Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции 1. Задачи, предмет, система курса «Правоведение». Основы теории государства
План.
1. Задачи, предмет, система курса «Правоведение».
2. Понятие и признаки государства.
3. Форма государства.
1. Основная задача курса «Правоведение» - сформировать у студентов систему знаний о государстве и о праве в целом, а также представление об основных отраслях Российской правовой системы. В рамках указанного курса предполагается знакомство с основными научными категориями, такими как: признаки, сущность и функции государства, форма государства, форма правления, государственно-территориальное устройство, политический режим, государственный аппарат, методы государственного управления, правовое государство, понятие, признаки, сущность, функции права, норма права, система, источники права, правоотношение, юридический факт, реализация права, правотворчества и других.
Предметом любой науки является совокупность отдельных свойств изучаемого объекта. Объектом гуманитарных наук выступает множество явлений социального характера. Среди этих явлений «правоведение» изучает комплекс основных, сущностных свойств государства и права, как правовых явлений, а также базовых отраслей права.
На основе специфики предмета строится и система курса, в которую входит изучение комплекса основных отраслей права, на основе научных юридических знаний.
2. Признаки государства:
Территория – пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть.
Население - совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством (подданством).
Государственный аппарат - специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства.
Суверенитет -верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства в международных отношениях. Суверенитет - главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.
Денежная система - различные элементы финансовой системы: национальная валюта, налоги, государственные банки, система эмиссии (выпуск новых денег в обращение) и денежного обращения.
Национальное законодательство - система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством.
Государственная символика - официальное наименование государства, столица, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания).
Государство - суверенная политическая организация, официально. представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.
3. Форма государства - организация государственной власти, включающая форму правления (организационно-структурный аспект), внутреннее территориальное устройство (территориальный аспект) и государственно-политический режим (функциональный аспект).
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения компетенции между ними. Характеризует степень участия населения в формировании системы государственной власти. Форма правления показывает, кто управляет государством, кто стоит во главе его. В настоящее время выделяют две формы правления - монархию и республику.
Государственное устройство - внутренняя территориальная структура государства, раскрывающее его деление на составные часты, взаимоотношения между государством в целом и отдельными его частями, - в частности, между центральными и местными органами власти. Выделяют три вида территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.
Политический режим - совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти. Выделяют демократический и антидемократический режимы.
Конспект лекции 2. Основы теории права
1. Понятие и признаки права.
2. Принципы права.
3. Правовые нормы: понятие, признаки, структура.
4. Источники права.
5. Система права
1. Право – система общеобязательных, установленных и поддерживаемых государством правил поведения, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право имеет свои специфические признаки: состоит из норм – правил поведения общего характера; представляет собой систему норм: все нормы, образующие право, должны действовать в единстве, системе, а не изолированно друг от друга; является системой общеобязательных норм, т. е. юридические нормы распространяются на всех лиц, которым они адресованы; поддерживается принудительной силой государства. Если нормы права не исполняются добровольно, государство принимает меры к их принудительному исполнению; нормы права выражены в официальной форме, т. е. закрепляются в юридически документах; юридические нормы отличаются определенностью, т. е. ясностью и точностью.
2. Под принципом права следует понимать основное, руководящее положение, отражающее наиболее существенные черты права. В зависимости от сферы приложения различают принципы:
- Отраслевые – положения, характеризующие основные особенности одной отдельно взятой отрасли права (например, принципы единобрачия и добровольности вступления в брак в семейном праве);
- Межотраслевые – отражающие особенности двух и более отраслей права (например, для гражданского и уголовного процессов таковыми являются принципы гласности судопроизводства, независимости судей);
- Общие (основные) – характеризующие особенности всей правовой системы в целом (например, принципы демократизма, гуманизма, ответственности за вину, единства прав и обязанностей и др.).
3. Нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются компетентными государственными органами. Они регулируют поведение человека наряду с другими социальными нормами (нормами морали, обычаями, религиозными нормами). Обладают рядом специфических признаков: являются общеобязательными правилами поведения; представляют собой формально-определенные правила поведения; устанавливаются и охраняются компетентными государственными органами.
Структура правовой нормы:
• Гипотеза – часть правовой нормы, в которой описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых она будет действовать. Обычно начинается со слова «если».
• Диспозиция – часть правовой нормы, указывающая, каким должно быть поведение субъекта при наступлении обстоятельств, указанных в гипотезе.
• Санкция – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим предписаний правовой нормы.
4. Источник права – форма выражения права. Основные виды источников права - правовой обычай, нормативный договор и нормативно-правовой акт. В Российской Федерации главным источником права является нормативно-правовой акт - акт государственного характера, выражающий государственную волю. Виды нормативно-правовых актов: законы (федеральные, субъекта федерации, органов местного самоуправления), подзаконные нормативно-правовые акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Инструкции и постановления министерств, ведомств, государственных комитетов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления).
5. Элементами системы права являются: отрасль права – совокупность норм, регулирующих качественно-однородные общественные отношения; институт права - нормы, предусматривающие правила поведения для определенного вида общественных отношений внутри отрасли; норма права – непосредственное правило поведения, установленное государством, регулирующее общественные отношения.
Каждая отрасль права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предмет отрасли – те общественные отношения, которые ею регулируются. Метод – способ воздействия на эти отношения.
Конспект лекции 3. Основы конституционного (государственного) права РФ
1. Понятие, предмет, метод, источники конституционного права РФ. Основы конституционного строя. Федеративное устройство
2. Конституционный статус личности
3. Основы организации и деятельности органов государственной власти
4. Основы местного самоуправления.
1. Конституционное право РФ – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются во всех сферах общества, определяя его организационное и функциональное единство и тем самым закрепляя основные положения всех иных отраслей правовой системы РФ. Предмет включает в себя 5 групп общественных отношений, образующих основы: конституционного строя РФ, конституционного статуса личности, федеративного устройства, организации и деятельности органов государственной власти, организации и деятельности органов местного самоуправления. Метод - императивный (т.е. односторонне-властное регулирование отношений, составляющих предмет).
Конституционный строй – это общественный и государственный строй, который соответствует Конституции и охраняет основные права и свободы человека и гражданина. Выделяют следующие его основы: политические (характеризуют принадлежность власти и способы, методы ее осуществления - ст.1, 3-5, ст.10-13 и др. Конституции), экономические (показывают отношение государства к экономике и к различным формам собственности – ст.8, 9 и др.), социально-гуманистические (т.е. отношение государства к обществу, к различным социальным группам и к человеку, его правам и свободам - ст.1, 2, 7, 13-15 и др.).
Ст.1 Конституции РФ закрепляет федеративное внутригосударственное устройство России, а ст. 5 – основные его принципы. Ст. 65 Конституции РФ перечисляет субъекты федерации, которых можно разделить на 3 группы: республики; края, области, города федерального значения; автономные область и округа.
2. Конституционный статус личности – это правовое положение человека и гражданина, т.е. совокупность основных прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений всех отраслей права.
Конституционные права и свободы - это предусмотренные Конституцией возможности субъектов правоотношений путем совершения правомерных действий, достигать свои цели, реализовывать желания и стремления. Конституционные обязанности - это необходимость совершения определенных действий, имеющих наибольшее значение для общества и государства, предусмотренных конституционным правом.
3. Все органы власти в РФ делятся на две подсистемы: органы государственной власти, реализующие государственные задачи и функции, и органы местного самоуправления. Так как Россия – федеративное государство, органы государственной власти делятся на:
I. федеральные: Президент РФ (гл. 4); Федеральное Собрание РФ (гл. 5); Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти (гл.6); федеральные суды (гл.7). К ним относятся: Конституционный суд РФ (ст.125), суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ (ст.126), арбитражные, соподчиненные Высшему Арбитражному Суду РФ (ст.127).
II Органы государственной власти субъектов федерации - главы субъектов федерации, законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти (правительства или администрации), судебные (конституционные или уставные суды), контрольно-надзорные органы (счетные палаты и т.п.). Выполняют схожие функции с аналогичными органами государственной власти РФ.
4. Местное самоуправление, имея своей целью обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ч.1 ст. 130), представляет собой организацию власти на уровне и в рамках определенного муниципального образования (городских, сельских, иных населенных пунктах).
Конспект лекции 4. Основы административного и муниципального права Российской Федерации
План.
1. Понятие, предмет, метод административного права.
2. Административная ответственность. Административные правонарушения.
3. Понятие, предмет, метод муниципального права.
1. Административное право – одна из публичных отраслей права, обеспечивающих реализацию публичных интересов, т.е. суммарных, усредненных социальных интересов в каждой из сфер жизни. Назначение административного права в обеспечении эффективной организации и функционирования исполнительной власти и в целом государственного управления, саморегуляции прав граждан в сфере исполнительной власти, государственной защите публичных интересов. Предмет - в структуре административного права выделяет следующие группы отношений: регулятивные (государственно-управленческие отношения с расширением сферы косвенного воздействия на объект через административно-правовое регулирование: регистрация, лицензирование, сертификация, учет, надзор и др.), охранительные (направленные на обеспечение публичного порядка, общественной и государственной безопасности, т.е. речь идет о правоохранительных службах), процессуальные (наличие особого порядка рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц на неправомерные действия должностных лиц). Эта точка зрения отражает идею приоритета прав личности, и гражданин из объекта административного права становится одним из его субъектов, а также данная позиция ограничивает своеволие чиновников, ориентируя на повышение ответственности всего управленческого аппарата по отношению к гражданскому обществу.
Метод административно-правового регулирования – это система правовых средств, воздействующих на общественные интересы в основном в виде установления преимущественного неравенство сторон, их субординации, основанной либо на прямом организационном подчинении (система министерств, например) либо на юридической обязанности предписаний субъекта управления. Субъектами административного права являются потенциальные участники управленческих отношений, обладающих административной правоспособностью: органы исполнительной власти и их самостоятельные структурные подразделения, государственные служащие государственной службы, в т.ч. и должностные лица, граждане как частные автономные лица, предприятия, организации, учреждения не зависимо от формы собственности, общественные объединения.
2. Административная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности, представляя собой применение специально уполномоченными государственными органами и их должностными лицами в условиях внеслужебного подчинения административных взысканий за правонарушения.
Выделяют 3 ее основания:
- нормативное, т.е. наличие норм права, закрепляющих составы наказуемых административно-правовых деяний (Кодекс РФ Об административных правонарушениях от 31 декабря 2001г.; Лесной, Налоговый, Земельный и т.п. отраслевые кодексы РФ, законодательные акты субъектов РФ и др. акты).
- фактическое – совершение неправомерного деяния, правонарушения.
- процессуальное – определяются участники, порядок, сроки наложения взысканий и др.
Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ). Признаки: противоправность, виновность, наказуемость.
3. Муниципальное право – совокупность норм, регулирующих обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
Оно осуществляется в пределах муниципальных образований, т.е. городского, сельского поселения или нескольких поселений, объединенных общей территорией, либо иной населенной территории, где:
1) действуют выборные органы местного самоуправления: представительные (типовое их наименование – Советы) и глава муниципального образования (может избираться непосредственно населением, а может избираться Советом из числа его депутатов; обычно он называется мэром). Структура органов определяется населением самостоятельно (ч.1 ст.131).
2) имеется муниципальная и иная, служащая для удовлетворения интересов местного населения, собственность.
3) местный бюджет (формируемый за счет местных налогов и сборов, части налогов субъекта федерации, дотаций и субвенций органов государственной власти).
Разграничение предметов ведения между субъектом федерации и органами местного самоуправления регулируются законодательством РФ и субъекта РФ. А уже конкретное распределение этих полномочий между органами местного самоуправления осуществляется уставом муниципального образования.
Конспект лекции 5. Основы гражданского права Российской Федерации
План.
1. Понятие, предмет, метод гражданского права.
2. Субъекты и объекты гражданского права.
3. Право собственности.
4. Сделки. Договоры.
1. Гражданское право – это совокупность норм, регулирующих товарно-денежные и иные имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Основной правовой акт – Гражданский кодекс РФ, состоящий из 3-х частей.
Предмет гражданского права: товарно-денежные возмездные (купля-продажа, мена, поставка, оказание услуг за вознаграждение и др.) и безвозмездные (дарение, хранение, наследование, безвозмездный заем и др.) отношения; имущественные отношения, не выражающие непосредственно обмен товаров (право собственности, например); отношения по использованию произведений искусства, науки, литературы, а также изобретений; вопросы возмещения имущественного вреда.
Метод гражданско-правового регулирования– преимущественно диспозитивный, характеризующийся такими признаками, как юридическое равенство участников отношений, возможность выбора между несколькими вариантами поведения и др.
2. Субъекты – физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), юридические лица и организации (российские и иностранные), РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Они должны обладать правоспособностью (т.е. способностью иметь права и нести обязанности; у физических лиц она возникает с момента рождения и прекращается смертью – ст.17,18 ГК; у юр.лица – с момента его образования и до ликвидации) и дееспособностью (т.е. способностью своими действиями приобретать права и исполнять обязанности: у юр.лица возникает и прекращается вместе с правоспособностью; у физических – в полном объеме по достижению 18л. либо, ранее этого возраста, - в случае вступления лица в брак, хотя бы даже брак был расторгнут до достижения 18-летнего возраста – ст.21 ГК, или в случае эмансипации, т.е. работы по трудовому договору несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста – ст.27. Кроме того, в ГК закреплена дееспособность малолетних – ст.28. Признание гражданина недееспособным (вследствие психического расстройства, при котором лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими) или ограниченно дееспособным (вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, ставящими его семью в тяжелое материальное положение) осуществляется судом – ст.29,30. По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа (ст.41). Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст.42-44), а также может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет (а в некоторых случаях – не менее 6-ти месяцев или 2-х лет со дня окончания военных действий) в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст.45-46).
Объекты – предметы материального мира и явления окружающего мира, способные удовлетворять потребности и интересы субъектов права (вещи, действия, услуги, продукты творческой деятельности, личные нематериальные права – честь, достоинство, имя др.) – ст.128ГК. Они могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому любым законным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законом.
3. Право собственности — одно из важнейших прав человека. Большая часть положений Гражданского Кодекса регулирует, так или иначе, вопросы реализации и защиты права собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Под владением понимается фактическое обладание вещью, дающее возможность воздействовать на неё. Лицо, не владеющее вещью, практически не может пользоваться или распоряжаться ею. Под пользованием понимается извлечение из вещи полезных свойств для удовлетворения потребностей. Лицо, имеющее право пользования, вправе, как правило, извлекать из вещи плоды и доходы. Под распоряжением понимается установление фактической или юридической судьбы вещи. Если иное не установлено законом или договором (доверенностью), правом распоряжения обладает только собственник, причём право распоряжения может быть ограничено законом (так, например, отчуждение квартиры, право на проживание в которой имеют несовершеннолетние лица, возможно лишь с согласия органа опеки и попечительства).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права других лиц, в т.ч. передавать, оставаясь собственником, свои права иным лицам.
Основные основания возникновения права собственности: создание вещи; переработка; приобретение права собственности по договору; приобретательная давность (лицо, добросовестно, открыто и непрерывно владеющее имуществом как своим собственным в течение установленного срока - 5 лет для движимого и 15 лет для недвижимого имущества, - приобретает право собственности на это имущество). Иные основания возникновения права собственности предусмотрены гл. 14 ГК.
Основания прекращения права собственности: отказ от права собственности; отчуждение имущества собственником; гибель или уничтожение имущества; обращение взыскания на имущество – производится по решению суда, если законом не установлен внесудебный порядок обращения взыскания на имущество; прекращение права собственности на имущество, которое не может принадлежать данному лицу. изъятие недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. реквизиция (возмездное изъятие имущества у собственника в интересах общества при наличии чрезвычайных обстоятельств; конфискация (безвозмездное изъятие имущества у собственника, применяемое в случаях, предусмотренных законом в качестве санкции суда за совершение правонарушения).
4. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
По числу сторон сделки делятся на односторонние и многосторонние, именуемые также договорами. Односторонней считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (завещание, дарение). Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Сделки можно также подразделять на возмездные и безвозмездные. Возмездная – сделка, в которой обязанности одной стороны по совершению определённых действий соответствует встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального или иного блага. В безвозмездной сделке обязанность предоставления встречного удовлетворения отсутствует (поэтому односторонние сделки всегда безвозмездны).
Сделки могут совершаться в устной или в письменной форме (простой или нотариальной). В устной форме заключаются: сделки, для которых законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма; сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность; сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
Сделки в письменной форме совершаются путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения: сделки юридических лиц между собой и с гражданами; сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом (договор о залоге, о задатке, кредитный договор, доверенность и т.д.), - независимо от суммы сделки. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие. При этом нотариус проверяет законность условий сделки и устанавливает истинную волю её субъектов. Нотариальное удостоверение сделок обязательно: в случаях, указанных в законе (завещание, брачный договор, договор залога недвижимости, договор ренты, соглашение об уплате алиментов и др.); в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
1. Для того чтобы заключённая сделка считалась действительной, должны быть соблюдены следующие условия: содержание сделки должно соответствовать требованиям закона; субъекты сделки должны обладать достаточной дееспособностью для её совершения; воля и волеизъявление субъекта сделки должны соответствовать друг другу; сделка должна быть совершена в установленной форме. При несоблюдении хотя бы одного из этих условий сделка может быть признана недействительной.
Конспект лекции 6. Основы наследственного и семейного права Российской Федерации
План.
1. Общая характеристика наследственного права.
2. Общая характеристика семейного права.
1. 01 марта 2002 г. вступила в действие третья часть ГК РФ, раздел V которой содержит правила, регулирующие наследственные правоотношения. Наследование – есть переход имущества умершего к другим лицам в порядке универсального правопреемства (ст. 1110 ГК РФ). Наследство - принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не следует забывать, что перечень объектов гражданских прав несоизмеримо больше, однако по наследству не передаются личные имущественные права (тесно связанные с личностью умершего – алименты, обязательства вследствие причинения вреда жизни и здоровью), а также неимущественные права и другие нематериальные блага. Время открытия наследства – день смерти наследодателя или день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (или день, указанный в таковом решении) (ст. 1114). Место открытия наследства – последнее место жительства наследодателя (если оно неизвестно или находится за пределами РФ - место нахождения основной части его имущества) (ст. 1115). По месту открытия наследства происходит оформление наследственных прав, подача заявления о принятии или отказа от наследства, а также совершение некоторых иных юридически значимых действий. Наследниками как по закону, так и по завещанию могут быть граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства (п.1 ст.1116). В то же время новый ГК расширяет круг лиц, которые могут призываться к наследованию по завещанию. Так, согласно ст. 1116 ГК к наследованию по завещанию могут призываться указанные в нем юридические лица, существующие на день открытия наследства, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации.
П.1 ст.1117 ГК РФ указан круг лиц, не имеющих право на наследство: не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Есть 2 вида наследования.
1) Наследование по закону. Основанием является наличие родственных связей с наследодателем. В число наследников по закону (родственники) входят семь групп, называемых очередями. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях. Наследниками первой очереди признаются: дети, супруг, родители; второй – братья и сестры, дедушки и бабушка; третей – дяди и тети. В качестве наследников четвертой очереди выступают прадедушки и прабабушки наследодателя; в качестве наследников пятой очереди - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); в качестве наследников шестой очереди - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
2) Наследование по завещанию. В случае, если наследодатель желает, чтобы его имущество было унаследовано одним или несколькими лицами, он имеет право составить завещание. Закон предъявляет несколько требований для правильного оформления завещания. Во-первых, завещание составляется лично наследодателем (действие через представителя по доверенности не допускается); во-вторых, гражданин должен обладать дееспособностью в полном объеме. В-третьих, завещание имеет нотариальную форму.
Завещатель вправе совершить завещание, не предоставляя при этом другим лицам, в том числе нотариусу, возможности ознакомиться с его содержанием (закрытое завещание).
Составление завещания в простой письменной форме допускается в исключительных случаях (в чрезвычайных обстоятельствах, когда существует явная угроза жизни, при наличии двух свидетелей) или может быть удостоверено иным лицом (главврач больницы, капитан судна, начальник экспедиции, командир воинской части, начальник места лишения свободы - перечень таких случаев устанавливается законом). Имущество, завещанное нескольким наследникам без указания их долей в наследстве и без указания того, какие входящие в состав наследства вещи или права кому из наследников предназначаются, считается завещанным наследникам в равных долях. Наследодатель в любое время может отменить свое завещание распоряжением об отмене или составить новое завещание, которое автоматически отменяет предыдущее.
После смерти наследодателя (или вынесения решения суда) его наследники в шестимесячный срок должны принять наследство. Для этого необходимо либо подать заявление нотариусу по месту открытия наследства, либо совершить действия, направленные на сохранение, содержание, владение или управление имуществом (пользоваться как своим – платить налоги, коммунальные платежи, производить ремонт, извлекать полезные свойства из имущества).
2. Семейное право – это совокупность норм, регулирующих личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также связанные с ними. Основной акт – Семейный кодекс РФ.
Брак - союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Сроки могут быть изменены в случаях, прямо установленных СК РФ. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста - 18 лет по общему правилу. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. В виде исключения законами субъектов РФ может быть разрешен с учетом особых обстоятельств брак лиц до достижения ими 16 лет. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
В гл. 6 СК РФ регламентированы личные права и обязанности супругов: принцип равенства супругов; право каждого из них на свободу в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства; совместное решение вопросов материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросов жизни семьи; выбор супругами фамилии и др.
Имущественные отношения могут быть построены на 2-х видах правовых режимов:
1) Законный режим имущества супругов установлен нормами семейного законодательства; он действует, если брачным договором не установлено иное. Законным является режим общей совместной собственности супругов. Такую собственность составляет имущество, нажитое супругами во время брака.
2) Договорной режим имущества супругов. Путем заключения брачного договора супруги вправе изменить установленный законом режим общей совместной собственности, ввести вместо него режим общей долевой или раздельной собственности на все свое имущество, его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачным договором не может быть ограничена правоспособность или дееспособность супругов, урегулированы их личные неимущественные отношения, права и обязанности супругов в отношении детей. Действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака за исключением тех его положений, которые предусмотрены на период после прекращения брака. Договор может быть также признан судом недействительным по общим основаниям признания сделок недействительными, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
СК РФ закрепляет основные права ребенка: каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на общение с обоими родителями и другими родственниками (дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и др.); выражать свое мнение, которое учитывается, за исключением случаев, когда это противоречит его интереса; на имя, отчество и фамилию и др.
Конспект лекции 7. Основы трудового права и права социального обеспечения Российской Федерации
1. Понятие, предмет, метод трудового права. Трудовой договор.
2. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда
3. Понятие, предмет, метод права социального обеспечения.
1. Трудовое право – совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников при равенстве сторон и наличии властных полномочий администрации, установленных правилами внутреннего трудового распорядка. Основной правовой акт – Трудовой кодекс РФ.
Основу предмета трудового права составляют трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Сторонами трудовых отношений являются работодатель – физическое либо юридическое лицо, вступившее с работником в трудовые отношения и работник – физическое лицо, обладающее трудовой право-дееспособностью. По общему правилу она наступает по достижении 16 лет. Однако в некоторых случаях допускается прием на работу лиц, достигших возраста 15 лет, или учащихся достигших 14 лет.
Единственным основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечивать условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Он может заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор).
При заключении Трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы: паспорт; трудовую книжку ( кроме тех кто впервые и по совместительству); страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета; документ об образовании; документ о медицинском освидетельствовании.
Прекращение трудового договора: соглашение сторон; истечение срока трудового договора; расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ); расторжение рудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ); перевод Работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому Работодателю; отказ Работника от продолжения работы в связи со сменой Собственника предприятия либо реорганизации предприятия; отказ Работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора; отказ Работника от перевода на др. работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением; отказ Работника от перевода в связи с перемещением Работодателя в другую местность; обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
4. Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени – не более 40 часов в неделю. Для работников в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I и II группы, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.
Время отдыха – время в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Виды время отдыха: перерывы в течение рабочего дня ; ежедневный отдых – исчисляется с момента окончания рабочего дня и до момента начала работы; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска (ежегодные, с сохранением места работы и среднего заработка продолжительностью не менее 28 календарных дней, право на который возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы в конкретной организации; дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями; отпуск без сохранения заработной платы).
Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным локальными нормативными актами (правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором и т.п.).
Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (благодарность, премия, ценный подарок, грамоты и т.д.).
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Дисциплинарное взыскание применяется в течение 1 месяца со дня обнаружения проступка. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение 3-х рабочих дней. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в Государственную трудовую инспекцию или Комиссию по трудовым спорам предприятия. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергаться новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
3. Право социального обеспечения – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по распределению материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) определенных категорий граждан для выравнивания их положения в обществе за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Его предмет права составляют 3 группы общественных отношений:
- основные или материальные – правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения (регулирующих отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечению, пенсионные и некоторые др. отношения по обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, безработице, по поддержке семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума, по соц. обслуживанию). Они также могут быть классифицированы, например, пенсионные отношения, в зависимости от вида пенсии, подразделяются на пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальной.
- процедурные (по установлению юридических фактов, о которых речь пойдет ниже).
- процессуальные (по разрешению споров). Возникают в основном при обжаловании гражданами решений гос. и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и других выплат. Однако в праве соц. обеспечения отсутствуют нормы, регулирующие процедуру рассмотрения и разрешения споров, поэтому судебное разбирательство осуществляется по нормам гражданско-процессуального законодательства.
Метод права социального обеспечения - это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведения участников данных правоотношений. Его особенностями является следующее: сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов; как правило, недоговорная основа отношений по соц. обеспечению; все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться соглашением сторон; г) специфика юридических фактов; особенность санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).
Выделяются 2 формы социального обеспечения:
1). государственное соц. обеспечение. Оно заключается в разделении соц. риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в мед. помощи и др. соц. услугах между государством и самими работниками, подлежащими обязательному соц. страхованию.
- федеральные внебюджетные фонды. Их денежные средства – государственная собственность и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы. К данным фондам относятся Фонд соц.страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного соц. страхования.
- прямое ассигнование (например, пенсий для военнослужащих, госслужащих) из федерального бюджета.
2). негосударственное соц. обеспечение.
- муниципальное.
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Они осуществляют свою деятельность на основании ФЗ от 7 мая 1998г. «О негосударственных пенсионных фондах».
- благотворительная деятельность граждан и юр. лиц. Ее правовое регулирование осуществляется, в частности, на основе ФЗ от 11 августа 1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
- предоставляемые своим работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли различные льготы и компенсации (например, дополнительные дни отдыха).
Многообразие социального обеспечения обуславливает его виды, которыми являются: трудовые и государственные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); услуги в области соц. обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования и др.
Конспект лекции 8. Основы уголовного права Российской Федерации
План.
1. Понятие, предмет, метод уголовного права.
2. Понятие, признаки, категории преступлений. Состав преступлений
3. Понятие и виды уголовного наказания.
1. Уголовное право — это совокупность юридических норм, которые определяют преступность и устанавливают наказуемость деяний, имеющих общественную опасность. Основной правовой акт - Уголовный кодекс Российской Федерации.
Предметом являются два основных вида отношений: отношения, возникающие в связи и по поводу преступного деяния, и отношения, возникающие в связи с правомерными деяниями, внешне сходными с преступлениями.
Уголовное право использует преимущественно императивный метод правового регулирования, предусматривающий однозначность предписываемого поведения, но в некоторых случаях использует и диспозитивный, дающий свободу выбора определенного варианта поведения как преступникам, так и законопослушным гражданам.
2 Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Признаками преступления являются: виновность, т.е. совершение преступления либо умышленно, либо неосторожно; общественная опасность, т.е. способность деяния причинять вред общественным отношениям; запрещенность уголовным законом; наказуемость.
Категории преступлений: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Состав преступления – это совокупность признаков, описанных в уголовно-правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного преступления. Состав преступления состоит из четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.
Объект преступления — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает преступление.
Объективная сторона — это внешняя сторона преступления, выраженная в общественно опасном деянии, общественно опасных последствиях, причинной связи между деянием и последствиями, а также в других признаках (место, время, способы совершения преступления).
Субъект преступления — это совершившее преступление физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста, с которого наступает уголовная ответственность. По общему правилу, уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. В отдельных случаях возможно наступление уголовной ответственности с 14-летнего возраста. В соответствии со ст. 19 УК РФ субъектом преступления может быть только человек, т.е. физическое лицо. Это лицо должно быть вменяемым. Вменяемым признается лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния сознавало фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководило им.
Субъективная сторона преступления. Это психическое отношение виновного к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом в качестве преступления. Содержание субъективной стороны преступления включает в себя такие юридические признаки, как вина, мотив и цель. Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершаемому им общественно опасному деянию и к его последствиям, выраженное в форме умысла и неосторожности.
Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Другой формой вины по УК РФ является неосторожность (ст. 24 ч. 2). Принято различать два вида неосторожности: легкомыслие (самонадеянность) и небрежность.
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самостоятельно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
3. Наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. В статье 44 УК РФ закреплены виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
В ст. 61 УК РФ указаны обстоятельства, смягчающие наказание: совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств; несовершеннолетие виновного; беременность; наличие малолетних детей у виновного; совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания; совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения; противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления; явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления; оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
Обстоятельства, отягчающие наказание, определены в ст.63 УК РФ. К ним относятся: неоднократность преступлений, рецидив преступлений; наступление тяжких последствий в результате совершения преступления; совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации); особо активная роль в совершении преступления; привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность; совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение; совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного; совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего и др.
Конспект лекции 9. Основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права Российской Федерации
План.
1.Понятие, предмет, метод уголовно-процессуального права.
2. Участники уголовного процесса.
3. Понятие, предмет, метод гражданско-процессуального права.
4. Участники гражданского процесса.
1. Уголовный процесс — это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов предварительного расследования, прокурора и суда, а также иных лиц, состоящая из предварительной проверки сообщений о преступлениях, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, а также вопросов, связанных с исполнением приговоров. Основной акт – Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Предметом являются общественные отношения, связанные с расследованием преступлений и рассмотрением уголовных дел в суде.
Метод – императивный, что определяется сущностью уголовно-процессуального права.
Важными являются принципы уголовного процесса: законность при производстве по уголовному делу; осуществление правосудия только судом; независимость судей и других субъектов, ведущих процесс, и подчинение их только закону; сочетание гласности и конфиденциальности при производстве по уголовному делу; обеспечение и соблюдение прав участников уголовного процесса; презумпция невиновности; состязательность сторон; свобода оценки доказательств; национальный язык уголовного судопроизводства; сочетание коллегиальности и единоначалия в ведении уголовно-процессуальной деятельности; всесторонность, объективность и полнота в исследовании обстоятельств дела; осуществление уголовного процесса на началах равенства граждан перед законом и субъектами, ведущими процесс.
В соответствии со статьей 73 УПК РФ обстоятельствами, подлежащими доказыванию по уголовному делу, являются: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
В соответствии со статьёй 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В качестве доказательств допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы.
2. Все участники уголовного процесса согласно УПК РФ делятся на следующие группы: суд, участники со стороны обвинения, участники со стороны защиты, иные участники.
1) Суд. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Непосредственное рассмотрение дела осуществляют: судья федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 3 части 2 ст.30 УПК РФ; судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 УПК РФ; коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 2 части 2 ст.30 УПК РФ; мировой судья — уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК РФ.
Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.
2) Участники со стороны обвинения: прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
3) Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты: подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика,
4) Иные участники уголовного судопроизводства: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой,
3. Гражданское процессуальное право – это отрасль права, регулирующая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов. Основной правовой акт Гражданско-процессуальный кодекс РФ.
Предметом гражданского процессуального права являются те общественные отношения, которые складываются в ходе установления фактов гражданских правоотношений и применения к правонарушителю предусмотренных санкций судом общей юрисдикции.
Метод гражданского процессуального права составляет предусмотренная законом процедура рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Основными принципами гражданского процесса являются: осуществление правосудия только судом; равенство граждан перед законом; независимость судей и подчинение их только закону; национальный язык судопроизводства; гласность; установление объективной истины; диспозитивность и состязательность; устность; непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.
4. Субъектами гражданского процесса выступают различные категории участников.
Сторонами гражданского процесса являются истец и ответчик. Истцом именуется лицо (гражданин, юридическое лицо), обращающееся с исковым требованием к суду по поводу защиты своего субъективного гражданского права. Ответчиком является лицо, к которому предъявляется через суд исковое требование. Ими могут быть граждане, а также государственные учреждения, предприятия, частные коммерческие структуры, кооперативные и общественные организации, пользующиеся правами юридического лица. Истец и ответчик пользуются равными процессуальными правами.
В гражданском процессе могут также участвовать и другие заинтересованные лица, так называемые третьи лица, которые сопричастны к рассматриваемому спору, но не являются его непосредственными сторонами.
Стороны гражданского процесса, третьи лица и некоторые другие участники процесса могут вести свои дела в суде самостоятельно, то есть лично, либо через своих представителей. Под судебным представительством понимается процессуальная деятельность, совершаемая одним лицом – «представителем» от имени другого – лица «представляемого» в силу данных ему полномочий и создающая права и обязанности для представляемого. Представители не являются участниками гражданского процесса, так как они выступают в суде не от своего имени.
Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Не подлежат допросу в качестве свидетелей: представители по гражданскому делу или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника; судьи, присяжные, народные или арбитражные заседатели - о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора; священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди; гражданин против самого себя; супруг против супруга, дети, в том числе усыновленные, против родителей, усыновителей, родители, усыновители против детей, в том числе усыновленных; братья, сестры друг против друга, дедушка, бабушка против внуков и внуки против дедушки, бабушки; депутаты законодательных органов - в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий;
Любые фактические данные, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела именуются доказательствами.
Конспект лекции 10. Международное право
План.
1. Международное право: понятие, система, источники.
2. Источники международного права.
3. Субъекты международного права.
1. Международное право в последние десятилетия приобрело особое значение как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Наличие большого количества общественных отношений, регулируемых международно-правовыми нормами, стало основанием разделения международного права на 2 блока правовых норм – международное публичное право и международное частное право.
Международно-публичное право регулирует отношения между государствами и международными организациями, а международно-частное право – между физическими и юридическими лицами, международного характера.
2. Основными источниками международного права являются:
1) Международный договор. Это международное соглашение, заключенное между государствами, либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или же в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Они являются основным видом источников международного права.
В Конституции РФ 1993г. закреплено, что общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15).
Международные договоры могут быть:
- многосторонние (Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств, Парижская конвенция об охране промышленной собственности1883г., и др.).
- двусторонние - их участниками выступают два конкретных государства для урегулирования конкретных отношений.
2) Национальное законодательство. В некоторых государствах существуют специальные кодифицированные акты, содержащие в себе правила применения международных норм для регулирования отношений МЧП (в США это единообразный торговый кодекс). В России отсутствует специальный закон о международном праве. Нормы, регулирующие отношения международного характера регулируются различными актами: Конституцией РФ; кодексах; федеральных законах («О гражданстве РФ», «Об акционерных обществах», «О международном коммерческом арбитраже», «О валютном регулировании и валютной торговле», «Об авторском праве и смежных правах» и др.), принимаемые на основании и во исполнение их постановления Правительства РФ (О порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам 1995г. и др.), указы Президента РФ, акты министерств и федеральных органов исполнительной власти (Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания 1995г., утвержденные Комитетом РФ по патентам и товарным знакам и др.).
3) Международные обычаи. Под обычаем понимается единообразное, устойчивое правило, сложившееся в практике, за которым государства признают юридическую силу, т.е. выражают свою согласованную волю. В национальном праве его роль велика в странах «общего» (англо-саксонского) права (Великобритания, Канада и др.). В системе же континентального (Романо-германского) права (Россия, Франция и др.) место, занимаемое им, не столь значительно, в России ращрешено их применение, например, в гражданско-правовой сфере
4) Судебная и арбитражная практика. В российской правовой системе, так же как и в романо-германской (континентальной) системе, она не является формально-юридическим источником права: суды не наделены законодательной властью и их решения не создают норм права.
3. В качестве субъектов международных правоотношений выступают:
- государства. Они занимают особое место в системе международных отношений, что обусловливается таким признаком, отличающим его от других политических организаций, как суверенитет, что обуславливает невмешательство одного государства в дела другого, если этого не требуют вопросы всеобщей безопасности. Именно государства являются основными субъектами (помимо международных организаций) заключения международных договоров.
- международные организации являются субъектами международного права особого рода. Это организации, созданные на основе международных договоров, заключенными между заинтересованными государствами для достижения определенных целей. К числу международных организаций относятся: Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная Организация Труда (МОТ), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО) и др.
- отдельной категорией субъектов в гражданских правоотношениях различных государств выступают юридические лица – особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в особом порядке. Юридические лица создаются на территории одного, конкретного государства. Однако их деятельность не ограничивается ею и может осуществляться на территории других государств, что получило широкое распространение в последние десятилетия.
- физические лица.
Конспект лекции 11. Экологическое право Российской Федерации
План.
1. Понятие, предмет, метод экологического права
2. Принципы экологического права.
1. Экологическое право - это комплексная отрасль права, содержащая собственно экологические нормы и нормы других отраслей права, регулирующих специфические общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Целью этого взаимодействия является сохранение, оздоровление и улучшение окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Основной правовой акт – Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» 2002г.
Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы.
На современном этапе метод правового регулирования со стороны экологического права представляет собой совокупность способов, сочетающих в себе экономические методы регулирования качества окружающей природной среды с административно – правовыми средствами воздействия на природопользователя.
Это сочетание реализуется через систему нормативов качества окружающей среды, где устанавливаются пределы допустимых воздействий деятельности на природную среду. Превышение их влечет наступлению юридической ответственности – административной или уголовной, в зависимости от причиненного ущерба окружающей среде..
2. Принципы экологического права:
приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защита прав отдельного человека;
принцип целевого использования природных объектов;
принцип рационального и эффективного использования природных объектов;
принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов;
принцип комплексного подхода в природопользовании;
принцип платного использовании природных ресурсов и природных объектов;
приоритет земель сельскохозяйственного назначения;
приоритет вод питьевого и бытового назначения;
приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых;
приоритет лесов защитного назначения;
приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы.
Конспект лекции 12. Правовые основы защиты государственной тайны в Российской Федерации
1. Понятие государственной тайны.
2. Сведения, составляющие государственную тайну.
3. Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну. Допуск лиц к сведениям, составляющим государственную тайну.
1.Необходимость правового регулирования государственной тайны обусловлено наличием сведений, имеющих большое значение для интересов государства. В России основным правовым актом в этой сфере является Закон РФ «О государственной тайне» 1993г. Согласно нему, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых сожжет нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений. А доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. При работе со сведениями, составляющими государственную тайну, используется гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
2. Перечень сведений, составляющих государственную тайну:
1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ; о планах строительства Вооруженных Сил РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
2) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 153-ФЗ)
3) сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
3. Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Он предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных Законом; ознакомление с нормами законодательства предусматривающими ответственность за ее нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.