Педагогика в правоохранительной деятельности.Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 3 (НАЧАЛО). ПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой
Области соприкосновения правоохранительной деятельности с педагогикой. Педагогические аспекты имеются в деятельности всех категорий работников правоохранительных органов, ибо она сталкивает их с педагогическими реальностями жизни общества и граждан, других сотрудников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и обнажает собственные педагогические особенности, сказывающиеся на достигаемых результатах. Имеются четыре области соприкосновения профессиональной правоохранительной деятельности каждого специалиста с педагогикой.
Первая область соприкосновений, — имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности. Сотрудник наиболее часто обнаруживает проявления общей и правовой воспитанности граждан (отдельных лиц и групп населения), их обученности соблюдению правовых норм в жизни, труде, общественных местах, при совершении сделок и др. Это повсеместно встречающийся факт и закрыть на него глаза невозможно. Плохо, когда он не усматривается, не понимается, не оценивается, ибо это не способствует успеху решения профессиональных задач сотрудником,
Вторая область соприкосновения, - возникающие при осуществлении правоохранительной деятельности проблемы и необходимость их решения на основе рекомендаций педагогики Значительная часть правоохранительных проблем требует понимания сотрудником тех или иных явлений педагогической реальности, связанных с проблемой, принятие их во внимание при решении и изменение их для лучшего решения профессиональной проблемы. Приходится применять убеждения, разъяснения, обогащать знаниями правовых норм, переубеждать, показывать пример, исправлять поступки и др. Всем своим видом и поведением сотрудники, кроме того, помимо своего желания, оказывают социально-педагогическое влияния на граждан.
Третья область соприкосновения влияние на деятельность сотрудника и ее результаты его собственных педагогических особенностей — общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученности и развитости. Эта зависимость очевидна и прямо пропорциональна: чем лучше подготовлен сотрудник, тем выше достигаемые им результаты и иначе быть не может.
Четвертая область соприкосновения — влияние на деятельность сотрудника и ее результаты профессионализма (образованности, обученности, воспитанности, развитости) других сотрудников и их групп, с которыми он взаимодействует и его собственное мастерство взаимодействия с нами.
Таким образом, правоохранительная деятельность объективно, независимо от чьей-то воли и желаний, сталкивает сотрудников с педагогическими факторами, которые ставят их в определенные условия решения профессиональных задач, влияют на них и на те, на которые они сами влияют. Поэтому правоохранительная деятельность объективно предъявляет и требования к профессионально-педагогической подготовленности ее субъектов - сотрудников правоохранительных органов.
Однако есть особенности в деятельности разных специалистов и ее требованиях к профессионально-педагогической подготовленности. По тесноте связи педагогики с задачами, условиями, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников - специалистов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленности.
Виды правоохранительной деятельности - разновидности педагогической. Первый вид правоохранительной деятельности настолько тесно и полно связан с решением педагогических задач, что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно - юридико-педагогической. Для него характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы. причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность: инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов исполняющих наказание, сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки правоохранительных органов, преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, работников учебных отделов. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с педагогико-юридической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитием.
Виды правоохранительной деятельности с педагогической функцией. Для второго вида деятельностей специалистов, должностных лиц и служб правоохранительных органов примечательны отчетливо выраженные педагогические функции, существующие наряду с другими: юридическими, управленческими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или обслуживающий достижение главной профессиональной цели характер. Это — деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), работников управленческих аппаратов, участковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппаратов, автоинспекторов и др.
При осуществлении педагогической функции необходимо активно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других — правовые, организационные и пр.), организовывать педагогически правильно реализацию функции в процессе решения основных профессиональных задач. Таким сотрудникам нужна хорошая профессионально-педагогическая обученность.
Виды правоохранительной деятельности с социально-педагогическим влиянием на граждан. Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов отличается присутствием в ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогических воздействий. Это влияния внешнего вида, поведения, действий, общении, решений, применяемых санкций и пр., а также педагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требования и др. Педагогические влияния оказывают и чисто правоохранительные действия сотрудников и успешность в повышении законности и правопорядка, и решения чисто юридических вопросов (например, успех-неуспех в наведении порядка в общественных местах и в быту, в раскрытии и расследовании преступлений, в освобождении заложников, в пресечении готовящихся террористических актов, приговоры суда, разрешение вопросов, с которыми обращаются граждане и др.).
Педагогический (социально-педагогический) эффект от контакта гражданина с сотрудником имеется всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий, выражающийся в:
• возникновении у граждан новых или измененных правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведения, умения вести правомерно,
• воспитании у граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту;
• побуждении к отказу граждан от ряда вредных поведенческих и бытовых привычек и повышению правовой требовательности к себе, к само дисциплинированности и правовому самовоспитанию;
• воспитании граждан в духе уважения к закону, понимания
ими закона как высшей государственной нормы справедливости и
добра;
- понимании правонарушителем необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан;
- в побуждении правопослушных граждан к активному правовоспитательному влиянию на других людей и содействию правоохранительным органам и др.
Педагогические влияния в разовых контактах сотрудников и граждан могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудников и граждан много (только у сотрудников Госавтоинспекции их бывает до 30—40 миллионов в год), они часты, всегда впечатляющие значимы для граждан и в итоге сливаются в мощный поток непрерывных воздействий на граждан и производят реальный эффект изменения правосознания и других элементов их правовой культуры. Вопросы только в том — сознаются ли сотрудниками этого вида правоохранительной деятельности их педагогические влияния на граждан, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них свидетельствуют об особой грани их профессионализма — профессионально-педагогической информированности.
К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относятся: работа прокуроров, сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канцелярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей и практически всех остальных.
3.2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов
В этом параграфе осуществляется педагогическая профессиография в основном тех специалистов, которые отнесены выше к третьему виду правоохранительных деятельностей, специалистов, чья деятельность обычно никак не связывается с педагогикой.
Педагогика в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы. Патрульно-постовая служба милиции выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах. Ее главными задачами являются обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в раскрытии преступлений и задержании преступников. Для несения службы используются различные виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост, наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост, заслон, резерв и другие,
В общении с окружающими сотрудники патрульно-постовой службы обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия - законными я понятными гражданам. Они обязаны вести себя в духе верности Присяге, самоотверженности и постоянной готовности к выполнению своего служебного долга, ответственности за обеспечение правопорядка, непримиримости к правонарушителям, с высоким профессионализмом. Их задача - предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий и разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих личное достоинство граждан, не отвечать грубостью на грубость, оказывать помощь пострадавшим гражданам, при применении предусмотренных законом мер к правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются. Если правонарушитель на сделанное ему замечание реагирует возбужденно, дать ему время успокоиться, предоставить возможность объясниться, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы и правовые акты. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, рекомендуется делать по возможности так, чтобы дети это не слышали. Замечания детям делать с учетом их возраста и уровня развития1.
При совместном несении службы с представителями общественных формирований патрульные обязываются обучать их методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.
Нарядам милиции дается право применять в предусмотренных Законом и Уставом патрульно-постовой службы милиции случаях специальные средства: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, а также оружие. Важно оценить правильно обстановку, которая дает права на их применение и точно, исключая ошибки, оценить обстоятельства, запрещающие их применять.
При подготовке к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в условиях проведения массовых мероприятий проводятся инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников этих мероприятий, а также приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.
.Профессиональное общение патрульного, постового милиционера с гражданами представляет собой обусловленный правом, актами основ государственного управления, служебным этикетом процесс воздействия на граждан, позволяющий успешно решать задачи по охране общественного порядка и борьбы с преступностью. Основной задачей его, как считают некоторые специалисты, является психолого-педагогическое воздействие на правосознание граждан, а основным методом — убеждение, сочетающееся с принуждением2. Его общение с гражданами оставляет след в их правосознании3, а само общение требует специальной психолого-педагогической подготовки4. В процессе и но результатам общения у граждан складывается представление о работниках милиции, о их работе, о наличии или отсутствии у них справедливости, честности, культурности, возникает уважение или неудовлетворенность ими, желание выполнять их требования или вступать в конфронтационные отношении. Суетливость, окрики, угрожающие жесты, знаки и другие унижающие граждан действия обостряют взаимоотношения, снижают авторитет милиции.
Педагогика в деятельности сотрудников ГИБДД. Деятельность этих сотрудников предполагает воспитание участников дорожного движения — водителей и пешеходов, В интересах соблюдения дисциплины на дорогах, правил, уважения других участников движения. Достижимо это не только применением административных мер, но и разъяснениями, убеждениями, советами, устными порицаниями, оказанием помощи. Подходя индивидуально, они призваны учитывать педагогические особенности участников дорожного движения, оценивая их по поведению и в ходе общения. Педагогические соображения должны лежать при определении степени вины, которая не должна сводиться к стандартной причине — недисциплинированности, ибо причиной может быть и недостаточная обученность, опытность, неумышленный просчет, вынужденная ошибка и др. Неумение делать это приводит к конфликтам, к непониманию требований инспектора, негативной оценке деятельности ГИБДД в целом. Непродуманные в воспитательном плане действия сотрудников дорожно-патрульной службы по организации дорожного движения могут провоцировать граждан на нарушения дисциплины на дороге.
Воспитательные и обучающие воздействия, учет педагогических особенностей людей нужны и при проведении технических осмотров, дознания, разборов дорожно-транспортных происшествий, административных правонарушений.
Ответственны педагогические задачи сотрудников ГИБДД в профилактике детского травматизма и гибели детей и подростков на дорогах. При внимательном и плодотворном участии их в обучении и воспитании детей положительные результаты ощутимы.
Велико социально-педагогическое влияние примера поведения и решений инспекторов, с которыми имеют частые контакты миллионы, десятки миллионов граждан пешеходов и водителей. Примеры аморального поведения, мздоимства порождают у них правовой нигилизм, распространяющийся за пределы дорожного движения.
Воспитание водителей целесообразно осуществлять и при проведении технического осмотра автомобилей, который должен сопровождаться убеждением граждан в необходимости содержания автотранспорта в исправном состоянии и своевременности проведения технического осмотра.
Особое место в деятельности ГИБДД занимают службы, осуществляющие педагогическую по своей сути работу, хотя термины «педагогика», «воспитание», «обучение» в нормативных актах не употребляются. Таково, например, обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге, оказание воспитательного воздействия на нарушителей Правил дорожного движения, пропаганда безопасности дорожного движения, прием теоретических и практических экзаменов на право управления автомобилем, деятельность контрольно-профилактических подразделений. Решение всех перечисленных задач требует от работников ГИБДД хорошей профессионально-педагогической подготовленности.
Педагогика в деятельности участковых инспекторов милиции. Участковые инспектора решают многие десятки задач и их деятельность насыщена педагогической работой. Она характерна воспитательно-профилактическим содержанием основных служебных направлений работы участкового инспектора: правовым воспитанием населения, проведением профилактических мероприятии, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, работой с подучетными лицами, использованием помощи общественности и др.
Педагогическая профилактика осуществляется участковым инспектором при работе с неблагополучными семьями, при оказании помощи родителям в воспитании детей. Индивидуальная работа с детьми включает правовое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. Правильно организованная работа с детьми и подростками может оказывать помощь участковому инспектору, так как несовершеннолетние часто владеют информацией, представляющей оперативный интерес.
Педагогика в деятельности сотрудников оперативно-розыскных аппаратов. Эти сотрудники решают оперативно-поисковые и профилактические задачи, проводят профилактическую работу с населением, в школах, что имеет выраженный педагогический аспект (см. параграф 3.3). Они должны уметь ориентироваться в оперативной обстановке и факторах, влияющих на нее, среди которых есть и педагогические. Им надо хорошо разбираться в людях, оценивать их особенности, в том числе и педагогические (особенности правосознания, правовой грамотности, педагогической запущенности и др.), учитывать их. Подбор и расстановка негласного аппарата, работа с ним включает задачи его обучения и воспитания. Раскрытие преступлений малоэффективно, если оперработники действуют в одиночку, не имеют поддержки у населения. Нужно укрепление оперативных позиций на обслуживаемой территории, включающее в себя правовое воспитание и обучение граждан. Раскрытие конкретных преступлений сопряжено нередко и с необходимостью инструктирования, дополнительного обучения лиц, привлекаемых к нему.
Педагогика в деятельности следователей. Следователи имеются во многих правоохранительных ведомствах — прокуратуре, МВД, ФСБ и др. Следователь как юрист в рамках своих профессиональных функций обязан так подготовить уголовное дело, чтобы при его судебном рассмотрении свершилось правосудие, чтобы не была допущена несправедливость, чтобы не пострадали невиновные. Осуществляя предварительное расследование, он обязан не упускать возможности воспитательного воздействия на всех лиц, привлекаемых к расследованию, воспитывать граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, уважения правил общежития и норм нравственности,
Его задача - не только раскрыть преступление, собрать по делу полные и достаточные доказательства, но и по возможности добиться того, чтобы преступник осознал неправильность своего поведения, искренне раскаялся, пришел к убеждению о необходимости жить по-новому5. Следователь должен стремиться для успеха своего дела воспитывать и у проходящих по делу лиц гражданскую позицию, чувство долга в борьбе с преступностью, честность и активность в изобличении виновных, повышать уровень их правовой осведомленности. Он призван разъяснять гражданам требования законов, права и обязанности, переубеждать, воспитательными воздействиями добиваться искренности и раскаяния. Расследование преступлений связано с выполнением различных следственных действий: осмотром места происшествия, допросом, очной ставкой, выемкой, следственным экспериментом и др. Каждое из них связано с теми или иными обучающими и воспитательными воздействиями, консультированием, дачей советов, разъяснениями.
Следователь обязан изучать и учитывать индивидуальные особенности лиц, проходящих по делу, среди которых и педагогические — образованность, воспитанность, обученность, развитость, степень правовой культуры или педагогической запущенности. Эти причины и условия, как и другие способствовавшие совершению расследуемого преступления, входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Законом установлена процессуальная обязанность следователя принимать меры, но выявлению факторов, условий и причин, которые сказались на вызревании преступного замысла и совершение преступления, а также принимать меры по устранению причин и условий в ходе расследования уголовного дела (ст. ст. 21, 21.1 УПК РСФСР) внесением представлений в соответствующий орган. Среди причин и условий социально-педагогические - среда, условия жизни, окружение, а также педагогические - общая образованность, обученность, воспитанность, развитость. Представления поэтому могут и должны направляться в образовательные учреждения, содержать предложения по устранению педагогических причин и условий, способствовавших совершению преступлений, если они были установлены в ходе расследования. Особенно часто последнее необходимо делать при расследовании уголовных дел, связанных с несовершеннолетними. В таких случаях следователь должен проинформировать подразделения, занимающиеся профилактической работой с несовершеннолетними, комиссии по делам несовершеннолетних (там, где они существуют), другие государственные органы и общественные организации. Задачами следственной профилактики выступает общая и специальная превенция преступлений, предотвращение и пресечение в процессе расследования уголовных дел других правонарушений.
Четко представлен педагогический аспект в профилактической функции деятельности следователей и следственных аппаратов6 при работе по конкретным уголовным делам с полученными в ходе расследования материалами, данными оперативно-розыскной деятельности, по материалам статистической отчетности. В ходе следствия следователь начинает решать и задачи ресоциализации обвиняемых, отмечая в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении, осознало ли данное лицо тяжесть совершенного преступления или не раскаялось, в отношении обвиняемого в повторных преступлениях встал "ли не встал он на путь исправления. Составленная им характеристика помогает суду определять степень виновности обвиняемого, а при направлении его в органы исполняющие наказание продолжить ресоциализационную работу с ним.
Педагогика в деятельности судьи. Суд уполномочен вершить правосудие. Только он правомочен судить о праве, от имени государства признавать гражданина виновным, определять ему меру наказания, судить о наличии или отсутствии у гражданина прав, выносить окончательные, принудительного характера вердикты. Во всей своей деятельности он обязан выражать правду и справедливость, беспристрастность и мудрость закона. Не случайно его деятельность олицетворяют с образом мифической богини правосудия Фемиды, величественной фигуры с завязанными глазами.
Рассмотрением юридических дел и своими решениями суд должен оказывать воспитательное воздействие как на лиц, участвующих в судебном разбирательстве, так и на все население. А.Ф. Кони писал: «...суд есть не только судилище, но и школа»7. Обязанность суда решать воспитательные задачи закреплена Основами законодательства о судоустройстве.
Все уголовное судопроизводство — от возбуждения уголовного дела до приговора суда — оказывает широкое провообучающее и правовоспитательное влияние на его участников. Педагогическое значение имеет и сам приговор, и частные определения судов (особенно относящиеся к деятельности образовательных, воспитательных и иных учреждений, влияющих на причины и условия совершения преступлений), и оформление информации особым определением суда, и информация о его деятельности в средствах массовой информации. Повышенное воспитательное влияние имеют выездные судебные заседания и разбор дел, связанных с нарушениями законности представителями власти, а также решения по ним. Справедливость и принципиальность в их рассмотрении имеют большое значение для создания правосудной атмосферы в обществе, представлений в народе о равенстве всех перед законам, неотвратимости наказания, защищенности каждого законом важнейших для правового государства.
«Важное педагогическое значение суда присяжных» подчеркивал А.Ф. Кони. Он писал о необходимости того, чтобы люди «уносили с собой, растекаясь по своим уголкам, не только возвышенное сознание исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о правильном отношении к людям и достойном обращении с ними...»8.
Судье принадлежит решающая роль в работе суда. Воспитательное влияние на граждан оказывает его стиль работы, поведение в ходе судебных заседаний, личность, качества, авторитет.
Обширное педагогическое влияние оказывает работа судьи при приеме граждан. Впечатления о нем как личности и профессионале, справедливом и принципиальном или иные выносятся в жизнь каждым гражданином после встречи с ним и распространяются через знакомых, порождая воспитательные круги, расходящиеся среди населения.
Наконец, судья призван работать со служащими судебного органа, оказывать помощь заседателям, присяжным в совершенствовании правовых знаний. Воспитательное значение для работников судов первой инстанции имеет производство дел в кассационной и надзорной инстанциях.
Педагогика в деятельности прокурора. Прокурор несет ответственность перед государством за состояние законности и борьбы с правонарушениями. Он уполномочен осуществлять высший надзор над законностью, координировать деятельность правоохранительных органов, следить за соблюдением законности их работниками. Эта работа оказывает воспитательное влияние на персонал всех правоохранительных органов.
Он отвечает за все, за выполнение функций правоохранительными органами, в частности, за профилактику преступлений на обслуживаемой территории, устранение причин и условий преступности на ней, работу органов дознания и следствия по раскрытию и расследованию преступлений, исполнение приговоров по уголовным делам и др., а стало быть, и решать педагогические задачи, относящиеся к ним.
Статья 21.1 УПК РСФСР обязывает прокурора при установлении причин и условий, способствовавших совершению преступления, вносить в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу представления о принятии мер по устранению их.
Деятельность прокурора включается и в механизм правосудия. Поддерживая обвинение по уголовному делу, выступая на заседаниях суда, он своим выступлением, поведением оказывает сильное правовоспитательное влияние на всех присутствующих. Поддержание обвинения - не обвинительный уклон, а контроль над законностью и обоснованностью рассмотрения уголовных дел, надзор за законностью действий всех участников процесса, хода и характера судебного рассмотрения дела и самих приговоров. Суть и стиль его работы — принципиальная борьба за соблюдение законности.
Насыщены правовоспитательными и просветительскими влияниями встречи прокурора с населением, выступления перед ним, организация правовой пропаганды, забота о надлежащем освещении деятельности правоохранительных органов, состояния законности и правопорядка в средствах массовой информации.
Изложенное в большей или меньшей степени касается всех работников прокуратуры — помощников и заместителей прокурора, прокуроров отделов, криминалистов и других. Работа с ними, их воспитание, обучение, развитие, внимание к повышению уровня их профессиональной образованности - еще одна задача прокурора, насыщенная педагогикой.
Перечень юридических специальностей, деятельность которых в большей или меньшей степени имеет педагогический аспект, можно было бы продолжить. Изложенного, однако, достаточно, чтобы сделать вывод, что в правоохранительной деятельности если не всех, то подавляющего большинства юристов-специалистов, в качестве одной из общих функций выступает педагогическая работа, учет педагогических, особенно правовоспитательных результатов поведения, решений, стиля работы, отношений к нуждам граждан и др.
Вопрос в том — какова эта работа и ее результаты. Для оценки ее достаточно привести некоторые цифровые данные. Опросы разных специалистов правоохранительных органов, проведенные в последние 20 лет (к сожалению, фрагментарные и нерегулярные), показывают, что только 25 — 30% прокуроров и адвокатов усматривают воспитательный аспект в своей работе; более 60% опрошенных судей воспитательную эффективность приговоров связывают с устрашающим воздействием, а оправдательные оценивают отрицательно. Только 10% следователей, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб признают, что их поведение, действия и решения оказывает влияние на правосознание населения. Это только мнения, реальные же позитивные педагогические усилия еще меньше. Авторитет правоохранительных органов у населения невысок. Результаты опросов за последние 20 лет имеют тенденцию к ухудшению.
Изменение положения дел с участием всех сотрудников правоохранительных органов в формировании правосознания, право-аоспитании, повышении правовой культуры населения, не требующее никаких дополнительных материальных и временных затрат, а зависящее исключительно от ответственного, целенаправленного и педагогически компетентного подхода к учету педагогических аспектов в своей профессиональной работе, от правильного формирования их собственного профессионализма и правовой культуры, таит в себе огромный потенциал улучшения работы по укреплению законности и правопорядка.
3.3. Превентивная педагогика
Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последствия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и которые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу9. Поэтому профилактике преступлений принадлежит приоритетная и подлинно гуманная роль.
Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть неразрывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность.
В общей профилактике ее правовой аспект представлен уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминалистической и др. профилактиками, а социальный - моральной, психологической, педагогической, медицинской, психиатрической и др.
Педагогическая профилактика — использование педагогических средств в предупреждении преступлений, которые разрабатывает особый раздел юридической педагогики - превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и ее эффективность — это превентивная педагогика в действии. Педагогизация профилактической работы — это включение в нее возможностей превентивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, методов, приемов, средств). Сегодня профилактика преступлений не может быть полем деятельности только юристов. Она должна раздвигать свои границы и включать, в частности, педагогическую профилактику. Главная причина встречающейся малой эффективности профилактики — в ее административно-правовой ограниченности, слабой подготовленности ее субъектов к комплексному, педагогически эффективному построению. А.И. Алексеев, положивший в 1984 году начало серьезному педагогическому исследованию предупреждения преступлений, отмечает, что «есть основания говорить не о каких-то педагогических фрагментах, нюансах процесса предупреждения преступности или скоротечной моде на педагогические средства криминологической профилактики, а именно о ее педагогических основах»10. Он отнес криминологическую педагогику к частной криминологической теории.
Превентивная педагогика рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, а также иных педагогическими средствами. Педагогические причины неэффективно разрушать чуждыми их природе способами. Нельзя приказать человеку думать иначе. Педагогическая профилактика решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, свойственными педагогической деятельности и адекватными тем деформациям в обученности, воспитанности и развитости профи л актируемых граждан и групп, которые являются причинами отклоняющегося поведения и его потенциями. Достигается это, главным образом, не прямым разрушением деформаций, а позитивными обучающими, воспитывающими и развивающими воздействиями, вытесняющими первые.
Педагогическая профилактика - гуманное и демократичное направление в профилактике, ориентированное на помощь гражданам, попавшим в криминогенно опасный период жизни (ситуацию), помощь, осуществляемую в их же интересах и интересах общества. Ее развитие отвечает сути и положениям Конституции Российской Федерации и принятых Россией международных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.
Превентивная педагогика выделяет ряд функций, которые должны быть присущи практике педагогической профилактики:
• криминологическую (диагностическую) — выявления педагогических причин и условий преступности, ее видов, распространенности в отдельных регионах, среди групп населения и наличия у отдельных лиц с отклоняющимся поведением;
• прогностическую — определения тенденций развития юридически значимого поведения лиц и групп, обладающих определенными особенностями педагогических свойств образованности, обученности, воспитанности и развитости;
• экспертную — оценивания планируемых и предпринимаемых правовых и организационных мер общей и индивидуальной профилактики с точки зрения их педагогической эффективности, устранения ими педагогических причин отклоняющегося поведения и преодоления педагогической запущенности отдельных лиц и групп. Другая разновидность проявления экспертной функции: оценивание правовоспитательного и предупредительного характера социально-педагогических влияний разных особенностей общественной жизни, среды (работы средств массовой информации, печати, массовой культуры, моды, распространяющихся привычек поведения, способов проведения досуга и др.), жизни отдельных , групп населения и лиц;
- консультативную - оказания консультативной педагогической помощи в работе различных органов, организаций, лиц, при подготовке мероприятий социального и специально профилактического характера;
- организующую - научно и эмпирически обоснованной разработки целенаправленных комплексов педагогических мер, ориентированных не на разовое, а на педагогически системное воздействие на профилактируемых;
• методическую — тщательной и детальной проработки порядка применения педагогических методов, приемов, средств, форм, технологий, обеспечивающих полную и правильную реализацию педагогических намерений и возможностей (образовательных, обучающих, воспитательных, развивающих) в профилактической работе;
• побуждающую — зарождения надежд, намерений, желаний
у профилактируемых воспользоваться предоставляемой помощью, преодолеть свои слабости и недостатки, поверить в реальную возможность стать на путь нормальной, отвечающей моральным и правовым нормам жизни и правомерного поведения, отказаться от преступных намерений. Это функция организации самопрофилактики. Ничто не приведет к достижению желательного превентивного результата, пока сам человек этого не захочет, не приложит силы и умения к этому.
К основным методам и приемам педагогической профилактики относятся:
• методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.;
• методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, переубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, требование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.;
- методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышления, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдерживание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможностей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др.
Методика педагогической превенции предполагает комплексное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогический стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, доброжелательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправление, оптимизм, открытость, принципиальность и др.
Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает использование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, практических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, поручений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, диспутов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «доверия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др.
Вся педагогическая профилактика требует не стандарта, шаблона, администрирования, а гибкости мышления, творчества, подлинного педагогического мастерства и способностей. Эти требования значительно более высоки, чем при работе с законопослушными гражданами.
Проблемы педагогической криминологии. Всякая профилактика неразрывно связана с выявлением причин и условий зарождения и развития преступного поведения. Это относится и к педагогической профилактике. То, что приведенные в параграфе 2.4 социально-педагогические факторы оказывают влияние на состояние законности и правопорядка, а их различные дефекты выступают причинами и условиями возникновения преступного поведения, можно считать установленным.
Криминология изучает пристально личность того человека, социальная и правовая специфика которого связывается с фактом совершенного преступления. Причем она нуждается в комплексном взгляде на личность, чтобы понять действительные причины, заключающиеся в нем и побудившие его преступить закон. Кроме того, криминология интересуется тем, как и почему появились у него эти причины, кто способствовал или упустил отклонения в его правовой социализации. Нетрудно понять, что и во всем этом имеют значение педагогические по своей природе причины, условия, влияния и воздействия, которые пока мало изучены, а поэтому и профилактическая работа еще мало ориентирована на них-
Специальное изучение их - задача криминологической педагогики - особого направления юридико-педагогического исследования и знания. Ее данные имеют особое значение для ранней профилактики, для пресечения педагогических причин и условий при их зарождении, «на корню». При этом профилактические шансы велики, как и возможности педагога ческой работы. Педагогическая а педагогически-правовая запущенность - предтечи зарождения и развития практически всех правонарушений и преступлений, зачастую и совершаемых по неосторожности.
О личности преступника, строго говоря, можно говорить лишь с момента признания его таковым судом. При работе с человеком, находящимся в правом положении свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, также важно изучать его личность, в том числе в педагогических особенностях, чтобы уже на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства проводить определенную профилактическую по своему предназначению работу.
Кроме того, для достоверного выявления причин и условий совершения преступлений и последующей профилактической работы мало, изучая личность преступника, ретроспективно судить о них. Важно обнаруживать их в действии, при непосредственном исследовании, при прослеживании их «работы» на стадиях зарождения и развития криминализации личности и отклоняющегося поведения. Общепризнано, что такие причины и условия по преимуществу социальны. К ним относятся и педагогические, лежащие не только в макро-, но и микросреде каждого человека: в семье, дошкольных учреждениях, школе, среде трудового коллектива, друзей, досуга и др. Особенности общества, социальной группы отражаются в микросреде не однозначно, не механически, а во многом зависят от того, насколько контролируется и регулируется система педагогических влияний на каждого человека и дефекты в которых могут быть причинами и условиями его криминализации, Эти причины и условия — не мифические силы, а имеют лицо: деятельность личностей, органов, организаций, общностей, со своими именами, фамилиями, названиями, статусом, обязанностями и пр. Среди этих причин и условий есть, безусловно, и педагогические. В криминологии немало говорится о таких фигурантах, но конкретные педагогические упущения их, педагогические механизмы криминализации личности и способы их нейтрализации мало еще изучены и это тоже задача педагогической криминологии.
Криминологическое значение педагогических свойств человека
Достаточно очевидно, однако нужно углубленное изучение роли отдельных из них и составляющих их элементов. Дефекты в воспитании, в частности, нравственная невоспитанность, уже давно признаны криминологами ведущим фактором в генезисе противоправного поведения11. Очевидна и определенная значимость обученности, особенно правовой обученности. Дефекты в образованности, хотя и признаются криминологами, но некоторыми подвергаются сомнению со ссылками на «беловоротничковую преступностью, совершаемую лицами, чаще всего обладающими дипломами о высшем образовании. Уместно напомнить, что юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойство, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания, понимание данным человеком окружающего мира и себя в нем. Остается недостаточно выясненной роль развитости (обычно выделяется умственное развитие), если она не выражается н каких-то патологических отклонениях.
Педагогическая криминология находится еще в начале своего становления, и ликвидация его отставания будет, несомненно, способствовать успехам профилактической работы.
Педагогические аспекты специальной общей профилактики. Как известно, специальная общая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных и других негосударственных организаций, учреждений и их представителей, направленную на выявление причин и условий преступности и осуществление мер по их устранению или нейтрализации, обеспечивающих сдерживание негативных тенденций преступности, снижение общественной опасности ее наиболее тяжких разновидностей, сокращение отдельных видов и групп преступлений. Ее объектами являются: преступность, ее виды и группы преступлений, причины преступности ее видов и групп, условия, обстоятельства, ситуации, поводы и другие факторы, обуславливающие совершение преступлений, криминогенные и маргинальные группы населения. Она тесно смыкается с общесоциальным предупреждением преступлений, поскольку их причины коренятся во всей системе общественных отношений.
Специальная общая профилактика призвана мобилизовать членов общества на борьбу с теми явлениями социальной действительности, которые при определенных условиях создают возможность перехода отдельных лиц на антиобщественные позиции. Это масштабная работа государства и общества. Пока она у нас слаба и ощутимого успеха не приносит. Просматривается излишнее упование на наказания, страх перед ними, его сдерживающую силу. Но она нужна, обязательна и поиск путей ее совершенствования предполагает включение новых сил и возможностей. Представляется, что превентивная педагогика и ее реализация в педагогической профилактике отвечает этой потребности. Известный криминолог Г.А. Аванесов отмечает, что «воспитание и профилактику нельзя отрывать друг от друга. Воспитанию присуща профилактическая функция, а профилактике — функция воспитания»12.
Педагогический, аспект специальной общей профилактики выражается в:
- системе работы общества по формированию правовой культуры и правосознания населения;
• педагогическом мониторинге оперативной обстановки, изучении и анализе всей совокупности педагогических факторов, влияющих на нее и описанных в параграфе 2.4, оценке выявленных недостатков как криминогенных;
• педагогическом анализе статистических материалов, характеризующих преступность, ее виды, группы преступлений для выявления представленности и роли в них педагогических факторов;
- изучении и обобщении материалов средств массовой информации, отчетов и актов проверок деятельности педагогических учреждений, служебных расследований, разбирательств и т.п. с целью обнаружения в них информации о педагогических факторах, выступающих в качестве причин различных недостатков, нарушений норм поведения, низкой эффективности работы и др.;
• изучении и оценке педагогической эффективности правовых, организационных, административных и иных мер специальной общей профилактики;
• педагогической экспертизе разрабатываемых планов и подготавливаемых мер специальной общей профилактики;
- изучении и оценке участия различных средств массовой информации и печати в пропаганде правопослушного поведения, в правовом воспитании, выявлении материалов, педагогически отрицательно сказывающихся на устранение причин и условий преступности с учетом различных групп населения;
• разработке мер по улучшению правового воспитания населения, правовой пропаганды, правового всеобуча, улучшения преподавания права в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях;
• разработке мер по улучшению воспитательной и правовоспитательной работы по месту жительства граждан.
Практически можно утверждать, что педагогический аспект присутствует в большинстве направлений и мер специальной общей профилактики. Он есть даже в профилактике одного из самых опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, их собственность (дома, автомашины, офисы, гаражи и др.) — террористических актов, проводимых с использованием взрывчатых и взрывных устройств. Предупреждение криминогенных взрывов — сложнейшая задача, которая решается комплексом мероприятий, в который входят: выявление террористов, поиск взрывных устройств, обнаружение и обезвреживание взрывных устройств и др. Однако оно включает и меры по обучению населения и сотрудников милиции способам обнаружения и устранения условий данных преступлений, привлечению к этой работе общественности, обучению пользованию техническими средствами, повышающими эффективность работы, воспитание всех в духе бдительности к обнаружению признаков подготовки террористических актов и др. Сотрудники ГИБДД, например, во время профилактических бесед должны обращать внимание автомобилистов на способы оборудования автомобиля сигнализацией, осмотра автомобиля с целью обнаружения взрывных устройств и другим действиям, которые могут предупредить взрыв.
Правоохранительные органы имеют все же ограниченные возможности влиять на весь причинный комплекс преступности. Их возможности связаны в основном с небольшим кругом правовых, криминогенных и криминальных факторов, приведенных в 2.4. Однако им приходится непосредственно сталкиваться с фактами правонарушений и преступлений, их расследованием, анализом причин и условий, определением виновных и степени их вины; им лучше, чем другим, известны типичные причины и условия преступности, криминогенные объекты, зоны, группы населения и пр. Поэтому они обязаны направлять в установленном порядке информацию в тс органы, от которых зависят принятие мер по устранению выявленных криминогенных факторов. В обобщенных материалах, направляемых в местные органы самоуправления, кроме криминологической информации, вносятся и предложения, относящиеся к их компетенции, превышающей компетенцию правоохранительных органов. В этой работе нельзя забывать и педагогическую информацию и предложения педагогического характера.
Заслуживает внимания активизация участия сотрудников правоохранительных органов в правовом воспитании и просвещении по вопросам, связанным с непосредственным устранением причин и условий совершения преступлений. Так, в целевой программе комплексных мер противодействия злоупотреблениям незаконному обороту наркотиков, разработанной по инициативе Администрации Омской области на 1996—1997 годы, большая роль отводилась правоохранительным органам, Омскому юридическому институту МВД России, работавшим в сотрудничестве с Педагогическим институтом и Медицинской академией. Они проводили опросы населения, анализировали судебную практику по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, изучали опыт работы по предупреждению наркотизма в соседних областях, Казахстане и Узбекистане, и разрабатывали конкретные меры для совершенствования работы служб по незаконному обороту наркотиков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Сотрудники, студенты, слушатели, преподаватели лично вели семинары для учителей средних школ, педагогического состава колледжей по вопросам профилактики наркомании среди учащихся, издавали даже журнал по профилактике наркотизма, осуществляли подготовку групп лекторов для ведения антинаркотической пропаганды, проводили усиленную профилактическую работу с подростками, состоящими на учете, подготовили цикл тематических брошюр, рассчитанных на детей и подростков, что дало положительные результаты.
Существуют и немалые возможности профилактики преступлений несовершеннолетних, которой призваны заниматься подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районных и городских администрациях, центры социально-психологической и педагогической реабилитации при органах социального обеспечения, спецшколы и спецпрофучилища при департаментах образования, специальные медицинские учреждения при органах здравоохранения. К сожалению, во многих случаях наблюдается тяготение к административно-правовым мерам, а не воспитательно-профилактическим.
Специальной формой общепрофилактической работы выступают комплексные и целевые оперативно-профилактические операции правоохранительных органов. Они могут осуществляться отдельными правоохранительными органами, либо группой их, расположенной на данной территории; осуществлять воздействие на криминогенный комплекс, присущий какой-то группе населения, группе объектов, объекту, виду преступлений, либо прицельно по определенной группе причин и условий. Во всех таких учениях уместно участие специалистов-педагогов, воздействие на криминогенные педагогические факторы. Вместе с тем, полезно проводить и целевые педагогические оперативно-профилактические операции, объектом которых выступают педагогические криминогенные факторы, а комплекс профилактических мер имеет педагогическую природу. К сожалению, последние пока практически не проводятся-
Все большее значение приобретает виктимологическая профилактика, внимание к которой стало повышаться после долгого периода, когда вся работа проводилась только «вокруг» преступления и преступника. Ее необходимость обусловлена доказанным фактом: зачастую преступления могло бы и не быть, а начавшееся окончиться безрезультатно, если бы потенциальный преступник встретил в предполагаемой жертве или объекте посягательства надлежащую предусмотрительность и отпор.
Известно, что виктимология изучает преступление и преступное поведение как обусловленное личностными качествами потерпевшего, взаимоотношениями его с преступником до и в момент совершения преступления как рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провокационное, опасное для самого себя. Виктимологи обычно выделяют морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений, хотя с позиций юридической педагогики достаточно очевидна роль педагогических свойств и особенно обученности, воспитанности и развитости. Снижают еиктимность гражданина:
- приобретенные знания, повышающие его осторожность, осмотрительность: знание роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность создания им криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и пр.; криминогенно опасных мест, условий и пр.;
• воспитанные привычки поведения (не только знание правил, но неизменное, автоматизированное их соблюдение), снижающие риск стать жертвой: в общественных местах, на улицах, при переходе дорог, при движении по дороге на личном транспорте, в общении с незнакомыми лицами и пр.;
• воспитанные культурные интересы, увлечения, способы проведения досуга, исключающие попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, излишнюю доверчивость к незнакомым людям, увлечение алкоголем и употребление наркотиков, совершение действий при общении и компаниях, повышающих опасность подвергнуть нападению преступника и др.;
• развитая разумная осторожность, бдительность, наблюдательность, собранность, самообладание, находчивость, быстрота реакций, ловкость;
- специально освоенные приемы самозащиты: поведенческие, словесные, двигательные, технические (использование носильных защитных средств).
Виктимологическая профилактика — одно из остро необходимых ныне и специфических направлений предупреждения преступлений. Она предполагает: а) выявление причин и условий, формирующих виктимное поведение и обуславливающих совершение преступлений в отношении конкретного лица, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности; 6) воздействие на причины, условия, лиц, группы с целью активизации, восстановление и повышение их защитных свойств; в) разработку, совершенствование и распространение средств защиты граждан от преступлений в отношении их. Во всей этой работе не должны быть упущенными педагогические аспекты и в криминологических изысканиях и в принятии профилактических мер.
Основные педагогические меры виктимологической профилактики таковы:
- обстоятельное криминологическое изучение недостатков обученности, воспитанности, развитости и образованности лиц и групп, ставших жертвами в результате виктимного поведения;
• достижение знания населением существования явления виктимности как достаточно массового явления, как индивидуально распространенного, привлекающего интерес лиц, ведущих преступный образ жизни или склонных к совершению преступлений, повышающего вероятность стать жертвой преступления и используемого преступниками;
• формирование убежденности всех граждан в необходимости устранения недостатков прежде всего своей обученности и воспитанности, снижающих собственные защитные свойства и повышающих вероятность стать жертвой преступных посягательств;
• формирование у всего населения знаний о способах снижения собственной виктимности, необходимых и доступных мерах по ее снижению;
• выявление среди населения групп с повышенной виктимностью, а также отдельных граждан и направление на них более интенсивных педагогических воздействий;
• активное освещение с помощью всех средств массовой информации проблем виктимности, наглядный показ ее роли в фактах совершаемых преступлений, разъяснение и напоминание способов повышения своих защитных свойств;
• изучение аспектов виктимности и профилактики ее проявлений во всех образовательных учреждениях в особых разделах учебных дисциплин, темах, специальных курсах;
• усиленная работа по проблемам виктимности с подростками, юношами и девушками, молодыми людьми, пожилыми людьми, с теми, у кого наблюдается развитие отрицательных привычек нарушение общественных норм поведения, - увлечение алкоголем, употребления наркотиков, нетрудовой образ жизни и др.;
• воспитание дисциплины безопасности у пешеходов и других участников дорожного движения, поведения в общественных местах, на транспорте и др.;
- обучение и специальных группах всех желающих способам повышения личной безопасности и использования специальных технических средств;
- массовое издание недорогих и популярных книг по способам повышения личной безопасности и снижения уровня собственной виктимности;
- индивидуальная воспитательная работа с лицами, отличающимися повышенной виктимностъю.
Субъектами виктимологической профилактики выступают органы, организации, должностные лица, которые занимаются профилактикой, в которой это направление профилактики призвано быть четко выделенным. Заслуживает внимания и поручение руководства ею отдельным должностным лицам в правоохранительных органах, органах социальной защиты и привлечение к ней специализированных общественных формирований типа Российской ассоциации поддержки жертв преступлений.
Педагогические аспекты индивидуальной профилактики. Этот вид профилактики ориентирован на конкретного человека, от которого можно ожидать правонарушающего поведения. Это предупредительная работа с учетом его индивидуальных особенностей, криминальных потенций и обнаруживающихся склонностей, специфики образа жизни, окружения и осуществлением адекватных им превентивных мер. Индивидуальная профилактика — это целенаправленная деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, нуждающихся в превенции, а также осуществление индивидуально направленных мер, ориентированных на ликвидацию индивидуальных причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений.
Основанием для выявления правоохранительными органами лиц, нуждающихся в профилактике и постановке их на профилактический учет, являются факты противоправного поведения. Для других организаций, особенно общественных, возможно начинать профилактическую работу на более ранних стадиях зарождения отклоняющегося поведения, базируясь на фактах морально некорректного поведения в семье и быту, проявления негативных привычек, нарушений трудовой дисциплины в организациях и т. п. Когда правоохранительные органы работают во взаимодействии с такими организациями и отдельными лицами, они способны привлечь их к ранней профилактике, что обеспечивает большую вероятность достижения профилактического успеха.
Педагогические и социально-педагогические факторы вместе с психологическими выступают основным объектом и средством решения индивидуально-профилактических задач.
Педагогический аспект индивидуальной профилактики связан с:
- анализом сформированности основных педагогических свойств профилактируемого лица: его образованности, обученности, воспитанности и развитости, выявлением дефектов в них, выступающих причиной их неустойчивого в моральном и правовом отношении поведения;
- выявлением отрицательных привычек поведения, осложняющих индивидуальную детерминацию должного поведения;
- социально-педагогическим анализом среды и ее факторов, оказывающих доминирующее воспитывающее, обучающее и развивающее влияние на личность и тех из них, которые выступают источниками неблагоприятного влияния;
- прогнозированием развития индивидуального поведения и оценкой преобладающей тенденции: положительной или отрицательной;
• определением педагогически адекватных мер, планов индивидуальной профилактической работы, отвечающих индивидуальным особенностям личности, поведения и среды профи л актируемого лица (программы, этапов, методов, приемов, изменений среды, рода занятий и др.);
• компетентной реализацией намеченных мер до получения намеченного коррекцией но го результата;
• педагогическим контролем поведения и изменений в личности профилактируемого лица.
Опыт и имеющиеся данные свидетельствуют о том, что индивидуальными причинами педагогической запущенности или деформированности выступают не только те качества, которые непосредственно проявились в вызывающих беспокойство фактах поведения данного лица. Чтобы успешно прогнозировать, надо выявить и оценить и другие педагогические и психологические особенности, которые будут способствовать дальнейшей криминализации личности и совершению более опасных правонарушений и преступлений. И напротив, общим правилом педагогики в работе с людьми является опора на положительное. Для работы же с социально и педагогически запущенным человеком особенно важен совет И. Канта: «Никого нельзя сделать лучше иначе, как через остаток того добра, который в нем имеется»13.
Можно сказать, что индивидуальная профилактика это не только административно-правовая работа, но обязательно и психолого-педагогическая, что требует и соответствующего профессионализма от лиц и органов, осуществляющих ее.