Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4.
Тема «Организация учебной деятельности и контрольно-оценочных мероприятий для студентов с нарушением слуха»
Профессиональное, полноценное образование для лиц, которые имеют инвалидность по слуху, может быть реальным исключительно тогда, когда при организации обучения реально будут созданы условия, принимающие во внимание особые потребности образования. Нельзя забывать также о коммуникативной, когнитивной деятельности глухих, а также слабослышащих лиц.
Предпринимаемые методические подходы к обучению инвалидов определяются собственно содержанием Федеральных государственных образовательных стандартов по среднему профессиональному образованию. Кроме прочего, учитываются адаптированные образовательные программы, методические материалы, принимая во внимание возраст обучающиеся, отклонения, которые у них имеются.
Как показывает опыт обучения лиц с инвалидностью и с ОВЗ, у первокурсников с инвалидностью недостаточно развиты навыки самостоятельной работы, умение планировать предстоящую работу и осуществлять ее контроль. Для успешного образовательного процесса в университете они должны владеть приемами логического мышления (сравнением, классификацией, обобщением, приемами доказательств, выделением следствий), уметь конспектировать учебный материал на лекциях и во время самостоятельной работы, владеть умениями и навыками работы с учебной и научной литературой.
Рекомендуется на 1 курсе 1 семестра включить в учебный план дисциплины, помогающие студенту с данной нозологией сориентироваться в образовательном пространстве университета и научиться использовать имеющиеся в вузе образовательные ресурсы.
Формой организации учебного процесса является лекционно-семинарская система обучения и поэтапная система контроля знаний студентов. Проведение занятий различного вида способствует формированию системы обобщенных знаний студентов. Применение поэтапной системы контроля, текущего и промежуточного, способствует непрерывной аттестации обучающихся. Для студентов с нарушением слуха следует учитывать следующие особенности обучения:
• параллельное сопровождение процесса обучения другими компонентами реабилитации;
• значительно более тесное взаимодействие преподавателей и студентов; кроме того важно учитывать и особенности самих студентов:
• контингент с психофизическими отклонениями в развитии;
• заниженный средний интеллектуальный потенциал студентов. Выделенные особенности указывают на необходимость учета психологических принципов подачи материала глухим и слабослышащим студентам при разработке учебных курсов, особенностей восприятия, памяти, утомляемость и физические возможности студентов при выборе заданий и способов предъявления учебного материала.
В зависимости от уровня начальной подготовки для каждого студента с нарушением слуха планируется деятельность по изучению курса дисциплин:
- если уровень подготовки недостаточный для освоения основного курса, возникает необходимость в дополнительной работе обучающегося по устранению пробелов (посещение корректирующих занятий; выполнение дополнительных упражнений по темам, требующим доработки),
- если высокий, есть возможность для усвоения расширенного курса. Психофизиологические особенности влияют на скорость, качество и способы усвоения программного материала, поэтому возможен индивидуальный темп работы, а также выбор уровня сложности, на котором усваивается материал.
Важным считается мнение Л.С. Выготского о том, что в процессе обучения инвалидов дидактические приемы должны быть индивидуализированы. Все зависит о того, какой случай имеет место в образовательном учреждении. Так, особенность обучения инвалидов заключается именно в индивидуализации обучения – то есть в организации учебного процесса на основании индивидуальных особенностей студентов-инвалидов, что дает возможность создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого такого учащегося.
Отметим, что процесс профессиональной подготовки студентов с нарушением слуха будет успешным только тогда, когда будут соблюдаться педагогические условия следующего характера:
- сочетание деятельностного, личностно направленного, а также компетентностного подхода к организации деятельности учащихся;
- субъект-субъектное взаимодействие;
- сочетание групповых, коллективных, а также индивидуальных форм организации образовательного процесса;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- осуществление мониторинга;
- основа на наглядности (учебные тексты, изобразительный материал и прочее);
- активное применение письма;
- устная презентация материала;
- активное применение игровых упражнений;
- адресная функционально-ориентированная подготовка специалистов, профессиональной, социально-бытовой адаптации, социально-правовой направленности.
Еще одна важная тенденция, которую нужно принять во внимание в процессе обучения инвалидов – это коррекционная направленность обучения студентов-инвалидов. Она предусматривает определение характера коррекционной работы; форма достижения такого специфического содержания – метод. Таким образом, коррекционная работа должна иметь собственные методы, которые во многом определяют направления, а также пути, посредством которых будет протекать обучение лиц с ОВЗ.
Анализируя специальную педагогику, можно отметить, что в ней преимущественно методы обучения делятся на специальные и общедидактические. Примечательно, что классификация специальных методов не проработана. Б.К. Тупоногов утверждает о том, что нужно в структуре общедидактических образовательных методов, в комплексе методических приемов внутри методов – предусмотреть специфические способы коррекционной работы, что определяют коррекционный вектор образовательного процесса.
На уровне специальных приемов, которые применяются в процессе обучения лиц с нарушениями слуха, можно систематизировать их по функциональным особенностям:
- приемы, которые обеспечивают доступность учебной информации (жестовая и дактильная речь для студентов с нарушением слуха, дозировка учебной нагрузки);
- специальные приемы, которые задействуются в процессе организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности на основании нарушений сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий и так далее);
- логические приемы по переработке учебной информации (проведение аналогий по образцам, конкретизация, обобщение по доступным особенностям анализируемых явлений и предметов);
- приемы задействования технических средств, оборудования, а также приборов (средства перекодирования слуховой и зрительной информации в доступные для сохраненных анализаторов сигналы; применение техники, которая дает возможность координировать движения; использование аппаратов, которые усиливают тактильную, зрительную, слуховую, а также прочую информацию).
Еще один не менее важный компонент в обучении инвалидов – это применение технических средств обучения (далее – ТСО). Они используются для того, чтобы компенсировать ОВЗ студентов. Итак, ТСО позволяют расширить биологические возможности зрения, замещают нарушенные функции, повышают объем получения достоверной, а также полезной информации о явлениях, предметах окружающего мира.
Анализируя итог связи человека с техническим устройством, как сложную систему «оператор – анализатор», при принятии решения техника является вспомогательным звеном, которое компенсирует недостатки в восприятии, переработке информации аномальным оператором, дополняющей или усиливающей ограниченные физические возможности. При этом основное значение в плане постановки цели, планировании осознанной деятельности, принадлежит собственно оператору.
Многие исследователи утверждают, что главное назначение технических средств заключается в том, чтобы студенты с нарушением слуха, могли получать такую же информацию о процессах, предметах и явлениях реальности, как и нормальные обучающиеся; чтобы можно было развивать и совершенствовать физические, умственные способности в разных направлениях; свободно общаться с окружением, друг с другом, получать высшее и среднее образование.
Очень часто студенты, которые имеют полную глухоту, не полностью могут овладеть письменной, словесной или жестовой речью. Так, они переживают существенные затруднения в плане понимания профессионального словаря, в освоении словесных моделей преподавания учебного материала. Студентам с ОВЗ трудно выделить центральную мысль. Таким образом, нужно проводить специальную, коррекционную работу, оказывать специализированную помощь в плане освоения предметов. В данной ситуации переводчик предпринимает индивидуальный подход при донесении учебной информации. Например, одному студенту для понимания, для полноценного восприятия достаточно произнести с артикуляцией определенное предложение (если у него хорошо развит навык считывания по губам). В то же время для другого студента нужно полностью дактилировать слово, закрепить восприятие жестом, который будет отражать лексическое значение конкретного слова. Но бывают и такие студенты, которым помимо указанных действий нужно растолковать значение слова, подобрать эквиваленты или синонимы с разговорного жестового языка, приближенные по смыслу. В перспективе, если будет встречаться аналогичное слово, то достаточно его проартикулировать, показав жест. Именно так происходит формирование навыка восприятия словесной речи.
Сегодня в педагогической науке профессиональное образование для инвалидов, которые имеют проблемы со слухом, рассматривается в качестве многоаспектного, сложного явления (по В.Д. Симоненко):
- социально-культурный феномен, задачи и цели которого определяются по общественному заказу; параллельно образование является важным фактором в общественном развитии, составная часть культуры;
- гибкая, открытая, а также целостная система преемственных, образовательных программ, профессиональных ФГОС, образовательных учреждений;
- комплексный, целенаправленный процесс, итог развития личности посредством научно-организованного обучения, самообразования, а также воспитания;
- некоторый ценз, которого достигает гражданин, что удостоверяется дипломом, присвоением некоторой классификации.
По словам Е.М. Старобина, моделирование в существенной степени наделено проектировочным содержанием. Дело в том, что система профессионального, непрерывного образования инвалидов уже формируется, однако сейчас это процесс стоит далеко от своего логического завершения. Вот почему важно принимать во внимание определенную ограниченность, условность указанного метода. Моделирование образования инвалидов по слуху в профессиональных учреждениях может проводиться согласно некоторым этапам:
- актуализация накопленных знаний в плане объекта исследования;
- выбор с имеющихся моделей такой модели, которая бы максимально отражала сущность анализируемого объекта;
- непосредственный анализ модели, что завершается получением новых знаний по объекту.
Отметим, что выстраивание образовательной модели инвалидов по слуху в профессиональных образовательных учреждениях предусматривает выделение не только внутренних, но и внешних факторов работы системы, ее компонентов, принимая во внимание их достаточность и полноту, установление имеющихся связей между компонентами системы, взаимодействие с системами высшего уровня, определение функций компонентов, а также собственно системы.
Итак, модель профессионального обучения молодежи с ОВЗ (слабослышащие, глухие лица), проработанная С.П. Мадиловым, имеет многопрофильный характер (медико-психологические, профессионально-образовательные, социальные, трудовые аспекты). Такая модель, прежде всего, направлена на реализацию принципов непрерывности, гуманизации, профессиональной направленности, на взаимосвязь производственного, теоретического обучения и производственной практики, умений и знаний профессиональной деятельности.
Что касается развития профессионального образования лиц с ОВЗ, то оно протекает в рамках общих тенденций, которые встречаются в системе образования в начале ХХI века. Система образования – это среда, за счет которой формируются, а также передаются образовательные ценности, поддерживаются внутренние связи в обществе. Она позволяет играть роль инструмента, за счет которого происходит становление, развитие отношений в государстве и обществе, которые направлены на социальную гарантию, партнерство, обеспечивает лицам с ОВЗ равные возможности в плане реализации экономических, гражданских, политических, а также прочих прав, свобод. С. П. Мадилов утверждает о том, что полноценное образование студентов с ОВЗ будет осуществимо только тогда, когда будут организованы условия обучения реально обеспечивающие некоторые потребности лиц с ОВЗ. В частности, это особенности когнитивной и коммуникативной деятельности, возможности общения и передвижения и так далее.
Обучение студентов с нарушениями слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: наглядности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий. Максимальный учет особенностей студентов с нарушением слуха и достаточный уровень наглядности обеспечивается при использовании разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций, учебное пособие, адаптированное для восприятия студентами с нарушением слуха, электронный контролирующий программный комплекс по изучаемым предметам для студентов с нарушениями слуха. Слабослышащие, в отличие от глухих, могут самостоятельно накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата можно достигнуть в учебном процессе.
Обычно результативную оценку получает практическая, а также образовательная деятельность воспитанника в процессе формирования, освоения, а также при контроле полученных навыков, умений, различных знаний. Оценка деятельности слабослышащих и глухих студентов – это оценка не только непосредственная оценка их труда, но и реальная характеристика личности такого человека, качества сформированных навыков и умений, усвоенных, полученных знаний.
Деятельность, будучи объектом усвоения, получения умений, знаний, навыков – это и есть конечная цель обучения. Чтобы охарактеризовать трудовую, образовательную деятельность учащихся с ОВЗ, в образовании требуемся разнообразный и постоянный контроль. Проверка итогов деятельности обучающихся с нарушенным слухом, их умений обобщать, а также излагать полученные знания, показывает, что в некоторых случаях у них могут возникать существенные трудности, обусловленные практическим и теоретическим обучением. Оценивать, определять знания можно разными контрольными средствами. Прежде всего, это средства, которые помогают определять, оценивать итоги обучения, деятельности в целом.
Определяя качество, объем знаний, полученных обучающимися с нарушенным слухом, возникают определенные трудности:
- слабо развита речь, что обуславливает необъективную картину усвоения знаний;
- механически усвоенная информация, понятия – все это дает ложные представления о реальных знаниях ребенка;
- на память заученные теоретические сведения осложняют определение логики, качества и степени усвоения знаний.
В процессе проверки качества трудовой, учебной деятельности у студентов с ОВЗ (по слуху), нужно принимать во внимание не только знание фактического учебного материала, но и умение использовать его в той или иной речевой, практической деятельности. Эффективность практической и теоретической деятельности слабослышащих и глухих студентов может точно определяться итогами планомерного, систематического контроля всего процесса образования (учебная и производственная практика, практическое, теоретическое обучение, прочее).
Деятельность сурдопедагога в массовых профессиональных образовательных учреждениях заключается в закреплении информации, которую получают студенты (в устной и письменной речи) на занятиях по общеобразовательным и специальным дисциплинам, на лабораторно-практических занятиях, производственной практике. Для того чтобы материал лучше усваивался, необходимо его использовать в разных речевых конструкциях (словосочетания, предложения, тексты, диалоги) и в разных ситуациях. Сурдопедагог отрабатывает этот материал со студентами в ходе индивидуальных и групповых занятиях, вводит терминологию в активный словарь.
Чтобы строить занятия с учетом учебных трудностей студентов, в начале учебного года должно проводиться обследование их речевого развития и слухового восприятия и на основе результатов обследования строить коррекционную работу.
Реабилитационная работа с обучающимися с нарушениями слуха направлена на формирование устной и письменной речи, коммуникативных навыков, развитие слухового восприятия. Особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями слуха обуславливают соблюдение определенных требований при организации образовательного процесса. При организации образовательного процесса от педагогического работника требуется особая фиксация на собственной артикуляции.
Особенности усвоения слабослышащими устной речи требуют повышенного внимания со стороны преподавателя к специальным профессиональным терминам, которыми обучающиеся должны овладеть в процессе обучения, а также к использованию профессиональной лексики: для лучшего усвоения слабослышащими специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение обучающимися. Обучающиеся с нарушенным слухом в большей степени нуждаются в использовании разнообразного наглядного материала в процессе обучения. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством схем, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций и тому подобным наглядным материалом. Помимо задачи обучения стоит также и задача по воспитанию у обучающихся с нарушенным слухом ответственного отношения к труду и формированию у них соответствующей мотивации.
Для проведения индивидуальных коррекционных занятий сурдопедагог совместно с преподавателями специальных дисциплин или мастерами производственного обучения подбирает материал по специальности (профессии), обучающихся на индивидуальных занятиях, он предлагает материал слухозрительно (печатный текст, написанный на доске, чтение с губ) и (с учетом возможностей учащихся) на слух с последующим продуцированием в речи.
Формой организации учебного процесса является лекционно-семинарская система обучения и поэтапная система контроля знаний студентов. Проведение занятий различного вида способствует формированию системы обобщенных знаний студентов. Применение поэтапной системы контроля, текущего и промежуточного, способствует непрерывной аттестации студентов.
Необходимо отметить, что основная масса студентов с нарушением слуха имеет сопутствующие заболевания, в связи с этим не все студенты имеют возможность регулярного посещения занятий. Для таких студентов определяется индивидуальный график и форма сдачи материала. Для слабослышащих студентов эффективна практика опережающего чтения, когда студенты заранее знакомятся с лекционным материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты. Такой вариант организации работы позволяет студентам лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты.
У студентов с нарушением слуха на занятиях зрительный канал работает с перегрузкой, причем тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. Это приводит к снижению скорости восприятия информации и повышенной утомляемости во время занятия. Реализации коррекционной направленности обучения студентов с нарушением слуха способствует соблюдение слухоречевого режима на каждом занятии.
Обучение глухих и слабослышащих студентов должно осуществляться на основе образовательных программ, адаптированных для людей с ОВЗ. Одним из факторов эффективного обучения является компетентность преподавателя в применении различных способов общения: наглядности, компьютерных технологий, интеллектуальной доски, а также знание технических средств улучшения слуха, иногда даже элементов жестового языка.
Комплексное использование форм, методов, приемов и средств обучения и контроля, формирование активной жизненной позиции, готовности студентов с нарушением слуха и речи к осуществлению профессиональной деятельности, стремления к самореализации, самоактуализации и самосовершенствованию в стенах техникума формируют комфортные условия для обучения студентов с нарушение слуха и речи.
Для осуществления мероприятий текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации студентовинвалидов и студентов с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, методических указаний и разработок, указанных в программе, особое внимание уделить целям, задачам, структуре и содержанию дисциплины.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Содержание лекций определяется настоящей рабочей программой дисциплины. Лекции – это систематическое устное изложение учебного материала. На них обучающийся получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Обучающиеся приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.
Студент имеет право обратиться к преподавателю с просьбой, предоставить ему дидактический материал заблаговременно до начала лекции с целью предварительного ознакомления с ним, а также попросить наглядное сопровождение к основному материалу лекции (презентацию, схемы, таблицы и т.п.), которое поможет сформировать целостное представление об изучаемой теме.
После лекции желательно закрепить полученную информацию, тогда эффективность ее усвоения значительно возрастает. При работе над конспектом лекции студенту следует отметить материал, который вызывает затруднения для понимания, попытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, структурировать вопросы и обратиться за помощью к преподавателю.
Целью практических и лабораторных занятий является проверка уровня понимания обучающимися вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала.
На практических (лабораторных) занятиях под руководством преподавателя обучающиеся работают парами или малыми группами, отвечают на вопросы тестов, закрепляя приобретенные знания, выполняют практические (лабораторные) и творческие задания и т.п.
Основной формой подготовки обучающихся к практическим (лабораторным) занятиям является самостоятельная работа с учебно-методическими материалами и литературой. Изучив конкретную тему, обучающийся может определить, насколько хорошо он в ней разобрался. Если какие-то моменты остались непонятными, целесообразно составить список вопросов и на занятии задать их преподавателю.
Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. Преподаватель предлагает обучающимся перечень заданий для самостоятельной работы. Самостоятельная работа по учебной дисциплине может осуществляться в различных формах (например: подготовка письменных докладов и статей, защита групповых проектов, эссе, презентации и др.).
Задания могут исполняться студентами как самостоятельно, так и в группе и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Система оценки качества освоения учебной дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию (если она предусмотрена учебным планом). При проведении промежуточной аттестации обучающегося учитываются результаты текущей аттестации в течение семестра.
Форма проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Особенности проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ определяются Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов и Положением о государственной итоговой аттестации.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль успеваемости студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса. Оно предусматривает контроль посещаемости учебных занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей. Данные вопросы решаются совместно с кураторами учебных групп, заместителями деканов по воспитательной и учебной работе.
Библиография:
1. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 22–60.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/scientific_notes/2017/n1/volkova.shtml [Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте теории Л. С. Выготского - Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы - 2017. Том. 27, № 1]
2. Кулбахтина А.З., Назирова А.И., Юланова Д.М. СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24600 (дата обращения: 07.12.2020).
3. Лапшакова, О. Ю. Особенности преподавания курса физики для лиц с нарушениями слуха / О. Ю. Лапшакова, О. С. Оболонская. — // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14234/ (дата обращения: 11.05.2020).
4. Мадилов С. П. Организационно-педагогические условия профессионального обучения в политехническом колледже учащихся с ограниченными возможностями здоровья: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М.: РГБ, 2006.
5. Методические рекомендации по обучению студентов с ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмонтаса, И. В. Быстровой: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. — М.: МГППУ, 2013. — 43 с.
6. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина // Психологическая наука и образование. - 2011. - №1. - С. 51-59.
7. Старобина Е.М. Шестаков В.П. Особенности организации непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: Материалы докладов и сообщений участников международной конференции. - СПб: Файндер, 2002. - С.271-276.
8. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие / Тупоногов Б.К. М.: город Детства, 2008.