Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные сведения о соотношении звуковой системой языка и графики

  • 👀 515 просмотров
  • 📌 459 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные сведения о соотношении звуковой системой языка и графики» docx
Это лекция, которую мне дал педагог Основные сведения о соотношении звуковой системой языка и графики В составе современной русской графики лежит алфавит, изобретенный для славянской письменности и тщательно разработанный для старославянского языка, который около тысячи лет назад являлся литературным языком всех славянских народов. Вполне естественно, что старославянский алфавит не мог полностью соответствовать тогдашней звуковой системе русского языка. В частности, в старославянском алфавите были буквы для обозначения таких звуков, каких не было в русском языке, например: [юс большой], [юс малый]. Так возникло расхождение между устным языком и письменным. За тысячелетний период своего существования русская графика подвергалась лишь частичным усовершенствованиям, в то время как звуковая система живого русского языка непрерывно, хотя не всегда заметно, изменялась. Вследствие этого взаимоотношения между русской графикой и звуковой системой русского языка к нашему времени оказались лишенными полного соответствия: не все произносимые в различных фонетических положениях звуки обозначаются на письме особыми буквами. Особенности русской графики Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений. Так,  например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад), 2) [с'] (сюда, сядь), 3) [з] (сдача, сбор), 4) [з'] (косьба, сделка), 5) [ш] (сшить), 6) [ж] (сжать). Значение буквы с  в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - "здать", косьба - "козьба", сшить - "шшить", сжать - "жжать"). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку. Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении. Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук. К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые "непроизносимые согласные" в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п. Ко второй группе относятся буквы: я [ja], ю [jy], е [э], ё [jo]. К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы. Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения. Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч'], а буква ц - твердый звук [ц]. К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю. Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее. Слоговой принцип русской графики Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут). Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы  а, о, у, э, ы  указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь. Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - [ja], ё - [jо], е - [je], ю - [jy]. Такое  значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма,  ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга). Слоговой принцип – яркая особенность русской графики. Он сложился стихийно, в процессе развития русского языка, и оказался очень удобным. Он не только позволяет обойтись меньшим числом букв, но и экономит бумагу. Ведь если бы не было двойного набора букв для гласных, а мягкость согласных всегда обозначалась бы мягким знаком (например, тьотьа , льубльу – вместо тётя, люблю ), то слова были бы на письме гораздо длиннее. Отступления от слогового принципа Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний с йотом). Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами. Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон - бельем и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк). Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука ['] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.). Это было в описании этого вопроса Графический анализ задание связано с проблемой соотношения звука и буквы, т.е. проблемой соотношения того, что мы произносим, и его фиксации на письме с помощью букв русского алфавита. Необходимо еще раз подчеркнуть, что школьное определение буквы как обозначения звука некорректно, хотя в некоторой степени и обоснованно. Русская графика базируется на фонематическом принципе, т.е. русские буквы обозначают не звуки, а особые языковые единицы - фонемы, которые определяются по сильным позициям. Согласно положению Московской фонологической школы фонема это минимальная, незначимая единица языка, которая выполняет сигнификативную и перцептивную функции, т.е. служит для различения и отождествления значимых единиц языка (слов, морфем), и представлена в речи рядом позиционно чередующихся звуков внутри одной и той же морфемы. Чтобы определить фонему, нужно поставить звук в сильную позицию в той же самой морфеме. Согласно фонематическому принципу, чтобы решить, какую букву надо написать в слабой позиции, ее следует проверить. Для гласных слабой позицией является позиция безударная, проверить безударную гласную можно постановкой под ударение. Мы говорим [г^да], для правильной записи буквами в соответствии с фонематическим принципом нужно определить, какой фонеме принадлежит безударный звук, т.е. поставить его под ударение в той же самой морфеме, корне, подобрать однокоренное слово: [гот]. Безударный звук [^] принадлежит фонеме <О>, следовательно, нужно писать букву О. Для согласных слабыми позициями, требующими проверки и поиска фонемы–буквы, являются: по глухости-звонкости позиции конца слова, шумного перед шумным ([гот] [лошкъ] [проз’бъ]; по твердости-мягкости позиции зубного перед зубным или передненебным ([мод’н’ицъ]  [кон’ч’ик]). Их проверяют постановкой согласного перед гласным ([г^да] [ложъч’къ] [пр^с’и] ([модъ]). Согласно второму принципу русской графики – позиционному или слоговому – чтение, т.е. озвучивание, реализация той или иной буквы зависит от позиции этой буквы в слоге. Например, одна и та же буква «Д» может читаться по-разному - в зависимости от слогообразующей гласной, написанной следом: как звук мягкий, если за Д будет стоять одна из гласных букв II ряда -  И Е Е Ю Я,  и твердо, если слог образуется с гласной 1 ряда – Ы Э О У А (ди – [д’и], ды [ды]). Как видно, речь идет о передаче на письме согласных фонем, различающихся по  твердости-мягкости, и фонеме , которая имеет несколько способов  письменного выражения: специальную букву Й, гласные II ряда в определенных позициях, сочетания гласных  II ряда с предшествующими буквами Ь или Ъ (майка [маjкъ], яблоко, маяк [jаблъкъ] [м^jак], рьяный [р’jаныj], объявит [^б’jав’ит]). Кроме того, для выполнения этого задания необходимо иметь представления о 1) всех способах обозначения буквами русского алфавита твердости-мягкости (гласные I и II  ряда, «Ь», пробел), 2) особенностях, связанных с буквами, обозначающими шипящие (отступления от позиционного принципа) и, в конечном итоге, об особенностях значения гласных  и согласных букв в целом. Надо помнить, что все согласные буквы однозначны, но они могут обозначать целую фонему или только ее часть. Целую фонему (единицу) обозначают шипящие, Ц и Й. Остальные согласные передают общую часть парных по твердости-мягкости фонем или звуков в сильной позиции, например, буква З передает общую часть звуков [з] [з’], или одной буквой З по-русски обозначаются на письме 2 звука [з] [з’]. Признак твердости-мягкости, как было отмечено, передается в русском языке не с помощью согласных букв, а с помощью гласных букв, Ь или пробела. Следовательно, пробел и Ь звуков не означают, не читаются, но указывают на правильное прочтение предшествующей буквы (пробел – на ее твердость, Ь – на мягкость). Все гласные буквы признаются многозначными, т.к. они 1) передают гласные фонемы или гласные звуки в сильной позиции и 2) указывают на твердость-мягкость предшествующих согласных. Например, в слоге ТА буква А передает фонему <А>, читается как [а], и указывает на «твердое» прочтение впереди стоящей согласной буквы, а буква Я, также передавая фонему <А>, т.е. читаясь как [а], указывает на чтение предшествующей согласной буквы как мягкого звука. Кроме того, гласная буква Я, как и другие гласные II ряда (кроме И), может передавать 2 фонемы – + гласная, читаться как йотированный слог [j] + гласный звук – в позиции начала слова или в сочетании с буквами Ъ или Ь (яблоко, рьяный). Итак, русские буквы передают гласные фонемы или гласные звуки в сильной позиции, согласные фонемы или согласные звуки в сильной позиции. 2 буквы - Ь и Ъ – фонем не передают, но выполняют некоторые функции: Ь служит для обозначения мягкости (конь), передачи фонемы (в сочетании с гласными II ряда – рьяный), обозначения грамматических форм  2 лица ед.ч. глаголов, существительных 3 скл.  и т.д. (читаешь, мышь). При  этом все буквы имеют значение. Они могут уточнять значение соседней буквы, обозначать часть фонемы (общую часть согласных парных фонем или согласных звуков в сильной позиции), одну фонему (или звук в сильной позиции), одну фонему и часть другой фонемы (или 1 звук в сильной позиции и качество соседнего звука), две фонемы (или 2 звука). Например, в слове «сам» буква С обозначает общую часть звуков [с] и [с’], буква А передает фонему [а] и указывает на твердое прочтение впереди стоящей буквы С. Буква М обозначает общую часть фонем [м] и [м’], пробел за буквой М звукового значения не имеет, но уточняет значение предшествующей буквы, указывает на ее твердое прочтение. Кроме того, в необходимых случаях указывают отступления от слогового принципа русской графики. Например, в словоформе «плаще» (текст №1), где буква П обозначает общую часть звуков [п] [п’], буква Л – общую часть звуков [л] [л’], буква А – гласный звук [а] и указание на твердость прочтения предшествующей буквы, буква Щ – 1 звук и буква Е – 1 звук, должна быть отмечена нейтрализация слогового принципа русской графики, т.к. Щ всегда передает целую фонему <,>, которая не нуждается в специальных указаниях на ее мягкость, в данном случае буква Е не обозначает мягкости предшествующей согласной фонемы.   Для выполнения этого задания нужно сделать следующее: 1)        дать буквенную запись указанного слова; 2) дать фонетическую  транскрипцию слова; 3) определить значения каждой буквы и пробелов; 4) показать примеры действия слогового принципа и примеры отступления от этого принципа.   Например: утром [утръм] # (пробел) – не имеет графического значения; У – обозначает [у]; Т – обозначает [т], общую часть звуков [т] [т’]; Р – обозначает [р], общую часть звуков [р][р’]; О – обозначает [ъ] и указывает на твердое прочтение предшествующей буквы Р; М – обозначает [м], общую часть звуков [м] [м’]; # - указывает на твердое прочтение предшествующей буквы М. Примеры действия слогового принципа: буква О указывает на прочтение буквы Р твердо. Примеры отступления от слогового принципа: в слове нет.   зашептал [зъшыэптал] # (пробел) – не имеет графического значения; З – обозначает [з], общую часть звуков [з] [з’]; А – обозначает [ъ] и указывает на твердое прочтение предшествующей буквы З; Ш – обозначает [ш], один звук; Е – обозначает [ыэ]; П – обозначает [п], общую часть звуков [п] [п’]; Т – обозначает [т], общую часть звуков [т] [т’]; А – обозначает [а] и указывает на твердое прочтение предшествующей буквы Т; Л – обозначает [л], общую часть звуков [л] [л’]; # – указывает на твердое прочтение предшествующей буквы Л. Примеры действия слогового принципа: буква А указывает на прочтение буквы З в твердом варианте, буква Т указывает на чтение буквы П твердо, еще одна буква А указывает на прочтение буквы Т твердо. Примеры отступления от слогового принципа русской графики: в сочетании букв ШЕ звук [ш] непарный твердый и не нуждается в дополнительном средстве передачи твердости, буква Е передает лишь [э] и не указывает на твердость-мягкость предшествующей согласной.
«Основные сведения о соотношении звуковой системой языка и графики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot