Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5 Особенности обучения иностранному языку обучающихся среднего звена и старших классов
Средний школьный возраст – это сложный переходный возраст от детства к взрослости. Подросток очень восприимчив к усвоению норм и ценностей. В школе он стремится к утверждению своей позиции, выделяется среди сверстников, что способствует усилению познавательной мотивации.
Старший школьный возраст – это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности.
Ученики этого возраста самостоятельно стремятся принимать решения; иметь право выбора независимо от родителей; иметь право на собственные взгляды. Такая потребность в самостоятельности не только влияет на характер учебной деятельности, но и определяет ее.
В обучении иностранному языку этот возраст соотносится с основным этапом, который является новой ступенью в развитии коммуникативной компетенции. Результатом обучения является достижение базового уровня владения языком (для 9 класса). Целью обучения на этом этапе является овладение учащимися способностью осуществлять общение с носителем языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации о стране изучаемого языка.
УМК для учеников этого этапа имеют четко выраженную коммуникативную и социокультурную направленность. Учащиеся больше работают самостоятельно, большее внимание уделяется чтению и в этом виде речевой деятельности предусматривается достижение более высокого уровня владения языком в сравнении с другими видами деятельности.
Необходимо с пониманием относиться к таким явлениям, свойственным данному возрасту: как состояние почти постоянной увлеченности; как необычность поступков с целью привлечения внимания представителя противоположного пола; как почти повальное увлечение музыкой; как стремление выделиться из общей массы с помощью одежды и т. д. Будучи направленной в нужное русло, вся эта энергия может быть использована учителем «в мирных целях». В частности, все это можно учитывать при организации дискуссий, индивидуальных заданий и т.п. Без этого невозможно обучать и воспитывать личность, и тем более строить урок на старшей ступени обучения.
Старшеклассникам свойственно, главным образом, произвольное запоминание, которое оказывается эффективным в том случае, если они осознают, зачем следует запомнить тот или иной материал, что в результате этого будет достигнуто. Помогает в этом возрасте запоминать и осознание характерных особенностей материала, соотнесение и смысловая группировка объектов запоминания и, главное, опора на мыслительную работу в учебной деятельности.
Можно сказать, что развитие самостоятельности, творческий подход к приобретаемым знаниям, подчинение учебной деятельности будущей профессиональной деятельности составляют содержание учебной работы старшеклассника.
Структура основного этапа урока в соответствии с ФГОС
•Объяснение материала = 20-30% времени
•Закрепление, тренировка = 5-10%
•Организованная учителем деятельность учащихся, в т.ч. самостоятельная = 60-70%
Согласно ФГОС обучающиеся учатся самостоятельно выводить цели урока. Основные приёмы активного целеполагания:
•целеполагание через наглядность (картинки и т.п.);
•целеполагание через наводящие вопросы;
•целеполагание через выполнение активного задания, которое выводит на постановку цели;
•целеполагание в ходе беседы и высказываний самих учащихся (что им важно знать / уметь в рамках этой темы);
•работа с магнитной доской: учащиеся индивидуально или в микрогруппахзаписывают (или зарисовывают) на карточках ожидаемые цели, прикрепляют к доске, затем совместно с учителем обсуждают или классифицируют их;
Рассмотрим характерные особенности обучения ИЯ на старшем этапе:
1) более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма);
2) использование аутентичных, проблемных публицистических и художественных текстов в качестве источников информации, затрагивающих актуальные темы современности;
3) большая инициативность и спонтанность речи учащихся, в которой могут затрагиваться нестандартные ситуации общения;
4) основные виды диалогической речи – свободная беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога – обмена мнениями;
5) построение развернутых собственных высказываний на основе текста и самостоятельно, с достаточной аргументацией по поводу прочитанного или услышанного.
Таким образом, основной целью обучения ИЯ на старшем этапе является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, являющееся главным условием осуществления межкультурной коммуникации в целом.
На завершающем этапе обучения целесообразно использовать такую педагогическую технологию, которая давала бы возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск знаний, то есть способствовала бы дальнейшему развитию вторичной языковой личности и совершенствованию первичной, дальнейшему формированию коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенции .
Специфика работы над грамматическим материалом рецептивного плана заключается в том, что в восьмом и девятом классах учащиеся проходят новый для них грамматический материал, а в десятом классе систематизируется пройденное ранее. Поэтому в 10 классе целесообразно будет остановиться на объяснении и первичном закреплении наиболее трудных грамматических тем, проходимых в восьмом и девятом классах, а затем перейти к грамматическим заданиям десятого класса.
Касаясь развития речевых навыков у учащихся на старшей ступени обучения, мы можем сказать, что на старшую ступень учащиеся приходят, усвоив тысячу с лишним лексических единиц и довольно значительный материал по грамматике и словообразованию.
Что касается упражнений, специально предназначенных для развития устной речи, то на старшей ступени может быть применено все то, что применяется с этой целью на младшей и средней ступенях, однако наиболее характерными для 8 – 10-х классов будут следующие упражнения:
а) вопросно-ответные упражнения по текстам и картинкам;
б) пересказы текстов;
в) составление небольших сообщений на заданную тему.
Особое место среди упражнений для развития устной речи на старшей ступени занимает прослушивание аудиоматериала с записью иностранной речи.
Такое упражнение необходимо здесь по двум причинам: во-первых, оно дает возможность слушать образцовое произношение, и к тому же в нормальном, а подчас даже в несколько ускоренном темпе, что очень важно для развития скорости восприятия и понимания. Многие современные зарубежные и отечественные методисты и преподаватели-практики рекомендуют на старшей ступени обучения работу над текстом и успешно используют чтение как средство обучения говорению на всех этапах и в разных условиях.
При обучении ИЯ в старших классах широко применяются групповые формы работы.
1) Работа на станциях. Учитель готовит задания для нескольких учебных станций. Учащиеся делятся на микрогруппы (Количество групп меньше количества станций). Изучают «карту станций», выбирая последовательность их прохождения. Выполнение заданий намечается на контрольном листе, которая имеет каждая группа. Группы должны пройти определенный минимум станций. В конце занятия контрольные листы сдаются учителю.
2) Прогулка по классу. Учащиеся получают карточки с проблемными высказываниями, вопросами или цитатами, осуществляется перемещение по классу с целью-нахождения партнера, чтобы зачитать высказывание, цитату, вопрос, выслушать ответ/ дать свой ответ, обменяться карточками и продолжить прогулку по классу в рамках установленного времени.
3) Коммуникативная салфетка. Каждая команда из 4 учащихся кладет в центр стола лист бумаги с четырьмя полями по сторонам и общим полем в центре. Каждый учащийся записывает в своем поле ключевые слова, фразы, краткие комментарии по обсуждаемой проблеме. Затем лист вращается по часовой стрелке, учащиеся зачитывают записи одноклассников + дополняют новые комментарии в поле. Когда лист сделает полный круг, организуется общее обсуждение в группе и основные мысли записываются в общее поле. Результаты работы всех групп обсуждаются в дисскусии.
4) Кооперативное чтение группа из 4-х человек работает над текстом, разделенном на части. В центре стола лежит квадратная «вертушка», на сторонах которой написаны функции членов группы: «чтец» (читает вслух), «переводчик», «аналитик»(анализирует языковые явления, выполняет лексико-грамматические упражнения), «референт» (пересказывает и комментирует фрагмент текста). По завершении работы над каждой частью вертушка вращается и члены группы получают новые функции. Когда работа над текстом завершена, то можно организовать общее обсуждение.
5) Разговор в 4-х углах. Учитель задает классу проблемный вопрос и предлагает 4 варианта \решения. Углы класса соотнесены с одним из вариантов (А В С D). Каждый учащийся выбирает тот угол, вариант (ответ) в котором он считает верным. Микрогруппы в углах организуют краткое обсуждение, а затем отстаивают / доказывают свою точку зрения в дискуссии.
6) Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление обучающихся и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом обучающиеся учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятелъностъ учащихся и учителей.
Таблица 2
Последователъностъ выполнения проекта
Виды презентации проектов:
• научный доклад;
• эссе\сочинение
• литературный перевод
• демонстрация видеофилъма;
• экскурсия; телепередача;
• инсценировка;
• стенгазета
• театрализованное представление;
• диалог исторических или литературных персонажей;
• реклама;
• печатная продукция (газета\листовка).[26].
Этапы работы над проектом по версии Гёте Института:
1. Подготовка
◦ Сформулироватъ идею
◦ Установитъ место и время
◦ Установитъ продолжителъностъ проекта
◦ Рассчитатъ стоимостъ
◦ Составитъ план финансирования
◦ Согласоватъ с руководством школы или другим органом власти, учитывая расписание занятий, финансирование, сопровождение
◦ Информироватъ или привлечъ коллег в случае необходимости
◦ Информироватъ учеников: что ? когда? как? они делают
◦ Какую помощъ могут оказатъ родители?
◦ Найти транспорт
◦ Пригласитъ (местную\школъную) прессу,
◦ Найти оборудование (магнитофон, фотоаппарат и т. д.)
◦ Создание/упорядочение/редактирование учебного материала
2. Исполъзование коммуникативных навыков:
◦ Придуматъ идею
◦ Сформулироватъ намерения и цели
◦ Задатъ вопросы интервъю
◦ Добитъся ответа
◦ Поблагодаритъ
◦ Закончитъ разговор
3. Осуществление
◦ Определитъ максималъно возможное время разговора
◦ Договоритъся о желаемом количестве интервъю на участника проекта
◦ Распределитъ задания: кто что делает?
◦ Сделатъ примечания к фото / звукозаписи
◦ Установитъ время встречи
◦ Предложитъ ученикам взятъ с собой тексты/материалы
◦ Организоватъ записъ видео, возможно, через родителей или учащихся
4. Проверка готовности
◦ Предоставитъ материалов для поделок
◦ Убедитъся, что фотографии лежат и т. д. готовы
5. Проведение
◦ что будет представлено на мероприятии как продукт проекта?
i. сказка
ii. руководство к применению
iii. интервъю
iv. диалог
v. комикс
vi. стихотворение
vii. путеводителъ
viii. статъя в газете
ix. брошюра
x. писъмо
xi. рецепт приготовления блюда
xii. театралъная постановка
xiii. путевые заметки
xiv. записъ в личном дневнике
xv. доклад
xvi. почтовая карточка
xvii. рекламное объявление
xviii. автобиография
xix. песня
xx. рассказ
◦ Какое понадобится оборудование?
◦ Кто что говорит?
◦ Нужны ли кофе / чай / Выпечка?
В методике преподавания немецкого языка акцент сделан на практичностъ и удобство для учителя. Каждый шаг расписан максималъно подробно, внимание уделяется каждой детали.
Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку? Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.
Проектная методика характеризуется отличительной чертой – особой формой организации. В момент организации проектной деятельности должны быть соблюдены главные условия: тематика проекта может быть связана как со страной изучаемого языка, так и с родной страной, ведь только тогда учащиеся смогут в полном объеме сравнить и сопоставить какие-либо явления или события обеих стран; на уроке учитель должен постараться заинтересовать и вовлечь в проектную деятельность каждого учащегося группы, предложив задания с учетом уровня его языковой подготовки. Любой проект состоит из этапов и осуществляется по определенной схеме:
Подготовительный этап (учитель предлагает детям выбрать тему более заинтересовавшую их)
Организационный этап (на данном этапе происходит формирование групп, где перед каждым стоит своя задача, распределяя обязанности необходимо учесть склонности каждого ученика, например, один ученик имеет склонность к оформительской деятельности, другой – к логическим рассуждениям и т.д.)
Основной этап (данный шаг связан с поиском необходимой информации, ее обсуждением, выбором продукта реализации: рисунки, поделки, коллажи, стенгазеты и т.д. Некоторые проекты выполняются дома, проекты, требующие помощи учителя, создаются в классе) Презентация проекта (на данном этапе учащиеся демонстрируют свой результат, представляют свои групповые или индивидуальные работы, возможно провести соревнование между творческими группами)
Заключительный этап (на данном этапе учитель подводит итог, поощряет работу детей, комментируя отдельно и те моменты, которые в дальнейшем необходимо исправить или улучшить)
В средних и старших классах предусмотрено выполнение более серьезных проектов, для которых необходима тщательная подготовительная работа. Это определение темы, цели и задач исследования, разработка плана исследования, поиск материала по проекту, распределение задач внутри группы, наконец, презентация готового проекта и анализ работы. Каждый этап этой работы требует от учащихся полной концентрации внимания и умственного напряжения, которые помогают усваивать учебный материал. Так, например, популярными темами в средних и старших классах становятся такие как: «Достопримечательности Лондона», «Знаменитые люди Великобритании», «Погода в Англии», «Английские суеверия и приметы» и многие другие. Очень часто ребята выбирают такую форму работу как составление коллажей. Тематика здесь также может быть абсолютно различной.
С удовольствием ребята создают лозунги по теме экология, отражая в своих проектах самые актуальные экологические проблемы, пытаются найти пути их решения и выражают свое отношение к данной проблеме.
Дискуссия - один из наиболее сложных видов нетрадиционных уроков. Он требует тщательной подготовки, как учителя, так и учеников. Учитель должен подобрать определённый круг проблем, который можно будет вынести на обсуждение. Проблемы должны побуждать к различным мнениям, а, следовательно, развивать дискуссию. Проблемы должны вызывать интерес у школьников, желание участвовать в необычном уроке. Но одного желания мало, учащиеся должны обладать определёнными знаниями, умением самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке. Весь языковой материал, который потом будет включён в дискуссию, должен быть предварительно хорошо отработан с учащимися, поэтому подготовка к такому виду уроков длится, как правило, не менее 1 месяца. Сама подготовка к уроку активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует их самостоятельность в поисках нужной информации, даёт учащимся возможность оценить свой уровень владения английским языком, применить знания и умения в новой ситуации
Дискуссия возможна не только по определённым проблемам, затрагиваемым социальную жизнь, политическую и т.д. Педагог может вызывать дискуссии, основанные на фрагменте кинематографии, на английском языке. В подобном случае возникает необходимость применения аудиовизуальных средств обучения.
По мнению М.И. Дубровина, применение таких средств первоначально возбуждает непроизвольное внимание, которое постепенно переходит в произвольное для простого понимания, происходящего на экране. Эмоциональная насыщенность материала, занимательность, так легко достижимая в кинофильмах по иностранному языку, приближенных к художественному кинематографу, в большей степени способствует созданию того, что психологи называют позитивным эмоциональным отношением, которое является одной из основ интенсификации процесса обучения иностранному языку как средства общения
Беседа, проведённая после просмотра кинофильма (кинофрагмента) на английском языке, обычно строится на основе содержания фильма. Беседа по фильму часто перерастает в дискуссию, в которой уже обсуждается проблематика фильма.
Учитель должен всегда принимать участие в этой дискуссии, стараться показать, как можно раскрыть ту или иную проблему, стимулировать учащихся к речемыслительной деятельности, играть направляющую роль.
Однако для того, чтобы провести уроки в нетрадиционной форме, необходима тщательная подготовка педагога. Для этого необходимо знать этапы, которых педагог должен придерживаться в составлении одного из таких уроков.
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из 4-х этапов:
1. Замысел.
2. Организация.
3. Проведение.
4. Анализ.
К каждому из этапов следует дать краткое объяснение, чтобы исполнение таких этапов не вызывало никаких трудностей.
Замысел
Это самый сложный этап. Он включает в себя следующие составляющие: определение времени, отведённого на урок, определение типа урока, выбор класса, выбор нетрадиционной формы урока, выбор форм учебной работы.
Организация
Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:
• распределение обязанностей между учителем и учащимися;
• написание конспекта урока (с описанием конкретных целей проведения данного урока);
• подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
• разработка критериев оценки деятельности учащихся.
• На практике следует использовать следующее: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдёт, а затем, изучив всю информацию, приступить к выбору нетрадиционной формы урока.
• При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать 2 главных фактора:
• особенности и возможности выбранной формы урока;
• характеристики класса (в том числе конкретные формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данном классе).
Оценивание работы
При оценивании работы следует учитывать следующую методику оценки:
1. Критерии оценки работы учащихся определяются заранее и озвучиваются учителем до начала занятия.
2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них – это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы.
3. Критерии оценки могут быть различны при разных видах работ.
4. Итоговая оценка обычно складывается их оценки за работу на подготовительном этапе (если такая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.
Анализ
Заключительным этапом нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка проведённого урока. Способность дать ответы на вопрос, что получилось, а что необходимо доработать.
Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
1. Анализ урока может быть произведён в устной форме диалога учителя с детьми.
2. Анализ урока может быть проведён сразу. Однако можно провести его и спустя какое-то время.
3. Анализ нетрадиционного урока происходит не только на уровне класса, но и на педагогическом уровне.
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует огромных сил и затрату огромного количества времени. Поэтому прежде, чем проводить данные уроки, следует оценить свои силы и возможности.
Нетрадиционные уроки следует проводить как итоговые уроки или уроки-закрепления. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором знаний.
Необходимо ответить, что слишком частое использование подобных методик приводит к полной потере интереса в обучении английского языка. Труд, который был направлен на улучшение знаний, может оказаться пустым.
На современном этапе обучения ИЯ широкое применение находят следующие методики:
Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование” человека в состояние другого объекта, "вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.
Example:
Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.
Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses; carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground; it picks up everything it can.
Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм)
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?