Основы тайм-менеджмента
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7
Тема: Основы тайм-менеджмента
Вопросы для собеседования на практическом занятии:
1. Время как социально-психологическая ценность
2. Анализ эффективности работы
3. Выработка личностных стратегий тайм-менеджмента
4. Явление прокрастинации
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию (выполняются на портале eluniver.ugrasu.ru):
Необходимо самостоятельно подготовить ответы:
1. Опишите концепцию тайм-менеджмента Г. Архангельского.
2. Перечислите приемы эффективного планирования.
3. Раскрыть технологии эффективного использования временем в процессе учебно-профессиональной деятельности.
• Эссе
Познакомьтесь с концепцией спонтанного планирования И. Пирога https://www.ivanpirog.com/ и опишите вашу позицию в поле задания и будьте готовы поделиться вашим мнением на занятии.
Понятие «управление личным временем» появилось в связи с тем, что оно является наиболее ценным из всех ресурсов человека. Время — абсолютно невозобновляемый и очень ограниченный ресурс, поэтому все процессы управления стоит налаживать с его учетом. Современный тайм-менеджмент не просто набор приемов из области «как укладываться в сроки» или «как правильно проводить совещания». Это система управления собой и своей деятельностью.
Первый элемент (нижняя ступенька лестницы) — эффективность (она же включает в себя успех). Если рассматривать жизнь как некое путе- шествие, то на данной стадии определяется, как лучше ехать, чтобы добраться до цели вовремя и как можно меньше утомившись, т. е. первый этап — это ответ на вопрос «как ехать?». Управление временем — управление человеком собственной деятельностью, организацией выполнения задач и распределением всех ресурсов. Как хорошо подготовиться к контрольной работе в минимальный срок? Как организовать свое время так, чтобы успевать и работать, и учиться? Как наиболее результативно отдыхать? Это тайм-менеджмент в привычном смысле слова.
Второй элемент — технология, позволяющая находить наиболее успешные решения. Этот элемент системы тайм-менеджмента требует рассмотрения целого ряда иных, весьма сложных дисциплин. Например, бизнес-ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и управленческая борьба. Данные технологии тесно связаны со стратегией, они дают комплекс инструментов принятия стратегических решений, в том числе в области личной стратегии. К технологиям повышения личной эффективности относятся и другие разнообразные инструменты — от десятипальцевой слепой печати и быстрого чтения до многочисленных техник нейролингвистического программирования (НЛП). Подробно ознакомиться с перечисленными технологиями (а они действительно очень полезны и востребованы, особенно в управленческой среде) можно, прочитав посвященные этим темам книги.
Третий элемент системы управления временем — стратегия. Если технологию можно сравнить с ответом на вопрос «на чем ехать?» (качественный скачок по сравнению с тем, «как ехать?»), то стратегия — это ответ на вопрос «куда ехать?». Очевидно, что нет никакого смысла очень эффективно двигаться в неправильном направлении. И логично, что при обсуждении организации времени возникают вопросы стратегии.
И наконец, четвертым элементом системы является тема, к которой рано или поздно приходит человек, занявшийся своим временем всерьез. Это тема философии.
В контексте тайм-менеджмента слово «философия» означает очень простую вещь — ответ на вопрос «зачем?».
Итак, вопросы организации времени и личной эффективности не только самым тесным образом связаны с определением наших жизненных целей, но и находятся в прямой зависимости от того, насколько точно и правильно нам удалось их сформулировать.
Управление временем включает в себя 4 основные задачи:
1. Планирование рабочего дня;
2. Оптимизация рабочего времени
3. Учет рабочего времени
4. Самомотивация
Самоорганизация - это умение правильно организовать себя на выполнение определенных действий или достижение определенных целей. Это довольно обширное понятие, включающее в себя не только борьбу с ленью, но и умение грамотно планировать своё время, расставлять приоритеты, мотивировать себя и пр.
Методы самоорганизации:
1. Тайм-менеджмент;
2. Выработка привычек;
3. Самомотивация;
4. Круг общения;
5. Обучение других.
Принципы и технологии тайм-менеджмента:
1. Планирование времени
2. Борьба с пожирателями времени
3. Расстановка приоритетов
4. Правило Парето 20/80
5. От сложного к простому
6. Не делать много дел одновременно
7. Начните планировать рабочий день с обеда и отдыха
8. Соблюдайте чистоту на рабочем месте
9. Сложную задачу разбивайте на простые
10. Мотивируйте себя