Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 5. Организация производственной инфраструктуры предприятия
5.1. Состав и задачи инфраструктуры предприятий
Инфраструктура предприятия – это совокупность структурных единиц предприятия, которые осуществляют техническое обслуживание основных производственных процессов, направленное на обеспечение эффективного функционирования предприятия.
Состав инфраструктуры включает такие структурные единицы: 1) инструментальное хозяйство; 2) ремонтное хозяйство; 3) энергетическое хозяйство; 4) транспортное хозяйство; 5) отдел материально-технического снабжения и складское хозяйство; 6) отдел технического контроля.
Работа подразделений производственной инфраструктуры строится по двум основным направлениям:
1) вспомогательное производство выполняет производственные функции: изготовление технологической оснастки, запасных частей для замены изношенных элементов средств труда; выработка энергоресурсов, потребляемых в основном производстве (тепла, пара, сжатого воздуха и пр.); включает инструментальный, штамповый и модельный цеха, цех приспособлений, входящие в инструментальное хозяйство предприятий; цех запасных частей, который является составной частью ремонтного хозяйства; котельная, генераторные установки, трансформаторные подстанции энергетического хозяйства и др.;
2) обслуживание производства включает: транспортное и складское хозяйства; ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный, электросиловой цеха; отдел технического контроля, а также вспомогательные централизованные службы и службы основных производственных цехов.
Тенденции развития производственной инфраструктуры
1. Повышение организационно-технического уровня производственной инфраструктуры машиностроительного предприятия путем централизации и специализации производства технологического оснащения, запасных частей и выполнения ремонтных операций, механизации и автоматизации транспортно-складских операций, максимального их сближения и совмещения с основными производственными процессами.
2. Интеграция основных, обслуживающих и вспомогательных работ, повышаются требования к профессиональному уровню работников, обслуживающих эти системы.
3. Совершенствование организации и управления производством на основе принципов логистики и создания логистических производственных систем.
5.2. Организация инструментального хозяйства
Глобальная цель ИнХ - своевременное и бесперебойное снабжение цехов, участков и рабочих мест необходимым высококачественным инструментом. Критерием достижения является снижение до минимума расходов на изготовление, приобретение и эксплуатацию инструмента. Локальные цели сводятся к обеспечению высокой эффективности технологии, организации изготовления, хранения, ремонта и восстановления инструмента; правильной эксплуатации и сокращению расхода инструмента; своевременному приобретению и поддержанию минимально необходимых запасов инструмента.
Основными функциями ИнХ являются: планирование деятельности подразделений ИнХ; производство инструмента и технологического оснащения; закупка инструмента на стороне; централизованное хранение и выдача инструмента цехам и на рабочие места участков; восстановление изношенного инструмента.
На верхнем уровне (предприятия):
На нижнем уровне
(в основных и вспомогательных цехах):
инструментальный отдел;
инструментально-раздаточные кладовые (ИРК);
инструментальные цехи, участки;
мастерские или участки централизованной заточки инструмента;
центральный инструментальный склад (ЦИС);
участки текущего ремонта инструмента.
инструментальная группа при отделе материально-технического снабжения;
участки восстановления инструмента.
Норма расхода инструмента - это количество данного инструмента, требуемое для выполнения определенного объема работ.
Различают две группы методов расчета норм расхода инструмента: расчетно-технические и статистические.
Расчетно-технические методы подразделяются на точные и укрупненные. В общем виде норма расхода инструмента Hр в обоих случаях:
Hр = Tп.и/Fэ.и,
где Tл.и - потребное время работы данного инструмента на определенный объем работ; Fэ.и - эффективное время работы инструмента до его полного использования.
Статистический метод установления средних норм расхода строится на основе анализа отчетных данных о фактическом расходе инструмента за один год или несколько лет Qр.ф. При этом учитываются имевшие место неоправданные отклонения в расходе инструмента Qр.н а также влияние намечаемых организационно-технических мероприятий по сокращению расхода данного инструмента, выражаемое коэффициентом р.и(р.и 1). Тогда Hр = (Qр.ф - Qр.н )р.и / 1000.
Задачи планирования ИнХ: расчеты оборотного и эксплуатационного фондов инструмента; планирование и регулирование потребления инструмента; планирование и регулирование производства инструмента.
Расчеты оборотного и эксплуатационного фондов инструмента (см. рис.4.1).
Планирование и регулирование потребления инструмента включает определение расходного фонда инструмента Qрас, а также годовой, квартальной и месячной потребности в инструменте.
Планирование и регулирование производства инструмента имеет много общего с планированием производства основных механообрабатывающих или механосборочных цехов.
Рис.4.1. Оборотный и эксплуатационный
фонды инструмента.
В функции инструментально-раздаточных кладовых (ИРК) входят: получение из ЦИС инструмента и оснастки, организация учета и хранения технологического оснащения, обеспечение выдачи инструмента и оснастки на рабочие места, организация ремонта и восстановления инструмента, списывание пришедшего в негодность технологического оснащения. Одной из важных функций инструментального хозяйства является организация технического надзора за эксплуатацией оснастки, ее ремонтом и восстановлением.
Группы технико-экономических показателей, характеризующих:
эксплуатационные затраты —
затраты на инструмент, приходящиеся на 1000 руб. валового выпуска продукции; доля затрат на инструмент в себестоимости продукции; отношение запасов технологической оснастки к месячному расходу (%); доля стоимости запасов технологической оснастки в общем объеме оборотных средств;
производство технологической оснастки —
объем выпуска и номенклатура оснастки; производительность труда; трудоемкость, металлоемкость, фондоотдача и себестоимость отдельных видов оснастки.
Основные направлениями совершенствования ИнХ в области:
проектирования конструкций и технологии изготовления оснастки —
стандартизация, унификация оснастки (ее сборочных единиц, деталей и заготовок); применение универсально-сборных приспособлений (УСП), типовых технологических процессов, универсально-наладочных приспособлений (УНП), групповой технологии и быстропереналаживаемого группового оснащения (БГО) ;
производства оснастки —
повышение уровня специализации цехов и участков; внедрение средств автоматизации и механизации производственных процессов; организация поточного производства; совершенствование системы планирования в инструментальных цехах;
эксплуатации —
обеспечение нормальных условий работы ЦИС, ЦАС и ИРК; организация активного питания рабочих мест, централизованной заточки инструмента; усиление технадзора; упорядочение нормативного хозяйства; улучшение оперативного и бухгалтерского учета и ужесточение на этой основе расходных лимитов и норм запаса.
5.3. Организация ремонтного хозяйства
Цель ремонтного хозяйства (СРХ) — обеспечение постоянной работоспособности и предупреждение прогрессирующего изнашивания оборудования путем его своевременного ремонта и обслуживания. Критерием достижения цели является снижение до минимума затрат на ремонт и потерь от простоев оборудования.
Основные функции СРХ: планово-предупредительный ремонт оборудования; техническая и оперативная подготовка ремонтных работ; модернизация оборудования; планирование работы подразделений СРХ.
Система ремонтного хозяйства имеет двухуровневую структуру: на уровне предприятия функционирует отдел главного механика (ОГМ); на уровне цехов — службы цеховых механиков (СЦМ).
Системой планово-предупредительного ремонта оборудования называют совокупность различного вида организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых по заранее составленному плану с целью обеспечить наиболее эффективную эксплуатацию оборудования.
Функциональными блоками задач или основными видами работ системе ППР являются техническое обслуживание и плановые ремонты.
Техническое обслуживание (ТО) включает комплекс операций поддержания работоспособности оборудования при использовании его по назначению, а также хранении и транспортировке.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности оборудования или его составных частей.
По объему выполняемых работ и степени восстановления ресурса различают:
Капитальный и средний -
это ремонты, выполняемые для восстановления исправности и полного или частичного восстановления ресурса оборудования;
текущий -
ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене и восстановлении основных частей.
С организационно-технологической стороны:
Текущий (малый) ремонт
выполняется в ходе эксплуатации для обеспечения гарантированной работоспособности оборудования.
Средний ремонт
включает те же работы, что и малый, но по определенной совокупности изношенных деталей и обычно сопровождается частичной разборкой агрегатов.
Капитальный ремонт
предусматривает замену или восстановление всех изношенных деталей, ремонт всех изношенных узлов, регулирование механизмов и выверку координат и выполняется, как правило, с полной разборкой агрегатов.
В зависимости от характера и условий эксплуатации оборудования система планового ремонта и технического обслуживания может быть реализована в трех организационных формах: послеосмотровых, периодических и принудительных (стандартных) ремонтов.
Техническая и оперативная подготовка ремонтов -- осуществляется для всех видов ремонтных работ; состоит из конструкторской и технологической.
Модернизация оборудования при ремонте - методы модернизации весьма разнообразны. Работы должны совмещаться с проведением среднего и капитального ремонтов и выполняться по заранее составленному плану.
Комплекс нормативов, необходимых для планирования ремонтных работ:
Ремонтный цикл (РЦ) - время работы агрегата между двумя капитальными ремонтами. Структурой ремонтного цикла называют состав и чередование работ по техническому обслуживанию (ТО), текущих (Т), средних (С) и капитальных (К) ремонтов в течение ремонтного цикла.
Длительность ремонтного цикла Tр.ц - дифференцируется по группам оборудования.
Длительность межремонтных периодов Tмр - время работы агрегата между двумя плановыми ремонтами:
Tмр = Tр.ц/ (nс+nт+1) = Тр.ц/nо,
где nс, пт, nо - соответственно число средних и текущих ремонтов и периодов обслуживания в РЦ.
Периодичность технического обслуживания — время работы агрегата между обслуживанием и очередным ремонтом
Tо = Tр.ц /(nс+nт+nо+ 1) = Tр.ц/2nо.
Нормативы Tмр и Tо используют при планировании для установления сроков начала очередного ремонта.
Категорию или группу ремонтосложности оборудования - определяют по каждому агрегату числом единиц ремонтосложности R, устанавливаемым в сравнении с базовым станком.
Нормативы трудоемкости - устанавливают на 1 единицу ремонтосложности по видам ремонтных операций и работ.
Нормативы материалоемкости - устанавливают аналогично, но в разрезе основных видов материалов.
Нормативы простоя оборудования в ремонте - рассчитывают в днях на 1 единицу ремонтосложности из условия односменной работы ремонтной бригады.
В основу научной организации эксплуатации и ремонта нестандартного оборудования должен быть положен эксплуатационно-ремонтный оборот (ЭРО) составляющих их элементов.
Основным нормативом ЭРО элемента является эксплуатационная стойкость tст, под которой понимается допустимая наработка элемента (t) между плановыми ремонтами или до его замены новым с учетом требований надежности узла в целом и максимального расходования ресурса. Норматив стойкости элементов должен обеспечивать предупредительный характер работ по техническому обслуживанию и ремонту приборов, его устанавливают исходя из следующего условия: вероятность безотказной работы элементов, имеющих наработку t = tст, должна быть близка к единице при максимальном использовании запаса работоспособности элемента.
Для целей организации ремонта по элементам узла устанавливают также такой плановый норматив их ЭРО, как календарная стойкость tк (или продолжительность межремонтного периода его работы). Данный норматив связан с эксплуатационной стойкостью зависимостью
tк = tст /Kэ,
где Kэ - коэффициент плотности эксплуатации, характеризующий наработку элемента в единицу календарного времени в зависимости от функционального назначения и режима эксплуатации. Этот показатель несложно установить на основании группировки элементов узлов, анализа их структурных и кинематических схем, данных о структуре рабочего времени.
Организация восстановления на основе нормативов ЭРО сводится к двум основным вариантам:
1) узел эксплуатируется без замены элемента запасным, работа узла характеризуется прерывностью, вызываемой ремонтом элемента;
2) узел эксплуатируется с заменой элементов запасными и непрерывно находится в работоспособном состоянии. В зависимости от продолжительности ремонта элемента возможны отношения tп.р>< tк. В случае tп.р< tk для обеспечения непрерывности работы прибора требуется на каждый основной элемент иметь один запасной. В других случаях оборотное число запасных элементов определяют по формуле:
yо = [tп.р/tк] +1.
Замена элементов может быть ремонтной или стойкостной.
5.4. 0рганизация энергетического хозяйства
Главная цель энергетического хозяйства СЭХ - надежное и бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии при соблюдении установленных параметров. Критерием достижения цели является снижение до минимума затрат на доставку и потребление энергетических ресурсов.
Основными функциями СЭХ являются: наблюдение за строгим выполнением правил эксплуатации энергетического оборудования;
организация и проведение ремонтных работ: организация рационального использования, нормирования и экономии энергетических ресурсов; разработка и осуществление мероприятий по реконструкции и развитию энергетического хозяйства.
Для выполнения этих функций СЭХ располагает:
трудовыми (вспомогательные рабочие, технический и административно- управленческий персонал), материальными (основные и вспомогательные материалы и энергия, потребные для восстановительного ремонта и изготовления запасных частей) и техническими (специальное оборудование, агрегаты, технологическое оснащение, подъемно-транспортные устройства) ресурсами;
методическим обеспечением для составления перспективных, плановых (текущих) и отчетных балансов энергоресурсов;
информационным обеспечением (дифференцированные и укрупненные нормы расхода энергоресурсов, планово-учетная документация и средства оргтехники для нахождения и отображения информации, используемой в системе).
Система энергетического хозяйства имеет двухуровневую организационную структуру.
Планирование работ энергетического хозяйства предприятия основывается на балансовом методе, который позволяет определить потребность предприятия в различных видах энергоресурсов и исходя из объема производства и расчетно-технических норм установить наиболее рациональные источники покрытия этой потребности.
Важнейшим элементом информационного обеспечения СЭХ являются нормы расхода энергоресурсов. Под прогрессивной (расчетно-технической) удельной нормой расхода энергоресурсов следует понимать расход энергоресурсов, необходимый для изготовления единицы продукции в наиболее рациональных условиях производства и эксплуатации оборудования.
Нормы подразделяются на дифференцированные и укрупненные.
Технико-экономический уровень энергетического хозяйства предприятия характеризуют показатели: производства и распределения продукции (энергии); удельного расхода энергии и топлива; себестоимости производства энергии (себестоимость 1 кВт-ч электроэнергии, 1000м3 сжатого воздуха); энерговооруженности.
5.5. Организация транспортного хозяйства
Цель транспортного хозяйства - своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг. Критерием достижения цели служит сведение до минимума доли транспортных расходов в себестоимости готового продукта.
Основными функциями системы транспортного хозяйства являются:
обеспечение производственного процесса всеми видами транспортных средств; разработка и внедрение единых транспортных систем с автоматическим адресованием грузов; широкое использование стандартной сборно-разборной тары; планирование транспортных операций (перевозок); организация учета затрат на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы.
Система транспортного хозяйства имеет двухуровневую структуру.
Транспорт завода подразделяется по характеру и месту перевозок - на внешний, межцеховый и внутрицеховый; по видам транспортных средств - на железнодорожный, безрельсовый и механический (мостовые краны, кран-балки, конвейеры и др.); по принципу действия - на транспорт периодического и непрерывного действия; по направлению перемещения грузов - на горизонтальный, наклонный, вертикальный (подъемники) и горизонтально-вертикальный (краны, погрузчики); по сроку действия - на постоянный и временный.
Грузооборот - это общее количество грузов, перемещаемых по территории предприятия, цеха и склада в единицу времени (в течение года, квартала, месяца или суток). Грузовым потоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени в соответствии с последовательным ходом производственного процесса между отдельными цехами и участками завода.
Для каждого грузопотока определяют потребность в транспортных средствах по следующей общей формуле
Tср = Qсут /(npKи.гпq)
где Qсут — количество груза, подлежащее перевозке за сутки, т; nр — число рейсов в сутки; Kи.гп - коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства; q — грузоподъемность транспортного средства, т.
Планирование работы внутризаводского транспорта разделяется на технико-экономическое, оперативно-календарное и диспетчирование.
Технико-экономическое планирование заключается в разработке и контроле выполнения годового и квартальных планов производственно-хозяйственной деятельности внутризаводского транспорта с распределением основных показателей по месяцам года (производственной программы, плана организационно-технических мероприятий, плана по труду, плана по себестоимости транспортных работ и т.д.).
Оперативно-календарное планирование включает расчет загрузки транспортных средств и числа необходимых для их обслуживания рабочих и календарное распределение работ в строгом соответствии с потребностями производства.
Диспетчирование транспортных работ — это составление, оперативное регулирование и контроль выполнения графиков и сменно-суточных планов перевозок.
Технико-экономические показатели и нормативы:
1) часовая производительность транспортных средств
Bт.с = (qKи.гп60)/Tц.т,
q - грузоподъемность, т; Tц. т - продолжительность транспортного цикла, мин;
2) себестоимость перевозки 1 т груза
Ст = Смч/Вт.с,
где Смч - себестоимость машино-ч работы, руб.;
3) коэффициент использования времени работы транспортных средств
Kв.т = Fэ/Fк 1,
где Fэ и Fk -соответственно полезное и календарное время работы в плановом периоде, ч;
4) коэффициент использования пробега транспортных средств
Kп.т = Lпр/(Lпр+L’пр) 1,
где Lпр и L’пр - соответственно длина пробега с грузом и без груза, км.
Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства являются: внедрение в производство современного подъемно-транспортного оборудования, единых транспортных систем с автоматическим адресованием грузов, автоматических складов, телеуправляемых транспортных средств, гидравлического, пневматического и канатно-подвесного транспорта непрерывного действия; проектирование технологии транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и ее оформление единой технической документации; совершенствование системы организации, планирования перевозок и диспетчирования на основе применения математических методов и ЭВМ.
5.6. Организация складского хозяйства
Главная цель ССХ - обеспечение сохранности и выдачи основным вспомогательным цехам и участкам потребных им видов обращаются в производстве материальных ресурсов в соответствии с утвержденными производственными программами. Критериями достижения цели являются: снижение до минимума затрат на качественный и количественный прием, хранение и подготовку к потреблению материальных ресурсов; полное, своевременное и комплексное снабжение подразделений основного и вспомогательного производства потребными им материальными ресурсами.
Основными задачами ССХ являются: рациональная организация количественной и качественной приемки материалов с учетом требований стандартов к химическому составу и физическим свойствам материалов; обеспечение надлежащих режимов хранения материальных ценностей; подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению; организация оперативного учета ресурсов; контроль за отпуском материальных ресурсов цехам, участкам и на рабочие места; своевременное выявление излишних и сверхнормативных материальных ценностей для принятия соответствующими службами предприятия и цехов мер по максимальному и скорейшему вовлечению их в производственный оборот.
Система складского хозяйства имеет двухуровневую структуру. На уровне предприятия создаются материальные, производственные и сбытовые склады. К материальным (снабженческим) относят склады шихтовых и формовочных материалов, металлов, топлива, покупных комплектующих изделий, к производственным - склады полуфабрикатов, оборудования, запасных частей к оборудованию, опок, моделей и центральный инструментальный склад (ЦИС), к сбытовым - склады готовых изделий, запасных частей, утиля и отходов. Материальные склады подчиняются отделу материально-технического снабжения, производственные - производственному отделу, отделу главного механика, инструментальному и другим основным отделам завода, сбытовые — отделу сбыта предприятия (объединения).
На уровне цехов функционируют цеховые склады (кладовые), подразделяемые на материальные и производственные, которые выполняют те же функции, что и склады предприятия, но подчиняются начальникам цехов.
Главной проблемой в области нормирования и планирования запасов является их оптимизация, т.е. установление минимального размера запасов, при котором обеспечивалась бы непрерывность производственного процесса.
Размер абсолютных запасов может иметь натуральное (т, м, м3, шт) и денежное (руб., тыс. руб.) выражение. Знание абсолютных запасов необходимо для организации складского хозяйства (расчет складских площадей, учет и контроль уровня запасов), расчета оборотных средств и других целей. Относительные запасы выражают в сутках, неделях, месяцах потребления или отпуска материала и показывают, на какое число дней работы обеспечено предприятие данным запасом.
Производственные запасы подразделяют на текущую, подготовительную и страховую части.
Основными направлениями совершенствования организации складского хозяйства являются: внедрение комплексной механизации и автоматизации всех подвижно- транспортных и складских операций, что резко увеличивает пропускную способность складов и степень использования их площади и объема; повышение уровня организации собственно складского хозяйства, что позволяет высвободить производственную площадь, сократить число транспортных рабочих, повысить культуру производства; широкое использование экономико-математических методов и вычислительной техники, средств механизации и автоматизации при планировании, учете движения материальных ресурсов и управлении складским хозяйством.