Особенности детских общественных объединений на современном этапе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1) Особенности детских общественных объединений на современном этапе
Вся история детского движения – отечественного и международного – подтверждает объективную потребность детей в объединении, в совместной деятельности за пределами образовательного учреждения и объективную необходимость взрослого рядом с подростками.
Детские общественные объединения и организации появились в 10-х гг. XX века и, по словам И.В. Руденко, «стимулируя «внутренние силы», индивидуальные особенности подростков при максимальном использовании внешних факторов (контакты со взрослыми, выход в различные сферы социума) выступают как особая образовательная среда, способная формировать личность-индивидуальность как носителя определенной культуры, определенных социальных ценностей. Детское общественное объединение выступает как среда изучения и сохранения культурных ценностей человеческого общества, на базе освоения которых проявляется творчество, инициатива, самодеятельность подростков.
Определяя основные характеристики детских объединений определимся с основными понятиями:
ДЕТИ (children) – участники различных детских объединений уже имеют устойчивую и сформированную мотивацию на совместную творческую деятельность как со сверстниками, так и со взрослыми. Общая цель деятельности детского объединения обогащает, дополняет эффективность процесса игрового взаимодействия. В то же время обогащение, развитие, усложнение целей, средств, содержания, методов взаимодействия способствует формированию мотивационного поля самореализации (Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – С. 61).
ОБЪЕДИНЕНИЕ (Child-youth associations) – это общность субъектов (детей и молодежи разного возраста) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития, успешной социализации и самореализации ребенка (Иванов А.В. Cоциальнопедагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2012. – С. 13).
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (children organization) – это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности.
Миссия современного детского движения в обществе можно рассматриваться как самоактуализация личности молодого человека, как участие его в социально-значимых актах, стремление к событийности. Молодежь и подростки находятся в постоянных поисках событий и активной деятельности, что им позволяет чувствовать себя взрослыми, проявлять ответственность. В событиях своей организации участники закрепляет лучшие свои качества. Это проявление заботы о других участниках, ответственность за выполнение общего дела, проявление своих способностей, стремление развивать творчество и сопереживать, поддерживать авторитет своей организации.
Молодежное и детское движение, ориентированные на удовлетворение не только общественных, но и в первую очередь личностных интересов, индивидуальные потребности и запросы участников рассматривается как уникальное социально-педагогическое явление, способствующее развитию процесса социализации.
В рамках движения как общего социального явления могут быть выделены отдельные его виды, при этом в основу могут быть положены различные признаки:
1) по территориальному признаку — движение в масштабах деятельности организованного общественного самоуправления (молодежные и детские палаты в рамках региона, в масштабах города или района);
2) по возрастному признаку — детское, детско-юношеское, молодежное движение;
3) по направленности деятельности — экологическое движение, краеведческое движение, скаутское, военно-патриотическое движение и т. д.
Исходя из анализа различных точек зрения, можно сделать вывод, что на современном этапе общественная организация представляет собой социальную группу молодежи и детей, совместно реализующих конкретную цель, имеющую четкую организационную структуру и способствующей ценностной ориентации его участников.
В отличие от организации, которая имеет четкую структуру, установленные для всех участников нормы и правила, которые основывается на добровольном вступлении и выходе из нее согласно требованию Устава, общественное объединение развивается как совокупность форм деятельности людей и общественных отношений и согласно этому своему основному признаку является социально-педагогическим формированием.
В силу своей специфики такое объединение преследует цель удовлетворения интересов подростков и молодежи, способствует их самоутверждению и социализации. Характерным признаком такого объединения является приоритетный учет в организации деятельности ведущего принципа личностно - деятельностного, когда личность участника выступает не пассивным объектом коллективного влияния, а активным субъектом целепологания. В таком общественном объединении при выдвижении перспектив развития и планировании содержания деятельности, при выработке общих требований и критериев оценки индивидуальной и коллективной деятельности учитываются индивидуальные особенности и субъективная позиция каждого субъекта.
«Молодежная организация», по мнению В. В. Лебединского, есть высшая форма движения с присущими ей структурой, органами самоуправления, ритуальными традициями [3].
Специфической особенностью детского движения является участие в нем взрослых в качестве непосредственных организаторов, участников, руководителей детских объединений и организаций, а также лидеров, представителей координационно-управленческих органов и т. п. Однако это не означает, что всякое детское общественное формирование непременно имеет в своем составе взрослых. Существуют и возникают спонтанно (как правило, в среде подростков и юношества самоорганизующиеся объединения, которые не стремятся ни к обретению официального статуса, ни к консолидации с другими, даже себе подобными, объединениями, ни к вхождению в какую-либо объединяющую структуру. Такие самоорганизующиеся объединения и организации могут иметь разную социальную направленность и различный характер содержания коллективной деятельности и отношений. Их влияние на подростков достаточно велико и его нельзя недооценивать. В силу существования у детей (начиная с подросткового возраста) объективной потребности в референтной группе, в самовыражении и самоутверждении в среде сверстников, тяги к «взрослым» формам социального бытия спонтанные детские объединения будут создаваться и возникать, причем далеко не всегда они будут иметь позитивную социальную направленность. Логично предположить, что чем меньше будет целенаправленно создаваемых взрослыми детских общественных объединений, которые имеют, как правило, позитивную социальную направленность, тем больше будет возникать стихийных, самоорганизующихся асоциальных объединений. Хотя это, конечно, не исключает возможности как создания взрослыми асоциальных детских формирований, так и самоорганизации детских объединений позитивной социальной направленности.
2) Воспитательные ресурсы детских объединений
Под «ресурсами» принято подразумевать «запасы, источники» чего-либо (например, «воспитание элиты как ресурс развития республики»). А также «средство», к которому обращаются в необходимом случае (например, «испробовать воспитательный ресурс»). М. Роджерс в работе «Основания власти» писал, что ресурс – «это атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым увеличивает способность влияния его обладателя на других индивидуумов или группу». Виды ресурсов: человеческие ресурсы (духовные, воспитательные, когнитивные, ресурсы здоровья и развития); финансовые, материальные, правовые, политические, организационные, материальные, информационные ресурсы.
Под воспитательным ресурсом современного детского движения (educational resources of modern children’s movement) понимают совокупность новых смыслов воспитательной деятельности, профессиональных и организационных компетенций субъектов деятельности, технологий опережающего управления и информационного обеспечения.
Е.А. Иванаевская, обращаясь к данному вопросу, пишет: «Детские и молодёжные объединения представляют собой важный фактор воздействия на подрастающее поколение, влияя двояким образом: с одной стороны, создавая условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, способствуя реализации его потенциальных возможностей. Реализация социальных функций во «взрослой жизни», вхождение детей в социум зависят от того, насколько успешно ими осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В свою очередь, диапазон освоения социальных ролей связан с включением ребёнка в деятельность детских и молодёжных объединений, при условии, что они реализуют педагогические технологии, которые создают условия для эффективного социального взаимодействия» [4, с. 5].
Одна из ключевых компетенций, которым в процессе воспитания и обучения придаётся особое значение, это социальная компетенция. И.А. Зимняя так определяет компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: • компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
Детское общественное объединение выступает как особая воспитательная среда, где происходит формирование социальной компетенции, и в частности компетенции социального взаимодействия. Именно в детском объединении подростки приобретают социальный опыт общения, сотрудничества. Социальный опыт – это всегда опыт пережитых ситуаций, это обладание социальными компетенциями. Социальные компетенции многокомпонентны, их формирование – многогранный процесс. Социальные компетенции позволяют соотнести отраженную реальность с взглядами, представлениями, убеждениями, идеалами личности и определяют систему ценностей, систему нравственных и социальных норм, принципов, идеалов, установок, их функционирование в конкретных исторических условиях [8.
Отечественные и зарубежные учёные, пытаясь прояснить природу социальных отношений и компетентности, выделяют различные компоненты компетентности социального взаимодействия личности. Наиболее обобщённой, выявленной на основе анализа психологической и педагогической литературы является следующая структура:
- мотивационный компонент (мотивы, побуждающие к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека),
- когнитивный компонент (знания о средствах, способах, программах выполнения действий, технологией решения социальных задач, осуществления правил и норм поведения),
- деятельностный компонент (умение действовать в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях) и аксиологический компонент (ценностно-смысловое отношение к социальному взаимодействию).
Наиболее эффективным для развития личности и детского или молодёжного объединения является сотруднический тип социального взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями, заинтересованным отношением к интересам друг друга; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов: когнитивного, эмоционального, действенно-практического. Л.В. Байбородова считает, что сотрудничество в объединении – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
Литература:
1) Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: методика воспитательной работы. Ярославль: Академия развития. 2007. 336 с.
2) Голованова Н.П. Панорама взглядов на воспитание // Воспитание школьников. 2007. № 5. 120 с.
3) Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос» 2006. –5 мая. 20 с. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
4) Иванаевская Е.А. Формирование компетентности cоциального взаимодействия участников детских и молодёжных объединений : научно-методическое пособие. Самара: ООО «Офорт». 2008. 80 с.
5) Кузнецова, JI. Б. Какова сущность понятий «детское движение», «детское объединение», «детская организация»? // Вопросы... Вопросы? Вопросы!: Сб. / ЦС СПО (ФДО) СССР, НИЦ при Ин-те молодежи. Запорожье, 1991. – 137c.
6) Руденко И.В. Категория «детское движение» как объект научного познания // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2009. № 1. С. 9–13. 4.
7) Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения: Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2004.