Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особые образовательные потребности студентов с нарушением слуха

  • 👀 445 просмотров
  • 📌 410 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особые образовательные потребности студентов с нарушением слуха» docx
Лекция 3. Тема «Особые образовательные потребности студентов с нарушением слуха» Современное общество на данном этапе развития цивилизации и глобализации, ставит перед высшими образовательными учреждениями задачу, которая состоит в создании особых условий жизни и функционирования категории учащихся, что имеют ограниченными возможности здоровья. Студенты с различными нарушениями, включая тех, у кого наблюдается недоразвитие или отсутствие слуха, нуждаются в особых условиях образования, которое в будущем даст возможность адаптироваться в обществе и может гарантировать трудоустройство по специальности.1 В настоящее время комплексный процесс, в котором обеспечивается совершенно равный доступ к качественному образованию студентам, с особыми потребностями в образовании, в условиях высшего образовательного учебного заведения – во многом обуславливается оптимальной организацией процесса не только их учебной, но и внеучебной деятельности. Особенно это касается создания особой инклюзивной среды, которая в целом направлена на успешную адаптацию студентов, которые имеют особые образовательные потребности. Такая среда, прежде всего, выстраивается на личностно направленных методах обучения и формах, которые в максимальной степени принимают во внимание их индивидуальные особенности. Впрочем, сегодня в данном плане прослеживаются некоторые противоречия. Заметим, что потребности общества, студентов в образовании такого плана, который предусматривает применение особых средств и форм, способов, методов, отсутствие в современной образовательной практике вузов научно-методического обеспечения, которое бы содержало соответствующие способы, формы, методы и приемы. Образовательная потребность в обобщенном понимании – это отношение индивида к сфере знания, которое обуславливается определенными социальными и культурными доминантами. Это знание – основная характерная черта всестороннего развития человека, его самореализации и самоопределения. Следовательно, потребность в образовании представлена как разноаспектная потребность, обладающая специфичной структурой, которая может быть конкретизирована в таких потребностях как навыки, знания, умения, общение, самообразование, самоактуализация, самореализация и т.д. Специальные образовательные потребности выступают в качестве таких потребностей в индивидуализированных условиях обучения (в том числе – технические средства), в таком особом содержании и образовательных методах, социальных, медицинских, прочих услугах, которые непосредственным образом связаны с потребностями в успешном обучении2. Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить студент с недостатками развития в процессе обучения. В 1995 году состоялось принятие Декларации ООН в Копенгагене – «О социальном развитии». Тогда была провозглашена забота о людях, как о главном условии, которое способствует стабильному развитию всего общества. Такое внимание к интересам отдельного человека привело к формированию нового подхода к общественному устройству – инклюзивному обществу или «обществу для всех». Инклюзия в настоящее время выступает в качестве столь важного шага на пути достижения конечной цели. Прежде всего, речь идет о создании включающего общества, которое даст возможность взрослым и детям – вне зависимости от возрастных и половых особенностей, от способностей и этнической принадлежности, от отсутствия или наличия нарушений в развитии, ВИЧ-инфекции – принимать участие в жизни общества; вносить собственный вклад в развитие. Соответственно, в данном обществе отличия ценятся, поощряются, а вместе с тем, с предрассудками и дискриминацией в повседневной жизни, в политике, в деятельности учреждений – ведется постоянная борьба3. Следовательно, в качестве приоритетной задачи, которая стоит перед всеми ВУЗами страны – формирование широкого спектра образовательных услуг, а также обеспечение их реальной доступности. Личность, которая осуществляет реализацию образовательных потребностей, ждет, что будут достигнуты некоторые результаты. Соответственно, это дает возможность реально классифицировать образовательные интересы личности посредством видения итогов собственной образовательной активности. В частности, к главным образовательным интересам относят: - статусные интересы – имеется в виду изменение статусного положения, вертикальная социальная мобильность, которая оказывается обусловленной повышением уровня образования; - материальные интересы – увеличение материального благосостояния по итогам образовательной активности; - трудовые и профессиональные интересы – увеличение уровня профессиональной компетенции, совершенствование навыков труда при реализации образовательной деятельности; - моральные интересы – процесс получения удовлетворения морального характера от более качественного образования; - адаптационные интересы – интеграция в новые области социальной действительности, освоение новых видов деятельности в процессе обучения; - духовные интересы – подразумевается самореализация в духовной сфере, максимальная включенность в духовную жизнь, приобщение к культуре согласно характеру, уровню, а также качеству образования4. Подобный анализ дает возможность выделять некоторые образовательные потребности: продвижения по статусу, материальный рост, совершенствование профессиональных качеств, моральное самоутверждение, духовная самореализация, а также адаптация в социуме. Из этого становится ясно, что потребность в образовании должна быть удовлетворена на должном уровне, так как именно качество получаемого (или уже полученного) образования определяет место человека в социуме, дает ему инструменты и средства для выстраивания профессиональной, общественной и личной деятельности. В соответствии с утверждением Е.А. Мартыновой, которое она изложила в статье «Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов»5 сноска должна быть тут, процесс социализации развивается в трех основных сферах: • общение; • самопознание; • деятельность. Следовательно, наполнение всех этих сфер будет происходить эффективно при условии создания специальных условий образования для инвалидов. Получение качественного образования является жизненно важным для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), поэтому доступность качественного общего и профессионального образования на текущий момент является одной из основных задач государства. В.И. Лубовский писал о том, что важные образовательные потребности являют собой потребности в условиях, требуемых для оптимальной реализации потенциальных и актуальных возможностей6. Чтобы обеспечить права лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов – на получение высшего образования в профессиональных учреждениях, чтобы реализовать специальные условия для обучения рассматриваемой категории детей, нужно сформировать индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) для обучающегося лица-инвалида и лица с ОВЗ. Данные требования установлены в Методических рекомендациях по проработке, а также по реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, которые утверждены Отделом государственной политики в области подготовки кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 20 апреля 2014 года №06-83вн. ИОТ (индивидуальная образовательная траектория) рассматривается в качестве последовательности компонентов учебной деятельности того или иного учащегося в плане реализации собственных целей образования, которые бы отвечали его возможностям, способностям, интересам, а также мотивации. Что касается личностного потенциала ученика, то под ним рассматривается комплекс познавательных, коммуникативных, деятельностных, организационных, творческих и прочих способностей. Таким образом, ИОТ обучающегося инвалида или обучающегося с нарушением слуха необходима для организации образовательного процесса и его психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования7. И.Г. Россихина, М.С. Астоянц писали о том, что нужно рассматривать инклюзивное образование в качестве долгосрочной стратегии, которая требует терпимости, прежде всего, терпения, последовательности и систематичности, комплексного подхода в процессе реализации такой стратегии8. Прежде всего, отмечаем, что инклюзия предусматривает вовлечение в процесс каждого объекта образовательного процесса (то есть ученика или студента, воспитанника дошкольного учреждения) посредством образовательной программы. Она отвечает его способностям, а также удовлетворяет индивидуальные потребности в образовании; обеспечивает специальные условия. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время инклюзия – это главная тенденция в развитии системы образования, которая бытует во всем мире9. В процессе обобщения теоретических положений об образовательных потребностях студентов с ограниченными возможностями здоровья, проанализированные нами в этой главе, выделим следующие: - потребность, которая обусловлена обеспечением разнообразия перцептивных, сенсорных действий, ощущений. Дело в том, что понижение уровня слуха существенно ограничивает объем внешних воздействий, объединяет взаимодействие с внешней средой, осложняет общение с окружающими людьми; - потребность, которая обусловлена обеспечением требуемого количества зрительных, материальных опор в процессе получения образования (схемы и модели, рисунки; чтение по губам) – при изучении каждой темы; - потребность в обеспечении понижения уровня напряженности внимания при считывании с губ, так как данный процесс приводит к утомлению, к утрате устойчивого уровня внимания; - потребности в обеспечении адекватной скорости, темпа работы, что обуславливает понижение количества ошибок в ходе выполнения конкретного задания; - потребность в обеспечении продуктивности внимания, работы за счет обеспечения выразительности изобразительных качеств воспринимаемого материала. Итак, это дает возможность детям, которые имеют слабый слух, проще выделять нормативные, информационные признаки конкретного явления или предмета; - потребность, обусловленная опорой на материал, который изучался ранее, актуализацией тактильных, зрительных, слуховых и прочих образов предметов, представлениями об изученном ранее материале, а также представлениями о новом материале; - потребность в постоянном обучении студентов процессу установления казуальных связей, отношений за счет формирования логического, словесного мышления на материале каждой темы; - потребность в проработке индивидуальных учебных планов, индивидуальных графиков в обучении; - потребность, которая обусловлена специальным процессом организации коммуникативной деятельности на занятиях в формате «студент-педагог», «студент-студент», «студент-группа учащихся»; - потребность в организации особой речевой деятельности в ходе изучения каждой темы, где предусматривается применение разных моделей речевых высказываний; - потребность в процессе формирования пакета демонстрационных средств, которые помогают лучше усваивать тему: видеоматериалы с текстовым сопровождением, наглядный материал, материал с сурдопереводом; - потребность в персональных консультациях, которые, возможно, будет проводить консультант – сурдопереводчик. Особого внимания, кроме прочего, заслуживает организация личностной образовательной траектории студента, который имеет особые образовательные потребности. Такая траектория обеспечивается систематическим анализом информации обратной связи, а также синтезом актуальных образовательных ситуаций, которые возникают каждый день при обучении. В целом, инвалиды по слуху делятся на 2 категории: слабослышащие и глухие. В то же время отмечаем, что за последние годы актуальной стала проблема обучения лиц с кохлеарными имплантатами (КИ). Но заметим, что речь, которая воспринимается КИ, отличатся от восприятия слышащего человека. Даже если студент на протяжении длительного времени использует такой аппарат, могут сохраняться некоторые проблемы при восприятии устной речи окружающих людей. Так, при глухоте главный канал восприятия при образовательной деятельности – это зрительный анализатор. Существенные трудности в грамматическом оформлении речи, при общении посредством устной речи на первое место ставят форму повседневного общения – жестовую и дактильную речь. К категории лиц с нарушениями слуха относятся люди, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими у людей этой категории затруднена по причине тугоухости или невозможна в принципе (глухота). Тугоухость – заболевание, которое характеризуется понижением слуха. Часто тугоухость проявляется в детском возрасте. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Различают три степени тугоухости. При легкой тугоухости (1-й степени) человек различает разговор шепотом на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорную речь на расстоянии более 4 метров, но не может адекватно воспринимать разговор при посторонних шумах или искажении речи. Средняя тугоухость (2-й степени) имеет место, если человек воспринимает шепотную речь на расстоянии меньше, чем один метр, а разговорную речь слышит на расстоянии от 2 до 4 метров. Тугоухость 2 степени характеризуется неразборчивостью в восприятии всех слов в нормальной обстановке, требуются неоднократные повторения некоторых фраз или отдельных слов. Тяжелая тугоухость (3-я степень) проявляется в невозможности различить шепот даже на очень близком расстоянии, разговорную речь человек слышит на расстоянии меньше чем 2 метра. Используется слуховой аппарат и обучение зрительному восприятию речи (чтению с губ), чтобы иметь возможность общаться. Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются «остатки» слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки (более 90 дБ), в том числе и некоторые звуки речи, произносимые над ухом громким голосом или криком. При глухоте разборчивость восприятия речи отсутствует даже при громком крике. 19 Глухота может быть врожденной, приобретенной, одно- и двусторонней, периферической или центральной, прогрессирующей или стойкой. Глухие и слабослышащие обучающиеся имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха: - необходимость развития и использования остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; - создание условий и возможностей для эффективного использования студентами данной категории слухо-зрительного, слухового и зрительного восприятия обращенной речи говорящего человека и различных форм коммуникации; - восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве вуза; - развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; - формирование способности к максимально независимой жизни в обществе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое. Учащиеся, которые слабо слышат, имеют намного больше возможностей, чем полностью глухие люди. Особенно это касается применения устной речи при общении с окружением и восприятии речи на слух. Впрочем, даже общение и восприятие речи может быть затруднено, отчего возникает потребность – зрительно подкреплять информацию, которая направлена на студента. Кроме прочего, трудности у студентов с нарушенным слухом, могут возникать при обучении, что обусловлено чертами слухового внимания и памяти, недостаточным словарным запасом, ограниченностью общих представлений, сложностями в понимании речи. У студентов могут возникать определенные трудности в процессе самостоятельного образования: - через чтение книг и восприятия на слух учебного материала, при понимании устной речи (особенно в шуме или если невозможно видеть говорящего человека); - при синтезе, анализе воспринимаемого материала, при сопоставлении материала, изученного ранее и нового материала. Так, при освоении новых знаний у студентов с нарушенным слухом могут быть трудности, которые обусловлены их включением в систему знаний. Обучение студентов с нарушениями слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: наглядности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий. Максимальный учет особенностей студентов с нарушением слуха и достаточный уровень наглядности обеспечивается при использовании разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций, учебное пособие, адаптированное для восприятия студентами с нарушением слуха, электронный контролирующий программный комплекс по изучаемым предметам для студентов с нарушениями слуха. Слабослышащие, в отличие от глухих, могут самостоятельно накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата можно достигнуть в учебном процессе. Недостаточный уровень овладения речью является препятствием для полноценного развития всей познавательной деятельности глухих и слабослышащих студентов; речевая недостаточность становится причиной своеобразия их восприятия, памяти и мышления. На этом построено психологопедагогическое изучение процесса овладения знаниями студента с нарушением слуха. Невысокий уровень восприятия устной речи, невнятное произношение не позволяют многим взрослым глухим и слабослышащим использовать устную речь как надежное средство общения. Также уровень овладения словесной речью определяет успешность всего процесса обучения и особенно сказывается на развитии логического мышления. При организации образовательного процесса со слабослышащими студентами необходима особая фиксация на артикуляции выступающего следует говорить громче и четче, подбирая подходящий уровень громкости. В процессе работы следует учитывать, что проведение учебных занятий требует повышенного напряжения внимания участников образовательного процесса, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания, снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению количества ошибок. Продуктивность внимания у обучающихся с нарушенным слухом зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала: чем они выразительнее, тем легче обучающимся выделить информативные признаки предмета или явления. Некоторые основные понятия изучаемого материала студентам с нарушенным слухом необходимо объяснять дополнительно. На занятиях требуется уделять повышенное внимание специальным профессиональным терминам, а также использованию профессиональной лексики. Для лучшего усвоения слабослышащими специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение. Внимание у обучающихся с нарушенным слухом в большей степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала: чем они выразительнее, тем легче слабослышащим студентам выделить информативные признаки предмета или явления. В процессе обучения рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством наглядного материала. Особую роль в обучении лиц с нарушенным слухом, играют видеоматериалы. По возможности, предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом. Видеоматериалы помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся ви деофиксации, анимация может быть использована для изображения различных динамических моделей, не поддающихся видеозаписи. Анимация может сопровождаться гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения, что важно при работе с лицами, лишенными нормального слухового восприятия. Обучающую функцию выполняют компьютерные модели, лабораторные практикумы. Создание текстовых средств учебного назначения для студентов с нарушенным слухом требует участия сурдолога. Формой организации учебного процесса является лекционносеминарская система обучения и поэтапная система контроля знаний студентов. Проведение занятий различного вида способствует формированию системы обобщенных знаний студентов. Применение поэтапной системы контроля, текущего и промежуточного, способствует непрерывной аттестации студентов. Одним из важнейших факторов, способствующих повышению уровня подготовки, является индивидуализация учебной деятельности студентов в системе целостного педагогического процесса. Индивидуализация учебной деятельности студентов с нарушениями слуха осуществляется на основе учета их индивидуальных особенностей, проявляющихся в их познавательной деятельности, психофизических (в том числе и слуховых) способностях, в умении мобилизовать эмоционально-волевые и интеллектуальные силы, на основе использования дидактических и организационных средств. Изучение индивидуальных особенностей студентов с нарушениями слуха позволит построить процесс обучения с учетом их потенциальных возможностей в добывании знаний. Полноценное усвоение знаний и умений происходит в условиях реализации принципа коммуникативности. Эффективное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе, умение представлять и защищать результаты своей работы, владение различными социальными ролями в коллективе, способность к организации эффективного делового общения являются навыками, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Коммуникативный компонент развивается в результате включения студентов в групповую деятельность на основе формирования словесной речи. Поэтому коммуникативная система, действующая ныне в практике обучения глухих и слабослышащих, в большей степени направлена на развитие словесной коммуникации. Задачей данной системы является обучение языку как средству общения. Сочетание всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, зрительного восприятия с лица и с руки говорящего) предполагает развитие всей структуры речевой деятельности, которая помогает практической деятельности и вплетается в нее. От содержания целей, условий практической деятельности зависят и соответствующие функции общения, что особенно важно для получения общего или профессионального образования лицами с нарушением слуха. Необходимо отметить, что основная масса студентов с нарушением слуха имеет сопутствующие заболевания, в связи с этим не все студенты имеют возможность регулярного посещения занятий. Для таких студентов определяется индивидуальный график и форма сдачи материала. Для слабослышащих студентов эффективна практика опережающего чтения, когда студенты заранее знакомятся с лекционным материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты. Такой вариант организации работы позволяет студентам лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты. У студентов с нарушением слуха на занятиях зрительный канал работает с перегрузкой, причем тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. Это приводит к снижению скорости восприятия информации и повышенной утомляемости во время занятия. Реализации коррекционной направленности обучения студентов с нарушением слуха способствует соблюдение слухоречевого режима на каждом занятии. Обучение глухих и слабослышащих студентов должно осуществляться на основе образовательных программ, адаптированных для людей с ОВЗ. Одним из факторов эффективного обучения является компетентность преподавателя в применении различных способов общения: наглядности, компьютерных технологий, интеллектуальной доски, а также знание технических средств улучшения слуха, иногда даже элементов жестового языка. Информационные технологии расширяют возможности преподавателя в работе со студентами данной категории. Учебно-методические презентации, контролирующие и контрольно-обучающие программы проектируются по общей технологической схеме с использованием языка программирования Visual Basic for Application, средства подготовки презентаций PowerPoint и других составляющих пакета Microsoft Office. Чтобы образование для инвалидов и лиц с ОВЗ стало доступнее, перечисленные особенности нужно принимать во внимание в процессе организации и реализации образовательного процесса. Прежде всего, предстоит создавать специальные условия: - свести до минимума возможные шумы в помещении; - при коммуникации становиться со стороны слухового аппарата или КИ (если же студент носит только один аппарат); - становиться лицом к слушателю, причем лицо говорящего должно иметь хорошее освещение (нельзя становиться спиной к окну); - задействовать FM-систему, прочие современные технологии, которые позволяют улучшить восприятие речи окружающих людей в осложненных акустических условиях; - перед началом речи, нужно привлечь внимание плохо слышащего студента; - нужно говорить интонационно, выразительно, в нормальном темпе и четкой артикуляцией; - контролировать реакцию студента на сказанное, чтобы понимать, насколько был воспринят произнесенный материал; - в случае, если студент не понимает говорящего человека, нужно попробовать изменить фразу, сказать ее иначе, но не повторять; внимание акцентируется на важном с помощью интонации; - как дополнительные информационные каналы могут применяться мимика и естественные жесты, язык телодвижений и специфические средства – жесты, дактилология; - продублировать звуковую информацию о расписании занятий визуальными данными (поставить мониторы с субтитрами; мониторы, их количество и размеры – определятся по размерам аудитории, другого помещения); - обеспечить качественными звуковыми средствами воспроизведения. Прежде всего, специальные технологии, применяемые в работе с учащимися с нарушением слуха, позволяют упростить материал, понимание речи. Кроме прочего, дети мотивируются на применение устной речи в повседневном общении. Удовлетворяются многие потребности: - в зрительном и слуховом восприятии речи в тех или иных коммуникативных ситуациях; - применяются всевозможные виды общения; - активизируются стороны, виды письменной, устной речи. Таким образом, в виде специальных технологий могут выступать средства методического, а также программного обеспечения образовательного процесса, которые способны увеличить уровень наглядности обучения; активизируют процесс образования, применения доступных форм коммуникации. Потребность в использовании специальных технологий также обусловлена тем, что у детей с нарушенным слухом на занятиях зрительный канал работает с существенным перегрузом. Примечательно, что перегрузка будет тем сильнее, чем больше поражены органы слуха. Итак, компонентами обучающих технологий являются программы на ПК, программное обеспечение, которое позволяет наглядно продемонстрировать информацию. Помощь в том оказывают информационные технологии, которые представляют собой мультимедийную среду для изложения, а также активного восприятия данных. За счет компьютеризации удается активизировать образовательный процесс, обеспечив дифференцированный подход к студентам, которые интегрированы в среду образования10. Библиография: 1. Астоянц М.С., Россихина И.Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия. Статья подготовлена в рамках программы государственной поддержки молодых ученых: Грант Президента Российской Федерации МД – 1575. 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: do.gendocs.ru/docs/index-249855.html. 2. Инклюзивное образование: перспективы развития в России // Перспектива: региональная общественная организация инвалидов. URL: http://www.perspektiva-inva.ru/index.php 3. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб. пособие/ Сост. Н.В. Новоторцева: 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: КАРО, 2006. 144 с. 4. Лешер О.В., Деменина Л.В. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: КОМПЛЕКС НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18603 (дата обращения: 09.05.2020). 5. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности. // Психологическая наука и образование. – 2013, №5. – С. 62. 6. Мартынова Е.А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Том 5. № 1. С.83–87. 7. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб. пособие/ Сост. Н.В. Новоторцева: 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: КАРО, 2006. 144 с. 8. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета, 2010. – № 9 (83). – С. 42. 9. Тейтельман Н.Б. Потребности в образовании студентов негосударственных вузов: дис…. канд. социол. наук: 22.00.06 / Николай Борисович Тейтельман. – Екатеринбург, 2004. – С. 42. 10. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М., 2005.
«Особые образовательные потребности студентов с нарушением слуха» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot