Основные проблемы философии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
ПЛАН
1. Материя и формы ее существования.
2. Происхождение и сущность сознания.
3. Диалектика и ее альтернативы.
1. Исходной, и самой широкой, философской категорией является категория бытия. Для того, чтобы заниматься изучением чего бы то ни было, надо, как минимум, признать, что этот предмет познания существует, или обладает статусом бытийности. В структуре бытия выделяют виды, уровни и формы. К видам относят объективную и субъективную реальность, к уровням – актуальное, или наличное бытие ( то, что уже существует ) и потенциальное – которое ещё только может возникнуть; к формам – природное и социальное бытие. Рассмотрим основные виды бытия: первым из них является объективная реальность. Что это такое? В современном понимании это и есть материя. Долгое время под материей понимали либо природную первостихию, либо вещество, либо атомы ( само слово «атом» в переводе с греческого означало «неделимый»). В Новое время популярны были рассуждения о материальной субстанции, обладающей свойствами протяженности, твердости, плотности и непроницаемости. До определенного момента подобные представления о материи всех устраивали, но в конце 19в. грянул первый кризис в естествознании. Он был вызван открытием электрона ( что опровергло представления о неделимости атома ), явления радиоактивности, рентгеновских лучей ( поставлена под сомнение мысль о непроницаемости материи ) и электромагнитного поля. Все прежние представления о физическом строении мира рассыпались на глазах! В этих условиях многие заговорили об исчезновении материи. В философии большую роль вновь стал играть субъективный идеализм, который в это время называли эмпириокритицизмом. В 1908 году В.И.Ленин пишет книгу « Материализм и эмпириокритицизм», в которой объясняет, что материя никуда не исчезла, устаревшими оказались наши представления о ней. Они базировались на прежних научных достижениях, а новый этап развития науки требует пересмотра фундаментальных категорий. Ленин дает новое определение материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Таким образом, материя – это не вещество, не атомы, не нечто твердое и плотное, а это все то, что существует вне и независимо от нашего сознания! При этом, однако, материя обладает свойством воздействовать на наши органы чувств, благодаря чему мы можем что-то узнавать о ней. В структурной организации материи выделяют три больших уровня: неживая природа, живая природа и общество.
Способом существования материи является движение. Долгое время считалось, что сама по себе материя инертна и пассивна, а в движение ее приводит внешняя сила, однако современные представления базируются на том, что движение – внутренне присущее материи свойство. Под движением понимается любое изменение, происходящее с предметом. В настоящее время выделяют пять основных форм движения – механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Все эти формы связаны между собой. Низшие служат основанием для высших и частично в них присутствуют. Поэтому при изучении более сложной формы движения материи мы должны частично опираться на законы, действующие на предыдущих уровнях. Нельзя, к примеру, понять сущность жизни без изучения ее физико-химической основы. Но с другой стороны, ни в коем случае нельзя сводить высшее к низшему! Необходимо понимать, что на каждом следующем уровне к уже имеющимся всегда присоединяются какие-то новые законы. Нельзя, например, объяснять сущность социальных процессов с опорой на одни только законы биологии или, тем более, физики. Наряду с движением в мире есть и покой, но не абсолютный, а относительный. Это означает, что в какие-то моменты движение на каком-то уровне настолько незначительное, что им можно пренебречь ( хотя безусловно оно существует!). Вместе с тем в это же самое время происходит интенсивное движение на других уровнях.
Материя существует в пространстве и во времени. Вопрос о том, что это такое, и могут ли время и пространство существовать без материи, поднимался в философии давно. Сформировались два основных подхода: субстанциональный и реляционный. Сторонники первого полагали, что пространство и время – это некие самостоятельные сущности. Пространство – это огромный пустой ящик, а время – пустой поток длительности. Они могут существовать и будучи наполнены какой-либо материей, и без нее. Сторонники реляционного подхода считали, что пространство и время невозможны без материи. Диалектико-материалистические представления формировались в русле реляционного подхода, позиции которого значительно укрепились после появления теории относительности А.Эйнштейна. Пространство – это форма бытия материи, характеризующая рядоположенность объектов, их структурность и протяженность. Время – это форма бытия материи, характеризующая длительность процессов, последовательность и интервалы между ними. Пространство и время обладают как всеобщими, так и специфическими свойствами.
2. Вторым видом бытия, как было указано выше, является субъективная реальность, или наше сознание. Феномен сознания изучается различными науками: физиологией высшей нервной деятельности, психологией, кибернетикой. Каждая наука подходит к изучению по-своему, выделяя наиболее важные аспекты. Философия, как было сказано в первой лекции, в отличие от частных наук, сосредоточена не на детальном изучении различных граней, или частей мира, а на выделении принципиально важных моментов, которые позволяют понять, как устроен мир в целом, и как взаимодействуют его основные части. В случае с сознанием важнейшими являются два вопроса:1. Какова природа сознания? и 2. Кто обладает сознанием? По первому вопросу возможны два мнения: сознание идеально и сознание материально. Казалось бы, что может быть проще? Если философия идеалистическая, значит она должна считать сознание идеальным, а если материалистическая, –то материальным. Однако это не так. Идеалисты действительно склонны рассматривать сознание как нечто идеальное – порождение высшего духа. А вот с материалистами сложнее. В 19 веке существовало такое направление как вульгарный материализм ( Бюхнер, Фогт ). Его представители утверждали, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Печень материальна, желчь материальна; мозг материален, следовательно и то, что он выделяет, мысль, тоже является материальным. В 20-м веке подобные взгляды получили развитие в так называемом физикализме, к которому в том числе можно отнести теорию тождества ( тождественность физического и психического, материального и идеального ) и теорию элиминации ( постепенного исключения из обихода таких понятий, как психическое, духовное, идеальное ). В отличие от всех этих направлений диалектический материализм ( несмотря на то, что это материализм!) рассматривает сознание не как простое продолжение материи, а как принципиально новую форму бытия, возникшую на определенном этапе развития материи. Сознание идеально, оно не обладает никакими признаками материи. Мысли, или образы, возникающие в нашем сознании, не являются материальными копиями тех предметов, о которых мы думаем. Мозг не синеет и не краснеет при размышлениях о синих или красных предметах, в нем не появляются деревья или камни, если мы думаем в этот момент о них. И все же мозг воспроизводит предметы и их свойства! Но воспроизводит именно на идеальном уровне, как некую информацию о предмете, а не сам предмет!
Второй вопрос – это вопрос о том, кто или что обладает сознанием. Тут можно выделить три подхода:
1. Сознание – это всеобщее свойство материи . Подобный взгляд на мир называется гилозоизмом.
2. Сознание – это свойство, присущее только живой природе ( растениям и животным ). Этот подход активно разрабатывается в социобиологии.
3. Сознание – это свойство, присущее только человеку.
По поводу наличия сознания у животных идут постоянные споры, и все же мнение официальной науки таково: животные, а тем более растения, сознанием не обладают! Несмотря на то, что у животных обнаружена способность запоминать информацию, усваивать элементарный счет и понятия человеческой речи. И все же сознанием это назвать нельзя. Остается третий подход, но тут возникает главная сложность: если сознания не было на более ранних этапах существования материи, то откуда оно появилось потом? Какие предпосылки этому способствовали? В 18в. французский философ Д.Дидро высказал предположение о том, что в фундаменте самой материи заложено свойство, напоминающее сознание, и, постепенно развиваясь, оно приводит к появлению сознания. Это свойство назвали отражением. Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить свойства других объектов в процессе взаимодействия с ними. Для неживой природы характерно механическое, физическое и химическое отражение ( следы на песке, вмятины от ударов и т.д.). В живой природе встречаются следующие формы отражения ( в порядке усложнения ): раздражимость, чувствительность и психика. На этапе психического отражения оно становится уже идеальным, а не материальным, однако это еще не сознание. У животных отсутствует так называемая вторая сигнальная система, а развитие сознания без речи совершенно невозможно. Итак, сознание появляется впервые только у человека. Сознание – это высшая, связанная с речью функция мозга, выражающаяся в обобщенном отражении действительности, в планировании действий и предвидении их результатов, в разумном контроле и самоконтроле поведения человека.
Происхождение сознания, или происхождение человека, - это также одна из проблем, изучением которой занимаются различные науки. В общем можно выделить мифологическую, религиозную и научную точки зрения. В современной науке есть и теории, и гипотезы происхождения ( например, гипотеза о внеземном происхождении человека ). Среди теорий доминирующую роль играет трудовая теория антропогенеза, в которой человек рассматривается как продукт биологической и социальной эволюции. Труд является решающим фактором, влияющим на биологические изменения и требующим активного общения, для которого простых нечленораздельных звуков и жестов уже было недостаточно. Однако в целом следует признать, что проблема сознания, его сущности и происхождения остается одной из наиболее сложных проблем современной философии и науки.
3. В познании окружающего мира очень важную роль играет правильно выбранный метод. Современная наука опирается на диалектический метод. Диалектика руководствуется следующими основополагающими принципами: принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип детерминизма ( причинности), принцип историзма и принцип системности. Наряду с диалектикой используются и альтернативные способы познания, такие, как догматизм, метафизика, софистика, эклектика, релятивизм. Если диалектика подчеркивает сложность бытия и его познания, то для метафизики характерен упрощенный подход к действительности и ее познанию. При таком методе по существу отрицалась взаимосвязь и развитие явлений, а при их характеристике считалось достаточным ограничиваться однозначными оценками. Метафизиком объект воспринимается как простая (механическая) сумма частей. Образно говоря, метафизик за отдельными деревьями не видит леса. Как способ мышления метафизика — это также одномерное (одностороннее) видение объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны. В отличии от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому количественному накоплению изменений, росту предмета. Она вскрывает в развитии противоречия и скачки, переходы предметов в свою противоположность, возникновение качественно нового и иные сложные процессы, которые сопровождают развитие. Эклектика – это механическое соединение различных, часто разнородных, частей, идей, положений.
Термин «релятивизм» происходит от латинского слова «относительный» и означает методологический принцип, состоящий в абслютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм происходит из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий. Как методологическая установка релятивизм восходит к учению древнегреческих софистов, провозглашавших человека мерой всех вещей и с легкостью доказывавших любые, часто совершенно абсурдные, положения.
Основу диалектики составляют ее законы. Под законом понимается устойчивая, необходимая, многократно повторяющаяся связь между вещами и явлениями. Законы делятся на всеобщие, или универсальные, общие и частные. Законы диалектики являются универсальными, их действие можно обнаружить в любой области мира. Впервые законы диалектики сформулировал Гегель, но его диалектика была идеалистической, а позже К.Маркс и Ф.Энгельс разработали материалистическую форму диалектики. Итак, выделяют три закона диалектики:
1.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания ( двойного отрицания ).
Первый закон раскрывает механизм развития. Давно было замечено, что все изменения в мире происходят по одной и той же схеме: вначале они накапливаются медленно и постепенно, а затем происходит резкий переход к новому состоянию. Так в философии впервые стали задумываться о взаимодействии количества и качества. Под качеством понимается устойчивая совокупность свойств предмета или явления. Каждый предмет обладает определенными свойствами, поэтому про каждый можно сказать, что он обладает качественной определенностью, или является качеством ( в философском смысле этого слова ). Любое свойство может выражаться сильнее или слабее: например, температура тела может повышаться или понижаться, размеры могут изменяться и т.д. В этом случае мы уже имеем право говорить о количестве, под которым понимается степень интенсивности присущих предмету свойств, выражаемая в числах и величинах. В каком-то смысле количество – внешняя характеристика вещи, в то время, как качество – характеристика внутренняя. Гегель, например, писал, что дом остается домом, независимо от того, сколько в нем этажей. Взаимосвязь количества и качества выражает категория меры. Мера – это интервал, в пределах которого количественные изменения не приводят к появлению нового качества. Например, для воды, находящейся в жидком агрегатном состоянии мерой будет интервал о 0 до 100 градусов. Если изменения происходят в границах меры, то качественная определенность вещи сохраняется; если же они выходят за границы меры, то возникает нечто новое. Всеобщей формой перехода от старого качества к новому является скачок. Скачки бывают спонтанные и индуцированные, мгновенные и растянутые во времени. Примерами действия данного закона в природе является преобразование песчинки в жемчужину, органических остатков – в нефть и т.д. В общественной жизни – это постепенное накопление противоречий в обществе, которое может привести к социальному взрыву и революции. В познании – это процесс накопления знаний, который может привести к открытию закона или разработке новой теории.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на важнейший вопрос об источнике движения. Еще древнегреческий философ Гераклит указывал, что именно борьба между противоположностями является «отцом всего и царем надо всем». Гегель отмечал, что нечто жизненно лишь постольку, поскольку содержит в себе противоречие. Каждый предмет и каждое явление содержат в себе какие-то противоположности. Даже на уровне атома это плюс и минус ( ядро и электроны ). В обществе на разных этапах его существования встречались такие противоположности, как рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне и т.д. Отношение одновременного единства и борьбы и называется противоречием. Противоположности едины в том смысле, что друг без друга существовать не могут ( рабы без рабовладельцев не являются рабами, к примеру ). Благодаря единству противоположностей сохраняется и в целом какая-то система, то есть в мире присутствует какая-то устойчивость и стабильность. Вместе с тем противоположности находятся в состоянии борьбы, и именно она является источником самодвижения и саморазвития системы. Благодаря борьбе имеет место прогресс в мире ( хотя не всегда борьба между противоположностями приводит к появлению чего-то лучшего; наряду с прогрессом встречается и регресс ). Противоречия делят на основные и неосновные, внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические. Примером неантагонистических противоречий могут быть противоречия между рабочим классом и крестьянством ( социальными группами, которые не враждебны друг другу ).
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос о направленности движения. Следует понимать, что законы диалектики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Каждое вновь возникшее качество внутренне противоречиво, следовательно оно будет развиваться и в какой-то момент будет заменено новым качеством. Старое при этом подвергается отрицанию, или уничтожению. Но и вновь возникшее также не будет существовать вечно, и также в какой-то момент подвергнется отрицанию. Таким образом, развитие – это бесконечная череда отрицаний. Гегель пояснял этот закон на примере с ячменным зерном: будучи брошенным в землю оно в какой-то момент прорастает, и появляется росток, который отрицает зерно, дальнейшее развитие ростка приводит к формированию колоса, который отрицает росток. В колосе созревают новые зерна. Таки образом, на этапе второго отрицания в этом примере происходит воспроизводство первоначального качества – зерна. Различают отрицание – деструкцию, отрицание-снятие и отрицание-трансформацию. Для первого вида больше всего подходят такие синонимы, как «взрыв», «распад». Второе - это такое, при котором большая часть прежней системы погибает, но отдельные ее элементы сохраняются и переносятся в новое качество ( «старое существует в новом в снятом виде»). При трансформации происходит замена отдельных элементов, а основа системы сохраняется. Метафизическое отрицание, как правило, означает полное, и часто совершенно бессмысленное, уничтожение старого. Его ещё называют «пустым», или «зряшным» отрицанием. Диалектическое же отрицание всегда является моментом развития, необходимым условием дальнейшего существования системы. Развитие, с точки зрения диалектики, никогда не происходит по кругу или по прямой: диалектическая модель – это бесконечно раскручивающаяся спираль.
Кроме законов диалектики существует ещё система категорий. Категории – это особый класс понятий. В них абстрагирование, свойственное процессу образования понятий, достигает предельной степени, и по объему это – самые широкие понятия. Однако именно поэтому их можно использовать для объяснения и познания самых различных областей действительности. В систему категорий диалектики включены следующие:
1. Единичное и общее
2. Сущность и явление
3. Содержание и форма
4. Причина и следствие
5. Необходимость и случайность
6. Возможность и действительность
7. Целое и часть
8. Элемент и система
9. Свобода и необходимость
Категории диалектики, так же, как и законы, служат своего рода методологическим каркасом, который помогает нам понять, как устроен этот мир, какого рода и каким образом происходят в нем все изменения. Диалектика, таким образом, позволяет нам решать не только важные профессиональные задачи, но и вооружает знаниями, которые элементарно могут потребоваться человеку и в его повседневной жизни.