Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы психосоматики

  • 👀 718 просмотров
  • 📌 666 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы психосоматики» pdf
Лекция 4. Основы психосоматики 1. Психосоматика как раздел клинической психологии. Причины психосоматических реакций. 2. Психосоматические расстройства и заболевания. 3. Понятия «здоровье» и «болезнь». Психологические факторы здоровья и болезни 1.Психосоматика как раздел клинической психологии.Причины психосоматических реакций Клиническая психология - часть психологической науки, которая изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а также отклонениях развития, разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики. Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в клинической психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. В основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы. Классификация психосоматических расстройств: 1.Конверсионный синдром – выражение невротического конфликта без патологии органов и тканей. В качестве примера можно назвать истерические параличи, рвота, психогенная глухота, болевые ощущения. 2.Функциональный психосоматический синдром. Обычно сопровождает неврозы, наблюдаются нарушения в функциях органов. Например, мигрень или вегетососудистая дистония. 3.Органические психосоматические расстройства и заболевания (психосоматозы). Являются первичной телесной реакцией на переживания, характеризуются патологией тканей и нарушением функций. Сюда относят язвенную болезнь и колит, ревматоидный артрит, бронхиальную астму и гипертонию. Психосоматозы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Бронхиальная астма Язвенный колит Эссенциальная (первичная) гипертония Нейродермит (атопический дерматит) Ревматоидный артрит Язвенная болезнь желудка Язвенная болезнь двенадцати перстной кишки Это так называемая «психосоматическая семерка» («Holy (« Holy Seven Seven»): »): В настоящее время список расширился — к психосоматическим расстройствам относят онкологические, инфекционные и другие заболевания.. 1) Конфликт — к образованию психосоматического симптома может приводит внутренний конфликт между различными частями личности. Обычно одна из этих частей осознана, другая скрыта в бессознательном. Борьба между двумя противоположными желаниями или тенденциями может приводить к условной победе одной из частей. Но тогда вторая часть начинает «партизанскую войну», признаком которой и могут стать психосоматические симптомы. 2) Язык тела — в некоторых ситуациях тело физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено одной из образных фраз ряда: «это одна сплошная головная боль», «я его не перевариваю», «из-за этого у меня сердце не на месте», «у меня связаны руки». Тогда болит определенный орган, сложно дышать, возникают мигрени, нарушается работа желудочно-кишечного тракта и так далее. 3) Мотивация или условная выгода — к этой категории относятся проблемы со здоровьем, которые приносят определенную условную выгоду их обладателю. Образование симптома происходит на бессознательном уровне, это не обман и не симуляция. Симптом реален. Но он «обслуживает» какую-то определенную цель. 4) Опыт прошлого — причиной болезни может стать травматический опыт прошлого, чаще — тяжелый детский опыт. Это может быть какой-либо эпизод, либо длительное воздействие, которое, хоть и произошло давно, но продолжает эмоционально влиять на человека в настоящем. Этот опыт как бы отпечатывается в теле. И ждет, когда найдется способ его переработать. 5) Идентификация — физический симптом может образовываться вследствие идентификации с человеком, имеющим подобный же симптом или заболевание. Как правило, это происходит при сильной эмоциональной привязанности к этому человеку. Часто этот человек может умереть, умирает или уже умер. То есть страх его потерять и потеря фактически уже случилась. 6) Внушение — симптомы могут возникать посредством внушения. Это происходит, когда идея о собственной болезни принимается человеком на бессознательном уровне автоматически, то есть без критики. Вольно или невольно внушить симптом могут люди, обладающие большим авторитетом или случайно оказавшиеся рядом в момент особого эмоционального накала. 7) Самонаказание — в некоторых случаях психосоматический симптом выполняет роль бессознательного самонаказания. Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, которая мучает человека. Самонаказание облегчает переживание вины, но может существенно осложнить жизнь. Механизм развития психосоматических заболеваний (по по Ф. Александеру) Александеру) Бессознательные конфликты Хроническое эмоциональное напряжение Хроническое напряжение вегетативной нервной системы (органы кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и рост) Функциональные изменения внутренних органов Необратимые изменения внутренних органов Механизм развития психосоматического нарушения Связующим звеном между психологической и соматической сферами является эмоциональная реакция в форме тоски и постоянной тревоги, ощущении страха. Процесс торможения является состоянием, при котором блокируются психомоторные и словесные выражения тревоги. Стимулы, поступающие из ЦНС, отводятся к соматическим структурам через вегетативную нервную систему, что приводит к патологическим изменениям в различных системах органов. Психосоматические причины болезней 2. Психосоматические расстройства и заболевания Бронхиальная астма (БА) Многофакторно обусловленная болезнь, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты, в основном психосоматические, инфекционные и аллергические. Личность больных БА характеризуется рядом специфических особенностей. Дыхание страдает, если ребенок не получает достаточно внимания и заботы родителей. Также избыточная забота о ребенке может привести к проблемам с дыханием. Основные характеристики «профиля личности» у больных БА 1. 2. 3. 4. Повышенная нервность. Чрезмерная возбудимость. Повышенная истощаемость. Сниженная способность реакции на стресс. 5. Высокая тревожность. сдерживать Сердечно-сосудистые заболевания Сердце и сосуды участвуют во всех формах жизнедеятельности. При физических и психических нагрузках работа сердца начинает восприниматься в виде усиленного сердцебиения или тахикардии. Нарушения в сердечно-сосудистой системе связаны со страхом, гневом, яростью, тоской и другими отрицательными эмоциями. При страхе и опасности происходит выброс адреналина, что вызывает сужение сосудов, учащение пульса и усиление сокращения миокарда. А это, в свою очередь, приводит к состоянию беспокойства и страха. Сердечно-сосудистые заболевания Психосоматический компонент характерен для следующих заболеваний сердечно-сосудистой системы:  эссенциальная артериальная гипертония,  ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма, сердечный невроз страха. Болезни эндокринной системы Сахарный диабет Картина личности Сахарный диабет часто сопровождается психологическими проблемами и психическими расстройствами, которые влияют на лечение и исход соматического заболевания. Из этого возникает чувство неуверенности. Хроническое заболевание может негативно влиять на жизненную стратегию диабетика, который нередко организует свою жизнь вокруг диабета. Кожные заболевания Атопический нейродермит (эндогенная экзема) Экзема грудного возраста. Это кожное заболевание в психосоматическом плане рассматривается как выражение нарушений отношения с матерью. Мать избегает соприкосновения с ребенком, ссылаясь на то, что не хочет причинить вреда столь нежному, хрупкому созданию; таким образом под маской заботы скрывается враждебность. Во многих случаях болезнь спонтанно прекращается на первой половине второго года жизни. Желудочно-кишечные заболевания Поглощение и выделение — желудочно-кишечного тракта. основные функции Внутренняя связь между психическим состоянием человека и процессом поглощения-выделения приводит к тому, что эмоциональное состояние человека при принятии пищи оказывает влияние на дальнейший процесс ее переваривания. Страх, агрессия, депрессия тормозят функции желудка и кишечника, нарушают моторику и приводят сначала к функциональным, а при прогрессировании процесса — к органическим изменениям структуры желудочнокишечного тракта. Психосоматика пищевого поведения Стиль питания есть отражение эмоциональных потребностей и душевного состояния человека. Удовлетворение голода вызывает ощущение защищенности и хорошего самочувствия. В ситуациях, требующих усиленной деятельности и повышенного напряжения, еда имеет значение замещающего удовлетворения. Она служит для укрепления связей, безопасности, ослабляет боль, чувство утраты, разочарования. Нервная анорексия Анорексия - возникающее в пубертатном периоде (почти исключительно у девочек) болезненное состояние, связанное с желанием похудеть, стать изящной и оставаться такой. При хроническом течении имеется локальный страх, который можно назвать фобическим, перед нормальной едой, увеличением массы тела и достижением средних показателей, необходимых для сохранения здоровья. Первичных соматических или гормональных нарушений обычно не обнаруживается. В основе этого нарушения лежит подростковый конфликт развития без осознания последнего и без реалистической установки в отношении собственного соматического состояния. Булимия Картина личности Булимия – это расстройство пищи, для которого характерны три основных признака: 1) переедание; 2) регулярное применение методов, призванных оказывать влияние на массу тела и фигуру, таких как очищение желудочно-кишечного тракта (вызывание у себя рвоты, злоупотребление слабительными), строгое соблюдение диеты или голодание, изнуряющие физические упражнения; 3) излишняя зависимость самооценки от фигуры и массы тела. Как и нервная анорексия, булимия проявляется преимущественно у женщин. Онкологические заболевания В качестве так называемых «психологических канцерогенов» описаны:  травмирующие жизненные события,  трудности в связи с утратой близких людей и обусловленные этим страхи,  нарушение способности к выражению эмоций,  трудности в преодолении конфликтов,  длительно существующее состояние безнадежности, подавленности и отчаяния. Онкологические заболевания Часто онкологическое заболевание свидетельствует о том, что в жизни человека имелись нерешенные проблемы, которые усилились или осложнились из-за серии стрессовых ситуаций, произошедших в период от полугода до полутора лет до возникновения рака. Типичная реакция онкологического больного на эти проблемы и стрессы заключается в ощущении своей беспомощности, отказа от борьбы. Эта эмоциональная реакция приводит в действие ряд физиологических процессов, которые подавляют естественные защитные механизмы организма и создают условия для возникновения и развития опухоли. 3. Здоровье и болезнь. Психологические факторы здоровья и болезни Общее определение здоровья (ВОЗ) – состояние, при котором:  Сохранены все структурные и функциональные характеристики организма;  Имеется высокая приспособливаемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;  Сохраняется эмоциональное и социальное благополучие Внутренняя картина здоровья ВКЗ – это представление и особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенству. ВКЗ включат 3 уровня отражения здоровья: 1. Интеллектуальный компонент – предполагает представление о состоянии здоровья. Зависит от возраста и интеллекта. 2. Эмоциональный компонент – связан с различными видами эмоционального реагирования на здоровье. Определяется индивидуальнопсихологическими характеристиками, особенностями эмоционального реагирования на различные жизненные ситуации. 3. Поведенческий уровень – связан с актуализацией деятельности по сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью. Факторы, влияющие на ВКЗ: 1) Индивидуальные личностные особенности; 2) Состояние здоровья; 3) Возраст; 4) Социально-бытовые условия и уровень жизни; 5) Отношение к себе и своей деятельности (самооценка).  Болезнь есть любое состояние, диагностируемое профессионалом (оценочное по объективным признакам расстройство функционирования).  Болезнь есть субъективное ощущение себя больным (состояние скорее отражает проблемы пациента, а не само расстройство).  Болезнь приводит к ограничению социального пространства общения и деятельности человека, к временной или постоянной (инвалидность), частичной или полной потери способности к труду. Внутренняя картина болезни (ВКБ) Термин ВКБ предложен отечественным врачем-терапевтом Р.А. Лурией как внутренний мир больного, его переживания, ощущения и представления о болезни и ее причинах: все то, что привело его к врачу. УРОВНИ ВКБ: 1. Чувственный (сенситивный) – наличие физ. дискомфорта, боли; 2. Эмоциональный – тревога, страх и т.п.; 3. Интеллектуальный – рациональное осознание факта болезни; 4. Поведенческий (мотивационный) – выбор поведения в связи с болезнью. Этапы ВКБ: 1. Сенсологический – боль, неприятные ощущения от болезни; 2. Оценочный – оценка собственного состояния; 3. Этап выраженного отношения к болезни – формируется отношение к болезни. Субъективные оценки (пациента) и объективные (врача) часто не совпадают, что может осложнить лечение. Психологические факторы здоровья и болезни Три основных группы факторов, связанных со здоровьем и болезнью: 1. независимые (предшествующие), 2. передающие, 3. мотиваторы. 1. Независимые (предшествующие) 1. Предрасполагающие: а) поведенческие паттерны (образ жизни). б) поддерживающие диспозиции (выносливость, оптимизм/ пессимизм, внутренняя сила «Я»). в) эмоциональные паттерны (привычка подавлять/выражать эмоции) 2. Когнитивные факторы: а) представление о болезни. б) восприятие риска и уязвимость. в) контроль. 3. Факторы социальной среды: а) социальная поддержка. б) брак и семья. в) профессиональное окружение. 4. Демографические переменные: а) пол. б) возраст. в) этнические группы и социальные классы. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 2. Передающие Совладание со стрессом (копинг). Употребление и злоупотребление веществами. Виды поведения, способствующие здоровью. Соблюдение правил по поддержанию здоровья. 3. Мотиваторы Стрессоры. Существование в болезни.
«Основы психосоматики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot