Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основной вопрос философии имеет две стороны: Если в общем плане это есть отношение мышления к бытию, т.е. сознания к материи, то конкретизируя, мы имеем, в первых, его онтологический ракурс а во вторых гносеологический (онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании). Первая, онтологическая сторона основного вопроса философии, заключатся в вопросе о том, что первично, что составляет основание нашего мира, мышление или бытие, сознание или материя? Первый вопрос это вопрос о характере и природе субстанции нашего мира материальна она или идеальна. Если первичным признаётся материя, то это материализм, если первичным признаётся идеальное, мышление, сознание то это идеализм.
Материализм это учение, которое в качестве начала нашего мира, его субстанции принимает материю. По Ленину, материя это гносеологическая категория, служащая для обозначения реальности существующей независимо от нашего сознания.
Идеализм в качестве начала или субстанции берёт некоторую идею в самом широком смысле слова, т.е. субстанция носит идеальный характер, идеальную природу.
Внутри идеализма существует разделение, проистекающее из того, что мы изначально делим мир на «Я» и «не Я». Таким образом, идею мы можем трактовать как объективно так и субъективно. Объективная трактовка приводит нас к религиозно окрашенному идеализму, поскольку объективное, абсолютное сознание никому лично не дано, оно нам трансцендентно и наши утверждения о нём носят метафизический характер, о Боге мы можем говорить только косвенно. Идеализм, исходящий из объективно сущего сознания является объективным идеализмом. Первым объективным идеалистом можно считать Платона, благодаря которому идеализм и получил своё название. Хотя ещё Демокрит, в своей теории познания говорил что вещи испускают свою образы, «видики», по гречески - «эйдосы» или «эйдеи». Платон славам «эйдос» и «эйдеа» придал статус философской категории. Категория «идея» играет ключевую роль в нашем понимании и описании себя и мира. В идеализме этой категории придаётся значение первичной основы мира. В монотеизме это идеальное начало, существующее вне и до нашего мира, этот мир и порождает. Бог, согласно Евангелию от Иоанна, своим «логосом», т.е. своей мыслью и словом творит мир, порождает его, предшествуя ему и хронологически и сущностно. Ещё одним ярким образцом объективного идеализма выступает Гегель
Наша попытка построить систему является лишь неким приближением, огрублением действительности, это всего лишь наша абстракция. Чистых материалистов идеалистов найти очень сложно, поскольку любой философ опирается на знании своей эпохи и предшествующую философскую традицию. Зачастую, в попытке «схватить», идеально «присвоить» мир в нашем мышлении с помощью понятий исходные принципы перемешиваются, и возникает эклектика. Поскольку, всегда, что-то остаётся не до конца прояснённым, в силу сложности нашего мира. Иллюстрацией сложности мира и усложнения теорий пытающихся его описать служит эволюция физики. Поэтому и в науке и в философии не обойтись без абстрагирующих упрощений.
Деление на материализм и идеализм упрощённо, но упрощённые принципы лежат в основе любого познания, как аксиомы, принимаемые за основу в которые мы верим. Идеализация до «мира идей» есть предельное упрощение. Поэтому у Платона «мир идей» идеален, а мир вещей запутан, треугольник или стол как понятия идеальны, а реальные треугольники и столы этим понятиям соответствуют лишь в определённой степени. Если мы идём от идей к вещам, то это идеализм, а если от вещей к идеям то это материализм.
Объективному идеализму в рамках самого же идеализма противостоит идеализм субъективный. В этом случае сознание рассматривается как личное и субъективное. Субъективный идеализм отталкивается от того что непосредственно дано моему сознанию, на мои мысли, чувства и ощущения, в то время как я не могу знать что чувствует и ощущает Бог. Бог в философской абстракции чувствами обладать не должен, поскольку они относительны, а он абсолютен. Язычество, как обожествление природных стихий прорывается в монотеизм в форме наделения бога чувствами и ощущениями, его человекоподобность.
Субъективный идеализм построен на нашей субъектности, нашей личности. Он утверждает, что окружающий нас мир есть следствие нашего его чувственного восприятия или нашего сознания, наших мыслей. В первом случае это сенсуалистический субъективный идеализм (Беркли), во втором случае – рационалистический субъективный идеализм (Фихте). Фихте рассуждает о познающем, самотождественном «Я». Беркли утверждал что мир есть наши ощущения, то есть не мы воспринимаем потому, что существует мир, а мир существует потому что мы его воспринимаем. Поскольку мы не состоянии покинуть пределы нашего сознания, формируемого ощущениями. «Существовать значит быть воспринмаемым». По Беркли вещи лишь комбинация наших ощущений. Беркли первый чистый субъективный идеалист. Как правило, элементы субъективного идеализма лишь эклектически сочетаются с идеализмом объективным.
Последовательный субъективный идеализм ведёт к солипсизму, который означает существование только моего сознания. Субъективный идеализм и солипсизм теоретически неопровергаемы, но абсурдны.
Понимание не синоним принятия, нечто можно понять объективно как элемент чужого мировоззрения.