Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы искусства чтения

  • 👀 1101 просмотр
  • 📌 1033 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы искусства чтения» doc
Лекция №1,2 Основы искусства чтения. 1. Эстетические принципы системы К.С. Станиславского и выразительное чтение. Теория Станиславского привлекает ценными выводами, вытекающими из его богатого опыта. Как теоретик и практик Станиславский исходил из предпосылки, что цель искусства - служить народу и отражать правду жизни реалистическими средствами. Основополагающие принципы, которые определяют сущность искусства живого слова: 1) Чрезвычайно важные ощущения красивого и художественного не определить в сухой формуле. Они требуют чувства, практики, опыта, собственной пытливости и времени. 2) То, что тонко, правдиво, то непременно высокохудожественно. Что может быть лучше неподкрашенной и неиспорченной природной правды. 3) Чувство правды - важный дар природы, и надо думать о том, как развивать и выверять его. 4) Избегайте ... того, что вам ещё не по силам и что идёт наперекор нашей природе, логике, здравому смыслу! Всё это вызывает вывих, насилие, наигрыш, ложь. Настаивая на искренности и непосредственности выражения чувств переживаний, К. С. Станиславский предостерегает от всегда неприятной аффектации, ложной артистичности, от стремления покрасоваться, выставить на показ своё умение, а также от шаблона, от механического воссоздания текста, ибо механически любить, страдать, ненавидеть и выполнять живые, человеческие задачи моторным способом, без всякого переживания ... нельзя. Станиславский вслед за Щепкиным утверждал, что даже артист на сцене должен быть самим собой, несмотря на то, что он зависит от автора, от режиссерской трактовки пьесы, а также от своих партнёров. Можно понять другого, проникнуться его чувствами, но воссоздавать чужие чувства невозможно. Станиславский советует думать не о самом чувстве, а о тех условиях, которые вызвали переживания. Они - та почва, на которой вырастает чувство. Тем временем сама природа создаёт новое чувство, аналогичное пережитому. Станиславский пишет, что «когда человек-артист выходит на сцену, он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать». В подобное психическое состояние могут быть повержены и дети, поэтому необходимо создавать на занятиях атмосферу непринуждённости, доброжелательности, искренности, дружбы, простоты взаимоотношений. Итак, ценность системы Станиславского для учителя-словесника состоит в том, что она помогает постичь основы, на которых базируется искусство живого слова: 1. Исходным положением системы Станиславского является утверждение, что рост истинного талантливого исполнителя является и может быть только ростом огромной человечности. 2. Чувство, которое невозможно вызвать приказом или просьбой, поддаётся влиянию, обработке через воздействие на интеллект с помощью так называемых «манков» (способы вызвать сопереживание). 3. Система отметает шаблоны и отрицает всякую рецептуру, которая по мнению наивных людей, может обеспечить успех. Система не фабрикует вдохновения. Она лишь подготовляет ему благоприятную почву. Она осуждает ложь и кривляние: «Ложь, наигрыш, штамп и ломание никогда не рождают вдохновения». 4. Восставая против голого, бездумного и бездушного техницизма, система уделяет много внимания и придаёт огромное значение технической стороне дела. Что выразительные средства речи обеспечивают исполнителю возможность «воплощать тончайшие нематериальные чувствования». Обращение к системе Станиславского требует диалектического подхода. Как и всякое по-настоящему великое учение, система не признаёт и не терпит ограничений в творчестве и не может восприниматься как догма. Техника речи. Живая речь образованного человека предполагает наличие диктационной четкости и орфоэпической грамотности, логической ясности, эмоционально-образной выразительности. Сочетание этих компонентов звучащей речи определяется термином «интонация». Термин интонация восходит к латинскому «громко произносить». Искусство выразительного чтения требует от исполнителя умения хорошо владеть речевым аппаратом, поэтому приходиться говорить о технической стороне интонации (технике речи). В связи с необходимостью воссоздать мысли, содержащиеся в исполняемом произведении, необходимо разобраться в логической стороне интонации (логике речи). А по поводу требования отразить в живом слове чувства, переживания, настроения, волевые импульсы, речь пойдёт об эмоционально-образной выразительности. Итак, техника речи, логика чтения, эмоционально-образная выразительность - три взаимосвязанных компонента интонации, составляющие основу декламационного искусства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией». Невозможно не согласиться с утверждением К.Станиславского: «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтоб всё это вошло в привычку, - можно творить». Техника речи. Дыхание, голос, дикция - составные части словообразования, т.е. речевого аппарата в действии. Работа по совершенствованию деятельности речевого аппарата называют техникой живой речи. Понятие «техника речи», согласно теории Станиславского, не следует воспринимать как нечто мёртвое, сухое, независимое от психики человека, оторванное от процесса мышления, от чувств, переживаний и волевых импульсов. В преобладающем большинстве случаев человек совершенствует свой речевой аппарат стихийно, несознательно. Такое совершенствование оказывается недостаточным для актеров, чтецов, ораторов. Речевой аппарат - инструмент исполнителей, которым необходимо его знать и научиться подчинять своей воле. Осмысление деятельности речевого аппарата поможет заметить, понять и ликвидировать недостатки, которые мешают его работе. Станиславский говорил, что «огромное большинство людей плохо, вульгарно пользуются речью в самой жизни». Искусство декламации обязывает исполнителя прислушиваться к своей речи и учитывать, что критерием сценической речи для Станиславского была сама жизнь. Хорошее интонирование — результат четкой работы речевого аппарата. Совокупность средств, обеспечивающих нормальную деятельность речевого аппарата в процессе произнесения, принято называть техникой речи. Она включает: дыхание, голос, дикцию, произношение. Дыхание. Оно является основой, базой речеобразования. Различают дыхание обычное - вдох, выдох, остановка - и фонационное (звукообразовательное) -вдох, остановка, выдох. Соотношение времени на вдох и выдох при обычном дыхании один к одному, при фонационном - один к десяти и больше - до одного и тридцати. Различают следующие виды дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное), реберно-диафрагменное. Этот последний тип дыхания мастера декламации называют: правильным или поставленным. Каковы признаки этого дыхания? Правильное дыхание - это дыхание свободное, лишенное напряжения, глубокое, частое, но не учащенное, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Хорошее фонационное дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований: 1) вдыхать хорошо носом и ртом; 2) вдыхать бесшумно и незаметно; 3) не перебирать дыхания при вдохе; 4) пополнять запас воздуха при малейшей возможности и незаметно; 5) не задерживать дыхания в паузах; 6) не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться. Упражнения по дыханию классифицируют на общие, лечебные и профессиональные. Общие вызываются стремлением поддерживать нормальную жизнедеятельность организма. Специальные, профессиональные упражнения по дыханию вызваны необходимостью постановки и совершенствования фонационного дыхания. Правильное фонационное дыхание состоит в умении незаметно пополнять и экономно расходовать запас воздуха. Дыхательные упражнения помогают увеличить общий объем запаса воздуха, заполняющего легкие. Голос. В быту различают голоса сильные, слабые, высокие, низкие, чистые, нечистые, звонкие, глухие, визжащие, ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Степень силы голоса зависит от степени напряжения всего речевого аппарата. Умение пользоваться голосом состоит в способности заполнять звуками помещение, в котором работает чтец, естественно, чем больше помещение, тем сильнее должен звучать голос. Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым его диапазоном. В голосе каждого человека есть 2-3 ноты, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки так называемого нормального или натурального тона. В разговорной речи к ним, то повышаясь, то понижаясь, возвращается голос. Чем шире голосовой диапазон, от самого низкого до самого высокого, тем богаче голос. Переводить голос на разные регистровые уровни приходится часто, и делать это надо легко и непринуждённо. Чистота голоса предполагает отсутствие недостатков, таких, как придыхание, гнусавость, хриплость. Звонкость или металличность, - это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. Итак, хорошо поставленный голос отличается благозвучностью, он свободен от недостатков, отличается силой, широтой диапазона и эластичностью, подвижностью. Чтец должен владеть «рычагами тона», т.е. способностью изменять силу, высоту, темп, окраску, тембр, (тембр также может в известных пределах меняться). Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен легко и свободно владеть исполнитель. Голос необходимо беречь, упражнять, обогащать, совершенствовать, развивать. Правда, у многих профессионалов (учителей, актеров, лекторов) совершенствование голоса происходит в самой процессе работы. У Станиславского есть замечание, что «даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи». (Книга А.Н.Петровой «Сценическая речь». В ней есть все необходимые упражнения). Следует помнить о естественной связи голоса и дыхания, голоса и эмоций. При плохом настроении, при плохом самочувствии голос обычно становится глухим. Если же человек хорошо себя чувствует, он «в голосе». Но существует и обратная связь: если человек вошел в голос, он себя лучше чувствует.- Дикция. Орфоэпия. Профессиональная речь в отличие от бытовой должна отличаться дикционной чистотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Первое требование, которое предъявляется языку - средству общения - понятность. Дикционная нечеткость, неясное или неправильное произношение звуков или заглатывание их затемняет либо извращает смысл. Имеются в виду не дефекты речи (это к логопеду), а дикционная неряшливость, в результате которой совершенно одинаково звучат слова: тройка - стройка; каска - сказка; хлопать - слопать; сломать - взломать; течение - стечение; вскрыть - скрыть; скрытый - скрытный. Итак, техническая сторона живой речи и выразительного чтения обеспечивается правильным (поставленным) дыханием, хорошим поставленным голосом, дикционной четкостью и соблюдением норм орфоэпии (т.е. правилам литературного произношения и словесного ударения). Логика чтения. Средствами воссоздания логического скелета читаемого текста является расчленение его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произведения речевых тактов, синтагм, звеньев, кусков. Логические паузы. Различают паузы межсловесные, логические, психологические, физиологические, инверсивные, ритмические. Роль логических пауз ясна: необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Хорошая речь - осмысленно паузированная речь. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют её: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство. Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности и незавершенности, точнее степени их завершенности. Степень завершенности паузы зависит от того, на каком регистровом уровне произносится слово, находящееся перед паузой. > < (повышение или понижение тона) Друзей // то и дело менять // не годится Гесиод. Степень завершения первой паузы в этой фразе ниже степени завершения второй (переломной), после которой тон речи редко понижается. Следует оговориться, что степень продолжительности паузы и степень её ощутимости не всегда находятся в прямой зависимости. Иногда и физически короткая пауза бывает довольно ощутимой, особенно в эллиптических фразах (неполных, основанных на пропуске легко подразумеваемых слов в речи), а также в тех случаях, когда пауза находится на стыке контрастирующих тонов, темпов, ритмов. Например: И вмиг // ворота // на запор Эта безглагольная фраза очень динамична, она произносится быстро и резко, и паузы в ней довольно ощутимы, особенно вторая. Пауза не только средство расчленения фраз, периодов, звеньев, но и один из приёмов логического подчеркивания слов. Например, в былинном стихе благодаря паузам (леймам) заметно выделяется слово «богатырь» Аи ты славный // богатырь // святорусский Так как логические паузы и объединяют слова в речевые тексты и отделяют их друг от друга, по Станиславскому «работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки логических пауз». Логические ударения. Ударение, словесное и логическое, имеет три измерения: сила, высота, долгота. Следует учитывать степень каждого из этих компонентов и какой из них в каждом конкретном случае является доминирующим в той амальгаме, которая называется ударением. Определяя в поэтической фразе слова, выделяемые силой голоса, необходимо установить степень силового нажима ( нарастание или спад силы звучания), а также наличие других компонентов интонационного выделения, присоединяющихся к силе. Необходимо учитывать напоминание Станиславского: «Ударение - это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слова или слога. То есть в живой речи ударение немыслимо оголять и осуществлять механически, дабы не омертвить слова текста». Но также надо помнить и другие его напоминания: «Когда фраза совершенно лишена ударений или перегружена ими, речь теряет всякий смысл»; «Речь без ударения безжизненна»; «Ударение - элемент точности в речи»; «часто ударение является ключом для разгадки скрытого смысла»; «лишнее ударение только затемняет фразу»; «задача ударения - не уродовать, а прояснять внутренний смысл фразы»; «Интуиция грамотнее, она и без законов иногда говорит почти правильно. Но когда мы пользуемся не своими собственными, а чужими словами , приходится следить за ударениями, потому что в чужом тексте мы безграмотны». Приемы осуществления, реализации логических ударений подсказываются идеей произведения, логикой фразы и намерением исполнителя. Эмоционально-образная выразительность. Методические рекомендации для студентов. Партитурные знаки. Цезура — пауза, расчленяющая стихотворную строку на 2 (реже на 3). Стиховеды прежде всего обращают внимание на так называемую большую цезуру, рассекающие стих на равные части. М.Ю.Лермонтов В песчаных степях // аравийской земли Три гордые пальмы // высоко росли Лейма - пауза, которую можно заполнить слогом, не разрушающим ритма. М.Ю.Лермонтов Улыбаясь царь повелел тогда Вина сладкого [да] заморского Нацедить [да] в свой золоченый ковш И поднссть его [да] опричникам Вставленные в квадратные скобки слоги не разрушают ритма, но если в этих местах не осуществлять пауз (длительностью в один слог каждая), - ритмика пострадает. В отличие от других пауз, являющихся мигом молчания, лейма является мигом напряженного молчания. Нще леймы называют динамическими паузами и замечают, что наличие напряжения голосовых связок в момент леймической паузы подтверждается и непосредственным ощущением. Поэты 20 столетия начали ощущать не только необходимость в леймах, хотя самого термина они не употребляли, но и необходимость в объяснении этой паузы, которую должен учитывать воспринимающий — читатель и слушатель. В некоторых случаях лейма может заполняться растягиванием ударного слога, находящегося после нее. В.Маяковский «Необычайное приключение...». Изображая, как садилось солнце медленно и верно V мэ-эдленно Леймы бывают односложные и двухсложные: А.Вознесенский: Душевное V отупение Отъевшихся V кукарек - Это V не преступление - VV Великий грех. Односложные леймы в 1 и 2 стихе, двухсложная в 4-ом выполняют психологическую функцию, содействуя выделению слов, после них находящихся. Стихи, произносимые без соблюдения лейм. не произведут должного впечатления. Инверсивные паузы обрамляют инверсивные слова и этим подчеркивают их: Н.А.Некрасов Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять... Эпитет «благородную», определяющий слово «привычку» отодвигается от определяемого им слова дополнением «к труду». Создается впечатление, будто предмет пускается вдогонку за своим определением и этим указывает на него. Здесь также наблюдается тональный излом «труду»... «благородную». Излом и делает заметной паузу между этими словами. Станиславский исходил из убеждения, что исполнитель должен не только ритмично говорить. Но и ритмично молчать. Это положение не всегда касается психологической паузы. Она служит чувству, в отличие от логической. Цель психологической паузы - насторожить, обострить внимание слушателя на каких-нибудь словах. Если в момент психологической паузы исполнитель выключится из того эмоционального состояния, в котором находится согласно требованию содержания текста, все исполнение будет исковеркано. Психологическая пауза ставится перед и после любого слова' (Станиславский). В.Маяковский: На польский - глядят, как в афишу коза. На польский - выпяливают глаза в тугой полицейской слоновости — откуда, мол, и что это за географические новости? После предлога «за» - психологическая пауза, вызванная недоумением чиновника, его напряжением, объясняющимся трудностью в подборе нужного слова. Психологическую паузу надо отличать от физиологической, вызываемой физическим состоянием организма (одышкой, слабостью, старостью). Отдельные виды психологических пауз - начальные и финальные. Начальная пауза подготовляет чтеца к исполнению, а слушателя к восприятию. В отрезке начальной паузы чтец приводит себя в то психологическое состояние, которое требуется для исполнения первых слов, фраз текста. Это состояние будет запечатлено в выражении его лица и позе. Финальная пауза. Грамотное исполнение требует завершать чтение миниатюрной немой сценкой: последнее слово сказано, но несколько мгновений чтец не порывает с созданной психологической атмосферой, понуждаемой к этому силой инерции очарования. Опыт показывает, что три составляющие, о которых мы подробно проговорили, техника речи, логика речи и эмоционально-образная выразительность, необходимы исполнителю для выполнения своей главной задачи: уловить, ощутить, пережить и воссоздать эмоциональную насыщенность художественного текста. Методические рекомендации для студентов. Стадии. 1. Вживание в текст. Исполнитель готовится к тому, чтобы говорить от имени поэта его словами, созвучиями, ритмами, периодами. Это и обязывает исполнителя, говоря словами Гоголя, «разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу душою и сердцем почувствовать всякое слово его - и тогда уже выступать на публичное его чтение». Исполнителю надо осознать и ощутить дух эпохи, в которую жил автор, творческий облик автора, жанр и стиль его произведения. Необходимо разобраться в тех обстоятельствах, которые побудили поэта к созданию произведения, в том, какие цели он преследовал, создавая его: необходимо присмотреться и прислушаться к каждой фразе, каждому слову, каждому звуку, каждому знаку. 2. Словодействие. Намерение. Подтекст. Живое слово исполнителя должно быть убедительным, действенным, т.е. оно должно оказывать целенаправленное воздействие на слушателя. Для этого необходимо, чтобы в речи исполнителя содержался осмысленный волевой импульс, направляемый на слушателей, воздействующий на их чувства, мысли, волю. Но чтобы это воздействие было целенаправленным, определенным, исполнитель должен знать, чего он хочет достичь, ему надо осознать цель своего исполнения, установить свою исполнительскую задачу. Осознанием намерения в большей степени обеспечивается воздействие словом - словодействие. Осознание намерения делает речь искренней, убедительной, эмоциональной, выразительной. Слово или фраза, с их определенным значением в контексте, могут в живом исполнении получать различные смысловые и эмоциональные оттенки, тог или иной подтекст. Станиславский называл подтекстом тот смысл, который сообщается словам исполняемого текста. Характер подтекста определяется прежде всего намерением. Не только намерением исполнителя, но и намерением автора (т.е. его идейным замыслом) и намерением героя, слова которого произносит исполнитель. Исполнитель должен помнить о мудром наставлении Сурена Кочеряна: «Великая сила, заставляющая слушателя поверить тебе, - это фанатическая уверенность и маниакальная убежденность в истинности того, о чем ты говоришь». 3. Внеречевые средства воздействия. Поза, жест, мимика, характер дыхания. О позе следует упомянуть по двум причинам: удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, поддерживает у исполнителя чувство уверенности, и помогает ему найти нужное для исполнения данного текста внутреннее состояние и, следовательно, нужный тон. Жесты не только движения рук, а любые телодвижения, помогающие подчеркнуть значение произносимых слов и фраз. Жесты принято классифицировать на 3 категории: механические, вызываемые потребностью что-то взять, придвинуть или отодвинуть; описательные, дополняющие зрительное впечатление; психологические - для внешнего выражения чувства. Оправданный, уместный жест усиливает значение произносимых фраз, неоправданный - только мешает. Лучший жест, которого не замечаешь (франц. теоретик Ф.Дельсарт). Жестикуляция должна быть непроизвольной, умеренной, скромной, разнообразной, неназойливой. Мимика в большей мере, чем поза и жесты, способствует установлению и поддержанию эмоционального контакта между исполнителем и слушателем. С помощью мимики можно подчеркнуть и дополнить то, что передается словами. Естественная связь мимики с чувствами не исключает необходимости корректировать мимические движения, освобождать их от грубости и неуклюжести. Мимика - не украшение в художественном чтении, а его важный компонент. И в процессе подготовки текста к чтению мимика t используется для уточнения и кристаллизации тона. Любой удачный, естественно возникающий мимический штрих, как и жест, результативен и приятен, тогда как нагромождение или чрезмерная подчеркнутость их, надоедают и раздражают. Есть смысл в том, чтобы начитывать подготовляемый к исполнению текст перед зеркалом, анализируя при этом изменения в выражении глаз, бровей, век, ноздрей, губ, головы. 4. Рисовать интонацией. Интонация - живой поток речи, в котором объединяется логическая мелодия, темп, ритм, намерение, подтекст, словесное действие. Умение воссоздавать, художественный текст, выполняя вышеупомянутые требования декламационного искусства, называют умением рисовать интонацией. Не следует забывать, что слово - возбудитель образов не только зрительных, но и эмоциональных. Умение рисовать интонацией обеспечивается не только знанием текста, проникновением в его глубинный смысл, но и живым ощущением его эмоциональной насыщенности. Следовательно, рисовать интонацией - это технически грамотно, логически верно, зримо и эмоционально насыщенно воссоздавать идейно-художественное богатство исполняемого текста, возбуждая воображение слушателя, оказывая на него' заражающее влияние своими чувствами и волевыми импульсами. Разнообразные интонационные оттенки возникают в процессе многократного повторения, начитывания текста, подготовляемого к декламации. Но суть в том, чтобы при многократных повторениях не выключаться из того душевного состояния, которое необходимо воссоздать в исполнении. 5. Партитурные знаки. Дополнительные пометки помогают в воссоздании логического остова, сложной фразы, трудного предложения, звена, периода. Этими знаками определяются паузы, ударения, повышение и понижение тона, интонационные переломы. Разметить текст этими условными знаками —это значит составить партитуру. Это надо делать не всегда, но необходимо иметь об этом представление. Три группы знаков: строчные, надстрочные*, подстрочные**. 1) / знак акцента над ударной гласной 2) логические паузы а) / короткая (на один счет) б) // на два счета (раз, два) в) /// на три счета (раз, два, три) 3) леймы: а) V односложная б) VV двухсложная 4) логическое ударение ** повышение тона' понижение тона * 7) Л перелом интонации" 8) растягивание слова либо замедление темпа произнесения какой-либо части текста ** 9) —*— убыстрение темпа ** 10) v_/ легато ** (связать рядом стоящие слова, произнося их, как одно целое, на одном дыхании) 11) \1/ легато со знаком паузы выставляется обычно в конце стихотворной строки при переносе (энжанбемане) и напоминает о такой ритмической паузе, которая не разорвала бы логической связи между словами и которая осуществляется без повышения тона произнесения в конце стиха 12) ^4 «загиб» выставляется для обозначения интонационной незавершенности с помощью повышения голоса 13) < > тупоугольные скобки, в них заключаются слова, которые должно читать тоном вводного предложения 14) [ ] квадратные скобки, в них заключаются мысленно вводимые чтецом слова, которые помогают извлечь нужный тон (Лермонтов «Песня про купца Калашникова») 15) £ J фигурные скобки, указывающие на изменение адресата 16) « ...» проставляются над словами, которые следует произносить иронически н-р Мой друг, // Отчизне посвятим ^Ч Душипрекрасныепорывы Методические рекомендации. Исполнение басен. Поэтическая басня, в отличие от прозаической, представляет собой зерно лирики, эпоса и драмы и заставляет нас силой поэзии заключенной в ней, реагировать чувством на то действие, которое она развивает. Исполнение поэтической басни — сложное и требовательное искусство. Исследователи басенного жанра уделяли много внимания автору-рассказчику, баснописцу. Они подчеркивали, что баснописцы, как правило, не отличались богатым воображением и не склонны были развлекать своими остротами, а пытались ярко, искренне и непринужденно рассказать о событии так, будто сами его наблюдали. Именно в таком разрезе и рассматривается манера исполнения басни. Исполнение басен требует повествовательного тона. При этом исполнитель непосредственно обращается к слушателям, но не от имени автора, а от себя. Исполнитель не может ставить перед собой задачу «сыграть» простоватого, баснописца либо конкретного автора басни, об индивидуальных особенностях которого он может составить представление из критических либо историко-литературных пособий. Исполнитель басни входит в банальность и в том случае, если старается перевоплотиться в образы-персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Хороший исполнитель всегда остается рассказчиком, который будто бы наблюдает поведение персонажей со стороны. Однако исполнитель — не безразличный наблюдатель. И это находит отражение в его интонации. Перед началом работы по интонационному воплощению басни следует, выполнить содержание раздела «Позиция и поза». Исполнителю басни (н-р «Волк и ягненок») приходится менять позы. Требует пристального внимания и ритм, и рифмовка басни. В тех случаях, когда грамматическое ударение в слове не совпадает с ритмическим, грамматика «уступает» ритмике. Рифма в басне бывает яркой, выразительной, и её не следует скрадывать под видом стремления к исполнительской простоте, ибо в таком случае так называемая простота представляет собой упрощенчество. Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных' вопросительных и восклицательных интонаций. Методические рекомендации. Особенности чтения былин* Былины — русские народные эпические песни о богатырях-героях труда и войны. Их называют ещё старинами, ибо они повествуют о временах давно прошедших, о седой древности. Былины создавались ещё в Киевской Руси. Более тысячи лет тому назад. Творцами и распространителями их были народные певцы-сказители. Былинные стихи читаются речитативом, в просторечии - полунапевом. Торжественная приподнятость былинного речитатива объясняется как стремлением народа выразить свое восхищение и воздать дань почтения героям, так и особенностями самого строя речи древних славян. И в древней народной русской словесности должно было . господствовать эпическое достоинство слова, гармонировавшее с правильностью размера. В былинном стихе бывает в большинстве случаев по 3 или 4 смысловых ударения, которые зачастую, хотя и не всегда, приходятся на 3, 7 и 11 слоги. Вообще же отличительной чертой народной акцентологии является то, что ударение отличается чрезвычайной подвижностью. Кроме того, народной речи свойственна способность утрачивать свое ударение, подчиняясь в акцентном отношении соседним, нередко логически менее весомым словам. Ударение на 3 слоге от конца стиха (дактилическое) имеет не только акцентологический, по и напевный характер. Вели стих оканчивается на слово с трехсложным (дактилическим) окончанием, последний слог получает в музыкальном исполнении дополнительное метрическое отягчение, и-р, ма/тушка/, мо/лоде/ц, то же окончание может быть образовано группой из двух слов, из которых на первом лежит ударение более сильное, а на втором - более слабое, н-р: Ки/ев-гра/д, Раки/тов-ку/ст, с широка/-двора/ и т.д. В находящихся после дактилического ударения окончаниях слов типа ивает-ывает происходит уплотнение (сииереза) гласных, и эти слоги произносятся: иват-ыват (прорыскиват, пролётыват). Если же после дактилического ударения находится один слог, он растягивается за счет превращения краткого гласного в долгий: Не видал ли ты ударов богатырски-их. В былинном эпосе ударение часто переносится с предмета на эпитет (белы/ ручки, тиха/ река, сыра/ земля). Важную роль в чтении былинных стихов играет умение ощущать и выдерживать, хотя и редко, но все же встречающиеся леймические паузы. Ли ты славный, v богатырь, v святорусский Пауза равна одному слову (наш). Интонируя былинные стихи, следует учитывать и действие принципа равнодлительности, заключающееся в том, что рядом стоящие, связанные между собой части текста различной слоговой ёмкости требуют одинакового времени для их произнесения. В результате этого стих с большим количеством слогов читается в более ускоренном темпе, нежели стих с меньшим слоговым объемом, н-р: Он стоял заутрену во Муроме (11 слогов) Аи к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град (15 слогов) Вторая из цитированных строк читается гораздо быстрее первой. Вот таковы основные особенности, которые необходимо учитывать при чтении былин.
«Основы искусства чтения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot