Основы гуманистической педагогики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОСНОВЫ
ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Новосибирск 2011 2УДК 37.0(07)
ББК 34р30
К 891
Рецензенты:
кандидат психологических наук Петрова Эрна Давыдовна
кандидат педагогических наук Ковалева Марина Ивановна
Кузнецова, А. Я.
К 891 Основы гуманистической педагогики: учебное пособие / А. Я. Кузнецова. – Новосибирск, 2011. – 47 с.
В основу представлений о гуманизации образования положены личностный подход в педагогике и теория личности, сложившаяся в современной психологии. В изучении вопросов духовного развития личности особое место отводится проблеме интеллектуальных способностей, методам и средствам развития интеллекта в процессе воспитания как стержневым проблемам формирования личности. Главы монографии содержат списки рекомендуемой литературы.
Для студентов дневного отделения ФППД и др. факультетов педуниверситетов, аспирантов, преподавателей и специалистов в области образования.
УДК 37.0(07)
ББК 34р30
© Кузнецова А. Я., 2011 3
Часть 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отвоюй себя для себя самого
Сенека
Предмет и задачи педагогики
Педагогика – наука об образовании. С. И. Гессен определил педагогику как науку об искусстве образования. Цель педагогики – ценности культуры, освоение каждым человеком этих ценностей (науки, искусства, нравственности). Современные педагоги говорят, что цель образования – развитие личности. Поскольку педагогика – целеполагающая наука, то и педагогическая деятельность имеет цель и начинается с определения цели.
Согласно современной педагогике молодой человек получает образование в совместной с педагогом в их общей творческой деятельности. При этом за педагогом сохраняется роль ведущего в этой деятельности. Образование как процесс – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие человека. Образование как результат – это культура конкретного человека.
Современное образование сохраняет в себе древнюю традицию, но имеет в то же время неоспоримые отличительные черты. В настоящее время для образования существенно: непрерывность, вариативность, научность, включение методологии в содержание образования, технологичность, индивидуальный подход, диалогизм, гуманизация, формирование экологического сознания, рефлексивность. 4
Непрерывность как стратегическая концепция
современного образования
В современном мире человек получает образование от рождения и до конца своих дней. Непрерывность образования объясняется тем, что в быстро изменяющемся современном мире постоянно изменяются условия жизни и деятельности человека. Получив определенное образование, в том числе профессиональное, через 2–3 года (а в дальнейшем и через более короткое время) человек обнаруживает, что его знания необходимо обновлять. В рамках государства непрерывное образование поддерживается наличием Государственного стандарта, который определяет и связывает все ступени и уровни образования и позволяет продолжать образование независимо от местожительства, учебного заведения и пр.
В настоящее время в российской системе образования происходит движение в направлении дистанционного обучения, позволяющего с помощью компьютера и сети Интернет подключить к обучению каждого гражданина, находящегося в любой географической точке страны.
Вариативность образования
Вариативность образования, как и непрерывность, представляет собою ведущую концепцию современного образования. Она предполагает необходимость создания таких условий, которые при наличии Государственного стандарта обеспечивают возможность личностного проявления в процессе образовательной деятельности самого педагога. Вариативность современного образования проявляет себя в таких новациях, как: авторские предметные курсы; авторские программы, технологии, учебные заведения и т. д. Вариативность позволяет проявиться творчеству педагога, учесть реальные возможности обучающихся и реальный социальный запрос. 5
Научность образования
Научность образования содержит в себе научность самой педагогики, т.к. современная педагогика – наука. По определению, наука содержит основные линии – систему и метод. Педагогика имеет свой метод и свою систему. Содержание современного образования – научно. Предметные курсы строятся на основании научных знаний. Педагогика-наука основывается на науке психологии и науке физиологии.
Включение методологии в содержание образования
Современный педагог не говорит, что в образовании получают знания. Знания формируются в процессе познавательной творческой деятельности совместно с педагогом или самостоятельно. Задача современного образования – научить учиться. Поэтому в содержание образования кроме знаний, умений и навыков по предмету включаются методы и способы получения, добывания этих знаний, умений и навыков, т. е. методология (научить учиться). Современного молодого человека необходимо научить учиться, потому что в быстро меняющемся мире ранее полученные знания могут не пригодиться. Перед ним встанет задача приобрести новые знания самостоятельно.
Технологичность образования
Понятие «технология» в образовании появилось в связи с технократичностью современной цивилизации и в связи с тем, что образование стало массовым. Технология – это целостный последовательный ряд элементов деятельности, направленный на достижение определенной цели. Для образовательной технологии – это педагогическая цель. 6
В настоящее время технологии совершенствуются во всех сферах производства. Развиваются высокие технологии. Технологии прочно внедрились в науку и активно осваиваются в системе образования. Технология в образовании предполагает, что последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение цели образования, может быть повторен в другой аудитории и в другое время. Технология включает в себя все элементы образовательного процесса, его формы, программы, описание содержания, диагностику (контроль) и цель. Наличие технологии не исключает вариативность. Технология не закрепощает, а освобождает личность педагога.
Индивидуальный подход в воспитании
Индивидуальный подход был освоен в отечественной педагогике во II половине ХХ века. В I половине ХХ века основание индивидуального подхода были заложены в психологии Л. С. Выготского. В современной школе и детском саду каждый педагог знает, что дидактический материал должен быть таким, что каждый ребенок получит свое индивидуальное задание. Л. С. Выготский говорил о «зоне ближайшего развития» ребенка, подразумевая, что, создавая образовательную среду, подготавливая условия для развития ребенка, воспитатель следит за тем, чтобы ребенок постоянно решал творческую задачу. Эта задача не должна быть легкой, поскольку легкая задача не обеспечивает развитие, для которого необходима нагрузка. Задача не должна быть чрезмерно сложной – это может сломать психику ребенка. Очевидно, что обеспечение «зоны ближайшего развития» – это тонкая педагогическая задача, и решать ее нужно не вообще, а индивидуально для каждого человека отдельно. В этом – суть, психологическая основа индивидуального подхода. В настоящее время педагогика переходит к личностному подходу. 7
Содержание понятия «индивидуальность» человека основательно разработано в трудах швейцарского психолога К. Г. Юнга. Юнг говорит, что индивидуальность – это уникальный, неповторимый набор природных задатков. Юнг призывает не искать «злонамеренностей» в ребенке. Ребенок живет под влиянием своей внутренней природы. Он ничего не придумывает. Задача педагога – обнаружить эти проявления. Личностное развитие предполагает развитие более ярких сторон индивидуальности. Личность отстаивает свою индивидуальность в течение всей своей жизни. В раннем детстве ребенок не осознает еще свою индивидуальность, он ее выражает самопроизвольно. Научить его осознавать себя – задача педагога. Индивидуальный подход дает возможность педагогу манипулировать развитием ребенка, что может привести к конфликту с его личностными запросами. Но есть еще одна проблема – это социальный заказ. Обществу безразлично в данный момент, развивается ли личностно ребенок. У него свои цели, задачи и потребности, которые и формируются в виде социального заказа к человеку, образованию. При решении задачи согласования потребности общества и развивающейся личности и проявляется необходимость роли педагога.
Педагог выступает в роли исследователя, в роли психолога. Изучая ребенка, определяя спектр его задатков, он определяет такие из них, которые достаточно сильно характеризуют индивидуальность и, в то же время, будут востребованы обществом. На развитие этих задатков и будет направлена деятельность педагога и воспитанника. (Мы будем различать задатки, то с чем родился человек, и способности, которые он развивает на основе природных задатков. Отсюда можно заключить, что индивидом рождаются, а личностью – становится.) 8
Диалогизм
Понятие «диалог» в образовании берет свое начало из Древнего мира от Сократа, V век до н. э. Сократ вел беседы с учениками так, что задавал наводящие вопросы, шаг за шагом приближая их к тому выводу, который предполагал сделать сам. Диалогизм в преподавании отрицает подачу готовых знаний, а позволяет осуществлять проблемное обучение, «открытие мира впервые» ребенком с каждым шагом его обучения, что остается справедливым всегда и для взрослого человека. Диалогизм в обучении предполагает развитие личности педагога, предполагает его способность меняться время от времени ролью с учеником в системе «учитель–ученик». В настоящее время диалогизм достаточно широко освоен в обучении. Это активная форма обучения (т. е. активная роль учителя и активная роль ученика).
Гуманизация образования
Теория гуманизации в современной педагогике трансформировалась из теории личности. Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма. Гуманизм – это признание ценности человека. Целостность педагогической теории составляет единство трех ее оснований: цели, содержания и средств. Гуманизация образования – это цель современной реформы (желательный ее результат). При условии осуществления гуманизации сформируется гуманистическая педагогика. Не только в теории, но и на практике. Цель гуманистической педагогики – развитие личности.
Гуманистическая психология и педагогика начали свое становление в России в 20-е гг. ХХ в. (Л. С. Выготский, П. П. Блонский), в США в 50–60-е гг. ХХ в. (психологи А. Маслоу, К. Роджерс). В педагогике в настоящее время формируется новая парадигма образования. Понятие «парадигма» было введено 9
американским историком науки Т. Куном в 70-х гг. ХХ в. в его труде «Структура научных революций». Парадигма науки – это общепринятые и общераспространенные знания данной науки. Они становятся содержанием учебников. Парадигма – это модель науки.
«Гуманизацию» мы будем отличать от «гуманитаризации», понимая под гуманитаризацией усиление цикла гуманитарных предметов.
Формирование экологического сознания
Формирование экологического сознания тесно связано с гуманизацией. Но это более широкое понятие. Экологическое сознание включает в себя представление о гуманизации образования и всего общества. Необходимость формирования экологического сознания появилась в связи с развитием современных глобальных процессов. Начиная со второй половины ХХ века, ученые заявляют о развитии глобальных кризисов: экономического, экологического, антропогенного и др. Очевидна связь этих кризисов между собою. Из них антропогенный кризис, означающий нарушение психики человека в условиях современного быстроизменяющегося общества, – наиболее опасный.
Экологический кризис – это кризис, связанный с разрушением окружающей природы. Он имеет наиболее конкретные и явные проявления и негативные действия на человека. Но, как отмечают исследователи – психологи и педагоги, для выхода из экологического кризиса недостаточно обучения экологическим знаниям и привития экологических навыков и привычек. Необходимо формирование у ребенка с раннего возраста целостного экологического сознания: понимания того, что любой живой организм не живет замкнуто, а только совместно со средой, которая его питает и на которую оказывает влияние вся его деятельность. 10
Рефлексивность современного образования
Рефлексия – способность ума следить за своими собственными действиями (Декарт, ХVII век). Истоки этого понятия еще более ранние. Аристотель (IV век до н.э.) заметил, что выводы нашего ума могут быть не только верными, но и ложными, ошибочными. Рефлексивность – это способность ума. Наряду с такими способностями, как внимание, память, воображение, скорость мышления, способность к анализу (разложить на простые элементы сложные), проницательность (способность найти главное), способность к синтезу (объединению, созданию сложных картин мира). Все интеллектуальные способности традиционно развивались в процессе обучения.
Рефлексивность – это та способность ума, которая особенно актуальна для развития личности в современных условиях. Рефлексия – это феномен (явление) сознания. Следовательно, для того, чтобы воспитать рефлексивность, необходимо развивать сознание ребенка. Поэтому особую развивающую роль имеет игровая деятельность: сознание ребенка начинает формироваться в процессе игры, в которой ребенок познает не столько деятельность сколько смысл деятельности.
В раннем возрасте рефлексивность ребенка еще не развита, ребенок еще не различает, хорошо или плохо он действует. Исследования показывают, что в возрасте 6-ти лет ребенок уже может оценить, хорошо ли, например, он сделал игрушку. В старшем возрасте механизмы рефлексии получают развитие. Дети в творческой деятельности осваивают свой индивидуальный метод. Условия наилучшего развития, требуют осмысления ребенком этого метода. В еще более зрелом возрасте молодой человек, способный к рефлексии, может оценить уровень своей подготовки и определить пути своего дальнейшего развития. Это открывает дорогу к саморазвитию, самоактуализации и самореализации человека. 11
Рефлексия – это путь к самопознанию. Человек наилучшим образом узнать себя может только сам, через самопознание. Поэтому педагог, изучая воспитанника, должен основываться на его самопознании и развивать его способность к рефлексии.
Понятие «рефлексивность» получает широкое распространение. Расширяется смысл его употребления. Рефлектировать – осмысливать. Наиболее высокий уровень рефлексии в педагогике – философское осмысление теории образования. Философское осмысление научных основ особенно необходимо в период смены парадигм науки. Поэтому философская рефлексия актуальна для периода смены парадигм образования. Рефлексия предполагает осмысление преподавательского труда.
Понятийный блок к части 1
Педагогика. Образование. Непрерывность. Вариативность. Научность. Технологичность. Технология образования. Индивидуальый подход. Индивид. Личностный подход. Личность. Гуманизация. Гуманизм. Парадигма. Экологическое сознание. Рефлексивность. Рефлексия. Рефлектировать. Диалогизм. Методология. Метод. Система. Прием. Способ.
Вопросы для самоподготовки
по теме «Возможности личностного проявления педагога в современных условиях»
1. Что изучает педагогика? Ее цели.
2. Что мы понимаем под современным образованием?
3. Почему педагогика – наука?
4. Что включает в себя технология?
5. Как осуществляется формирование гуманистической парадигмы образования?
12
6. Что значит научить учиться?
7. Какие условия необходимы для воспитания, формирования и развития рефлексивности?
8. На чем основывается индивидуальный подход к личностному развитию ребенка?
9. Как формирование сознания сказывается на становление личности?
10. В чем цель и целостность гуманистической педагогики?
11. Что дает для развития личности непрерывность образования?
12. Каково значение рефлексии для развития личности?
Рекомендуемая литература к части 1
1. Беркова, Т. И. Педагогические цивилизации и их парадигмы / Т. И. Беркова, И. А. Колесникова // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 84–85.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1968.
3. Воздвиженская, Л. А. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Л. А. Воздвиженская, Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 14. – С. 11–17.
4. Гордин, Л. Ю. Поощрения и наказание в воспитании детей / Л. Ю. Гордин. – М., 1981.
5. Дьяченко, В. К. Коллективно-групповые способы обучения / В. К. Дьяченко // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 43–45.
6. Журавлев, В. И. Связь педагогики с другими отраслями научного знания / В. И. Журавлев // Советская педагогика. – 1990. – № 4. – С. 47.
7. Корнетов, Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Г. Б. Корнетов // Педагогика. – 1990. – № 3. – С. 43–49.
13
8. Перспективы развития системы непрерывного образования; под ред. Б. С. Гершунского. – М., 1990.
9. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для вузов / И. П. Подласый. – М., 1996.
10. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин и др. – М., 1997.
11. Снайдер, М. Ребенок как личность / М. Снайдер и др. – М., 1995.
12. Шубинский, В. С. Человек как цель воспитания / В. С. Шубинский // Педагогика. – 1992. – № 3–4. – С. 37–43.
14
Часть 2. ДИДАКТИКА КАК СИСТЕМА
Долог путь наставлений,
краток и убедителен путь
примеров.
Сенека
Общая педагогика в структуре педагогических наук
Система педагогических наук включает в себя большие разделы педагогики, указанные в таблице, от истории педагогики до специальной педагогики. Общая педагогика относится ко всем этим разделам и содержит общие основы педагогики: теорию обучения, теорию воспитания, школоведение. В специальную педагогику входит сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. 15
Педагогический процесс как система
Педагогическим процессом мы будем называть развивающееся взаимодействие воспитателя и ученика, направленное на достижение цели воспитания. В результате педагогического процесса социальный опыт переплавляется в качество учащегося, ученика, воспитанника.
Основные составляющие педагогического процесса представлены на диаграмме.
Общие принципы педагогики
Перед тем как изложить основные концепции базового образования перечислим общие принципы образования. Доступность. Наглядность. Сознательность. Научность. Систематичность. Последовательность. Прочность. Связь теории с практикой. Активность. Эти принципы широко известны, понятны и имеют глубокий смысл, но, как и все научные положения, не несут в себе окончательных решений, а подвергаются как переосмыслению так и критике. 16
Концепции базового образования
Базовое образование разрабатывается на основе Государственного стандарта. Оно обеспечивает социально необходимые знания. Базовое образование предполагает определенные ступени и уровни образования. Оно включает в себя перераспределение полномочий между федеральным центром и регионами. Базовое образование также занимается аттестацией педагогов, учреждений, таким образом, управляет качеством образования.
Принципы базового образования: сохранение единого образовательного пространства в пределах страны, сохранение качества образования, защита прав обучающегося, защита здоровья от перегрузок и др. Базовый стандарт включает в себя основную часть и вариативную. Стратегические концепции базового образования: непрерывность и вариативность.
Педагогические концепции развития
Под развитием мы будем понимать количественные и качественные изменения, биологические и социальные. Биологические – морфологические, биохимические, физиологические. Социальные – психические, духовные. Говоря о развитии человека, педагог становится на одну из точек зрения, которые исторически постоянно сталкиваются, противоречат друг другу:
1-ая точка зрения: развитие человека происходит неуправляемо, обусловлено его врожденным потенциалом, и судьба человека фатально неизбежна;
2-ая точка зрения: «воспитание с чистого листа», т. е. люди рождаются совершенно одинаковыми, все делает воспитание.
Естественнонаучные представления основываются на том, что человек – это живой организм, который рождается, живет, стареет и 17
умирает. Развитие – это свойство живой материи. Философы представляют развитие как борьбу противоречий: внутреннего (наследственного) и внешнего (среды) Одна из наиболее уравновешенных моделей развития – это идея равностороннего треугольника Шванцара (рисунок), согласно которой три компонента развития: среда, воспитание и наследственность вносят одинаково весомый вклад в результат образования человека.
.
Ведущие концепции базового образования
1. Концепции развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. В. В. Давыдов разработал свою концепцию на основе идей Л. С. Выготского. Она содержит в себе теорию учебной деятельности, теорию творческого мышления учащихся, теорию развития мышления и развития личности.
2. Концепция поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина. Суть его концепции состоит в том, что ни одно умственное действие не формируется у ребенка без того, чтобы не было сформировано предыдущее умственное действие. Умственная деятельность в процессе своего формирования последовательно проходит определенные этапы, ни один из которых нельзя пропустить.
3. Концепция непрерывного формирования понятий в процессе обучения Антонины Васильевны Усовой. Смысл концепции состоит в том, что все уровни и ступени обучения имеют между собой связь. 18
Связаны они понятийным аппаратом, который постепенно формируется и развивается одновременно и совместно с развитием самого ребенка.
Особенности дистанционного обучения
Особое развитие получило на Западе в связи с развитием компьютерной техники и сети Интернет. Индивидуальное обучение с помощью компьютера предполагает наличие у каждого студента отдельного ведущего преподавателя. Обучение начинается при встрече преподавателя и студента, определяется программа обучения. Может быть выбрана стандартная программа государственного учебного заведения. В таком случае по окончании обучения студент имеет возможность получить диплом государственного образца.
Возможна и произвольная программа по личностному запросу студента. Эта программа развивающего обучения (платное обучение). Весь процесс обучения основывается на связи преподавателя и студента, которую обеспечивает компьютер, включенный в Интернет. По сети Интернет студент получает задание с вопросами к нему и небольшие консультации, отправляет контрольные работы, при подготовке которых необходима большая самостоятельная работа с литературой. В системе дистанционного обучения предусмотрено минимальное число лекций.
Интеллектуальные образовательные системы
Интеллектуальная система включает в себя интеллект человека и вычислительную технику. Образовательная система «учитель–ученик» – также интеллектуальная система. Цель любой интеллектуальной системы – познание. Интеллектуальная система рефлексивна, потому что в ней осуществляется обратная связь, на основе которой проектируется и корректируется вся ее деятельность. Особенность интеллектуальной системы состоит в том, что ею невозможно руководить извне. Цель познания 19
определяется внутри самой системы. Необходимо говорить не об управлении интеллектуальной системой, а об ее регулировке. Возможны большие и малые интеллектуальные системы. Большие системы – это система образования (образовательная интеллектуальная система, система производства, отрасли науки и техники). Интеллектуальная система формируется на основе интеллектуального потенциала общества. Современное общество делает заявку на интеллект. Так, например, экологический кризис объясняют не чрезмерным развитием техники, а некачественной мыслью. Заявку на интеллект делают и новые высокие научные технологии.
Для того, чтобы увеличить интеллектуальный потенциал страны, необходимо развивать и раскрывать индивидуальный интеллект. В образовательной системе – это интеллект учащегося и педагога.
Категории дидактики
Методика как категория дидактики
Методика – это теория обучения конкретному предмету. Содержание методики имеет свою историю. Историческое начало методики относится к ХVIII веку. Дидактика шире методики. Соотношение между ними таково, что методика – это частная дидактика. Объектом исследования методики является процесс обучения конкретному предмету. Предмет методики – связь процесса обучения с процессом преподавания. Методика как наука разрабатывает и предлагает содержание и различные формы обучения и преподавания. Она изучает законы и закономерности педагогического процесса, разрабатывает нормативные документы, положения, требования к учению, преподаванию, обучению. Методика основывается на общих принципах дидактики. 20
Методика-наука основывается на науках: логике, кибернетике, физиологии высшей нервной деятельности, психологи. Современная методика включает в себя элемент программирования. Методика не вносит новых знаний в конкретный предмет (биологию, информатику), но она вырабатывает новые знания в теории обучения конкретному предмету. В конце XVIII – начале XIX века методика представляла собой нормативную науку. Уже к началу XX века в методике был накоплен большой практический материал. Опыт, который был получен в практике образования, собирался в той части дидактики, которая называлась методикой.
В 20-х годах ХХ века содержание методики начинает пополняться мировоззренческими идеями. В содержание включаются проблемы активизации познания в обучении (теория). В 30-е годы ХХ века в теории образования рассматриваются проблемы противоречия комплексности обучения с разделением на предметы, соответствующие научной систематизации. Обсуждение этих проблем привело к отказу в начале 30-х годов от классно-урочной системы обучения, отказ от предметов. Были разработаны исследовательский подход, бригадно-лабораторная форма обучения, метод проектов. Но к середине 30-х годов попытка ликвидировать классно-урочную систему была завершена, произошел возврат к учебникам, программам, урокам, классным журналам.
В 40–50-е годы в методике усилилось внимание к теоретическим, сложным методологически вопросам. Например, в книге К. П. Ягодовского «Вопросы общей методики естествознания», изданной в 1951 г.
В 60-е годы в методике исследуются проблемы соотношения науки и учебного предмета, отбора научного материала и вопросов политехнического образования для включения его в содержание обучения. В настоящее время, в связи с развитием новых технологий обучения, компьютеризацией обучения, в методике увеличивается 21
число исследований, направленных на разработку учебных программ с применением ЭВМ, на выявление соотношения компьютерного и др. видов обучения
Воспитание как категория педагогики
Воспитание – это целенаправленное создание социальных, материальных, духовных и организационных условий для развития человека.
Различные взгляды на воспитание: воспитание отождествляют с социализацией; ставят более узкую цель, определяя воспитание как деятельность по формированию определенных качеств личности; ставится локальная задача, имеющая конкретную воспитательную цель. Под социализацией мы понимаем усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения в обществе. Согласно современным представлениям о развитии личности, воспитание совместно с наследственностью и средой составляют необходимые условия развития.
Классификация направлений воспитания
По аспектам воспитательного процесса: идейно-политическим, военно-патриотическим, нравственным, интернациональным, эстетическим, трудовым, физическим, половым, правовым, экономическим, экологическим.
По институтам общества: семейное, школьное, внешкольное, дошкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание в детских и юношеских организациях.
По концепции: прагматичное, гражданское, ценностное, коллективистское, коммуникативное.
Приватное общество. Это общество, в основе которого заложен прагматизм характеризующий членов приватного общества («приват» – частный). Приватное общество – это общество разобщенных индивидов и частных интересов. 22
В таком обществе собственный интерес определяет цель жизни человека и не связан с интересами общества. С другими людьми член приватного общества общается постольку, поскольку это ему полезно. Общество прагматичный человек поддерживает тогда и потому, когда общество (государство) ему полезно. Человек приватного общества не ставит высоко ценность общения и ценность государства как общества. Социальный атомизм – одна из теоретических моделей приватного общества.
Гражданское общество Описание гражданского общества дано Платоном в IV в. до н. э. Платон – гуманист. В его трудах мы находим основу гуманистической педагогики и описание гражданского воспитания. Для Платона воспитание человека от его рождения это воспитание гражданина. Он дает рекомендации, как обучать, развивать и формировать человека, вместе с тем одновременно формируя качества гражданина. Представления Платона развивает Аристотель. Он пишет, что общество – это большой человек, а каждый отдельный человек – часть целого организма. Аристотель подчеркивает, что индивид, как человек, без общества не только не существует, но не имеет смысла и говорить об отдельном человеке.
Русские философы (например, Франк) считают, что существует внутренняя связь между людьми, членами одного общества. Это та связь, которая и создает общество как единое целое. На основе этой связи человек в процессе своего развития переходит от осознания своего «я» к осознанию «мы».
Ценностное воспитание. Современные философы рассматривают возможность замены идеологического воспитания на ценностное.
Коллективное воспитание. Коллективное воспитание – это воспитание в коллективе и через коллектив. (В настоящее время коллективное воспитание наиболее последовательно проводится в системе воспитания Японии). 23
Коммуникативное воспитание – воспитание способности к общению.
Воспитание требует организации определенных условий для деятельности (деятельностный подход в воспитании), в процессе которой осуществляется воспитание. Возможны следующие виды деятельности: познавательная, предметно-практическая, духовно-практическая, коммуникативная, игровая, спортивная. На результат воспитания оказывают действие его систематичность, интенсивность, характер воспитания, содержание, форма и метод. Особую роль в воспитании играет искусство как форма эстетического освоения мира, так как оно эмоционально, развивает творческую способность, способность преобразовывать мир.
Происхождение воспитания. Первобытное дородовое общество обходилось без выделения детства. Дети и подростки были полноправными участниками общества. Это «комфортное детство», потому что в таких условиях ребенок естественно постепенно, шаг за шагом «впитывает» в себя образ взрослого. На последней ступени матриархата произошло выделение мира детства.
Недостатки в условиях воспитания ведут к депривации. В современной педагогике и психологии депривацией (лишением) называют – состояние, которое возникает у ребенка в результате длительного ограничения его в удовлетворении основных психических потребностей.
Виды депривации: лишение человека многообразия зрительных и слуховых стимулов, ведет к сенсорной депривации; неудовлетворительные условия для обучения, хаотичные условия внешней среды, в которых ребенок не может понимать, предвидеть, предвосхищать, регулировать происходящее, ведут к когнитивной депривации и др. 24
Цели воспитания
Реальные цели воспитания всегда специфичны, они имеют конкретно исторический характер. Цели воспитания зависят от гражданской, социально-философской позиции педагога – автора педагогической концепции. Воспитание может быть:
* авторитарным,
* свободным,
* демократичным.
Конкретные цели воспитания
– всесторонне гармоничное развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
– приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности;
– воспитание социально-компетентной личности;
– воспитание автономной личности, способной к совершенствованию себя, позитивному изменению себя и окружающей действительности;
– эмансипация – свободное развитие;
– формирование отношения к миру и с миром, отношение к себе и с самим собой;
– развитие самосознания, которое ведет личность к самореализации и самоутверждению (через рефлексию).
Цель современной педагогики – воспитание личности. Имеется в виду обучение, воспитание и развитие индивидуальности, формирование личности на основе нравственности при условии физического здоровья индивида. 25
Диагностика, как обратная связь в обучении
Обучение – это процесс, который совершается в обучающей системе «учитель–ученик» («воспитатель–воспитанник»), та работа, которую ведет воспитатель – преподавание – обеспечивает прямую связь в этой системе, обеспечивает воспитанника информацией и условиями развития. Но для работы системы необходима и обратная связь. Качество обучения зависит от качества обратной связи, эта обратная связь обеспечивается диагностикой. Диагностика позволяет в каждый определенный момент процесса обучения прояснить состояние этого процесса и определить достаточно точно результаты обучения на данный момент. Диагностике подлежат: обученность и
Виды диагностики: контроль, проверка, оценка.
Диагностика занимается накоплением статистических данных, их анализом, на основе чего становится возможным прогнозирование дальнейших действий. Педагогическая деятельность – это деятельность исследовательская. Для того, чтобы составить план работы с ребенком, группой детей, необходимо сначала провести диагностику уровня их развития.
Требования к оценке
Оценка – это индикатор некоторого качества, она должна быть объективна и гуманна, систематична и гласна. В 1918 г. в процессе реформы классно-урочной системы обучения оценка была отменена (предложение П. П. Блонского). Мотивировалось это тем, что «ребенком должна управлять радостная перспектива приобретения знаний», ребенком управляет не оценка, а «заложенное самой природой стремление к знаниям».
Требования к контролю
Контроль должен быть полным и объективным, своевременным и глубоким, контролируется количество и качество. Зависимость качества обучения от контроля – общая закономерность дидактики. 26
Диагностика – это обратная связь. Контроль – проверка с оценкой. Для проверки достаточно выявление и измерение определенного объема или уровня знаний. Вся диагностика подразделяется на пять этапов:
– выявление уровня знаний предварительно, перед началом обучения. После проведения этой диагностики возможны компенсационные занятия, реабилитационные или же обучение по общей программе;
– текущая диагностика в процессе обучения по теме; проверка повторения пройденного материала; проверка по структуре всего курса; итог за год.
Понятийный блок к части 2
Педагогический процесс. Дидактика. Методика. Категория. Цель современной педагогики. Преподавание. Учение. Обучение. Воспитание. Социализация. Знания. Умения. Навыки. Организация. Средства обучения. Форма. Диагностика. Оценка. Проверка. Контроль. Когнитивная грамотность. Концепция. Развитие самосознания.
Вопросы для самоподготовки
по теме «Образовательная система»
1. Что входит в систему педагогических наук?
2. Общая педагогика и ее принципы.
3. Базовое образование: его концепции и принципы.
4. Дидактика, как система категорий.
5. Какова роль диагностики в обучении? Виды.
6. В чем особенность дистанционного обучения?
7. Что включает в себя понятие «образовательная интеллектуальная система»?
8. Становление современного понятия «методика».
9. Философские концепции и классификация воспитания.
10. К чему приводит депривация в воспитании детей?
11. Перечислите возможные цели воспитания.
27
Рекомендуемая литература к части 2
1. Атутов, П. Ф. Концепция политехнического образования в современных условиях / П. Ф. Атутов // Педагогика. – 1999. – № 2. – С. 17–20.
2. Беляева, В. А. Духовно-нравственное становление будущего учителя / В. А. Беляева // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 67.
3. Бухалов, Б. И. О критериях оценки педагогических исследований / Б. И. Бухалов // Советская педагогика. – 1978. – № 11. – С. 90–95.
4. Вульфов, В. З. Гуманистический смысл профессиональной педагогической рефлексии / В. З. Вульфов // Образование и культура. – Новосибирск, 1994. – С. 75–85.
5. Голеский, В. Контроль и оценка результатов в начальной школе / В. Голеский // Начальная школа. – 1999. – № 4. – С. 10–17.
6. Григорович, Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Григорович Л. А. – М., 1996.
7. Козлов, С. А. Информирование и развитие в процессе обучения / С. А. Козлов // Педагогика. – 1998.– № 6. – C. 39–42.
8. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – Т. II.
9. Краевский, В. В. Междисциплинарные исследования в педагогике / В. В. Краевский и др. – М., 1994.
10. Кудрявцев, В. Т. Культурно-образовательный статус детства / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Социологические исследования. – 2000. – № 4. – С. 59–66.
11. Лернер, И. Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики / И. Я. Лернер // Советская педагогика. – 1989. – № 4. – С. 10–17.
12. Пинский, В. О. Нужен ли принцип системности в дидактике / В. О. Пинский // Советская педагогика. – 1982. – № 2. – С. 59.
28
Часть 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Многим будешь ты повелевать,
если разум будет повелевать тобою.
Сенека
Лекция как форма обучения
Лекция – это последовательное монологическое изложение теории учебного материала. Лекция – это форма и метод обучения. Она возникла как форма преподавания в вузе и далее распространилась на другие ступени образования. Частично лекции используются в средних учебных заведениях и школах.
Лекция – это форма изложения определенного курса. Это также особенность вуза. В школах лекция может быть частью урока. В форме лекции могут быть проведены факультативные занятия. Мы будем подразделять лекции на: школьные, вузовские и просветительские. У лекции могут быть и другие функции.
Лекция в вузе – это форма подготовки к самообразованию. По форме и содержанию она должна быть органической частью всего курса, т.е. содержательно связана с комплексом всех проблем и воспитательных задач. Лекции можно классифицировать по видам:вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная.
Установочная лекция содержит основные вопросы курса, его цели, задачи. Вводная лекция предназначена для того, чтобы указать место курса в ряду других научных дисциплин, отметить наиболее интересные его особенности, показать его актуальность и перспективу. 29
По частоте общения со слушателями лекции подразделяются на: разовые, тематические, цикловые.
По проблемности лекции подразделяются на: проблемные, информационные, лекции-дискуссии.
Лекция имеет свои особенности в каждом конкретном случае. Эти особенности обусловлены аудиторией, местом, временем и дидактическими целями.
Лекция – это экономный способ сообщения большого объема информации. Недостаток лекции в том, что это пассивный со стороны слушателей способ обучения.
Основные требования к лекции
Лекция должна быть целостной и систематической. Систематичностью лекция отличается от беседы. Лекция имеет план. Этот план можно сообщить в начале лекции слушателям. В лекции очень важна способность лектора сосредоточить и удержать внимание аудитории. Это сложная задача, так как, согласно измерениям психологов, внимание человека колеблется с частотой 2–3 минуты. Наиболее важный материал лекции должен повторяться, создавая избыточность информации. Перед прочтением лекции необходимо рассчитать скорость подачи информации (60–80 слов в минуту). Обращаем внимание на возвращение к стержню идеи.
Структура лекции
В лекции может быть движение идеи от частного к общему, от общего к частному, последовательное изложение самостоятельных элементов, не имеющих между собой такой связи, как часть и целое.
Лекция должна иметь целеполагание, что отражается во введении лекции. Должно быть подведение итога. 30
Лекция имеет наглядность. Лекция – это форма обучения, которой недостаточно, для того, чтобы усвоить учебный материал, поэтому желательно ее разнообразить другими формами обучения такими как: постановка вопросов: риторических (не требующих ответа) или требующих ответа; включение элементов беседы; предложение слушателям самим сформулировать некоторые предложения или понятия; разбивка аудитории на микрогруппы для обсуждения; использование раздаточного материала (опорных конспектов или конспектов лекций).
Урок как основа практики среднего образования
Основа современной педагогической практики – традиционная классно-урочная система обучения, автор которой Я. А. Коменский. В настоящее время различаются типы уроков: вводный, комбинированный, урок изучения нового, формирования новых умений, обобщения и систематизации, урок контроля, урок практического применения знаний и умений, урок-лекция, урок-семинар.
Наиболее распространенная форма урока – комбинированный урок, на котором вначале проверяется выполнение домашнего задания, после чего излагается новый материал и следующая часть – закрепление нового материала упражнениями. Такая форма урока использовалась длительное время и получила широкое распространение, поэтому у нее накопились многочисленные недостатки, которые подвергаются критике.
Современный подход к обучению направлен на поиск отличных от урока форм обучения. Он позволяет изменять традиционную форму урока. Основным остается положение об активной творческой познавательной деятельности учащегося. Если это условие выполняется, то урок может начинаться с изложения нового материала учителем и с изучения нового самими учениками самостоятельно. 31
Новые образовательные технологии
Урок предполагает использование многочисленных технологических приемов, что отвечает основным принципам обучения. В настоящее время актуальны такие технологии, цель которых – решение учеником некоторой проблемы, предусматривающее диалог: «учитель – ученик», позволяющий ученику в течение урока высказать свое мнение, решить некоторую познавательную задачу, осознав ее результат. В современной школе и других средних учебных заведениях более широко, чем в вузах, используются новые технологии. Один из первых авторов представлений о технологии обучения – Владимир Петрович Беспалько противопоставляет технологии обучения системе поурочного планирования.
Суть технологии по Беспалько состоит в том, что педагог, приступая к предметному обучению должен хорошо представлять цель своей деятельности. При этом поурочные планы теряют свою значимость. Согласно Беспалько, на уроке возможны импровизации, изменение содержания и формы, обусловленные ситуацией, на которую учитель должен реагировать очень тонко. Технологии предполагают наличие не только конечной цели, но и промежуточных целей. Система диагностик позволяет определить уровень достижения цели на каждом этапе.
Технология включает в себя перечень и описание методов, с помощью которых будут осваиваться знания, перечень форм и количества практических занятий, тренирующих умения и закрепляющих знания, описание форм промежуточной и итоговой диагностик.
Можно назвать технологии, которые в настоящее время получают распространение. В средних учебных заведениях широко используется технология «модульного обучения». Согласно этой технологии, преподаватель разбивает материал по темам на блоки – 32
модули. В каждый модуль входит определенный объем содержания материала, вопросы по теории, перечень и содержание практических заданий, упражнения и образцы их выполнения, вопросы к контрольным заданиям, список необходимой литературы. Освоение модуля предполагает достижение обучаемым определенного уровня знаний, определенной познавательной цели позволяющей переходить к работе в следующем модуле.
Современная технология позволяет осуществлять «концентрированное обучение», т. е. обучение-погружение в определенный предмет или тему. Это значит, что преподаватель по своему усмотрению может выбрать некоторую тему для более глубокого и детального изучения. В таком случае изучение выбранной темы занимает больше учебного времени, чем предусмотрено по плану, что оказывается вполне оправданным, т. к. направлено на развитие учащегося. После более глубокого изучения одной темы совместно с педагогом обучаемый сможет ряд других тем изучить самостоятельно. Такой подход возможен в рамках всего учебного заведения. 33
Часть 4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Современная дидактическая система складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.
Дидактика как теория обучения
Дидактика – теория обучения. Понятие было введено ученым Вольфгангом Ратке в ХVI веке. Содержание и смысл этому понятию дал Ян Амос Коменский (1592–1670 гг.). Деятельность Коменского была посвящена проблемам воспитания, образования и исправления общества в целях достижения «лучшей жизни во всем мире». «Великая дидактика» («Didactica magna») – основной труд Я. А. Коменского – стала теоретической базой среднего образования. Коменский разработал классно-урочную систему обучения, в которой присутствует обучение по классам, перевод из класса в класс, каникулы. Он создал проект школьных зданий. Основа обучения Коменского состоит в «обучении всех и всему» на основе принципа природосообразности. Он считал, что природа создала людей одинаковыми от рождения, поэтому его взгляды демократичны.
Коменский считал, что «не нужно привносить в ребенка ничего извне, нужно только развить то, что заложено в нем самом в зародыше». Взгляд Коменского имеет глобальное – историческое значение. Его труд оказался полезным «для всех времен и народов». 34
Категории дидактики
В основании дидактики находятся категории дидактики. Категория – это основное понятие конкретной науки.
Основные понятия дидактики можно представить в виде нескольких блоков понятий:
1. Преподавание, учение, обучение, образование.
2. Цель, содержание, средства.
3. Виды, формы, методы.
4. Организация, система, технологии.
Все категории дидактики – это категории педагогики. Дидактика уже, и все ее категории являются категориями педагогики.
Преподавание – это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определенный порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательный аспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала и практическую часть.
Учение – это процесс (сопроцесс) познания. Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежние и возникают новые формы поведения.
Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.
Знания – это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.
Умение – это способность использовать знания на практике и овладение способами использования знаний.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма.
Содержание – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками. 35
Организация – это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.
Форма – это внешний вид, оболочка.
Средства – это то, что располагается между педагогом и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя и т. д.).
Дидактика Иоганна Фридриха Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт (немецкий философ и педагог, 1776–1841 гг.) переосмыслил дидактику Коменского. Традиционной мы называем дидактику, разработанную на заре педагогики, в ее истоках, трудах древних мыслителей, заканчивая Коменским.
Поскольку Гербарт не изменял, а только переосмыслил дидактику Коменского, то его дидактика традиционна. Несмотря на то, что психология как наука в его время не была развита, Гербарт считал необходимым исходить в педагогике из психологических идей.
Цель образования по Гербарту – воспитание нравственной личности. Достижение этой цели Гербарт видел возможным путем, решения задачи формирования морально-сильного характера.
В системе Гербарта можно выделить этические и психологические идеи.
Этические идеи Гербарта:
– идея совершенства – личность ученика должна устремляться к совершенству, на это его нацеливает педагог;
– идея доброжелательности – в обучении присутствует добрая воля воспитанника и преподавателя;
– идея права – образование должно основываться на правовых отношениях, предупреждение конфликтов;
– идея справедливости – для компенсации обид;
– идея внутренней свободы – совпадают воля и желание. 36
Психологические идеи Гербарта:
– человек рождается без наследственной психической предрасположенности;
– вся психическая жизнь человека формируется на основе представлений.
Гербарт считал, что главная задача школы – интеллектуальное развитие, а задача воспитания решается в семье.
Для формирования морально-сильного характера необходимы: правильное руководство, дисциплина, обучение. Гербарт был сторонником воспитывающего обучения.
Правильное руководство. Знания человека формируются одновременно с развитием чувств и воли. Обучение неразрывно связано с дисциплиной. Воля и характер развиваются одновременно с разумом. Необходимо организовать физическое и интеллектуальное развитие и приучение к порядку, необходимы запреты и ограничения, возможны телесные наказания (осторожно и умеренно).
Гербарт внес положительный вклад в работу педагога.
Вклад Гербарта в дидактику – этапы обучения: ясность – ассоциация – система – метод.
Дидактика Гербарта получила распространение в середине XIX века. Но позднее стала подвергаться критике.
Критика Гербарта. Запоминание. Передача готовых знаний. Пассивная роль ученика. Вербальность обучения. Задача ученика – сидеть тихо, быть внимательным. Девиз педагога – «Никакой поблажки ученикам!». Поверхностность воспитания, основанного на дисциплине. Передача готовых знаний.
Дидактика Джона Дьюи
Вклад Джона Дьюи (1859–1952 гг.) в дидактику: высказал критику гербартистов, высказал обвинения в адрес его дидактики в том, что в ней не учитывается интерес учащегося, 37
недостаточно внимания к способностям школьника, отрывается содержание образования от запросов общества.
Свою дидактику Дьюи начал с учета интереса школьника, его жизненных потребностей.
Система обучения Дьюи:
– в обучении воспитанник должен натолкнуться на трудность;
– обнаружить эту трудность (проблему);
– выдвинуть замысел в разрешении этой трудности (гипотезу);
– сформулировать вывод своего замысла (логическое доказательство, проверка гипотезы);
– практическая проверка, наблюдение, подтверждение или опровержение замысла (гипотеза, педагогический эксперимент).
Джером Бруннер, его дидактический взгляд
Джером Бруннер (г.р. 1915) – когнитивный психолог.
Основа его взглядов:
– работая с ребенком, необходимо выявить стадию его когнитивного развития;
– обучение должно происходить через совершение открытий;
– учащиеся самостоятельно могут формулировать неизвестное им;
– обучение должно быть познавательным, ведь цель обучения – познание;
– обучение должно требовать напряжения сил, это условие развития,
– образовательная деятельность должна быть творческой, продуктивной;
– изложение материала педагогом должно широко выходить за рамки программы.
Все идеи предшествующих дидактик изучаются, осмысливаются современными дидактами и становятся той основой, на которой строится конкретная дидактическая система. 38
Часть 5. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Социокультурная подготовка педагога – это знания об обществе и общекультурные знания, которые становятся тем фоном, на котором происходит предметное обучение. При этом подразумевается, что педагог несет в себе нравственный заряд и является в определенной мере образцом для подражания.
Поскольку педагогу приходится иметь дело с развивающейся личностью, то ему необходимы и такие знания, которые помогают разобраться в содержании этого понятия, а затем более профессионально подойти к воспитанию ребенка.
Известно, что от рождения и до 3–4 лет в ребенке происходит интенсивное интеллектуальное развитие, которое и в дальнейшей его жизни остается ведущим и определяющим во многом его индивидуальность и характерные черты развития. В связи с этим для педагога существенны представления об интеллекте, т.е. когнитивная грамотность.
Интеллект – это способность ориентироваться в нестандартной ситуации (функциональное определение). Интеллект – это способность формулировать законы, теоремы, гипотезы, решать задачи, доказывать теоремы (логический интеллект). Интеллект– это определенная структура психологических функций.
В обучении и воспитании будем говорить об интеллектуальных способностях: внимание, воображение, память, способность к анализу (разложить сложный предмет на большое число простых). Проницательность – способность выделить главное. Способность к синтезу, обобщению отдельных элементов, к построению самых обширных картин мира. Скорость мышления. Рефлексивность. 39
Структура интеллекта по Айзенку
Ханс Юрген Айзенк (г.р. 1916) выдвинул концепцию личности в психологии. Его вывод: личность – явление психобиологическое. Согласно Айзенку, интеллект имеет три составляющие, встроенные одна в другую.
Б
JQ
А
Это три интеллекта:
А – биологический.
JQ – психометрический.
Б – социальный.
Модель интеллекта по Айзенку
Первый, биологический интеллект, определяется генетикой, физиологией и биохимией организма. Второй, психометрический интеллект включает в себя биологический и, кроме того, обусловлен воспитанием в семье, образованием, культурными факторами. Третий, социальный интеллект обусловлен личностными качествами, а также, кроме образования и семейного воспитания, социоэкономическим статусом, а также функционально включает здоровье, жизненный опыт, стратегию действий, психические нарушения, отношение к алкоголю и др.
Соотношение духовного мира человека и интеллекта
Вопрос о соотношении духовных качеств человека и его интеллекта особенно остро ставится в связи с кризисным состоянием цивилизации. Высказываются предположения, что интеллект – враг человечества. Интеллект противопоставляется нравственности. Ответ мы находим у двух ученых: Сенеки (древнеримский ученый, родился в 4 г. до н. э.) и К. Г. Юнга (швейцарский психолог ХХ века).
Юнг использует термин «душа». Душа, согласно Юнгу, – это психика конкретного человека. В педагогике душа – духовный мир конкретного человека. Сенека так говорит о душе: «Что принадлежит человеку? – Только его душа, а в ней совершенный 40
разум». К. Г. Юнг о соотношении души и интеллекта: «Ни одна мысль не рождается помимо души».
Кризис современного человека Юнг видит в том, что, направив свое познание на неживую природу, человек забыл о себе, забыл о своей собственной душе. В благополучно развитом цивилизованном мире человек чувствует свою заброшенность, потерянность, ненужность. Это результат того, что человек не знает себя и ищет решение своих личных проблем где-то на стороне. Даже при решении моральной проблемы (а главная жизненная задача человека – постоянный нравственный выбор), такой человек оглядывается по сторонам, ища подсказки. Выход из кризиса Юнг видит в самопознании человека, основанном на знании психологии, собственной психики, своей души.
Идеи Юнга отличаются верой в человека. Его взгляды подтверждены работой психолога в течение всей его творческой жизни. На доверии к человеку построены и педагогические подходы Юнга. Его девиз – «не надо искать злонамеренности в ребенке».
Понятийный блок к частям 3–5
Лекция. Интеллект. Традиционная дидактика. Социокультурная подготовка. Грамотность. Душа.
Вопросы для самоподготовки
по теме «Основания современной дидактики»
1. Раскрыть структуру лекции и ее дидактические особенности.
2. Из чего складывается дидактическая система?
3. Цели, задачи и основные идеи системы Гербарта и их критика.
4. Вклад Дьюи и Бруннера в развитие дидактики.
5. Каковы особенности подготовки педагога гуманистической ориентации?
6. Какова структура интеллекта по Айзенку?
7. Какова связь духовного мира человека и интеллекта?
41
Рекомендуемая литература к частям 3–5
1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 111–132.
2. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1996.
3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. – М., 1987.
4. Ладенко И. С. Интеллектуальная культура специалистов и модели мышления / И. С. Ладенко // Филос. науки. – 1982. – № 3. – С. 130–151.
5. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. – М., 2000.
6. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 150–158.
7. Сенека, А. Л. Нравственные письма к Луцилию / А. Л. Сенека. – Кемерово, 1976.
8. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16–21.
9. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем / В. А. Сухомлинский. – М., 1986.
10. Холодная, М. А. Интеллектуальное воспитание личности / М. А. Холодная, Э. Г. Гельфман // Педагогика. – 1998. – № 1. – С. 54.
11. Юнг, К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. – М., 1993.
42
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ К КУРСУ
Понятийный блок № 1
Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма.
Гуманизм – это признание ценности человека.
Индивидуальность – это уникальный неповторимый набор природных задатков человека.
Личность – человек, осознавший свою индивидуальность, изучающий е?, отстаивающий, борющийся за не? в течение всей своей жизни. Личность формируется и реализует себя в обществе.
Метод – кратчайший путь к достижению цели. Совокупность приемов деятельности.
Методология – наука о методе.
Образование – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие (человека) личности.
Парадигма науки – это общепринятые и общераспространенные знания данной науки, модель науки.
Педагогика – наука об образовании, об искусстве образования.
Прием – это совокупность способов деятельности.
Интеллектуальная рефлеексия – это способность ума следить за своими собственными действиями.
Система – это целостность, состоящая из частей, объединенных внутренней связью. В педагогике эта связь – цель образования.
Способ – простейший элемент деятельности.
Технология образования – это целостный, последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение целей образования. 43
Понятийный блок №2
Воспитание – это целенаправленное создание социальных условий, материальных, духовных и организационных для развития человека.
Диагностика – это обратная связь, определение уровня результата обучения? воспитания.
Дидактика – это теория обучения.
Знания – это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.
Категория – основное понятие данной науки.
Когнитивная грамотность – это знания об интеллекте, интеллектуальных способностях, а также средствах и методах их развития.
Контроль – проверка с оценкой.
Концепция – ведущая идея.
Методика – теория обучения конкретному предмету.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма.
Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника с формирования новых знаний, умений и навыков.
Организация – это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.
Оценка – индикатор некоторого качества обучения.
Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие учителя и ученика, направленное на достижение поставленной цели образования.
Преподавание – это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определенный порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели.
Проверка – выявление и измерение определенного объема или уровня знаний.
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения в обществе. 44
Средства обучения – то, что располагается между педагогом и учеником.
Умения – это способность использовать знания на практике.
Учение – это процесс (сопроцесс) познания, включающий в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт.
Форма – внешний вид, оболочка.
Понятийный блок №3
Грамотность – знания по предмету и умение владеть ими на практике.
Душа – 1) в педагогике – это духовный мир человека; 2) в психологии – психика конкретного человека.
Интеллект – 1) способность ориентироваться в нестандартной ситуации; 2) способность формулировать законы, теории, гипотезы, решать задачи, доказывать теоремы; 3) определенная структура психических функций.
Лекция – последовательное монологическое изложение теории учебного материала.
Социокультурная подготовка – знания об обществе и общекультурные знания.
Традиционная дидактика – дидактика, разработанная на заре педагогики трудами древних мыслителей, заканчивая Коменским. 45
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Характерные особенности современного
образования
Предмет и задачи педагогики…………………………………………….
3
Непрерывность как стратегическая концепция
современного образования…………………………………………..
4
Вариативность образования………………………………………………
4
Научность образования……………………………………………………
5
Включение методологии в содержание образования…………………...
5
Технологичность образования……………………………………………
5
Индивидуальный подход в воспитании……………………….................
6
Диалогизм………………………………………………………………….
8
Гуманизация образования………………………………………...............
8
Формирование экологического сознания………………………………..
9
Рефлексивность современного образования…………………………….
10
Вопросы для самоподготовки по теме «Возможности личностного проявления педагога в современных условиях» …………………..
12
Рекомендуемая литература к части 1…………………………………….
13
Часть 2. Дидактика как система
Общая педагогика в структуре педагогических наук…………………...
14
Концепции базового образования………………………………………..
16
Педагогические концепции развития…………………………………….
16
Ведущие концепции базового образования……………………………...
17
Особенности дистанционного обучения…………………………………
18
Интеллектуальные образовательные системы…………………………..
18
Категории дидактики. Методика как категория дидактики……………………………………......................................
19
Воспитание как категория педагогики…………………………………...
21
Классификация направлений воспитания………………………………..
21
Цели воспитания…………………………………………………..............
24
Диагностика, как обратная связь в обучении……………………………
25