Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия бухгалтерского учета

  • 👀 748 просмотров
  • 📌 720 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия бухгалтерского учета» docx
Бухгалтерский учет Лекция № 1 1. Основные понятия бухгалтерского учета Бухгалтерский учет –это упорядоченная система сбора, регистрации информации об объектах учета и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех фактов хозяйственной жизни предприятия и составления на основе полученной информации бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень объектов бухгалтерского учета, а также основных требований, предъявляемых к его ведению, установлен Федеральным законом Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 29.07.2018). Для учета используются измерители: натуральные, трудовые, денежные. Натуральные измерители используются для количественной характеристики объектов учета (штуки, метры, килограммы и т.д.), с их помощью осуществляется контроль за сохранностью материально-производственных запасов, объемов производства, продаж и т.д. и анализируются отчетные показатели. Трудовые измерители предназначены для учета затраченного рабочего времени (рабочий день, рабочий час). На их основе формируются производственные задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда. Денежный измеритель-это обобщающий показатель, позволяющий объединить разнородные объекты учета и выразить их в одном измерителе (рубль-национальная валюта), составить сметы, производственные задания, отчеты и балансы. В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет ряд функций: Информационная- одна из главных функций, т.к. бухгалтерский учет является основным источником информации. На ее основе принимаются соответствующие решения, поэтому она должна быть достоверной, оперативной, объективной и должна содержать только необходимые данные, для быстрого изучения и принятия оптимального управленческого решения. Контрольная – работники бухгалтерии осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества организации, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений. Аналитическая- позволяет изучить перспективы развития организации, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности. К ведению бухгалтерского учета, в соответствии с Законом №402-ФЗ, предъявляются следующие требования: 1. БУ ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности организации. 2. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. 3. Данные, содержащиеся в первичных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах БУ. 4. Не допускаются пропуски и изъятия при регистрации объектов БУ в регистрах БУ. 5. БУ ведется посредством двойной записи на счетах БУ, если иное не установлено федеральными стандартами. 6. Активы и обязательства подлежат инвентаризации. 7. Объекты БУ подлежат денежному измерению. 8. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. 2. Регулирование бухгалтерского учета в РФ Федеральные стандарты устанавливают единые правила оценки объектов БУ, обязательны к применению на всей территории РФ, разрабатываются для кредитных организаций и организаций государственного сектора, а для коммерческих организаций – Положения по бухгалтерскому учету. Отраслевые стандарты устанавливают единый порядок ведения учета для конкретной отрасли. Главным документом предприятия является Учетная политика, она представляет собой свод правил, принципов и методов организации ведения БУ на конкретном предприятии. Учетная политика формируется лицом, на которое, в соответствии с законодательством РФ, возложено ведение БУ предприятия и утверждается руководителем (приказом, распоряжением и т.д.) и применяется всеми структурными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, в соответствии с Положением по БУ 1/2008 (ПБУ 1/2008). При этом утверждаются: -рабочий план счетов; -формы первичных документов; -порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; -методы оценки активов и обязательств; -правила документооборота и технология обработки данных; - порядок контроля за бухгалтерскими операциями; - другие решения, необходимые для организации учета. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Изменение учетной политики производится в следующих случаях: -при изменении законодательства РФ о БУ; -разработке и выборе нового способа ведения БУ; -существенном изменении условий деятельности предприятия. Вновь созданные предприятия формируют свою учетную политику в течение 90 дней с даты регистрации, но не позднее первой отчетности. 3. Предмет, объекты и метод бухгалтерского учета Предмет БУ- финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Объекты БУ: -Факты хозяйственной жизни-события в жизни предприятия, которые влияют на результат деятельности предприятия и решения, принимаемые собственниками. -Активы-объекты, над которыми предприятие имеет контроль и которые приносят экономическую выгоду. - Пассивы (Обязательства) – вид гражданских правоотношений, в силу которых одно лицо(должник) обязано совершить в пользу другого (кредитора): передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.д. -Источники финансирования деятельности делятся на 4 группы: а) собственные средства организации (капитал, прибыль); б) заемные средства (кредиты банков, займы, ссуды); в) привлеченные средства (кредиторская задолженность) г) средства государственного бюджета. - Доходы организации. -Расходы организации. -Иные объекты, в случае, если это установлено федеральными стандартами. Метод БУ- это совокупность способов и приемов, при помощи которых изучаются объекты БУ. К элементам метода относятся: документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, счета БУ и двойная запись, бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность. Документация- первичный документ с заполнением необходимых реквизитов, придающих ему доказательную юридическую силу. Инвентаризация- сопоставление фактического наличия имущества и прочих объектов БУ предприятия с учетными данными, для выявления недостачи или излишков. Оценка-выражение в денежном эквиваленте имущества предприятия и каждой совершенной хозяйственной операции. Калькуляция- подсчет затрат, связанных с производством и продажей продукции. План счетов БУ – схема регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в БУ. Сумма каждой хозяйственной операции, записанная по дебету одного счета по кредиту другого взаимосвязанных счетов, называется двойной записью. Бухгалтерский баланс- способ обобщения и группировки активов и источников финансирования деятельности предприятия на определенную дату в денежной форме. Бухгалтерская отчетность – представляет собой обобщенные данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и является завершающим этапом учетного процесса. Следует отметить, что все вышеперечисленные элементы метода применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации фактов хозяйственной жизни предприятия. На основании первичных документов, осуществляют их отражение на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, используют денежную оценку. Для проверки и уточнения данных БУ применяют инвентаризацию. Уточненные данные используют для исчисления себестоимости путем калькуляции, а также для составления баланса и других форм отчетности. Нормативные документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 29.07.2018). 2. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда от 22.12.2014 № 1061н) 3. Все Положения по БУ (с изменениями внесенными приказами Минфина России от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н, от 18.12.2012 № 164н, от 06.04.2015 № 57н, от 28.04.2017 № 69н) 4. Налоговый кодекс РФ 5. План счетов БУ 6. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 7. Информация Министерства финансов РФ № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» Объекты бухгалтерского учета Лекция № 2 Рассмотрим более подробно объекты БУ: Активы и Пассивы. 1. Активы . Хозяйственная деятельность предприятия предполагает наличие экономических ресурсов-активов, используемых с целью получения дохода. Активы отражаются в учете в стоимостном выражении и формируются за счет источников финансирования деятельности предприятия. По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные и оборотные активы. Внеоборотные активы- это имущественные ценности, многократно участвующие в хозяйственной деятельности и переносящие свою стоимость на вновь созданный продукт (услугу) частями: основные средства; доходные вложения в материальные ценности; нематериальные активы; оборудование к установке; вложения во внеоборотные активы и т.п. Оборотные активы – имущественные ценности, обслуживающие операционную деятельность и полностью потребляемые в течение одного производственно-коммерческого цикла: запасы сырья; полуфабрикатов; дебиторская задолженность; товары; готовая продукция; денежные средства; финансовые вложения и т.д. Рассмотрим более подробно внеоборотные активы. Основные средства — это средства труда. Они создают необходимые условия для нормального производственного процесса организации. Главной особенностью основных средств является то, что они длительное время функционируют в процессе производства (более года), изнашиваются постепенно, что и позволяет организации включать их стоимость в себестоимость услуг частями, путем начисления амортизации по установленным нормам. К основным средствам относятся: - здания и сооружения; -машины и оборудование; -транспортные средства; -инструмент, инвентарь и принадлежности; -прочие основные средства. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Нематериальные активы — это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход организации. К ним относятся права (исключительные и неисключительные на использование объектов интеллектуальной собственности). Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости. Вложения во внеоборотные активы – это затраты по созданию объектов длительного пользования путем нового строительства, реконструкции и расширения действующих объектов, которые впоследствии будут учтены, как ОС или НМА, счет 08. Финансовые вложения – это инвестиции организации: - в ценные бумаги (акции, облигации); - в уставные фонды других организаций; - предоставленные займы другим организациям. Осуществленные организацией финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете на счете 58 «Долгосрочные финансовые вложения». Оборотные активы: материалы – это топливо, запасные части, инвентарь, хозяйственные принадлежности и др. материальные ценности организации, которые учитываются в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Готовая продукция- запасы, законченные обработкой, переданные на склад и предназначенные для реализации, учитывается на счете 43 «Готовая продукция». Товар – имущество приобретенное для перепродажи, учитывается на счете 41 «Товары». Дебиторская задолженность — это долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность содержит: - задолженность заказчиков за полученные (купленные) у данной организации услуги; - задолженность подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы на командировочные или хозяйственные расходы; - прочая дебиторская задолженность. Учитывается дебиторская задолженность на различных счетах: счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др. Расчеты с учредителями, – это задолженность учредителей (участников) организации по вкладам в уставный фонд. В бухгалтерском учете при создании организации на счете 75 «Расчеты с учредителями» отражаются суммы задолженности учредителей. Денежные средства — это оборотные средства в сфере обращения, обслуживающие процесс реализации: денежные средства в официальной денежной единице РФ, находящиеся: - в кассе организации; - на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории РФ и за ее пределами; - ценные бумаги; - платежные и денежные документы. Для учета наличия и движения денежных средств в бухгалтерском учете используются счета: - 50 «Касса»; - 51 «Расчетный счет»; - 52 «Валютный счет»; - 55 «Специальные счета в банках»; - 57 «Переводы в пути». 2. Пассивы (обязательства; источники хозяйственных средств) Собственный капитал: - Уставный капитал- начальные вклады учредителей, счет 80; - Резервный капитал формируется за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли отчетного года, в размере установленном в уставе общества, для расчетов с кредиторами и инвесторами в случае нехватки прибыли от обычной деятельности, счет 82; -Добавочный капитал- предназначен для учета капитала, общего для всех учредителей, счет 83; - Нераспределенная прибыль- финансовый результат деятельности организации за год, счет 84. Долгосрочные обязательства: - Долгосрочные кредиты и займы- заемные средства организации, взятые на срок более 12 месяцев, счет 67. Краткосрочные кредиты и займы: - Краткосрочные кредиты и займы- заемные средства организации, взятые на срок менее 12 месяцев - счет 66; -Кредиторская задолженность перед: • Поставщиками -счет 60; • Работниками -счет 70; • Бюджетом по налогам -счет 68; • По социальному страхованию -счет 69. Основное балансовое уравнение: Активы = Пассивы или Активы = Собственный капитал + Обязательства Лекция № 3 План счетов БУ Счета бухгалтерского учета- способ группировки информации по учету экономически однородных видов имущества, видов обязательств и капиталов, финансовых результатов. На каждый объект БУ открывается отдельный счет. Движение каждого объекта происходит только в сторону увеличения и в сторону уменьшения. Поэтому в целях раздельного отражения увеличения и уменьшения каждого объекта учета счет делится на 2 части- дебет и кредит. Счета делятся на: 1. Активные- используются для учета имущества (сч. 10,51,41,01 и др.) начальный и конечный остатки могут быть только в активе баланса; Схема активного счета Дебет № Кредит Снач. поступление расход средств средств Од = Σ ( ) Ок = Σ ( ) Скон.= Снач.+ Од - Ок 2. Пассивные – используются для учета обязательств (сч. 80,82,67,66 и др.) начальный и конечный остатки могут быть только в пассиве баланса; Схема пассивного счета Дебет № Кредит Снач. уменьшение увеличение долга долга Од = Σ ( ) Ок = Σ ( ) Скон. = Снач. + Ок - Од С нач. – сальдо начальное (начальный остаток), С кон. – сальдо конечное (конечный остаток), Од – оборот по дебету (дебетовый оборот),определяется как общая величина суммы всех хозяйственных операций по дебету счета, Ок – оборот по кредиту (кредитовый оборот), определяется как общая величина суммы всех операций по кредиту счета. 3. Активно-пассивные счета –служат для учета расчетов, остатки по ним могут отражаться как в активе, так и в пассиве. Для любого счета выполняется равенство: сальдо конечное на конец отчетного периода всегда равно сальдо начальному следующего отчетного периода. Активные, пассивные и активно-пассивные счета соответствуют статьям актива и пассива баланса, поэтому их принято называть балансовыми счетами. В плане счетов БУ балансовые счета состоят из двух цифр, например, счет 10 «Материалы», счет 50 «Касса». Забалансовые счета – счета, предназначенные для учета активов, не принадлежащих организации, но находящихся у нее в ограниченном пользовании, а также средства, принятые на ответственное хранение, например, счет 001 «Арендованные основные средства», счет 004 «Товары, принятые на комиссию». Каждая хозяйственная операция исходя из ее экономического содержания обязательно затрагивает два объекта учета: 2 вида имущества, 2 вида обязательств, либо 1 вид имущества и 1 вид обязательств, поэтому записи в счета БУ производятся с учетом двойной записи. Двойная запись- способ отражения каждой хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Например: поступили наличные деньги в кассу с расчетного счета Д50 К51. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов. Запись на взаимосвязанных счетах, участвующих в хозяйственной операции, называется бухгалтерской записью. Счета БУ, между которыми возникает взаимосвязь, называются корреспондирующими счетами. По степени обобщения информации счета БУ делятся на синтетические и аналитические. Синтетические счета служат для отражения информации в общем виде, учет на этих счетах ведется только в денежном измерителе, и количество этих счетов ограничено Планом счетов. Именно эти счета отражаются в балансе. Аналитические счета служат для детализации информации, содержащейся на синтетических счетах. Аналитический счет открывается на конкретный вид имущества, обязательств или расчетов, и учет ведется как в денежном измерителе, так и в натуральном. Субсчета- группы однородных, аналитических счетов открываемые в пределах одного синтетического счета. Например: Счет 01 « Основные средства» - Синтетический счет; Счет 01.1 «Основные средства» - Здания –Субсчет; Счет 01.1.1 «Основные средства» -Здания- Офисные здания- Аналитический счет Счет 01.1.2 - Производственные здания и т.д. Правила составления двойной записи (бухгалтерской проводки): Прочитать документ (описание операции), выделить ключевые слова и ответить на вопросы: 1. Какие счета задействованы в данной операции? 2. Какие это счета по отношению к балансу? 3. Какие изменения происходят на счетах? 4. На какой стороне счета нужно отразить данную операцию? Пример 1: С расчетного счета поступили деньги в кассу. Решение: Ключевые слова: расчетный счет и касса. Вопрос 1: расчетный счет- счет 51; касса –счет 50. Вопрос 2: счет 51 и счет 50 -активные. Вопрос 3: Поступили С расчетного счета, значит происходит уменьшение средств, счет 51 ↓, поступили В кассу, значит происходит увеличение средств в кассе, счет 50 ↑. Вопрос 4: работаем со схемой счетов: счет 51 активный-уменьшение активного счета отражается по кредиту счета; счет 50 активный – увеличение активного счета отражается по дебету счета. Следовательно: Д 50 К 51. Пример 2: Оплачено поставщику с расчетного счета. Решение: Ключевые слова: поставщик, расчетный счет. Вопрос 1: поставщики – счет 60; расчетный счет – счет 51. Вопрос 2: счет 60 – пассивный; счет 51 – активный. Вопрос 3: поставщику оплачено, значит, происходит уменьшение долга, счет 60 ↓, оплачено с расчетного счета, значит происходит уменьшение средств на счете, счет 51 ↓. Вопрос 4: работаем со схемой счетов: счет 60 – пассивный – уменьшение пассивного счета отражается по дебету счета; счет 51 активный – уменьшение активного счета отражается по кредиту счета. Следовательно: Д 60 К 51. Пример 3: Переданы материалы в основное производство. Решение: Ключевые слова: материалы, основное производство. Вопрос 1: материалы – счет 10; основное производство – счет 20. Вопрос 2: счет 10 – активный; счет 20 – активный. Вопрос 3: материалы переданы, значит, происходит уменьшение средств, счет 10 ↓, передано В производство, значит, происходит увеличение затрат, счет 20 ↑. Вопрос 4: работаем со схемой счетов: счет 10 активный – уменьшение активного счета отражается по кредиту счета; счет 20 активный – увеличение активного счета отражается по дебету счета. Следовательно: Д 20 К 10. Лекция № 4 Кассовые операции Для осуществления производственно- финансовой деятельности каждая организация должна иметь в необходимых размерах денежные средства, которые представляют собой наиболее ликвидную часть имущества. К денежным средствам относятся: наличные деньги (банкноты, монеты), денежные средства на расчетных счетах в учреждениях банков, денежные документы (билеты на различные виды транспорта, приобретенные для сотрудников организации, направляемых в командировку, почтовые марки и др.), переводы в пути. Для хранения, поступления и выдачи денежных средств наличными организация создает специальный обособленный участок бухгалтерии – кассу. Её возглавляет кассир – материально-ответственное лицо, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. В соответствии с Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У « О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций ИП и субъектами малого предпринимательства» для ведения кассовых операций юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня – лимит остатка наличных денег, который определяется По наличной выручке от реализации или По сумме наличных расходов Можно хранить в кассе суммы, превышающие лимит, в случаях: 1. в дни выплат заработной платы, выплат, включенных в фонд заработной платы и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета; 2. в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. Важно от­ме­тить, что ор­га­ни­за­ции, от­но­ся­щи­е­ся к субъ­ек­там ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства, а также Индивидуальные Предприниматели впра­ве не уста­нав­ли­вать лимит кассы и хра­нить в кассе столь­ко на­лич­но­сти, сколь­ко нужно (п. 2 Ука­за­ния). Кассовые документы: - Приходный кассовый ордер (ПКО) (Дебет счета 50) № строка ордера «Основание» * строка ордера «Приложение» ** Кредит счета 1 Получение наличных денег с расчетного счета Денежный чек 51 2 Поступление наличной выручки: от оптовой торговли от розничной торговли Счет на оплату, договор ᴢ-отчет 62.1 90.1 3 Возврат аванса подотчетным лицом Авансовый отчет 71 4 Поступление наличного займа Договор займа 66, 67 5 Возмещение ущерба (недостачи) материально ответственным лицом Акт инвентаризации; Распоряжение руководителя 73.2 6 Излишки денежных средств в кассе Акт инвентаризации 91.1 7 Внесен вклад в уставный капитал Выписка из Устава; решение учредителей 75.1 * По строке «Основание» в кассовых ордерах указывается содержание хозяйственной операции. ** По строке «Приложение» перечисляются первичные и др. документы, на основании которых осуществляется операция. - Расходный кассовый ордер (РКО) (Кредит счета 50) № строка ордера «Основание» строка ордера «Приложение» Дебет счета 1 Выплата зарплаты (пособий, отпускных и т.п.) Платежная ведомость 70 2 Выдача под отчет Заявление работника с визой руководителя 71 3 Оплата поставщику Счет на оплату, договор 60.1 4 Выдача наличного займа: - работнику - стороннему лицу Договор займа 73.1 58.3 5 Выплачены алименты получателю Исполнительный лист; соглашение об уплате алиментов 76 6 Недостача денежных средств в кассе Акт инвентаризации 94 Кассовые документы оформляются: главным бухгалтером, бухгалтером, кассиром или руководителем (при отсутствии гл. бухгалтера, бухгалтера, кассира). Кассовые документы подписываются: главным бухгалтером, бухгалтером или руководителем (при отсутствии гл. бухгалтера, бухгалтера), кассиром. Кассир снабжается печатью, содержащей реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы. Денежные документы – это документы, дающие право в будущем получить определенную услугу, указанную в денежном документе. Денежный документ имеет стоимостную оценку, учитывается на счете 50.3 и хранится в кассе. К денежным документам относятся: авиа билеты, ж/ д билеты, путевки т.п. Денежные документы бывают документарными и бездокументарными (электронными). Движение денежных документов рекомендуется оформить накладными и отражать в журнале учета движения денежных документов. Бухгалтерские проводки: Д 60 К 51 – оплачено приобретение денежного документа; Д 50.3 К 60 – оприходован в кассу денежный документ; Д 71 К 50.3 – выдан проездной билет сотруднику. Кассовая книга 1. Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому ПКО и РКО, оформленному соответственно на полученные и выданные наличные деньги. 2. В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставляет подпись. 3. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов гл. бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии-руководителем) и подписываются лицом проводившим данную сверку. 4. Контроль за ведением кассовой книги осуществляет гл. бухгалтер или руководитель. Лимит расчетов наличными Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов (ЮЛ и ИП) в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100000 рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов. Наличную выручку можно расходовать на следующие цели: - выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; - выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; - выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; - оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; - выдачи наличных денег работникам под отчет. Основная поправка в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» с 2017 года меняет схему работы торговых организаций с налоговой. Перемены касаются большинства предпринимателей. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую через интернет. Отправляются они через оператора фискальных данных (ОФД). Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Хотя передача данных в налоговую стала онлайн-процедурой, закон 54-ФЗ «О применении ККТ» не содержит положений о том, что выдавать бумажный чек в 2018 году не надо. По желанию покупателя нужно отправить ему документ по email или SMS в дополнение к распечатанному на ККТ. Электронный чек приравнивается к бумажному. Закон о ККТ с 2018 года требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Расчеты с подотчетными лицами При выдаче денег подотчет необходимо руководствоваться Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У. Пунктом 6.3 установлен следующий порядок действий: 1. Получить письменное заявление работника о выдаче ему денег на нужды предприятия в произвольной форме с обязательным указанием: суммы, которую надо выдать; срока, на который выдаются деньги; даты подписания заявления; визы руководителя организации о согласовании им выдачи денег и срока, на который они выдаются. Подотчетное лицо назначается приказом руководителя. Важно! С 19.08.2017 выдача денег подотчет может осуществляться без заявления сотрудника, а по приказу генерального директора (п. 6.3 Указаний № 3210-У). Важно! Так как с июня 2018 года выдача денег подотчет возможна при наличии непогашенной подотчетником задолженности по ранее полученной сумме на аналогичные цели, инвентаризация расчетов с подотчетными лицами, а именно с подавшим заявление на выдачу ему суммы, не нужна. 2. Оформить расходный кассовый ордер (РКО) по форме КО-2 (0310002), соблюдая следующие процедуры (пп. 4.2, 4.3, 6, 6.2 Порядка): подписать РКО должен главный бухгалтер или иное лицо, имеющее право подписи кассовых документов, но после подписания РКО работником и выдачи ему денег из кассы. Традиционно подотчет выдаются наличные, но наиболее удобный на сегодняшний день способ — перечисление денег на банковскую карту. Такая возможность выдачи наличных обязательно должна быть предусмотрена Приказом предприятия. Для таких целей могут использоваться корпоративные карты, выпущенные банком на имя работников организации, или зарплатные карты. В данном случае в заявлении на выдачу денег, помимо указанной выше информации, необходимо указать реквизиты банковской карты. В платежном поручении в поле «Назначение платежа» указать, что перечисленные средства являются подотчетными (возможные формулировки: «Аванс на хозяйственные нужды», «Аванс на оплату командировочных расходов»). Подтверждением использования полученных денег по назначению является Авансовый отчет (форма АО-1 унифицированная, Постановление № 55, применяется организациями всех форм собственности, за исключением бюджетных учреждений), срок составления которого — не позднее трех рабочих дней после дня, в который истекает срок выдачи денег, указанный в заявлении, или дня выхода на работу. АО сотрудник предоставляет главному бухгалтеру, бухгалтеру (если они отсутствуют, руководителю) с приложением документов, подтверждающих расходы. Сотрудники, получившие деньги на пластиковую карту, кроме подтверждающих расходы документов, должны приложить к АО подтверждение оплаты расходов банковской картой (реестр платежей или электронный журнал по счету карты). Проверка АО, его утверждение руководителем и окончательный расчет по нему осуществляются в срок, установленный руководителем (в Приказе организации). Типичная ситуация — когда выданная сумма не совпадает с подтвержденными расходами по АО. Так, если работник потратил больше денег, чем выдано подотчет, в АО указывается перерасход. После утверждения АО руководителем организации перерасход выдается наличными по РКО или на банковскую карту. В последнем случае в поле «Назначение платежа» обязательно указать «Компенсация расходов по авансовому расчету № ___ от ____». Если работник потратил меньше, чем ему было выдано, в авансовом отчете отражается остаток, который надо вернуть предприятию в срок, указанный в заявлении о выдаче денег под отчет. Возврат денег также возможен в день выхода сотрудника на работу после командировки, отпуска или болезни, если срок, на который выданы деньги, истек в этот период. Если возврат осуществляется наличными, оформляется приходный кассовый ордер (ПКО), в котором: в строке «Сумма» указывается сумма, возвращаемая работником (рубли — прописью, копейки — цифрами); в строке «Основание» делается запись: «Возврат неиспользованных подотчетных денег»; в строке «Приложение» проставляются номер и дата АО. Если вернуть неиспользованные суммы решено на расчетный счет, в поле «Наименование платежа» необходимо сделать запись «возврат неиспользованных подотчетных сумм». Данная запись позволит избежать проблем с налоговыми органами и не включать полученные суммы в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, НДС. Безналичные расчеты Денежные средства организации, используемые для безналичных расчетов с юридическими и физическими лицами должны храниться в банках на расчетных (счет 51), валютных (счет 52) и иных счетах. Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: - расчетов платежными поручениями; - расчетов по аккредитиву; - расчетов инкассовыми поручениями и т.д. Первичные документы при работе с расчетным счетом: 1. Объявление на взнос наличными, выставляется при внесении наличных денег на расчетный счет: Д 51 К 504 2. Денежный чек используется для снятия наличных денег с расчетного счета: Д50 К 51; 3. Платежное поручение представляет собой распоряжение клиента банку по списанию денежных средств с расчетного счета. При помощи ПП можно произвести следующие расчеты: - с бюджетом по налогам: Д 68 К 51; - с поставщиком: Д 60 К 51; - с сотрудниками по зар. плате: Д 70 К 51; - перечисление страховых взносов: Д 69 К 51 и др. Платежное поручение действительно в течение 10 календарных дней, со дня следующего за датой выпуска. При принятии ПП к исполнению банк проводит проверку достаточности денежных средств (ДС) для проведения платежа. Если ДС достаточно для проведения всех платежей, то они проводятся в порядке календарной очередности, если ДС не достаточно для всех платежей, они исполняются в порядке очередности установленной ст. 855 ГК РФ. 4. Выписка банка- обобщающий документ, в котором отражается информация о наличии и движении ДС по расчетному счету. Выписка составляется за один операционный день. При обработке банковской выписки следует помнить, что списание ДС с расчетного счета отражается по Дебету выписки, а поступление ДС по Кредиту выписки. Помимо расчетных счетов организации имеют право открывать валютный счет на территории РФ в любом банке, уполномоченном ЦБ РФ на проведение операций с иностранной валютой. Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов. К Счету 52 «Валютные счета» могут быть открыты субсчета: - 52.1 « Валютные счета внутри страны»; - 52.2 «Валютные счета за рубежом». Нормативные документы: 1. «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-п (ред. от 05.07.2017)) 2. Гражданский кодекс РФ 3. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У 4. Письмо Минфина России от 10.01.2013г. № 03-07-11/01 5. Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 г. № 3073-У
«Основные понятия бухгалтерского учета» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot