Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра

  • 👀 183 просмотра
  • 📌 157 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра» pdf
2.1 Лекция Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра Аутизм является заболеванием, которое внесено в американскую классификацию DSM-5 и международную классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 - Детский аутизм. Отличительная особенность синдрома – отсутствие первоначального нормального состояния, синдром считается врожденным. Первые проявления выявляют в младенческом возрасте, а диагноз ставится обычно к 3-4 годам. К такому возрасту, симптоматика становится хорошо заметной. Этот диагноз может быть поставлен психиатром. К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся разнообразные расстройства, объединенные нарушениями невербальной и речевой коммуникации, особенностями поведения (непереносимостью изменений в окружающей обстановке), особенностями психомоторного развития и необычным использованием своего тела (стереотипии), а также нарушениями развития когнитивных функций (развития символической активности, использование аутистического объекта, аутистической речи, игры). В целом, дети с аутистическим расстройством фиксированы на внутренних или изолированных внешних сенсомоторных ощущениях, а также на навязчиво повторяющихся сверхценных фантазиях, оставаясь нечувствительными к большому количеству потенциально важных внешних воздействий. Наиболее известные из аутистических расстройств – синдром Каннера, синдром Аспергера, атипичный аутизм с умственной отсталостью. При синдроме Каннера аутистические расстройства глубже, речь отсутствует или ограничена эхолалиями, состояние ребенка психотическое. При синдроме Аспергера формальный интеллект развит очень хорошо, но коммуникация, эмоции и речь искажены, состояние ребенка пограничное. Для атипичного аутизма характерно отсутствие одного из трех диагностических критериев аутизма (качественного нарушения социального взаимодействия, коммуникации и ограниченного стереотипного поведения). Это психоневрологическая патология, связанная с нарушением мозговых структур, которая может проявлять гораздо позже, чем симптоматика классического аутизма. «Атипичный» ребенок-аутист может обладать как высоким уровнем интеллекта и социализации, так и очень низким, вплоть до серьезных нарушений восприятия реальности, тяжелых речевых расстройств и умственной отсталости. Аутизм – это нарушение развития, дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. 1 Аутизм встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Как заметить проявления аутизма у ребенка? Вот его характерные черты: Игра Поведение - не играет со сверстниками, - постоянно намеренно соблюдает - не испытывает радость, определенные правила, - выполняет одни и те же механические движения, - играет - сопротивляется переменам, - выполняет действия в определенном только с определенными игрушками, - использует постоянные ритуалы, порядке, - совершает действия, приносящие вред ему самому, - играет с мелкими игрушками, - избегает двигательной активности, - выстраивает предметы в ряд, - хаотично передвигается по помещению, - играет один, - избирателен в еде, - фантазирует - предпочитает еду одного цвета, - делает бесцельные движения (взмахи Чувствительность - боится громких звуков, закрывает уши руками, руками, перебирание пальцами), - часто ходит босиком, - избирателен в одежде, - избегает яркого света, - не переносит переодевание - нюхает предметы, в том числе и Общение несъедобные, - не нуждается в контакте с окружающими, - не любит телесный контакт, - не разговаривает с окружающими, - не переносит прикосновения к себе, - общается только с одним членом семьи, - боится испачкаться, - общается с одним выбранным взрослым, - быстро утомляется, - повторяет одни и те же слова и - плохо спит предложения - не смотрит в глаза, Сравните эти проявления с типичным поведением нормативно развивающегося ребенка: Игра: любит играть на детской площадке, когда там много детей; активно привлекает детей в свою игру; разбирает предметы по частям; любит играть на барабанах или стучать; требует новых игрушек; постоянно переставляет игрушки и вещи в комнате. Чувствительность: любит разноцветную одежду, громкую музыку. 2 Поведение: залезает на горку, на верх дивана; любит кошек; пьет из разных чашек и проч. Общение: постоянно задает вопросы, разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми. Обобщенная характеристика детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ: Психическое и ➢ Недостаточность энергетического потенциала личностное ➢ Неспособность правильно реагировать на внешние ситуации развитие ➢ Пугаются резких звуков, громкого голоса ➢ Эмоциональная хрупкость ➢ Низкий порог возникновения тревоги Поведение ➢ Стремление выполнять повторяющиеся действия (встряхивание, вращение конечностей); ➢ Фиксация на ритм-сенсорных впечатлениях ➢ Отсутствие выражения лица или ограниченное использование мимики и жестов; ➢ Неспособность создать и поддерживать зрительный контакт; ➢ Стереотипное повторение моделей поведения; ➢ Воспроизведение одних и тех же звуков; ➢ Проблемы с воображением; ➢ Высокая избирательность Коммуникация ➢ Только личное общение ➢ Неспособность устанавливать отношения с окружающими людьми ➢ Холодность и безразличие к близким ➢ Не переносят замечаний в свой адрес В настоящее время наибольшее распространение получила классификация форм детского аутизма, представленная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинг. Основой для классификации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с ранним детским аутизмом. Эта систематизация отличается от медицинской классификации направленностью на педагогические способы коррекции и социальную адаптацию. Согласно данной классификации, выделяют 4 группы раннего детского аутизма. 3 1 группа – наиболее тяжелая форма аутизма. Ее характерными признаками являются: - отсутствие эмоционального контакта со взрослыми; - слабая реакция на внешние раздражители; - может присутствовать мутизм; - типична маска глубокого покоя; - характерно полевое поведение – бесцельное перемещение по комнате; - избегание сильных стимулов, вызывающих страх – шум, яркий свет, прикосновение и т.д. 2 группа: - присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод); - в речи преобладают однотипные штампы-команды; - возможно выполнение просьб матери; - чрезмерная привязанность к матери; сочетание - эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери; - стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); - стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; - ритуализация повседневной жизни. 3 группа: - способность выразить свои потребности посредством речи; - поглощенность одним и тем же занятием; - большой словарный запас «книжного характера»; - чрезмерная привязанность к матери; - парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений; - наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога. 4 группа – наиболее благоприятная в плане коррекции: - способность к общению; - интеллектуальные функции сохранны; - чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны матери; - присутствие ритуальных форм поведения; - круг общения ограничен близкими взрослыми - трудности в усвоении двигательных навыков. 4 Факторы возникновения аффективных нарушений и аутизма Различают несколько видов факторов возникновения аутизма. Прежде всего, выделяют генетические и биологические. Когда говорят о генетических факторах, то речь, прежде всего, идёт о спонтанной мутации определённых генов. Эта мутация приводит к изменениям в ДНК, провоцирующим развитие РАС. Иногда генетические факторы имеют наследственный характер. Например, выявлено, что высокая вероятность рождения ребенка с аутизмом у слишком интеллектуальных родителей, Биологические факторы аутизма – это факторы риска, которых можно избежать. К ним относится ожирение матери во время беременности, недостаток фолиевой кислоты и других витаминов в процессе формирования плода, перенесённые матерью инфекционные заболевания и кислородное голодание плода. Органические факторы – нарушение нейрогенеза, которое влечет гиперчувствительность восприятия; постинфекционные причины Этологические факторы: нарушение симбиоза с матерью. Сенсорная дезинтеграция при аутизме1 Большинство детей с аутистическими расстройствами страдают дисфункцией сенсорной интеграции, когда взаимосвязь всех элементов сенсорной системы нарушается. В чем же проявляется это нарушение? Прежде всего, в разбалансированности сенсорных сигналов, поступающих ребенку как извне, так и изнутри, в особой чувствительности или нечувствительности отдельных рецепторов при восприятии окружающего мира. Известный специалист в этой области Дж. Айрес пишет, что у детей с аутизмом сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко. Встречается также плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность. Дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенно новым, или же к смене действий: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются конструктивными и полезными. Ребенок слишком остро воспринимает одно и вовсе не замечают другое. Например, как пишет мама одного из детей, ее сын не чувствовал боли, игнорировал укусы и травмы, закрывал уши и бил себя по ушам, боялся музыкальных игрушек, переворотов тела и т.д. 1 Полный список признаков сенсорной дезинтеграции приведен в Приложении 5 При нарушениях тактильных ощущений аутисты могут иметь слишком высокий или слишком низкий болевой порог, а потому либо обожают сильные объятия и рукопожатия, либо, наоборот, избегают любых прикосновений к своему телу других людей. Некоторые дети могут намеренно причинять себе боль, чтобы получить тактильные ощущения. А другие очень избирательно относятся к тканям, из которых сшита их одежда – некоторые из них причиняют телу аутиста настоящую боль. При нарушениях проприоцептивной системы - не осознают положения своего тела, а потому могут либо избегать стоять рядом с другими людьми, либо, наоборот, слишком приближаться к ним. Нарушение данной системы создает трудности с мелкой моторикой. Дети-аутисты с нарушениями проприоцептивной системы могут натыкаться на предметы, не понимать, как застегивать пуговицы на одежде. При нарушениях вестибулярной системы им с трудом дается понимание баланса положения своего тела относительно пространства, поэтому аутичным детям приходится использовать так называемые стимы – необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла - кружения, раскачивания, битье головой, топанье ногами. Другая крайность – им сложно бегать, прыгать, иногда даже нормально ходить. Нередко особенных малышей может укачивать в транспорте, на качелях, на карусели. При нарушениях вкуса аутичным детям не хватает вкусовых ощущений, поэтому они могут предпочитать блюда с сильно выраженными вкусами – очень сладкие или очень соленые. При отсутствии вкуса малыши тянут в рот все, что видят – жуют землю, сосут камни. Другая крайность – не переносят острую или твердую пищу, категорически отказываются от определенных видов продуктов. При нарушениях слуха у аутистов нередко нормально функционирует только одно ухо, сложно воспринимать все звуки, им могут нравиться шумные звуки – могут нарочно шуметь. Есть и другая крайность, когда аутичный ребенок воспринимает звуки намного интенсивнее, чем обычный человек, поэтому ему сложно находиться в общественных местах, абстрагироваться от шумовых эффектов вокруг. При нарушениях зрения аутичные дети могут воспринимать цвета как более темные, чем на самом деле, очертания – быть размытыми, некоторые не понимают, насколько далеко от них находятся те или иные предметы. Ряд аутистов видит настолько хорошо, что их больше интересуют не сами предметы, а их мелкие детали, а также крупицы песка, частички земли, мелкие камешки. У части особенных детей предметы могут «прыгать» перед глазами. При нарушениях обоняния – либо не чувствуют никаких запахов, либо не могут переносить даже тончайшего аромата, не говоря уже о неприятных запахах. В первом 6 случае аутисты могут подолгу спокойно находиться возле баков с мусором, в общественных туалетах, во втором - не способны нормально ходить даже в чистый домашний санузел, боятся использования косметических средств – мыла, шампуней, не выносят людей с парфюмом. Основные критерии оценки развития ребенка при систематическом наблюдении Для оценки развития ребенка с расстройством аутистического спектра необходимо фиксировать его поведенческие проявления по целому ряду основных признаков: - динамика эмоциональных состояний; - пищевое поведение; - сон-бодрствование; - территориальное поведение; - выделительное поведение; - сексуальное поведение; - исследовательское поведение; - привязанность; - агрессия; - невербальная коммуникация; - игровое поведение; - изобразительная деятельность; - речь; - поведение перед зеркалом. Наблюдение должно иметь лонгитюдный характер и включать не менее 4-5 наблюдений по каждому признаку. Анализ и сопоставление полученных характеристик дает возможность выявить основные звенья и степень нарушения. Характеристика критериев оценки поведения: 1) Эмоциональное состояние: проследить, как обычно проявляется эмоциональная реакция, является ли эмоциональное состояние стабильным, как меняется, как выражаются эмоции (телом, руками, ногами, голосом и т.п.). 2) Пищевое поведение: как ребенок проявляет себя во время еды: ест самостоятельно, отказывается от определенных видов пищи (высокая избирательность в еде), проявляет всеядность, предпочитает твердую или жидкую пищу и проч. 7 3) Сон-бодрствование: как засыпает, просыпается (во время дневного, ночного сна). 4) Территориальное поведение: где играет (в отдельных уголках или на все площади, «охраняет» ли свою территорию, как реагирует на «вторжение» других детей). 5) Выделительное поведение: самостоятельно или нет ходит в туалет, отношение к чистоплотности. 6) Сексуальное поведение: допускает ли прикосновения других людей, интерес к противоположному полу, бывает ли мастурбация, прижимания, поцелуи и проч. 7) Исследовательское поведение: как относится к новым предметам, новым людям, новому помещению. Как реагирует на книжку, мультфильм, музыку, новый вид деятельности, обучение. 8) Привязанность: к каким лицам проявляет привязанность, есть ли привязанность и избирательность в одежде. 9) Агрессия: как проявляются агрессивные или оборонительные реакции. 10) Невербальная коммуникация: контакт глаз, голос, форма эмоциональной коммуникации. 11) Игра: как играет (один или вместе с другими, какие игрушки и как использует). 12) Изобразительная деятельность: что рисует, как рисует, к каким видам изобразительной деятельности проявляет интерес. 13) Поведение перед зеркалом: как реагирует на свое отображение в зеркале. 14) Речевое поведение: как проявляется речь при обращении к детям, взрослым; как реагирует на обращение других людей, на команды, приказы и проч. 8
«Особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot