Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
Тема: Организация (образовательная организация): ключевые черты и основы построения. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации. Уровни управления
План лекции:
1. Понятие образовательной организации, ключевые черты, типы образовательных организаций.
2. Разделение труда в образовательной организации (на примере общеобразовательной школы).
3. Уровни управления образовательной организацией (на примере дошкольной образовательной организации).
Понятие образовательной организации, ключевые черты, типы образовательных организаций
Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
К ключевым чертам образовательной организации относятся следующие:
- Образовательная организация – это юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
- Образовательная организация – некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса, находятся в образовательной организации на правах оперативного управления, т.е. предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом распоряжаться им.
- Право образовательной организации заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с образовательным процессом, и использовать для этого переданное ему имущество.
- Право собственности образовательной организации на доходы от самостоятельной деятельности и приобретённые на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами.
По своим организационно-правовым формам образовательные организации могут быть государственными, муниципальными, негосударственными - частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные организации на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и административного ведения.
К образовательным относятся организации следующих типов:
1. дошкольные;
2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3. организации начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4. организации дополнительного образования детей и взрослых;
5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6. организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
7. другие организации, осуществляющие образовательный процесс.
Государственный статус образовательной организации (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ей образовательных программ) устанавливается при ее государственной аккредитации.
Разделение труда в образовательной организации (на примере общеобразовательной школы)
Образовательный процесс в современной образовательной организации требует совместной работы многих специалистов и разделения труда между ними. Под специализацией понимается форма разделения труда соответственно выполняемым видам работ и квалификации работников.
Определение необходимого характера и степени специализации труда - это первая задача организационной деятельности. Она состоит в определении видов работ, которые следует предпринять для достижения целей образовательной организации и их рациональном распределении между отдельными сотрудниками и группами соответственно их квалификации. Если квалификация работников не соответствует предъявляемым требованиям, то возникает проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также подбора новых специалистов.
Разделение труда происходит по двум направлениям: горизонтальному - стадийное распределение работ; и вертикальному — разделение работ по уровням иерархии. В образовательной организации имеют место оба способа специализации. Например, в школе учителя работают с учащимися разных классов (по стадийное распределение). Труд делится на исполнительский и управленческий, то есть по уровням иерархии. В то же время внутри этого разделения труда также существует своя специализация. В традиционной образовательной системе между учителями принята предметная специализация. Специализируется и управленческий труд, например, заместителей директора по начальной и средней школе, руководителей методических объединений.
Специализация может быть как узкой, так и широкой. Наиболее широка она у учителя начальной школы. Некоторые учителя специализируются на преподавании предмета только в определенных классах, например, «учитель физкультуры начальной школы». Это пример узкой специализации.
Специализация имеет ряд преимуществ. Она позволяет сделать трудовой процесс более экономичным и управляемым, служит основой для развития профессионализма. Вместе с тем она порождает и негативные последствия. Специализация разрушает целостность учебно-воспитательного процесса, приводит к «функционализму», порождает необходимость координации труда учителей разных специальностей. Отрицательно сказывается она на мотивации учителей, сужая их видение работы школы и возможности для творческой деятельности. Узкоспециализированный труд ухудшает условия для профессионального общения, обмена опытом и развития членов педагогического коллектива.
Другой задачей организации как функции управления является группировка различных видов работ (департаментализация). Смысл ее состоит в том, чтобы закрепить определенные виды специализированных работ за группами специалистов.
Первым основанием для группировки служит наличие связей между отдельными трудовыми процессами. Для решения разных по характеру профессиональных задач необходимо разное по степени интенсивности взаимодействие сотрудников, участвующих в их решении. Интенсивного взаимодействия требуют задачи, которые не могут быть решены в одиночку, без объединения усилий нескольких сотрудников разной квалификации. Например, разработка оптимального для учащихся класса варианта учебного плана или расписания занятий, создание системы внеурочной работы по предмету, разработка методики работы с учащимися с низким (высоким) уровнем обучаемости, создание механизма преемственности в обучении иностранному языку и др.
Помимо взаимозависимости, работу разных специалистов можно группировать по сходству выполняемых функций. В школе обычно несколько учителей имеют одинаковую специализацию: например, преподают один предмет, работают с учениками одного класса и т.д. На основании этого осуществляется группировка работ по горизонтали.
Подразделением школы является относительно самостоятельная структурная единица, объединяющая специалистов, выполняющих взаимозависимые и сходные по характеру профессиональные задачи. Объединения учителей одного класса, параллели, начальной, средней и старшей школы, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, учителей, преподающих предметы одной образовательной области, работающих по программам одного образовательного уровня и т.д. — все это структурные подразделения школы.
При правильной группировке работ:
- профессиональные задачи, требующие коллективной деятельности, решаются не менее качественно, чем индивидуальные;
- нет подразделений, деятельность которых для учителей бессмысленна и малоэффективна:
- имеются условия для общения и удовлетворения социальных потребностей педагогов;
- создана среда для профессионального роста и развития кадров.
Уровни управления образовательной организацией (на примере дошкольной образовательной организации).
Согласно статьи 26 ФЗ «Об образовании» управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе принципов единоначалия и самоуправления.
Основой для структуризации является разделение труда (в соответствии со штатным расписанием). Одна из форм разделения труда носит горизонтальный характер, например: пищеблок – шеф-повар, младший персонал – медсестра, технический персонал – завхоз, педагогический - старший воспитатель; имеет место и вертикальное разделение труда, т.е. определение работы по координации от непосредственного выполнения заданий.
Преднамеренное вертикальное разделение труда в ДОО даёт в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления.
Организационная структура управления детским садом представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде трех уровней.
На первом уровне управления находится заведующий детским садом, который назначается на должность и освобождается от должности учредителем. Заведующая осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения.
На втором уровне управление осуществляет заместитель заведующего по ВМР (старший воспитатель), который взаимодействует с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующий осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а также структуры дошкольной организации.
Третий уровень управления осуществляют воспитатели, педагог– психолог, учитель–логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители. В детском саду соблюдаются социальные гарантии участников образовательного процесса. Реализуется возможность участия в управлении образовательным учреждением всех участников образовательного процесса.
Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Четкое вертикальное и горизонтальное разделение труда в каждом уровне отражено в должностных инструкциях для конкретных работников.
Каждый линейный руководитель имеет в своем подчинении определенные категории сотрудников. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет собой сферу контроля – одну из важных аспектов организационной структуры учреждения. В ДОО выделяется сфера контроля по функциональным областям руководителя второго звена (ст. воспитатель руководит деятельностью педагогов, завхоз – обслуживающим персоналом, ст. медсестра, не только деятельностью младшего персонала, но и другими сотрудниками в отношении соблюдения санитарных норм и правил при проведении педагогического процесса, содержании помещений и т.д.).
Определение четкой структуры управления ДОО позволяет заведующей широко использовать делегирование – передачу задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них. Делегируются, прежде всего, полномочия и власть, которая позволяет их выполнять. Частичное делегирование ответственности за выполнение поставленных задач ни в коей мере не снимает её с единоличного руководителя организации.
Итак, структура управления ДОО представляет собой пирамиду. При этом должно быть соблюдено требование – чем выше уровень управления, тем меньше количество людей его представляют. Основой этой управленческой пирамиды являются дети и их родители (рис. 1).
Рис. 1. Система управления дошкольной образовательной организации
Таким образом, система управления образовательным учреждением обеспечивает включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.
Список источников:
1. Государственная политика в сфере образования и инновационные модели управления образовательным учреждением: составители О.Г. Прикот, В.Н.Виноградов. – Петрозаводск, 2010. – 218 с.
2. Исаев Р. А. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 264 с.
3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учеб. пособие. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. - 357 с.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.