Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация исследований. Методика сбора и обработки материалов.

  • 👀 390 просмотров
  • 📌 338 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация исследований. Методика сбора и обработки материалов.» doc
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕТОДИКА СБОРА И ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ Экономико-географические работы проводятся в форме камеральных и полевых исследований, организация которых предполагает три этапа. Подготовительный этап. Прежде чем собирать материал, необходимо определить основную научную идею, четко сформулировать название темы, ее цель и задачи; составить схематический план, в котором намечаются основные разделы будущей работы и ее направление. После этого, чтобы определить степень изученности проблемы и не дублировать уже сделанного, необходимо ознакомиться с литературой по данной теме и с картографическими материалами. Работа над литературой должна быть творческой: применительно к теме следует законспектировать важные мысли и положения, сделать копии карт, планов; выписать образцы таблиц, которые могут пригодиться в будущей работе. При этом необходимо, соблюдая правила ссылки, точно указать источник информации. Когда литература и другие источники изучены, необходимо составить программу исследований и подготовиться к полевому этапу. Для этого в программу должен быть включен перечень объектов исследования и организаций, располагающих источниками информации по данной проблеме. По каждому разделу программы разрабатываются и заготавливаются определенные формы таблиц. Составляется перечень картографического материала, которым необходимо будет пользоваться в процессе изучения темы (например, карта района, схематический план города, план землеустройства) или который будет составлен по результатам исследований. Определяется круг вопросов, которые необходимо выяснить на месте, заранее продумывается содержание бесед; составляется подробный вопросник. Последнее особенно важно для начинающего исследователя, не обладающего достаточным опытом и знаниями в данной области. К проведению бесед, опросов, к анкетированию нужно готовиться особенно тщательно. Полевой этап исследований - самый ответственный. Методы и приемы сбора первичных материалов разнообразны и требуют глубоких знаний методики исследования. Важнейшим «аккумулятором» полевых материалов является дневник, в который записываются все научные данные, личные впечатления, наблюдения, содержания бесед. Наряду с дневником ведутся специальные рабочие тетради, куда вносится вся информация в соответствии с программой исследований. Сбор материала, особенно статистического, требует исключительной тщательности и аккуратности (записать точные названия источников, единицы измерения, годы, на которые составлены сведения, и т. д.). В полевых условиях необходима калька, миллиметровая бумага для выкопировки и вычерчивания рисунков. Большую помощь может оказать фотоматериал, поэтому географ наряду с картографированием должен хорошо владеть техникой фотографирования. Методика сбора материалов. Главное требование к сбору информации - ее надежность и достоверность. При географическом исследовании нужные материалы обычно приходится собирать из различных источников, нередко прибегая к выборочным обследованиям. Очень важно также отобрать нужную информацию, избегая двух крайностей: и изобилия, и недостатка информации, раскрыть суть явления. Информация должна быть определенной: применяемые факты и данные должны отвечать цели исследования и быть однозначными, т. е. в единой системе измерения, в одном времени, относительно одного и того же или сходных пространств. Информация должна отражать процесс движения, динамику явления, развитие от простого к сложному, от известного к неизвестному, от старого к новому. Рекомендуются временные сопоставления на определенные даты, периоды. При этом расстояния между датами выбираются равновеликими, например, через каждые 5 (10) лет и последние 3-4 года без перерыва. При географических исследованиях необходимо относить информацию к равновеликим территориальным группировкам, административным единицам одного порядка. С учетом этих условий применяется более экономный способ сбора информации - выборка. Выборка бывает нескольких видов: а) элементарная, или метод «ключей», т. е. изучение наиболее типичных объектов в генеральной совокупности. Главное условие при этом - правильный отбор «ключевых» элементов; б) простая систематическая выборка - отбор элементов из всей совокупности систематическим, регулярным способом (через равные интервалы, например, каждый пятый, десятый). Процедура этой выборки очень простая, но при этом существует реальная опасность преувеличить долю отдельных признаков. По этой причине простую систематическую выборку нельзя признать надежной; в) простая случайная выборка - отбор элементов совокупности случайным образом, основанный на законах вероятности, по схеме случайных чисел. Конечно, здесь результат может оказаться приближенным, но этот способ незаменим при изучении множества вариаций совокупности; г) выборка типическая стратифицированная, заключающаяся в том, что генеральная совокупность расчленяется на части и выборка извлекается из каждой части. Этот способ позволяет исследовать выборочно все вариации совокупности явлений или объектов. Но он возможен лишь при условии, что уже имеется хотя бы грубое представление о структуре статистической совокупности. Например, расчленив все города на три основные группы - крупные, средние, малые - можно дальше вести случайную или систематическую выборку по каждой из трех групп. Данный способ выборки требует двух необходимых условий: во-первых, еще до отбора нужно знать структуру совокупности; во-вторых, для получения точных результатов каждая выделенная категория, группа должна быть относительно однородной, без особых внутренних вариаций. Метод стратифицированной выборки наиболее приемлем для географических исследований. Источники информации. Современный этап исследований отличается колоссальным объемом и потоком научной информации. Существуют два вида информации – документальные источники и непосредственные обследования. Огромное множество документальных источников информации, которыми пользуются исследователи-географы, можно объединить в следующие группы. Документальные опубликованные материалы, такие как: • законы, подзаконные акты, нормативные документы, стандарты и пр.; • статистические публикации (справочники, бюллетени, ежегодники, сводки); подробным источником информации являются переписи, материалы которых публикуются периодически (переписи населения, жилого фонда и др.). Большинство статистических публикаций готовится к печати различными ведомствами и службами, например, министерствами, управлениями); • периодические издания (журналы, газеты); • энциклопедические издания: энциклопедии, специальные энциклопедические словари и т. п. Неопубликованные статистические материалы: • отчетные документы (годовые, квартальные отчеты предприятий, организаций); • плановые материалы учреждений, предприятий, министерств; • периодическая отчетность министерств, ведомств, организаций; • материалы администраций муниципальных образований, предприятий, домоуправлений, ЗАГСов, органов милиции и т. д. Неопубликованные статистические материалы, относящиеся к мелким территориальным единицам, несмотря на некоторую недоступность, представляют собой лучший источник информации при крупномасштабных исследованиях. Карты часто служат ценным источником информации, например топографические, отражающие подробности ландшафтов, размер и планировку поселений, транспортной сети; карты-планы городов и целых урбанизированных зон; картосхемы плановых и проектных организаций; тематические специальные карты (почвенные, геологические, агроклиматические и др.). Аэрофотоснимки можно использовать и как источник данных, и для целей интерпретации. Они показывают все видимые детали природных и культурных ландшафтов, форм расселения, транспортных линий и потоков. Прочие источники информации. К ним относятся материалы музеев, библиотек, архивов, адресные справочники, путеводители, расписания движения транспорта. Если же перечисленные выше источники информации не обеспечивают исследователя необходимым потоком информации, он прибегает к натурным обследованиям интересующих объектов. Они могут быть в форме наблюдений или опроса населения. Наблюдения чаще всего осуществляются в форме картирования (земель, форм рельефа, ландшафтов, типов поселений и т. д.). Если же информация отсутствует или нужно узнать мнение людей, выяснить мотивы, причины социальных явлений, исследователь прибегает к помощи анкет и интервью. Нужно помнить, что любая исследовательская работа должна опираться на сведения из надежных источников. Заключительный этап. Методика обработки материалов исследования. При изучении социально-экономических процессов, их влияния на окружающую среду основная часть сведений представляет собой первичные статистические данные. Поэтому важно уметь так обрабатывать исходный материал, чтобы он не только легко воспринимался, но и лег в основу выводов. Исходная информация в процессе анализа подвергается обработке по трем основным направлениям: обобщение, сопоставление и выводы. Самый распространенный метод обобщений - группировка данных вокруг некоторых пороговых величин. В процессе группировки совокупность данных разбивается на конкретные статистические группы. Принцип группировки подчиняется задаче исследования. Предел числовых значений каждой группы должен соответствовать либо арифметической, либо геометрической прогрессии или иметь хотя бы одинаковый шаг изменения признака. При этом не следует стремиться к многочисленности групп, так как теряется целостное представление и не получится обобщенной картины. Различаются группировки по количественным и качественным признакам. Если единицы совокупности группируются по территориальному признаку, то такие группировки называют географическими, или территориальными. При помощи такой группировки можно проследить тенденции развития определенных территориальных объектов и явлений и сделать выводы об их взаимосвязи. При помощи группировок можно показать структуру совокупности (распределение населения по возрастным группам). Метод группировок помогает выделить основные типы и формы явлений. Наиболее сложная форма группировки – аналитическая, с ее помощью можно выявить взаимосвязи между явлениями, показателями. Метод группировок является важнейшим методом экономико-статистического анализа. Этот метод позволяет не только отразить качественное многообразие разнообразных явлений; он дает возможность установить и изучить связи между ними. Однако неправильная группировка может исказить действительность, затушевать ее отдельные стороны, поэтому исследователь должен хорошо владеть экономической теорией, которой он руководствуется. Группировочные признаки не должны быть случайными, формальными, ибо от правильности выбора группировочного признака зависит и правильность выводов. Один и тот же материал при неправильном применении метода группировок может дать диаметрально противоположные выводы. Результаты группировок можно изобразить наглядно в виде диаграмм распределения, гистограмм, огив, полигонов. Диаграмма распределения показывает, как часто встречается каждое значение изучаемого признака. Частоту наблюдений в каждой группе по определенному размеру шкалы показывает гистограмма. Если по оси ординат отметить численность групп, а на оси абсцисс - интервалы численных значений изучаемого признака, а каждый интервал представить своей средней точкой, то получим изображение в виде полигона. Показав на оси ординат вместо частот проценты, можно получить график, который называется огивой. Вторым важным методом обобщения данных является метод средних величин. Самый распространенный вид средней величины - среднее арифметическое, т. е. сумма всех исходных величин, деленная на число наблюдений. Есть еще одна разновидность средней величины, которая называется медианой - это цифра в середине ранжированного ряда. Наиболее часто встречающееся числовое значение, типичная цифра данной совокупности, или мода, «модальная группа», также может служить примером обобщенной средней величины. Роль средних величин в экономико-геоэкологическом анализе чрезвычайно велика. Благодаря их применению, исследователь получает возможность переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному. Без средних показателей, отражающих реально достигнутые, объективные уровни, невозможно сопоставление изучаемого признака, явления во времени и в пространстве. Средняя величина абстрактна, но именно в этой абстракции заключается научная ценность средних как обобщающих характеристик совокупностей. После обобщения данных необходимо произвести их сравнение, сопоставление, чтобы определить степень, уровень развития явлений или процессов, установить причины их возникновения и следствия, из этого вытекающие. В географических работах используются два вида сравнений. Чисто описательные сравнения широко распространены в сравнительной региональной географии (сравниваются, например, особенности природы, хозяйства, занятий населения стран и районов). Второй вид сопоставлений помогает найти не только объяснение установленным характеристикам, но и причину выявленных различий. В этом случае приходится рассматривать факторы, влияющие на развитие тех или иных процессов, и определять характер связи между независимыми и зависимыми переменными. Из сравнения двух переменных рождается объяснение явления. Сопоставления такого рода называются объяснительными, с их помощью выявляются закономерности изучаемых процессов. Оформление материалов исследования. После обработки данных требуется представить полученные результаты в форме, соответствующей требованиям для оформления научных работ. Автору необходимо переосмыслить полученный материал, изложить его грамотно, логически последовательно, увязав теоретические знания с практическими результатами. Следует проявить умение анализировать факты и явления, делать правильные умозаключения, ясно, четко, убедительно выразить свою идею, дать конкретные предложения или рекомендации, имеющие практическое значение. Выводы автора должны отразить суть и ценность проведенных исследований, показать результаты работы. Каждая научная работа (для студентов вуза это курсовая и дипломная) состоит из следующих главнейших структурных элементов. Введение. В нем кратко формулируется обоснование актуальности темы исследования, постановка задачи, цель и методы ее достижения. Приводятся сведения об объектах исследования, использованных материалах, дается обзор важнейших научных публикаций по данной теме, отмечается новизна работы и личный вклад автора в разработку проблемы; кратко излагается содержание каждого раздела. Основная часть. В ней объясняется методика работы, может быть дан подробный литературный обзор, раскрываются общие закономерности и особенности изучаемой проблемы, подробно излагаются собственные исследования по данной теме, характеризуется роль и значение объекта исследования. Автор может высказать критические замечания в адрес существующей методики исследования, дать оценку условий его проведения, оценить собственные результаты, их научную и практическую значимость. Основная часть работы должна содержать богатый и разнообразный картографический материал, сложные аналитические таблицы; можно использовать и фотографии. Весь картографический материал выполняется в соответствии с правилами картографии и является неотъемлемой частью текста, в котором дается его анализ. Текст не должен быть перегружен цифровой информацией; ее лучше представить в форме рисунков или обобщающих таблиц. Сведенные в таблицы данные дают возможность делать выводы, обобщения, создают зримую картину, экономят место и облегчают анализ приводимых статистических показателей. Пронумерованные таблицы имеют названия и ссылки на источник информации. Содержание таблицы не повторяется в тексте, на его основании необходимо сделать выводы применительно к содержанию раздела. Если в работе использованы цитаты из сочинений других авторов или из официальных документов, их следует воспроизводить точно по подлиннику, ссылаясь на последнее издание. Цитаты должны иметь соответствующие ссылки на источники, из которых они взяты. Без них цифры и факты теряют достоверность. Заключение или выводы в больших и сложных работах могут быть сделаны по каждому разделу, а в конце всей работы дается заключение и общие выводы. Выводы - это сжатое изложение полученных результатов, принадлежащих автору и вытекающих из содержания работы. К законченной научной работе прилагается список использованной литературы и других источников. Он может быть составлен строго по алфавиту (по фамилиям авторов или по названиям работ) или по мере упоминания литературного источника по тексту. Библиографическое описание использованной литературы состоит из следующих элементов: фамилия автора (авторов), инициалы; название литературного источника (полностью); подзаголовочные данные, т. е. сведения, указывающие на вид издания, его повторность или периодичность; фамилия научного редактора и др.; выходные данные, т. е. место издания, издательство, год издания (см. литературу в конце пособия). Таким образом, к оформлению результатов исследований предъявляются определенные методические требования, соблюдение которых обязательно для каждого исследователя.
«Организация исследований. Методика сбора и обработки материалов.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Бойко Е. А., Бережкова Е. И., Головешкина Н. В., Яхудина Е. Н.
Смотреть все 53 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot