Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
“ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА
АЛЕКСАНДРА I”
Кафедра «Железнодорожные станции и узлы»
Б1.В.ДВ.6.1 «ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Лектор Васильев Владислав Всеволодович
Рекомендуемая литература
1. Управление проектами [Электронный ресурс]:Учебная
литература для ВПО/ М. Троицкий, Б. Груча, К.Огонек., М.:
Финансы и статистика,2011. -304с. Режим доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=5370– Загл. с экрана.
2.
Проектирование
инфраструктуры
железнодорожного
транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы)
[Электронный ресурс]: Учебник/Н.В. Правдина и С.П. Вакуленко –
Электрон. дан. – М.: УМЦ ЖДТ (Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте), 2012 – 1086 с.
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=6076
– Загл. с экрана
3. Железнодорожные станции и узлы: учебник /В.И. Апатцев и
др.; под. ред. :В.И. Апатцев, Ю.И. Ефименко. – Москва: Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном
транспорте, 2014. – 855 с.
Лекция № 4 - Основы
проектирования раздельных пунктов.
Станционные пути и их соединения
Ст рукт ура лекции:
1.Соединения двух параллельных путей
2.Стрелочные улицы
3.Полная, полезная и строительная длины путей.
Парки путей
4.Понятие станционной площадки. Нормы
проектирования путей в плане и профиле
5.Земляное полотно и верхнее строение пути на
раздельных пунктах с путевым развитием
1. Соединения двух параллельных путей
Соединение
двух
параллельных
путей
может
осуществляться
с
помощью конечны х соединений и
съездов.
Конечное соединение
Конечное соединение
Съезды
2. Стрелочные улицы
Ст релочной улицей называется
участок
пути,
на
котором
последовательно уложены стрелочные
переводы,
соединяющие
группу
параллельных путей.
Стрелочные улицы
• Достоинством простейших улиц является хорошая
видимость и удобство обслуживания (не надо
переходить пути для перевода стрелок), а
недостатком – значительное увеличение их длины
при большом числе путей. Поэтому такие улицы
применяют при числе путей до четырех – пяти.
• Для уменьшения длины стрелочных улиц при
большом числе путей в парках используют
сокращенные стрелочные улицы, стрелочные
улицы под двойным углом крестовины и составные
или комбинированные стрелочные улицы.
3.Полная, полезная и строительная длины путей. Парки
путей
Длины путей
Парки путей
Парками называют группы путей
одинакового назначения, объединенных
общими горловинами. В зависимости от
назначения различают парки приема,
отправления,
приемоотправочные,
сортировочные, выставочные, ранжирные
(для отстоя и обработки пассажирских
составов) и др.
Парки путей
Парки путей
•
•
По своему геометрическому очертанию и конструкции стрелочных улиц
различают парки в виде трапеции, параллелограмма, трапецоида или «рыбки».
Парк, имеющий форму трапеции, удобен тем, что на основном пути 1 уложено
всего два стрелочных перевода и все пути прямые, что обеспечивает хороший
обзор составов из кабины локомотива и хорошую видимость выходных и
маневровых светофоров, однако длина путей по мере приближения к основному
пути существенно возрастает. Это приводит к излишкам полезной длины части
путей против нормы. Поэтому парки в форме трапеции применяют только при
небольшом числе путей (до трех-четырех). Парк-параллелограмм обеспечивает
одинаковую длину всех путей, кроме крайних, которые длиннее остальных на
величину еN, однако основной путь не является прямым. В виде
параллелограмма сооружают технические и запасные парки для отстоя
пассажирских составов. Парк-трапецоид, имеющий, с одной стороны,
стрелочную улицу под углом крестовины, а с другой, – на основном пути, по
длине путей соответствует парку-параллелограмму, но основной путь является
прямым, хотя по сравнению с парком-трапецией на нем уложено несколько
стрелочных переводов. Парк-рыбка представляет собой сочетание двух
трапеций, расположенных по обе стороны от главного пути и при большом числе
путей обеспечивает более компактное расположение стрелочных переводов.
4.Понятие станционной площадки. Нормы проектирования
путей в плане и профиле
Ст анционной
площадкой
называется
участок
продольного
профиля,
предназначенный
для
размещения станции, разъезда или
обгонного пункта.
Станционная площадка
Станционная площадка
• В профиле возможны три варианта расположения станционной
площадки: на горбе (а), в яме (б) и на уступе (рис.22, в).
Расположение станционной площадки на горбе обеспечивает
благоприятные условия для торможения поездов при подходе к
раздельному пункту и для разгона их после остановки, а также
облегчает отвод воды с пло-щадки. Однако при этом ухудшаются
условия трогания поездов, задержанных у входных сигналов, и
требуется постоянный контроль за предотвращением ухода
подвижного состава на перегон. При расположении площадки в яме
ухудшаются условия разгона и замедления поездов, а также отвода
воды от станционной площадки, однако облегчается трогание
поездов при задержке у входных сигналов и снижается опасность
ухода вагонов на перегон.
• Расположение площадки на уступе занимает по своим качествам
среднее положение между двумя первыми вариантами.
Станционная площадка
План и профиль. Нормы
проектирования
• Станционные пути во избежание самопроизвольного ухода в профиле
следует размещать, как правило, на горизонтальной площадке. В отдельных
случаях для уменьшения объемов земляных работ их допускается размещать
на уклоне до 1,5‰, а в трудных условиях – до 2,5‰. Пути в зданиях
размещаются на горизонтальных площадках.
• В плане станции, разъезды, обгонные пункты, а также отдельные парки путей
и вытяжные пути следует располагать, как правило, на прямых участках. При
этом уменьшаются сопротивление движению, а следовательно, и расход
топлива или электроэнергии, боковой износ пути и подвижного состава,
улучшается видимость, т. е. условия безопасности движения. Станции,
разъезды и обгонные пункты с поперечным расположением приемоотправочных путей допускается размещать на кривых, обращенных в одну
сторону. Раздельные пункты с полупродольным и продольным расположением
приемоотправочных путей в трудных условиях допускается размещать на
обратных кривых. При этом пути каждого из направлений движения в
пределах их полезной длины следует располагать на кривых, обращенных в
одну сторону.
План и профиль. Нормы
проектирования
• В трудных условиях станционные пути допускается
размещать на кривых радиусом не менее 2000 м – на
скоростных линиях; 1500 м – на линиях I и II
категорий; 1200 м – на линиях
особогрузонапряженных, III и IV категорий. В особо
трудных топографических условиях при
соответствующем обосновании разрешается
уменьшать радиус кривой до 600 м – на линиях
особогрузонапряженных и III и IV категорий, а в
горных условиях – до 500 м. Минимальный радиус
соединительных и ходовых локомотивных путей
принимается 200 м, а в трудных условиях – 180 м.
5.Земляное полотно и верхнее строение пути на
раздельных пунктах с путевым развитием
• Земляное полотно по прочности, устойчивости и техническому состоянию на всем
протяжении железнодорожного пути должно обеспечивать безопасное движение
поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимого уровня риска.
• Земляное полотно должно обеспечивать стабильность положения верхнего
строения пути в плане и профиле при заданных весах, осевых нагрузках,
грузонапряженности и скоростях движения поездов в течение всего срока
эксплуатации железнодорожного пути до его реконструкции или капитального
ремонта.
• Земляное полотно следует проектировать на основе материалов инженерногеодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических,
гидрогеологических и гидрологических изысканий. При необходимости следует
выполнять геокриологические, инженерно-сейсмологические и другие виды
изысканий, а также натурные определения деформативных и прочностных
свойств грунтов основания по ГОСТ 12248 и (или) ГОСТ 20276.
ПТ
Земляное полотно и верхнее строение пути на раздельных
пунктах с путевым развитием
– Земляное полотно по прочности, устойчивости и техническому
состоянию на всем протяжении железнодорожного пути должно
обеспечивать безопасное движение поездов с наибольшими скоростями
в пределах допустимых значений.
– Земляное полотно должно обеспечивать стабильность положения
верхнего строения пути в плане и профиле при заданных осевых
нагрузках, грузонапряженности и скоростях движения поездов в течение
всего срока эксплуатации железнодорожного пути до его реконструкции
или капитального ремонта.
– Земляное полотно следует проектировать на основе материалов
инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерногидрометеорологических, гидрогеологических и гидрологических
изысканий. Выполняемые инженерные изыскания должны
соответствовать требованиям СП 47.13330.
ПТ
ПТ