Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основы медицинских
знаний и здорового образа
жизни
преподаватель — Зверева Марина
Валентиновна
ЗДОРОВЬЕ — состояние полного
физического, психического и социального
благополучия
• Здоровье и болезнь — это различные, но
взаимосвязанные формы
жизнедеятельности организма в
окружающей его среде. Для здоровья
характерны - а) анатомическая и
функциональная целостность организма,
б)достаточная приспособляемость его к
окружающей среде, в)хорошее
самочувствие, хоть оно и субъективно.
• Болезнь - это не только анатомическое
или функциональное нарушение,
наступившее в результате действия
патогенного или чрезвычайного
раздражителя, но и реакция организма
на эти нарушения.
• Различают следующие виды причин
болезней: механические, физические,
химические, биологические,
психогенные,
генетические.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ
Здоровый образ жизни это совокупность сознательно
сформированных привычек
человека, направленных на
поддержание и укрепление
здоровья и творческого
долголетия
ФАКТОРЫ
ЗОЖ
Уровни и критерии здоровья в медикосоциальны х исследованиях
•
•
•
•
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.
Критерии общественного здоровья
• Медико-демографические — рождаемость, смертность,
естественный прирост населения, младенческая смертность,
частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя
продолжительность жизни.
• Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой
трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными
неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
• Первичная инвалидность.
• Показатели физического развития.
• Показатели психического здоровья.
• Динамика продолжительности жизни
мужчин и женщин в России в XX веке
Динамика продолжительности жизни
мужчин и женщин в России с 1961 по
2010 годы
Сравнение динамики продолжительности жизни
и динамики употребления алкоголя в России в
1970 -2000 годах
Здоровье и физическое
развитие детей
Физическое развитие —
совокупность морфологических и
функциональных свойств
организма, характеризующих
процессы его роста и развития.
Оценивается по совокупности
антропометрических
параметров.
МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
Здоровьесберегающая технология, по
мнению В.Д. Сонькина - это
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие
стресса, адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса
(в соответствии с возрастными, половыми,
индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями;
• соответствие учебной и физической нагрузки
возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально
организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие
технологии В.Ф.Базарного
• смена
динамических поз
(обучение за
конторками);
• сенсорнокоординаторный
тренаж
• Широкоформатное природноэкологическое
панно
Основные компоненты
здоровьесберегающей технологии
• аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися
высшей ценности своего здоровья.
• гносеологический, связанный с приобретением необходимых
для процесса здоровьесбережения знаний и умений.
• здоровьесберегающий, формирующий систему
гигиенических навыков и умений, необходимых для
нормального функционирования организма.
• эмоционально-волевой, закрепляющий желание вести
здоровый образ жизни.
• физкультурно-оздоровительный компонент, помогающий
ребенку овладеть способами деятельности, направленными
на повышение двигательной активности, предупреждение
гиподинамии, закаливание организма.
Здоровьеформирующие
образовательные технологии
По определению Н.К. Смирнова,- это все те
психолого-педагогические технологии, программы,
методы, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как
ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни
Здоровьесберегающие технологии в ОУ
•
•
•
Технологии сохранения и стимулирования
здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные
и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая,
гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика
пробуждения, гимнастика корригирующая, гимнастика
ортопедическая.
Технологии обучения здоровому образу
жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые
(игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры,
занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный
самомассаж.
Коррекционные технологии: арттерапия, технологии
музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии
воздействия цветом, технологии коррекции поведения,
психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
1. Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
2 .Щёчки
моет,
3.
Лапки трёт.
«Хомка».
4.Подметает хомка хатку
6. Хомка
5. И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
хочет
сильным стать.
Слегка расставить
пальцы рук и немного
согнуть в суставах,
кончиками пальцев
массировать голову в
направлении от лба к
макушке, от лба к
затылку, от ушей к
шее.
- С постепенным сни-
жением воды(t от 28
18C) умывать лицо,
шею, руки (выше
локтя).
обтирания
-Полоскание горла
кипячёной водой или
с добавлением
лекарственных
Растений
( комнатной t)
Занятия из серии
«Здоровье»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ.
• Здоровьеохранительные – медицинские, защитнопрофилактические, технологии организации здорового и
безопасного образа жизни, здорового питания (включая
диетическое) и т.п.
• Организационно-педагогические - технологии рациональной
организации образовательного процесса.
• Физкультурно-оздоровительные - физическое воспитание,
закаливание, гимнастика, массаж, аромотерапия, фитотерапия,
арттерапия.
• Здоровьеформирующие - учебно-воспитательные технологии,
которые включают программы по обучению заботе о своем
здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, т.е.
технологии обучения здоровью и воспитание культуры
здоровья.
•
•
•
•
•
Требования к целостности системы формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся,
воспитанников включают:
1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения ;
2) взаимодействие образовательного учреждения с органами
исполнительной власти, правоохранительными органами,
научными учреждениями, учреждениями дополнительного
образования детей, культуры, физической культуры и спорта,
здравоохранения и другими заинтересованными организациями
по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа
жизни обучающихся, воспитанников;
3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и
безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях,
уровнях образования;
4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической,
медико-социальной поддержки различных групп обучающихся,
воспитанников;
5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и
безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.