Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности русской интонации. Возможности интонации и проблемы, связанные с изучением интонации

  • 👀 725 просмотров
  • 📌 663 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности русской интонации. Возможности интонации и проблемы, связанные с изучением интонации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности русской интонации. Возможности интонации и проблемы, связанные с изучением интонации» pptx
Лекция №1 Особенности русской интонации. Что такое интонация? • Определение интонации. Наша речь не предст авляет собой сплошного потока, а делится на « наименьшие единицы речи, содерж ащие сообщение» (Зиндер, Ст роева, 1957, 230) и « обладающие смы словой и ф онет ической самостоятельност ью и законченностью» (Кравченко, Зы кова, Светозарова, Брат усь, 1973, 34). • Самостоятельный смысл, который свойственен каждому предложению, передается не только через грамматическое оформление и лексические средства, но и через его интонацию. • Интонация понимается нами как «слож ны й комплекс просодических элементов, включающих мелодику, рит м, темп, интенсивност ь, тембр и логическое ударение, которы й служ ит на уровне предлож ения для вы раж ения как различны х синт аксических Другие определения интонации • В Большом Энциклопедическом Словаре (2000) находим такое определение интонации: «интонация – (от лат. слова intonatio лт < intono – « громко произношу» ) - единст во взаимосвязанны х компонентов: мелодики, интенсивност и, длительност и, темпа речи и тембра произнесения. (Большой Энциклопедический Словарь. М., 2000; с. 197). • Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации и паузы . Вместе с ударением интонация образует просодическую систему язы ка. Интонация является важ ны м средст вом ф ормирования вы сказы вания и вы явления его смы сла. • У Богомазова Г. М. находим, что интонация – это важ ное супрасегмент ное средст во, которое нак лады вается на ряд сегмент ны х единиц и объ единяет их в единое целое. С ф онет ической точки зрения - это слож ное явление. II. Возмож ности интонации и проблемы , связанны е с изучением интонации. . Какими возмож ност ями обладает интонация? Какую инф ормацию она мож ет передават ь? • Оказы вается, что интонация мож ет многое передават ь сведения не только о том, что говорится, но и о том, кто говорит, как (в каком состоянии: психологическое состояние, темперамент, социолингвист ические особенност и речи), где (в какой сит уации), кому (какому собеседнику) передается сообщение. • На главны й вопрос что сообщается? От вечает лингвист ика, вы являя семант ику передаваемы х ею значений. От вет ы на ост альны е вопросы находятся за ее пределами. Нелингвистические и лингвистические элементы интонации Многое в интонационном оформлении носит универсальный характер (эмоции) или стоят на грани собственно лингвистических интересов (собака и грудные дети реагируют на нелингвистические элементы интонации). Такими элементами занимается психология эмоций, област ь распознавания личност и. Трудно разделить, что в интонации от носится к лингвист ике, а что к ее сф ере от носит ь не следует. Но есть одни путь решения этой трудности - описание основны х функций интонации. Функции интонации Функция – это предназначенност ь данного язы кового средства для передачи соответствующей язы ковой категории (Зиндер Л.Р., 1978, с.6) 1. Обеспечивает ф онетическую цельнооф ормленность вы сказы вания или его части. 2. Служит для членения целого связного текста на част и (синтагмы ), обладающие признаками смы словой и ф онетической цельнооф ормленности. 3. Передает важнейшие коммуникативные значения — такие, как повествование, вопрос, побуждение и др. 4. Указывает на определенные семантические отношения между единицами, образующими высказывание, и между высказываниями. 5. Передает отношение говорящего к содержанию своего высказывания или высказывания собеседника. 6. Несет информацию об эмоциональном состоянии говорящего. Примеры функций интонации • Например, слова мальчик, читает, книгу только тогда превращаются в высказывание, когда соединяются друг с другом при помощи интонационны х средст в (функция 1); в цепочке слов Почти каждый вечер мальчик читает книгу интонация членит текст на два от резка: почти каждый вечер и мальчик читает книгу (функция 2); разны е интонационны е характеристики обеспечивают передачу разны х коммуникативны х значений: мальчик читает книгу (утверж дение, повест вование), мальчик читает книгу? (вопрос) (функция 3); в высказывании. Это Таня бездельничает, а мальчик читает книгу интонационны е средст ва усиливают семант ическое прот ивопост авление двух его частей (функция 4); в высказывании И все-таки я настаиваю: мальчик читает книгу интонация т акж е подкрепляет смы сл, содерж ащийся в первой части (функция 5); наконец, эмоциональное значение, определяемое общим контекстом вы сказы вания, обязательно будет передават ься и при помощи интонационны х средств: Мальчик читает книгу, значит он поправился! (Бондарко Л.В., 1998, С.230). Компоненты интонации Осуществляя эти функции интонация располагает одинаковым для всех языков набором интонационны х компонентов: мелодикой, интенсивност ью, длительност ью, темпом, тембром и паузой. • Однако при выполнении той или иной функции набор интонационных компонентов, а также важность их участия в разных языках может не совпадать. • Мелодика • Мелодика –это изменение частот ы основного тона, ведущий компонент интонации, обслуж ивающий разны е ее функции. Но это касается лишь нетональны х язы ков. • Говоря о мелодическом компоненте интонации необходимо учитывать следующие ее параметры: направление, форму, интервал, диапазон, регистр, скорость, и изменчивость мелодики. Мелодика • В русском язы ке мож но говорит ь о восходящем, нисходящем, нисходяще – восходящем направлении движ ения тона, т.е. т. е. с началом вы сказы вания частот а начинает повы шаться, а достигнув определенного значения — пониж ается. • Интонационны й цент р, т. е. т а част ь вы сказы вания, где происходят наиболее сущест венны е мелодические изменения, характеризуется разны м направлением эт их изменений: для по-вест вования характерно пониж ение, для вопроса — резкое повы шение, для восклицания — некоторое повы шение с дальнейшим пониж ением, а для незавершенност и — по-вы шение, но не т акое значительное, как при вопросе. • Заударны е гласны е т акж е вносят свой вклад в общую мелодическую карт ину: пониж ение, характерное для ударного гласного в повествовании и восклицании, продолж ается и на заударны х, при повы шающейся мелодике вопроса на заударном слоге происходит пониж ение, благодаря которому и осущест вляется общий восходяще-нисходящий мелодический контур; незавершенная интонация характеризуется тем, что повы шение продолж ается и на заударны х слогах. Мелодические характеристики предударны х слогов как бы предваряют мелодику интонационного центра: их частот ны е характерист ики подчеркивают восходящий или нисходящий рисунок мелодического цент ра (рис.1.) Основные типы контуров. Высота тона, мелодические фигуры и диапазон. • А) С направлением изменения вы сот ы тона в нетональны х язы ках связано преж де всего прот ивопост авление по цели вы сказы вания ср. нисходящее направление движения мелодики в повест вовательном предлож ении: Они убегают • .Восходящее - в вопросительном предлож ении: Они убегают? • Восходящее движение тона в нетональны х язы ках является сигналом незавершенност и ф разы . • Б) Мелодические ф игуры говорят о вы сотном полож ении ударного, предударны х и заударны х слогов. В русском языке только в очень подчеркнуто эмоциональны х вы сказы ваниях могут в одном слоге соединят ься восходящий и нисходящий тон. • В) Диапазон определяется расстоянием меж ду самой вы сокой и самой низкой точками мелодической кривой в пределах синт агмы . Широт а диапазона во всех язы ках мож ет определят ь важ ность /неваж ност ь сообщаемого . Так, например, « для вводны х конст рукций характерен от носительно узкий частотны й диапазон» (Светозарова Н.Д., 1984, с.41). Использование более широкого диапазона характерно для эмоционально окрашенны х вы сказы ваний, вы раж ающих сильны е эмоции (во всех язы ках ). Широт а диапазона может бы т ь различной в разных языках. • Г) Диапазон принято делить на регист ры . В русском языке три регистра: вы сокий, средний, низкий. С регистром во всех языках связано противопоставление по эмоциональност и – нейтральности речи. Средний регист р характерен в основном для нейт ральной речи. Вы сокий регист р характерен для эмоциональны х вы сказы ваний, передающих полож ительны е эмоции (восхищение, радост ь) или другие т рудно сдерж иваемы е эмоции (негодование, возмущение). Низкий регист р передает от рицательны е или сдерж иваемые эмоционально – модальны е значения (горе, печаль, недовольство) (Ант ипова А .М., 1979; с.25). • Д) От скорости изменения мелодики зависит крут изна или пологост ь конф игурации. • Например, в русском общем вопросе наблюдается резкое повышение тона на гласном интонационного центра, приходящегося на предикат вопроса. • Е) Изменчивост ь или вариативност ь мелодики проявляется особенно ярко в эмоционально окрашенной речи. При выражении некоторых эмоций мелодический контур отличается сложностью и изменчивостью, изрезанностью. Например, ласковый тон просьбы или сухой тон приказа (Светозарова Н.Д., 1984% с. 41). Интенсивность • • • • • • Динамическая организация вы сказы вания, т. е. изменения громкост и, подчиняется общему правилу: для любого высказывания характерно ослабление громкости от начала его к концу — падающая динамическая кривая. Это ослабление может быть более или менее сильным в зависимости от того, где находится интонационный центр: если он расположен близко к началу высказывания, то падение более резкое, если близко к концу, то падение более плавное (рис. 2.). Степень ослабления интенсивност и зависит т акж е и от т ипа интонации: она максимальна для завершенной повест вовательной интонации. Вы ступает как средст во вы деления или « подчеркивания» отдельны х элементов ф разы . С увеличением интенсивност и связано акцент ное или логическое ударение. В русском языке интенсивность является дифференциальным признаком акцентного выделения. Интенсивность передает сведения о семантическом весе фразы. Так, вводные и вставные конструкции характеризуются общим понижением уровня интенсивности. Возрастанию интенсивности сопутствует появление положительных и активных эмоций в речи. Напротив, отрицательные и пассивные эмоции характеризуются понижением общего уровни интенсивности. Приказы и команды также отличаются высоким уровнем интенсивности. Схематичное изображение динамики • Длительность и темп • Временная организация высказывания подчинена мелодической и усиливает ее. • При нормальном развитии восходяще-нисходящего конт ура, оф ормляющего повест вование, темп речи характеризуется замедлением к концу вы сказы вания, и это замедление вместе с пониж ающейся мелодикой сигнализирует о завершенност и. • Отсутст вие замедления служ ит своеобразны м сигналом того, что или вы сказы вание не завершено, или ж е оно требует продолж ения от собеседника — когда это вопрос. Поскольку существует общая тенденция произносить более медленно то, что говорящему каж ется наиболее важ ны м, наибольшую длительност ь будет иметь ударны й гласны й слова, находящегося в интонационном цент ре, обы чно на него падает и особое ударение. • Если сравнивать среднюю длительност ь звуков при разном интонационном оф ормлении, то видно, что максимальна она при восклицательной интонации, далее следует интонация завершенност и, а интонация вопроса и интонация незавершенност и характеризуются наименьшей средней длительност ью звука, т. е. самы м бы стры м темпом произнесения. Длительность и темп. • Универсальным для всех языков можно считать тенденцию к более быстрому произнесению менее важной информации в высказывании, например, произнесение вводных конструкций, придаточной части сложного предложения и наоборот. • В русском языке не существует долгих и кратких гласных, большая или меньшая протяженность звука не нарушает фонемного облика слова, поэтому отклонение по длительности используется на интонационном уровне. Так, увеличение длительности в русском вопросе придает высказыванию в сочетании с другими средствами различные эмоциональные значения, например, удивление. Ср. :Тебе? – Тебе-е? • Увеличение длительности ударного гласного может наблюдаться при выражении эмоциональных значений ласки, нежности, просительности. Ср.: Дедушка, миленький, да-ай, пожалуйста! • При выражении гнева, презрения, категоричности, напротив, наблюдается уменьшение длительности и увеличение длительности начального согласного. Начинайте! (Светозарова Н.Д., 1984, с. 49). • Темп участвует в различении коммуникативных типов высказывания. В русском языке вопрос отличается от восклицания более быстрым темпом произнесения. Какой сегодня день? – Какой сегодня день! Тембральны е характерист ики • Различные тембральны е характерист ики участвуют в различении и конкрет ны х эмоций: презрения, гнева, насмешки и т. д. • С.В. Кодзасов пишет, что «вы сокая степень полож ительной эмоции (любовь) реализуется вы соким, приды хательны м голосом, вы сокая степень от рицательной эмоции (ненавист ь)низким, зашумленны м, дрож ащим голосом; для торж ест венного чувст ва характерен восходящий дрож ащий голос, горе символизируется нисходящим мягким голосом» (Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф., 1977, с. 209). Паузы • Паузация используется не только для членения вы сказы вания на синт агмы . Величина паузы мож ет служ ит ь признаком, определяющим характер от ношений меж ду соседними синт агмами и тем самы м передават ь важ ную семант ическую инф ормацию. Паузы • Используются для членения речи на интонационно – смы словы е единицы . Более длинны е паузы свидетельст вуют о большей смы словой самостоятельност и отделяемы х друг от друга от резков речи. • Значения пауз в сопоставлении, прот ивопост авлении, важ ного и несущест венного пояснения. • Компонент ы , обслуж ивающие интонацию являются универсальны ми. Тем не менее, вы бор интонационны х признаков для вы раж ения значений варьируется в зависимости от язы ка. Интонационные единицы • Как мы уже говорили, для описания свойств интонационной системы необходимо выяснить, какие именно единицы образуют эту систему. Поскольку, определенная интонация оформляет очень часто целые предложения, существовало и до сих пор еще существует мнение, что именно предложение и нужно считать такой единицей. Однако это не так, потому что Мальчик читает книгу. Может быть разделен на одну или две части. • Вопрос о природе единиц, участвующих в интонационном оформлении высказывания, подробно рассмотрел Л. В. Щерба, который отметил, что связь между смысловой и звуковой стороной осуществляется в пределах простейшего синтаксического целого — синтагмы . • « Фонет ическое целое, вы раж ающее единое смы словое целое в процессе речи — мы сли... я назы ваю синт агмой» , — писал он в «Фонетике французского языка». Таким образом, сама единица как бы принадлежит речи, а не языку, поскольку появляется в конкретных условиях осмысления той или иной синтаксической конструкции и лексического наполнения. Однако обусловленность синтагматического членения семантико-синтаксическими характеристиками не подлежит сомнению, так же как и наличие определенных языковых правил синт агматического членения. • Таким образом, каждое высказывание членится на синтагмы . • Синт агматическое членение осущест вляется при помощи меж синтагменны х пауз, при этом далеко не всегда такая пауза может соответствовать во времени перерыву звучания: часто возникают так называемые психологические паузы , которые мы воспринимаем в результате сильных мелодических изменений на границе синтагм. Объединение слов, образующих одну синтагму, происходит благодаря особому ударению: все слова, предшествующие последнему слову синтагмы , имеют обы чное словесное ударение, а на это последнее падает более сильное, синт агмат ическое ударение. Если в предлож ении несколько синт агм, то и синтагматических ударений тож е несколько, а последнее из них имеет на себе и ф разовое ударение, объединяющее синтагмы во ф разу.
«Особенности русской интонации. Возможности интонации и проблемы, связанные с изучением интонации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot