки. Стратегический план работы коллектива на год конкретизируется и детализируется в ежемесячных планах работы учреждения, в планах работы структурных подразделений. План должен быть реалистичным. Это так называемой формальное планирование (так как основные цели и задачи уже определены, а конкретизация требуется в определении ресурсов, сроков, форм и методов реализации плана). Необходимо остановиться на основных компонентах формального планирования: 1. тактика – краткосрочные стратегии, которые согласуются с долгосрочными планами; Характеристики тактических планов: а) тактические планы разрабатывают в развитие стратегии; б) тактика вырабатывается на уровне руководителей среднего звена; ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 17 в) результаты тактических планов появляются быстро и соотносятся с конкретными действиями (результаты стратегии могут появиться через несколько лет). 2. порядок – описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Если ситуация при принятии решения повторяется, то руководство применяет испытанный временем способ действий, и для этого вырабатывает стандартизированные указания. По существу, порядки (инструкции, методики и т.д.) представляет собой запрограммированное решение. Например, порядок принятия граждан на социальное обслуживание, порядок повышения квалификации сотрудников и т.д. 3. правила – составляются тогда, когда руководство ограничивает действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами. То есть правило определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от порядков тем, что они разработаны на конкретный и ограниченный вопрос. Иногда возникают конфликты, вызванные нежеланием работников выполнять правила и порядки. Для того, чтобы избежать конфликтной ситуации, руководителю необходимо информировать подчиненных о целях правил, объяснять, почему необходимо выполнять работу именно так, как предписано правилами или порядками. Все эти беспрерывным, документы внося и позволяют сделать процесс планирования корректируя основной плановый документ деятельности коллектива на год. Выводы: 1. Содержание планирования как функции управления учреждением социального обслуживания состоит в обоснованном определении основных направлений, ресурсов развития учреждения с учетом спроса населения конкретного региона на социальные услуги. 18 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 2. Сущность планирования проявляется в следующих моментах:  конкретизация целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период,  определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации,  выявление и актуализация материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.  Объектами планирования в учреждении являются отдельные подразделения и отдельные части процесса планирования.  основе Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на координации на горизонтальном уровне, т.е. на уровне функциональных подразделений. 3. Объектами планирования в учреждениях социального обслуживания являются:  Деятельность отдельных подразделений  Отдельные направления деятельности (организационная работа, контроль, руководство и т.д.) 4. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. При невозможности указания точной даты применяются формулировки «в течение месяца», «в течение квартала» 5. Каждый план должен составляться с заданной степенью точности, адекватной неопределенности внешней среды. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют условия деятельности учреждения. Лекция 3. Моделирование в социальной работе ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru Слово «прогнозирование» происходит от греческого 19 слова, означающего предвидение или предсказание. В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления. Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действии. Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока неопределенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным является то, что прогнозирование исходит из многозначности развития. Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом. Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 20 прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система. Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером. Можно сказать, что качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, Существует какую заметная из разница возможностей между общество прогнозированием реализует. в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой. Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности. Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пределах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия прогнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.). Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав содействовать его позитивный развитию, процесс, мы можем активно способствовать его ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru расширению по территории действия, охвату людей, 21 длительности проявления и т.д. Существуют три основных специфических способа прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза. Классификация прогнозирования на экстраполяцию, моделирование и экспертизу является достаточно условной, поскольку прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогнозов также используются методы аналогии, дедукции, индукции, различные статистические методы, экономические, социологические и др. Рассмотрим более подробно каждый из методов. Метод экстраполяции. Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнозировании. Экстраполяция – это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся. Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что следующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квадраты чисел 1, 2, 3, 4. Мы экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда. Экстраполяция широко применяется в демографии при расчетах будущей численности населения, его половозрастной и семейной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рассчитано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 22 брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий. С помощью компьютерных программ (Exel и др.) можно построить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами. Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке. 2. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экспертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определенности параметров, подлежащих изучению. Экспертиза в контексте исследований по искусственному интеллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или плохо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело общесистемный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания задачи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок. Итак, экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru заключения) специалиста, способного восполнить недостаток 23 или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл». Социальный проект подвергается экспертизе на всем протяжении его разработки и осуществления. На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта. Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется. Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны. 3.Моделирование. Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных. Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта. В социальном проектировании точнее говорить, что созданная на основе замысла и предварительной информации модель позволяет выявить, 24 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта. В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки социальному приложения проектированию моделирования и к прогнозированию. Приемы моделирования способны облегчить задачи проектирования, сделать проект обозримым. Многие, ведя беседу, держат перед собой лист бумаги и по ходу изложения своей точки зрения фиксируют основные пункты, обозначают стрелками и другими знаками связи между ними и т. д. Это одна из обыденных форм визуализации, широко применяемой в моделировании. Визуализация способна более четко выявить суть проблемы и ясно обозначить, в и ждать решаться Значение где каких нематематического направлениях успеха, моделирования а она где может провала. для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия. Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр. Анализ и моделирование социальных систем в последнее время разворачиваются в автономную оригинальным социологическую математическим дисциплину с программным обеспечением. Функции социального моделирования: углубление познания существующих систем и объектов, определение основных параметров, путей ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 25 дальнейшего их применения сравнительного анализа оригинала и модели, выявления качественных характеристиках. Моделирование выполняет и важные эвристические функции: оказывает негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Выделяют несколько видов (типов) моделей: познавательные, эвристические; модели будущего - прогностические; модели желаемого, заданного состояния. Цели моделирования: отобразить состояние проблемы на данный момент, выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий, определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать неблагожелательное развитие; активизировать деятельность государственных, общественных и других организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов решения социальных задач. Моделирование социальных процессов осуществляется в следующих видах: прогностическая модель доходов населения и оплата труда; модель социальной системы. Использование математических моделей социального прогнозирования осуществляется в направлении прогноза бюджетов семей, которые разделяются по группам и составом, использование теории вероятностей и математической статистики - для определения уровня благополучия населения. К социальным моделям относятся: моделирование демографических процессов; модели экологической безопасности; модели социальной адаптации мигрантов и др.. Системно-функциональный подход приводит моделирования социальных процессов на региональном уровне, управленческих решений и т.п.. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru Моделирование как технология социальной работы — 26 это моделирование субъектов социальной работы (систем, служб, проектов, программ, процессов, модели специалиста) моделирования путей, способов решения проблемных их ситуаций; моделирования позитивного поведения личности в различных условиях социальной жизни направлений современной социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения. Таким образом можно отметить, что моделирование сегодня широко применяется на всех уровнях организации социальной работы – от федерального уровня до уровня учреждений социального обслуживания. Выводы: 1. Социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. 2. Моделирование - многоплановый метод исследования, один из путей познания, широко применяемый в социальной работе. Список литературы: 1. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. М., 2002 2. Бестужев-Лада И.В. Проблемы социального прогнозирования. Учебное пособие. - М., 1978. 3. Социальное прогнозирование и моделирование: Учебное пособие. Отв. ред. Сафронова В.М. - М.: РАГС. 1996. 4. Прогнозное социальное проектирование: теоретико- методологические и методические проблемы: Учебное пособие. - М.,1994. 5. Луков Ю. Социальное проектирование. – М., 2003. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск, ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru 27
«Планирование и прогнозирование в социальной работе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot