Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по теме:
«Особенности горизонтальных и вертикальных отношений в одном трудовом коллективе»
по заданию Педагогической практики
Студент:
Группа: 19/01/МПЗ-2,3-1в
Преподаватель: Григорович Л.А.
Москва 2021 г.
ПЛАН
1. Понятие «трудовой коллектив»
2. Взаимоотношения в трудовом коллективе
3. Особенности горизонтальных отношений в одном трудовом коллективе
4. Этические требования к «горизонтальным отношениям» в трудовом коллективе
5. Особенности вертикальных отношений в одном трудовом коллективе
6. Этические требования к «вертикальным отношениям» в трудовом коллективе
7. Субординация в трудовом коллективе
8. Список рекомендованной литературы
1. Понятие «трудовой коллектив»
Вопрос к аудитории: Добрый день, уважаемые студенты. Наша сегодняшняя лекция посвящена особенностям горизонтальных и вертикальных отношений в одном трудовом коллективе. Ответьте на вопрос: Как вы думаете, что такое трудовой коллектив?
Трудовой коллектив – это коллектив работников предприятия, учреждения, организации.
Трудовой коллектив – это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).
Трудовой коллектив – это система связанных между собой официальных позиций, занимая которые работники обладают определенными правами и обязанностями, и систему неофициальных позиций, основанных на реальном авторитете членов коллектива и степени их влияния на группу.
Взаимоотношения в трудовом коллективе в совокупности с другими факторами формируют социально-психологический климат рабочей среды, состояние которого во многом определяет результативность деятельности предприятия.
2. Взаимоотношения в трудовом коллективе
В процессе взаимодействия между социальными элементами в трудовых коллективах развиваются личные взаимоотношения.
Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей между собой в различных группах.
Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими.
Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку и, таким образом, в группе возникает система взаимоотношений.
Взаимоотношения членов трудового коллектива можно структурировать по нескольким направлениям.
Производственно-функциональные отношения вытекают из разделения и кооперации труда и имеют две разновидности:
В сложной системе взаимоотношений, взаимодействий в трудовом коллективе люди занимают определенные позиции, основанные на их неофициальном личном авторитете в данной группе людей.
Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время.
3. Особенности горизонтальных отношений в одном трудовом коллективе
Вопрос к аудитории: Как вы понимаете понятие «горизонтальные отношения» в трудовом коллективе?
Кроме условного разделения на социально-психологические группы и слои, структура коллектива предполагает формирование микрогрупп, в основе которых лежат личные отношения сотрудников друг к другу, а также их психологическая совместимость, определяющая взаимоотношения между сотрудниками одного уровня. Такие отношения получили название «по горизонтали».
В этике делового общения они играют немаловажную роль, потому что в эти отношения вступают не только подчиненные, но и сами руководители вовлечены в отношения «по горизонтали» с другими руководителями своего уровня.
Психологическая совместимость выступает базой в такого рода отношениях. Назовем ее сочетанием личностных качеств отдельных людей. Причем психологически совместимыми могут быть люди как с одинаковыми, так и с разными, но дополняющими друг друга личностными качествами.
Психологическая совместимость может проявляться как симпатия, влечение одного человека к другому. На основе взаимных симпатий в коллективе складываются малые группы единомышленников, которые с удовольствием общаются друг с другом. Наличие таких групп должно использоваться руководителем в интересах управления.
Также есть понятие психологической несовместимости. Это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических реакций, различие во внимании, мышлении, ценностных установках. Также к психологической несовместимости мы можем отнести невозможность дружеских связей, неуважение или неприязнь друг к другу. В целом психологическая несовместимость часто затрудняет либо препятствует совместной деятельности и жизни людей.
4. Этические требования к «горизонтальным отношениям» в трудовом коллективе
Для создания оптимального климата в отношениях «по горизонтали» следует соблюдать ряд требований, предъявляемых ко всем членам коллектива, в том числе и к его руководителю.
Основными из них являются следующие:
• Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, нужных для дела, приятных окружающим, способствующих для собственного успеха.
• Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими.
• Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям.
• Стремление к взаимопониманию, желание понять другого. Понимание этого обстоятельства – шаг на пути к взаимопониманию.
• Способность к сочувствию и сопереживанию. Это даже не требование, а скорее ожидание, желаемое.
Рассматривая эти требования с точки зрения этики, мы можем прийти к выводу, что в основе их лежат такие принципы как гуманизм, коллективизм и индивидуализм.
В отношениях «по горизонтали» поведение сотрудников и руководителей конкретизируются в следующих нормах:
• способность к реалистической самооценке своего труда, скромность, отсутствие самомнения, открытость;
• умение уважать достижения коллег;
• подчинение личных интересов стратегическим целям производства или фирмы;
• умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;
• стремление сохранить хорошие отношения с коллегами;
• способность координировать собственную точку зрения с мнением коллег;
• умение проявлять во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.
5. Особенности вертикальных отношений в одном трудовом коллективе
Отношения в коллективе «по вертикали» — это отношения управления и подчинения.
Лидерство, авторитет, стиль управления в значительной мере определяют сущность «вертикальных» отношений в коллективе. И все же существенную роль в них играет морально-этический аспект, в первую очередь, поведение самого руководителя.
Однако наличие у руководителя авторитета еще не определяет благополучия и эффективности отношений «по вертикали». Многое здесь зависит от стиля (способа) руководства.
Немецкий психолог К. Левин выделил 2 основополагающих стиля руководства: авторитарный (директивный) и демократический (коллегиальный).
Авторитарный (директивный) стиль
Демократический (коллегиальный) стиль
Базируется на принципах авторитарной этики, стремлении к единовластию.
Базируется на принципах гуманистической этики и демократии.
Жестко регламентирует задачи и методы деятельности подчиненных.
В решении производственных задач подчиненным предоставляется свобода, хотя последнее слово остается за руководителем.
Решение вопросов осуществляется централизованно и авторитарно.
Предпочитается коллегиальное решение вопросов, информирование сотрудников, определение общих целей и задач, делегирование полномочий.
Предпочтение отдается не самостоятельно мыслящим сотрудникам, а верным и преданным исполнителям.
В первую очередь оценивается профессионализм сотрудника, затем его личные качества и отношения.
Возможно безжалостное подавление инициативы и творческой мысли.
Стимулируется развитие инициативы и творчества сотрудников.
Характерна мелочная опека, стремление к сверхконтролю, желание лично отвечать за все.
Отсутствие мелочной опеки и контроля, предоставление самостоятельности.
Выше всего ценится формальная дисциплина и идеальный порядок.
Служебные дисциплина и порядок – не самоцель, а средство.
Проявляются бестактность, грубость, склонность к произволу.
Применяется принцип свободной дискуссии и взаимной критики.
Соблюдается дистанция и официальная форма общения с подчиненными, ведущая к отчуждению.
Наблюдается стремление к созданию в коллективе обстановки сотрудничества и взаимопонимания.
Этика «вертикальных» отношений предъявляет высокие требования не только к поведению руководителя. Другая сторона общения «по вертикали» – нормы отношения подчиненных к руководителю.
Это:
1. дисциплинированность, вежливость, соблюдение субординации;
2. инициативность и самостоятельность суждений;
3. смелость и твердость в защите собственного мнения;
4. недопустимость слепого повиновения, заискивания, подхалимажа;
5. доверие и уважение к опыту и знаниям руководителя, понимание его ответственности;
6. умение подчинить свой личный или узкопрофессиональный интерес более широкому видению руководителем общих задач коллектива.
6. Этические требования к «вертикальным отношениям» в трудовом коллективе
Вопрос к аудитории: Как вы думаете, какие этические требования должен соблюдать руководитель в «вертикальных» отношениях со своими подчинёнными?
Несомненно, являясь членом коллектива, руководитель должен соблюдать общие этические нормы поведения и общения в коллективе «по горизонтали». Однако при выполнении функций управления происходит некоторое «приращение» моральных требований к общению руководителя с подчиненными.
Это вызвано, с одной стороны, большей его ответственностью за результаты работы учреждения, а с другой – большей мерой влияния его стиля общения на морально-психологический климат в коллективе.
К числу основных этических принципов руководства коллективом относят:
1. Вежливость. Проявляется в уважении личного достоинства сотрудников – от заместителя до уборщицы, в недопустимости унижения, грубости и бесцеремонности по отношению к ним. Особенно недопустимо вести себя невежливо и грубо по отношению к тем, кто находится ниже на служебной лестнице и не может ответить. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной оценки и самооценки.
2. Доброжелательность и приветливость. Это искреннее «желание добра» людям, которое может выражаться в элементарном внимании к ним, приветливой улыбке, теплом приветствии.
3. Предупредительность и тактичность. Выражаются в чуткости, способности сопереживать людям, стремлении понять не только служебные, но и личные проблемы сотрудников и помочь им.
4. Корректность. Предполагает строгую самодисциплину, умение владеть собой в любой, в том числе конфликтной или экстремальной ситуации. В служебных отношениях нетерпимы грубость, окрик, оскорбления.
5. Скромность. Ее основные проявления – не требовать для себя особых привилегий, не использовать служебное положение в личных целях, не допускать нажима, авторитарного навязывания своей точки зрения, не устраивать сотрудникам несправедливые публичные «разносы», уважать мнение своих подчиненных и считаться с ними.
6. Толерантность. Необходимо терпимо относиться к взглядам, убеждениям, вкусам, манерам другого человека, особенно подчиненного, уважать «инаковость других», признавать за ними право быть другими, что, конечно, не исключает борьбы с недостатками, их критики. В этой же связи находится известное правило, согласно которому никогда не нужно стремиться сделать других похожими на себя.
7. Критичность и самокритичность. Критика должна быть конструктивной, а не уничтожающей; не должна унижать человека в глазах других; недопустимо преследовать подчиненных за критику в свой адрес. Если подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом заденет его самолюбие, он не простит этого. Руководитель подает пример сотрудникам, проявляя самокритичность.
8. Справедливость. Это один из главных факторов установления продуктивной атмосферы в коллективе, проявляющийся в адекватной, объективной, нелицеприятной оценке усилий и достижений сотрудников.
9. Требовательность. Тесно связана со справедливостью руководителя и оценкой им труда подчиненных. Требовательность проявляется как в умении строго взыскивать с них за упущения, нерадивость, халтуру и соответственно наказывать, так и умении поощрять и благодарить сотрудников, отмечая каждое их усилие, достижение и успех.
10. Обязательность и точность. Проявляются в соблюдении обещаний, верности данному слову и договоренностям, рассматриваются как проявление профессионального долга и чести, как гарантия надежности, как образец дисциплинированности для подчиненных и выражение уважения к ним и партнерам.
7. Субординация в трудовом коллективе
Субординацией можно считать свод правил этикета, который определяет отношения между сотрудниками коллектива или другой социальной группы.
В трудовых коллективах принято различать две разновидности субординации:
Вертикальная — взаимоотношения между руководителем и подчинённым. Иерархия в этом случае определяется сверху вниз.
Горизонтальная субординация включает в себя взаимоотношения между сослуживцами одного положения. В этом случае предполагается взаимное уважение, доброжелательность и равномерное разделение трудовых обязанностей. Такой тип взаимоотношений в коллективе позволяет правильно выстроить приоритеты и наметить цели, к которым необходимо стремиться.
При соблюдении всеми членами группы правил субординации удаётся сохранить здоровую эмоциональную обстановку, исключить конфликты, оскорбления, фамильярное пренебрежительное отношение между членами коллектива, а также между руководством и подчинёнными.
В трудовых коллективах и различных организациях соблюдению субординации способствует чёткое следование регламенту взаимоотношений.
Соблюдать субординацию в организациях помогает чёткое следование правилам и регламенту отношений.
Правила субординации
• Руководителем отдела ставится перед подчинёнными задача. За несвоевременное или ненадлежащее выполнение задачи несёт ответственность как непосредственный исполнитель, так и его непосредственный начальник.
• Обращение к вышестоящему руководству предварительно согласуется с непосредственным руководителем отдела.
• Вышестоящий руководитель обсуждает с коллективом и руководителями среднего звена только результаты деятельности коллектива, ни в коем случае не допуская критики руководителя отдела.
• Для всех сотрудников установлена единая форма обращения друг к другу (например, обращение по имени-отчеству).
8. Список рекомендованной литературы
1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев. - М., 2009. – 176 с.
2. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 2006. – 168 с.
3. Захаров Н. Л. Управление социальным развитием организации : учеб. пособие / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. - М. : ИНФРА - М, 2010. – 262 с.
4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Знание, 2008. – 384 с.