Основы социально-коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 3
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Гайченко Светлана
Владимировна
svetlanat62@mail.ru
Современные технологии воспитания личности, основ
общественных качеств личности и трудового воспитания
ребенка раннего и дошкольного возраста.
Условия, содержание и средства нравственного и трудового
воспитания. Формы организации социально-нравственного
воспитания: организация совместной деятельности,
организация самостоятельной деятельности детей раннего
и дошкольного возраста.
Практическое занятие. Составить перечень методов
ознакомления детей с трудом взрослых. Составить
тематический план работы с детьми по социальноэкономическому развитию
Культура общения, поведения и деятельности
компонент коммуникативной культуры,
социально-нравственной компетентности и
коммуникативной готовности ребенка к школе (А.
Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, О. Н. Сомкова, Е. Е.
Кравцова и др.).
Этапы формирования личности в процессе
нравственного воспитания:
1 этап – формирование социальных эмоций и
нравственных чувств;
2 этап (может быть параллельным) – накопление
знаний и формирование нравственных
представлений;
3 этап – переход знаний в убеждение и
формирование на этой основе мировоззрения и
ценностных ориентаций;
4 этап – претворение убеждений в конкретное
поведение, которое можно назвать нравственным
Задачи социальнонравственного
воспитания:
- формирование нравственного сознания;
- формирование социальных эмоций, нравственных чувств и
отношений к разным сторонам социального окружения;
- формирование нравственных качеств и активности их
проявления в деятельности и поступках;
- воспитание полезных навыков и привычек поведения;
- формирование доброжелательных взаимоотношений, начал
коллективизма и коллективистической направленности личности
дошкольника.
Педагогическими условиями воспитания культуры
поведения и общения у дошкольников являются:
— речевая и поведенческая культура взрослых, окружающих
дошкольников (педагогов, родителей);
— продуманная, рациональная организация образа жизни детей в
детском саду;
— разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая
актуальные потребности дошкольников в общении и деятельности,
интересы мальчиков и девочек;
— взаимодействие педагогов и родителей дошкольников в воспитании
поведенческой культуры привычек, выработке единых позиций и
согласованных
действий с учетом индивидуальных особенностей детей в освоении
культурного опыта;
— проектирование содержательной жизни детей, «событийного
сценария», обеспечивающего накопление опыта переживаний, участия
в эмоционально насыщенных ситуациях нравственного поведения,
дружеских контактов, уважения к другим людям, а также развитие
собственного достоинства.
Условия социально-нравственного воспитания в детском
саду, соответствующие данным задачам
Гуманизация отношений детей и
взрослых в образовательном
процессе ДОО
Наличие программ социальнонравственного воспитания и
парциальных программ
Реализация модели личностноориентированного воспитания
ребенка и соответствующей модели
предметно-развивающей среды
Систематическая диагностика
социально-нравственного развития
ребенка, его откликаемости на
социально-педагогические
воздействия
Содержательная жизнь в детском
саду и семье, предполагающая
интеграцию направлений
социального, гендерного и
нравственного, трудового,
патриотического и духовного
воспитания
Положительный пример
окружающих
Учет возрастных и индивидуальных
особенностей социального и
нравственного развития ребенка и
детской группы
Коллективный образ жизни и
сотрудничество в разнообразных
видах деятельности
Сотрудничество семьи и ДОО
Задача педагога
создание культурной среды развития для каждого
ребенка и оказание ему помощи и поддержки в
активном освоении культурного опыта.
Задача педагога
— речевая и поведенческая культура взрослых(педагогов,
родителей);
— продуманная, рациональная организация образа жизни детей
в детском саду;
—разнообразная
предметно-развивающая
среда,
удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в
общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек;
— взаимодействие педагогов и родителей дошкольников;
— проектирование содержательной жизни детей
Критерии оценивания эмоционально-комфортного
состояния детей в детском саду
— эмоциональные проявления ребенка:
с каким настроением он чаще всего
приходит в группу, насколько комфортно
чувствует себя в детском саду;
— общение и взаимодействие ребенка со
сверстниками и взрослыми: умение
вступать
в
контакт,
учитывать
эмоциональное состояние партнера по
общению, соблюдать правила культуры
общения,
освоение
игровых
и
коммуникативных умений;
— личностные черты поведения:
доброжелательность,
дружелюбие,
активность
Содержание трудового воспитания
Виды
Самообслуживание
Воспитательные
возможности
разных видов
труда
Приучает ребенка к
самостоятельному
удовлетворению личных
потребностей, учит заботиться о
себе, следить за своим внешним
видом; дети начинают
чувствовать себя
равноправными членами семьи,
(коллектива); формирует
привычку бережного отношения
к вещам; приучает ребенка к
системному труду
Содержание
Труд ребенка, направленный на
обслуживание самого себя. В
младшем дошкольном возрасте
при этом основной акцент
делается на радость достижений
в процессе формирования
культурно-гигиенических
навыков, в старшем
дошкольном возрасте внимание
ребенка привлекается к
эстетической стороне процесса
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Художественный и ручной
труд
Прививает трудовые навыки по
поддержанию общего порядка,
имеет общественную
направленность
Закладывает основы
экологического сознания
и мировоззрения,
развивает
познавательные интересы
Удовлетворяет эстетические
потребности человека;
развивает мелкую моторику
и уточняет представление
об окружающих предметах;
развивает творческие
способности
В младшем дошкольном возрасте
– помощь взрослому в протирании
мебели, расстановке игрушек,
стирке мелких вещей и т.д.
Формируется умение
сосредотачиваться на одном
занятии, доводить дело до конца.
В старшем возрасте – уборка
групповой комнаты, участка,
приготовление пищи, ремонт книг,
игрушек. Формируется
представление о значимости
труда для всех и лично для
каждого, умение замечать и
устранять беспорядок
Наблюдение и уход за
растениями и
животными,
выращивание овощей,
уборка участка детского
сада под руководством
взрослого, практика
коллективных творческих
дел (ландшафтный
дизайн участка детского
сада и др.).
Изготовление поделок из
природного материала,
бумаги, картона, ткани,
поролона и др. Оформление
выставок, участие в
изменении предметноразвивающей среды группы,
дизайн помещений,
украшение участка детского
сада к праздникам.
Средства социально-нравственного воспитания (на примере
средств патриотического воспитания
Микросреда
Ранний
возраст
Я
Мама,
папа
Члены
семьи
Дом
Соседи
Двор
Младший
возраст
+
Группа
Детский сад
Кружки
Улица
Район
Мезосреда
Макросреда
Средний возраст
Старший возраст
+
Город
Регион
Климат
Страна
Традиции
Культура
+
Символика страны
Народы мира
Мировая культура
Планета космос
Средства социально-нравственного воспитания
ознакомление детей с разными сторонами социального
окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);
организация их деятельности (игры, труд и т.д.), включение
тетей в предметно-практическую деятельность, практика
коллективных творческих дел и игра;
общение с природой;
художественные средства: народный фольклор, музыка, кино
и диафильмы, художественная литература, изобразительное
искусство и др.
Классификация В.И. Логиновой основана на активизации механизма
нравственного развития в процессе воспитания и включает следующие
методы:
стимулирование чувств и отношений (пример взрослых,
поощрение, наказание, требование);
формирование нравственного поведения (приучение,
упражнение, руководство деятельностью);
формирование нравственного сознания (убеждение в
форме разъяснения, внушение, этические беседы)
Средства трудового воспитания
Трудовая деятельность
Ведущее средство
трудового воспитания.
Дети обучаются
конкретным трудовым
умениям и навыкам,
удовлетворяют
потребность в
приобщении к миру
взрослых. С ее помощью
решаются прикладные,
практические задачи
трудового и
нравственно-трудового
воспитания
Ознакомление с трудом
взрослых
2 варианта:
1) Знакомство с процессом
труда взрослых (В.И.
Логинова, М.В. Крулехт);
2) Знакомство с человекомтружеником, его
отношением к труду (С.А.
Козлова). При этом
решаются
интеллектуальнонравственные задачи
Художественные
средства
Художественная
литература, музыка,
изобразительное
искусство. Служат
для воспитания
социальных и
нравственных чувств
и отношений,
формируют
представление о
содержании труда
Успехов!!