Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации

  • 👀 632 просмотра
  • 📌 555 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации» docx
Лекция 4. Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации. Содержание. 1. Оценки соответствия (контроль, анализ. Испытания) 1.1 Обьекты. 1.2 Основная форма оценки –контроль. 1.3 Испытания 1.3.1 Требования к испытаниям. 1.3.2 Отбор образца. 1.3.3 Результаты испытаний. 1.3.4 Содержание протокола испытаний. 2. Основные положения ФЗ-184 (раздел 4 определяет законодательные требования ПС.) 3. Подтверждение соответствия. 3.1 Добровольное ПС. 4. Декларирование. 5. Обязательная сертификация. 6. Организация работ по оценки соответствия. 7. Знак обращения на рынке. 8. Права и обязанности заявителя. 9. Условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия 10. Признание результатов подтверждения соответствия Приступая к изучению темы, связанной с оценкой качества и безопасности продукции, Обратимся к ФЗ-184, где четко определены сферы технического регулирования -установление обязательных требований -установление добровольных требований -оценка соответствия. Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту; Оценка соответствия в системе технического регулирования представляет собой сложный взаимоувязанный и взаимодополняющий конгломерат форм, схем, методов и инструментов, призванных доказать, что объект технического регулирования соответствует установленным требованиям. Логично предположить, что весь этот конгломерат может быть использован не только в техническом, но и в экономическом, социальном, и административном регулировании. В оценке соответствия участвуют две или три стороны. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Третья сторона — лицо или орган, признаваемые не зависимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. (это один из принципов технического регулирования : -«независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей, единой системы и правил аккредитации») 1.1 Обьекты технического регулирования: -продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг. Требования устанавливаются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции. Носителем установленных требований могут быть также стандартные образцы , образцы эталоны, товары аналоги. Оценка соответствия проводится в формах : государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, аккредитации, аттестации и в иной форме (аудит, валидация, верификация) (ФЗ-184). Рисунок 4.0. Схема понятий связанных с определением соответствия (Бизнес-клиенты, потребители, пользователи или государственные должностные лица имеют свои определенные ожидания в отношении продуктов и услуг, связанные с такими их характеристиками как качество, экологические параметры, безопасность, экономичность, надежность, совместимость, полезность и эффективность. Процесс, позволяющий продемонстрировать, что эти свойства удовлетворяют требованиям стандартов, правил и других документов, называется оценкой соответствия. Потребитель испытывает дополнительное доверие к товару, который сопровождается официальной декларацией от поставщика , имеет сертификат либо знак прохождения сертификации, свидетельствующие о качестве, безопасности или других желаемых характеристиках) 1.2 Основной формой оценки является контроль. Любой контроль включает два элемента: -получение информации о фактическом состоянии обьекта (для продукции - о ее качественных и количественных характеристиках) -сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью определения соответствия, т.е. получение вторичной информации. (В международном стандарте ИСО/МЭК 17000:2004 использованы процессный подход к описанию оценки соответствия, как последовательность выполнения трех функций (процессов): — выбор — подготовка необходимой исходной информации и планирование действий для следующего этапа — определения; — определение — действие по получению информации о выполнении заданных требований; — проверка — анализ полноты доказательств соответствия. При положительных результа­тах реализуется заключительный этап — подтверждение соответствия. ) Оценка соответствия может осуществляться первой, второй или третьей стороной и распространяется на такие виды деятельности, как проведение испытаний, контроль и сертификация. Контроль качества продукции – контроль количественных и качественных характеристик продукции (услуг). В процедуру контроля качества могут входить операции: -измерения -анализа -испытания. (может быть самостоятельной процедурой) Они должны быть стандартизированы, те. общепризнаны. (ГОСТ 31893-2012 Оценка соответствия . Система стандартов в области оценки соответствия) (ГОСТ Р 56541-2015. Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.) (ГОСТ Р 56013-2014 Оценка соответствия. Порядок обязательного подтверждения соостветствия продукции требованиям технического регламента Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования») Анализ продукции (анализ производства). При анализе сложных объектов наиболее продуктивным является применение системного подхода, разновидностью которого можно считать структурный анализ оценки соответствия как составляющей технического регулирования 1. Анализ продукции , в частности структуры и состава материалов и сырья , осуществляется аналитическими методами: химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анализом и т.д. (процедура как элемент контроля качества) 2. Анализ состояния производства. (как отдельная процедура) В качестве инструмента подтверждения соответствия используется анализ состояния производства, проводимый органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации. Учитывая важность этого инструмента в оценке соответствия в целом, рассмотрим его подробнее. Оценка производится в отношении условий обеспечения стабильности характеристик безопасности и качества, позволяющей судить о: — наличии и полноте технологической документации; — соблюдении режимов технологического процесса; — состоянии средств технологического оснащения: — наличии и эффективности системы контроля и испытаний, метрологического обеспечения. Анализ состояния производства дополняет результаты испытаний. Принимая во внимание особенности обеспечения безопасности пищевой продукции (лекарственных средств, парфюмерно-косметической продук­ции), как правило, в мировой практике применя­ют анализ состояния производства на основе принципов НАССР, воплощенных в стандарт ИСО 22000:2005 (для пищевой продукции) или принципов GMP (для лекарственных средств или парфюмерно-косметической продукции), направленной на обеспечение безопасности продукции на стадии производства. В российском законодательстве предусмотрено при декларировании с участием третьей стороны предоставление сертификата системы качества. В схемах обязательной сертификации также предусмотрено использование сертификата системы качества. Практика ЕС показывает, что предусмотренная в модулях оценки соответствия, оценка системы качества более эффективна, чем сертификация так как она включает проверку выполнения планов качества и испытания и проводится специалистами-аудиторами по профилю предприятия. 1.3 Испытания –техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции , процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой. Рассмотрим подробнее значение испытания , как процедуры. Основным средством испытаний является испытательное оборудование. К средствам испытаний относятся также основные и вспомогательные вещества и материалы (реактивы и т.п.), применяемые при испытании. Сертификационные испытания (испытания для целей подтверждения соответствия) – один из этапов подтверждения соответствия продукции установленным к ней требованиям, в частности требованиям Технических регламентов Таможенного союза. Всесторонним испытаниям подвергаются образцы изделий из групп однородной продукции (партии, серии) или типовые образцы продукции. В ходе проведения испытаний продукции для целей подтверждения соответствия, испытательные лаборатории (центры) применяют методы и методики испытаний, позволяющие: - провести идентификацию продукции, в частности проверить происхождение, принадлежность к классификационной группе, к конкретной партии, соответствие требованиям, изложенным в технической документации на продукцию, и прочее; -проверить характеристики испытываемой продукции; -подтвердить соответствие продукции установленным требованиям безопасности, предъявляемым к ней, в отношении нанесения вреда и ущерба для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды. 1.3.1Требования к испытаниям ===================== Сертификационные испытания проводятся испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными на проведение испытаний для целей подтверждения соответствия продукции на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза. В случае, если схема сертификации продукции допускает проводить испытания в неаккредитованной испытательной лаборатории (центре), то орган по сертификации продукции вправе привлечь к проведению испытаний продукции неаккредитованную испытательную лабораторию. В отношении различных групп продукции на территории Российской Федерации и Таможенного союза разработаны и действуют нормативные документы, в частности ГОСТы (как национальные, так и межгосударственные), которые содержат требования к проведению как к самой продукции, так и к методам испытаний продукции (порядок, методы и методики испытаний, и т.д.). К аккредитованным испытательным лабораториям предъявляется целый ряд требований, в частности требования к: -испытательному оборудованию, средствам измерений (состояние, класс точности, наличие поверки и калибровки и прочее); -условиям проведения испытаний (температура, влажность и т.п. в помещениях испытательной лаборатории); -нормативной документации, используемой в процессе проведения испытаний. Основным нормативным документом, устанавливающим термины и определения, применяемые в области испытаний и контроля качества продукции, является ГОСТ 16504 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения», а также: -ГОСТ 31814 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия»; -ГОСТ Р 51293 «Идентификация продукции. Общие положения»; -ГОСТ Р 51672 «Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия» устанавливает требования к разработке нормативных документов, подготовке и проведению сертификационных испытаний продукции. 1.3.2 Отбор образцов ================== Отбор образцов для проведения испытаний производится в соответствии с требованиями, изложенными в нормативных документах, методиках, программах и методиках испытаний, содержащихся в области аккредитации испытательной лаборатории, содержащих правила и методы испытаний, в том числе правила отбора образцов. При отсутствии или недостаточной информации о правилах и порядке проведении отбора образцов конкретной продукции следует использовать положения ГОСТ 31814 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия». Данный нормативный документ определяет общие требования к порядку отбора типовых образцов, учитывая: -однородность; выборку по составу; выборку по количеству; соответствие образцов идентификационным признакам продукции. -Количество образцов продукции для проведения испытаний определяется в соответствии с требованиями Технических регламентов, нормативных документов на конкретную продукцию и методов и методик испытаний продукции с учетом необходимости сохранения контрольного образца. -Отбор образцов проводится, как правило, в присутствии ответственных лиц изготовителя (заказчика) на складе готовой продукции методом случайной выборки. Так же отбор образцов продукции может проводиться непосредственно ответственным лицом изготовителя (заказчика). -Отбор образцов продукции оформляется «Актом отбора образцов». -Местом отбора образцов может быть: -склад готовой продукции или производственное помещение изготовителя (сборочный цех и т.п.), складское помещение продавца (покупателя), помещение таможенного терминала; место нахождения партии (склад готовой продукции изготовителя; склад временного хранения; таможенный склад; склад покупателя, если продукция находиться на ответственном хранении; ёмкость транспортного средства); -место нахождения единицы продукции (на производственном участке изготовителя, на месте монтажа изделия у покупателя, на складе временного хранения). 1.3.3 Результаты испытаний. Результаты, полученные в ходе проведения испытаний продукции, оформляются протоколом испытаний. ================================== -Протокол испытаний является одним из основных доказательных документов соответствия или несоответствия продукции требованиям, предъявляемым к ней при подтверждении соответствия продукции. Помимо данных, полученных в ходе проведения испытаний, в протоколе могут содержаться ссылки на предельно допустимые значения контролируемых величин (параметров), регламентированные нормативными документами. Числовые значения и параметры, полученные в ходе проведения испытаний, должны быть в пределах допустимых значений. Вне зависимости от результата (соответствует или не соответствует продукция предъявляемым к ней требованиям), полученного в ходе проведения испытаний продукции, результаты испытаний оформляются протоколом испытаний, который передаётся заказчику испытаний. -Положительные результаты испытаний дают право на оформление сертификата соответствия либо декларации о соответствии (при полном соответствии других составляющих сертификации и декларирования). 1.3.4 Содержание протокола испытаний =================================== В соответствии с требованиями к содержанию протоколов испытаний, -протоколы испытаний (если это необходимо для толкования результатов испытаний) должны включать в себя: -проведение испытаний (группа специалистов , участвующих в испытаниях) -Цель проведения испытаний (подтверждение испытаний) -результаты идентификации (наименование изделия, -тип, маркировка,)(внешний вид изделия : новый, в заводской упаковке, без повреждений, )(код ТНВЭД ЕАЭС ) -Методика испытаний. -перечень испытательного оборудования и средства ( в виде таблицы) -обозначения в протоколе: (ИН- требования не применяются, испытания не проводились «СООТВ»-соотв-т требованиям по результатам испытаний «НЕ СООТВ» -НЕ СООТВ.. «СМ. ТАБЛИЦУ» -результаты испыт-й в таблицах в конце протокола -наименование документа; -наименование и адрес Лаборатории, где проводятся испытания; -наименование и адрес заказчика или изготовителя; -идентификацию используемого метода испытаний; -описание и идентификацию изделия, прошедшего испытания; - дату получения изделия и дату проведения испытаний; -результаты испытаний с указанием (при необходимости) единиц измерений; описание условий окружающей среды при отборе, если они могут повлиять на результаты испытаний. 2. Основные положения №184-ФЗ. Статья 2. Основные понятия , относящиеся к оценке соответствия. декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия; знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации; идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам; контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки; орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации; оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту; подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях; риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом; форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров; схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям; впервые выпускаемая в обращение продукция - продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены. 3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ 3.1 Цели подтверждения соответствия Подтверждение соответствия осуществляется в целях: -удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров; -содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг; -повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; -создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. 3.2.1 Принципы подтверждения соответствия Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов: - доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам; - недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; - установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; - уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; - недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; - защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия; - недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. 3.2.2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. 3.2 Формы подтверждения соответствия : 1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. 2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. 3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации. 4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом. 3.3.1 Добровольное подтверждение соответствия: 1) Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров. 2) Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. 3) Орган по сертификации: -осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; -выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; -предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; -приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия. 4) Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. 3. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. (Примечание. Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации, см. в Приказе Ростехрегулирования от 25.02.2005 N 27-ст. Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются: свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. В случае, если указанный документ не представлен лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, по собственной инициативе, сведения, содержащиеся в нем, представляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию; правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи; изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия; документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.) Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет. 4. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных абзацами четвертым, пятым и шестым пункта 3 настоящей статьи, отсутствия сведений о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке. 5. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам. Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. 3.3.2 Знаки соответствия - Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. - Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия. 3.3.3 Обязательное подтверждение соответствия 1. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. 2. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. 3. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 189-ФЗ) 4. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем. Стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия продукции определяется независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями. (п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 4. Декларирование соответствия 4.1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона). При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия. 2. При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Техническая документация должна содержать: основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание в целях оценки соответствия продукции требованиям технического регламента; описание мер по обеспечению безопасности продукции на одной или нескольких стадиях проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; список документов по стандартизации, применяемых полностью или частично и включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и, если не применялись указанные документы по стандартизации, описание решений, выбранных для реализации требований технического регламента. В случае, если документы по стандартизации, включенные в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, применялись частично, в технической документации указываются применяемые разделы указанных документов. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) Техническая документация также может содержать общее описание продукции, конструкторскую и технологическую документацию на продукцию, схемы компонентов, узлов, цепей, описания и пояснения, необходимые для понимания указанных схем, а также результаты выполненных проектных расчетов, проведенного контроля, иные документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Техническая документация, используемая в качестве доказательственного материала, также может содержать анализ риска применения (использования) продукции. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом, состав указанной технической документации может уточняться соответствующим техническим регламентом. (п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ) 3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи: включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации. 4.1. При декларировании соответствия заявитель, не применяющий документов по стандартизации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, может обратиться в орган по сертификации за заключением о соответствии его продукции требованиям технического регламента и на основании указанного заключения органа по сертификации, подготовленного по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типового образца выпускаемой продукции, технической документации на данную продукцию, принять декларацию о соответствии в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи или соответствующим техническим регламентом. (5. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия; заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения. Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. 6. Оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия. Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии и порядок регистрации деклараций о соответствии устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. 7. Декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом. Заявитель обязан представить декларацию о соответствии либо регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. 5. Обязательная сертификация КонсультантПлюс: примечание. О Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, см. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982. 1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. 2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия включает в себя: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия; информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом и исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. 3. В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, подлежащей обязательной сертификации, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения о том, что обязательная сертификация такой продукции не осуществлялась. В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрено декларирование соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения об отсутствии у него доказательств, полученных с участием третьей стороны. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) Особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке, порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и о факторах, от которых он зависит, определяются Правительством Российской Федерации. 6. Организация обязательной сертификации 1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. 2. Орган по сертификации: -привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры); -осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; -ведет реестр выданных им сертификатов соответствия; -информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее; -выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; -обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации; -определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем; -в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами; -осуществляет отбор образцов для целей сертификации и представляет их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории (центры) или поручает осуществить такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам); -подготавливает заключение, на основании которого заявитель вправе принять декларацию о соответствии по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типовых образцов выпускаемой в обращение продукции и технической документации на данную продукцию. 3. Порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за их предоставление, а также федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение указанного реестра, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок выдачи бланков сертификатов соответствия устанавливается Правительством Российской Федерации. 4. Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами). -Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе. -Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений. 7 .Знак обращения на рынке 1. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. 2. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке. 8. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия 1). Заявитель вправе: -выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом; -обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать; -обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации; -использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. 2.) Заявитель обязан: -обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; -выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; -указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; -предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; -приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено; -извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; -приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; -приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. Условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия 1.) Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства. 2) Для целей таможенного декларирования продукции Правительство Российской Федерации на основании принятого указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации технического регламента не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу указанного технического регламента утверждает списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в установленной сфере деятельности, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, осуществляют формирование указанных списков и представление их в Правительство Российской Федерации не позднее чем за шестьдесят дней до дня вступления в силу технического регламента. В случае, если технический регламент принят нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, для целей таможенного декларирования продукции указанный федеральный орган исполнительной власти совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, утверждают не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента на его основании списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. 2. Продукция, определяемая в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая в Российскую Федерацию и помещаемая под таможенные процедуры, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи документов о соответствии. 3. Порядок ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи и с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза. 10. Признание результатов подтверждения соответствия Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Задание : -законспектировать (коротко, тезисами) лекцию .
«Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot