Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОСНОВНЫЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Срок сдачи –
23.10.20
ПЛАН
1.
Сущност ь психического развит ия
2.
Движ ущие силы психического развит ия
3.
Условия психического развит ия
•
•
•
Нормальное функционирование мозга
как условие психического развития
Общение как условие психического
развития
Активность личности как условие
психического развития
4.
Основны е законы психического развит ия
5.
Проблема периодизации психического
развит ия
6.
Всевозраст ной подход П. Балтеса
1. Сущност ь
психическог
о развит ия
ДВА ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ
РАЗВИТИЯ
1.
2.
Психология бихевиоризма: развитие - количественное накопление
(опыта, знаний, навыков). Здесь ребенок представлен как маленький
взрослый, и механизмы поведения детей одинаковы.
Л.С. Вы готский и советская психология: развитие - качественное
изменение процессов познания, поведения и личности.
Наиболее важные направления развития:
o
изменения в познавательной деятельности и психических
процессах, «второе рождение» высших психических функций,
подчинение их цели, появление самоконтроля в познавательной
деятельности, переход от образов к системе понятий;
o
изменения в поведении и психологической структуре
деятельности, появление замысла, цели, плана, анализа и коррекции
результатов, самооценка;
o
изменения в свойствах личности, появление иерархии (соподчинения)
мотивов, рефлексии, направленности личности, волевой саморегуляции.
Качественные изменения познавательной сферы, деятельности и
личностных свойств составляют сущность психического развития.
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ
Источник развития - «присвоение» социально выработанных и
востребованных обществом личностных свойств и качеств, способов познания и
деятельности. У животных программы поведения наследуются. У человека такие
программы сведены к минимуму.
Причина развит ия - «социальное наследование», т.е. условия развития
задают общественные отношения. Дети не наследуют характер родителей, дети
наследуют характер эпохи.
Механизмом социального наследования является интериоризация (Л. С.
Выготский).
Интериоризация – это перенесение вовнутрь воздействий социума.
Например, интериоризация слова у ребенка:
вначале это звук, выражающий отношение ребенка к предмету (радуется, пугается);
затем взрослый, замечая эту реакцию, называет предмет;
ребенок также называет предмет словом, осмысливает.
В усвоении знаковых значений и жеста, и слова началом служит активность,
инициатива самого ребенка, а затем взрослый придает ей символический
смысл. Взаимодействие начинается с того, что ребенок пытается что-то сделать,
но не может без помощи взрослого.
Интериоризация происходит в совместной деятельности, когда
непроизвольной активности ребенка взрослый придает социально
выработанный смысл, а затем ребенок действует в соответствии с
таким смыслом во внешнем поведении и в умственном плане.
По мере развития ребенка начинают действовать и более сложные формы
интериоризации: подражание, идентификация, самовоспитание.
2. Движ ущие
силы
психическог
о развит ия
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ
Движ ущие силы психического развит ия - это те факторы, которые
определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его
причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники
развития, направляют его в нужное русло.
Вопрос о движущих силах психического развития, является одним из
самых важных и сложных в психологии. В течение многих столетий
ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к
однозначному решению.
Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих
психическое развитие: биологические и социальны е.
« Социологизаторы » считают, что человек являет собой продукт
внешнего влияния: главенствующая роль «среды», «общества» в развитии.
Такое направление называется социогенет ическим.
У истоков этого направления стоял английский философ Дж. Локк -теория
«чистой доски» (tabula rasa), на которой можно написать все, что захочется:
любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а
врожденные факторы не имеют большого значения.
« Биологизаторское» направление (французские философы Р. Декарт и
Жан-Жак Руссо): наибольшее значение для развития личности имеет
наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально.
Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему
от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему.
ТЕОРИИ ДВИЖУЩИХ СИЛ
РАЗВИТИЯ
Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн): психическое развитие –
это процесс, который складывается под влиянием Х-элементов наследственности
и Y- элементов среды.
Английский психолог Г. Айзенк : интеллект на 80 % определяется влиянием
среды и лишь на 20 % - влиянием наследственности.
З. Фрейд: развитие личности может быть понято исходя из изучения двух
принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа
реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением
сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных,
однако это стремление должно подчинятся требованиям (запретам и нормам)
общества, т.е. принципу реальности, который связан с воспитанием:
усвоением личностью социальных норм и правил поведения.
Л.С. Вы готский: движущими силами развития являются противоречия:
между желаемым и возможным;
между новыми замыслами и старыми формами поведения;
между стремлением к обособлению и стремлением к отождествлению,
идентификации и т. д.
Стремления, идеи, замыслы опережают возможности и побуждают осваивать
новые формы и способы деятельности. Причиной зарождения новых идей и
стремлений может быть пример успешных действий других людей, созданные
ими предметы или отношения. Но развитие начинается с собственных стремлений
и действий ребенка.
3. Условия
психического
развит ия
НОРМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЗГА
КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психическая деятельность зависит от биологических свойств мозга и всего
организма.
Однако сами биологические свойства есть результат длительного развития
в социальных условиях.
Биологическая природа человеческого мозга отличается от природы мозга
животных, т.к. изменилась за годы эволюции, приспосабливаясь к
условиям социальной жизни:
после рождения площадь коры больших полушарий у человека
увеличивается в 3-4 раза, у обезьяны - в 1,25 раза;
интенсивное развитие мозга плода происходит у обезьян в начале
беременности, у человека - во второй ее половине.
движения также развиваются по-разному: у животных раньше
перемещение, ходьба, у человека - сначала действия с предметами.
эксперимент (Н. Н. Ладыгина-Котс): детеныша шимпанзе попытались
воспитывать как ребенка в таких же условиях. Шимпанзе развивался
быстрее, раньше стал хватать, бегать, подражать, сопереживать
эмоциям человека, исследовать и разрушать. Но ребенок стал
создавать постройки, сюжеты игры, диалоги, усвоил речь, стал
усваивать социальный опыт через язык и предметные действия и
далеко опередил животное.
НОРМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЗГА
КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Парадокс развит ия человека: самое совершенное существо
рождается слабее других детенышей, долгое время остается беспомощным
и не смог бы выжить без заботы взрослого. Л. С. Выготский: сама природа
объединяет ребенка со взрослым, создавая условия для передачи и
усвоения социального опыта. Если не окружать ребенка традиционными
предметами и раздражениями, ребенок чувствует дискомфорт и начинает
плакать, так его биологическое существо требует социальных
контактов.
Биологические свойства нервной системы ребенка, его беспомощность
создают особые условия открытости для усвоения беспредельного
содержания родовой культуры.
Роль биологических факторов проявляется и в том, что нарушения в
развитии мозга ведут к нарушению развития психики. Например,
внутриутробное нарушение развития мозга плода ведет к нарушению
психического развития ребенка.
Основные причины внутриутробного поражения мозга плода:
отравление организма матери курением, наркотиками, алкоголем,
лекарствами;
болезни матери во время беременности (краснуха, сифилис,
полиомиелит, ОРВИ, ВИЧ и др.);
несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору.
Родовые травмы и прижизненное поражение мозга вследствие заболеваний
также может вызвать тяжелые нарушения психического развития.
ОБЩЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Общение как условие развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть
хранители и трансляторы социального опыта и побудительная сила к усвоению опыта
ребенком.
Потребность в общении у ребенка проявляется как интерес и внимание к взрослому,
стремление показать взрослому свои умения и способности, реакция на оценку
взрослого.
Потребность в общении - это стремление к познанию себя и других людей как
личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения
является образ другого и образ самого себя.
На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности в общении у ребенка
меняется. Вначале это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем стремление к сотрудничеству с ним, затем - потребность в уважении, сопереживании и
взаимопонимании. Соответственно различают формы общения:
Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоциональное, с телесными
контактами возникает уже в первой половине первого года жизни.
Ситуативно-предметное, деловое - к концу первого года, когда взрослый
показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.
Вербальное, познавательное общение - вопросы ребенка, рассказы взрослого,
чтение книг, разучивание стихов - появляется с развитием речи.
Внеситуативно-личностное, оценочное общение - обсуждение норм и правил
поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.
Внеситуативно-деловое - в различных формах занятий, обучения. Общение в
интимных контактах ребенка с родными вырастает до общения в больших системах.
Возникая в разные периоды развития, формы общения в дальнейшем сосуществуют,
обеспечивая и эмоциональное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных
форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время
обеспечить развитие всех форм общения.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Формы активности личности:
беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца;
манипуляции ребенка с предметами;
ориентировочная исследовательская активность;
активность в общении, «приглашение» взрослого к общению в форме плача,
просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого;
виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт,
досуговые увлечения и т. д.
Нормально развивающийся ребенок активен.
Пассивность - базовый дефект патологического мозга.
Социальная среда и созданный людьми предметный мир побуждают,
провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей
социально принятые формы и виды деятельности.
Понимая значение активности, педагоги и психологи представляют ее
как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические
приемы обучения и воспитания. Они предлагают проблемное обучение,
дискуссии, исследовательскую позицию в освоении школьных
предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся,
ролевые игры и т. д.
4. Основны е
законы
психического
развит ия
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Неравномерност ь развития. Разные стороны личности, в том числе
психические функции, развиваются неравномерно. Каждая из них
имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию
присущ колебательный характер. Есть периоды, когда функция
доминирует, это период ее наиболее интенсивного, оптимального
развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и
зависят от доминирующей функции.
Гетерохронност ь развития означает асинхронность (несовпадение во
времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если
неравномерность — это неодинаковость, непостоянство в развитии
психических функций, то гетерохронность — это разновременность,
асинхронность. Т.е. темпы развития разных психических образований
оказываются разными. Например, ребенок учится ориентироваться в
пространстве быстрее, чем во времени.
Неустойчивост ь тесно связана с неравномерностью и
гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые
периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах
детского развития.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Сензит ивность. Сензитивный период развития - период,
когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание
детей. Данные периоды ограничены во времени, и если в
сензитивный период развитию определенного качества не
уделялось должного внимания, то потом процесс его развития
будет более долгим.
Кумулятивность означает, что результаты развития
предшествующего возрастного периода включаются в
последующий, но с определенными изменениями. Например, в
процессе развития мышления сначала развивается нагляднодейственное, затем наглядно-образное и наконец словеснологическое мышление. Такой процесс свидетельствует о
качественном преобразовании психического развития.
Стадиальность развития. Психическое развитие
происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой
темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный
года жизни в дошкольном возрасте.
5. Проблема
периодизации
психического
развит ия
3 ГРУППЫ ПЕРИОДИЗАЦИЙ
Проблему периодизации развит ия нельзя признат ь до конца
решенной: отсутствие должных теоретических обоснований мешает
решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково
фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы
внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие
реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его
социальной ситуации. Поэтому в науке существует несколько периодизаций.
Л.С.Выготский различал 3 группы периодизаций:
По внешнему критерию. Пример - периодизация Штерна, созданная по
биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет
филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует
основным периодам биологической эволюции и исторического развития
человечества).
По одному внут реннему критерию. Периодизации, основанные на одном
признаке, субъективны, т.к. авторами произвольно выбирается одна из многих
сторон развития (например, развитие детской сексуальности у З.Фрейда).
Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в
общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется
при переходе от возраста к возрасту.
По нескольким признакам развит ия, т.е. на основе существенных
особенностей этого развития: периодизация Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.
ПОКАЗАТЕЛИ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ
ПЕРИОДИЗАЦИИ
Л.С. ВЫГОТСКОГО: ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
Л. С. Выготский предлагает положить в основу периодизации два показателя:
динамический и содерж ательны й
Динамический показатель характеризует периоды как спокойные,
литические, или как бурные, критические. На разных этапах развития
ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно,
так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные
стадии развития.
В кризисны е периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и
жизненных навыков. По мнению Л.С. Выготского, только внутренние изменения
самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать
надежное основание для определения главных эпох построения личности
ребенка.
В организме ребенка в эти периоды происходят изменения, которые
проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение
этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой
природой. Но родители и педагоги должны предельно продуктивно
использовать их для развития своего ребенка.
По мнению Л.С. Выготского, самыми важными являются три возрастных кризиса
— 1 год, 3 и 7 лет . Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в
жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения
наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом кризисном
периоде.
ПОКАЗАТЕЛИ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ
ПЕРИОДИЗАЦИИ
Л.С. ВЫГОТСКОГО: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
Содерж ательны й показатель выражает, какие психологические новообразования
возникают в данном возрасте. Эти новообразования, характеризующие перестройку личности в
данном возрасте, возникают и развиваются в социальной ситуации развития, типичной для
каждого возраста.
Социальная сит уация развит ия ребенка - это своеобразное, неповторимое отношение
между ребенком данного возраста и окружающей его действительностью, прежде всего
социальной.
Социальная ситуация развития обусловливают динамику психического развития на протяжении
соответствующего возрастного периода и новые психологические образования, возникающие к
его концу, определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок
приобретает новые свойства личности. Новые свойства личности «знаменуют переход на новый
возрастной этап.
Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой
социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений
с социальной средой, а, следовательно, к новой социальной ситуации развития.
« Зона акт уального развит ия» - состояние личности ребенка, в котором он может делать
что-либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком
самостоятельно; наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем
интеллектуального развития;
« Зона ближ айшего развит ия» (ЗБР) - область не созревших, но созревающих процессов.
ЗБР ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью
взрослого, в ходе их совместной деятельности. Аксиома Л.С. Выготского: обучение ребенка
должно строится на ЗБР и предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой
развитие.
Наибольшая возможность развития способностей детей возникает в сензитивный период.
Сензит ивност ь (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для
развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. Возрастная
сензитивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий
для формирования конкретных свойств или процессов психики.
ПОКАЗАТЕЛИ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ
ПЕРИОДИЗАЦИЙ
А .Н. ЛЕОНТЬЕВА И Д.Б. ЭЛЬКОНИНА
А. Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к периодизации развития.
Каждому возрастному периоду соответствует конкретный вид деятельности
(ведущая деятельност ь), который влияет на развитие и формирование всех черт
личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого
периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей
деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.
Ведущей называют деятельность, которая соответствует 3 свойствам: 1) внутри
нее развиваются и возникают новые виды деятельности; 2) в ней главным образом
перестраиваются или формируются психические процессы; 3) в этой деятельности
возникают основные изменения в личности ребенка.
В одном возрасте ведущим является интимно—эмоциональное общение, в другом —
игра, в третьем — учение.
По мнению А.Н.Леонтьева, главной движущей силой развития личности являются
противоречия между имеющимися у ребенка способами деятельности и
требованиями общества к нему.
Д. Б. Эльконин в основу периодизации положил два типа деятельности:
I — направленная на познание предметов и развитие познавательной сферы
II — направленная на познание взаимоотношений с людьми и развитие личностной
сферы.
Эти два типа деятельности периодически сменяют друг друга — то один, то другой
становится ведущим, определяя характеристику возраста. Противоречия,
несоответствие между уровнем развития взаимоотношений с окружающими и
уровнем знаний и способов действий приводят к смене направленности деятельности
и смене возраста. Например, накопление знаний и умений в младшем школьном
возрасте пробуждает чувство взрослости, потребность в изменении отношений с
окружающими и переход к подростковому возрасту.
Возраст
ной
период
Социальная ситуация развития
(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)
Связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все
Младенче
формы активности младенца опосредованы
ский
взрослым; ребёнок вплетен в деятельность
(0-1 г.)
ухаживающего взрослого.
Раннее
детство
(1-3 г.)
Появление относительной самостоятельности и
автономности в передвижении, возрастающий
интерес к предметам, взрослый теперь
воспринимается не как посредник между
ребёнком и окружающим миром, а как
помощник при их взаимодействии.
Ведущая деятель Направленность
ность
познавательной
(А.Н. Леонтьев,
деятельности
Д.Б. Эльконин)
(Д.Б. Эльконин)
Непосредст
венное эмоцио
нальное общение
со взрослым
Предметноманипулятив
ная деятельность
Какая сфера
психики
преимущест
венно
развивается
Новообразования возраста
(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)
Возрастной
кризис (Л.С.
Выготский)
Личностная
Познание отноше
(потребностноний
мотивационная)
Потребность в общении. Эмоциональные
отношения, ходьба, эмоционально-заряженные
представления, открытие своего физического Я
(понимание своего облика в зеркале),
выделение себя в мире людей
Кризис
новорожденно
сти (0-2 мес.)
Познание
предмета
Познавательная
Речь и наглядно-действенное мышление,
открытие себя в качестве субъекта
деятельности — стремление самостоятельно
выполнять деятельность, которую выполняет
взрослый, появление местоимения «Я»;
чувство гордости за свои достижения.
Кризис 1 года
Потребность в общественно-значимой и
общественно оцениваемой деятельности,
преодоление эгоцентризма, усвоение первых
этических категорий добра и зла, развитие
произвольности поведения, формирование
наглядно-образного мышления, появление
первичной иерархии мотивов, возникновения
внутренней позиции школьника, знаковосимволическая функция сознания
Кризис 3 лет
Дошколь
ный
возраст
(3-7 лет)
Распад совместной деятельности со взрослым;
поведение взрослого выступает образцом,
Сюжетно-ролевая
который моделируется ребенком в совместной со игра
сверстником деятельности.
Познание
отношений
Личностная
(потребностномотивационная)
Младший
школьны
й
возраст
(7-11 лет)
Изменение привычной формы жизни ребёнка,
появление нового взрослого — социального
взрослого. Две линии развития отношений:
«ребёнок-близкий взрослый» и «ребёноксоциальный взрослый».
Учение
Познание начал
наук, свойств
объектов
действительности
Произвольность. Внутренний план действия.
Самоконтроль. Рефлексия, планирование,
Интеллектуально- формирование воли, интеллектуализация
Кризис 7 лет
познавательная
психических функций, знаковое опосредование
психических процессов, теоретическое
мышление.
Подрост
ковый
возраст
(11-15
лет)
Расширение сферы социальной активности и
изменение отношений с учителями,
сверстниками, родителями. Отношения со
сверстниками выходят за рамки учебной
деятельности. Оформляются подростковые
сообщества, в которых осваиваются нормы
социальной жизни, нравственные нормы
регуляции отношений.
Интимноличностное
общение,
направленное на
познание другого
человека, себя,
Познание
системы от
ношений в
разных ситуациях
Личностная
(потребностномотивационная)
Стремление к «взрослости», самооценка,
подчинение нормам коллективной жизни,
возникновение личностной рефлексии, и на её
основе самосознания, открытие своего «Я».
Кризис 13 лет
Старший
школьны
й возраст
(15-17
лет)
Изменение характера учебной деятельности, она
приобретает характер деятельности по
самообразованию, юноша находится перед
профессиональным выбором.
Учебно-професси
Познание
ональная деятель
профессии
ность
Познавательная
Мировоззрение, профессиональные интересы
профессиональное и личностное
самоопределение, система ценностных
ориентаций.
Кризис 17 лет
6. Всевозраст ной
подход
П. Балтеса
ВСЕВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД П. БАЛТЕСА
Большинство современных периодизаций психического развития ограничивают периодизацию
школьным возрастом, не отражая развития взрослого человека.
Обычно считается, что первоначальным объектом исследований онтогенеза психики было
развитие ребенка, а не развитие человека в течение всей его жизни. Однако обращение к
истории вопроса показывает, что такие представления неточны. Несмотря на давнее
возникновение всевозрастно-ориентированного мышления, всевозрастное развитие стали
эмпирически изучать только в последнее время, следуя основам, заложенным в начале XX в.
такими психологами, как Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Стэнли Холл, Г.Л. Холлингворт и К. Юнг.
Всевозраст ное направление психологии развития представляет собой исследование
изменяющихся и неизменных компонентов поведения человека в течение всей его ж изни
(онтогенеза) - от рождения до смерти. Основной целью при этом является получение данных об
общих принципах развития в ходе всей жизни, о его индивидуальных различиях и сходстве, а
также о степени и условиях индивидуальной пластичности или изменяемости.
Согласно этому взгляду, ни один процесс развития не состоит исключительно только из роста и
совершенствования.
Возрождение интереса к всевозрастным теориям в наши дни связано с тремя обстоятельствами:
демографическими изменениями - увеличение процента пожилых людей;
возникновением геронтологии как области науки и исследований дальних предвестников
старения;
"постарением" тех, кто проводил ряд классических лонгитюдных исследований детского
развития в 20-е и 30-е годы и кто в них участвовал. Это подтолкнуло возрастную
психологию к признанию научной и общественной значимости анализа всего прижизненного
развития человека.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:
1.
Изобразите психическое развитие в виде схемы или рисунка, отражая его
сущность, источник, движущие силы, условия, основные направления, взаимосвязи
с созреванием мозга, стадиальность.
2.
Вставьте пропущенные слова:
Чем младше ребенок, тем … темпы его физического развития.
Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно
… к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды
называются …
3.
Определите, какой из примеров какой закономерности психического развития
соответствует: гетерохронности, неравномерности, кумулятивности.
В раннем дошкольном детстве формируется ориентация в пространстве, а затем
позже ребенок усваивает понятия о времени.
В процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного,
словесно-логического мышления каждая по следующая его форма возникает на
основе предыдущей, включает ее в себя.
Память выделяется из восприятия и становится самостоятель ной
деятельностью.
Резкие перепады в развитии познавательных функций в под ростковом и
юношеском возрасте.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:
4. Определите из предложенного списка свойства че- ловека, которые
обусловлены социальными и биологическими факторами. Занесите их в
соответствующую группу в таблице.
Коммуникабельность, темперамент, мировоззрение, внимание,
инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы,
возрастные особенности, чувства, характер, способности,
механическая память, логическая память, эмоции, творческое
мышление, музыкальный слух, тембр голоса, агрессивность,
гуманность, стрессоустойчивость.
Социальны е ф акт оры
Биологические факторы
5. Вставьте пропущенные слова в высказывания Л. С. Выготского.
«Зона ближайшего развития – это то, что ребенок может сделать в
условиях … со взрослым под его непосредственным руководством, с
его помощью».
«Уровень актуального развития – это те наличные особенности
психических функций, которые … на сегодняшний день. Это то, чего
ребенок уже … к моменту обучения».
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология.
М.: Россия, 2011, 414 с.
Палагина Н.Н. Психология развития и
возрастная психология. М.: Московский
психолого-социальный институт, 2005.
288 с.
ЖЕЛАЮ
УСПЕХОВ!!!