Особенности прекращения сотрудников правоохранительных органов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание 2. Проанализировать особенности прекращения трудовых (служебных) отношений в следующих правоохранительных органах:
Федеральная таможенная служба.
!!!!Для анализа используйте только действующие нормативно – правовые акты!!!!
ОБРАЗЕЦ (на примере ПРОКУРАТУРЫ) !
Лекция по теме «Особенности прекращения сотрудников правоохранительных органов»
Вопрос 1. Прекращение службы в органах и организациях прокуратуры
Общеизвестно, что государственная служба предполагает особую процедуру принятия на службу и, соответственно, освобождения от нее. Служба в правоохранительных органах отличается от стандартной работы, ведь сотрудники подчиняются не только Трудовому кодексу РФ, но и целому ряду положений федерального законодательства,
Стоит отметить, что служба в правоохранительной системе требует стойкости как психологического, так и физического типа, поскольку подразумевает под собой обеспечение правопорядка, надзора за его соблюдением, что не может идти вразрез с более сложными условиями службы и, как следствие, дополнительным финансовым обеспечением со стороны государства.
Между тем, для того чтобы сотрудник был обеспечен указанным дополнительным финансовым стимулом и иными социальными гарантиями, государство предусмотрело определенный порядок прохождения службы, при нарушении которого уволенные сотрудники лишаются всех или части предусмотренных законом гарантий.
Для начала рассмотрим, каким образом возможно прекращение службы в органах прокуратуры, которая как известно, в силу Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ч.3 ст.40.1 ) осуществляется на основании трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет1.
Перечень оснований, в силу наличия которых служба в органах прокуратуры прекращается содержится в ст. 43 Закона о прокуратуре, согласно которой прекращение службы связывается с таким событием как «увольнение прокурорского работника».
В свою очередь, увольнение прокурорского работника возможно как по общим основаниям, предусмотренным ТК РФ ( ст.77), а также и по специальным основаниям, имеющим отношение к прокурорским работникам. С увольнением прокурорского работника прекращаются и его служебно-трудовые отношения в органах и организациях прокуратуры.
Проанализируем специальные основания увольнения прокурорских работников.
1.Прокурорский работник может уволиться в связи с выходом в отставку, т.е. расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе.
Основаниями отставки выступают:
а) выход на пенсию, т.е. в связи с возникновением права на государственное пенсионное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет (главным и единственным (при его соблюдении) условием назначения прокурорским работникам пенсий по выслуге лет является наличие 20 лет стажа работы в органах Прокуратуры РФ в качестве служащего со специальным званием). Это так называемая «чистая» выслуга лет, позволяющая притязать на назначение пенсионного обеспечения и, соответственно, воспользоваться правом на отставку.
Здесь необходимо добавить, что право на пенсию за выслугу лет имеют прокурорские работники, уволенные со службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигшие на день увольнения по указанным причинам 45-летнего возраста и имеющие 25 календарных лет общего стажа, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет прокурорская служба. Это так называемая «смешанная» выслуга лет.
б) несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя.
Отставка Генерального прокурора Российской Федерации, его первого заместителя и заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Отставка прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором Российской Федерации.
Отставка других прокуроров признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.
В трудовой книжке прокурорского работника производится запись о его последней должности с указанием "в отставке".
2. Прокурорский работник может быть уволен по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры в следующих случаев (событий):
А. Достижение прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и организациях прокуратуры. Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и организациях прокуратуры - 65 лет. Предельный возраст нахождения на службе прокурорских работников, назначаемых Президентом Российской Федерации или по его представлению, - 70 лет.
По достижении предельного возраста прокурорский работник может быть уволен со службы. При этом согласия работника не требуется.
Решение о прекращении службы оформляется приказом с формулировкой: «Уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах и организациях прокуратуры (подпункт «а» пункта 1 статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Однако срок нахождения на службе работников, достигших предельного возраста, может быть продлен.
Решение о продлении срока нахождения работника на службе принимает руководитель соответствующего органа, организации прокуратуры, имеющий право приема и увольнения работников.
Продление срока нахождения на службе работника, достигшего предельного возраста, производится с учетом состояния его здоровья, деловых качеств и результатов служебной деятельности. Однократное продление срока нахождения на службе в органах и организациях прокуратуры допускается не более чем на год.
Работнику, достигшему предельного возраста, срок нахождения на службе может быть продлен последовательно несколько раз, но общий срок продления не должен превышать пяти лет. Продление срока нахождения на службе работника при наличии у него заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, а также работника, достигшего возраста 70 лет, не допускается.
После достижения указанного возраста работник может продолжить работу в органах и организациях прокуратуры на условиях срочного трудового договора с сохранением полного денежного содержания, предусмотренного пунктом 1 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Решение о продлении срока нахождения на службе не исключает возможности увольнения работника в течение этого срока по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и законодательством о труде, в том числе за совершение дисциплинарного проступка, нарушение Присяги прокурора, совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, несоблюдение ограничений и неисполнение обязанностей, связанных со службой, в связи с утратой доверия и др.
Кадровое подразделение предупреждает работника о возможности увольнения со службы.
Работник вправе подать рапорт о продлении срока нахождения его на службе по достижении предельного возраста руководителю, имеющему право приема и увольнения (Генеральному прокурору Российской Федерации, прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему специализированному прокурору).
Б. прекращения гражданства Российской Федерации( лицо не может находиться на прокурорской службе, если имеет гражданство иностранного государства);
В. Нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; Присяга Прокурора гласит:"...Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры". Исходя из этого, работник может быть уволен по инициативе руководителя за нарушение Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника;
Г. несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
В указанных нормах приводится перечень ограничений, связанных с гражданской службой, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе: в случае признания его недееспособным; осуждения к уголовному наказанию; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства Российской Федерации; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу и иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств и нарушать другие запреты, перечисленные в ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Д. Разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
Для обеспечения защиты государственной тайны в подразделениях центрального аппарата функционирует первый отдел. Этот отдел (на правах управления) является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ, действующим на основании Положения о первом отделе, утвержденного руководителем ведомства 15 августа 2007 г. Отдел в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке обеспечивает ведомственный контроль за защитой государственной тайны в органах прокуратуры, за соблюдением режима секретности и организации секретного делопроизводства; принимает меры по выявлению и закрытию возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну, а также выполняет иные функции, связанные с обеспечением режима секретности и ведением секретного делопроизводства. Действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ "Государственная измена";
Е. Утраты доверия, которую законодатель соотносит со следующими случаями:
-непринятия работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
-непредставления работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
-участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
-осуществления работником предпринимательской деятельности;
-вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
-нарушения работником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;
Ж. Отказа от назначения на должности, предложенные в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий; (данное основание увольнения было введено в Закон о прокуратуре в июле 2019г.)
Предусматривается, что прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и приравненные к ним специализированные прокуроры (за исключением военных прокуроров) по окончании срока полномочий по замещаемой должности, а также в случае досрочного прекращения полномочий для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы могут быть зачислены соответственно в распоряжение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры на срок до двух месяцев со дня подписания акта Президента Российской Федерации либо издания акта Генерального прокурора Российской Федерации об освобождении от замещаемой должности. Порядок зачисления прокурорского работника в распоряжение органа прокуратуры и его нахождения в распоряжении органа прокуратуры, объем исполняемых им в указанный период служебных обязанностей определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.
В период нахождения в распоряжении органа прокуратуры прокурорскому работнику предлагаются как вакантные должности, соответствующие его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности, имеющиеся в данном органе прокуратуры, а в случае их отсутствия - соответствующие вакантные должности в иных органах прокуратуры, в том числе расположенных в других местностях, которые прокурорский работник может занимать с учетом состояния здоровья.
В период нахождения в распоряжении органа прокуратуры сохраняются установленные настоящим Федеральным законом статус, гарантии правовой и социальной защиты прокурорского работника, а также денежное содержание в размере должностного оклада по последней замещаемой должности, доплат за классный чин, за выслугу лет с учетом коэффициентов, процентных надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.
По решению соответствующего прокурора прокурорскому работнику с учетом фактического объема исполняемых служебных обязанностей в период нахождения в распоряжении органа прокуратуры производятся иные выплаты, предусмотренные Законом о прокуратуре.
При возложении на прокурорского работника временного исполнения обязанностей по другой должности, в том числе в ином органе прокуратуры, ему выплачивается денежное содержание, соответствующее данной должности.) При этом иные выплаты ( денежное содержание в размере должностного оклада по последней замещаемой должности, доплат за классный чин, за выслугу лет с учетом коэффициентов, процентных надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных) не производятся.
В период нахождения в распоряжении органа прокуратуры к прокурорскому работнику могут применяться меры поощрения и дисциплинарной ответственности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Время нахождения прокурорского работника в распоряжении органа прокуратуры засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж, в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина и предоставление дополнительного отпуска, в выслугу лет для установления доплаты за выслугу лет и назначения пенсии за выслугу лет. Периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске в срок нахождения прокурорского работника в распоряжении органа прокуратуры не засчитываются.
В случае отказа от замещения предлагаемых вакантных должностей прокурорский работник, находящийся в распоряжении органа прокуратуры, подлежит увольнению из органов прокуратуры на основании подпункта «Ж»;
З. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). За прокурорским работником сохраняется место работы (должность) в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением служебных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода (данный пункт введен в Закон о прокуратуре в июле 2019г.)
Предполагается, что появление п. «Ж» и «З» в п.1.ст. 43 будет «способствовать усилению кадрового потенциала органов прокуратуры».
Кроме перечисленных выше оснований увольнения прокурорского работника, последний может быть уволен и по другому основанию, предусмотренному п.1.1. ст.43 Закона о прокуратуре: наличие заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, является основанием для прекращения службы в органах и организациях прокуратуры и увольнения прокурорского работника.
Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 733 "О медицинском освидетельствовании лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Феде рации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника" установило Правила проведения медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. В Постановлении изложен перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Для этой цели прокурорские работники проходят медицинское освидетельствование до достижения предельного возраста нахождения на службе один раз в пять лет, после достижения предельного возраста нахождения на службе - ежегодно. Медицинское освидетельствование осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Генеральной прокуратуры РФ на эти цели (п. п. 4, 3).
В заключении, следует разграничить понятие «увольнения», связанного с соответствующими основаниями и «увольнения» как меры дисциплинарной ответственности, о которой идет речь в ст.41.7 Закона о прокуратуре. Применение увольнения как меры дисциплинарной ответственности предусматривается:
1) по соответствующим основаниям;
2) с соблюдением общих правил применения дисциплинарной ответственности прокурорских работников.
Дисциплинарное взыскание в виде увольнения возможно по следующим основаниям.
1.Совершение дисциплинарного проступка, коим, ПО ОБЩЕМУ ПРАВИЛУ, выступает неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Порядок применения по общему составу дисциплинарного проступка таков:
- наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации;
-дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске;
-дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске;
-дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения;
-работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания;
-отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или организации прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
2. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения возможно в связи утратой доверия (ст.41.9 Закона о прокуратуре), в частности:
-непринятия работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
-непредставления работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
-участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
-осуществления работником предпринимательской деятельности;
-вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
-нарушения работником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.
Руководитель органа или организации прокуратуры, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах прокуратуры.
Сведения о применении к работникам взысканий в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений включаются органами и организациями прокуратуры, в которых работники проходили службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
3. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения возможно за несоблюдение работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (ст.41.8 Закона о прокуратуре) – то есть за совершением им коррупционного правонарушения.
Порядок применения увольнения как вида дисциплинарного взыскания в связи с утратой доверия и в связи с совершением коррупционного правонарушения таков:
-во первых, во внимание порядок применения по общему составу дисциплинарного проступка (они установлены пунктами 2 - 9 статьи 41.7 Закона о прокуратуре);
-во - вторых, с применением особенностей, о которых идет речь в ст.41.10 Закона о прокуратуре:
А)Взыскания (и увольнение как вид взыскания), применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа прокуратуры по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия работника и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего органа прокуратуры по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого работника;
Б) при наложении взыскания в виде увольнения учитываются характер совершенного работником коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение работником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения работником своих должностных обязанностей;
В) наложение взыскания в виде увольнения применяется не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении работником коррупционного правонарушения, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;
Г)копия акта о применении к работнику взыскания в виде увольнения с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается работнику под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Д)работник вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.
Выходное пособие при увольнении
Прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим на момент увольнения право на пенсионное обеспечение, выплачивается выходное пособие при увольнении:
а) на пенсию;
б) в отставку;
в) по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах и организациях прокуратуры;
г) по состоянию здоровья или инвалидности;
д) вследствие организационно-штатных мероприятий;
е) вследствие отказа от назначения на должности, предложенные в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий;
ж) вследствие отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
Прокурорам, научным и педагогическим работникам, не имеющим права на момент увольнения на пенсионное обеспечение, выходное пособие выплачивается лишь в случаях их увольнения:
-по состоянию здоровья или инвалидности;
-вследствие организационно-штатных мероприятий;
- вследствие отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
Прокурорам, научным и педагогическим работникам выходное пособие выплачивается за полные годы выслуги в следующих размерах:
менее 10 календарных лет - 5 месячных должностных окладов (окладов по должности) с доплатой за классный чин или с окладом по воинскому званию;
от 10 до 15 календарных лет - 10 месячных должностных окладов (окладов по должности) с доплатой за классный чин или с окладом по воинскому званию;
от 15 до 20 календарных лет - 15 месячных должностных окладов (окладов по должности) с доплатой за классный чин или с окладом по воинскому званию;
20 календарных лет и более - 20 месячных должностных окладов (окладов по должности) с доплатой за классный чин или с окладом по воинскому званию.
Вопрос 2. Прекращение службы в органах внутренних дел (полиции)
Порядок и основания расторжения контракта о службе в органах внутренних дел определены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом "О полиции", Приказом МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Объективно понятно, что расторжение контракта может быть либо по инициативе сотрудника, либо по инициативе федерального правоохранительного органа, при этом расторжение может быть как с правом выхода на пенсию, т.е. по достижении определенной выслуги лет, так и без права на пенсию, т.е. досрочно.
Если с социальным обеспечением сотрудников, уволенных из правоохранительных органов с правом на пенсию, все определено, то вот для сотрудников прослуживших в правоохранительных органах менее 20 лет, для получения соответствующих гарантий имеет огромное значение основание расторжения служебного контракта.
Социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы, определены Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию.
Стоит отметить, что единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел:
- в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;
- в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
- в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;
- в связи с нарушением условий контракта сотрудником;
- в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;
- в связи с утратой доверия;
- в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу;
- в связи с осуждением сотрудника за преступление;
- в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;
- в связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта.
Гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию, проходившим службу в органах внутренних дел и имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае увольнения:
- по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел;
- по состоянию здоровья;
- в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, либо невозможностью перевода или отказа сотрудника от перевода на иную должность;
- в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;
В случае повышения (индексации) окладов по специальным званиям в течение годичного срока выплаты соответственно увеличивается ее размер.
Судебная практика показывает, что досрочное увольнение в основном происходит в следующих ситуациях: увольнение из МВД по выслуге лет; увольнение по отрицательным мотивам; по сокращению штатов; по состоянию здоровья.
Суд встает на сторону работника, если доказано, что на него производилось давление или начальство не произвело соответствующего расчета.
Между тем, интересными представляются судебные споры сотрудников, связанные с досрочным увольнением именно по состоянию здоровья, поскольку в данном случае имеет важное значение возможность дальнейшего прохождения службы в правоохранительных органах.
Частью 5 статьи 43 Закона "О полиции" предусмотрена выплата единовременного пособия в размере двух миллионов рублей при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
Так, в одном из судебных споров суды всех инстанций встали на сторону сотрудника, которому было отказано в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб.
Суды указали на то, что сотрудникам полиции, получившим травмы в связи с осуществлением служебной деятельности и уволенным по п. 8 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", должно быть обеспечено право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 5 ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", поэтому сам факт увольнения по болезни достаточен для признания за сотрудником права на выплату единовременного пособия вне зависимости от того, может ли сотрудник продолжить службу в органах внутренних дел в должностях, соответствующих уровню его образования, опыту и состоянию здоровья.
Между тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права к спорным отношениям и своим Определением от 30 марта 2015 г. N 12-КГ14-8 отменила судебные акты и отказала бывшему сотруднику в выплате единовременного пособия.
Подобные судебные акты, когда сотрудники необоснованно лишались единовременных выплат, суды продолжали принимать вплоть до принятия Конституционным Судом Постановления от 1 марта 2017 года N 3-П.
В данном споре все суды, в том числе и Верховный Суд РФ, встали на сторону Министерства внутренних дел РФ, сославшись на то, что при досрочном увольнении не любое состояние здоровья влечет единовременную выплату в размере 2 млн руб.
В своих жалобах в Конституционный Суд заявители указали, что оспариваемая норма допускает возможность отказа в выплате предусмотренного ею пособия получившим увечье полицейским, уволенным по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности выполнять обязанности на прежней должности при отсутствии подходящих вакантных ставок. То есть, по их мнению, указанное положение Закона "О полиции" позволяет лишать пособия сотрудников ОВД, не имеющих реальной возможности продолжить службу.
Конституционный Суд указал, что с учетом универсальности конституционного принципа равенства все сотрудники органов внутренних дел, признанные ограниченно годными к прохождению службы, должны быть поставлены в равные условия.
Другими словами, суд разъяснил, что тем, кто уволился добровольно со службы по состоянию здоровья, и тем, у кого права выбора не было, необходимо предоставить одни и те же гарантии. При этом, по мнению Конституционного Суда, федеральный законодатель имеет право дифференцировать размер такого пособия в зависимости от степени полученного полицейским увечья и степени утраты им способности к прохождению службы в ОВД.
Отменяя все судебные акты, Конституционный Суд заключил, что оспариваемая заявителями норма не противоречит Конституции РФ, поскольку не препятствует выплате единовременного пособия сотруднику органов внутренних дел, получившему травму на службе и уволенному по состоянию здоровья при отсутствии возможности перемещения по службе. Исключение составляют случаи, когда увольнению предшествовал отказ сотрудника от перевода на другую должность, подходящую ему по состоянию здоровья.
Таким образом, Конституционный Суд восстановил нарушенный баланс между интересами государства и сотрудников правоохранительных органов, которые пострадали на службе.