Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Банк заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Педагогическая риторика»
2.1. Ведение терминологического словаря.
Цель задания: овладение основной научной терминологией в рамках обсуждаемых в ходе изучения курса проблем; проверка умения и навыка анализировать термин или понятие, грамотно подбирать пример, работать со справочной литературой или интернет ресурсами.
Требования к оформлению словаря:
1) титульный лист;
2) термин или понятие;
3) практический пример по теоретическому термину или понятию (например, из речи педагогов);
4) список использованной литературы.
Краткий словарь терминов и понятий оценивается:
- в единстве лингвистической теории и умений ее практического применения; в ходе анализа единиц педагогической коммуникации;
- в грамотности использования рекомендуемой литературы по
классическим и современным трудам в области исследования особенностей педагогической коммуникации.
Критерии оценки
Показатели
Количество баллов
умение практического применения лингвистической теории в ходе анализа педагогической коммуникации
Адекватное использование терминологии
Адекватный анализ примеров
1-2
грамотность использования рекомендуемой литературы по
классическим и современным трудам в области педагогической риторики.
Наличие списка использованной литературы
Наличие ссылок
1-2
2.2. Практическое задание
Цель задания: проверка умений создавать высказывания как единицы педагогической коммуникации.
Содержание: задание предполагает выступление в аудитории с высказыванием, являющимся аналогом единицы педагогической коммуникации (тема – по выбору студента; объем – 5-6 тыс.знаков с пробелами).
Требования к выступлению в аудитории:
1) соответствие высказывания коммуникативной ситуации,
2) соответствие высказывания требованиям коммуникативных качеств речи,
3) диалогизация высказывания,
4) соответствие высказывания требованиям «свободного говорения».
Организационно-методические указания: задание выполняется аудиторно.
Критерии и показатели, используемые при оценивании выполнения задания
Критерии, кол-во баллов
Показатели
Правильность выполненных заданий
100-90% - 10-9 баллов
89%-80% - 8-6 баллов
69%-60% - 5-4 баллов
59%-50% - 3 балла
выполнены все четыре требования к выступлению,
выполнены три требования к выступлению,
выполнены два требования к выступлению,
выполнено одно требование к выступлению,
2.3. Исследовательское задание
Цель задания: проверка умений определять риторические особенности высказываний как единиц педагогической коммуникации (текст – по выбору студента; объем – 5-6 тыс.знаков с пробелами).
.
Содержание: задание предполагает осуществление риторического анализа текста по следующему плану:
1) характеристика коммуникативной ситуации,
2) характеристика композиции и языкового оформления высказывания (текста),
3) характеристика жанровых особенностей высказывания.
Организационно-методические указания: задание выполняется внеаудиторно, результаты докладываются в аудитории.
Критерии и показатели, используемые при оценивании выполнения задания
Критерии, кол-во баллов
Показатели
Правильность выполненных заданий
100-90% - 10-9 баллов
89%-80% - 8-6 баллов
69%-60% - 5-4 баллов
59%-50% - 3 балла
правильно описаны все четыре параметра анализа высказывания
правильно описаны три параметра анализа высказывания
правильно описаны два параметра анализа высказывания
правильно описан один параметр анализа высказывания
2.4.Реферат.
Требования к структуре реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии
Показатели
Новизна реферированного теста
2 балла
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений
Степень раскрытия сущности проблемы
3 балла
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
Обоснованность выбора источников
1 балл
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме
Соблюдение требований к оформлению
1 балл
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- соблюдение требований к оформлению и объему реферата
Грамотность
1 балл
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- литературный стиль.
Тематика рефератов по дисциплине
1. Риторические труды М.В. Ломоносова.
2. Ломоносовский период в русской риторике.
3. Роль М.М. Сперанского в развитии риторики XIX в.
4. Становление культуры речи как науки (научный вклад В.В. Виноградова, С.И. Ожегова и др.).
5. Контент-анализ как научная дисциплина.
6. Основы неориторики.
7. Социально-политическое красноречие.
8. Академическое красноречие.
9. Аспекты русского вербального коммуникативного поведения.
10. Этический компонент педагогической риторики.
11. Этика педагогического общения в начальной школе (обзор основных тенденций).
12. Роль этнокультурных констант в коммуникативном поведении личности.
13. Педагогическая риторика среди других наук.
14. Правила построения ораторской речи в педагогической риторике.
15. История педагогической риторики.
16. Коммуникативное намерение как компонент речевой ситуации в педагогическом общении.
17. Интерпретация научного текста в целях учебного общения.
18. Риторический стиль Л.Толстого
19. Риторический стиль современного учителя начальной школы.
20. Средства речевого воздействия в речи учителя.
2.5. Самостоятельная работа, контролируемая в письменном виде.
Цель задания: проверка знания основных понятий и терминов по изучаемым разделам дисциплины «Педагогическая риторика» (в рамках каждой темы), сформированность умения применять их на практике.
Содержание: работа состоит из самостоятельного выполнения индивидуальных заданий (в рамках каждой темы), развернутого ответа каждого студента по итогам проделанной работы и совместного обсуждения результатов работы. При выполнении заданий студент ориентируется на следующие линии (параметры) анализа теоретического материала:
- знать и называть основные понятия языкознания, теории культуры речи и педагогической риторики, давать их развернутую характеристику, приводить примеры;
- адекватно использовать научную терминологию.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Перечислите основные функции языка и речи.
2. Речевая деятельность; виды речевой деятельности. Особенности речевой деятельности педагога.
3. В чем Вы видите специфику педагогического общения?
4. Этика педагогического общения в начальной школе.
5. Устные и письменные профессионально значимые для учителя речевые жанры.
6. Охарактеризуйте средства речевого воздействия в речи педагога.
Контрольная работа (письменный опрос)
Цель задания: контроль усвоения обучающимися разделов курса «Педагогическая риторика».
Содержание: контрольная работа состоит из 5 вопросов и заданий; обучающемуся следует раскрыть содержание основных терминов и понятий, отражающих содержание разделов курса; привести примеры и проанализировать их (там, где необходимо).
Всего в ходе изучения учебной дисциплины «Педагогическая риторика» проводится одна контрольная работа.
Примерный перечень вопросов и заданий для выполнения контрольной работы:
1. Покажите взаимосвязь педагогической риторики с другими науками.
2. Назовите и охарактеризуйте виды речевой деятельности, формы речи, виды речи, функционально-смысловые типы речи. Каковы особенности речевой деятельности педагога?
3. Охарактеризуйте известные вам приемы диалогизации. Приведите примеры.
4. Назовите средства языковой выразительности; дайте определения; покажите на примерах, как эти средства можно использовать в речевой деятельности педагога.
Итоговый тест
Цель теста: проверка освоения теоретических понятий курса; тестовые задания выявляют уровень сформированности следующих умений и навыков:
- умение различать фундаментальные понятия языкознания, риторики, стилистики и культуры речи;
- разграничивать основные подходы к классификации жанров устной и письменной речи;
- умение различать и характеризовать языковые средства в зависимости от их стилевой принадлежности;
- умение различать и характеризовать приемы диалогизации, использовать их в речевой деятельности педагога;
- умение различать и характеризовать средства языковой выразительности; использовать их в речевой деятельности педагога.
Содержание: тест состоит из 20 заданий: каждый вопрос включает 2-5 вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один верный.
Организационно-методические указания: на выполнение отводится 30 минут.
Пример итогового теста
1. Отметьте закон, относящийся к основным законам риторики:
1) закон гармонизирующего общения;
2) закон аналогии;
3) закон экономии произносительных усилий.
2. Основоположником науки о красноречии считается
1) Аристотель;
2) Платон;
3) Диоген.
3. Укажите фамилию автора первого русского учебника по риторике:
1) М.В. Ломоносов;
2) И.И. Срезневский;
3) Ф.И. Буслаев.
4. Общая риторика противопоставляется:
1) частной;
2) возрастной;
3) академической.
5. Частная риторика подразделяется на:
1) политическую, педагогическую, судебную, социально-бытовую, духовную;
2) лингвистическую и психологическую;
3) социологическую и культурологическую.
6. Язык – это…
1) речевая деятельность человека;
2) языковая способность человека;
3) система знаков.
7. Языковой знак – это…
1) единство плана содержания (означаемого) и плана выражения (означающего);
2) последовательность звуков или букв;
3) значение любой единицы языка;
4) материальная сторона любой единицы языка.
8. Лингвистика рассматривает язык как систему в единстве следующих уровней:
1) фонетического и морфологического;
2) морфологического и лексического;
3) морфологического, лексического, синтаксического, интонационного;
4) фонетического, морфологического, лексического, синтаксического.
9. Речевая деятельность – это…
1) языковая способность носителя языка;
2) коммуникативное поведение носителя языка;
3) способность говорящего вступать в коммуникацию;
4) деятельность человека по порождению и восприятию речи.
10. Отметьте функционально-смысловые типы связных монологических текстов:
1) устные и письменные тексты;
2) диалог, полилог, монолог;
3) внутренняя и внешняя речь;
4) описание, повествование, рассуждение, смешанные (контаминированные) тексты.
11. В каком функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки:
1) повествование;
2) описание;
3) рассуждение.
12. Выберите средства связи между предложениями в связном монологическом тексте:
1) лексические, грамматические, лексико-грамматические;
2) лексические и фразеологические;
3) фоносемантические и словообразовательные;
4) интерпретационные и интонационные.
13. Отметьте основной признак литературного языка:
1) Возможность существования и использования письменной формы речи.
2) Полифункциональность.
3) Нормативность.
4) Богатая лексика и высокая организация грамматического строя.
5) Сформированность функциональных стилей.
14. Отметьте неперспективный стиль педагогического общения:
1) общение на основе совместной творческой деятельности;
2) общение на основе дружеского расположения;
3) общение-заигрывание.
15. К жанрам академического красноречия относится:
1) приветственная речь;
2) агитационная речь;
3) объяснительная речь.
16. Отметьте приемы диалогизации:
1) эпитет, метафора, сравнение;
2) повествование, описание, рассуждение;
3) вводные конструкции, риторические вопросы, вопросно-ответная схема.
17. К средствам языковой выразительности НЕ относятся:
1) тропы;
2) фигуры речи;
3) дефиниции.
18. Отметьте тропы:
1) эпитет, метафора, метонимия;
2) описание, повествование, рассуждение;
3) синтаксический параллелизм, инверсия, анафора, эпифора.
19. Отметьте фигуры речи:
1) эпитет, метафора, метонимия;
2) описание, повествование, рассуждение;
3) синтаксический параллелизм, инверсия, анафора, эпифора.
20. Прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков, -
1) синтаксический параллелизм;
2) анафора;
3) антитеза.
Вопросы к зачету
Зачет проводится в форме устного ответа на два вопроса:
- первый вопрос – теоретический,
- второй – практическое задание со всеми видами риторического анализа
На подготовку отводится 40 минут, на ответ – 10-15 минут.
Критерии и показатели, используемые при оценивании ответа на зачете
Критерии, кол-во баллов
Показатели
Знает:
- особенности ситуации профессионального педагогического общения, топосов, жанров, видов речевой деятельности
2 балла
- перечисляет и распознает основные признаки категорий педагогической риторики (приводя примеры),
- характеризует их проявления в высказывании,
-перечисляет и определяет типы ситуаций профессионального педагогического общения, педагогических речевых жанров; ответ характеризуется полнотой, подробным изложением материала, свободным владением терминологией, наличием собственных примеров, иллюстрирующих теоретические положения ответа.
Умеет:
- осуществлять риторический анализ текста
3 балла
- применяет знания для выполнения анализа средств речевого воздействия, топосов, речевых жанров; выполнение анализа характеризуется полнотой и правильностью.
Владеет критической оценкой особенностей высказываний как единиц педагогического общения. 4 балла
- осуществляет целостный коммуникативный анализ высказывания с учетом коммуникативной ситуации и средств ее воплощения; анализ характеризуется последовательностью, сопровождается риторическим экспериментом.
Речевое оформление ответа
1 балл
- соблюдает нормы всех уровней языка; речь характеризуется точностью, логичностью, уместностью.
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Педагогическая риторика»
1. История становления и развития педагогической риторики.
2. Риторика как наука об эффективном речевом высказывании.
3. Общая и частная педагогическая риторика.
4. Общение. Виды общения. Вербальное и невербальное общение.
5. Профессиональное общение. Специфика педагогического общения.
6. Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической риторики.
7. Коммуникативные качества речи. Ясность речи. Приемы предупреждения неясности.
8. Риторический идеал.
9. Риторический канон как алгоритм поэтапного создания высказывания.
10. Структурно-смысловые модели как риторические категории и модели порождения высказывания.
11. Расположение материала.
12. Тропы и фигуры.
13. Теория речевой деятельности.
14. Виды речевой деятельности.
15. Значение слушания как вида речевой деятельности.
16. Функции слушания: познавательная, регулятивная, эстетическая, реагирующая.
17. Виды слушания (глобальное, детальное конструктивное, детальное избирательное, критическое) в различных ситуациях образовательного процесса. Особенности профессионального педагогического слушания.
18. Основные приемы (выяснение, перефразирование, отражение чувств) профессионального педагогического слушания.
19. Роль невербальных средств в педагогическом говорении.
20. Речевой этикет. Этикетные особенности речи учителя.
21. Речевая ситуация в педагогическом общении и ее основные компоненты. Этапы урока и учебно-речевая ситуация.
22. Понятие речевого жанра. Идеи М. М. Бахтина и их развитие в современном жанроведении. Основные положения теории речевых жанров
23. Основные направления изучения речевых жанров.
24. Классификации речевых жанров по различным основаниям. Речевой акт и речевой жанр.
25. Модель речевого жанра. Признаки речевого жанра.
26. Информативные и фатические речевые жанры. Информативные, императивные, оценочные и этикетные речевые жанры. Инициативные и реактивные жанры.
27. Устные профессионально значимые для учителя речевые жанры.
28. Педагогический диалог как речевой жанр.
29. Институциональный дискурс. Объяснение как сквозная процедура педагогического дискурса.
30. Объяснительная речь учителя как речевой жанр.
31. Соотношение информативного и аргументативного компонентов в содержании объяснительной речи. Требования к отбору материала при подготовке к объяснению.
32. Функции объяснительной речи, ее разновидности с точки зрения содержания изучаемого материала. Объяснение понятий, закономерностей. Объяснение фактов, явлений, событий. Знания о способах деятельности и специфика их изложения в объяснительной речи.
33. Структурно-смысловые компоненты объяснительной речи. Познавательная задача.
34. Речевые жанры педагогического воздействия и взаимодействия.
35. Сущность, функции, законы и структура эпидейктической речи.
36. Письменные жанры профессионального общения.
37. Речевые жанры в школьном изучении (анализ школьных учебников по риторике – по выбору студента).
38. Интерпретация в речи учителя. Интерпретация учебно-научных текстов как фактор повышения эффективности уроков. Приемы популяризации объяснительной речи.
39. Основы мастерства публичного выступления. Основные формы и признаки публичного высказывания.
40. Характеристика действующих школьных учебников по риторике (по выбору студента).
Практические задания промежуточной аттестации
Текст задания
1
Невербальное общение. Найдите и представьте интересные факты (1-2). Адресат–младшие школьники и старшие дошкольники.
2
Подготовьте и представьте информацию о личности на выбор (Дефосфен, Горгий, Сократ).
3
Подготовьте сообщение о софистике и софизмах (1-2 примера софизмов).
4
Выполните, а затем по образцу составьте задание на восстановление верной последовательности предложений в тексте.
5
Объяснительная речь учителя. Представить свой текст объяснительной речи (дисциплина, тема–на Ваш выбор). Основное требование–неоднократное переформулирование темы, определения, правила в разных формах (образной, логической, «табличной», с помощью постановки познавательной задачи, и др.).
6
Рассказ-биография. Создайте небольшой (интересный детям текст о жизни писателя, художника, другой личности –Ваш выбор).
Лекция 1.
Раздел 1. Педагогическая риторика как научная дисциплина
Ораторское искусство – это искусство построения публичного вы- ступления с целью оказания определенного воздействия на аудиторию. М. В. Ломоносов указывал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» (1755).
В настоящее время развитие отечественной риторики характеризуется тем, что обществу вновь стал необходим человек не только мыслящий, но и говорящий. Риторика остается практически единственной областью гуманитарного знания, ориентированной именно на поиски способов овладения ораторским мастерством. Риторика накопила и обобщила более чем двухтысячелетний опыт практической (а именно - рекомендательной) деятельности. Интенсивное развитие риторики в конце ХХ-начале XXI века связано с появлением новых языковедческих наук – лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики и онтолингвитики. Принято выделять различные виды красноречия, среди которых социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Академическое красноречие имеет такую разновидность, как педагогическая риторика. Педагогическая риторика – одна из частных современных риторических дисциплин, исследующая особенности эффективной речевой коммуникации в сфере педагогической коммуникации, а также практика ее оптимизации. Педагогика – одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности»: педагогу необходимо осознавать важность своего коммуникативного поведения, а также его возможные последствия. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/rhetoric/business/
Язык и речь. Языкознание (лингвистика) – наука, изучающая устройство и функционирование языка. При этом язык представляет интерес для представителей различных наук о человеке, но они трактуют это понятие по-разному. Лингвистов интересует прежде всего устройство языка, которое отражается в языковом сознании человека и обеспечивает функционирование языка в речевой деятельности. Психологи рассматривают прежде всего процесс овладения языком, закономерности речевого развития и становления языковой способности в онтогенезе, а также индивидуальные стратегии речевого поведения. Усилия педагогов направлены на совершенствование языковой способности. Иначе говоря, именно междисциплинарные исследования позволяют выявить универсальные и индивидуальные стратегии использования языка. В этом заключается практическая значимость изучения языка и речи.
Невозможно изучать особенности использования языка и речи, не выяснив предварительно, как устроены эти объекты, каковы особенности их функционирования. Например, нельзя анализировать звуковую культуру речи, грамматический строй или лексическую сторону речи конкретного индивидуума, не зная, каковы устройство и особенности функционирования соответствующих языковых средств. Однако именно в этих особенностях скрываются те затруднения, которые испытывают говорящие, используя язык в процессе речевой деятельности. Ответы на эти вопросы нам дает языкознание, или лингвистика. Лингвистика рассматривает язык как систему знаков. Во-первых, используя язык, человек прежде всего пользуется языковыми знаками. Языковой знак представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны, языковой знак имеет план выражения (означающее) – последовательность звуков (иди букв), отражающую внешнюю, материальную сторону знака. С другой стороны, языковой знак имеет план содержания (означаемое) – значение знака, отражающее ту информацию, ради передачи которой создан знак. Следует подчеркнуть, что для адекватного употребления языкового знака недостаточно научиться произносить те или иные (даже достаточно сложные в артикуляционном отношении) последовательности звуков. Самое главное – осознать содержательную сторону знака, его значение. Без этого адекватное использование знака в речевой деятельности оказывается невозможным (например, точность словоупотребления). http://alleng.ru/d/rusl/rusl67.htm
Во-вторых, следует понять, что означает понятие системности языка. Чтобы объект считать системой, мы должны понять, каковы же элементы этой системы, а также выяснить, каковы отношения (связи) между элементами. Основными единицами языка и речи являются фонема (звук); морфема (морф), или любая наименьшая значимая часть слова – корень, приставка, суффикс, окончание; слово и предложение (высказывание, текст). Основные единицы языка формируют уровни языковой системы – соответственно фонетический, морфологический, лексический (лексико-семантический), синтаксический. Из звуков строятся морфемы, из морфем – слова, из слов строятся предложения. При этом единицы языка могут стоять рядом, а могут вступать, например, в отношения контраста или сходства (антонимы и синонимы). Учение о языке как системе знаков имеет большое значение для теории языковой нормы. Важно понимать, что структурная классификация норм построена именно на основе уровней языковой системы: фонетическая норма, морфологическая норма, лексическая норма, синтаксическая норма.
Невозможно использовать знаки языка, а также заниматься изучением культуры речи, не выяснив предварительно, каковы различия между понятиями «язык» и «речь», каково их соотношение в речевой деятельности, каковы общие и индивидуальные стратегии выбора языковых средств в зависимости от условий речевой ситуации. На эти вопросы нам дают ответы психология и психолингвистика, например, теория речевой деятельности А.А. Леонтьева. http://mexus.ru/osnovy-psiholingvist.html
Язык представляет собой абстрактную систему знаков, а речь – процесс и результат использования языка в речевой деятельности. Речевая деятельность – это деятельность человека, направленная на порождение и восприятие речи. Таким образом, порождение речи и восприятие речи – два основных вида речевой деятельности, которые обеспечиваются работой двух речевых зон в коре доминантного полушария – моторной зоны (порождение речи) и сенсорной зоны (восприятие речи).
Рассмотрим соотношение языка и речи на примере словотворчеств русскоязычного ребенка (см., например, К.И. Чуковский «От двух до пяти»). Словотворчество является закономерным этапом овладения системой родного языка; опираясь на эту систему, ребенок в речи строит новые слова по аналогии (учить - учитель, плавать - плаватель). Когда 5-6-летний ребенок начинает ориентироваться на языковую норму, происходит спад словотворчества (о детском словотворчестве см., например, С.Н. Цейтлин https://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fdanaos.narod.ru%2Fpsiho%2Fceytlin_s_n_yazyk_i_rebenok_lingvistika_detskoy_rechi.doc&ei=XJGqVNfYKejgywPPzoHICw&usg=AFQjCNFMV0StRzf1InZWKxlAU3Crpv8oeQ&sig2=cb8t8HqxdLw6YrOZYgPE1Q&bvm=bv.82001339,d.bGQ&cad=rjt или http://www.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=14224). В процессе использования языка в речи реализуется культура речи и складывается тенденция к саморазвитию речи. http://dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm
Рассматриваемая точка зрения отражена в многочисленных исследованиях, опровергающих мнение об использовании языка как о процессе, полностью основанном на подражании. Эти исследования (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин) убедительно показывают, что использование языка представляет собой творческий процесс, основанный на анализе языковой действительности.
Лекция 2.
Раздел 2.
Речевая деятельность педагога.
Основным видом человеческой деятельности является речевая деятельность. Без речевой деятельности невозможно осущетвление никакого другого вида деятельности. Л.С. Выготский (1934) указывал: процесс производства речи представляет собой последовательность фаз деятельности. Ученый отмечал роль внутренней речи в процессе речепроизводства. По мнению Л.С. Выготского, «отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс …», а овладение языком – процесс перехода с одной ступени обобщения на другую .
Сущность понятия речевой деятельности наиболее полно раскрывается в рамках отечественной психолингвистики. Это теория речевой деятельности А.А. Леонтьева. http://mexus.ru/osnovy-psiholingvist.html Существуют противоположные взгляды на взаимосвязь психолингвистики и (педагогической) риторики: риторика – составная часть психолингвистики; психолингвистика – составная часть риторики. Независимо от того, как интерпретирует эту взаимосвязь тот или иной исследователь, не следует забывать: передача информации осуществляется в ходе речевой деятельности!
Язык представляет собой абстрактную систему знаков, а речь – процесс и результат использования языка в речевой деятельности. Речевая деятельность – это деятельность человека, направленная на порождение и восприятие речи. Таким образом, порождение речи и восприятие речи – два основных вида речевой деятельности, которые обеспечиваются работой двух речевых зон в коре доминантного полушария – моторной зоны (порождение речи) и сенсорной зоны (восприятие речи).
Ф.А. Сохин предложил различать, с одной стороны, речевое развитие ребенка, представляющее собой развитие навыков устной речи и речевого общения, и, с другой стороны, лингвистическое развитие – развитие метаязыковой деятельности ребенка, позволяющее ему творчески перерабатывать речевой материал, получаемый в ходе общения с окружающими, и строить собственные слова и высказывания. Лингвистическое развитие русскоязычного ребенка ярко проявляется, например, в словотворчестве (см., например, К.И. Чуковский «От двух до пяти»). позволило сформулировать пятую задачу речевого развития детей – формирование «элементарного осознания явлений языка и речи» (Ф.А. Сохин). В процессе лингвистического развития, протекающего на основе становления метаязыковой деятельности, осуществляется умственное развитие ребенка, формируется культура речи и тенденция к саморазвитию речи. http://dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm Рассматриваемая точка зрения отражена в многочисленных исследованиях, опровергающих мнение об овладении языком как о неосознанном процессе, полностью основанном на подражании. Эти исследования (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин,) убедительно показывают, что овладение родным языком представляет собой творческий процесс, основанный на интересе детей к языковой действительности. Специфика речевой (коммуникативной) деятельности педагога проявляется в следующем. Имеет место направленность на передачу учебной информации; (вос)создание педагогических отношений в целях обеспечения взаимодействия участников педагогического общения. Речевая деятельность педагога – содержательно-образовательное информационное взаимодействие, организуемое в педагогических целях. Выделяются следующие функции речевой деятельности педагога: информационная; функции кодирования и декодирования; функция интерпретации сообщения; организационная; коррекционная; трансформирующая; охранительная (о языке) и др. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/rhetoric/business/
Среди свойств речевой деятельности педагога принято прежде всего отмечать полифункциональность, полиинформативность, многоканальность и многоуровневость, а также полимодальность.
Лекция 3.
Функционально-смысловые типы речи.
Функционально-смысловой тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/rhetoric/business/ Принято выделять следующие функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и контаминированные (смешанные тексты. Функционально-смысловые типы речи различают на основе следующих важнейших признаков: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (отражение микротем в структурных частях текста); связность (способы выражения логических связей между предложениями и частями монологического текста). http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/part-001.htm#i28
Описание – характеристика предмета в статике. Имеет следующую структуру:
1 часть – это обозначение или выделение описываемого предмета из окружающей действительности;
2 часть – собственное описание:
а) перечисление составных частей описываемого предмета;
б) перечисление признаков или качеств (свойств) предмета;
в) обозначение действий предмета;
3 часть – выражение собственного отношения к описываемому предмету (элемент рассуждения).
Иногда структуру описания называют лучевой: от «центра» (названия описываемого объекта) к периферии расходятся «лучами» названия составных частей, признаков и действий.
Основные виды описания таковы: портрет – изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.); динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа; психологический портрет – описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее автору приоткрыть внутренний мир или душевные переживания героя; интерьер – изображение внутренней обстановки помещения. http://alleng.ru/d/rusl/rusl67.htm
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени.
Структура повествования строгая (более жесткая, чем структура текста-описания), требует определенной последовательности, не допускает перестановки структурных частей и отдельных предложений:
1 часть – завязка;
2 часть – развитие действия, кульминация;
3 часть – развязка.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства, в нем содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.
Структура рассуждения: тезис, аргументы (факты), вывод-заключение.
В раннем онтогенезе наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов монолога с преобладанием одного из них.
Однако, в первую очередь ребенок овладевает текстом повествования, затем описанием (в средней группе появляются предпосылки к описанию, а в старшей дети строят тексты описания по структуре) и позже – рассуждением (к 7 годам).
Лекция 4.
Функциональные стили русского языка.
Один из важнейших показателей коммуникативной компетенции человека – это осознанное владение всем богатством стилеобразующих средств языка. Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, которая используется в определенной сфере человеческой деятельности. Способы подобного использования языковых средств диктуются целями и условиями общения в этой сфере общения, а также общностью организации коммуникативных ситуаций. В свою очередь индивидуальный стиль – совокупность способов выбора языковых средств в зависимости от условий речевой ситуации. Не случайно само слово «стиль» происходит от древнегреческого «stilos» - палочка, стирающая неудачно написанное. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/part-001.htm#i28
Раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль писателей и т. д., называется стилистикой. Второе значение слова «стилистика» - учение о выразительных средствах языка (стилистика языка) и их использование в различных сферах речевой коммуникации (стилистика речи). Отметим, что выдающийся отечественный языковед, академик Виктор Владимирович Виноградов впервые предложил различать стилистику языка, стилистику речи, а также стилистику художественной литературы.
Функциональные стили русского языка подразделяются на книжные и разговорный. К книжным стилям относят научный (собственно научный, учебно-научный, научно-популярный); официально-деловой и публицистический стили. http://alleng.ru/d/rusl/rusl67.htm
Научный стиль речи обслуживает сферу научного общения.
Основная его функция - информационная (функция передачи информации). Также можно выделить познавательную (получение знаний), эвристическую (получение НОВЫХ знаний) и аккумулятивную (накопление знаний) функции. Основными признаками научного стиля речи являются логичность; точность; обобщенность; объективность.
Официально-деловой стиль речи обслуживает сферу официально-делового общения (законодательство, делопроизводство). Его основная функция – информативная.
Признаками официально-делового стиля являются следующие: точность (не допускается двоякое толкование); использование речевых штампов и клише; стандартизация составных частей текста (реквизитов); использование официально- деловой лексики.
Публицистический стиль речи обслуживает сферу официально-делового общения (законодательство, делопроизводство). Его основные функции – информативная и эстетическая (воздействие на слушающего или читающего). Признаками публицистического стиля являются следующие: логичность; образность; эмоциональность; использование общественно-политической лексики; использование эмоционально-оценочной лексики; использование средств языковой выразительности.
Остановимся на стиле художественной литературы. Его основными функциями являются эстетическая (воздействие на слушающего или читающего), а также функция создания художественного образа.
Важнейшими признаками стиля художественной литературы признаются следующие: соединение различных стилей речи; использование элементов просторечия, жаргонизмов, диалектизмов; широкое использование средств языковой выразительности (тропов и фигур речи). Отметим, что, если говорить о функционально-смысловых типах речи, в рамках стиля художественной литературы чаще всего представлены контаминированные, или смешанные тексты (например, повествование с элементами описания и рассуждения).
Носителю языка важно знать и адекватно использовать не только языковые средства различных стилей, но и общие, межстилевые средства языка в зависимости от условий речевого общения. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/rhetoric/business/
Лекция 5.
Жанры устной и письменной речи.
Всякая речь должна быть представлена в виде определенного жанра.
Жанр – отношение текста к действительности, т.е. к условиям его создания и воспроизведения.
Возможны различные подходы к классификации жанров.
Жанры первичные - жанры повседневного общения. Жанры вторичные формируются в условиях организованного культурного общения.
Деловая, дипломатическая, духовная словесность, а также словесность средств массовой коммуникации представлены как письменными, так и устными жанрами. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/rhetoric/business/
Устная или письменная форма речи оказывает влияние как на содержание, так и на форму построения текста, поскольку существуют определенные различия между устной и письменной формами речи. Эти различия связаны со средствами, функциями, условиями речевых ситуаций, возможностью или невозможностью повторного обращения к речевому произведению, особенностями порождения и восприятия речи). Следовательно, порождение устных и письменных текстов требует различных стратегий.
Среди основных жанров устной речи выделяются, например, следующие: публичное выступление, лекция, научный доклад, устный рассказ.
Среди основных жанров письменной речи выделяются, например, следующие: литературные произведения, дневниковые записи, служебные и докладные записки, письма, сочинения на заданную тему.
Рассмотрим некоторые из них. http://alleng.ru/d/rusl/rusl67.htm
При подготовке публичного выступления основное внимание уделяется принципам отбора и распределения материала, а также логической аргументации.
Для выступления целесообразно составить план.
Все выступление должно быть посвящено утверждению и доказательству центрального тезиса. Это утверждение может быть высказано в рамках любой структурной части текста, но оно должно составлять его центральную часть. Главный тезис может быть разбит на несколько частей, но хотя бы однократно он должен быть сформулирован полностью, лучше — в краткой, возможно даже, афористической форме.
Основная функция научного доклада – распространение научных знаний. Большое значение при работе над научным докладом имеют новизна приводимых научных фактов, мастерство их подачи и интерпретации. Подобные тексты понятны лишь узкому кругу посвященных. Существенное внимание следует уделять описанию и объяснению новых фактов. Научный доклад, произносимый устно, по многим параметрам имеет сходство с научной статьей, которой присуща письменная форма речи.
Письма и дневниковые записи обычно производят впечатление особой искренности: для этого используются специальные языковые средства (например, эмоционально-оценочная лексика). Как правило, эти жанры предполагают единственного адресата. В настоящее время эти жанры утрачивают свое значение.
Сочинение на заданную тему относится к учебным жанрам. Особое внимание при подготовке текста уделяется структуре (составлению плана). Существенная роль отводится также отбору языковых средств, обеспечивающих адекватное отражение действительности и личностной окрашенности.
Таким образом, жанры устной и письменной речи позволяют отразить в речевой форме различные виды социального взаимодействия людей в типических ситуациях общения. Понимание особенностей того или иного жанра позволит учителю освоить нормы речевого поведения в различных коммуникативных условиях, что, безусловно, окажет существенное влияние на эффективность его профессиональной деятельности. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/rhetoric/business/
Лекция 6.
Раздел 6.
Коммуникативные качества речи и средства языковой выразительности
Коммуникативные качества речи представлены как в классической, так и в современной риторической традиции. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/rhetoric/business/ Чаще всего исследователи описывают следующие коммуникативные качества речи.
1.Точность речи.
2. Богатство речи.
3.Выразительность речи.
4.Чистота речи.
5.Понятность речи. http://lib.ugrasu.ru/news/2013/06/13-(1).aspx
Точность речи.
Одна из основных задач говорящего – выбор точного языкового средства (морфемы, слова, синтаксической конструкции), адекватного условиям ситуации общения. Иначе говоря, выбор нужного языкового средства должен быть оправдан коммуникативными условиями. Нередко термин «точность речи» определяется как точность словоупотребления (точность в узком смысле). Точность речи может быть нарушена в результате употребления слов в несвойственном им значении; в результате смешения паронимов, омонимов; также причиной двусмысленности может быть многозначность слова.
Богатство речи.
Богатство речи – разнообразие используемых в речи языковых средств (фонетических, морфологических, лексических, синтаксических). «Богатство языка есть богатство мыслей» - справедливо утверждал Н.М. Карамзин, так как «мысль … совершается в слове» (Л.С. Выготский).
Например, лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях.
Словарный запас современного человека в ситуациях бытового общения обычно не превышает 3-4 тыс. разных слов, в других коммуникативных ситуациях он достигает 30—40 тыс. слов.
Выразительность речи.
Выразительность речи - способность говорящего использовать средства языковой выразительности. Это прежде всего тропы и фигуры речи.
Тропами принято называть средства языковой выразительности в пределах лексического уровня языковой системы. Эпитеты — художественные определения (синее море). Метафора основана на переносе наименования по сходству (золотые руки). Метонимия перенос наименования по смежности (Вся аудитория возмущалась). Разновидностью метонимии является синекдоха – троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого или целое – вместо части.
Фигуры речи – средства языковой выразительности, отражающие функционирование синтаксического уровня языка. Антитеза - прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении с целью достичь стилистического эффекта. Анафора – повтор в начале строки. Эпифора – повтор в конце строки. Синтаксический параллелизм – использование синтаксических конструкций, построенных по одной модели. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/part-001.htm#i28
М.В Ломоносов (1755) писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно (выразительно) говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
Чистота речи.
Чистота речи проявляется в отсутствие в речи слов-паразитов (так сказать, значит, вот). Как правило, абсолютно чистой речи не бывает. Это связано с различными экстралингвистическими (внеязыковыми) факторами, в том числе с реализацией механизмов, обеспечивающих поиск нужного языкового средства, адекватного условиям коммуникативной ситуации. Также причиной появления элементов, чуждых нормативному языку, согут служить волнение во время публичного выступления или бедность индивидуального лексикона носителя языка.
Понятность (ясность) речи.
Понятность речи отражает доступность речи для тех, кому она адресована. Понятность речи обеспечивается соблюдением норм литературного языка; стилистической выдержанностью высказываний; употреблением знакомой для собеседника лексики (понимание затрудняют жаргонизмы, профессионализмы, заимствования, диалектизмы и т.п.).
Обычно участники коммуникации связывают понятность речи с умением мыслить ясно, четко, логично. В связи с этим исследователи нередко называют понятность основной коммуникативной характеристикой речи.
Важно обратить внимание на следующий момент. Ориентируясь на реализацию рассмотренных качеств речи в своей речевой деятельности, говорящие должны всегда помнить о необходимости соответствия речевой продукции языковым нормам.