Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности научного исследования, его основные этапы

  • 👀 3187 просмотров
  • 📌 3140 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности научного исследования, его основные этапы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности научного исследования, его основные этапы» pptx
Особенност и научного исследования, его основны е эт апы Черны шева Елена Николаевна, кандидат ф илософ ских наук, доцент [email protected] НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Отличительные признаки: 1. это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; 2. это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; 3. оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты; 4. ему присуща строгая доказательность, последовательное ДВА УРОВНЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. эмпирический: цель – получение и первичная обработка исходного фактического материала (факты) 2. теорет ический: цель – глубокий анализ фактов, проникновение в сущность исследуемых явлений, познание и формулирование в качественной и количественной форме законов, то есть объяснение явлений (проблема, гипотеза, теория) НАУЧНЫЙ ФАКТ 1. ФАКТ НАУЧНЫЙ – форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие. Событие составляет объективную основу факта. Субъективной его стороной является деятельность учёного по фиксации, описанию событий. 2. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ ФАКТУ 1. отнесённость к определенной предметной области науки; 2. содержательное описание процедуры и обстоятельств фиксации события; 3. усреднённость результатов наблюдений и измерений; 4. воспроизводимость в научной деятельности других исследователей; 5. соотнесённость с некоторой совокупностью, системой родственных или схожих фактов. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы. ПЕРВЫЙ ЭТАП НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. 2. 3. 4. выбор проблемы и темы определение объекта и предмета определение целей и задач разработка гипотезы ВТОРОЙ ЭТАП НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. выбор методов и разработка методики исследования 2. непосредственно исследование 3. проверка гипотезы 4. формулирование предварительных выводов, их апробирование, уточнение 5. обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций ТРЕТИЙ ЭТАП НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. литературное оформление исследовательской работы 2. внедрение полученных результатов в практику ПРОБЛЕМА И ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. 2. В теме отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки ВИДЫ ПРОБЛЕМ 1. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. 2. Проблемы бывают: 1. развитыми 2. неразвитыми НЕРАЗВИТАЯ ПРОБЛЕМА Неразвитая проблема – это задача, которая характеризуется чертами: 1. нестандартная задача; 2. задача возникла на базе определенного знания как закономерный результат процесса познания; 3. задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании; 4. задача, путей решения которой не видно. РАЗВИТАЯ ПРОБЛЕМА Если есть более или менее конкретные указания на пути решения, проблема называется развитой. Развитая проблема – это знание о некотором незнании, дополненное более или менее конкретным указание путей устранения этого незнания. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Объект – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике, а также служит источником необходимой для исследователя информации. 2. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. 2 смысла гипотезы: 1. особого рода знание – обоснованное предположение о причинах явления; 2. особый процесс развития знания – сложный процесс познания, выдвижения предположения, обоснования, доказательства или опровержения. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ГИПОТЕЗЕ 1. Предположение должно быть логически непротиворечивым и не должно противоречить фундаментальным положениям науки. 2. Предположение должно быть принципиально проверяемым. 3. Предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено 4. Предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ 1. Теория – это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснить и предсказать явления из данной области. 2. Принимая достоверность (обоснованность) за отличительную черту теории, ученые стремятся отделить этот вид знания от гипотезы. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Методика исследования – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. ОБЩАЯ СТРУКТУРА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика 2. исследуемые явления, процессы, признаки, параметры 3. субординационные и координационные связи и взаимосвязи между ними 4. совокупность применяемых методов, их субординация и координация 5. порядок применения методов и методологических приемов 6. последовательность и техника обобщения результатов исследования 7. состав, роль и место исследователей в процессе Спасибо за внимание! АВТОРЫ ЧЕРНЫШЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА кандидат ф илософ ских наук, доцент ИНСТИТУТ ПУШКИНА
«Особенности научного исследования, его основные этапы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Бойко Е. А., Бережкова Е. И., Головешкина Н. В., Яхудина Е. Н.
Автор(ы) Соловьева В.Н., Мытарева Е.А.
Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot