Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные закономерности психического развития

  • 👀 679 просмотров
  • 📌 625 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основные закономерности психического развития
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные закономерности психического развития» ppt
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Срок сдачи – 23.10.20 ПЛАН 1. Сущност ь психического развит ия 2. Движ ущие силы психического развит ия 3. Условия психического развит ия • • • Нормальное функционирование мозга как условие психического развития Общение как условие психического развития Активность личности как условие психического развития 4. Основны е законы психического развит ия 5. Проблема периодизации психического развит ия 6. Всевозраст ной подход П. Балтеса 1. Сущност ь психическог о развит ия ДВА ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ 1. 2.  Психология бихевиоризма: развитие - количественное накопление (опыта, знаний, навыков). Здесь ребенок представлен как маленький взрослый, и механизмы поведения детей одинаковы. Л.С. Вы готский и советская психология: развитие - качественное изменение процессов познания, поведения и личности. Наиболее важные направления развития: o изменения в познавательной деятельности и психических процессах, «второе рождение» высших психических функций, подчинение их цели, появление самоконтроля в познавательной деятельности, переход от образов к системе понятий; o изменения в поведении и психологической структуре деятельности, появление замысла, цели, плана, анализа и коррекции результатов, самооценка; o изменения в свойствах личности, появление иерархии (соподчинения) мотивов, рефлексии, направленности личности, волевой саморегуляции.  Качественные изменения познавательной сферы, деятельности и личностных свойств составляют сущность психического развития. ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ     Источник развития - «присвоение» социально выработанных и востребованных обществом личностных свойств и качеств, способов познания и деятельности. У животных программы поведения наследуются. У человека такие программы сведены к минимуму. Причина развит ия - «социальное наследование», т.е. условия развития задают общественные отношения. Дети не наследуют характер родителей, дети наследуют характер эпохи. Механизмом социального наследования является интериоризация (Л. С. Выготский). Интериоризация – это перенесение вовнутрь воздействий социума. Например, интериоризация слова у ребенка:       вначале это звук, выражающий отношение ребенка к предмету (радуется, пугается); затем взрослый, замечая эту реакцию, называет предмет; ребенок также называет предмет словом, осмысливает. В усвоении знаковых значений и жеста, и слова началом служит активность, инициатива самого ребенка, а затем взрослый придает ей символический смысл. Взаимодействие начинается с того, что ребенок пытается что-то сделать, но не может без помощи взрослого. Интериоризация происходит в совместной деятельности, когда непроизвольной активности ребенка взрослый придает социально выработанный смысл, а затем ребенок действует в соответствии с таким смыслом во внешнем поведении и в умственном плане. По мере развития ребенка начинают действовать и более сложные формы интериоризации: подражание, идентификация, самовоспитание. 2. Движ ущие силы психическог о развит ия ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ       Движ ущие силы психического развит ия - это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальны е. « Социологизаторы » считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния: главенствующая роль «среды», «общества» в развитии. Такое направление называется социогенет ическим. У истоков этого направления стоял английский философ Дж. Локк -теория «чистой доски» (tabula rasa), на которой можно написать все, что захочется: любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. « Биологизаторское» направление (французские философы Р. Декарт и Жан-Жак Руссо): наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему. ТЕОРИИ ДВИЖУЩИХ СИЛ РАЗВИТИЯ      Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн): психическое развитие – это процесс, который складывается под влиянием Х-элементов наследственности и Y- элементов среды. Английский психолог Г. Айзенк : интеллект на 80 % определяется влиянием среды и лишь на 20 % - влиянием наследственности. З. Фрейд: развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных, однако это стремление должно подчинятся требованиям (запретам и нормам) общества, т.е. принципу реальности, который связан с воспитанием: усвоением личностью социальных норм и правил поведения. Л.С. Вы готский: движущими силами развития являются противоречия:  между желаемым и возможным;  между новыми замыслами и старыми формами поведения;  между стремлением к обособлению и стремлением к отождествлению, идентификации и т. д. Стремления, идеи, замыслы опережают возможности и побуждают осваивать новые формы и способы деятельности. Причиной зарождения новых идей и стремлений может быть пример успешных действий других людей, созданные ими предметы или отношения. Но развитие начинается с собственных стремлений и действий ребенка. 3. Условия психического развит ия НОРМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЗГА КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ    Психическая деятельность зависит от биологических свойств мозга и всего организма. Однако сами биологические свойства есть результат длительного развития в социальных условиях. Биологическая природа человеческого мозга отличается от природы мозга животных, т.к. изменилась за годы эволюции, приспосабливаясь к условиям социальной жизни:  после рождения площадь коры больших полушарий у человека увеличивается в 3-4 раза, у обезьяны - в 1,25 раза;  интенсивное развитие мозга плода происходит у обезьян в начале беременности, у человека - во второй ее половине.  движения также развиваются по-разному: у животных раньше перемещение, ходьба, у человека - сначала действия с предметами.  эксперимент (Н. Н. Ладыгина-Котс): детеныша шимпанзе попытались воспитывать как ребенка в таких же условиях. Шимпанзе развивался быстрее, раньше стал хватать, бегать, подражать, сопереживать эмоциям человека, исследовать и разрушать. Но ребенок стал создавать постройки, сюжеты игры, диалоги, усвоил речь, стал усваивать социальный опыт через язык и предметные действия и далеко опередил животное. НОРМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЗГА КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ      Парадокс развит ия человека: самое совершенное существо рождается слабее других детенышей, долгое время остается беспомощным и не смог бы выжить без заботы взрослого. Л. С. Выготский: сама природа объединяет ребенка со взрослым, создавая условия для передачи и усвоения социального опыта. Если не окружать ребенка традиционными предметами и раздражениями, ребенок чувствует дискомфорт и начинает плакать, так его биологическое существо требует социальных контактов. Биологические свойства нервной системы ребенка, его беспомощность создают особые условия открытости для усвоения беспредельного содержания родовой культуры. Роль биологических факторов проявляется и в том, что нарушения в развитии мозга ведут к нарушению развития психики. Например, внутриутробное нарушение развития мозга плода ведет к нарушению психического развития ребенка. Основные причины внутриутробного поражения мозга плода:  отравление организма матери курением, наркотиками, алкоголем, лекарствами;  болезни матери во время беременности (краснуха, сифилис, полиомиелит, ОРВИ, ВИЧ и др.);  несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору. Родовые травмы и прижизненное поражение мозга вследствие заболеваний также может вызвать тяжелые нарушения психического развития. ОБЩЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ      Общение как условие развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть хранители и трансляторы социального опыта и побудительная сила к усвоению опыта ребенком. Потребность в общении у ребенка проявляется как интерес и внимание к взрослому, стремление показать взрослому свои умения и способности, реакция на оценку взрослого. Потребность в общении - это стремление к познанию себя и других людей как личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения является образ другого и образ самого себя. На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности в общении у ребенка меняется. Вначале это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем стремление к сотрудничеству с ним, затем - потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании. Соответственно различают формы общения:  Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоциональное, с телесными контактами возникает уже в первой половине первого года жизни.  Ситуативно-предметное, деловое - к концу первого года, когда взрослый показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.  Вербальное, познавательное общение - вопросы ребенка, рассказы взрослого, чтение книг, разучивание стихов - появляется с развитием речи.  Внеситуативно-личностное, оценочное общение - обсуждение норм и правил поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.  Внеситуативно-деловое - в различных формах занятий, обучения. Общение в интимных контактах ребенка с родными вырастает до общения в больших системах. Возникая в разные периоды развития, формы общения в дальнейшем сосуществуют, обеспечивая и эмоциональное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время обеспечить развитие всех форм общения. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  Формы активности личности:      беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца; манипуляции ребенка с предметами; ориентировочная исследовательская активность; активность в общении, «приглашение» взрослого к общению в форме плача, просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого; виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт, досуговые увлечения и т. д.  Нормально развивающийся ребенок активен.  Пассивность - базовый дефект патологического мозга.   Социальная среда и созданный людьми предметный мир побуждают, провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей социально принятые формы и виды деятельности. Понимая значение активности, педагоги и психологи представляют ее как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические приемы обучения и воспитания. Они предлагают проблемное обучение, дискуссии, исследовательскую позицию в освоении школьных предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся, ролевые игры и т. д. 4. Основны е законы психического развит ия ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ    Неравномерност ь развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Есть периоды, когда функция доминирует, это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Гетерохронност ь развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность — это неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций, то гетерохронность — это разновременность, асинхронность. Т.е. темпы развития разных психических образований оказываются разными. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени. Неустойчивост ь тесно связана с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ    Сензит ивность. Сензитивный период развития - период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей. Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет более долгим. Кумулятивность означает, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается нагляднодейственное, затем наглядно-образное и наконец словеснологическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте. 5. Проблема периодизации психического развит ия 3 ГРУППЫ ПЕРИОДИЗАЦИЙ      Проблему периодизации развит ия нельзя признат ь до конца решенной: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации. Поэтому в науке существует несколько периодизаций. Л.С.Выготский различал 3 группы периодизаций: По внешнему критерию. Пример - периодизация Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества). По одному внут реннему критерию. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны, т.к. авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития (например, развитие детской сексуальности у З.Фрейда). Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. По нескольким признакам развит ия, т.е. на основе существенных особенностей этого развития: периодизация Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. ПОКАЗАТЕЛИ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ПЕРИОДИЗАЦИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО: ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ     Л. С. Выготский предлагает положить в основу периодизации два показателя: динамический и содерж ательны й Динамический показатель характеризует периоды как спокойные, литические, или как бурные, критические. На разных этапах развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. В кризисны е периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. По мнению Л.С. Выготского, только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка. В организме ребенка в эти периоды происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка. По мнению Л.С. Выготского, самыми важными являются три возрастных кризиса — 1 год, 3 и 7 лет . Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом кризисном периоде. ПОКАЗАТЕЛИ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ПЕРИОДИЗАЦИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ        Содерж ательны й показатель выражает, какие психологические новообразования возникают в данном возрасте. Эти новообразования, характеризующие перестройку личности в данном возрасте, возникают и развиваются в социальной ситуации развития, типичной для каждого возраста. Социальная сит уация развит ия ребенка - это своеобразное, неповторимое отношение между ребенком данного возраста и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые психологические образования, возникающие к его концу, определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности. Новые свойства личности «знаменуют переход на новый возрастной этап. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а, следовательно, к новой социальной ситуации развития. « Зона акт уального развит ия» - состояние личности ребенка, в котором он может делать что-либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно; наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития; « Зона ближ айшего развит ия» (ЗБР) - область не созревших, но созревающих процессов. ЗБР ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Аксиома Л.С. Выготского: обучение ребенка должно строится на ЗБР и предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Наибольшая возможность развития способностей детей возникает в сензитивный период. Сензит ивност ь (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. Возрастная сензитивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики. ПОКАЗАТЕЛИ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ПЕРИОДИЗАЦИЙ А .Н. ЛЕОНТЬЕВА И Д.Б. ЭЛЬКОНИНА       А. Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к периодизации развития. Каждому возрастному периоду соответствует конкретный вид деятельности (ведущая деятельност ь), который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. Ведущей называют деятельность, которая соответствует 3 свойствам: 1) внутри нее развиваются и возникают новые виды деятельности; 2) в ней главным образом перестраиваются или формируются психические процессы; 3) в этой деятельности возникают основные изменения в личности ребенка. В одном возрасте ведущим является интимно—эмоциональное общение, в другом — игра, в третьем — учение. По мнению А.Н.Леонтьева, главной движущей силой развития личности являются противоречия между имеющимися у ребенка способами деятельности и требованиями общества к нему. Д. Б. Эльконин в основу периодизации положил два типа деятельности:  I — направленная на познание предметов и развитие познавательной сферы  II — направленная на познание взаимоотношений с людьми и развитие личностной сферы. Эти два типа деятельности периодически сменяют друг друга — то один, то другой становится ведущим, определяя характеристику возраста. Противоречия, несоответствие между уровнем развития взаимоотношений с окружающими и уровнем знаний и способов действий приводят к смене направленности деятельности и смене возраста. Например, накопление знаний и умений в младшем школьном возрасте пробуждает чувство взрослости, потребность в изменении отношений с окружающими и переход к подростковому возрасту. Возраст ной период Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) Связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все Младенче формы активности младенца опосредованы ский взрослым; ребёнок вплетен в деятельность (0-1 г.) ухаживающего взрослого. Раннее детство (1-3 г.) Появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии. Ведущая деятель­ Направ­ленность ность познава­тельной (А.Н. Леонтьев, деятельно­сти Д.Б. Эльконин) (Д.Б. Эльконин) Непо­средст­ венное эмоцио­ нальное общение со взрослым Предметноманипулятив ная деятель­ность Какая сфера психики преимущест­ венно развивается Новообразо­вания возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) Возрастной кризис (Л.С. Выготский) Личностная Познание отноше­ (потребностноний мотивационная) Потребность в общении. Эмоциональ­ные отноше­ния, ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей Кризис новорожденно сти (0-2 мес.) Познание предмета Познаватель­ная Речь и наглядно-действенное мышление, открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения. Кризис 1 года Потребность в обществен­но-значимой и обществен­но оценивае­мой деятель­ности, преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, возникновения внутренней позиции школьника, знаковосимволическая функция сознания Кризис 3 лет Дошколь­ ный возраст (3-7 лет) Распад совместной деятельности со взрослым; поведение взрослого выступает образцом, Сюжетно-ролевая который моделируется ребенком в совместной со игра сверстником деятельности. Познание отноше­ний Личностная (потребностномотивационная) Младший школьны й возраст (7-11 лет) Изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёноксоциальный взрослый». Учение Познание начал наук, свойств объектов действи­тельности Произволь­ность. Внут­ренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия, планирование, Интеллектуально- формирование воли, интеллектуализация Кризис 7 лет позна­вательная психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление. Подрост­ ковый возраст (11-15 лет) Расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. Интимноличностное общение, направленное на познание другого человека, себя, Познание системы от­ ношений в разных ситуациях Личностная (потребностномотивационная) Стремле­ние к «взрослос­ти», само­оценка, подчинение нормам коллектив­ной жизни, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я». Кризис 13 лет Старший школьны й возраст (15-17 лет) Изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, юноша находится перед профессиональным выбором. Учебно-професси­ Познание ональная деятель­ профессии ность Познавательная Мировоз­зрение, профессио­нальные интересы профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций. Кризис 17 лет 6. Всевозраст ной подход П. Балтеса ВСЕВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД П. БАЛТЕСА      Большинство современных периодизаций психического развития ограничивают периодизацию школьным возрастом, не отражая развития взрослого человека. Обычно считается, что первоначальным объектом исследований онтогенеза психики было развитие ребенка, а не развитие человека в течение всей его жизни. Однако обращение к истории вопроса показывает, что такие представления неточны. Несмотря на давнее возникновение всевозрастно-ориентированного мышления, всевозрастное развитие стали эмпирически изучать только в последнее время, следуя основам, заложенным в начале XX в. такими психологами, как Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Стэнли Холл, Г.Л. Холлингворт и К. Юнг. Всевозраст ное направление психологии развития представляет собой исследование изменяющихся и неизменных компонентов поведения человека в течение всей его ж изни (онтогенеза) - от рождения до смерти. Основной целью при этом является получение данных об общих принципах развития в ходе всей жизни, о его индивидуальных различиях и сходстве, а также о степени и условиях индивидуальной пластичности или изменяемости. Согласно этому взгляду, ни один процесс развития не состоит исключительно только из роста и совершенствования. Возрождение интереса к всевозрастным теориям в наши дни связано с тремя обстоятельствами:  демографическими изменениями - увеличение процента пожилых людей;  возникновением геронтологии как области науки и исследований дальних предвестников старения;  "постарением" тех, кто проводил ряд классических лонгитюдных исследований детского развития в 20-е и 30-е годы и кто в них участвовал. Это подтолкнуло возрастную психологию к признанию научной и общественной значимости анализа всего прижизненного развития человека. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ: 1. Изобразите психическое развитие в виде схемы или рисунка, отражая его сущность, источник, движущие силы, условия, основные направления, взаимосвязи с со­зреванием мозга, стадиальность. 2. Вставьте пропущенные слова:  Чем младше ребенок, тем … темпы его физического развития.  Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно … к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называются … 3. Определите, какой из примеров какой закономерности психического развития соответствует: гетерохронности, неравномерности, кумулятивности.  В раннем дошкольном детстве формируется ориентация в пространстве, а затем позже ребенок усваивает понятия о времени.  В процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления каждая по следующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя.  Память выделяется из восприятия и становится самостоятель ной деятельностью.  Резкие перепады в развитии познавательных функций в под ростковом и юношеском возрасте. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ: 4. Определите из предложенного списка свойства че- ловека, которые обусловлены социальными и биологическими факторами. Занесите их в соответствующую группу в таблице. Коммуникабельность, темперамент, мировоззрение, внимание, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности, чувства, характер, способности, механическая память, логическая память, эмоции, творческое мышление, музыкальный слух, тембр голоса, агрессивность, гуманность, стрессоустойчивость. Социальны е ф акт оры Биологические факторы 5. Вставьте пропущенные слова в высказывания Л. С. Выготского.  «Зона ближайшего развития – это то, что ребенок может сделать в условиях … со взрослым под его непосредственным руководством, с его помощью».  «Уровень актуального развития – это те наличные особенности психических функций, которые … на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже … к моменту обучения». ЛИТЕРАТУРА 1. 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Россия, 2011, 414 с. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 288 с. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!!!
«Основные закономерности психического развития» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot