Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом

  • 👀 1275 просмотров
  • 📌 1193 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Основные тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом» doc
Цель: знакомство с основными тенденциями развития дошкольного образования в России и за рубежом, современными образовательными технологиями и альтернативными системами. Задачи: изучение теоретических основ содержания и организации дошкольного образования в стране; знакомство с современными отечественными и зарубежными образовательными программами и технологиями; овладение навыками самостоятельной работы с научно-методической литературой; В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: об основных нормативно-правовых документах, регламентирующих дошкольное образование в России; знать: основные характеристики современных отечественных и зарубежных программ и технологий; роль, место, функции педагога в реализации конкретных программ дошкольного образования; особенности образовательных систем и их основные характеристики; уметь: анализировать содержание различных образовательно-воспитательных программ, сопоставлять их между собой, выделять в каждой программе наиболее существенные характеристики, отличающие данную программу от других. Тематический план общепрофессиональной дисциплины Тема 1. Современные концепции обновления дошкольного образования в стране. Содержание. Современные концепции обновления дошкольного образования в стране. Программы воспитания и обучения, как отражение и конкретизация ведущей концепции развития дошкольного образования. Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений. Классификация программ. Современные педагогические технологии и их влияние на развитие дошкольного образования. Новая образовательная парадигма - ориентация на развитие личности. До перестройки все дошкольные учреждения работали по единой типовой программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» ред. М.А.Васильева с 1985г. Переход к вариативности программ произошёл после утверждения в 1989г. новой концепции дошкольного воспитания и её авторами были В.В.Давыдов, В.А.Петровский-доктор психологических наук. Основные идеи новой концепции состояли в следующем: *гуманизация воспитательного процесса в дошкольных учреждениях; *деидеологизация (освобождение)образовательной деятельности; *приоритетность дошкольного периода, сохранить самоценность детства. Тема 2. Программы дошкольного образования и воспитания. Содержание. Программа – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Соответствие программы государственному стандарту и ведущим положениям Концепции дошкольного воспитания. История создания программы. Принципы построения программы, ее структура. Обновление программно- методических документов дошкольного образования на современном этапе. Подходы к классификации видов программ: по философско-концептуальным основам- вариативные и альтернативные, по объему и направленности содержания программы на целостный педагогический процесс: комплексные и парциальные, статусу «подчиненности» программы и их территориальному распространению: базовая, федеральная, региональная, муниципальная. Общие требования к программам. Принципы выбора и сочетания программ. Учебная продукция по дошкольному образованию. Составление классификации видов программ по дошкольному образованию (выписать общие требования к разработке программ). Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений: -д/сад общеразвивающего вида; -д/сад компенсирующего вида; -д/сад присмотра и оздоровления; -д/сад комбинированного вида. -центр развития ребенка * детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.д.); * детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; * детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; * детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); * центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Необходимо отметить, что в системе современных дошкольных учреждений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в нашей стране 20-25 лет назад. Дело в том, что условия воспитания в яслях вызывали критику со стороны педагогов, психологов, врачей, считавших отрыв маленького ребенка от семьи тяжелой нагрузкой для его несовершенной психики. Будучи по своему назначению оздоровительными учреждениями ясли не выполняли в полной мере эту функцию, и заболеваемость детей была достаточно высокой. Забота о здоровье подрастающего поколения побудила правительство ввести так называемое «оплачиваемое материнство»: матерям предоставляется частично оплачиваемый отпуск в связи с уходом за ребенком до достижения им 3-го возраста. Однако, надежды на то, что в условиях семьи дети в первые годы жизни будут развиваться лучше, чем в дошкольном учреждении не оправдались. Анализ показателей развития детей раннего возраста показал, что половина из них имеет отклонения в физическом здоровье, задержки развития. Это объясняется неудовлетворительным уходом за маленькими детьми, низким уровнем педагогической культуры родителей, а иногда и их жестоким обращением с ребенком. В настоящее время ведутся научные исследования с целью разработки модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. Осуществляется поиск новых технологий воспитания детей преддошкольного возраста. В дошкольных учреждениях создаются группы с гибким режимом работы. Оказывается медико-психолого-социальная помощь семьям, в которых есть дети раннего возраста. В современной системе дошкольного образования создаются специализированные дошкольные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество. В последние годы получило широкое распространение учебно-воспитательные комплексы «Детский сад- начальная школа»(УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10-11 лет, здесь обеспечивается преемственность непрерывность дошкольного и начального школьного образования. Дети сироты и дети, оставшиеся без родителей, воспитываются в домах ребенка (до 3-х лет), а затем в детских домах и интернатах. Количество таких детей стремительно растет: по данным Министерства образования РФ, в 2003г. их было 700 тысяч (дома переполнены). Изыскиваются новые формы воспитания сирот, когда берут их в семьи на каникулы, на выходные дни. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного. Для любознательных. После Второй мировой войны в Европе осталось много детей сирот. В 1949 г. австриец Герман Гмайнер на собранные у народа деньги открыл первую «Детскую деревню-SOS»- детский дом семейного типа. В настоящее время по модели Г.Гмайнера в 132 странах созданы учреждения для сирот. Стратегия воспитания представляется следующим образом: сначала излечить душу и тело ребенка, потом развить и выучить его, а после - помочь утвердиться в обществе в соответствии с возможностями и силами каждого. «Мать деревни»(официальное название новой профессии) вместе с работой выбирает и судьбу. Она живет с детьми, воспитывает их и самостоятельно ведет хозяйство. У нее 6-8 ребят, это названные братья и сестры. В деревне таких домов 10-12. Директор деревни не столько контролирует, сколько помогает и распределяет финансы. Остальное все, как в семье: дети ходят в обычную школу, лечатся в обычной поликлинике. В 1996 г. приняла своих воспитанников первая российская детская деревня в подмосковном Томилино. К ней прибавились еще 3 – под Санкт-Петербургом в г.Пушкино, в Мурманской и Орловской областях. Управление детскими дошкольными учреждениями. Современная система дошкольного воспитания в нашей стране включает разнообразные дошкольные учреждения. Дошкольные учреждения различаются по типу, виду, категории. Согласно Закону РФ «Об образовании» тип образовательного учреждения устанавливается в соответствии с реализуемой в нем программой, если реализуется программа дошкольного образования, то его следует отнести к типу «Дошкольное образовательное учреждение» и т.д.По виду дошкольные образовательные учреждения делятся: * детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.д.); * детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; * детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; * детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); * центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Критерием для отнесения дошкольного учреждения к одной из 3-х категорий является уровень соответствия его деятельности требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования: - первая категория - центр развития ребенка; - вторая категория – д/сад развивающего, компенсирующего, комбинированного вида, д/сад присмотра и оздоровления; -третья категория – детский сад. Тип, вид и категория устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации на основе Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 25.01. 96 № 27. Дошкольные учреждения различаются по длительности пребывания в них детей: 12-часовой д/сад, 9-часовой д/сад, д/сад круглосуточного пребывания детей. В последние годы появились группы с кратковременным пребыванием в них детей (3-5 часов). Такие группы носят разный характер: подготовка детей к школе, физическое развитие, художественное развитие, игротеки и др. Каждое дошкольное учреждение имеет свой устав, договор между ДОУ и родителями, договор между ДОУ и учредителем. Устав – это собрание правил определяющих устройство и деятельность организации и регламентирующих работу данного учреждения. В уставе определяются задачи и функции дошкольного учреждения, указывается система управления с обозначением функциональных обязанностей и требований к каждой категории работников, выделяются особенности организации воспитательно-образовательной работы, характер взаимосвязи с семьей воспитанников. Устав обсуждается и принимается на общем собрании дошкольного учреждения, его знание и выполнение являются обязательными для всех членов коллектива. ДУ по административной линии подчиняется соответствующему отделу в округе (районе), Департаменту образования, Министерству образования и науки РФ, которые не только финансируют ДУ, организуют его деятельность, но и осуществляют систематическую помощь и контроль за выполнением задач, поставленных перед дошкольным учреждением. Тема 3. Программа «Радуга» (авторский коллектив Т.Н.Доронова, В.В.Гербова и др.) Содержание. Цель и задачи программы, выдвигаемые перед воспитателем. Содержание программы воспитательно-образовательной работы с детьми разных возрастных групп: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математика. Условия и методика комплексного использования основных средств воспитания и обучения. Радость при удовлетворении ведущих потребностей ребенка - самоутверждения, игры, познания, общения – важнейшее условие повседневной жизни детей. Практические занятия: 1.Проанализировать программу «Радуга» по следующему алгоритму: - авторы программы; • вид программы; • цель программы; • структура программы; • методическое обеспечение программы; • выводы. 2. Анализ раздела программы (по выбору преподавателя). Тема 4. Программа «Развитие» (авторский коллектив Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко) Содержание. Самоценность дошкольного периода развития. Развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Задачи развития умственных способностей. Содержание обучения и различных видов деятельности в разных возрастных группах. Символизация, моделирование и другие приемы развития умственных способностей детей. Структура детской одаренности. Организация работы в разных возрастных группах. Тема 5. Программа «Детство» (авторский коллектив В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.) Содержание. Цель – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. Социально-личностное развитие ребенка, воспитание познавательного и позитивного отношения к окружающему миру. Роль самопознания. Тема 6. Программа «Истоки» (авторский коллектив Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, С.Н.Новоселова) Содержание. Деятельный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного учреждения. Направления развития ребенка: социальное развитие, физическое развитие, эстетическое развитие, познавательное развитие (природа и человек, история, география, культура), развитие речи, здоровье. Тема 7. Парциальные программы Содержание. Парциальные программы (локальные), включающие одно или несколько направлений развития ребенка. Программы «Семицветик» (авторы В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова); «Наш дом – природа» (автор Н.А.Рыжова); «Юный эколог» (автор С.Н.Николаева); «Паутинка» (автор Ж.Л.Васякина); «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (автор О.Л.Князева, М.Д.Маханева и другие) Тема 8. Новые педагогические технологии. Содержание. 1.»Детский сад – дом радости» Необходимость обеспечения формирования совокупности основных видов деятельности и развития индивидуальности. Методики формирования у детей системы знаний о любом виды деятельности. Самовоспитание и самообразование в дошкольном возрасте. Технология проведения режима в разных возрастных группах. Индивидуальная работа с детьми. Игра – ведущая форма воспитания. Создание условий для разнообразной самостоятельной деятельности детей. Роль праздников в формировании эмоциональной сферы ребенка. 2. «ТРИЗ» (авторы Г.С.Альтшуллер, М. Шустерман и другие). Цель ТРИЗа, принципы работы с детьми. Основные средства работы с детьми: педагогический поиск, разрешение противоречий, решение сказочных задач. Методы и приемы решения изобретательных задач. Частные и альтернативные образовательные учреждения. С 1991. в России разрешено открывать частные образовательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы, д/сада, университета и др., которое выдается в Министерстве (Департаменте) образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения). Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для них характерны такие признаки: - специфичность целей и содержания образования; - добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; - относительная административная независимость; - особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию. Тема 9. Детские сады М.Монтессори. Содержание. История педагогики М.Монтессори. Основные положения, характеризующие сущность педагогической теории М.Монтессори. Характеристика дидактического материала. Методические рекомендации и их использование в работе с детьми. Роль воспитательницы, требования к профессиональным умениям. Гуманизм воспитательно-образовательной системы и деятельности М.Монтессори. Пример нетрадиционного образования – сады Марии Монтессори (1870-1952г. Италия, первое образование - врач ). Главной целью воспитания - формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основа взаимодействия ребенка с педагогом: «Помоги мне это сделать самому». Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М.Монтессори. Тема 10. Вальдорфский детский сад. Содержание. История Вальдорфской педагогики. Цель и задачи воспитания в вальдорфской педагогике. Принцыпы вальдорфской педагогики: 1) устранить те препятствия, которые мешают естественному развитию ребёнка; 2) сособствовать всему, что служит такому развитию. Организация и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми: рисование, пение, эвритмия и другие. Роль взрослого в организации среды и деятельности ребенка. К альтернативным можно отнести детские сады и школы Р.Штайнера, или так называемые вальдорфские, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х годов XX века на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфском учреждении нет стабильных планов, программ, отсутствует регламентация жизни детей. К работе активно привлекаются семьи воспитанников. Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях(еврейские, армянские, татарские, христианские сады и школы). Заведения реализуют в работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией. Альтернативные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Однако вызывает опасение, не противоречит ли создание таких учреждений принципам демократизации просвещения, не станут ли они фактором расслоения общества. (см. задание Б) Тема 11. Зарубежные детские сады Содержание. Зарубежный практический опыт в работе дошкольного образовательного учреждения. Цель и задачи воспитания детей. Методические рекомендации и их использование в работе с детьми. Организация и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми. Роль взрослого в организации развивающей среды и деятельности ребенка.
«Основные тенденции развития дошкольного образования в России и за рубежом» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot