Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧИТАЕТЕ ЛЕКЦИЮ И ОТВЕЧАЕТЕ НА ВОПРОСЫ(в электронном варианте, в тетрадь писать не нужно)
За одинаковые ответы буду ставить 2!
Тема: Проблемы экономического, политического, общественного и культурного развития различных государств на рубеже веков. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Понятие глобализации
XX век был временем невиданных прежде в истории человечества перемен. Наиболее яркие свидетельства этого - успехи науки и техники, изменение условий труда, быта и досуга людей в ведущих странах мира.
Но XX век был и временем крайнего обострения противоречий мирового развития. Человечество пережило две мировые войны, «холодную войну», сопровождавшуюся множеством локальных конфликтов, которые унесли миллионы жизней, кровавые гражданские войны во многих странах, массовые репрессии на классовой, идеологической или этнической основе. Эти трагические события в значительной мере способствовали утверждению во многих странах мира принципов верховенства прав человека и гражданина. Они были закреплены как в международных документах, так и в конституциях и законах отдельных стран. И все же мир начала XXI в. не свободен от гонки вооружений, локальных конфликтов, насилия, нарушений международно-правовых норм и прав человека, появились проблемы, связанные с неравномерностью развития, экологическими угрозами, международным терроризмом и т.д.
Ускорение мирового развития в XX в. было тесно связано с дальнейшим усовершенствованием средств транспорта и связи, вывозом капитала и углублением взаимозависимости экономик ведущих стран мира. Этот процесс получил название глобализации. Мировая экономика стала более или менее целостным организмом. Это, однако, не исключает жесточайшей конкуренции между ее основными участниками - транснациональными компаниями (ТНК) и транснациональными банками (ТНБ), которая ведется в условиях активного вмешательства национальных государств и их объединений в экономическую жизнь.
Крупнейшим событием конца XX столетия явился распад и саморазрушение СССР, имеющий огромные международные последствия. На месте «социалистического лагеря» возникла группа суверенных государств. Произошло объединение Германии. Западная Европа стала форсировать процесс экономической и политической интеграции в рамках Европейского Союза и НАТО, вновь созданные государства на месте бывших советских республик образовали Содружество независимых государств (СНГ). США остались единственной сверхдержавой мира и недвусмысленно заявили претензии на мировое лидерство. НАТО устремилось на Восток.
В условиях перехода к новой системе международных отношений Россия (преемник СССР) столкнулась с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возникновением новых государств и т.д.
Подобные процессы не могли не ослабить наших внешнеполитических позиций. Россия была не в состоянии оказать противодействие созданию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств - членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран Балтии и других стран). Все это - попытки исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой безопасности. Такое развитие событий может придать России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса в международных делах. В этой крайне невыгодной обстановке России нужно было максимально использовать дипломатические средства, переговорный процесс для обеспечения своего участия в формировании положения дел в Европе и мире.
Одним из результатов этих усилий стало подписание основополагающего акта, регулирующего отношения между Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает в рамках деятельности Совместного постоянного совета участие сторон на равноправной основе, в случае достижения консенсуса, в планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН, или под ответственностью
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Однако наши новые «друзья» считали для себя не всегда обязательным следовать этим договорам. И это следовало иметь в виду.
Ликвидация СССР вызвала перегруппировку сил в глобальном масштабе.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), куда входят почти 40 стран, все более активно включается в передел сфер экономического влияния, а также поиск новых форм и методов обеспечения своей безопасности. Здесь идет поиск принципов построения нового регионального международного порядка, складывается новый центр мировой политики и экономики. Помимо «старых» мировых лидеров (Японии) в регионе в конце ХХ - начале ХХI вв. появились новые - Китай и Индия. Уже сейчас в регионе производится почти 2/3 мирового ВВП. При этом не могут не вызывать тревогу прорыв Индии и Пакистана в число «ядерных держав» и их активное перевооружение, а также сохранение ряда серьезных очагов напряженности, порожденных в одних случаях межгосударственным политическим противостоянием (Корейский полуостров, Тайвань), в других - неурегулированностью территориальных споров (между Японией, Россией, Китаем, Кореей, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и т.д.)
Важное место принадлежит Исламскому миру с населением почти в 600 миллионов и усредненном ВВП около 5 трлн. долларов. В начале ХХI века в этом регионе в полной мере заявил о себе радикализм на религиозно-цивилизационной основе. В середине 1990-х годов сложилось исламистское подполье, возглавляемое арабской по составу участников организацией «Аль-Каида» («Основа») Укоренившись в горном массиве между Афганистаном и Пакистаном, эта организация превратилась в штаб действий, направленных против «дальних» врагов в лице США и Израиля, и «ближних» противников в виде режимов в Пакистане, Афганистане, Ираке, Саудовской Аравии, Египте, Иордании и ряде других стран. Инициированная радикально настроенными исламистами диверсионно-террористическая война охватила в начале ХХI в. сплошной пояс от Восточного Средиземноморья до долины Инда, превратив его в кризисный эллипс. Решение проблем, связанных с терроризмом в этой части мира останется в центре внимания международной политики еще на достаточно длительный период.
Регион Латинской Америки и Карибского бассейна последовательно укрепляет свои позиции как один из центров влияния и хозяйственного роста в формирующемся многополярном мире. Речь идет о 33 суверенных государствах с общим населением, приближающимся к 600 млн. человек, суммарным ВВП - более 2 трлн. долл., объемом внешней торговли - свыше 1,2 трлн. долл. и долей промышленной продукции в экспорте, составляющей порядка 65% . Новый имидж Бразилии как одной из восходящих стран-гигантов, мощная внешнеторговая экспансия Мексики, мировой вес агропромышленного комплекса Аргентины и энергетического сектора Венесуэлы, общепризнанные экономические успехи Чили - все эти и другие факторы «работают» на повышение удельного веса Латинской Америки на международной арене и придают ей высокую глобальную значимость. Человечество сегодня не может обойтись без экспортируемого Аргентиной и Бразилией продовольствия, без латиноамериканской нефти, меди, сои, кофе, тропических фруктов и многих других товаров, поставляемых латиноамериканскими странами на мировой рынок.
Конечно, Африка сейчас находится в менее выгодном, а в отдельных её регионах и просто бедственном положении. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 африканских стран к югу от Сахары; в 2 из 16 арабских стран. В 70 странах, где проживал 1 млрд. человек (почти 20 % населения планеты), численность населения росла опережающими темпами по сравнению с развитием сельского хозяйства и промышленности. Производство ВНП на душу населения в этих странах составило к началу XXI в. менее 300 долларов в год. Это порог, ниже которого, как считают эксперты ООН, не обеспечивается физическое выживание людей.
Но как бы ни складывалась судьба Африки, ее втягивание в общемировые связи будет ускоряться, а роль в мире возрастет. Достаточно привести только один фактор - демографический. Прирост населения во многих африканских странах на рубеже XX и XXI вв., несмотря на ужасные болезни, составляет 2,5-3%, а в некоторых - 3,5%. На фоне постарения населения Европы и сокращения численности жителей в ряде европейских государств значение этого фактора создает перспективу, с которой неизбежно придется считаться всем, на чью долю выпало жить в XXI в. По подсчетам экспертов ООН, численность африканцев к 2050 г. увеличится с 728 млн. до 4,6 млрд. человек и будет составлять более 40% населения Земли
Исходя из новых международных реалий и отвечая на вопрос, как же будет развиваться мир в XXI веке, по крайней мере в ближайшей перспективе, можно предположить следующее.
США располагают значительными возможностями сохранения военного и научно-технического превосходства над остальными странами мира на ближайшие десятилетия, что позволит им и далее выдвигать претензии на мировое лидерство. Не вполне ясны перспективы Евросоюза - с учетом противоречий между «старыми» и «новыми» его членами, - но в любом случае он сохранит заметное влияние в мировой экономике. В то же время Китай, при условии сохранения высоких темпов развития, уже к середине XXI в. начнет опережать США по многим параметрам экономики, науки и техники. На роль супердержав также будут претендовать Индия и Бразилия (или коалиция латиноамериканских стран). Повышения своего авторитета на международной арене рассчитывает добиться и исламский мир.
Серьезные шансы на повышение своей роли в мировых делах, судя по многим прогнозам, существуют и у России, если ей удастся решить внутренние проблемы и сохранить набранные в начале XXI в. темпы развития.
Многие мыслители, ученые и политики различных стран надеются, что рано иди поздно человечество признает многополярность мира и необходимость строить отношения между его «полюсами» на основе равенства, уважения свободы выбора пути развития и строгого соблюдения международно-правовых норм.
Знание всех этих процессов и их предпосылок необходимо будущему специалисту. Оно является залогом осознания им своего места в сегодняшнем быстроменяющемся мире, формирования активной гражданской позиции и успешного выбора на пути получения среднего профессионального, а также высшего образования и будущей профессиональной деятельности.
Ответить на вопросы
1. В чем вы видите главные достижения человеческой цивилизации в XX - начале XXI в.?
2. Назовите главные угрозы человечеству, возникшие на протяжении XX в. Каким образом, по вашему мнению, они могут быть устранены?
3. Попробуйте дать свой прогноз возможных перспектив развития мира в XXI в.
4. С какими вызовами придется столкнуться человечеству в первую очередь? При ответе используйте материалы СМИ и Интернета.
Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX - XXI веков
Постиндустриальное общество - третья волна истории
Сторонники большинства современных теорий полагают, что развитие общества зависит прежде всего от развития технологий и научно-технического прогресса. Преобразования в производственной сфере современного общества описываются теорией постиндустриального общества, основу которой положили Д. Белл, Д. Рисман, Э. Тоффлер, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен и др. Американский социолог Элвин Тоффлер (род.1928 г.) рассматривает историю как смену глобальных цивилизаций, которые он назвал волнами. Первая технологическая революция - аграрная - сформировала сельскохозяйственную цивилизацию с рядом характерных черт (земля как основа экономики; сословность, авторитаризм; децентрализованность). Вторая цивилизация - индустриальная - основана на машинной экономике и массовой культуре (здесь ярко проявляется приоритетность таких принципов, как стандартизация, централизация, концентрация и т.д.). Третья волна, захлестывающая современное общество, названа Тоффлером постиндустриальной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд, сложные интеллектуальные технологии и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. Волна «прокатывается» постепенно, одновременно на планете существуют все три стадии развития общества. Периоды между «волнами» постепенно сокращаются: тысячелетия для первой волны, 300 лет для второй. Третья волна, по оценке Тоффлера, полностью сменит вторую к 2025 году.
Утверждение в развитых странах информационного общества привело к глобализации мировой экономики. Впервые это слово в значении «интенсивная международная торговля» ввёл в употребление Карл Маркс.
Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Унификация (лат. unus - один, facio - делаю; объединение) - приведение к единообразию, к единой форме или системе. Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение) - сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.
Характерные черты глобализации:
1. Интернационализация, взаимозависимость стран и регионов;
2. Либерализация, то есть устранение торговых барьеров, мобильность инвестиций и развитие интеграционных процессов;
3. Вестернизация (англ. western - западный) - заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры; распространение западных ценностей и технологий во все точки мира;
4. Детерриторизация - уменьшение значимости государственных границ, связанное с возникновением и ростом числа новых транснациональных корпораций (ТНК) и банков (ТНБ), формированием всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, информации.
Участие в разделении труда вело предприятия к специализации, сопровождавшейся концентрацией производства, т.е. к увеличению масштабов самих этих предприятий.
Корпорации-гиганты стремились максимально использовать преимущества международного разделения труда, создавая зарубежные филиалы. За последние 50 лет международные перевозки морским путем подешевели на три четверти, а по воздуху - в шесть раз. Это позволило корпорациям переводить заводы и фабрики в государства с дешевой рабочей силой. Сборка готовой продукции осуществлялась в странах, где она впоследствии и продавалась. Ее высокотехнологичные компоненты выпускались в США, Японии, Западной Европе. Монополии, пошедшие по пути транснационализации, получали на 10-15 % больше прибыли, чем компании, работавшие по старинке. Это обеспечило быстрое развитие ТНК и их превращение в доминирующую силу мировой экономики, В 1970 г. в мире насчитывалось 7,3 тыс. ТНК, имевших 27,3 тыс. зарубежных филиалов. В начале XXI в. число ТНК достигло 60 тыс., а их филиалов за границей - около 600 тыс. Они контролируют около половины мирового промышленного производства, 2/3 международной торговли, около 4/5 мирового рынка научно-технических знаний.
Для обслуживания ТНК потребовались банки качественно нового уровня. Банкиры, используя информационные технологии быстро развивали зарубежные филиалы, договаривались о принципах сотрудничества с банками других стран или объединялись с ними. В итоге возникли транснациональные банки (ТНБ). Их зарубежные капиталы намного превзошли вложения в пределах границ «своего» государства. Так, с 1970-х по 1990-е гг. они увеличились с 208 млрд. до 8 трлн. долларов. Ежедневный объем валютных операций ТНБ достигает огромной суммы - 1,5 трлн долларов. Это превышает суммарные валютные резервы всех стран мира.
Формирование современной постиндустриальной модели экономики происходит за счет структурной революции, т. е. фундаментального перераспределения между первичным (аграрный), вторичным (промышленный) и третичным (услуги) секторами экономики, а также за счет изменений внутри каждого из перечисленных секторов. Это убедительно подтверждает структура ВВП стран с развитой экономикой.
Структура ВВП стран с развитой экономикой 2003 - 2010 гг.
Страны
Доля в ВВП, %
Сельское хозяйство.
Промышленность,
строительство
Сфера услуг
Австрия
2.0
33.0
65.0
Англия
0.5
23.7
76.8
Германия
2.0
27.0
71.0
США
1.0
5.0
94.0
Увеличение роли услуг тесно связано с технико-технологической революцией. Она содействует резкому увеличению производительности труда, без чего ситуация, когда стоимость услуг превышает стоимость промышленного продукта, была бы невозможна.
Основным элементом постиндустриальной экономической модели можно считать информационную революцию, суть которой состоит в огромном росте информатизации всей жизни общества. Информация превращается в важнейший вид используемых людьми ресурсов, поэтому современное общество часто называют информационным. Выявлены не только высокая степень взаимозависимости показателей экономического роста и уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и тенденция к усилению роли ИКТ как средства экономического роста - даже условия этого роста.
Деятельность ТНК и ТНБ оказывает крайне неоднозначное влияние на экономическое положение большинства государств мира. Гигантские корпорации мало считаются с экономическими интересами отдельных стран. Они перемещают производство туда, где это приносит наибольшую прибыль. В итоге происходит структурная перестройка экономики и международного разделения труда.
В развитых государствах Севера возникли «зоны упадка» - территории, где находятся убыточные или прекратившие работу заводы и фабрики. В то же время во многие страны Юга (в основном Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) перемещаются производства по сборке автомобилей, бытовой техники, компьютеров (комплектующие поступают из развитых стран), выплавке стали, алюминия и т.д.
Глобализация экономики и процессы интеграции охватывают все большее число государств. Постепенно ослабляются препятствия для перемещения не только товаров и капиталов, знаний и технологий, но и людей. Представители множества этносов и наций устремляются на поиски лучшей жизни в процветающие регионы мира. По оценкам экспертов ООН, общее число международных мигрантов увеличилось за 2005-2010 годы на 10% и достигло к 2010 году 213,9 миллиона человек. В 2010 году наибольшее число международных мигрантов, сосредоточено в Европе (70 млн. человек). Несколько меньше международных мигрантов в Азии (61млн.) и Северной Америке (50 млн.), в несколько раз меньше - в Африке, Латинской Америке и Океании. Число международных мигрантов в России также постоянно растет и нередко создает серьезные проблемы в отдельных городах и регионах. Нормальное развитие регионов отныне стало невозможным без международной экономической интеграции - то есть сближения и взаимоприспособления национальных экономик, включение их в единый производственный процесс в мировом масштабе.
Благодаря деятельности ТНК и ТНБ внешняя торговля стран Запада во второй половине XX в. развивалась в два раза быстрее, чем промышленное производство. Экономическая взаимозависимость государств усилилась. На этой почве сложились устойчивые союзы государств, экономика которых интегрирована, то есть представляет собой единый хозяйственный комплекс. Дальше всех на пути интеграции продвинулась Западная Европа, в которой сложился Европейский союз (ЕС). Интеграционные процессы успешно идут в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (организация АСЕАН), в Латинской Америке (МЕРКОСУР и Андский пакт). Существуют проекты создания Северо-Атлантической зоны свободной торговли, Азиатско-Тихоокеанской интеграционной зоны.
В условиях глобализации мировой экономики интеграция позволяет ограничить влияние ТНК и ТНБ. Группа стран договаривается об общих правилах предпринимательской деятельности и проведения социальной политики. Возникают единые экономические пространства. Гиганты транснационального бизнеса вынуждены с ними считаться. К сожалению, это относится только к экономическим союзам развитых стран (ЕС, НАФТА). В развивающихся государствах ТНК мало заботит положение рабочих и служащих в «зонах упадка». Борьба с безработицей и бедностью в этих районах ложится на местные правительства. Филиалы ТНК в странах Юга обслуживают в основном рынки США, Японии, Западной Европы. ТНБ начали получать огромные доходы за счет «игры» на колебаниях курсов национальных валют. Значительная часть населения Азии, Африки и Латинской Америки считает, что они действуют в ущерб интересам их стран. В слаборазвитых государствах ТНК легко добиваются от правительств согласия на строительство заводов без дорогостоящих очистных сооружений, а также сдачи в аренду земель для хранения экологически опасных отходов.
Национальным правительствам приходится считаться с тем, что производство в очень большой степени ориентировано на внешние рынки и контролируется ТНК. Их руководство обычно настаивает на ослаблении государственного контроля над экономикой, либерализации внешней торговли и предоставлении налоговых льгот. Данные требования нередко противоречат потребностям развития национальных экономик и вызывают недовольство избирателей. При ущемлении интересов ТНК они немедленно переводят капиталы в другие страны с более выгодными условиями. Это превращает обширные регионы в «зоны упадка».
Антиглобализм - политическое движение, направленное против негативных аспектов глобализации в его современных формах, в частности, против концентрации богатства в руках транснациональных корпораций и отдельных государств, против доминирования глобальных торгово-правительственных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации и т.п.) Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.
Лозунги антиглобалистов призывают дать возможность людям самим определять, как им жить. Основные цели антиглобалистов: списать долги развивающихся стран; заменить МВФ и Мировой банк системой региональных банков, построенных на демократической основе, в равной степени подотчетных странам-участникам; отказаться от уничтожения цивилизаций, альтернативных западной; обложить налогом финансовых спекулянтов» повысить заработную плату в странах с зависимой экономикой.
Таким образом, глобализация, интернационализация хозяйственной деятельности, международная экономическая интеграция и антиглобализм - это две стороны одной медали, отражающие объективные противоречия нового времени.
Ответить на вопросы:
1. Чем объясняется необходимость высокого уровня концентрации капиталов и ресурсов, роста значения ТНК и ТНБ в информационном обществе? Сравните ТНК и ТНБ с монополиями начала XX в. Какие различия между ними вы можете назвать?
2. Чем вызвана и в чем состоит суть структурной перестройки экономики большинства стран мира? Как это связано с формированием новой системы международного разделения труда? Как ее развитие влияет на страны Севера и Юга?
3. Почему в современном мире углубляются процессы интеграции? Как они связаны с глобализацией мировой экономики?
4. Охарактеризуйте современные противоречия мирового развития. Чем они отличаются от противоречий начала XX в. на международной арене?
1.2. Лидирующее положение США и стран Западной Европы в мировом экономическом и политическом развитии
Современная стратегия США: во главе бесполярного мира
Для внешней политики США последнее десятилетие XX в. стало периодом поисков и приспособления к радикальным изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов. С окончанием холодной войны у США появились как новые возможности, так и весьма серьезные проблемы:
• Прекращение глобальной конфронтации в условиях «самороспуска» враждебного военного блока (Варшавского договора) означало исчезновение реальной военной угрозы США и превращение их в единственную военную сверхдержаву. Военный бюджет США составляет 40% мировых расходов на оборону и превышает суммарные затраты следующих за ними 10 стран. На долю Америки, ее союзников и близких партнеров приходится более трех четвертей мировых затрат на оборону. 12 авианосных групп ВМС США контролируют главные морские маршруты. Соединенные штаты располагают более 700 военных баз по всему миру. По техническому оснащению вооруженных сил и новым видам вооружений Америка опережает остальные страны как минимум на полтора-два десятилетия. Соединенные Штаты стали не только практически неуязвимыми перед масштабным военным нападением, но и обрели гораздо большую свободу стратегического маневра. Кроме того, в результате распада СССР и всего социалистического лагеря открывались широкие возможности для сотрудничества США с государствами, входившими в советский блок, и новыми государствами на пространстве бывшего СССР, для распространения там американского влияния.
• С окончанием конфронтации США и СССР значительно снизилась роль военной силы, а в торгово-экономической сфере США сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны своих союзников по «холодной войне». Ее окончание также поставило под вопрос всю глобальную военно-политическую инфраструктуру, созданную Соединенными Штатами для ведения этого противоборства. Возникла ситуация неопределенности в отношении угроз безопасности США и методов противодействия им. В отсутствие серьезной внешней угрозы, сплачивающей нацию, и ясных новых целей стало гораздо труднее мобилизовывать общественную поддержку активного внешнеполитического интервенционизма.
• Крах прежнего биполярного миропорядка обернулся усилением дестабилизирующих тенденций в мире, что выразилось в увеличении числа этнорелигиозных конфликтов, распространении ядерного и других видов оружия массового уничтожения, росте международного терроризма и преступности.
• Еще одной новой реальностью для внешней политики США стала растущая глобализация мировой экономики, поставившая страну перед необходимостью повышения конкурентоспособности на мировом рынке, определения своей роли в этой изменяющейся экономике, а также нахождения нового оптимального баланса между внутренней и внешней политикой.
Соединенные Штаты не хотят организационно-структурных изменений системы международной безопасности, в которой они играют лидирующую роль. Они удовлетворены тем, что «своим лидерством способствуют укреплению общей безопасности и процветанию всех народов» и не спешат менять правила и порядок собственного участия в глобальных делах.
США выбрали новый подход - налаживать двусторонние отношения с каждым из центров силы отдельно, сохраняя существующую малоэффективную систему обеспечения международной безопасности. И в этом случае, Россия стоит особняком. Если в отношениях США с Китаем и Индией, кроме деклараций, есть конкретные дела - рост американо-китайской торговли, усиление американо-индийского военного и военно-технического сотрудничества, то американо-российские отношения не выходят за рамки старой модели стратегического сдерживания.
Практически с 1990 годов против России не прекращаются политико-пропагандистские атаки, обвинения со стороны Запада в неоимпериализме. Такой оценки удостаивается чуть ли не любой шаг Москвы, будь то защита национальных меньшинств в странах Балтии, защита граждан России в Южной Осетии, противодействие попыткам пересмотреть результаты Второй мировой войны или запоздалое введение рыночных цен в торговле энергоносителями с соседями.
Эйфория вокруг прихода к власти в Вашингтоне демократов и администрации Барака Обамы, провозглашение политики «перезагрузки» в отношениях между США и Россией с их стороны, все отчетливее сменяется осознанием реальности - Россия и США, а с ними и Запад в целом, фактически находятся на то же точке, что и были. Концепция «расширения демократии», провозглашавшей приоритетом американской внешней политики, начиная с 90-х годов, содействие демократизации бывших социалистических режимов в Евразии, осуществилась и продолжает осуществляться сегодня. Любой противник российского президента и Кремля автоматически становится демократом и другом Запада. Именно с позиций этой концепции продолжаются нападки на российское правительство и всю Россию с различного рода обвинениями.
Раздаются полуофициальные призывы сделать военно-политический союз НАТО ответственным за обеспечение доступа стран-членов к зарубежным сырьевым ресурсам.
Россию принято обвинять даже за ее позицию в отношении ядерной программы Ирана, хотя здесь интересы и даже политика Москвы и традиционного Запада совпадают почти полностью.
Очевидно, США и часть традиционного Запада не желают видеть Россию в качестве дружественного государства. Наметился переход к политике «неосдерживания», но оно будет другим. Мир радикально изменился (хотя многие мыслят в категориях прежней эпохи). Тотальное сдерживание по модели «холодной войны» уже невозможно.
Политические системы США и западноевропейских стран
США - республика с президентской формой правления и федеральным государственным устройством. Высший орган законодательной власти - конгресс, состоящий из сената (100 сенаторов, избираемых на шестилетний срок) и палаты представителей (435 членов, избираемых на двухлетний срок). Глава государства и правительства - президент, избираемый на четырехлетний срок. Он обладает всей полнотой исполнительной власти и является главнокомандующим вооруженными силами страны. В США сложилась так называемая двухпартийная система, при которой у власти сменяют друг друга две основные буржуазные партии - Республиканская и Демократическая.
Если в США главным действующим лицом в политике является президент, то в Западной Европе (за исключением Франции) - глава правительства. Если в США президент сам подбирает глав министерств и формирует кабинет министров, то в западноевропейских странах этим занимаются парламенты. В этом, пожалуй, и состоит главное отличие президентских республик от парламентских, которые основываются на принципе верховенства представительной власти над исполнительной.
Фракционная борьба сильно осложняет работу парламента. Ведь за правительственные решения могут не проголосовать даже представители «своих» фракций. Но это бывает, как правило, при решении текущих проблем. По кардинальным вопросам формирования, доверия правительству партийная дисциплина и солидарность просматриваются довольно четко.
Исполнительная власть в парламентской республике (или монархии) считается как бы продолжением парламента и работает в тесном взаимодействии с ним, точнее с парламентским большинством. Премьер-министр и правительство несут ответственность за разработку и осуществление политической программы, подготовку и исполнение бюджета, законодательные инициативы и оперативное руководство страной. Парламентское большинство обеспечивает поддержку политике правительства, уточняет и дорабатывает его программу и бюджет, принимает законы и постановления, придающие легитимность действиям исполнительной власти.
Функции оппозиции заключаются в критике правительства и парламентского большинства, выдвижении альтернативных программ и предложений. Иногда она договаривается с правительством об оказании поддержки и даже о создании нового парламентского большинства со своим участием. Взаимоотношения парламента и правительства в парламентских демократиях строятся на следующих принципах:
1. право парламента отправить правительство в отставку путем выражения вотума недоверия;
2. право роспуска парламента правительством с согласия главы государства;
3. право правительства выступать с законодательными инициативами;
4. право совмещать депутатский мандат с министерской должностью (компатибилитет).
Политический курс стран Запада
В политической жизни Западной Европы доминируют следующие направления:
1. Неоконсерватизм - идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение. Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и бескомпромиссному внедрению либерализма и демократии в странах с авторитарными режимами. Это течение оправдывает связанные с этим нарушения принципа невмешательства в суверенные вопросы других государств. В частности, американские неоконсерваторы ради своих целей активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран.
2. Христианский демократизм - автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов. В своём развитии христианская демократия прошла ряд этапов. Рост либерализма и гражданского национализма в XIX веке сказались негативно на международной позиции Католической церкви. Чтобы восстановить доверие масс, церковь приступила к реформам и огласила новую социальную доктрину, христианскую демократию. До Первой мировой войны церковь не одобряла создание католических политических партий. После войны Ватикан дал своё согласие на это, однако в реальности в состав многих партий вошли представители и других христианских конфессий. После Второй мировой войны движение стало подлинно массовым, и в ряде стран Западной Европы христианские демократы пришли к власти. Сегодня международные организации с участием христианско-демократических партий включают также и другие политические движения.
3. Социал-демократизм (часто идентифицируется с демократическим социализмом) - направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного. Демократические социалистические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Эти партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основании соответствующей кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат - именно их заслуга.
Развитие интеграционных процессов
Основным содержанием современной эпохи является возникновение новых линий взаимодействия между участниками мирового политико-экономического процесса. Каковы же основные направления развития интеграционных союзов? В Европейском Союзе происходит трудный и противоречивый процесс углубления интеграции при одновременном расширении за счет вступления новых стран.
Главным процессом в рамках Северо-Американской интеграции (НАФТА) становится углубление сотрудничества между тремя ее участниками и адаптации Мексики и Канады к новым условиям свободной торговли. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - наиболее динамичный экономический союз, привлекающий капиталы дешевой рабочей силой и отсутствием других расходов. В рамках этой группировки отрабатывается взаимодействие между Западом и Востоком.
Экономика США и Западной Европы
Учитывая, что в новых условиях определяющим полем соперничества развитых стран мира стала торгово-экономическая сфера, следует указать, что экономика Соединенных Штатов также не имеет равных в мире. ВВП составляет около 20% от общемирового, при этом на долю США приходится 41% производства высокотехнологической продукции. На образование и НИОКР Америка расходует 50% суммарных затрат стран «большой восьмерки». Соединенные Штаты производят 55% мировой аэрокосмической продукции, 34% компьютерного и 25% телекоммуникационного оборудования. По темпам экономического роста (3-4%) они уверенно опережают другие развитые страны - государства Европейского союза и Японию. Американский товарооборот приближается к 2 трлн. долл., составляя около 13 % мирового экспорта и 15% мирового импорта. США также - крупнейший нетто-импортер и нетто-экспортер капитала. И, несмотря на определенные трудности, на ближайшее десятилетие ей не будет равных.
Сегодня Объединенная Европа имеет валовой доход, сопоставимый с США и равный почти 10 трлн. долларов. Евросоюз занимает порядка 1/5 от общего объема мировой торговли товарами и услугами. Как и в США, основные из них - изделия высокотехнологического производства. Из 100 лидирующих в этой сфере мировых компаний 32 - европейские. Затраты на развитие информационных и коммуникационных технологий составляют в Евросоюзе более 7% ВВП, а на исследования в сфере высоких технологий более 2%. После США (8,2%) и Японии (9%) Евросоюз занимает третье место в мире по этим показателям.
Таким образом, в обозримом будущем США и Евросоюз остаются самыми крупными конкурентами на мировом экономическом пространстве.
Ответить на вопросы:
1. В чем суть современной стратегии США?
2. Каково положение США в мире в области военной и экономической после развала СССР?
3. Каким образом складываются в настоящее время российско-американские отношения?
4. Охарактеризуйте политические системы и политический курс США и Западной Европы на данный период.
Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX - XXI веков
Феномен японского послевоенного развития
Япония - конституционная монархия. Согласно Конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 года, император Японии - «символ государства и единства народа», все государственные назначения и решения он производит по представлению Кабинета министров, который и несет за них ответственность. В Японии существует две основные партии. В 2009 году социал-либеральная Демократическая партия Японии получила большинство в парламенте, сменив консервативную Либерально-демократическую партию, правившую 54 года. Правительство - высший орган исполнительной власти - возглавляет премьер-министр Японии. На эту должность назначается императором по представлению парламента один из его членов.
Япония, понеся колоссальные потери в ходе войны, тем не менее поразила мир «японским экономическим чудом», т.е. рекордным ростом своей экономики. К 1951 г. Япония по объему промышленного производства достигла довоенного уровня, а к 1975 г превзошла его в 20 раз. Среднегодовые темпы прироста производства ВВП в 1950-1970-х гг. составляли 11%, а в отдельные годы - 20%. В 1970-1980 гг. по уровню промышленного производства Япония занимала третье место в мире, уступая лишь США и СССР. Страна стала лидером по производству роботов, бытовой электроники, автомобилей и танкеров.
Истоки японского «экономического чуда»
Процветание страны было обусловлено многими причинами. Прежде всего самым низким в мире уровнем расходов на военные цели. Согласно конституции, Японии запрещалось создавать армию, превышающую нужды самообороны.
Другой причиной экономического роста были огромные доходы Японии от выполнения военных заказов Америки. В периоды войны в Корее (1950-1953) и во Вьетнаме (1964-1973) из всех союзников США Япония была ближе всего расположена к театру военных действий. Она стала основной базой снабжения американских войск.
Власти Японии умело преодолевали неблагоприятные для страны факторы. Япония почти не обладает собственным сырьем, по сей день 98 % его закупается за рубежом. Поэтому государство осуществляло очень жесткий контроль над внешней торговлей. Японцы по всему миру скупали передовые технологии, что позволяло экономить на собственных научных исследованиях. Высокие технологии нередко внедрялись раньше, чем в странах, их разработавших. Активную поддержку этому оказывало государство. Ведущими считались предприятия, выпускающие экспортную продукцию. Такие автомобильные компании, как «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мицубиси», «Исудзу», производители роботов «Хитачи» и «Фудзи-цу», компьютеров и бытовой электроники - «Тошиба», «Сони», «Джи-ви-си» приобрели мировую известность. Их конкурентоспособность, обеспеченная за счет высокого качества, государственных субсидий, национальных традиций трудолюбия и дисциплинированности, низкой оплаты высококвалифицированной рабочей силы и поэтому сравнительно низкой стоимости японских товаров, позволила им быстро и успешно завоевывать мировые рынки.
В 1990-е гг. темпы экономического роста Японии упали. На мировом рынке у Японии появились сильные конкуренты в лице новых индустриальные стран и Китая. Большим ударом по японской экономике стал стремительный рост цен на нефть, которую страна ввозит. По прогнозам экспертов в ближайшие десятилетия темпы развития японской экономики могут оказаться втрое ниже, чем в США. Огромный удар по экономике Японии оказали последствия землетрясения 2011 года.
Во внешней политике Япония является союзником США. Претендуя на Курильские острова, Япония после поражения в 1945 г. до сих пор не подписала договор о мире с Россией. Это тормозит развитие наших торгово-экономических связей.
Китайская модель развития
Китай - это огромная по территории страна, самая населенная (1 млрд. 300 млн. человек) и обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами.
После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) ситуация в Китае коренным образом изменилась. В 1981 г. начались рыночные реформы. Их идейным вдохновителем был Дэн Сяопин. Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем, поэтому их назвали «прагматическими». Были ликвидированы коммуны. Крестьяне начали продавать излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны с низкими налогами и таможенными тарифами. Предприятия получили значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Коммунистическая партия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни. В 1989 г. выступления студенчества в Пекине с требованием демократизации страны были жестоко подавлены военными силами.
Политическая стабильность в сочетании с открытой экономикой сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП в Китае в 1980-2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире - около 10%. Китай полностью обеспечивает потребности своего самого большого в мире населения в продовольствии. В стране освоено производство продукции на основе информационных технологий. Китай стал третьей после СССР и США космической державой, самостоятельно запустив в 2003 г. космический аппарат с человеком на борту. Планируется строительство китайской орбитальной станции и базы на Луне.
После присоединения к Китаю Гонконга (1997 г.) возросло его участие в международном разделении труда. Внешнеторговый оборот КНР достиг 40% ВВП. При этом 74% китайского экспорта составляют трудоемкие промышленные товары. В частности, Китай поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику, автомобили и военную технику.
С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира.В 2001 г. Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).В 2001 г. был подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по пограничным вопросам. Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной техники и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России. Товарооборот Китая и России за 2010 год превысил 60 млрд. долларов. Переселенцы из Китая, довольствующиеся низкой заработной платой, постепенно замещают рабочие места в Сибири и на Дальнем Востоке.
По итогам 2010 года номинальный ВВП КНР превысил аналогичный показатель Японии ($5,474 трлн.), а по ВВП по паритету покупательской способности Китай обошел эту страну еще в 2009 году. Кроме того, в марте этого года КНР впервые обошел США по доле в мировом промышленном производстве (19,8% против 19,4). По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), к 2016 году экономика США потеряет звание крупнейшей в мире, которое она занимает почти 120 лет.
Модернизация индийской экономики
Республика Индия - государство в Южной Азии, занимающее седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Республика прошла сложный исторический путь. Эта страна объединила не только сотни народов и множество культур, но и регионы, находившиеся на совершенно разных уровнях развития. Поэтому процесс модернизации в ней характеризовался сложностью и уникальностью.
Особенности страны диктовали индийскому правительству осторожность в проведении реформ. В первую очередь предстояло преодолеть наиболее архаичные пережитки в жизни общества. По конституции 1950 г. были уравнены в правах представители высших и низших каст. Ограничивалось крупное помещичье землевладение. Арендаторы смогли выкупать обрабатываемые ими земли. В то же время в деревнях сохранилась система натурального и полунатурального хозяйства. Плантации, принадлежавшие колонизаторам, перешли в собственность государства. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. проводилась политика «зеленой революции» - внедрения передовых приемов землепользования. Индия добилась самообеспечения продовольствием.
Особое значение индийское правительство придает развитию мелкого бизнеса, в котором занято около 80 % наемных рабочих всей индийской промышленности.
Начиная с 1991 года, Индия провела либеральные экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный контроль в сфере экономики Золотовалютные резервы возросли от 5,8 млрд. долларов США в 1991 г. до 308 млрд. в 2008 г. Среди политических мер и шагов продолжилась приватизация частных компаний и открытие отдельных секторов экономики для частного и иностранного участия.
Итогом модернизации стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоны с льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.
Экономика Индии полна контрастов. Центры современного аграрного производства соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях. До половины взрослого населения неграмотно. Эти люди живут в деревнях, где нет канализации, водопровода и электричества. Но при огромной численности населения (1027 млн. человек) количество людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира.
Многие ученые считают, что Индия - одна из супердержав XXI в. Для таких суждений есть определенные основания. Страна не только обладает ядерным оружием, но и самостоятельно производит вполне современные суперкомпьютеры, не уступающие американским, имеет собственную программу освоения космического пространства. Фармацевтическая индустрия Индии успешно соперничает с западноевропейской.
НИС: итоги первых преобразований
В 1960-1970-е гг. средние темпы роста производства промышленной продукции в странах Юго-Восточной Азии были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых государствах Севера. Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг стали называть «тиграми», новыми индустриальными странами (НИС). Они не только овладели передовыми технологиями, но и превратились в центры их производства. Особенности развития Южной Кореи и Тайваня состояли в том, что во время войны на их территории размещались тыловые базы японской армии. Оккупационные власти способствовали возникновению промышленности и развитию транспорта. На смену японским войскам в Южную Корею и Тайвань пришли американские. Военные базы США были гарантами политической стабильности, что способствовало притоку иностранных капиталов.
Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью - все это облегчило модернизацию. Продуманная налоговая политика, скупка лицензий и технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили успешное развитие национальных корпораций. Они поставляли на Запад не только продукцию легкой и текстильной промышленности, но и автомобили, компьютеры, бытовую электронику. В итоге Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, уровню жизни, характеру социальной структуры населения. Это открыло путь к демократизации. В 1993 г. в стране прошли свободные президентские выборы.
Сингапур и Гонконг (последний в 1997 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) издавна были крупнейшими портами и торговыми центрами. В этих городах-государствах существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В 1960-1970-е гг. была создана легкая промышленность. Появились филиалы ТНК, выпускавшие одежду и обувь, радиоэлектронику, предназначенную для экспорта. Привлекалась дешевая рабочая сила из соседних государств. Благодаря этому цены на товары из Сингапура и Гонконга были намного ниже, чем на продукцию стран Западной Европы, Японии и США. Со временем улучшилась жизнь населения и повысился образовательный уровень.
Этот опыт пытались использовать Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия. Однако их зависимость от западных рынков привела к тяжелым последствиям во время масштабного экономического кризиса 1997-1998 гг., когда Запад резко снизил импорт. Кроме того, эти страны не выдержали ожесточенной конкуренции с Китаем.
АСЕАН - содружество «новых индустриальных стран»
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация,образованная 9 августа 1967 г. в Бангкоке. Целями организации являются: ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов, установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН. Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.
Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия. Малайзия, Сингапур. Таиланд и Филиппины. Позже присоединились: Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос, Камбоджа, Папуа-Новая Гвинея и другие.
Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн. человек, общая площадь 4,5 млн. км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд. долларов США.
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ
1. В чем вы видите причины быстрого экономического подъема Японии после Второй мировой войны?
2. Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие Японии на современном этапе. При ответе используйте материалы СМИ и Интернета.
3. Дайте оценку «прагматическим реформам». В чем проявились особенности китайской модели развития? Как бы вы объяснили ее экономическую эффективность?
4. Расскажите о внешней политике современного Китая, российско-китайских отношениях. При ответе используйте материалы СМИ и Интернета.
5. В чем состоят особенности экономического, политического и культурного развития Индии? Как это отразилось на процессе модернизации в этой стране?
6. Согласны ли вы с мнением, что Индия - это супердержава XXI в.? Ответ обоснуйте. При ответе используйте материалы СМИ и Интернета.
7. В чем состояли особенности модернизации новых индустриальных стран? Насколько эффективен избранный ими путь развития?
8. Раскройте основные проблемы развивающихся стран Юга, их положение в современном мире. При ответе используйте материалы СМИ и Интернета.
Тема 1.5. Страны Северной Африки и Ближнего Востока
на рубеже XX - XXI веков
Геополитическое положение Ближнего Востока
Ближний Восток - название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Название дано европейцами, для которых это был ближайший к ним восточный регион. Как правило, к странам Ближнего Востока относятся Бахрейн, Иордания, Израиль, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Палестина, Сирия, Саудовская Аравия и Турция. Основное население: арабы, персы, турки, курды, евреи, армяне, ассирийцы, грузины, азербайджанцы. Большинство населения - мусульмане, однако Ближний Восток является колыбелью также христианства и иудейства. Ближний Восток является одним из путей из Европы и Африки в Азию.На Ближнем Востоке есть минимум четыре центра геополитического притяжения. Несмотря на их различие, они являются в большей степени стабилизирующим, чем дестабилизирующим фактором. Их сценарии интеграции различны, как и зоны геополитического влияния.
• Турция выстраивает свою экспансию на основании пантюркизма - близком этническом родстве тюркских народов, расположенных главным образом в сфере интересов другой цивилизации - православной. Это территории азербайджанцев, гагаузов, крымских татар.
• Египет из-за своего удачного положения по обе стороны Суэцкого канала (что характеризует бурно растущую экономику) претендует на лидерство на южном и восточном побережье Средиземного моря. Усиление этого государства и участие в Европейской экспансивной политике делают это государство в перспективе удобным для переброски вооруженных сил к берегам стран Ближнего Востока. Объединение усилий с Сирией и Ливаном может сделать Египет центром притяжения арабского мира.
• Иран осуществляет свое геополитическое влияние, основываясь на теории исламской революции. Дело в том, что до середины XX века регион был колониальными владениями Великобритании, Франции и Германии, а после падения империй и установления биполярной системы в регионе действовали три силы - лояльные Западу (Саудовская Аравия), социалистскически ориентированные (Ирак, Египет) и традиционалисты, основывающие свою идеологию либо на арабской этнической, либо религиозной мусульманской идентичности. Освобождение региона от социалистических и прозападных сил дало бурный толчок в развитии исламоцентризма.
• Экспорт ваххабизма (ортодоксального ислама), официальной религии Саудовской Аравии, предопределил расширение зоны влияния этого государства. В добавление к этому многие мусульманские святыни находятся на территории, именно этого государства, что естественным образом влияет на симпатии и антипатии государств..
Исламская модель мирового порядка
Исламская цивилизация предложила человечеству модель мирового порядка, основанную на трансцендентной воле, подчиняющей человека. Коллективистская ценность семьи, рода, племени или этнической общности, общественная солидарность и индивидуальное самоограничение здесь ставятся выше прав и интересов отдельной личности. На мусульманском Востоке интуитивное (чувственное) восприятие мира доминирует над рационалистическим подходом, характерным для Запада. Для арабского мироощущения присуща любовь к сильному вождю, способному удержать народ в многоликом этническом котле. Если на Западе президента избирают на основе демократической процедуры, то на мусульманском Востоке считают, что правителем может быть избран тот, кто признан и призван народным волеизлиянием.
Экономика
Экономика стран Ближнего Востока и Северной Африки всегда была специфична. На сегодняшний день особенностью экономики региона является тот факт, что значительную часть ВВП многих стран региона составляют доходы от реализации нефтепродуктов и их производных, а также сильная взаимосвязь экономики с традициями и религиозными постулатами стран Ближнего Востока и Северной Африки. Нефть радикально изменила распределение экономической мощи, и выделились богатые страны - экспортеры нефти, такие, как Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Кувейт.
Сельскохозяйственные ресурсы
Сельское хозяйство до сих пор остается важнейшей сферой экономической деятельности на Ближнем Востоке, прежде всего потому, что в этом секторе занята значительная часть населения. Кроме того, в некоторых странах, особенно в Египте, Турции и Сирии, оно до сих пор составляет значительную часть валового внутреннего продукта. Однако в целом регион не богат плодородными почвами и водными ресурсами, площади обрабатываемых земель невелики, продуктивность многих угодий довольно низкая.
Социально-экономические противоречия
Арабо-израильский конфликт
В наше время одной из самых важных и главных проблем человечества является конфликт на Ближнем Востоке из-за Палестины (территории, находящейся у берегов Средиземного моря и с древних времен являвшейся ареной войн между различными государствами). По мирному договору 1920 года Палестина обрела статус мандатной территории Великобритании. После Второй мировой войны участниками антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобританией - была принята Резолюция ООН 1947 года, согласно которой историческая Палестина делилась на два государства, арабское и еврейское, экономически связанных через таможенный союз, общую валютную систему, равный доступ к источникам воды и энергии. Обеспечивался выход обоих государств к морю. В Иерусалиме и Вифлееме из-за наличия важных религиозных мест устанавливалось международное управление.
В мае 1948 года закончился срок действия британского мандата на Палестину. Четырнадцатого мая 1948 года Давид Бен-Гурион (евреи его называют «отцом нации») объявил создание Государства Израиль. Евреи, получив власть над территорией, отведённой им, начали выселять палестинских арабов из своих родных земель. Таким образом появилась проблема палестинских беженцев, которая до сих пор не решена. За несколько дней таких беженцев появилось около 250000 . 15 мая Сирия, Ливан, Иордания и Египет объявили войну только что созданному еврейскому государству.
С тех пор на Земле Обетованной каждые десять лет происходила большая война, не считая пограничных инцидентов. Конфликт продолжается на протяжении уже более шестидесяти лет, и пока не ясно, когда и каким образом он закончится.
Авторитарные режимы Ближнего Востока и Северной Африки: причины стабильности и вероятность трансформации
Число авторитарных режимов, которые изначально устанавливались в этом регионе военными, постепенно уменьшается. Помимо свержения в Ираке режима Саддама Хусейна (2003), этот процесс наиболее отчетливо наблюдается в Сирии, а также в Египте, Алжире, Судане, Йемене. Но временами проявляется и противоположная тенденция. Примером может служить Мавритания, где в августе 2008 г. офицеры под командованием генерала Мохамеда ульд Абдель Азиза свергли власть демократически избранного в 2007 г. президента Сиди Мохамеда ульд Шейха Абдаллахи.
Существующие однопартийные режимы преобразуются в многопартийные: начало этому процессу было положено в 1976 г. в Египте, где партия Арабский социалистический союз «разветвилась» до трех участников, пока не была установлена многопартийность. Примерно то же самое произошло в 1977 и 1985 гг. в Ливии и Судане. С другой стороны, многопартийные режимы разнятся по возрасту и направлению. К примеру, есть страны, где они названы конституционно «старыми»: в Марокко, где отказ от однопартийноести был провозглашен в 1962 г., или в Тунисе. В других странах они «новые»: в Египте, Алжире или Йемене, правящие партии вряд ли получили бы большинство голосов, поскольку существуют небезосновательные сомнения в справедливости и прозрачности выборов, начиная от бесчисленных изменений, вносимых в избирательное законодательство, до откровенной манипуляции - подкупа избирателей и массовых фальсификаций подсчета голосов.
Изменения в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (январь - июнь 2011 года).
Наиболее важные события в регионе были связаны с расширяющимися протестными выступлениями в странах Ближнего Востока и Северной Африки-Ливии, Бахрейне, Йемене, Алжире, Иране, Ираке, Иордании, Тунисе, Джибути. Акции протеста прошли в Багдаде и других городах Ирака. Трагические события в Тунисе, которые привели к отставке президента Зин эль-Абидин Бен Али, стали первой ласточкой потрясений, всколыхнувших весь арабский мир. В основном правящим режимам пока удалось устоять, хотя и пришлось пойти на определенные уступки оппозиции. Однако этого оказалось недостаточно в Египте, где под давлением как армии, так и международного сообщества президент Хосни Мубарак сложил свои полномочия.
Наибольший размах и ожесточенность антирежимные выступления приняли в Ливии. Отказ её главы Муаммара Каддафи добровольно уйти в отставку привел фактически к развязыванию гражданской войны, в которую на основе резолюции совета Безопасности ООН «о бесполётной зоне и защите мирного населения», ввязались, по обыкновению преследуя свои интересы, США и страны НАТО. Только за один месяц боев на территорию Ливии было сброшено более 20 тысяч авиабомб и ракет, совершено свыше 7000 самолетовылетов.
«Арабская весна 2011 года» подталкивает широкие массы к новому образу жизни, формирует адептов меняющегося политического ландшафта, ведет приспособление базовых идей ислама к современным условиям по времени и месту.
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:
1. В чем суть исламской модели мирового порядка?
2. Уточните основные источники доходов стран Северной Африки и Ближнего Востока?
3. Укажите социально-экономические противоречия стран Ближнего Востока, их суть и пути разрешения.
Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки
Поражение диктаторских режимов
Вплоть до 80-х годов 20 столетия в странах Латинской Америки действовали военные диктаторские режимы, большинство из которых были ставленниками транснациональных компаний США, владевшими в 70-е годы около 40% промышленности этих государств.
Эти режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату большинства наемных работников. Все ресурсы направлялись на широкомасштабные проекты, предоставлялись различные льготы иностранному капиталу. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект.
Так, в крупнейшей стране Латинской Америки - Бразилии, «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964-1985).
Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья в глубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности, таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировой рынок. Ее аграрная продукция составила успешную конкуренцию американской. Страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые государства, в частности Африки.
Среднегодовые темпы прироста ВВП ведущих латиноамериканских стран
на рубеже XX - XXI веков, %
Страны
1991-2000 гг.
2001-2010 гг.
Бразилия
6,3
9,6
Мексика
7,8
7,4
Аргентина
4,6
2,8
Латинская Америка в целом
6,3
6,8
С 1960-х по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина, Чили достигли показателей среднего уровня развития. По объему производства ВВП на душу населения многие страны Латинской Америки превзошли показатели государств Восточной Европы и Российской Федерации.
В то же время сохранялись весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. Крайне малочисленной была прослойка среднего класса. Большую проблему представляло имущественное неравенство. Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980-1990-е гг. в Бразилии, например, составило 1:32, в Колумбии - 1:15,5, в Чили 1:18.
Активное вмешательство армии в политическую и общественную жизнь превращало генералов и старших офицеров в замкнутую привилегированную касту, единолично определявшую пути экономического развития страны. Как правило, внимание уделялось развитию лишь тех отраслей промышленности, продукция которых вывозилась за рубеж, что приносило баснословные доходы правящим кругам и связанным с ними крупным бизнесменам. Внутренний рынок развивался медленно, покупательная способность населения оставалась низкой. Поэтому проводимые реформы не встречали поддержки не только у большинства граждан - крестьян и рабочих, но и среди мелкой и средней буржуазии и предпринимателей. Они считали политику властей антинародной, подчиненной интересам ТНК и корпорациям США.
Латиноамериканские страны на современном этапе. Усиление левых сил
В 1980-е - начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.
В 1982 г. диктаторский режим в Аргентине потерпел поражение в войне с Англией из-за Фолклендских островов. Это вынудило его в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г., после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай. В 1989 г. в Чили состоялись свободные выборы, а в 1990 г. ушел в отставку генерал Аугусто Пиночет.
Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. в Латинской Америке считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации. Демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря повышению уровня жизни населения Южной Америки увеличилась емкость внутренних рынков. Это создало предпосылки для более стабильного развития. Если в 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7 % в год, то в 1990-е гг. он увеличился до 3,2%.
Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5 до 69,9% ВНП) и Аргентины, курс валюты которых был жестко привязан к американскому доллару.
В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс и вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.
В начале XXI в. во многих странах Южной Америки усилилось влияние левых сил. В 1998 г. президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес, который считает себя учеником лидера кубинской революции Ф. Кастро и сторонником социалистических преобразований. В собственность государства перешли контрольные пакеты акций ведущих ТНК, началось проведение масштабных социальных реформ. В Бразилии в 2002 и 2006 гг. победу на президентских выборах одержал выходец из бедной рабочей семьи Лулу де Сильва, выступавший за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию латиноамериканских стран без участия США. В 2005 г. в Боливии президентом впервые стал индеец по происхождению Эво Моралес, лидер движения «Вперед к социализму». Рост влияния сторонников левых идей наблюдается также в Аргентине, Эквадоре, Никарагуа, Чили.
Приход левых в большинстве стран сказался положительно на их экономике. Так в Бразилии за 8 лет правления Лулу де Сильва рост ВВП составлял ежегодно более 4% против 2,28% ранее. Согласно данным МВФ средний уровень роста ВВП за 2010 год по странам Латинской Америки составил 4,64%. А в таких странах, как Аргентина этот рост составил 7,4%, Перу - 6,4%. В целом по странам Южной Америки наблюдается рост ВВП на 6,6%, в Центральной Америке - на 4,9%.
Интеграционные процессы в Латинской Америке
В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1990 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока «Южноамериканский общий рынок», более известного как МЕРКОСУР. На его долю приходилось почти половина населения и промышленного производства региона. Деятельность МЕРКОСУР достаточно эффективна: всего за пять лет (1990-1995) удельный вес торговли между его членами увеличился с 8,9 до 22 % их товарооборота.
Другим центром интеграции стало Андское сообщество, учрежденное в 1965 г. В него входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. В 2005 г. была создана единая интеграционная зона Южной Америки - Южноамериканский союз.
Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединенных Штатах. Еще в 1990 г. правящие круги США поставили задачу создать общеамериканский единый рынок с населением в 800 млн. человек. Это обеспечило бы Соединенным Штатам новые возможности торгово-экономической экспансии. В 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) подписали соглашение о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об ее учреждении сорвались: левые правительства Венесуэлы и Бразилии, ориентированные на социальные реформы, подвергли этот американский проект ожесточенной и нелицеприятной критике.
В 2008 г., по инициативе Уго Чавеса и Лулу де Сильва, была достигнута договоренность о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок - Южноамериканский совет обороны (ЮСО). Предполагается, что он сможет играть роль противовеса влиянию США в странах региона. Таким образом происходит более тесная консолидация южноамериканских государств, усиливаются их стремления к выходу из орбиты влияния США. Главная проблема заключается в том, что ни одна крупная страна региона - Мексика, Аргентина, Бразилия - не является центром притяжения региональных сил, противостоящих Вашингтону. Эти государства ведут осторожную политику в отношении США, не пытаясь вызвать конфронтации с могущественной державой, или идут в фарватере Белого дома. Носителями же идеологических проектов, направленных на прекращение засилья США в Латинской Америке и превращение региона в самостоятельный центр силы, являются Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, в последнее время - Эквадор, Уругвай, Парагвай. Их потенциал несравним с ресурсами ведущих стран Латинской Америки. И, тем не менее, накопленный созданными блоками опыт неоценим и, так или иначе, должен привести к полноценному выходу Латиноамериканского региона на мировую сцену. Доказательством тому может послужить расширение экономических связей южноамериканских стран с Европейским союзом, странами Азии, Африки, а также с Россией.
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:
1. В чем причины политической нестабильности в странах Латинской Америки?
2. Какую политику в отношении латиноамериканских государств проводили США?
3. В чем состояли особенности политики диктаторских режимов в государствах Латинской Америки? Можно ли считать что период военных диктатур для латиноамериканских стран остался в прошлом?
4. Расскажите об интеграционных процессах в Латинской Америке. Почему они вызывают недовольство правящих кругов США?