Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы микробиологии и эпидемиологии

  • 👀 2056 просмотров
  • 📌 1990 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основы микробиологии и эпидемиологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы микробиологии и эпидемиологии» docx
ЛЕКЦИЯ Тема «Основы микробиологии и эпидемиологии». План 1. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии. 2. Виды и свойства возбудителей инфекционных заболеваний. 3. Эпидемический процесс. Три фактора эпидемического процесса. 4. Инфекционный процесс, особенности инфекционных заболеваний и их характеристика (специфичность, контагиозность, цикличность, формирование иммунитета). 5. Динамика развития инфекционного заболевания. 6. Основные противоэпидемические мероприятия. Основные принципы профилактики инфекционных заболеваний. ЗАДАНИЕ 1. Проработать материал лекции (конспект присылать на проверку не нужно). 2. Подготовить ответ на вопросы: 2.1 Факторы неспецифической защиты организма. 2.2 Календарь прививок Отправить на проверку в Worde 3. Подготовиться к тестированному контролю по темам «Основы микробиологии и эпидемиологии», «Механизмы формирования иммунных реакций» (на 09.05. 2020г). Микробиология (от micros — малый, bios — жизнь, logos — учение) — наука, изучающая закономерности жизни и развития мельчайших организмов — микроорганизмов в их единстве со средой обитания, их биологические признаки, систематика, экология, взаимоотношения с другими организмами. Общий признак микроорганизмов – микроскопические размеры; отличаются они строением, происхождением, физиологией. Виды и свойства возбудителей инфекционных заболеваний. Современная классификация микробов, предложенная английским ученым Берги в 1957 г. очень сложна. Поэтому в практической работе используется упрощенная классификация, согласно которой все микроорганизмы делятся на 8 классов, Каждый класс включает в себя патогенных, условно-патогенных и непатогенных представителей: 1. Бактерии 2. Антиномицеты 3. Грибы 4. Простейшие 5. Спирохеты 6. Риккетсии 7. Вирусы 8. Микоплазмы Бактерии – одноклеточные микроорганизмы растительного происхождения, лишенные хлорофилла и не имеющие ядра. Грибы – одноклеточные и многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения, лишенные хлорофилла, но имеющие черты животной клетки, эукариоты. Вирусы – это уникальные микроорганизмы, не имеющие клеточной структурной организации. Спирохеты (speira - изгиб, chaite - волосы) - спирально извитые, обладающие активной подвижностью бактерии.  По патогенности (способности вызывать инфекционные заболевания) микробы подразделяют на: 1. Патогенные – или болезнетворные, микроорганизмы, это микроорганизмы, способные вызывать заболевания макроорганизмов — людей, животных и растений. Патогенными могут быть бактерии, плесневые грибы, вирусы и даже простейшие. 2. Непатогенные – микробы, не вызывающие инфекционное заболевание 3. Условно- патогенные – микробы, которые могут вызвать инфекционное заболевание при определенных условиях. Инфекция (от лат. Infectio — заражать) — это внедрение и размножение микроорганизмов в макроорганизме с последующим развитием сложного комплекса их взаимодействия. На практике и нередко в научной медицинской литературе под термином инфекция подразумеваются такие понятия, как инфекционная болезнь, возбудительболезни, состояние зараженности организма, локализация возбудителя и т.п. Однако по своей биологической сущности инфекция — это процесс взаимодействия макро- и микроорганизма, крайней степенью выражения которого является инфекционное заболевание. От неинфекционных (соматических) заболеваний инфекционные отличаются по ряду признаков: 1.Пусковым механизмом является живой возбудитель. 2.Характеризуется заразностью, т.е. передается от больного к здоровому. 3.Имеет инкубационный (скрытый) период. 4.После выздоровления формируется иммунитет (невосприимчивость к повторному заболеванию). Восприимчивость человека к возбудителям различных инфекционных заболеваний неодинакова. Так, человек практически в 100% случаев восприимчив к чуме, гриппу,натуральной оспе, в то время, как к сибирской язве, например, восприимчивы 20-40 % людей. Инфекционные болезни, имеющие тенденцию к быстрому распространению и охвату большого количества людей, называется эпидемическими. К таким заболеваниям относятся грипп, холера, чума, полиомиелит, корь, скарлатина, ветряная оспа и др. Эпидемический процесс, как и всякое явление в природе, можно характеризовать, как с количественной, так и с качественной стороны. Принято различать четыре степени интенсивности эпидемического процесса, которые обусловлены видом возбудителя, восприимчивостью коллектива, социально – экономическими условиями и др. 1. Спорадическая заболеваемость — уровень постоянно регистрируемой заболеваемости какой-то эпидемической болезнью, обычный для данного инфекционного заболевания на определенной территории, причем отдельные случаи заболевания не связаны между собой. 2. Эпидемическая вспышка — форма эпидемического процесса, при котором в короткие промежутки времени на ограниченном пространстве возникают эпидемические заболевания, связанные общим источником инфекции. 3. Эпидемия — форма эпидемического процесса, характеризующаяся значительной территориальной распространенностью (крупный населенный пункт, район, область) и представляющая ряд эпидемических вспышек, связанных между собой. Уровень эпидемических вспышек заболеваемости при эпидемии, как правило, в 5-10 раз превышает уровень спорадической заболеваемости этой инфекцией на данной территории. 4. Пандемия — форма эпидемического процесса, при котором в короткие промежутки времени эпидемия какой-либо инфекции поражает население целых стран, континентов и даже всего земного шара. Характерными примерами являются пандемии гриппа в 1918-1919 гг и в 1957-1958гг. Эндемия — форма эпидемического процесса, при которой какая-либо инфекция постоянно встречается в определенной местности, т.е. источник инфекции сохраняется на данной территории. Например, комариный энцефалит на Дальнем Востоке, туляремия в степных зонах Поволжья и др. Эпизоотия — эпидемический процесс среди животных, которые могут служить источником заражения людей. С понятиями эндемия и эпизоотия тесно связано учение о природной очаговости заболевания, основателем которого является Е.Н. Павловский. Природная очаговость болезней — особенность некоторых инфекционных заболеваний человека, состоящая в том, что они имеют в природе эволюционно возникшие очаги, существование которых обеспечивается последовательным переходом возбудителя от одного животного к другому. Переносчиками заболевания чаще всего являются кровососущие членистоногие, путь передачи трансмиссивный. Такие очаги болезни могут веками оставаться неизвестным человеку, пока он не попадает на их территорию. Природно-очаговые болезни характеризуются определенной сезонностью с пребыванием человека в соответствующие сезоны года в определенных природных ландшафтах. Природно-очаговыми являются туляремия, чума, клещевой весенне-летний энцефалит и др. заболевания. Смертность — число смертельных исходов инфекционных болезней за определенный календарный период, приходящих на определенное количество населения. Среди взрослых смертность исчисляется на 100.000 человек, детская смертность — на 10.000 человек. Летальность — количество летальных (т.е. смертельных) исходов на 100 человек, болевших данной инфекцией за определенный календарный период. Для развития эпидемического процесса необходимы три основных условия (или фактора): 1.Источник инфекции – 2.Механизм передачи возбудителя – 3.восприимчивый организм (коллектив). 1. Источник инфекции — больной человек, бактерионоситель или больное животное. Наличие больного человека не всегда предопределяет развитие эпидемического процесса. Если больной госпитализирован в инфекционное отделение или изолирован дома, распространения инфекции может не быть. В зависимости от источника заражения все инфекционные болезни можно разделить на большие группы: Антропонозы (источник — больной человек, выздоравливающий, бактерионоситель; болеют только люди). Антропозоонозы (источник — больное животное); болеют как животные, так и люди; люди друг от друга антропозоонозными инфекциями, как правило, не заражаются. Исключение составляет легочная форма чумы. Зоонозы (источник — больное животное; болеют только животные). Однако на практике нередко все болезни, источником которых для человека являются животные, называются зоонозными, например, бруцеллез, туляремия, сибирская язва, бешенство, лептоспироз и др. 2. Механизм передачи — это процесс выведения возбудителя из зараженного организма, перемещения его во внешней среде и внедрение в другой организм. Каждый возбудитель имеет свою органотропность, т.е. специфическую локализацию в макроорганизме и специфический патогенез, т.е. перемещение и размножение микроорганизма. Фактор передачи — объект окружающей среды, с помощью которого возбудитель перемещается из больного организма в здоровый. К факторам передачи относятся: воздух, вода, пища, почва, предметы быта, насекомые. При различных инфекционных заболеваниях микробы от больного выделяются различными путями: - воздушно-капельным с частицами слизи или слюны (при туберкулезе, дифтерии, гриппе, кори, скарлатине и др.); - с испражнениями и мочой (при дизентерии, брюшном тифе, холере, сальмонеллезах); -с кровью при различных медицинских манипуляциях, связанных с повреждением целостности кожных покровов (гепатит B, СПИД, сифилис); - с выделениями слизистых оболочек половых путей (гонорея, СПИД, сифилис). В организм здорового человека микробы попадают определенными специфическими для каждого возбудителя путями. При этом имеются так называемые входные ворота инфекции — орган или ткань, через которые микроб попадает в организм. Так, гонококки вызывают заболевание только в том случае, если они попадают на слизистую оболочку половых органов (гонорея) или конъюнктиву глаза (бленнорея), возбудитель дизентерии — на слизистую оболочку толстой кишки; вирусы гриппа, кори и др. — в верхние дыхательные пути. Если эти микроорганизмы внедряются в организм через другие входные ворота, они, как правило, погибают, не вызывая инфекционного процесса. Некоторые микробы могут проникать в организм несколькими путями: например, возбудитель туляремии — через кожу и слизистые оболочки верхних дыхательных путей, возбудитель чумы — через дыхательные пути и укус блох, вирус полиомиелита — воздушно-капельным путем и через желудочно-кишечный тракт. Таким образом, выделяют следующие основные пути передачи инфекции: А). Алиментарный (фекально-оральный) — с инфицированной пищей и водой, характерен для кишечных инфекций (холера, брюшной тиф, дизентерия и др.). Особенную опасность представляет водный путь передачи, т.к. вода необходима дл жизнедеятельности человека (для питья, приготовления пищи, умывания, хозяйственных нужд и т. д.). Как правило, все жители населенного пункта пользуются водой для питья из одного источника. И если на водопроводных станциях нарушается санитарно- эпидемический режим, то возможно заражение кишечными инфекциями за короткий срок сразу большого количества жителей. Б). Аэрогенный — через зараженный воздух. Различают воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути передачи инфекции. При кашле и чихании капельки инфицированной слизи могут распространяться на 9-10 м от источника инфекции. Мелкие капли сохраняются в воздухе во взвешенном состоянии до 36 час и более, и переносятся потоками воздуха на значительное расстояние (дифтерия, грипп, скарлатина, ветряная оспа). Воздушно-пылевой способ возможен лишь при болезнях, возбудители которых способны определенное время выживать вне организма, т.е. устойчивые к высушиванию, Уф-лучам и т. д. (туберкулез, натуральная оспа, сибирская язва, туляремия). В). Трансмиссивный — через кровососущих переносчиков (вши, блохи, клещи, комары, москиты), например, сыпной тиф, малярия, чума, трипаносомоз и др. Г). Контактный путь передачи — при непосредственном контакте (венерические болезни, бешенство) и непрямом контакте, т.е. через грязные руки, полотенца, посуду (раневые, стафилококковые инфекции). Д).Вертикальный путь передачи – это передача от поколения к поколению, от матери плоду во время нахождения в утробе матери, прохождения через родовые пути, грудного вскармливания. 3. Восприимчивый организм. Развитие инфекционного заболевания и особенности его течения зависят от общей физиологической реактивности организма, от его способности сохранять гомеостаз (постоянство внутренней среды). Все факторы, ослабляющие организм (голодание, переохлаждение, перегревание, радиация, алкоголизм, хроническое воздействие неблагоприятных экологических факторов и т. п.), способствуют инфекции. Наоборот, полноценное питание, достаточное количество витаминов, нормальные условия труда и быта препятствуют возникновению инфекционной болезни. Весьма велико значение состояния эндокринной системы. У лиц, страдающих сахарным диабетом или нарушением функции щитовидной железы, значительно чаще развиваются нагноительные процессы. Большое значение для возникновения и развития инфекции имеет состояние лимфатического аппарата, который представляет собой мощный барьер для проникновения микробов. Возможность инфицирования в определенной степени связана также с возрастными особенностями макроорганизма. Дети в возрасте до 6 мес. устойчивы к кори, дифтерии, скарлатине в связи с наличием антител, полученных от матери, но значительно чаще болеют пневмонией и энтеритами. Лица преклонного возраста плохо переносят заболевания дыхательных путей — бронхит, пневмонию, грипп. Недостаток в рационе белка, витаминов обусловливает повышенную заболеваемость туберкулезом, холерой, дизентерией. На развитие инфекционных заболеваний, особенно кишечных инфекций, влияет состояние нормальной микрофлоры организма человека. Неоправданно широкое применение антибиотиков изменяет состав привычных для организма микробных биоценозов (микробных ассоциаций), снижает количество бактерии — антагонистов, патогенных микроорганизмов, способствует развитию дисбактериоза. При этом защитная роль нормальной микрофлоры практически отсутствует. Любое острое инфекционное заболевание характеризуется последовательной сменой разных периодов, т.е. определенной динамикой Инфекционный процесс – это совокупность физиологических и патологических процессов, возникающих в восприимчивом макроорганизме в результате его взаимодействия с патогенным или условно-патогенным микроорганизмом. Различают следующие периоды инфекционного процесса: • инкубационный • продромальный • клинический (разгар болезни) • выздоровление Инкубационный период (латентный) — начальный скрытый период инфекционной болезни от момента внедрения возбудителя в макроорганизме до первых клинических признаков болезни. Во время инкубационного периода происходит размножение микробов, их диссеминация в соседние клетки, ткани и органы. Инкубационный период не одинаков при различных инфекционных заболеваниях и колеблется от 1-2 дней при гриппе до нескольких месяцев и лет при проказе, СПИДе. Для большинства заболеваний этот период в среднем равен 1-2 недели. Размножаясь в организме, возбудители выделяют биологически активные вещества, ядовитые для человека экзо- и эндотоксины, которые вызывают интоксикацию (отравление) организма. Продромальный период (период предвестников) — появление первых симптомов заболевания, обусловленных общей интоксикацией: повышение температуры тела, головная боль, слабость и недомогание. Продолжительность его от нескольких часов до 4-5 суток. Период развития основных клинических симптомов. Клинические проявления инфекционных болезней многообразны и зависят от свойств возбудителя. Как правило, наблюдается лихорадка, нарушения со стороны нервной системы, функции различных органов (дыхания, пищеварения и др.). Период выздоровления. В этот период постепенно восстанавливаются нормальные физиологические функции организма. Его продолжительность от нескольких недель до нескольких месяцев. Организм освобождается от патогенных микробов, но в ряде случаев может сформироваться бактерионосительство, например, после дизентерии, холеры, брюшного тифа. Формы проявления инфекции. Инфекционный процесс может протекать в разнообразной форме в зависимости от происхождения, локализации возбудителя и других факторов. Это вызывает необходимость классифицировать формы инфекции по определенным признакам: По происхождению: экзогенная — в результате поступления микроорганизмов из окружающей среды с пищей, водой, воздухом и т.д.; эндогенная (аутоинфекция), которая вызывается условно-патогенными микробами — представителями нормальной микрофлоры организма. По проявлению: клинически выраженная, стертая, атипичная, бессимптомная (латентная, скрытая), бактерионосительство. По локализации: местная (очаговая) — возбудитель локализован в ограниченном очаге, например, абсцесс, панариций; генерализованная (общая, распространенная) - возбудитель с кровью распространяется в различные органы и ткани, например, туберкулез, бруцеллез, сыпной тиф и др. Генерализация инфекции может иметь различный характер: сепсис — микроорганизмы циркулируют и размножаются в крови; септикопиемия — одновременно с размножением микробов в крови возникают очаги гнойного воспаления в различных органах; бактериемия, вирусемия — временное нахождение микробов в крови, кровь в таких случаях является только механическим переносчиком инфекции, поскольку возбудитель в ней не размножается; токсинемия — поступление и циркуляция в крови экзотоксинов. По продолжительности пребывания микробов в организме: острая, хроническая, персистирующая. При острых инфекциях возбудитель исчезает из организма вскоре после выздоровления. Хронические инфекции длятся годами, сопровождаются периодами ремиссии и обострения, например, туберкулез, бруцеллез, венерические болезни (в случае недостаточного лечения). Классификация инфекционных болезней. Теоретическое обоснование классификации инфекционных болезней дал русский эпидемиолог Л.В. Громашевский, который в ее основу положил учение о механизме передачи инфекции. Согласно этой классификации все инфекционные болезни разделены на 4 группы: Кишечные (брюшной тиф, вирусный гепатит A, дизентерия, холера). Инфекции дыхательных путей (грипп, дифтерия, менингит, корь, коклюш, туберкулез). Кровяные инфекции (сыпной и возвратный тифы, желтая лихорадка, энцефалит). Инфекции наружных покровов (сибирская язва, бешенство, столбняк, гонорея, сифилис). В свою очередь в каждой группе выделяются в соответствии с источником заражения антропонозы и зоонозы. В Российской Федерации принята Международная классификация болезней, предложенная ВОЗ, согласно которой в 1 класс включены инфекционные и паразитарные болезни, которые подразделены по смешанному принципу на 14 групп. Согласно этой классификации не выделена группа "Инфекции дыхательных путей", однако дается самостоятельная группа "Туберкулез" и "Полиомиелит и другие энтеровирусные болезни" и т.д. Поэтому для практических целей используются упрощенные классификации, когда выделяются группы детских инфекционных заболеваний, вирусных инфекций, заболеваний, передающихся половым путем и т.д. Противоэпидемические мероприятия Каранти́н — комплекс ограничительных и режимных противоэпидемических мероприятий, направленных на ограничение контактов инфицированного или подозреваемого в инфицированности лица, животного, груза, товара, транспортного средства, населённого пункта, территории, районов, областей и т. д Обсервация — комплекс ограничительных и противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очага инфекционных заболеваний. Обсервация применяется к лицам, приехавшим или выезжающим с территории, на которую наложен карантин. Основные направления профилактики Мероприятия в отношении источника: 1. Выявление и изоляция больных и носителей. 2.Предварительные и периодические медицинские осмотры медперсонала. Мероприятия по повышению невосприимчивости пациентов и персонала: 1. Вакцинация 2. Общеукрепляющие средства (повышение иммунитета) Неспецифическая профилактика инфекционных заболева­ний заключается в раннем выявлении и изоляции больных. Важно повышать неспецифическую сопротивляемость орга­низма: регулярно заниматься физкультурой и спортом, прово­дить закаливание, рационально и полноценно питаться. Нельзя забывать о соблюдении режима дня: достаточный ночной сон, регулярные прогулки на свежем воздухе. Методы профилактики обусловлены механизмом передачи возбудителя. 1. При фекально-оральном и контактном механизмах пере­дачи необходимо проводить санитарно-гигиенические меропри­ятия: 1) санитарный контроль над источниками водоснабжения; 2) употребление в пищу правильно термически обработанных продуктов; 3) тщательное мытьё продуктов, не подлежащих кулинарной обработке (овощи, ягоды, фрукты и др.); 4) мытьё рук перед едой; 5) текущая и заключительная обработка помещения (кипяче­ние посуды, белья, полотенец, носовых платков больных, об­работка дезинфицирующими средствами); 6) употребление в пищу продуктов, срок годности которых не истёк; 7) выявление и лечение больных людей и носителей инфек­ции. 2. При аэрозольном механизме передачи инфекции необхо­димо регулярно проветривать помещение и делать влажную . борку. Осуществление ухода за больными должно проводиться в четырёхслойных и шестислойных марлевых масках. В период вспышек острых респираторных инфекций важно ограничивать время посещения амбулаторий, поликлиник, не ходить на зрелищные мероприятия, не иметь прямого контакта с больными родственниками. 3. При трансмиссионном механизме передачи инфекции не­обходимо уничтожение переносчиков заболевания. Принимают­ся коллективные и индивидуальные меры защиты от нападения и укусов переносчиков. ЛЕКЦИЯ Тема «Механизмы формирования иммунных реакций». План 1.Иммунитет и его виды. 2. Специфический иммунитет, его виды. 3. Вакцины и сыворотки. Иммунная система человека выполняет важную функцию — осуществляет защиту от чужеродных агентов. Это происходит при помощи разнообразных неспецифических и специфических механизмов. Противоинфекционный иммунитет представляет собой при­обретённую защитную реакцию, возникшую в ответ на опреде­лённого возбудителя инфекционного заболевания, основной целью которой является выведение инфекционного агента из организма. Существует следующая классификация противоинфекционного иммунитета: I. По своему развитию: 1) естественный иммунитет: а) естественный пассивный иммунитет, который переда­ётся пассивно, от матери плоду во время беременности через плаценту. Ребёнок получает иммунитет только от тех болезней, которыми переболела сама мать за свою жизнь или против которых осуществлялась им­мунизация. Необходимо помнить о том, что ребёнок получает защитные антитела не только во время внутриутробного развития, но и в процессе вскарм­ливания грудным молоком (он получает иммуноглобу­лины А); б) естественный активный иммунитет, который возника­ет после перенесённого самим ребёнком заболевания. Развивается он не сразу, а через 1—3 недели после на­чала заболевания, сохраняется от нескольких месяцев до нескольких лет и даже пожизненно; 2) искусственный иммунитет: а) искусственный пассивный иммунитет, который обра­зуется после введения готовых защитных антител. Формируется сразу, сохраняется от двух до пяти не­дель; б) искусственный активный иммунитет, который возни­кает в результате введения вакцин (антигены инфек­ционных возбудителей). II. По взаимодействию с возбудителем: 1) стерильный, или постинфекционный, иммунитет, возни­кающий после перенесённой инфекции. Сохраняется после уда­ления инфекционного агента из организма (корь, дифтерия); 2) нестерильный, или инфекционный, иммунитет, который действует только тогда, когда в организме имеется возбудитель заболевания (туберкулёз, сифилис). III. По охвату организма: 1) общий иммунитет, который проявляется в защите всего организма; 2) местный иммунитет, который характеризуется защитой определённого органа. IV. По механизму возникновения: 1) гуморальный иммунитет; 2) клеточный иммунитет; 3) смешанный (основной) иммунитет. V. По направленности действия: 1) антитоксический иммунитет, который направлен против токсинов возбудителя. В основе лежит гуморальный иммунный ответ. Выведение токсина осуществляется благодаря взаимодей­ствию защитных антител с токсином, их обезвреживанию, из­менению свойств (токсин не может прикрепиться к клетке- мишени), осаждению; 2) антибактериальный иммунитет, который проявляется формированием защитных антител против всех антигенов бак­терий; 3) противовирусный иммунитет, который возникает против различных вирусов; 4) антигрибковый (против антигенов грибков) иммунитет, который близок к антибактериальному. В результате взаимодействия организма с микробными аген­тами развивается временный или постоянный иммунитет к ним. Иммунопрофилактика позволяет выработать иммунитет до того, как произойдёт естественный контакт с возбудителем. Иммунопрофилактика Иммунопрофилактика представляет собой способ индивиду­альной или массовой защиты людей от инфекционных заболеваний, который осуществляется благодаря созданию или повышению ис­кусственного иммунитета. Существует несколько видов иммунопрофилактики. 1. Специфическая иммунопрофилактика — проводится про­тив определённого инфекционного агента. 2. Активная иммунопрофилактика — определяет развитие иммунитета благодаря введению вакцин. 3. Пассивная иммунопрофилактика — определяет развитие иммунитета благодаря. введению сывороток и иммуноглобулина 4. Неспецифическая иммунопрофилактика — осуществляет­ся в результате усиления собственной иммунной системы орга­низма. Повсеместное внедрение иммунопрофилактики инфекций способствует снижению или даже ликвидации инфекционных заболеваний. Основной задачей иммунопрофилактики является формирова­ние у детей невосприимчивости к инфекциям. Индивидуальный иммунитет защищает определённого ребёнка, а коллективный способствует нормализации эпидемиологического процесса. Одним из основных компонентов иммунопрофилактики явля­ется создание у ребёнка искусственного активного иммунитета, для чего используются вакцины и анатоксины. К средствам, способствующим возникновению искусственного активного иммунитета, относятся вакцины. Благодаря созданию вакцин стала возможной профилактика многих инфекционных болезней. Вакцины представляют собой антигены инфекцион­ных возбудителей. При введении их в организме формируется иммунный ответ, благодаря которому человек является невос­приимчивым к данной инфекции. Возникающий иммунитет по своей стойкости различается у каждого ребёнка. Это объясняет­ся особенностями генетической структуры. По механизму образования выделяют следующие типы вакцин: 1) живые — создаются из ослабленных микробов, потерявших свои вредные свойства, реально существующих в природе. К ним относятся вакцины против оспы, полиомиелита, туляремии, а также специально выведенные вакцины — БЦЖ, гриппозная. Ослабленные вакцинные микроорганизмы размножаются в орга­низме, в результате чего формируется невосприимчивость; 2) убитые — делаются из возбудителей, обладающих выра­женными патогенными свойствами, путём их уничтожения фи­зическими (температура, радиация, ультрафиолетовый свет) или химическими (спиртовые растворы, формальдегид) метода­ми. К таким вакцинам относятся коклюшная и вакцина против гепатита А, однако они применяются мало, так как часто вы­зывают патологические реакции; 3) химические — создаются из клеток бактерий, выделенных химическим методом, — это брюшнотифозная и менингококко- вая вакцины; 4) анатоксины — являются наружными токсинами микробов; 5) синтетические — искусственно образованные вакцины, несут антигенные особенности микроорганизмов; 6) рекомбинантные — образуются с помощью генной инже­нерии. В основе этого метода лежит встраивание генов патоло­гического микроорганизма в геном (генетическую структуру) обезвреженного возбудителя, который при размножении образу­ет и накапливает необходимый определённый антиген. По своему составу вакцины могут быть: 1) моновакцинами, т. е. содержать патологические факторы одного микроорганизма; 2) ассоциированные, т. е. содержать несколько компонентов. В практике используются только вакцины, соответству­ющие предъявляемым требованиям: 1) иммуногенность, т. е. способность создавать иммунный ответ; 2) безопасность; 3) отсутствие возникновения побочных проявлений; 4) стабильность, проявляющаяся отсутствием изменения свойств вакцинального микроба; 5) стандартность, характеризующаяся определённым струк­турным составом; 6) возможность ассоциирования, т. е. соединения нескольких микроорганизмов в одну вакцину.
«Основы микробиологии и эпидемиологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 137 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot