Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция 18
Особенности современного урока в начальной школе
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не
такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. и не потому, что
изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития.
Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания
взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в
школе.
Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным
психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и
подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед
поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас
переживают младшие школьники (в 7-8 лет). А это влечет за собой пересмотр
методов обучения в младшей школе.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это:
- высокое качество образования,
- коммуникабельность,
- целеустремлённость,
- креативность,
- а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и
умение адаптироваться в любом обществе.
1.
Общие требования к современному уроку.
Рассмотрим кратко наиболее важные характеристики урока, определяющие
современные требования к нему.
1). Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания
младших школьников.
—
Урок имеет не только обучающую, но и развивающую направленность,
способствует воспитанию детей. С учетом требований ФГОС НОО урок должен быть
построен на основе идей развивающего, а не традиционного обучения.
—
Современный урок ориентирован на достижение личностных, предметных
и метапредметных результатов.
2). Построение урока на основе системно-деятельностного подхода.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
2
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной
деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые
педагогические технологии, эффективные формы обучения.
Все этапы урока должны включать активные методы обучения.
АКТИВНЫЕ
МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
–
методы,
стимулирующие
познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге,
предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной
проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности
учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной
и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и
содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства
педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Активные методы обучения можно использовать для каждого этапа урока,
которые
позволяют
эффективно
решать
конкретные
задачи
этапа.
Применение элементов кинезиологии – психологического настроя на начало урока,
различные игры эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм,
обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Кинезиология как здоровьесберегающая технология
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического
здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют
создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое
является основой развития интеллекта.
Цель кинезиологических упражнений:
• Развитие межполушарного взаимодействия;
• Развитие мелкой и крупной моторики;
• Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
• Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти;
• Развитие способностей к обучению и усвоению информации, речи;
• Восстановление работоспособности и продуктивности;
• Снятие стресса, нервного напряжения, усталости;
• Формирование абстрактного мышления и др.
Хотелось бы обратить внимание ещё на несколько важных моментов при
проведении подобных упражнений:
- кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный,
т.е. накапливающийся эффект;
- самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до
10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована;
3
- под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят
положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и
значительные изменения.
Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте
пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т.д. Проба
выполняется в прямом (от указательного пальца к
мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется
каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак – ребро - ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на
плоскости стола, последовательно сменяющих друг
друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак;
ладонь ребром на плоскости стола; распрямлённая
ладонь на плоскости стола. Проба выполняется сначала
правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении
программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать
себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Упражнение развивает межполушарные связи, улучшает память, концентрирует
внимание. Можно проводить при организации непосредственно образовательной
деятельности по развитию элементарных математических представлений, после
выполнения детьми задания.
Упражнение «Думающий колпак»
1. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы
большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные
пальцы – спереди.
2. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в
сторону затылка.
3. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите
упражнение 4 раза. Эти движения обостряют слух, помогают
работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности.
Кстати, они отлично улучшают равновесие.
По мнению психологов, «думающий колпак» будет полезен детям при
организации непосредственно образовательной деятельности по развитию
элементарных математических представлений, так как поможет быстро
сконцентрировать внимание. Упражнение помогает детям избежать ситуации "Знаю
4
ответ, но никак не могу вспомнить". С его помощью дети активнее усваивают новую
информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со
стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный
накал.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить
восприятие, профилактика глазных заболеваний. В связи с улучшением интегративной
функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс способности к
обучению.
Для того, чтобы подготовить урок на основе системно-деятельностного
подхода необходимо, прежде всего:
определить тему урока,
определить места урока в системе уроков,
отобрать содержание урока (учитывать уровень развития и обученности
учащихся).
Обязательно нужно проанализировать характер заданий, предлагаемых в
учебниках. Если в учебнике предлагается типовое, репродуктивное задание, то
необходимо определить, целесообразно ли его использовать в предложенном виде.
Чаще всего требуется преобразовать задание, усилить его развивающую
направленность, заменить репродуктивное задание на продуктивное.
Например, в учебнике математики даны столбики выражений:
42 + 4
25 + 6
36 + 3
36 + 7
54 + 5
47 + 8
Предполагается, что учащимся нужно найти значения выражений. Такое задание
является репродуктивным. Можно предложить учащимся разные варианты
развивающих заданий, например:
«Определите, чем все выражения второго столбика отличаются от всех
выражений первого столбика. Найдите значения этих выражений. Дополните
столбики своими примерами» и т.д.
Учитель выбирает один или два варианта таких заданий в зависимости от того,
решение какой развивающей задачи наиболее актуально для учащихся данного класса.
Следующим требованием современного урока является:
3). Продуманность методической системы урока:
а)
Продуманность целей и задач урока.
Задачи урока должны быть сформулированы так, чтобы можно было проследить
их реализацию в ходе урока.
б)
Комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока.
5
Оптимальный объем учебного материала, отбор рационального количества
упражнений и определение того, какие из них являются главными, а какие
второстепенными
—
Развивающий характер большинства заданий; широкое использование
творческих, продуктивных заданий, обеспечивающих работу в зоне ближайшего
развития учащихся.
—
Отбор содержания урока с учетом возрастных возможностей детей,
особенностей класса (уровня развития, обученности, воспитанности учащихся и др.).
—
Осуществление межпредметных связей (при наличии необходимых
предпосылок).
—
Соответствие содержания урока учебной программе.
—
в)
Целесообразный выбор форм и методов обучения.
Формы учебной работы
Соответствует ФГОС
Не соответствует ФГОС
Используется оптимальное сочетание
Преобладает фронтальная форма работы
фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Широко используется работа детей в парах и
микрогруппах
Активно используется индивидуальная
Самостоятельная работа
самостоятельная работа младших школьников.
используется редко. Задания для
Работа часто носит дифференцированный самостоятельной работы одинаковы для всех
характер
детей.
В процессе индивидуальной
самостоятельной работы
младших школьников один ученик
выполняет задание на доске.
Методы обучения
Соответствует ФГОС
На уроке широко используются
проблемные методы обучения (частичнопоисковый, исследовательский).
Организована поисковая, исследовательская
деятельность учащихся
Не соответствует ФГОС
На уроке преобладают традиционные методы обучения
(объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный). Деятельность
учащихся носит преимущественно
репродуктивный характер
Необходимо заранее выбрать формы и методы, которые будут использоваться на
уроке. При выборе методов обучения ориентироваться на особенности содержания
урока. При ознакомлении с новым материалом предпочтение должно отдаваться
проблемным методам. Но нужно учитывать, что не любой материал можно дать
проблемно. В готовом виде, т.е. с помощью объяснительно-иллюстративного метода,
учащимся даются факты (исторические) и сведения, большинство терминов,
некоторые правила («Правописание жи-ши»), которые нужно запомнить без
6
объяснений. Проблемные методы целесообразно использовать для открытия
учащимися новых понятий, свойств, законов и закономерностей, способов действий и
др.
г)
Наряду с методами и приёмами обучения необходимо целесообразное
использование средств обучения.
Средства обучения
Соответствует ФГОС
Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.)
Учащиеся активно привлекаются к
созданию знаково-символических средств,
моделей
Не соответствует ФГОС
Преобладает использование образной
наглядности (картинок, иллюстраций и
т.п.)
Пособия в знаково-символической
форме предлагаются учителем, т.е. даются
учащимся в готовом виде
Ещё одно из требований к современному уроку – это:
4). Продуманность структуры и логики построения урока:
Все этапы урока необходимо тщательно продумывать, они должны плавно
вытекать один из другого.
В зависимости от целей, преследуемых на уроке, уроки деятельностной
направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1).Уроки «открытия» нового знания;
2).Уроки отработки умений и рефлексии;
3).Уроки общеметодологической направленности;
4).Уроки развивающего контроля.
Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим
предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих
целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться
ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип
урока — урок-рефлексия.
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение
отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В
упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".
Цели для урока-рефлексии:
Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного
материала
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и
реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать
собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их
преодоления).
7
Примерный план проведения урока-рефлексии
Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)
На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик
"включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"!
Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания
великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную
разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
(5-8 мин.)
Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование
основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.
Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:
Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока
составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический
материал.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются
основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением
всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее
систематизации и обобщению учебного материала.
Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно
проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь
одноклассникам выявить пробелы по теме.
Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой
карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким
образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки
позволяет заучивать определения, понятия, падежи, формулы, теоремы, даты,
значения иностранных слов и т.д.
Учащиеся не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися,
являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты.
Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем
пространстве, чем тот, кто не умеет.
Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом
помочь учителю.
Например, прием «Толстый и тонкий вопросы».
Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:
Толстые вопросы
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
8
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите:
Что будет, если…?
Что, если…?
Будет…? Могли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные
вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о
качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с
объяснением новой темы.
Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие
толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема
изучена не досконально и требует более тщательной проработки.
Можно организовать работу и по-другому, с помощью «Ромашки вопросов»,
или «Ромашки Блума» (по имени американского психолога
и педагога Бенджамина Блума)
Шесть лепестков — шесть типов вопросов
Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут
какие-либо факты.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То
есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются,
чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то
причинам.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова
«Почему?». В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как
принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление
причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?».
Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в
простой.
Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».
Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли?
Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо
событий.
Почему умным быть лучше?
Почему знание языков ценится высоко?
Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики.
Как посадить семена цветов?
Как работает пылесос?
Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают
значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры
9
по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а
игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании
III. Локализация индивидуальных затруднений
Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия
и понять, почему именно этот пример/правило/упражнение вызвали затруднения.
Удобнее всего работать по вопросам:
-Какое задание я выполнял?
- Какое знание я использовал/каким способом решал задачу?
- Что делал сначала? Потом?
- Где возникло затруднение?
- Почему? Чего мне не хватает для правильного решения?
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения
проблемы.
Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение
пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться
писать слова с приставками по-, про-, на-, за; научиться решать задачи
Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть,
понадобятся учебник, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д.
Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема
(повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание,
пересказать текст, выписать ключевые слова и т.д.). Для начала ученику можно
предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В
дальнейшем учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.
V. Реализация построенного проекта
Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при
необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро
справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или
выступают в роли консультантов и помогают другим.
VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)
Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем
правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом
обязательно проговаривается порядок действий.
Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией
(обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).
Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий
пересказ, мини-тестирование.
10
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому,
усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось,
получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.
VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое
знание/умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к
восприятию следующей новой темы.
Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы,
викторины.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания
материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь
приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.
Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не
просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.
—
При подготовке проведения урока нужно учитывать и специфику
учебного предмета, которая находит свое отражение в структуре урока. Например, на
уроках литературного чтения и окружающего мира достаточно часто проводится
проверка домашнего задания, т.к. дети выполняют задания в устной форме. А на
уроках русского языка и математики этот этап, как правило, отсутствует, поскольку
учащиеся выполняют письменные домашние задания, которые учитель проверит,
собрав тетради.
Следующее требование к современному уроку:
5). Четкая организация класса.
—
Оптимальный темп урока. Соблюдение временных рамок выполнения
заданий.
—
Рациональное использование времени урока.
—
Поддержание дисциплины за счет интереса детей к выполнению заданий и
их включения в активную деятельность, а не за счет подавления учащихся.
6). Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.
В педагогической практике существует широкий спектр взаимодействий: «ученик
— ученик», «ученик — коллектив», «ученик — учитель», «учащиеся — объект
усвоения» и т.п.
—
Сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров.
—
Сотрудничество детей друг с другом.
—
Гибкий стиль общения (с преобладанием демократического) учителя с
учащимися.
11
7). Соблюдение психологических требований к уроку.
—
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям.
—
Благоприятный психологический климат урока, гуманное, уважительное и
доброжелательное отношение учителя к детям. Соблюдение педагогического такта.
—
Учет личностных особенностей учащихся: создание ситуаций успеха и
ситуаций выбора; учет интересов учащихся; актуализация их субъектного опыта;
предоставление ученикам возможности высказывать собственную точку зрения и др.
—
Эмоциональная насыщенность урока.
8). Здоровьесберегающая направленность урока.
—
Соблюдение гигиенических требований: оптимальность температуры и
свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных,
неприятных звуковых раздражителей и т.д.
—
Соблюдение правильного режима труда и отдыха. Своевременное и
качественное проведение физкультминуток, минуток релаксации, гимнастики для глаз
и т.п.
—
Регулярная смена видов деятельности учащихся на уроке.
—
Соблюдение требований к использованию технических средств обучения,
в том числе требований к работе с компьютерными средствами.
—
Соблюдение детьми правильной посадки, чередование позы в
соответствии с видом работы.
—
Забота учителя о сохранении не только физического, но и психического
здоровья.
9). Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе
педагогической техникой.
—
Владение учителем голосом, мимикой, жестами и другими невербальными
средствами.
—
Выразительность речи учителя, владение голосом (оптимальные громкость
и высота голоса, темп речи и др.), отсутствие речевых ошибок.
—
Соблюдение правильного стиля и тона общения.
—
Использование методов стимулирования у учащихся познавательных
интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга и ответственности.
—
Четкое следование замыслу урока и одновременная готовность гибко
перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации
запасных методических вариантов.
10). Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую
очередь принципов развивающего обучения.
Реализовать все эти требования не просто, необходимо заранее планировать.
12
Говоря о том, чему должны научиться дети, необходимо сказать и о
рекомендациях к учителю
☺ Чётко и точно формулирует задания
☺ Не даёт новые знания ученикам в готовом виде
☺ Не повторяет задание 2 раза
☺ Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это
сделать самим ученикам
☺ Не повторяет то, что уже сказали ученики
☺ Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание,
если дети не смогли его выполнить с первого раза.
В отличии от стандартов 2004 года новый ФГОС вносит существенные
изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса,
которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной
деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ,
обеспечивающего его.