Основные направления повышения уровня промышленной безопасности предприятий ОПК
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Вопросы к семинару по теме: "Основные направления повышения уровня промышленной безопасности предприятий ОПК и машиностроительного комплекса"
1.Система обеспечения гарантийного качества продукции военного назначения.
2. Структура управления ОПК России. Обеспечение безопасности предприятия.
3. Назначение Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.
4.Цели и задачи Государственной программы: «Развитие ОПК РФ на 2016- 2025г.г.
5.Управление безопасностью условий труда и охраной труда.
1.Система обеспечения гарантийного качества продукции военного назначения.
Административный регламент исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля качества и приемки продукции военного назначения, предназначенной для экспорта (далее именуется – Административный регламент), определяет порядок осуществления контроля качества и приемки продукции военного назначения, предназначенной для экспорта (далее именуется – ПВН), и регламентирует вопросы взаимодействия в этой области Министерства обороны Российской Федерации , других федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков, организаций – разработчиков и производителей ПВН.
2. Исполнение Министерством обороны государственной функции по осуществлению контроля качества и приемки ПВН (далее именуется – государственная функция) осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
3. Виды ПВН (работ и услуг) на которые настоящий Административный регламент не распространяется:
• обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
• создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечения функционирования этих объектов;
• подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств;
• передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
• предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения ПВН;
• передача ПВН иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
• проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации;
• показы и выставки образцов ПВН на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
• услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;
• создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
• консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военно-техническим вопросам.
4. Исполнение государственной функции осуществляет Министерство обороны через свое структурное подразделение –Управление военных представительств Министерства обороны (далее именуется – Управление).
Организация исполнения государственной функции в Министерстве обороны возложена на начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Управление осуществляет исполнение государственной функции через службы уполномоченных начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется – службы уполномоченных) и военные представительства Министерства обороны (далее именуется – военные представительства).
Персональная ответственность за выполнение возложенных на Управление задач по исполнению государственной функции возложена на начальника Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.
5. Министерство обороны при исполнении им государственной функции осуществляет взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, Федеральным космическим агентством, иными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации – разработчики и производители ПВН, а также с вертикально интегрированными структурами в порядке, установленном настоящим Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Результатом исполнения государственной функции является оформление в установленном порядке соответствия ПВН предъявляемым требованиям по результатам контроля ее качества и приемки.
2. Структура управления ОПК России. Обеспечение безопасности предприятия.
Сегодня оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4августа 2004 года №1009 (с изменениями на 19 ноября 2007 года). В данном перечне числится более 1000 наименований, в том числе:
· федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
· открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
ОПК состоит из нескольких отраслей:
1. Авиационная промышленность.
2. Ракетно-космическая промышленность.
3. Промышленность боеприпасов и спецхимии.
4. Промышленность вооружений.
5. Радиопромышленнсоть.
6. Промышленность средств связи.
7. Электронная промышленность.
8. Судостроительная промышленность.
9. Межотраслевые структуры и предприятия.
Основным законом, регулирующим основы существования и функционирования оборонно-промышленного комплекса РФ является Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об Обороне».
Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска).
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
16) другие мероприятия в области обороны.
3. Назначение Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.
1. Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам (далее - Комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных органов исполнительной власти по реализации военно-технической политики Российской Федерации, планированию и осуществлению поставок продукции для обеспечения обороны страны и государственной безопасности, развитию оборонно-промышленного комплекса.
2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.
3. Основными задачами Комиссии являются:
а) согласование мер по реализации военно-технической политики Российской Федерации, развитию оборонно-промышленного комплекса и созданию в нем интегрированных структур, эффективному использованию средств федерального бюджета для обеспечения национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, в том числе выделяемых на содержание и оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов и реализации государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, федеральных целевых программ в области обеспечения обороны страны и государственной безопасности, мобилизационных планов экономики, планов военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, формированию и реализации государственного оборонного заказа;
в) обеспечение решения комплексных вопросов, связанных с разработкой, изготовлением, поставкой, ремонтом, утилизацией вооружения, военной и специальной техники, использованием новейших отечественных и зарубежных достижений науки и техники для их создания, экспортно-импортными поставками продукции военного и двойного назначения, а также с выполнением обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров в области химического и биологического оружия.
4. Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач выполняет следующие основные функции:
а) рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и реализации военно-технической политики Российской Федерации, реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса и создания в нем интегрированных структур, финансирования расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, формирования и реализации основных показателей государственного оборонного заказа;
б) рассматривает вопросы разработки, хода и итогов реализации государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, федеральных целевых программ в области обеспечения обороны страны и государственной безопасности, государственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики, планов военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
в) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, организаций оборонно-промышленного комплекса по вопросам разработки, изготовления, поставки, ремонта, утилизации вооружения, военной и специальной техники и обеспечения их качества, а также осуществления экспортно-импортных поставок продукции военного и двойного назначения;
г) рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам совершенствования правового регулирования отношений в области реализации государственного оборонного заказа, управления оборонно-промышленным комплексом и рационального использования его потенциала, а также по вопросам экономического и гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
д) рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам в области вооружения, военной и специальной техники, химического и биологического оружия, по реализации договоренностей в рамках глобального партнерства "Группы восьми" против распространения оружия и материалов массового уничтожения, по осуществлению экспортного контроля в отношении продукции военного, специального и двойного назначения;
е) рассматривает в установленном порядке предложения о назначении Президентом Российской Федерации стипендий работникам организаций оборонно-промышленного комплекса;
ж) координирует деятельность рабочих групп (секций), создаваемых в установленном порядке по отдельным вопросам реализации военно-технической политики Российской Федерации, перспективных исследований и технологий, обеспечения обороны страны и государственной безопасности, развития научно-технического и промышленного потенциала оборонно-промышленного комплекса.
5. Комиссия в целях осуществления своих функций имеет право:
а) заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
б) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти и организаций необходимые материалы и информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
в) привлекать в установленном порядке к работе Комиссии представителей федеральных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, а также руководителей и специалистов организаций оборонно-промышленного комплекса;
г) образовывать рабочие группы (секции) по отдельным направлениям деятельности Комиссии.
4.Цели и задачи Государственной программы: «Развитие ОПК РФ на 2016- 2025г.г.
Программа ориентирована на решение пяти основных задач.
Первая задача – стимулирование развития ОПК на основе обеспечения развития и использования современных компьютерных технологий. Вторая: продвижение продукции военного назначения на мировые рынки вооружений. Третья: создание условий для диверсификации и развития производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения. Четвертая: обеспечение финансово-экономической устойчивости ОПК. Пятая: обеспечение развития кадрового потенциала оборонных организаций.
На реализацию программы на период 2019-2027 гг. правительством выделено 75 млрд. руб.
Госпрограмма «Развитие оборонно-промышленного комплекса» является ним из главных инструментов реализации госполитики в ОПК. Ключевой ее составляющей является подпрограмма «Стимулирование развития ОПК».
Подпрограмма включает 4 основных мероприятия.
1. Стимулирование промышленной деятельности организаций ОПК, включая развитие производства продукции гражданского и двойного назначения – различные субсидии, в том числе поддержка экспорта.
2. Господдержка в целях обеспечения финансово-экономической устойчивости организаций ОПК.
3. Развитие кадрового потенциала организаций ОПК.
4. Создание и применение суперкомпьютерных технологий в организациях ОПК – возмещение затрат на суперкомпьютерные технологии в интересах создания вооружения, военной и специальной техники.
Цель программы – повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе стимулирования развития ОПК.
Ключевые задачи подпрограммы: стимулирование промышленной деятельности организаций ОПК и создание условий для обеспечения увеличения доли гражданской продукции; оказание господдержки в целях сохранения финустойчивости организаций ОПК и развития кадрового потенциала. Также в числе ключевых задач – поддержка разработки отечественного прикладного программного обеспечения и его применение в организациях ОПК.
Основными целями госполитики в области развития ОПК в долгосрочной перспективе являются динамичное развитие его научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциалов. А также наращивание и реализация конкурентных преимуществ оборонной промышленности.
Результатами реализации мероприятий программы должны стать повышение конкурентоспособности продукции ОПК на внутреннем и внешнем рынках, рост объемов промышленного производства продукции в оборонно-промышленном комплексе в 1,86 раза к уровню 2015 года и увеличение доли инновационной продукции с 35,1 процента в 2018 году до 39,2 процента в 2027 году.
Основными целями госполитики в области развития ОПК в долгосрочной перспективе являются динамичное развитие его научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциалов.
Среди других оценочных показателей программы – ряд кадровых критериев6 рост выработки на одного работника ОПК в 2,95 раза к уровню 2015 года, рост среднемесячной заработной платы в 2,2 раза к уровню 2015 года, рост количества работников, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации с 27 тыс. человек в 2016 году до 432 тыс. человек в 2027 году.
По-прежнему оборонщикам ставят задачу увеличить долю гражданской продукции в общем объеме промышленной продукции ОПК до 38 % к 2027 году и достигнуть количества изделий вооружения, военной и специальной техники, при разработке которых применены суперкомпьютерные технологии, до 30 единиц.
В ОПК сегодня реализуется также ряд других госпрограмм: «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы», «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы».
5.Управление безопасностью условий труда и охраной труда.
Безопасность организации — это такое состояние, которое достигается посредством обеспечения и поддержания защищенности ее персонала и жизненно важных интересов организации от внутренних и внешних угроз с целью уменьшения отрицательных последствий нежелательных событий и достижения наилучших результатов деятельности.
Угроза безопасности организации — это событие, действие или явление, которое посредством воздействия на персонал, финансовые, материальные ценности и информацию может привести к нанесению вреда здоровью работников и ущерба организации, нарушению или приостановке ее функционирования.
Обеспечение безопасности организации — это деятельность ее должностных лиц, персонала, специального подразделения по безопасности, государственных правоохранительных органов и иных структур, направленная на предотвращение возможного нарушения ее нормального функционирования.
Система безопасности организации — это комплекс организационно-управленческих, экономических, правовых, социально-психологических, профилактических, пропагандистских, режимных и инженерно-технических
мер и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности организации
и ее персонала.
Определяющим и изначальным при формировании системы безопасности является концепция безопасности организации, которая представляет собой свод основных документов, касающихся политики и стратегии безопасности, основных направлений, средств и методов ее обеспечения.
Характеристики видов безопасности
1) Физическая безопасность объекта — это охрана материальных и
финансовых ресурсов от чрезвычайных обстоятельств (пожар, стихийное
бедствие, терроризм) и от несанкционированного проникновения на территорию (вандализм, кража, хищение и т.д.).
Обеспечение безопасности объектов регулируется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», положениями и инструкциями, разрабатываемыми и вводимыми в действие Службой государственного пожарного надзора и Управления вневедомственной охраны МВД РФ.
Этот вид безопасности объекта обеспечивается деятельностью сотрудников службы охраны путем соблюдения пропускного объектового и внутриобъектового режимов с применением соответствующих охранных технических средств и систем.
К техническим и инженерно-техническим охранным средствам и системам относятся:
- периметральные охранные системы;
- системы охранной сигнализации;
- системы пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения;
- системы охранного телевидения;
- системы ограничения доступа;
- системы управления доступом;
- средства оперативной связи;
- защитные инженерные средства (решетки, жалюзи, бронестекла и др.).
Физическая безопасность персонала подразделяется на личную безопасность руководства и ведущих специалистов и безопасность всего персонала в целом. Личная безопасность руководства и ведущих специалистов — это их физическая охрана, а также охрана жилья и средств передвижения руководителей и ведущих специалистов организации и членов их семей. Личная безопасность обеспечивается целым комплексом оперативных и технических мер по охране лица как в обычных повседневных, так и экстремальных условиях. Проведение мероприятий по обеспечению личной безопасности охраняемого лица регулируется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности».
Физическая безопасность персонала — это система охраны труда и техники безопасности в организации на основе производственной санитарии и психологии деловых отношений. Безопасные и здоровые условия труда в организации обеспечиваются комплексным взаимодействием как руководства организации, так и, не в последнюю очередь, усилиями самого персонала организации.
Системы охраны труда и техники безопасности в организации регламентируются Трудовым кодексом РФ (раздел X), и нормативными правовыми актами по охране труда, утверждаемыми и вводимыми в действие Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
2) Экономическая безопасность — это состояние защищенности экономических интересов организации от внутренних и внешних угроз посредством минимизации коммерческих рисков, системы мер экономического, правового и организационного характера, разработанной администрацией организации. Экономическая безопасность характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей и включает в себя следующие функциональные составляющие:
- финансовую,
- имущественную,
- валютную, кредитную,
- политико-правовую и др.
Экономическая безопасность выступает материальной основой решения практически всех задач, связанных с функционированием организации.
3)Информационная безопасность — это охрана каналов поступления,
хранения, обработки и передачи информации, защита любых информационных ресурсов по уровням доступа. Защите подлежит любая документационная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты информации устанавливается в отношении конфиденциальной документационной информации — собственником информационных ресурсов, т.е. самой организацией.
Результатом реализации угроз информации может быть:
- утрата (разрушение, уничтожение),
- утечка (извлечение, копирование, подслушивание),
- искажение (модификация, подделка), блокирование.
Существует два основных принципа защиты информации: 1) разделение обязанностей и 2) минимизация привилегий.
Принцип разделения обязанностей предписывает так распределять роли и ответственность, чтобы один человек не смог нарушить критически важный для предприятия процесс.
Принцип минимизации привилегий предписывает выделять пользователям только те права доступа, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей. При этом высокий уровень информационной безопасности организации обеспечивается целым комплексом административных мер и оперативно-технических мероприятий.
4) Юридическая безопасность — это охрана прав, порядка и условий осуществления конкурентной предпринимательской деятельности организации в рамках законодательства Российской Федерации. Если рассматривать юридическую защиту более подробно, то условно ее можно подразделить на три основных направления: взаимоотношения с органами государственной власти; защита от действий недобросовестных партнеров, заказчиков или контрагентов; создание условий для успешной производственной деятельности организации.
5)Интеллектуальная безопасность — охрана прав на научные труды, промышленные образцы, товарные знаки, коммерческие наименования. На основе Гражданского кодекса РФ (ст. 138) «признается исключительное право (интеллектуальная собственность)... юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации... Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».
6)Экологическая безопасность — охрана окружающей среды, обеспечение безопасной работы экологически опасных объектов предприятия, предотвращение экологических катастроф. В общем виде вопросы экологической безопасности организаций регулируются соответствующими законами Российской Федерации. Экологическая составляющая безопасности в структуре безопасности предприятия является достаточно специфичным явлением и в основном значимо для предприятий, имеющих экологически опасные производства или занимающихся разработкой недр и т.д.
Как показывает практический опыт, обеспечение безопасности организации должно соответствовать следующим принципам:
- непрерывность — осуществление мер по обеспечению безопасности должно быть основано на постоянной готовности к отражению как внутренних, так и внешних угроз безопасности организации. При этом руководители организаций должны ясно осознавать: процесс обеспечения безопасности не допускает перерывов, иначе, придется все начинать сначала;
- комплексность — использование всех средств защиты: финансовых,
материальных, информационных и человеческих ресурсов во всех структурных подразделениях организации и на всех этапах ее деятельности. При этом комплексность реализуется через совокупность правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий без их приоритетного выделения;
- своевременность — обеспечение безопасности с использование упреждающих мер. При этом принцип своевременности предполагает постановку задач по комплексной безопасности на ранних стадиях разработки системы безопасности, а также разработку эффективных мер предупреждения посягательств на интересы организации;
- законность — обеспечение безопасности на основе законодательства
РФ и других нормативных актов, утвержденных органами государственного
управления в пределах их компетенции. При этом необходимо иметь в виду,
что вопрос дозволенности тех или иных методов обнаружения и пресечения
правонарушений в рамках действующего законодательства и большого количества ведомственных подзаконных актов в настоящее время в большинстве случаев остается открытым;
- активность — обеспечение безопасности организации с достаточной степенью настойчивости и с широким использованием маневра имеющихся сил и средств;
- универсальность — обеспечение безопасности посредством применения таких мер и проведения таких мероприятий, которые дают положительный эффект независимо от места их конкретного применения;
- экономическая целесообразность — сопоставление возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности. При этом во всех случаях стоимость системы безопасности должна не превышать размера возможного ущерба от любых видов риска;
- конкретность и надежность — определение конкретных видов ресурсов, выделяемых на обеспечение безопасности. При этом обязательным является достаточное дублирование методов, средств и форм защиты при обеспечении безопасности организации;
- профессионализм — реализация мер безопасности должна осуществляться только профессионально подготовленными специалистами. При этом в условиях быстрого развития средств и систем безопасности необходимо постоянное совершенствование мер и средств защиты на базе обучения личного состава;
- взаимодействие и координация — осуществление мер обеспечения безопасности на основе четкой взаимосвязи соответствующих подразделений, служб и ответственных лиц. При этом вопрос о взаимодействии и координации касается не только подразделений и лиц, непосредственно отвечающих за безопасность, а их связи с остальными подразделениями организации;
- централизация управления и автономность — обеспечение организационно-функциональной самостоятельности процесса организации защиты всех объектов охраны и централизованное управление обеспечением безопасности организации в целом.
Безопасность труда и здоровья персонала — это система обеспечения
безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В качестве основы при выработке мер, направленных на создание безопасных и здоровых условий труда, целесообразно руководствоваться Конвенцией и рекомендациями МОТ о безопасности и гигиене труда в производственной среде, которые определяют здоровье как составляющую трудового потенциала человека.
На безопасные и здоровые условия труда оказывают влияние факторы,
которые могут воздействовать на работников не изолированно, а в различных количественных и качественных сочетаниях: 1) правовые, 2) технические, 3) организационные, 4) санитарно-гигиенические, 5) психофизиологические, 6) эстетические, 7) социально-психологические, 8) эргономические, 9) лечебно-профилактические, 10) реабилитационные.
Регламентация безопасных и здоровых условий труда осуществляется
на основе трудового законодательства. Несоблюдение требований регламентов по охране труда может привести к несчастным случаям и получению травм.
Несчастный случай — это происшествие, вызвавшее повреждение здоровья работника в результате кратковременного и, как правило, однократного воздействия на него внешнего фактора.
Травмой называют нарушение анатомической целостности физиологических функций тканей или органов работника, вызванное внезапным внешним воздействием на него опасного производственного фактора при выполнении трудовых обязанностей или заданий.
Травму необходимо отличать от профессионального заболевания, которое развивается в результате воздействия на работника специфических для данной работы вредных производственных факторов и вне контакта с ними возникнуть не может. Профессиональное заболевание обычно появляется в результате длительного периода работы в неблагоприятных условиях, поэтому в отличие от травм точно установить момент заболевания нельзя.
Безопасность труда и здоровья персонала в организации обеспечивается посредством взаимодействия:
1) администрации, 2) подразделения охраны труда и техники безопасности и 3) самого работника.
С этой целью в организациях разрабатываются комплексные планы организационно-технических, социально-экономических и психологических
мероприятий по безопасности и охране труда.