Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема № 5 «Основы правового положения личности в Российской Федерации».
Лекция «Конституционно-правовая основа ограничений и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» по теме № 5.
План лекции:
1. Понятие, признаки и механизм ограничений прав граждан
2. Основные принципы ограничения прав граждан
3. Международно-правовое регулирование ограничений прав граждан
4. Конституционно-правовое регулирование ограничений прав граждан в Российской Федерации
5. Конституционно-правовое регулирование защиты прав граждан в Российской Федерации.
1. Понятие, признаки и механизм ограничений прав граждан.
Проблема прав человека, возможности и необходимости их ограничения волновала человечество во все времена. Очевидно, что свобода личности не может быть абсолютной, она будет ограничена подобной же свободой действий со стороны других индивидов. Поэтому возможность совместного существования лиц в государстве предполагает взаимную ограниченность их свободы, прежде всего государственно-властными установлениями.
Свобода имеет свои пределы, границы. Реализация прав сталкивается с индивидуальными и публичными интересами. Отсюда возникает необходимость разграничения сферы прав индивида со статусом других обладателей прав и сферой прав и интересов государства и общества в целом. Поэтому ограничение прав неизбежно, поскольку свобода индивида не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы обеспечить свободу других людей и предупредить злоупотребления ею.
В общем виде юридические ограничения прав граждан можно определить как вводимые в строго определенных целях закрепленные в нормативных правовых актах юридические меры, направленные на установление препятствий для реализации гражданами конституционных прав и обеспечивающие соблюдение необходимого баланса интересов личности, общества и государства.
Признаками ограничений прав граждан являются следующие:
1. Они сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав граждан. Ограничения ставят субъекта в определенные рамки, за которые он не должен выходить; они создают препятствия для осуществления субъектом своих прав; это своего рода «исключение определенных возможностей в деятельности лиц»1.
2. Ограничения прав граждан устанавливаются государством и обеспечиваются силой государства. Точнее будет сказать, что ограничения вводятся не самим государством, а его уполномоченными органами. Так, в Российской Федерации только Государственной Думе Федерального Собрания предоставлено право принимать федеральные законы, касающиеся ограничения прав граждан.
3. Ограничения прав граждан определены в федеральных законах, а подзаконные нормативные правовые акты и индивидуальные акты применения норм права должны содержать лишь механизм их реализации.
4. Ограничения направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию. При этом ограничения вводятся не только для защиты общества и государства от возможных противоправных действий со стороны отдельных граждан, но и для защиты самих граждан. Так, например, ограничения применения труда молодежи способствуют защите их неокрепшего организма от производственного вреда. При ограничении дееспособности лица в случае злоупотребления им наркотическими веществами или алкоголем, ставится цель защитить не только интересы членов семьи, но и здоровье и имущественные интересы самого гражданина (статья 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
5. Ограничения всегда носят превентивный характер, остерегают от возможных неблагоприятных последствий как субъектов, относительно которых действуют ограничения, так и иных субъектов. Наглядным примером тому может служить введение ограничений прав граждан в условиях чрезвычайного или военного положения. В сложившейся обстановке реализация некоторых прав может повлечь за собой усиление социальной напряженности, создавать угрозу безопасности государства.
Применяться ограничения прав граждан должны в рамках определенного механизма. Под механизмом обычно понимают некоторую систему, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности2. В рассматриваемом вопросе под механизмом ограничения прав граждан следует понимать определенную систему, определяющую порядок ограничения прав граждан. В данную систему в качестве структурных элементов включают:
1. Основания ограничения прав граждан. Основаниями для ограничения прав граждан являются:
- фактические основания – это обстоятельства, создающие или могущие создать угрозу безопасности личности, общества или государства, исходящие от конкретных субъектов.
- правовые основания – Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
2. Субъекты ограничений прав граждан:
- субъекты, к которым применяются ограничения прав. Это те граждане, от которых исходит или может исходить угроза безопасности личности, общества или государства, а также граждане, занимающиеся определенным видом деятельности (государственные служащие, военнослужащие и др.).
- государственные органы и должностные лица, имеющие право принимать решения и осуществлять меры по ограничению прав граждан.
3. Объекты ограничения – конституционные права граждан, подлежащие ограничению в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Меры по ограничению прав граждан. Мерами ограничения прав граждан являются непризнание прав, приостановление прав, лишение прав либо усложнение процедуры их реализации, юридическая ответственность.
Непризнание – это отсутствие юридического закрепления определенных прав (например, политических прав за иностранцами) или их игнорирование (например, непризнание государством за своим гражданином гражданства иного государства). Приостановление представляет собой временное ограничение права до вынесения окончательного решения о лишении или о восстановлении данного права. Таковым является, например, ограничение свободы личности при задержании и заключении под стражу подозреваемого в совершении преступления до решения судом вопроса о его виновности. В случае признания обвиняемого виновным суд может вынести решение о лишении его свободы. В свою очередь, лишение – это прекращение действия тех или иных прав. Таковой является, например, лишение иностранцев прав путем их выдворения из страны за действия, которые противоречат законодательству страны пребывания. Усложнение процедуры реализации осуществляется при определенных условиях или в отношении определенных субъектов (например, усложнение реализации права на свободу передвижения в условиях военного или чрезвычайного положения). Следует также отметить, что ограничение может осуществляться не только посредством прямого запрета, но и путем предоставления конкретного права лишь отдельным категориям граждан, что, в свою очередь, влечет невозможность осуществлять это право не управомоченным лицам. Такие действия представляют собой своеобразный косвенный запрет.
2. Основные принципы ограничения прав граждан
Наиболее важными среди принципов, или концептуальных установок, которые могли бы лежать в основе правотворческой и правоприменительной деятельности в области ограничений прав граждан, являются следующие.
1. Ограничения прав граждан должны соответствовать сложившейся в обществе обстановке. Этот принцип предполагает выяснение, действительно ли объективная потребность настолько велика и реальна, что законодатель обязан предпринять меры и ограничить права граждан, соразмерно существующей или возникшей потребности. Ограничение прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности и реализации интересов граждан, общества и государства. «Необходимость» определяет сам федеральный законодатель, учитывая сложившуюся обстановку, собственный и международный опыт, а также реальность угрозы интересам личности, общества и государства, ведь лишь ему предоставлено право принимать федеральный закон, ограничивающий права граждан. Необходимость конкретного объема ограничения должна быть обусловлена реальными потребностями жизни, а не узкополитическими и иными подобными целями. Ограничение прав граждан возможно только тогда, когда достичь согласования интересов другим путем невозможно.
2. Своевременность установления ограничения означает, что оно должно быть, с одной стороны, установлено при возникновении объективной потребности в таком ограничении, с другой - прекращено по исчезновению этой потребности.
3. Соразмерность, или минимальная достаточность. Данный принцип предполагает, что необходимо, во-первых, определить пределы данного ограничения и, во-вторых, разрешить дилемму, при которой государство является субъектом охраны и защиты прав граждан и вместе с тем основным субъектом их ограничения. Ведь, обладая правом ограничения отдельных прав граждан, государство, тем не менее, обязано признавать, соблюдать и защищать права граждан. Государство, даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, с тем чтобы осуществление конституционных прав не нарушало права других лиц, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные целями меры. Этот принцип соразмерного ограничения прав граждан, закрепленный в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, означает, что публичные интересы, перечисленные в данной конституционной норме, могут оправдать правовые ограничения прав граждан, если они адекватны социально оправданным целям3.
4. Сбалансированность интересов личности, общества, государства при установлении пределов ограничения прав граждан, которая означает, что права граждан могут ограничиваться только в целях нормального функционирования общества и государства. Без этого ограничения государство не сможет обеспечивать права самих граждан.
На законодателе лежит сложнейшая задача – обеспечить баланс интересов отдельного индивида, общества и государства. На одной чаше весов - права гражданина, на другой – интересы других граждан, общества и государства. Здесь нужно четко определить точку равновесия. Нельзя допустить чрезмерного, явно не соответствующего сложившейся ситуации ограничения прав граждан. Но, с другой стороны, нельзя допустить и вседозволенности; это незамедлительно приведет к произволу, а, значит, создаст угрозу интересам общества и государства.
5. Демократизм и целенаправленность установления предела ограничения предполагают, что ограничения не должны применяться для каких-либо иных целей, чем те, для которых они были предусмотрены. Это зафиксировано в международных актах. Так, статья 18 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Ограничения, допускаемые по настоящей Конвенции в отношении указанных прав, не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они были предусмотрены». На этом положении базируется и российская правовая система. Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение прав возможно только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этот перечень – исчерпывающий. Меры по ограничению прав граждан в соответствии с целями определяются законодателем. Однако Конституционный Суд Российской Федерации может "поправить" законодателя в случае отступления от целей или нарушения допустимой меры, признав соответствующий акт неконституционным.
6. Равенство при применении ограничений предполагает, что к одним и тем же субъектам в одних и тех же условиях применяются одни и те же ограничения. Поскольку Конституция Российской Федерации закрепляет положение о том, что государство гарантирует равенство прав граждан, то отсюда логически можно заключить, что равенство должно присутствовать и при ограничении этих прав. Ограничения в равной мере должны распространяться на всех носителей соответствующего права. При этом должно быть четко определено, при каких обстоятельствах и условиях возможно данное ограничение.
7. Отсылка к закону и законность. Согласно данному принципу нормативное регулирование прав и свобод человека, а также их ограничение могут быть осуществлены только на уровне закона, соответствующего общим положениям конституции и международных правовых актов относительно допустимости и объема вводимых ограничений. Законность же можно определить как неукоснительное исполнение законов и соответствующих им подзаконных нормативных правовых актов всеми органами государства, должностными и другими лицами.
В самом общем виде указанный принцип сформулирован во Всеобщей декларации прав человека: «ограничения устанавливаются только на основе закона» (статья 29, часть 2). При этом ограничение прав граждан в Российской Федерации, как это следует из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускается только федеральным законом. Это означает, что установление ограничений прав граждан – прерогатива федерального законодателя. Субъекты, входящие в состав Российской Федерации, не имеют права на введение ограничений. Это констатирует и Верховный Суд Российской Федерации, который в своем Постановлении от 1996 г. обозначил, что «ограничение конституционного права любыми способами (как введением прямых запретов, так и установлением косвенных ограничений) в законах и иных актах субъектов Российской Федерации недопустимо»4. Но, хотя решение об ограничении прав граждан принимает именно федеральный законодатель, заинтересованный субъект Российской Федерации может инициировать принятие соответствующего решения, выступая с законодательной инициативой.
Таким образом, вся правотворческая и правоприменительная деятельность в области ограничений прав граждан должна основываться на вышеперечисленных принципах. Необходимость ограничений должна быть вызвана сложившейся в обществе обстановкой и соответствовать ей. Осуществляя свою деятельность, законодатель и правоприменитель должны учитывать, что граждане равны не только в правах, но и в их ограничениях, а необходимым требованием указанной деятельности является неукоснительное соблюдение законов. Соблюдение перечисленных выше принципов позволит устанавливать ограничения справедливые и необходимые для защиты основ конституционного строя, прав граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Международно-правовое регулирование ограничений прав граждан
Конституция Российской Федерации признает общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью правовой системы Российской Федерации. В последнее время возросло влияние международно-правовых актов на законодательство России, особенно в области прав человека. Под влиянием заключенных в последнее время международных договоров по правам человека кардинально изменилось российское законодательство. Новые законы разрабатываются и рассматриваются с точки зрения их соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Основой этих актов является то, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми правами, а высшая ценность общества - это свобода человека, его честь и достоинство. Тем не менее, международное право не исключает и случаи возможного ограничения прав. Более того, можно сказать, что то, как государство относится к вопросу об ограничении прав своих граждан, в каких пределах и при каких условиях оно может осуществлять ограничения прав, является важным критерием зрелости демократического общества.
10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Особо отметим, что она была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и поэтому носит лишь рекомендательный характер. Несмотря на это, Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на Всеобщую декларацию и включают целый ряд ее положений.
В основе Всеобщей декларации прав человека лежит положение о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (статья 1). Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия. Тем не менее, пользование правами не может быть безгранично. Поэтому Всеобщая декларация прав человека предусматривает и возможность ограничения прав. Ограничения должны устанавливаться только законом и лишь с определенными целями: «с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (статья 29).
Через два года вслед за Всеобщей декларацией прав человека в Риме 4 ноября 1950 года была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она, как и другие международные соглашения такого типа, закладывает довольно общие основы защиты прав человека. И поэтому при сравнении с национальным законодательством напоминает скорее внутригосударственные акты конституционного типа, а не конкретные законы или кодексы. Она устанавливает рамки поведения государств.
Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 г.5. Сделав этот важный шаг, Российская Федерация приняла на себя обязательства по приведению своего внутреннего законодательства в соответствие с нормами Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Задача это не простая. Особенно если учесть, что свое развитие Европейская Конвенция получает благодаря праву «прецедентов», создаваемому Европейским Судом по правам человека. Суд дает толкование оспариваемых положений внутреннего законодательства и оценку правоприменительной практики исключительно с точки зрения их соответствия требованиям Конвенции6.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод наряду с признанием прав и свобод высшей ценностью предусматривает и возможность ограничения прав. Можно заметить, что в сравнении со Всеобщей декларацией прав человека в Конвенции о защите прав человека и основных свобод цели ограничений существенно расширены. Так, например, право на уважение частной и семейной жизни допускает вмешательство со стороны публичных властей только в случае, «когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц»7.
Несколько иные цели предусмотрены для ограничения свободы мысли, совести и религии. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц8. Аналогичные цели преследуются и при ограничении свободы собраний и объединений. При этом оговаривается, что данная статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление права на свободу мирных собраний и на свободу объединения лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства9.
Свои особенные и вполне оправданные цели имеет и ограничение свободы выражения мнения. Среди них выделяются интересы национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, цели предотвращения беспорядков или преступлений, охрана здоровья и нравственности, защита репутации или прав других лиц, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия10.
Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 года, СССР подписал 18 марта 1968 года. Отдельной статьи, посвященной целиком ограничениям прав в Международном пакте о гражданских и политических правах нет. Положения об ограничении прав и целях, в которых они могут вводиться, разбросаны по всему Пакту. Так, к примеру, наиболее четкие цели сформулированы в статье 12, закрепляющей право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Согласно Пакту указанные права не могут быть объектом ограничений. Но здесь делается оговорка о том, что в некоторых случаях эти права могут быть ограничены. Данные случаи обязательно должны быть предусмотрены законом. Особо выделяются цели ограничения прав: охрана государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц11.
B 1984 г. в Сиракузах группа известных юристов разработала принципы толкования ограничительных оговорок и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах. Разработанный документ получил название Сиракузских принципов. Он не является международным договором, а представляет собой так называемое communis opinio doctorum. Вместе с тем это квалифицированное мнение, которое в значительной мере не только отражает состояние доктрины, но и основывается на международной практике и международном праве. Содержащиеся в документе принципы, не являясь в силу своего характера обязательными для государства, состоят из разумных предложений, разъясняющих положения Пакта и формулирующих определенную процедуру. Чиновник, прежде чем подумать о введении чрезвычайного положения, обязан изучить данные принципы, которые применимы в любом демократическом обществе. Более того, строгое следование названным принципам как раз и подчеркивает демократический характер государства.
Общие принципы толкования, касающиеся допустимости ограничений в документе, звучат так: 1) никакие ограничения или основания для применения их в отношении прав, гарантированных Пактом, недопустимы, кроме тех, которые содержаться в самом Пакте; 2) степень ограничения, предусмотренная в Пакте, не должна толковаться таким образом, чтобы угрожать тем самым существу соответствующего права; 3) всякая ограничительная оговорка должна толковаться в установленных пределах и в пользу соответствующего права; 4) никакие ограничения, предусмотренные в Пакте не должны применяться с иной целью, чем та, для которой они введены; 5) ни одно ограничение не должно применяться произвольно; 6) любое ограничение должно предусматривать возможность обжалования и применения средств судебной защиты против злоупотребления в ее применении; 7) никакое ограничение в пользовании правами человека не может быть установлено, если это не предусмотрено внутренним законом общего применения, который совместим с Пактом и является действующим во время применения ограничения; 8) правовые нормы, ограничивающие пользование правами человека, должны быть четкими и доступными каждому12.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах13 несколько по-иному подходит к проблеме ограничения прав. В нем выделена отдельная статья, в которой закреплены общие положения относительно ограничения прав. Так, в соответствие со статьей 4 участвующие в рассматриваемом Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с указанным Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе14. Тот факт, что в Пакте не признаются некоторые права граждан или что в нем они признаются в меньшем объеме, не может являться основанием для ограничения соответствующих прав граждан в какой-либо стране.
Основные принципиальные положения международных актов по защите прав человека нашли отражение во 2-й главе Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". Конституция Российской Федерации, включив в свои статьи общепризнанные международные нормы, предоставила им тем самым особый статус, поскольку согласно статье 15 конституционные нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны.
Конституция Российской Федерации выделила в особую категорию общепризнанные нормы международного права, посвященные правам граждан и возможности их ограничения, поставив их на высшую ступень в иерархии норм в системе права страны. Согласно Конституции Российской Федерации "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
4. Конституционно-правовое регулирование ограничений прав граждан в Российской Федерации
Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Это свидетельствует о том, что правам граждан в Российской Федерации придается приоритетное значение. И государство принимает на себя обязательства создать условия для реализации гражданами своих прав, обеспечить защиту прав в случае их нарушения, в том числе и защиту в случае необоснованного ограничения прав.
Осуществление прав граждан не должно нарушать права других лиц. Данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации одним из первых в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Это свидетельствует о стремлении государства ограничить права одного человека правами другого, не допустить произвола в осуществлении гражданами своих прав.
Одна из важнейших задач государства – создать необходимые условия для того, чтобы граждане могли свободно осуществлять свои права, а в случае их нарушения обратиться в компетентные органы за защитой. Но обойтись без соответствующих ограничений прав граждан государство не в силах. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью защиты как самих граждан, так и государства в целом.
В этом отношении принципиально важное значение приобретает глава 2 Конституции Российской Федерации. Она содержит основные права, обязанности, гарантии прав, в том числе гарантии от незаконного ограничения прав граждан. Основное, определяющее положение, закрепляющее возможность ограничения прав граждан, закреплено в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Значение этой конституционной нормы состоит в том, что она: 1) устанавливает для федерального законодателя критерии принимаемых законов и пределы, за которые он, ограничивая некоторые права граждан, не может переходить; 2) содержит юридические гарантии защиты прав человека от произвольного нарушения их самим федеральным законодателем и от нарушений со стороны органов и должностных лиц представительной и исполнительной властей; 3) создает для суда правовую базу, на основании которой он может разрешать коллизии между нормативными актами и решать вопросы, связанные с их соответствием Конституции Российской Федерации.
Довольно важно отметить положение о том, что Федеральный закон может ограничивать права граждан лишь в тех целях, которые перечислены в Конституции. Их исчерпывающий перечень приводится в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Можно сказать, что в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закрепляется определенная совокупность конституционно охраняемых ценностей, которыми должен руководствоваться законодатель при решении вопроса о допустимых основаниях правомерного ограничения прав. Среди этих ценностей условно можно выделить три группы. На первое место ставятся цели защиты основ конституционного строя. Далее среди целей выделяются защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. На третье место поставлена цель обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Защита основ конституционного строя не случайно занимает приоритетное место. Она предполагает комплексную защиту интересов личности, общества и государства, поскольку данные основы содержат в себе исходные принципы конституционного регулирования взаимоотношений между человеком, обществом и государством.
Защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан отдает приоритет интересам отдельных личностей, общественной безопасности.
Наконец, в конструкции «обеспечение обороны страны и безопасности государства» просматривается забота общества о приоритетности общих интересов всего народа, объединенного в единое государство.
Итак, рассмотрим статьи Конституции Российской Федерации, закрепляющие возможность ограничения отдельных прав граждан. В целях обеспечения безопасности государства, защиты прав граждан могут применяться некоторые ограничения личной неприкосновенности. Статья 22 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению». Очевидно, что и арест, и содержание под стражей влекут за собой ограничение права на свободу и личную неприкосновенность.
Несомненно, что часть вторая статьи 22 Конституции Российской Федерации содержит самые строгие и нежелательные для человека ограничения свободы и личной неприкосновенности. В связи с этим для применения подобных ограничений Конституция предусматривает наиболее существенные, а именно судебные, гарантии охраны конституционных прав граждан. Однако представляется, что первая часть статьи 22 Конституции по содержанию значительно шире части второй той же статьи, поскольку право на свободу и личную неприкосновенность не сводится к гарантиям законности арестов и задержания. Под правом личной неприкосновенности следует понимать гарантированную государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность); 2) честь, достоинство, нравственную свободу (нравственная неприкосновенность); 3) нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность); 4) индивидуальную свободу человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания, не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность)15. Однако следует отметить, что гарантии от незаконных ограничений перечисленных прав содержатся в других статьях Конституции либо в федеральном законодательстве. Так, например, физическая неприкосновенность личности гарантирована рядом конституционных положений: правом на жизнь (статья 20), запретом пыток, насилия, принудительных медицинских опытов (статья 21), правом на труд в условиях безопасности и гигиены (статья 37), правом на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41), правом на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба здоровью, причиненного экологическими правонарушениями (статья 42), правом потерпевшего на компенсацию причиненного ему ущерба. Кроме того, физическая, нравственная, психологическая неприкосновенность защищается уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
Одним из видов осуществляемой органами федеральной службы безопасности деятельности является контрразведывательная деятельность, одной из особенностей которой является определенное ограничение оперативными работниками прав граждан при решении практических задач. Существенное значение в данном контексте имеют конституционные положения о том, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
В контексте возможности ограничения права граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны следует обратить внимание на статью 24 Конституции Российской Федерации. Эта статья не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Кроме того, она накладывает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права, если иное не предусмотрено законом.
Статья 25 Конституции Российской Федерации признает, что жилище человека неприкосновенно: никто не вправе проникать в жилище, входить в него, находиться там против воли (без согласия) проживающих в нем лиц. Однако в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения, такое проникновение в жилище возможно (статья 25 Конституции). Так, Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» закрепляет положение о том, что осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения16.
Весьма актуальны в современной России и проблемы, связанные со свободой средств массовой информации. Они являются предметом не только юридических, но и нередко политических противоречий. Многочисленные разговоры о пределах реализации данной свободы, характере государственного регулирующего воздействия на СМИ, во-первых, говорят о том, что в обществе еще не устоялись взгляды на роль и место средств массовой информации в политической жизни страны и, во-вторых, указывают на несовершенство отечественной законодательной базы в данной сфере.
Свобода средств массовой информации закрепляется в России на конституционном уровне. В частности, статья 29 гарантирует право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Цензура СМИ, согласно данной статье, недопустима. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что не допускается всякая агитация и пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду. По смыслу закона данные ограничения относятся как к непосредственной агитации и пропаганде, так и аналогичным действиям через средства массовой информации.
Существенное значение для обеспечения безопасности государства имеет предоставляемая правом возможность ограничения конституционных прав граждан на организацию и проведение массовых мероприятий (собрания, митинга, шествия, демонстрации или пикетирования). Прямых пределов для реализации указанного права Конституция не устанавливает. Однако оговаривается, что граждане могут собираться мирно и без оружия. Кроме того, осуществление данного права граждан не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование рассматриваемого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принятый в 2004 году, конкретизируя ограничительные положения Конституции, в статье 15 устанавливает основания и порядок приостановления публичного мероприятия, а в статье 16 - основания прекращения публичного мероприятия.
Таким образом, Конституцией Российской Федерации закрепляется определенная совокупность конституционно охраняемых ценностей, которыми должен руководствоваться законодатель при решении вопроса о допустимых основаниях правомерного ограничения прав. Среди этих ценностей выделяются три группы: защита основ конституционного строя; защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан; обеспечение обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации впервые на конституционном уровне ограничения прав граждан увязаны с безопасностью государства. Именно интересы обеспечения безопасности государства чаще всего диктуют необходимость введения отдельных ограничений прав граждан.
В целом же, речь должна вестись не о том, хорошо или плохо вводить ограничения, а об обоснованности и законности их введения. «Сам по себе факт ограничения личной свободы граждан, взятый вне социальных условий, не может быть признан положительным. Но всякая оценка дается не абстрактным, а конкретным явлениям. Конкретно-исторический подход признает вмешательство в личную жизнь граждан, ограничение их свободы как в принципе негативное, но в то же время допускает возможность и даже необходимость такого вмешательства для ограждения личных интересов или интересов других граждан, общества, государства от преступных посягательств на них»17.
Таким образом, в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания. При допустимости ограничения конституционного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры. Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав граждан, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. Чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав граждан в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения18.
Правовые гарантии конституционных прав и свобод граждан.
Под гарантиями понимаются меры, обеспечивающие возможность реализации прав и свобод. В зависимости от содержания все гарантии можно разделить на группы: политические, экономические, правовые и другие.
Содержанием этих гарантий являются закрепленные в Конституции и федеральных законах права, а также правила, раскрывающие механизм реализации и защиты конституционных прав и свобод, носящие как материальный, так и процессуальный характер.
Так, ст. 45 Конституции содержит два очень важных положения о защите прав и свобод: во-первых, в соответствии с ч.1 данной статьи, функции защиты обязано выполнять само государство, во-вторых, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция не ограничивает варианты способов защиты, допуская таким образом любой, не запрещенный законом, вплоть до обращения в международные органы по защите прав и свобод человека. Здесь, правда, ст. 46 предполагает наличие двух условий: 1) международного договора Российской Федерации, предполагающего полномочия такого международного правозащитного органа (Россия признала юрисдикцию Международного Суда по правам человека, подписав Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод); 2) исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Наиболее распространенными способами защиты прав граждан являются обращения граждан в государственные органы, в том числе в суд.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» выделяют следующие виды обращений:
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Конституция особо выделяет судебную защиту как наиболее действенную гарантию. Судебный порядок защиты имеет очевидные преимущества перед административным порядком, при котором жалоба подается в вышестоящий орган. Суд – независимый орган, подчиняющийся только закону, не связанный никакими ведомственными интересами. Судебное разбирательство точно регламентировано законом. Оно основано на принципах гласности, состязательности, непосредственном участии заинтересованных лиц. В зависимости от характера нарушаемого права судебная защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. В конституционных нормах установлены общие принципы правосудия (ст. 47-55). Основной из них – презумпция невиновности, слагаемые которой изложены в ст. 49.
В Конституции России закреплены также:
• право на юридическую помощь (ст. 48);
• принцип единственного наказания за одно и то же правонарушение (ст. 50);
• право на отказ от дачи свидетельских показаний против себя и своих близких родственников (ст. 51);
• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53),
• конституционно закреплен запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ст.54).
В соответствии со ст. 52, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В рассмотрении вопросов, связанных с защитой прав человека, принимают участие и другие государственные органы и должностные лица:
• Президент России как гарант прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со ст. 80),
• Уполномоченный по правам человека (ст.103 Конституции),
• Прокуратура Российской Федерации.
Необходимо отметить и такие возможные способы граждан по защите своих прав, как объединения граждан в общественные организации, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, в ходе которых, в соответствии с законом, граждане выражают свои взгляды и отстаивают свои права, необходимая оборона от неправомерных действий.